Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Победитель без шансов на победу

Бесконечная история Формулы 1 продолжается на страницах данного ЖЖурнальчика. Сезон 1979, перевалил экватор и мы подобрались к ГП ФРГ. Это десятое Гран При сезона и это Хоккенхайм. Трасса, которая ранее вынуждала делать сложный выбор между низкой прижимной силой для скоростных прямых и в то же время устойчивости в поворотах, Особенно в секции при входе на стадион. Компромисс находить получалось не всегда, отсюда интересные результаты. Но Граунд-эффект стер всю эту особенность трассы к чертям. Теперь главное было следить, что бы поребрик не оторвал юбку, а все остальное машина сделает сама.
Эмерсон Фиттипальди привез в Германию. новую машину F6A, на самом деле это старая F5, несколько доработанная, ибо на F6 Эмерсон махнул рукой. Причем проблемы были не в машине, а в том, что братья Фиттипальди решили использовать родные бразильские комплектующие. Так выходило дешевле и патриотичней. На деле, все оказалось не столь радужно. Качество исполнения ни выдерживало никакой критики, а для доводки / починки деталей приходилось летать в Бразилию.
В Tyrrell не было Жан-Пьера Жарье. Он слег в больницу, после подиума в Британии, ибо гепатит дал осложнение. Француза заменил Джеф Лиз, 28-летний британец, бывший чемпион Ф-Форд, хорошо выступавший в CAN-AM.

McLaren выдал новую М29 и Патрику Томба. Француз пока не набрал в чемпионате очков и подвергся критике в британской прессе.
Хоккенхаймринг отлично подошел Рено, движок желтых чайников славно справился на прямых, поэтому Рено смогли настроить на большую прижимную силу в поворотах. Жабуй взял поул с 1'48''48 ", что на три секунды быстрее прошлогоднего поула Андретти.

Джонс второй. К Лижье вернулась скорость, Лаффит третий. Пике выдал снова отличное 4-е время.
9
G. Villeneuve
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
10
Rene Arnoux
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
7
Niki Lauda
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12
3.0  B12
8
D Pironi
Tyrrell 009
Ford Cosworth DFV
5
J Scheckter
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
6
С. Regazzoni
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
3
J. Laffite
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV       3.0 V
4
N. Piquet
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12
3.0  B12
1
J-P. Jabouille
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
2
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
У Арну были проблемы с движком, поэтому, в отличии от Жабуя он 10-й. Андретти и Рётеманн были быстрее, чем в прошлом году, но этого хватило лишь на 11 и 13 места, конкуренты Лотуса за год шагнули далеко вперед. Между пилотами Лотуса разочарованный Джон Уотсон. Бедный Фиттипальди лишь 22-й. Гайяр и Мерцарио квалификацию не прошли.
В Германии образца июля 1979 года жарковато. что плохо для Рено, чье турбо не сильно любит жару.
Смотрим.

4.00 Старт

Джонс захватил лидерство. Лаффит проходит Жабуя в первом повороте, но Жан-Пьер отыгрался на прямой. После первого круга
1. Джонс Williams
2. Жабуй Renault
3. Лаффит Ligier
4. Шектер Ferrari
5. Регаццони Williams
6. Пике Brabham
7. Лауда Brabham
8. Пирони Tyrrell
9. Андретти Lotus
10. Вильнев  Ferrari

В конце первого круга сходит Штук, как и прошлом году его гонка окончилась едва начавшись.
На втором круге Лауда отнимет 6-е место у Пике. Арну и Томба обойдут Вильнева.
7.00 Клубы пыли во второй шикане. Это не удержал свой Лотус Карлос Рётеманн и попал в рельс. Пилот не пострадал, по его версии, его подтолкнул Масс.
10.00 Видно, как Арну атакует Пирони (ранее уступившего Андретти) и проходит пилота Тиррелл.
Далее гонка протекает в мирном ключе. После 5 круга
1. Джонс Williams
2. Жабуй Renault -1,8 сек.
3. Лаффит Ligier -3,9
4. Шектер Ferrari -5 сек.
5. Регаццони Williams -6,8 сек.
6. Лауда Brabham -11 сек.
7. Андретти Lotus
8. Пике Brabham
9. Вильнев  Ferrari
10. Арну Renault

Дидье Пирони в беде его обошли Томба, Уотсон и Икс. А Эмерсон Фиттипальди гонку закончил из-за отказа зажигания.
14.00 Вдалеке видим как Вильнев прошел Пике. На Нельсона тут же набрасывается Арну. Чуть позже нам покажут начало его атаки. В это же время Жабуй начал приближаться к Джонсу.
15.00 Видно что Рено буквально висит у Джонса на хвосте. Это борьба за лидерство. Но не сказать, что у Джонса падает скорость, ибо от остальных они уехали уже на 6 секунд.
18.00 Жабуй наступает на пятки. Но на входе в стадион его задние колеса блокируются. И в Sachkurve Жабуя разворачивает

Двигатель забит песком и глохнет. Это сход.

У Джонса нет больше соперников. Меж тем пока все заняты этой бедой немолодого француза, Регаццони обошел Шектера, а Жиль Вильнев отобрал 5-е место у Лауды.
21.00 Полный провал у Рено. Рене Арну было вышел на 6-е место опередив Лауду, но у него лопается заднее правое колесо, повредив ошметками подвеску. Рене смог удержать машину и припарковался в траве.
После 11 кругов
1. Джонс Williams
2. Лаффит Ligier -7,8 сек.
3. Регаццони Williams -8,6 сек.
4. Шектер Ferrari -9,6 сек.
5. Вильнев  Ferrari -21,3 сек.
6. Лауда Brabham -24,7 сек.
7. Андретти Lotus
8. Пике Brabham
9. Икс Ligier
10. Томба McLaren
Самая острая борьба сейчас между Лаффитом и Регаццони. А также в большой группе собранной позади Пике.
26.00 Жабуй раздает интервью бывшему пилоту Ф1 Харальду Эртлью.
27.00 Икс обходит Пике. Меж тем впереди Клей Регаццони обогнал Жак Лаффита  Willams идет к дублю.
28.00 Лаффит пытается отыграть позицию обратно. Излишне рьяно, ибо в первой шикане, он даже обоими колесами заскочил в траву, но Клей остается впереди.

30.00 Эмерсон Фиттпальди оказывается ещё не дошел до боксов и чешет вдоль трассы в прогулочном темпе, на титрах его обозначили как Арну, но комментатор прав, это Эмерсон, видно по черно-красному шлему в руках.
Лаффит продолжает висеть на хвосте у Регаццони.
33.00 Фиттипальди дошел до Рётеманна, идет светская беседа на обочине, а мимо проносятся более удачливые парни.
35.00 Пирони на пит-стопе для ремонта поврежденной юбки.
36.00 Сход Андретти - поломка шарнира. Лотусы вне игры.

Это главный спонсор Лотуса, владелец Essex Дэвид Тим, засветившийся на ГП ФРГ

Ловкий мощенник не выглядит расстроеным неудачам команды.

Джонс очень быстр, он уже на 30 секунд оторвался от Клея. Регаццони в свою очередь сделал зазор от Лаффита и Шектера. Те поняв. что за Williams не угнаться, сбросили скорость и берегут резину. Интрига в гонке умерла.
38.00 Эртль поймал для интервью Штука. Андретти уныло идет в боксы.
После 20 кругов
1. Джонс Williams
2. Регаццони Williams -45 сек
3. Лаффит Ligier -19 сек.
4. Шектер Ferrari -22 сек.
5. Вильнев  Ferrari -38 сек.
6. Лауда Brabham -14 сек.
7. Икс Ligier
8. Пике Brabham
9. Уотсон McLaren
10. Томба McLaren
42.00 Компания Фиттиальди-Рётеманн и Андретти обсуждает перипетии чемпионата, на склоне, возможно они прячутся от интервьюера Харальда Эртлья. Видно, что Рётеманн всем рассказывает, как его выбил Масс.
45.00 Пит стоп Эктора Ребаке, уже второй, но проблему с отвратительной управляемостью он не решает и мексиканец скоро сойдет. Джонс начинает обходить первых круговых. это Ян Ламмерс (Пирони и Ребаке из-за их технических проблем, не считаем). 47.00  Йохен Масс обошел Томба в борьбе за 10-е место на входе в стадион. Но Патрик героически отбивается. Интересная борьба, жаль. что далеко в хвосте.
51.00 взрыв задней шины выводит из строя Жаки Икса. Подвеска бельгийца сломана. Жаль, проводил неплохую гонку. Жена Икса - Катерина вроде довольна мужем

Позади Масс и Патрезе все же обошли Томба.
53.00 Меж тем Ники Лауда нагнал Жиля Вильнева

Жиль явно износил шины и его Феррари скользит в поворотах. Ники приближается. И в первой шикане проходит канадца
57.00 Увы но движок Ники Лауды отдает богу душу на входе в стадион. Это девятая поломка двигателя Альфа Ромое у Лауды в 10 гонках.
После 30 кругов
1. Джонс Williams
2. Регаццони Williams -21,3 сек
3. Лаффит Ligier -27,2 сек.
4. Шектер Ferrari -30,4сек.
5. Вильнев  Ferrari -1 мин. 3 сек. .
6. Пике Brabham -1 мин 6 сек.
7. Уотсон McLaren
8. Патрезе Arrows
9. Масс Arrows
10. Лиз Tyrrell
Джонса беспокоит возникшая в двигателе воздушная пробка, двигатель икает и есть риск повторить сход как в Британии. Росберг сошел из-за утечки масла. Разбил заднюю подвеску и сошел с закипевшим движком Томба. Наконец Нельсон Пике настиг и моментально обошел Вильнева убившего свою резину.

1.11 Взрывается одна из задних шин Патрезе итальянцу остается лишь запарковаться в траве.
Джонс проходит на круг Масса и теперь в одном круге с Аланом лишь 6 машин.
1.14 У Жиля Вильнева надломалось заднее крыло и он едет на пит-стоп. Происходит замена крыла и  колес, Жиль возвращается на трассу 9-м в круге позади более аккуратного Шектера.

Джонс все медленнее и медленнее, потому что его двигатель шипит, пыхтит и крякает. Вильнев на свежих шинах устанавливает быстрый круг. Регаццони отыгрывает у партнера по команде по 2 секунды за круг, но времени остается очень мало.
1.26 Шесть секунд между Джонсом и Регаццони. Пике останавливается на обочине, позади машины Андретти. Очередной отказ двигателя, за круг до финиша.
1.28 Финиш. Не смотря на умирающий двигатель и совсем убитую резину Алан Джонс одержал свою вторую победу в Ф1 (и первую за рулем Williams)
1. Alan Jones
2. Clay Regazzoni +2.91 сек.
3. Jacques Laffite +18.39 сек.
4.  Jody Scheckter +31.20 сек.
5.  John Watson +1:37.80
6.  Jochen Mass +1 круг


Алан Джонс был хорош и его упорство нашло достойную награду. Когда болид прибыл в боксы, оказалось, что задняя левая шина почти плоская (продлись гонка ещё пару кругов и Джонс сошел бы с взорвавшимся колесом, как многое, если бы раньше не сдох двигатель). Но зная, что колесо вот вот взорвется, Джонс продолжал мужественно выдавать на прямой 220 км/ч. Фрэнк Уильямс на седьмом небе от счастья, после 9 лет прозябании в хвосте пелотона, команда выдала победный дубль. "Это самый счастливый день моей жизни" говорит Фрэнк журналистам.

Доволен и Жак Лаффит. наконец-то он отыграл хоть какие то очки у Шектера.
Меж тем, в чемпионате любопытная ситуация, Williams провалили начало сезона из-за позднего введения своей машины с граунд-эффектом и её детских болезней. И теперь, даже если все оставшиеся гонки выиграет Алан Джонс (а в теории это возможно), он все равно не будет чемпионом мира, из-за того, что в зачет пойдут лишь 4 из его побед.
Личный зачет:
учитываются результаты 4 лучших из 7 первых гонок и 4 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Джоди Шектер -35 (39)
2. Жак Лаффит -28
3. Жиль Вильнев -26
4. Клей Регаццони -22
5. Патрик Депайе -20 (22)
6. Карлос Рётеманн -20 (25)
7. Алан Джонс -16
8.  Жан-Пьер Жарье -13
9.  Джон Уотсон -13
10.  Марио Андретти -12
11. Рене Арну -10
12. Жан-Пьер Жабуй -9
13. Дидье Пирони -8
14. Риккардо Патрезе -2
15. Йохен Масс -2
16. Эмерсон Фиттипальди -1
16. Ники Лауда -1
16. Жаки Икс -1
1. Ferrari -65

2. Ligier - Ford Cosworth -51

3. Willims - Ford Cosworth -38

4. Lotus - Ford Cosworth -37

5. Tyrrell-Ford Cosworth -21

6. Renault -19

7. McLaren - Ford Cosworth -13

8. Arrows -  Ford Cosworth-4

9. Fittipaldi - Ford cosworth -1

9. Brabham-Alfa Romeo -1

Джеф Лиз в первой гонке немного помешал при обгоне на круг Алану Джонсу, но смог финишировать 7-м, на грани очковой зоны.  Сейчас мало кто вспомнит этого пилота, а ведь подавал большие надежды когда-то и считался спасителем британского автоспорта. Не сложилось. Попробуем разобраться почему.
Geoff Lees

Джеф Лиз родился в небольшой деревушке близ  Кингсбери , графство Уорикшир, в самом сердце Великобритании, 1 мая 1951 года, всего в 10 километрах от трассы Мэллори Парк.  Поскольку особых развлечении в глубинке не было, все односельчане ходили смотреть гонки, не был исключением и Лиз, а когда в гонках стал участвовать его сосед (на Лотусе 7), Джеф стал ему, помогать за определенную сумму. Вскоре стало ясно, что Лиз на трассе бывает чаше, чем в школе и  15 летний парень решил, что школа ему не нужна, тем более, что работая механиком на трассе, он уже хорошо зарабатывал. Сменить колесо, перебрать движок, не проблема.  Однажды на трассу, прокатится на свеже купленном Ягуре E-Type, приехал сам Грэм Хилл и даже перекинулся с пацаном несколькими словами, что то обсудив в Ягуаре.  Это был переломный момент, Лиз взял все наколенные деньги и оплатил курс обучения в  гоночной школе Джима Рассела. Окончил не блестяще, но этого было достаточно, что бы выступать в клубных гонках Лотусов. А в 20 лет, в 1971 году, попасть в Формулу-Форд.
В дебютный год Лиз окончил чемпионат 4-м и выиграл гонку на родной трассе. Но дальше, спонсоров и денег у Лиза не было, следующие два года, он копил денег и в 1974 вернулся в чемпионат, купив подержанный Ralt. И Лиз окончил сезон 2-м. А ещё через год, получив место в заводской команде, Джеф выиграл все три британских чемпионата Ф-Форд и итоговый фестиваль Ф-Форд в Гудвуде. Пришло время расти дальше. Британская Ф3, где тоже было несколько чемпионатов, сильная команда Chevron, но в 1976 Лиз закончил один из чемпионатов 4-м, а в 1977 3-м. Неплохо, но после блеска в Ф-Форд ждали большего.
1978 год Лиз встретил в кладбище пилотов и старых машин Формулы 1 - британской серии Аврора, чемпионате б/у Формульной техники
Три победы, 6-е место. В том же 78 Лиз впервые оказался за рулем настоящей Формулы 1. На ГП Британии его пригласили за руль второго Ensign, но там было сумасшедшее количество участников, и дебют Лиза. как и то, что он не прошел квалификацию, остались не замеченными. Засветился Лиз и в Ф2 и финишировал 4-м в Мизано.
Наконец в 1979 году  Джеф Лиз с радостью констатировал, что он не тратит деньги на гонки, а даже стал их на гонках зарабатывать. Его пригласили в CAN-AM.
В тот год чемпионом стал Жаки Икс, потому что он был стабилен.Я и  Кеке Росберг, мы были более быстры. Но у меня был двигатель Chaparral страдающий проблемой с клапанами. Я лидировал во множестве гонок, но так ни одной из них не выиграл. Это был хороший год, и мне понравилось, особенно гонки на Road America и Road Atlanta, но я никогда туда не вернулся.  Лизу было тяжело, он так и не приспособился к перелетам через Атлантику, но занял 3-е место в чемпионате, следом за Иксом и Росбергом и следом за ними оказался в середине сезона в Ф1 (Икс, напомню сменил Депайе, а Росберг Ханта, по ходу сезона). Ну а Лиз подменил проболевшего Жарье.
Лиз только прилетел из Амерки и вошел домой, как раздался звонок от его менеджера Питера Гетина (того самого, победителя ГП Италии 71 года). Он говорит "Не распаковывай свои сумки, сейчас привезут билет в Германию, поедешь завтра за Тиррелл". Интересно, что с Жарье они были примерно одной комплекции и машина Лизу отлично подошла. Кен Триррелл сказал ему, что не будет разочарован, если Джеф не пройдет квалификацию, а Лиз квалифицировался 16-м и финишировал 7-м, опередив своего партнера Пирони и парней из Shadow.Он просто наслаждался и гонкой и трассой. После гонки Кен Тиррелл сказал Лизу, что хочет его увидеть и в Австрии. Лиз обрадовался, и даже купил родителям билеты на трибуны. Мне перезвонили и говорят, "К сожалению на следующей неделе вы нам не нужны". Я думаю, ну очевидно же, Жарье выздоровел и поедет в Австрии. Потом я смотрю в субботу квалификацию по телевизору и понимаю, что за рулем совсем не Жарье, а Дерек Дэйли. Черт, да я просто обезумел. Вы можете себе это представить?
В ноябре Лиз сгонял в Азию и выиграл гонку Ф3 в Мокао
А в 1980 его снова позвали в Формулу 1. Стефан Йоханссон, проведя две гонки в ужасе сбежал из Shadow и Лиз согласился его сменить.
Это была худшая машина в моей жизни. Единственный автомобиль, который меня напугал. Команда домучилась до ГП Франции, после чего канула в небытие. В Голландии Лизу предложили место в Ensign, что было вариантом не лучше.
Ну представьте, вы настраиваете планку стабилизатора на полную мягкость или на полную жесткость. а ровным счетом ничего не меняется. Наконец концовку сезона ГП США Лиз провел на прошлогоднем Williams команды RAM. Машина безусловно была лучше, но увы сам Лиз в те выходные тяжело болел гриппом и не показал все что мог.
Всего два раза за тот сезон Лиз прошел квалификацию. Само собой такими результатами кого либо заинтересовать он не мог. Но тем не менее Джефу удалось получить место и место хорошо оплачиваемое, но в Формуле 2. Ralt Рона Торанака и вернувшаяся в автоспорт Хонда.
Японцев Лиз скорее всего заинтересовал второй подряд победой в Макао, что сделало Лиза в Азии довольно популярным. С Ralt так и вовсе давние связи ещё по Ф-Форд. Напарником его должен был стать загадочный новозеландец Майкл Тэкуэлл, самый молодой дебютант Формулы 1, на тот момент, но так же в ней место не нашедший. Майкл был талантлив, но больно молод и весь груз настройки, доводки лег на плечи Лиза. Двигатель Хонда был слишком прожорлив, но постепенно эту проблему удалось решить. Ещё он был слишком громок, у Джефа жутко болела голова, но он ехал.
Начиная с середины сезона Лиз провел серию из трех побед и трех вторых мест и стал чемпионом, опередив Тьерри Бутсена на 16 очков.
Лиз оказался в непростой ситуации. Он надеялся перейти в Формулу 1 вместе с Хондой. Но Хонда была ещё не готова к такому переходу. Хороших мест в Ф1 для Джефа не была. А ждать Хонду в Формуле 2 он не мог, по правилам, чемпион не мог дальше выступать в чемпионате. В 1982 году, он дважды засветился в Формуле 1. На ГП Канады с командой Theodore и во Франции подменял травмированного Менселла в Лотусе. Финишировал 12-м. И это было его последнее Гран При Формулы 1.
Так и не дождавшись прихода Хонды Джеф решил податься в Японию, став одним из первых европейских пилотов в стране восходящего солнца. В первый же сезон Лиз побил местную звезду Сатуру Накаджиму и стал чемпионом. В 1984 он был вице-чемпионом.  В 1987 году он был близок что бы вернутся за руль Формулы 1 причем не абы куда а в Williams. Весь  86 год тест-пилотом движков Хонды был Накаджима, ставший в 87 боевым пилотом Лотуса, Лиз занял его место. Он был готов стартовать в третьей машине сэра Фрэнка на ГП Японии, но Уильмяс тогда отказался от этой идеи. Его хотели выставить в Лотусе, но там воспротивился Сенна, ибо Лиз бы поехал на его запасном болиде. Мог бы и подменить травмированного Менселла в Австралии, но в команду раньше времени перешел Патрезе. Вообщем опять упущенные возможности.
Он перебрался в японский чемпионат спорт-прототипов. Потом представлял Тойоту в мировом. Выиграл 1000 км. Монцы 1990 года, 6 раз участвовал в Ле-Мане.  В 1998 был тест пилотом МакЛарена, когда тот запускал в серию свой дорожный автомобиль, потом помогал фирме Листер. В 2000 году Лиз окончательно повесил шлем на гвоздь. Была у него попытка создать свою команду в японском чемпионате спорт-прототипов, но не удачная. Нынче Лиз почетный пенсионер. имеющий небольшой бизнес, связанный с продажей автомобильных аксессуаров.

Печальная история о таланте, у которого не было денег для успеха? Я разочарован только своей карьерой в Формуле 1, но я был счастлив, что отправился в Японию, там я за 10 лет познакомился со своей женой (его жена Японка), заработал хорошие деньги и я чувствую, что мне повезло, что я занимался любимым делом так долго.
Tags: 1979, Формула 1, германия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    Как обычно летом в боксе затишье, правда 14 августа обещают столько разных боев, что прям не знаешь какой выбрать на анонс. Ну а пока, продолжим…

  • Про бокс

    Бой Фьюри-Уайлдер перенесли на октябрь, ибо ковид. Поэтому снова есть возможность повспоминать историю супер-тяжелого веса. Год 2002 есть обще…

  • Про бокс

    Хороший июль нас ждет, ребята. Фьюри-Уайлдер чего только стоит, но это ближе к концу а пока, потренируемся в свежем бюксе и предсказаниях, на совсем…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments