Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Случай Патрезе

Вот написал уже почти готовый пост, но что-то гугль решил перегрузиться, а ЖыЖо выдал из сохраненных черновиков пост хер пойми какой давности. Ужас и говно, теперь по новой переделывать почти 4-х часовой труд.
Вообщем, как вы поняли история Формулы 1 , очередная, прямо тут, в ваших лентах и речь пойдет о Гран При США в Уотксинс-Гленне.
Пишу вот про это Гран При 39-летней давности и ощущаю ту пустоту что возникла с гибелью Ронни Петерсона. Реально паддок будто опустел. Эту пустоту надо было чем-то заполонить и кого-то сделать виноватым. Уже через два дня после смерти шведа Джеймс Хант заявил журналистам, что во всем виноват Риккардо Патрезе. Он поздно тормозил перед шиканой, что бы обойти побольше соперников и в результате столкнулся с Джеймсом, отчего и возник тот завал, где Ронни получил смертельные травмы.
Обвинения очень серьезные. Пилоты выделили 5 наиболее уважаемых гонщиков, разобраться в ситуации - Ники Лауда, Эмерсон Фиттипальди, Джоди Шектер, Джеймс Хант и Джон Уотсон. Все пятеро друзья Петерсона. Эмерсон вспоминает, что видел, как после стартовой аварии Патрезе заехал на пит-стоп для смены колеса, что может свидетельствовать о том, что столкновение с Хантом было. Риккардо и ранее совершал странные маневры на стартах гонки, зачастую за счет позднего торможения. Перед ГП Италии, он устроил завал на старте ГП Голландии.Вообщем гонщики убеждены в вине молодого коллеги. Они требуют признать езду того опасной и требуют выгнать Патрезе из Формулы 1. В случае его участия в ГП США, они грозятся бойкотировать Гран При. Берни Экклстоун, как глава ассоциации конструкторов их поддерживает, ибо профсоюз пилотов его хороший союзник в борьбе с CSI и FIA. Глава же CSI господин Уже впал в ступор и думая только о грядущих перевыборах, от принятия решения отстранился.

Риккардо Патрезе  приехал в Уоткинс-Гленн с пачкой снимков, сделанных фотокорреспондентом одной из итальянских газет. Там видно, что столкновения между Патрезе и Хантом не было. Джеймс отвернул от столкновения с Патрезе и вывернул в Петерсона. Но контакта между Arrows и McLaren нет.  У Ханта в этом году, часто возникали проблемы с избыточной поворачеваемостью МакЛарена, особенно на первых кругах. И он частенько оказывался в заборе. Тут видимо произошло то же самое. Да и оказался Патрезе в той шикане не за счет слишком позднего торможения, а из-за ошибки стартера. Но слушать Риккардо никто не хочет. Лишь Жиль Вильнев поддержал итальянца, но у самого Жиля репутация была ещё та. Джеки Оливер и Патрезе даже идут в американский гражданский суд, с иском о нарушении их прав, но иск им завернули обратно.  В четверг Arrows смирились и объявили, что Патрезе на старт не выйдет.

Впервые в истории Формулы 1 другие гонщики запретили выступать своему коллеге. Ситуация несправедливая, ибо вины Патрезе в аварии действительно не было. Но основываясь на мнении друзей Петерсона, итальянская полиция возбудила в отношении Патрезе уголовное дело за совершение ДТП со смертельным исходом. И только в 1981 году, после трех лет нервотрепки, оно было прекращено.

Колин Чепмен испытал конечно же большой шок в связи с гибелью Петерсона. Но Лотус заявился на два последних Гран При сезона а значит Ронни кто-то должен был заменить. Кто-то из желательно имевших опыт. Друг и спонсор Ронии, граф Занон предложил кандидатуру Жан-Пьера Жарье. Главный механик Лотус - Питер Керр, работавший с французом в Shadow, эту идею поддержал.

Чемпион Формулы 2 1973 года, несомненно пилот талантливый но ему нужны тепличные условия в команде, что бы быстро ехать. После осечки с ATS его карьера застопорилась. Жарье понимает, что в Лотусе он временно, ибо на следующий год подписан Рётеманн, но от этих двух гонок зависит вся его дальнейшая карьера.

Из других новостей: Джон Уотсон в конце года должен был покинуть Brabham, после двух не шибко впечатляющих сезонов. Его сменит, свежий чемпион британской Формулы 3 Нельсон Пике, регулярно хорошо выступавший в квалификациях на старой технике от BS Fabrications. За рулем Брэбэм он поедет уже в ГП Канады.

 BS Fabrications к слову. как и Theodore не нашли денег на участие в Северо-Американском турне. В следующем сезоне в Ф1 мы их не увидим. Брет Лангер, партнер Пике, найдет себя в Ensign вместо Эртлья. А Кеке Росберг из Theodore вернется в ATS, так как Йохен Масс ещё лечит травмированное колено.

Гюнтер Шмидт дал Росбергу совершенно новый DN1 "автомобиль крыло". Его автор Джон Джентри просто скопировал Лотус 79. Но не учел одного, понтоны оказались слишком загружены и весь граунд-эфект от этого потерялся.

Гибель Петерсона многих пилотов привела в шок. Рольф Штоммелен откровенно сказал, что считает нынешнюю Формулу 1 слишком опасной и уходит в конце года. По иронии судьбы он погибнет через пару лет в "безопасных" спорт-прототипах.

Впервые вторую машину выставит Wolf. За рулем старого WR5 поедел американец Бобби Рейхол. Тут он рядом с Томба

Ему 25 лет и это главный соперник Жиля Вильнева в Формуле Атлантик 77 года.

Продолжается чехарда пилотов в Surtees. Тяжело травмированного Брамбиллу сменил Рене Арну из приказавшего долго жить проекта Тико Мартини

Вторым пилотом стал 21-летний итальянец Беппе Габбиани, проведший весьма средний сезон в формуле 2, но имеющий хороших спонсоров.

А так в Уоткинс-Глен выглядели McLaren

Пиво Löwenbräu постаралось.

Первый же выезд на трассу окончился большой аварией Алана Джонса из-за поломки центральной гайки колеса. К счастью обошлось.

А вот для Жан-Пьер Жарье кокпит Лотуса оказался слишком тесным. На одной из кочек, француз даже сломал ребро, ударившись о стенку. Но он продолжил участие в квалификации и даже показал 8-й результат. Выиграл же 17-й поул Марио Андретти, подтвердивший на родине своё чемпионство.
2
C. Reuterman
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12
1
M. Andretti
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
4
J. Villeneuve
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12
3
Alan Jones
Williams FW06
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
6
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
5
Niki Lauda
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
8
J-P. Jarier
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
7
John Watson
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
10
J. Laffite
Ligier JS9
Matra MS76
3.0 V12
9
Jabouille
Renault RS01
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T
Рейхол в дебютной квалификации оказался 20-м. Микаэль Блекемолен на ATS впервые прошел квалификацию, он 25. А вот мимо квалификации пролетел Беппе Габбиани.

В день гонки стояла пасмурная, холодная погода. Марио Андретти стартует на запасной машине, так как свой основной болид он разбил с утра на тренировке.

Смотрим, раскадровка чуть ниже.


Смотреть нужно с самого начала. Марио Андретити отлично стартовал. Через несколько метров гонки, все закончилось для Эктора Ребаке - сгорело сцепление. Тут же по окончании первого круга в боксы поехал Штук с неисправным топливным насосом.

После первого круга
1. Андретти Lotus
2. Рётеманн Ferrari
3. Вильнев Ferrari
4. Джонс Williams
5. Лауда Brabham
6. Жарье Lotus
7. Хант McLaren
8. Уотсон Brabham
9. Шектер Wolf
10. Депайе Tyrrell
Жарье вскоре (на 2-м круге) обойдут Хант и Уотсон.

4.00 У Марио Андретти начались проблемы с тормозами. В Loop по внешнему радиусу его обошел Рётеманн, а вскоре то же самое проделал Вильнев.

А затем из трансляции выпало кругов 6-7, правда за это время ничего существенного не произошло.

5.00 На пит-стоп заехал Жарье. У него медленный прокол, это и объясняет его провал на первых кругах. Там же на пит-стопе Жак Лаффит. Лафит вернется с круговым отставанием, но будет мешать Вильневу себя обогнать, за счет чего Рётеманн немного уедет вперед.

18.00 Шектер и Депайе упираются в кругового Штомеллена. У того проблемы с тормозами и он по этому поводу посетил боксы. На пит-стопе Клей Регаццони.

21. 00 Жак Лаффит в оригинальной манере проходит поворот. Клей Регаццони снова на пит-стопе, ибо колесо было плохо закреплено.

После 20 круга
1. Рётеманн Ferrari
2. Вильнев Ferrari -4 сек.
3. Андретти Lotus -30 сек.
4. Джонс Williams -31 сек.
5. Лауда Brabham -35 сек.
6. Хант McLaren -37 сек.
7. Жабуй Renault
8. Депайе Tyrrell
9. Шектер Wolf
10. Росберг ATS

22. 00 За пределами камер Джонс обошел Андретти, теперь на хвосте у Марио висит Лауда. домашняя гонка не задалась.

23.00 Хорошая гонка Росберга окончилась заклинившей коробкой передач

События развиваются стремительно.
24.00 Поломка поршня выводит из гонки Жиля Вильнева.

25.00 И почти тут же замедлился и еле еле пополз Патрик Депайе с поломанной шпилькой заднего колеса.

28.00 Ники Лауда проходит слип-стримом Марио Андретти. Позади них интересная борьба Ханта с Жабуем. И победителем из неё вышел Жабуй, за пределами камер правда.

30.00 Джон Уотсон притормозил возле рельса с неработающим двигателем. Хант поехал на пит-стоп.

33.00 Двигатель Марио Андретти дымится, местный герой заезжает в боксы. Гонка для него закончена

37. 00 Режиссер показывает нам, что оказывается и Ники Лауда уже не участвует в гонке. Его Альфа так же отказала. Таким образом Жабуй едет на подиум, а Фиттипальди попал в очки.

Теперь реальным место борьбы становится противостояние Жабуя против Шектера
После 30 кругов
1. Рётеманн Ferrari
2. Джонс Williams -33  сек.
3. Жабуй Renault - 44
4. Шектер Wolf - 45
5. Томба McLaren -1 мин. 10 сек.
6. Фиттипальди Fittipaldi -1 мин. 16 сек.
7. Пирони Tyrrell -1 мин. 22 сек.
8. Жарье Lotus -1 мин 23 сек.
9. Дэйли Ensign - 1 мин. 28 сек.
10. Арну Surtees -1 мин. 30 сек.

Рётеманн застрял позади кругового Ханта. В это же время Жарье проходит Пирони А затем Жарье проходит и Фиттипальди и входит в очки.

Через некоторое время Жарье обошел и Томба. Жан-Пьер не сомнено сейчас самый быстрый человек на трассе.

49. 00 Шектер пытается пройти Жабуя. Со второй попытки ему это удалдось и тут же позади протиснулся Жарье.

50.00 Жарье активно прессингует Шектера. В это время, позади Фиттипальди опередил Томба. В итоге Жан-Пьер обойдет африканца, но за пределами камер.

55.00 Отличная гонка Жарье была зря, за  три круга до финиша у него закончился бензин... Правда расстроенный француз почти тут же попал в объятия Колина Чепмена, очень довольного таким возвращением Жан-Пьера в Формулу 1.

1.01 Карлос Рётеманн одерживает 4-ю победу в сезоне и вторую на этой трассе (первая была в 74 году). Услия Williams не прошли даром, под конец года Джонс приехал на подиум. Ну и конечно же Жан-Пьер Жабуй. Благодаря холодной погоде движок Рено не перегревался и француз принес турбовым первые очки в истории Ф1.

1.  Carlos Reutemann
2.  Alan Jones +19.739
3.  Jody Scheckter +45.701
4.  Jean-Pierre Jabouille +1:25.007
5.Emerson Fittipaldi +1:28.089
6.  Patrick Tambay   +1:50.210
Интересно, 4 раза в этом году побеждали шины Мишлен и две из этих побед пришлись в США, в родину Goodyear. Такой вот забавный щелчок по носу.

В чемпионате Карлос Рётеманн набрал одинаковое количество очков с Лаудой и вышел на 3-е место (в связи с большим количеством побед). От Петерсона и Рётеманна и Лауду отделяют 7 очков и реальная возможность одной победой вырвать звание вице-чемпиона.
В кубке конструкторов Феррари вплотную подобралось к Брэбэму.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Марио Андретти -64
2. Ронни Петерсон -51
3. Карлос Рётеманн -44
4. Ники Лауда -44
5. Патрик Депайе -32
6. Джон Уотсон -25
7. Жак Лаффит -19
8. Джоди Шектер -18
9. Эмерсон Фиттипальди -17
10. Алан Джонс -11
11. Риккардо Патрезе -8
11. Джеймс Хант -8
11. Жиль Вильнев -8
14. Патрик Томба -8
15. Дидье Пирони -7
16. Клей Регаццони -4
17. Жан-Пьер Жабуй -3
18. Ханс-Йохим Штук -2
19. Эктор Ребаке -1
19. Виторио Брамбилла -1
1. Lotus Ford-86

2. Brabham  Alfa Romeo-54

3. Ferrari -49

4. Tyrrell Ford-36

5. Ligier Matra -19

6. Wolf Ford -18

7. Fittipaldi Ford -17

8.  McLaren Ford- 15

9. Williams Ford -1110. Arrows Ford-8

11. Shadow Ford -6

12. Renault -3

13. Surtees-Ford-1

Дебютант Бобби Рейхол финишировал 12-м с круговым отставанием от Рётеманна. Вообщем такой не заметный дебют, как собственно и вся короткая карьера в Формуле 1. Чего конечно нельзя сказать о достижениях Бобби в CART и Инди 500.
Bobby Rahal

Бобби Рейхол родился 10 января 1953 года в Медине, штат Огайо, США, в семье владельца Чикагской брокерской биржи, периодически стартовавшего в любительских гонках и в 24 часах Себринга. У папы был собственный бизнес, а гонки были его страстью. но не приоритетом. В пригороде Чикаго было несколько гоночных трасс, Экхарт Лейк конечно же, в первую очередь. Всё моё детство прошло на этих трассах, на гонках с отцом, я вырос среди спортивных автомобилей. Отец дошел до того, что трижды стартовал в Себринге и как-то раз даже выиграл в своё классе. Я помогал ему в боксах. В Уоткинс Гленн в то время в субботу была шести часовая гонка с Родригесом, Зиффертом, Редманом, Элфордом. А в воскресенье проходил этап CAN-AM с МакЛареном, Халмом, Амоном, Сёртисом. Эти ребята были моими героями. МакЛарен приезжал на гонки на своё грузовике, у них не было тогда транспортеров. И не было охраны, пиар-менеджеров. Можно было просто идти по боксам и увидеть как загорает Дэнни Халм.
Мой дед приехал в США в 20-е годы из Ливана, но мать была родом из Англии. В 1970 году мы были на отдыхе в Британии и папа сказал "а ведь в эти выходные проходит Гран При Монако". И мы сели в самолет и прилетели без билетов на гонку, без номера в отеле. Мы были на трибунах у старой шпильки. За восемь кругов до финиша, спокойно лидировал Брэбэм и мой отец захотел уже уходить. Но я сказал "Нет, смотри Риндт догоняет Брэбэма". Последний круг, последний поворот и  Брэбэм врезается прямо перед нами, выигрывает Риндт. Я это сфотографировал и до сих пор храню эту фотографию.

В те дни в США в гонках можно было участвовать с 21 года, а в Канаде с 17. И отец отправил меня через границу в Онтарио. Я стартовал в смешных гонках на мини-купере. Потом Рейхол поступил в колледж и даже получил диплом историка, про гонки он как-то позабыл. Достигнув наконец 21 года, Бобби принял участие в SCCA и стал там новичком года. Но в большой степени я плыл по течению, совершенно не зная кем я хочу быть и чем заниматься.
Через два года, хороший друг по колледжу упросил Бобби попробовать себя в Ф-Атлантик. Где в ту пору начинал Жиль Вильнев и главной звездой был экс пилот Ф1 Билл Брак. В 1975 году Бобби выиграл одну гонку и с ним продлили контракт на 76, в котором все видели Рейхола как основного фаворита сезона.
И в квалификациях Рейхол был самым быстрым гонщиком чемпионата, куда быстрее Жиля. Но болид отличался фатальной ненадежностью. Жиль Вильнев выиграл 9 гонок из 14 и открыл себе дорогу в Формулу 1, Бобби одержал лишь одну победу. В заключительной гонке с участием приглашенных звезд из Ф1, Рейхол переквалифицировал Алана Джонса, Джеймса Ханта (ставшего в тот год чемпионом мира), Патрика Томба и Виторио Брамбиллу. В гонке шел вторым, пока у него не сорвало с креплений двигатель. Рейхол оказался полностью убит этой неудачей.
Для клана вроде Андретти гонки это эффективный бизнес. Для нас, Рейхолов, гонки это отдых. Я видел слишком много пилотов, говоривших себе "Ничего, следующий год, будет моим годом" и тот год все ни как не наступал. Поэтому я сказал. "Да и черт с ним. Пришло время повзрослеть и взяться за свою жизнь". И я бросил гонки и ушел в рекламный бизнес. Конечно же я был несчастлив. И тут владелец моей бывшей команды рассказал, мне что некий Джим Морган с Уолл-Стрит купил два March и ищет опытного товарища по команде для Ф-Атлантик, что бы тот его чему ни будь обучил.  И он мне даже был готов платить. Я вернулся назад в гонки. В тот 1977 год было много борьбы между мной Жилем, Кеке Росбергом а так же Билли Браком и Кевином Коганом. Жиль просто разгромил меня в чемпионате, а так же Кеке и Билли.
Мне нравился Кеке. Он был антитезой (слово то какое) всего, что мы представляли о том, каким должен быть гонщик. Он пил, курил, матерился и жил полной жизнью. Как только он выходил из болида, он тут же закуривал сигарету. И в итоге он стал чемпионом мира.
Открытие сезона в Ф-Атлантик 1978 года было в Лонг-Бич. И у меня был поул. Но на прогревачном круге я получил удар сзади и вынужден был ехать в боксы менять пробитое колесо. Я стартовал безнадежно последним с отставанием в полкруга, но к 20 кругу я был уже третьим. Дальше я не продвинулся, ибо приводной вал сломался. Но Вальтер Вольф, который в ту пору озадачился созданием своей команды в Ф3, смотрел гонку с Джеки Стюартом и Джеки сказал ему "Ты должен получить этого парня". Вальтер вызвал меня к себе в гостиницу и предложил мне участие в Формуле 3 с условием, что если все пойдет хорошо, он доверит мне участие в нескольких последних Гран При. Теперь у меня была заветная мечта - гоняться в Европе.
Для меня история автоспорта помогает понять его, доверится ему. В наше время очень мало молодых пилотов знают историю автоспорта, они кажутся оторванными от него. Я не знаю, как они это делают. Зрители лучше образованы, чем пилоты. Когда я впервые приехал в Монцу, я видел, что люди на трибунах знают Аскари и Виллорези. Даже в Сильверстоуне. хоть он и сильно изменился, помнят, что тут в 51 году Гонсалес избил Альфы.
Вот почему я влюбился, когда оказался в Европе. Старый Нюрбурринг, это же нечто! На маленькой машинке Ф3 я прошел его за 7 минут 51 секунду и чувствовал себя просто замечательно. Это поставило меня третьим на сетку и у меня был большой бой с Яном Ламмерсом (Ян стал чемпионом европейской Ф3 в тот год) и Ян обошел меня в борьбе за 2-е место перед самым финишным флагом.
Я квалифицировался третьим в Монако и тоже думал о её истории. Была жаркая битва с де Анджелисом, Фаби и Уориком. Но я потерял вторую и топ-передачи. К счастью гонка была влажной что позволило снизить это  недостаток, ибо вторая передача в Монако нужна. Я смог финишировать четвертым. А в финальном заезде я шел пятым, когда Даниэле Альбертини подтолкнул меня в барьер и сломал переднюю подвеску. В Монце, под проливным дождем я был шестым. На Остерхайринге - ещё одна великая трасса - третьим и установил рекорд круга.
Тогда и выпал мне шанс в Формуле 1, который обещал Вальтер. Участие в США и Канаде в паре с Джоди Шектером. В Уоткинс-Гленн я выступил неплохо, квалифицировался 20-м, впереди шести машин и финишировал 12-м. Я просто не был готов. Пары-тройки кругов по Брэнч-Хэтс явно недостаточно, чтобы привыкнуть к машине Ф1. Да ещё к такой как Wolf. У него было очень тяжелое рулевое управление. Настоящий грузовик.  В тренировке перед ГП Канады я показал 3-4 время. Если бы у менеджера команды Питера Райта была хоть капля мозгов – он сказал бы «О’кей, парень, ты в полном порядке! Вылезай, иначе дождь может все испортить». Но он промолчал и я перестарался. Разбил новый автомобиль и мне дали старый, прошлогодний  Wolf, стоящий в холле гостиницы в качестве шоу-кара. Думаю, они вообще не ожидали, что я попаду на старт. Ведь машина была без новомодного граунд-эфекта. Но она очень хорошо держала дорогу, прекрасно входила в повороты.
В течении первых 10 кругов я поднялся с 20 на 11 место. А потом клапан в топливной системе заело, потому что машина почти год стояла без дела.

Вообщем я был вполне доволен тем, как я выступил. Но у нового менеджера команды Питера Уорра, пришедшего из Лотус, было другое мнение, похоже я его не впечатлил.
А о том, что было дальше и как Бобби Рейхол чуть было не сел в Феррари и как во второй раз пришел в Формулу 1, в следующий раз.
Tags: 1978, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Колесо невезения

    Ближе к концу сезона 91 Алену Просту пришло время задуматься о будущем. Впервые со времен своего дебюта в McLaren 1980 года, у француза нет ни одной…

  • Про бокс

    Как обычно летом в боксе затишье, правда 14 августа обещают столько разных боев, что прям не знаешь какой выбрать на анонс. Ну а пока, продолжим…

  • Ответ на загадку

    Ну что, ребята, давайте узнаем правильные ответы на вчерашний, полу-литературный конкурс Гусарская баллада 1962. Пожалуй самый легкий из…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments