Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Возвращение цыганки

История Формулы 1 продолжается ребята. Сезон 1979 года перетек наконец-то в Европу. Гран При Испании готовилось дать ответ на вопрос кто же все же сильнее Лижье или Феррари. Лаффит или Вильнев? Тут ещё интересный момент, что в Феррари, офицально, первым номером был не Вильнев, а Шектер, само собой не довольный тем, что в чемпионате в лидеры выбился Жиль. В Лижье и Лаффит и Депайе имели равный статус, чем само собой был недоволен Жак Лаффит, ибо до этого он три года был единоличным лидером и любимцем команды. Патрику Депайе, закаленному в схватках с такими напарниками как Шектер и Петерсон, собственно до мнения Лаффита и его статуса в команде, не было никакого дела. Такая вот интересная четверка, к которой должны были присоединиться и парни из Лотуса, ожидающие свою новую машину. Плюс, не смотря на отсутствие спонсоров, хорошо проявил себя Тиррелл.
За неделю до Харамы, прошла не зачетная гонка чемпионов в Брэндс Хетче. Лижье в этой гонке не участвовали, Скудерию представлял лишь Вильнев, он и выиграл это Гран при, опередив Пике и Андретти.
Андретти и вывел на испанскую трассу новый Лотус 80

Высшая форма развития граунд-эффекта и квинтэссенция инженерной мысли Колина Чепмена. Эффект Вентури продлен до редуктора, что бы там не обозначали эти слова. Интересное заднее крыло, являющееся как бы продолжением болида.  По замыслу Колина машина вообще должна была ехать без переднего крыла, но пока этот замысел не сработал. В Испании на Лотус 80 крыло спешно приделали. Рётеманна новинка не вдохновила и поэтому, пока, она в руках лишь Марио Андретти.

Renault Sport так же представили свой граунд-эффект. Франсуа Кастен, Мишель Тету и Марсель Юбер работали над этой машиной. Огромные пантоны и длинная колесная база. Бернар Дюдо переделал двигатель. Теперь у Ренро две маленькие турбины, что должно было помочь справится с перегревом и повысить надежность. Пока новая машина в руках Жабуя, у Арну она будет в Монако.

А вот и новый Williams. FW07 привозили в Лонг-Бич, но в гонке он не участвовал. Компактная и элегантная машина, пожалуй одна из самых красивых машин того года. Долго, на деньги арабских шейхов. её мурыжили в аэро-трубе, но все это обязательно должно было дать результат.

McLaren M28 В, Обычный М23 получился тяжелым, громоздким, медленны на прямых и плохо тормозил. Гордон Коппак, ночи не спал, что бы как-то исправить ситуацию. Машина полегчала на 20 кило, укоротилась на 20 см, и обзавелась новым спойлером, новыми радиаторами. Вообщем изменилось все, кроме окраски и движка. Новая машина пока в руках Джона Уотсона.

Ligier JS11 тоже слегка изменился. Жерар Дюкаруж сместил центр тяжести (за счет разделения пантонов), что бы машина лучше управлялась. Измениласть задняя аэродинамика у ATS.

Мерцарио представил А2 - болид работы Джорджио Валентини, Симона Гадфильда и самого Мерцарио. Он дебютировал в Лонг-Бич, но там машина толком не успела себя показать.
А это команда Вилли Каузена

Каузен, владелец команд в гонках спорт-прототипов и Формулы 2, решил штурмовать Формулу 1. Болид WK 004 построен Клаусом Капице и в принципе является копией Лотуса 79. Пилот - итальянец Джанфранко Бранкателли, гонщик команды в Формуле 2.
Все два дня квалификации, над трассой дул сильный, холодный, северный ветер и в пятницу начало сессии задержали на два часа, ибо медицинский вертолет не мог в такой ветродуй летать (времена и требования к безопасности меняются). Правда злые языки поговаривали, что задержка была связана с тем, что на трассу запаздывал транспортер везший новый Лотус 80 (там возникли проблемы с документами на испанской таможне)

Лаффит взял поул на две секунды улучшив время прошлогоднего поула. По слухам, переживший два поражения подряд Goodyear, привез Лижье совсем новый и более быстрый тип шин. Джоди Шектер все два дня воевал со стабилизатором поперечной устойчивости, а потом столкнулся с Дэйли не увидевшего африканца в зеркалах. Рётеманн пропустил квалификацию в субботу из-за утечки воды.
9
Jean Pierre Jabouille
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
10
Didier Pironi
Tyrrell 009
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
7
Nelson Piquet
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12 3.0  B12
8
Carlos Reuterman
Lotus 79
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
5
Jody Scheckter
Ferrari 312 T4
Ferrari 015 3.0 B12
6
Niki Lauda
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12 3.0  B12
3
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T4
Ferrari 015 3.0 B12
4
Mario Andrett
Lotus 80
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
1
Jacques Laffit
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
2
Patrick Depailler
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Следом  Арну, Жарье и два новых Williams. Хант 15-й, Уотсон 18-й и спортивный директор Макларен Алекс Кэлдуэлл говорит, что ни понимает, что происходит с командой и новым болидом.
Дэйли (на древнем N177), Мерцарио и Браннкателли квалификацию не прошли.
Ну давате смотреть.

2.00 Старт.

Андретти протиснулся было меж двух Лижье, но у него упали обороты движка и он пропустил кучу народа. Вильнев смог опередить Рётеманна на первых метрах. После первого круга
1. Депайе Liigier
2. Лаффит Liigier
3. Вильнев Ferrari
4. Рётеманн Lotus
5. Шектер Ferrari
6. Андретти Lotus
7. Лауда Brabham
8. Пирони Tyrrell
9. Пике Brabham
10. Жабуй Renault

На втором круге Карлос Рётеманн опередил Вильнева
7.00 Жиль Вильнев стремится отыграться у Рётеманна и атакует аргентинца. Начало атаки видно, а вот продолжение оператор не уследил, а меж тем Вильнев слишком сильно заехал на пареблик и его развернуло. Каким то чудом, никто в канадца не приехал и он вернулся на трассу на 8-м месте. Надо заметить, что уворачиваясь от Вильнева, далеко в песок уехал Жабуй и вернулся последним.

8.00 Жиль Вильнев снова в том же месте пытается атаковать, на этот раз Пике. И снова не удачно. Жиля опять развернуло и на этот раз он вернулся на трассу 13-м (и опять вдали от операторских глаз). Заметим, что там же, в конце первого поворота, на том же круге развернуло Ханта и де Анджелиса, возможно там было пролито чье-то масло, хотя сходов со взрывом движков, пока не было.

Далее пелотон разбился на группки. Лаффит висел на хвосте у Депайе, Шектер дышал в спину Рётеманну. Интересно боролись Арну, Жарье и Депайе.
После 10 круга
1. Депайе Liigier
2. Лаффит Liigier -0,5 сек.
3. Рётеманн Lotus -10 сек.
4. Шектер Ferrari -10,8 сек.
5. Андретти Lotus -13 сек.
6. Лауда Brabham -14 сек.
7. Пике Brabham -17 сек.
8. Жарье Tyrrell -17,5
9. Пирони Tyrrell -20
10. Регаццони Williams -23
Лаффит на каждом круге машет руками своим механикам, что бы они убрали с его пути Депайе. Но у пилотов равный статус и команды посторониться Патрику не поступило.

21.00 Шектер пытается просочится мимо Рётеманна, но не удачно.
23.00 В пылу борьбы Жак Лаффит втыкнул вместо пятой передачи третью и перекрутил двигатель. Это сход (за пределами камер как всегда) Жако остается злиться только на себя. Одновременно с этим из-за поломки регулятора подачи топлива сходит Пике.
26.00 Очередная попытка Шектера обойти Рётеманна.
После 20 круга
1. Депайе Liigier
2. Рётеманн Lotus -14,3 сек.
3. Шектер Ferrari -15 сек.
4. Андретти Lotus -19,3 сек.
5. Лауда Brabham -20 сек.
6. Жарье Tyrrell -23
7. Пирони Tyrrell -24,5
8. Регаццони Williams -25,5
38.00 Ники Лауда пытается опередить Андретти, эта парочка уже близко  подъехала к паре Рётеманн-Шектер. В боксах из-за поломки турбо сходит Жабуй. Одновременно со схожими проблемами сошел Уотсон.
41.00 В шпильке Peggio Рётеманн блокирует колесо, но умудряется сдержать Шектера. У аргентинца явно проблемы с тормозами. Андретти в это время оторвался от Лауды и стал приближаться к Шектеру
После 30 кругов
1. Депайе Liigier
2. Рётеманн Lotus -15,7 сек.
3. Шектер Ferrari -16,8 сек.
4. Андретти Lotus -18,7 сек.
5. Лауда Brabham -20 сек.
6. Жарье Tyrrell -24
7. Регаццони Williams -27
8. Пирони Tyrrell -29
43.00 У Джоди Шектера совершенно изношена резина и его начало болтать по трассе, о преследовании Рётеманна уже речи не идет.
45.00 Пит-стоп Штука. За пределами камер из-за движка сходит Регаццони, рассчитывающий попасть в очки.
48.00 Патрик Депайе немного теряет времени при обгоне на круг Эктора Ребаке. Шедший 13-м мексиканец готов пропустить лидера но в удобном для себя месте.

54.00 Группа Рётеманн-Шектер-Андретти уперлась в круговых Томба и Ламмерса. Карлос рискованным маневром сразу проходит обоих и таким образом за счет двух бедолаг отсекает себя от Шектера с Марио. Андретти же при обгоне Томба, повредил себе переднее крыло и резко отстал от Шектера. Более того к нему стал приближаться Лауда.
1.00 Штук снова заехал в боксы для технической проверки. Там же с проколом Джонс.
1.02 Ханс-Йоахим снова в бокса, а в это время Лауда обошел покалеченного Андретти в борьбе за 4-е место. В кино это не попало.
1.07 Стадно молодых баранов - оно же болельщиков, перебегает трассу, к счастью никому не помешав.
После 48 круга
1. Депайе Liigier
2. Рётеманн Lotus -19,2 сек.
3. Шектер Ferrari -21,4 сек.
4. Лауда Brabham -24 сек.
5. Андретти Lotus -26,5 сек.
6. Жарье Tyrrell
7. Пирони Tyrrell
8. Вильнев Ferrari
9. Арну Renault
10. Масс Arrows

1.10 Рётеманн нагнал Фиттипальди и Ребаке боровшихся за 11 место. Оба заняты борьбой и отчаянно тормозивший Эмерсон чуть не спровоцировал массовый завал с участием одного из лидеров гонки.
1.13 Теперь Фиттипальди и Ребаке догнали Шектер с Лаудой
1.14 С дымившимся двигателем в шпильке Pegio сходит де Анджелис и снова трассу перебегает какой-то деятель.
1.17 Шектер все никак не может обойти Ребаке-Фиттипальди, осторожничает да и шины его порядком изношены. Этим пытается воспользоваться Лауда. Концовку атаки не показали, но окончилась она ничем. Но чуть позже Лауда добьется своего и обойдет Шектера. Героическая же гонка Ребаке замедлилась из-за закипевших тормозов.
1.23 Мы видим, что на расстояние атаки к Шектеру уже подобрался и Андретти, не смотря на сломанное крыло.
1.25 Ники Лауда исчезает в боксах, Alfa Romeo  кипит из-за утечки в системе охлаждения. У Ники есть серьезные вопросы и к итальянцам и к Берни.

1.27 Жиль Вильнев побывал на пит-стопе и теперь, на свежих шинах, он самый быстрый человек на трассе. Он отыгрывает у Депайе круговое отставание обратно и показывает быстрый круг.
1.31 Оператор наконец-то показал нам, что Марио Андретти прошел таки Джоди Шектера и вышел на третье место (случилось это на финишной прямой). К африканцу уже приближается Жан-Пьер Жарье
1.40 Патрик Депайе пересекает финишную черту и одерживает свою вторую победу в Формуле 1

1. Patrick Depailler
2.  Carlos Reutemann +20.94 сек.
3.  Mario Andretti +27.31 сек.
4.  Jody Scheckter +28.68  сек.
5.  Jean-Pierre Jarier +30.39 сек.
6. Didier Pironi +48.43 сек.

Сам король Испании Хуан Карлос награждал счастливого победителя. Патрик Депайе после этой победы разделяет лидерство в чемпионате с Жилем Вильневым. И это первая победа Лижье, когда на трассе присутствовал сам Ги Лижье (в Южную Америку он не летал)

Патрик Депайе. Это плата мне за все поражения. Мои ребята уже стали во мне сомневаться. Они молча делали своё дело, хлопотали обо мне. Все было подготовлено для меня, что бы я начинал выигрывать, но я все никак не мог... Теперь мне стало легче дышать...
Все это говорит о том, какое напряжение царило во французской команде после двух слитых Гран При.
Оба Лотуса попали на подиум, но старый 79 обошел новый 80. В сердцах Колин Чепмен решил что у 80 нет будущего и на его развитее не стоит тратить время и ресурсы.
Личный зачет:
учитываются результаты 4 лучших из 7 первых гонок и 4 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1. Жиль Вильнев -20
2. Патрик Депайе -20
3. Жак Лаффит -18
4. Карлос Рётеманн -18
5. Джоди Шектер -16
6. Марио Андретти -12
7. Жан-Пьер Жарье -7
8. Джон Уотсон -4
8. Алан Джонс -4
10. Дидье Пирони -4
11. Эмерсон Фиттипальди -1
11. Ники Лауда -1
1. Ligier - Ford Cosworth -38

2. Ferrari -36

3. Lotus - Ford Cosworth -30

4. Tyrrell-Ford Cosworth -11

5. McLaren - Ford Cosworth -4

5. Willims - Ford Cosworth -4

7. Fittipaldi - Ford cosworth -1

7. Brabham-Alfa Romeo -1

Ну вот и он, мистер Ян Ламмерс, поучаствовавший на этом Гран При в борьбе
Jan Lammers


А ведь Яна Ламмерса можно было бы назвать Максом Ферстапеном 80-х. В 16 лет чемпион страны в кузовах, первую гонку в Ф-Форд начал с поула, чемпион Европейской Ф3 и как и следующий её чемпион - Алан Прост, сразу перешел в Формулу 1. Престижный журнал Autosport называет его самым перспективным молодым пилотом будущего и дальше тишина. Ну как тишина, безусловно Ян Ламмерс стал звездой гонок спорт-прототипов, но ожидалось то, гораздо большее. Если не первый голландский чемпион мира, то хотя бы первый голландец на подиуме. Но нет.
Он родился в маленьком приморском городке Зандворте, 2 июня 1956 года. Большинству нормальных людей название этого городка ничего не скажет, читатели же данной серии постов, прекрасно понимают, что Зандворт это в первую очередь трасса Формулы 1 и пристанище Гран При Голландии.  Его родители не имели никакого отношения к автоспорту, но город им само собой жил и Ян с детства был впечатлен тем, как оживал городок во время Гран При. В 12 лет Ян  на гонках стал зарабатывать. С тряпкой и ведром, мыл машины после гонок. После чего Ян работал на автостоянке, где  он научился филигранно парковать машины, а так же дрифту. О таланте дрифтера Яна Ламмерса местные жители узнали. когда он в заносе, разорвал ленточку, на открытии нового супермаркета.
Когда мне было 16 лет, я подал заявку на получение гоночной лицензии, хоть и был слишком молод, что бы получить водительские права.  Роб Слотемакер помогал молодому голландскому гонщику Виму Лоосу, но Вим погиб в Спа и Роб обратил внимание на меня. Роб захотел мне помочь и доверил мне раллийную Симку. На этой машине я выиграл свою первую же гонку и стал чемпионом голландского тюнинга. Так же вместе с Робом я ездил на гастроли в Германию. Роб выступал за рулем Камаро в большом классе, а я за руле Опеля в малом классе. За рулем Камаро Роб и погиб в Зандворте в 1979 году.
Мне само собой хотелось выступать в Формулах и я встретил парня, которого звали Ян Бик. У него был бордель в Амстердаме и он зарабатывал на нем очень хорошие деньги. Он нашел мне старую Формулу Форд фирмы Crosslé и заплатил за неё. Он показал мне бордель, но я никогда не пользовался его услугами. Девицы конечно были заинтригованы, обычно мужчины приносили в бордель деньги, я же наоборот уносил.
Так то я был обычным школьником, когда услышал, что Hawke и Crosslé проводят тесты Формулы Форд. Там были все топ пилоты Голландии и некоторые парни из Британии. Я упросил парня из Хоук, проехать. Остальные пилоты были очень профессиональны, в безупречных комбинезонах, в самых модных шлемах. Я был в джинсах и толстом свитере и одолжил дешевый шлем у мопедиста, приехавшего посмотреть соревнования.
Я забрался в Hawke, подложил под спину куртку, что бы доставать до педалей. Я закрыл забрало и понял, что мопедист ни разу его не мыл, потому что оно было не прозрачным. Я сделал три круга, вышел и сказал "Спасибо большое, хорошая машина. Но мне надо на работу". Они мне сказали, что я был быстрее всех и должен попробовать Crosslé. После пары жарких кругов, я заметил, что температура воды слишком высокая. Меня хорошо воспитал Роб и я знал, что на датчики всегда надо реагировать, поэтому я просто отключился и пересек финишную черту с мертвым двигателем. Они сказали, что я был быстрее ещё на 0,8 сек.
Яну Бику пришлось уже раскошелиться на новый Hawke и Ян отправился в Данию и Германию. В 1977 году он провел несколько гонок в Ф3. Веселое время было - Уорвик, Пике, де Анджелис, Йоханссон все они были в Ф3, тогда. Машина была неконкурентоспособна. Ralt или Chevron, вот что было нужно. К тому времени моим спонсором стал  брокер по недвижимости в Амстердаме, и я сказал ему, что если у меня будет достойная машина, я стану чемпионом Европы в формуле 3.
Он мне не поверил и я предложил взять в аренду Ralt и провести день в Зандворте. Если бы я не показал хороший круг для Ф3, он был не стал его покупать. Я проехал около 100 кругов и примерно 70 из них были очень быстры. Так что я получил Ralt и у нас вышла хорошая битва с Андерсом Олофссоном. У нас было одинаковое количество очков и побед, но у меня было одно второе место и я стал чемпионом.

Тут же поступило предложение из Формулы 1 от Shadow. Конечно же, я принял его. Оглядываясь назад, я думаю, что я поспешил. Я был готов к Формуле 1, это не было проблемой,но нужно было ещё насобирать достижений, что бы получить предложение от команды получше. У меня был голландский спонсор табак Самсон, и я принес свои деньги команде. Но у Shadow все было не здорово. Случился отрыв парней из Arrows, Джеки Оливера, Алана Риса и, самое главное, Тони Саутгейта уже не было. Владельцем команды был Дон Николс, менеджером Джо Рамирес, наверное самый красивый человек, из тех, что я встречал в автоспорте. Но Shadow DN9 не была хорошей машиной.

Моим напарником по команде был Элио де Анджелис. Это был и его первый сезон в Формуле-1, но - возможно, из-за его картингового опыта - я думаю, что он повзрослел быстрее меня,и  он, вероятно, имел преимущество. Он восемь раз меня переквалифицировал, я переквалифицировал его пять раз. У нас было много сходов, и мой лучший финиш был только девятое место в Канаде, но я отлично поехал в Лонг-Бич. Я вытащил этот грузовик по улицам, чтобы квалифицироваться 14-м. В гонке я увяз в первом повороте и имел длинную остановку, чтобы заменить заднее крыло, но когда я снова вернулся на трассу, я показал восьмое по скорости время. Затем в Монце мое официальное отборочное время было 1мин 39.088сек, у Элио было 1мин 39.149сек. Каким-то образом он попал в задний ряд , а меня отправили домой, как не-квалификцированного. Ну, он был итальянцем, и мы были в Италии - ну, вы понимаете.
В 1980 году я попал в ATS к Гюнтеру Шмиду. У Гюнтера была репутация плохого парня, но я не думаю, что он был тем самым  зверьком, которого люди раскусили. Я был спокоен и непринужден, и я всегда хорошо работал с трудными людьми. Роб Слотемакер  для меня был прекрасен, а он был не самым простым парнем. Том Уокиншоу, конечно; Многие люди нашли Тома очень тяжелым, но я с ним очень хорошо ладил. В  ATS только что прибыл Густав Бруннер, очень умный парень, и Рой Топп был там главным механиком. Рой ухаживал ещё за Джеки Стюартом в Тирреле, и он был одним из лучших механиков, с которыми я когда-либо работал. Для небольшой команды это было очень хорошо.
Но ушел Самсон, и у меня не было поддержки. ATS была командой из двух автомобилей, Марка Зурера и меня, но у них действительно не было средств для запуска второй машины. На первых двух гонках, Аргентине и Бразилии, моя машина была всего лишь запасными частями для всей команды, и я был в отличной форме и не мог пройти квалификацию. Гюнтер решил запустить только один новый автомобиль для Марка Зурера в Кьялами, поэтому я был там как зритель, и в первой практике, прямо передо мной у Марка случилась большая авария, и он получил раздробленную лодыжку. Старая машина была там как запасная, и Гюнтер сказал мне, чтобы я быстро собрался и вышел на последнюю сессию. Поскольку стало жарче, все были медленнее, и я просто не смог пройти квалификацию.
Затем Марк, все ещё лежал в больнице и на следующей гонке в Лонг-Бич, я стартовал четвертым. Это дало всей команде огромный толчок. Но моя гонка продолжалась 200 метров. Когда я ускорился из первого поворота, карданный вал сломался. По крайней мере, это мог быть подиум.
К июню Марка лодыжка починилась, я все еще не нашел денег, он вернулся, и меня не стало. Я прокатился в Ensign у Mo Нанн, но там все было довольно безнадежно.  Ян перебрался в серию Procar. Это были гонки поддержки Гран при на БМВ М1, в которых засветилось множество пилотов Ф1, как действующих, так и прошлых. Ян, начинавший в тюнинговых гонках, имел тут несомненное преимущество. Он стартовал с 6-го места  и выиграл первую же гонку в  Донингтоне .
На следующей гонке в Монако, Ян стартовал с поула. Я лидировал с самого начала, все выглядело хорошо, когда Дидье Пирони протаранил меня в Мирабо и уничтожил мне заднюю часть. M1 был отличной машиной. На следующей гонке в Норисринге, я снова лидировал с самого начала. Я заклеил все вентиляционные отверстия кабины, чтобы получить большую скорость на прямой, но это сделало кабину настолько горячей, что включился огнетушитель. Огнетушитель тушит огонь, лишая его кислорода, поэтому он лишил кислорода и меня. Я потерял сознание на пару секунд, прежде чем понял, что случилось. Потом я открыл окно, и я пришел в себя. К тому времени я опустился на шестое место, но мне удалось выиграть за секунду до финиша.
В Ф1 я вернулся в ATS в 1981, но у меня не было денег и через четыре гонки меня выкинули. В 1982 году я прокатился с Theodore. Очередная маленькая команда, за которую Ян лишь раз прошел квалификацию в Зандворте и финишировал 13-м. Казалось глава Формулы 1 на этом закрылась. Но нет, Ян вернется через 10 лет, но про это через неделю.
Tags: 1979, Испания, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment