Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Трагедия в Монце


Продолжается история Формулы 1 на страницах данного ЖыЖо. Гран При и люди их создававшие, в них участвовавшие. Сезон 1978 и трагическое Гран При Италии. Но сначала, про одно интересное решение, которое чуть было не погубит всю Формулу 1, несколько позже. 27 августа 1978, аккурат во время Гран При Голландии международная спортивная комиссия под председательством господина Пьера Уже признала, что лидер кубка конструкторов Лотус 79 не соответствует правилам. Те самые юбки являются подвижным аэродинамическим элементом, что запрещено. Так же Уже подчеркнул, что конструкция "болид-крыло" крайне опасна. Однако большинство команд уже угробило кучу денег на постройку болидов следующего года, с юбками и в форме крыла и такой запрет, их попросту обанкротит. Поэтому было принято решение о запрете юбок после 1979 года.CSI побоялась навлечь на себя гнев ассоциации конструкторов. хотя именно по жалобе её главы Берни все это разбирательство и было затеяно. Президент FIA Пауль фон Меттерних лишний раз убедился,что лидер CSI Уже слишком слаб и не решителен. Как раз намечались перевыборы и вместо Уже уже во всю нарисовалась новая кандидатура - президент французской федерации автоспорта  Жан Мари Бластер.
На Гран При Италии уже мог бы решится вопрос с чемпионским титулом. Маарио Андретти достаточно было набрать на 5 очков больше чем Ронни Петерсону.

Т.е. в случае схода Петерсона Марио можно было финишировать 2-м и взять титул на своей исторической родине. И пусть был он американцем и родился на территории Югославии, Марио, впервые побывавшего в Монце в 54 году (когда выиграл его любимец Фанхио), местные трибуны само собой считали своим.
И пускай Андрети не столь быстр, как Петерсон, он стабилен, он надежен и практически не совершает ошибок. Колин Чепмен ставит его на один уровень с Кларком, а это многого стоит.
Переход Петерсона в McLaren создан цепную реакцию по переходам. Карлос Рётеманн решил перейти в Лотус и оставить Феррари. К большому разочарованию Энцо, хотевшего иметь отличную пару Рётеманн-Шектер. Ну, тут Энцо сам себя переиграл. Как потом вспоминал Жиль Вильнев, они с Карлосом настолько устали ждать решения Энцо. кто же останется в команде, что просто уже ходили и подъебывали друг друга мол "О ты, ещё тут, не уволился?". Карлос ждать устал сильнее.
Ligier на 1979 год, в наконец-то появившуюся вторую машину, усадит Патрика Депайе. Патрик посетил завод Ги Лижье и ему очень понравился болид 79 года. Многолетнее сотрудничество Депайе с Кеном Тиррелом было перекрашено. Вслед за Патриком из Тиррелла уходила и финансовая поддержка от ELF, вообщем Кена ждет не простой сезон.
Renault Sport так же решились на два болида. На это место претендовали Дидье Пирони и Рене Арну.
После ГП Голландии окончилась короткая история команды Мартини. по причине отсутствия средств, Рене Арну оказался без места.
В Surtees вместо травмированного Руперта Кигана объявился итальянец Карло Франки, более известный как "Джимакс". Весьма скромные результаты в итальянской Ф3 и кузовном чемпионате, но солидный спонсорский пакет.

В родном Гран При Мерцарио решил выставить вторую машину. За рулем Альберто Коломбо, уже дважды в этом году не прошедший квалификацию за рулем ATS.
Йохен Масс  получил травму колена на тестах и Гюнтер Шмидт пригласил в ATS Харальда Эртлья из Ensign.

Под гром аплодисментов Марио Андретти взял очередной поул. Рядом с ним к радости трибун оказался Жиль Вильнев. Длинные прямые Монцы вывели на третье место Жабуя с его турбо движком. Петерсон мучился с тормозами и оказался 5-м.
1
M. Andretti
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
2
J. Villeneuve
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12
3
Jabouille
Renault RS01
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T
4
Niki Lauda
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
5
R. Peterson
Lotus 78
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
6
Alan Jones
Williams FW06
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
7
John Watson
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
8
J. Laffite
Ligier JS9
Matra MS76
3.0 V12
9
J. Scheckter
Wolf WR5
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
10
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
Карлос Рётеманн мысленно уже видимо был в Лотусе, иначе как объяснить его 11 время. Правда, по слухам, стоило аргентинцу объявить о переходе, как механики Феррари с радостью положили на него болт. Ибо у простого персонала Карлос в любой команде друзей не имел.
Далее Патрезе, Пирони, Фиттипальди, Регаццони и Депайе. Эртль, Ребаке, Блекемолен и Джимакс не прошли квалификацию. На стадии предквалификации отсеклись Росберг, Штоммелен и Коломбо.

В воскресенье с утра, Ронии Петерсон снова вылетает с трассы и снова по причине тормозов. Его 79 Лотус уничтожен. Агент Ронни - Стефан Свенби просит Колина Чепмена дать Ронни запасной болид, настроенный под Андретти. Но Чепмену по большому счету, это не нужно, ибо победа и чемпионский титул Андретти в Италии, это хороший маркетинговый ход, которому Ронии может помешать, или , как в Голландии, сделать победу Марио не столь яркой. Плюс Ронни уходит из команды, что Чепмена обидело.

И Чепмен заявляет, что если Ронии хочет запасной болид, то он должен продлить контракт. В итоге Петерсон будет стартовать на старом Лотусе 78, который не столь крепок и безопасен, нежели 79. Ещё одно роковое совпадение.
Смотрим, раскадровка ниже

14.00 Старт. Болиды размешаются на стартовой прямой. Но едва Андретти и Вильнев остановились. как стартер Джиованни Ристелли дал отмашку. Беда в том, что парни находившиеся позади, ещё не заняли своих позиций, не затормозили и в итоге их старт оказался быстрее.

Подобные ситуации по ходу сезона возникали не раз, и каждый раз дело оканчивалось завалом, без особых последствий, правда. Но в Монце сразу после стартовой прямой, идет узкая шикана в которую прибыла большая группа машин, явно там не помещавшихся (при нормальном старте, это группа оказалась бы растянутой). Риккардо Патрезе оказался в калитке между Шектером и Хантом. Все втроем они вошли в шикану, в которую не помешались однозначно.

Хант не ожидал увидеть тут Патрезе, дергает рулем и  уходит влево и оказывается на пути, провалившего старт Петерсона, выдавливая того с трассы. Ронни подпрыгивает на МакЛарене и бьется сначала в левый рельс, а потом отлетает в правый. Горящие обломки Лотуса замирают посреди трассы





Уворачиваясь от Ханта, Рётеманн улетел в траву. Депайе, Пирони, Лангер, Дэйли и Регаццони сталкиваются друг с другом. В горящие обломки Лотуса, влетает Брамбилла.
Ронии оказался в горящей машине. Ему на помощь бросается Хант, отстегивает ремень безопасности. но нога шведа прижата к кокпиту колесом. Подбегают двое маршалов с огнетушителем и Клей Регаццони. Клей, руками отодвигает колесо и Хант вынимает Ронни из огненной ловушки.


Петерсон в сознании. Хант и Регаццони, а также присоединившееся к ним Депайе и Мерцарио переносят шведа подальше от обломков. Меж тем, все обращают внимание на Виторио Брамбиллу, который без признаков жизни лежит в своём кокпите. В столкновении он получил сильнейший удар колесом по голове и у него  даже раскололо шлем

Брамбиллу также извлекают из болида. Оказанием помощи заняты маршалы и гонщики. Ни одного медика на месте аварии нет.  Где нанятый для этих целей, официальный врач Сид Уоткинс? Его не пустили на трассу, оцепившие место аварии карабинеры. Пытавшийся что-то узнать о Брамбилле, Джо Сёртис получил по лицу, от полицейского, когда попытался, туда проникнуть.

Через пять минут скорая наконец прибыла. Одна машина. И она забирает Брамбиллу, так как тот по прежнему без сознания. Хант остался с Петерсоном разговаривает с ним и просит не смотреть на свои ноги. Наконец прибывают ещё медики Ронии без особой осторожности грузят на носилки и вручную. несут в медицинский центр. Потом, на пол пути их не перехватила возвращающая карета скорой помощи. К месту аварии прибыл и Берни Экклстоун, он нарывается на Клея Регаццони, Клей хватает Берни за грудки и начинает его трясти с вопросом "где хваленный врач, на которого Берни содрал со всех бабки?" Их разнимают полицейские. Другие полицейские в этот момент бегут брать автограф у потрясенного Ханта. Хант шлет их на хуй и наконец-то находит среди полицейских Уоткинса и проводит его в медицинский центр.

Десять болидов уничтожено. Бак Лотуса лопнул и залил топливом трассу. Петерсон и Брамбилла в медицинском центре, окруженном журналистами. Сиду Уоткинсу понадобилось, минут 6, что бы сквозь эту толпу пробиться к пациентам. К Виторио и Ронни вскоре добавился и Штук, получивший легкую контузию от удара колесом по голове.

На ликвидацию последствий аварий ушло больше часа. Организаторы были близки к тому, что бы отменить Гран При и гонщики, особенно побывавшие в завале их поддерживали. Но итальянская публика во всю стала негодовать и проявлять признаки бунта. Гонку все же решили перезапустить. Без Петерсона, Брамбиллы и Штука. А также без Лангера и Пирони у тех не оказалось запасной машины.

Мотаем на
1 час 33  мин. Гонщики начинают появляться на трассе и проезжать её в целью прогрева, в принципе все готово к старту. Но тут внезапно, в Лессмо Джоди Шектер теряет управление своим Wolf и разбивает его. Африканец не пострадал, но поврежден рельс безопасности. Рестарт отложен ещё на час, пока не починят забор.

2.27 Рестарт.  И снова Джиованни Ристелли дал отмашку слишком рано, когда задние ряды ещё не остановились. Рефлекторно Андретти и Вильнев, пытаясь угадать этого странного стартера, дернулись со старта заранее. Канадец раньше американца за счет чего и вышел вперед.
После первого круга
1. Вильнев Ferrari
2. Андретти Lotus
3. Жабуй Renault
4. Лауда Brabham
5. Рётеманн Ferrari
6. Джонс Williams
7. Патрезе Arrows
8. Дэйли Ensign
9. Лаффит Ligier
10. Уотсон Brabham

2.30 Андретти поравнялся с Вильневом в Параболике, но Жиль проявил хладнокровие и сохранил лидерство


Таких попыток со стороны Андретти будет ещё несколько, но не столь ярких.

К сожалению трансляция заикается и смотреть её проблематично, но это буквально минут на 10.
2.36 Клей Регаццони заехал в боксы для решения проблемы с тормозами.

2.40 Жабуй свернул в боксы из-за поломки клапана турбо-надува. Очередной провал рено.

2.42 Очередная попытка Андретти обойти Жиля. Марио потом с большим удовольствием вспоминал эту борьбу и восхищался Жилем.
Меж тем позади очень быстр Уотсон. К 7 кругу. он уже пробился на 6-е место.

К 10 кругу ситуация выглядела так
1. Вильнев Ferrari
2. Андретти Lotus -1 cек.
3. Лауда Brabham -8,5
4. Рётеманн Ferrari -10
5.  Уотсон Brabham -19
6. Джонс Williams -20
7. Патрезе Arrows -21
8. Лаффит Ligier -22
9. Томба McLaren -24
10. Дэйли Ensign -27

Борьба между Вильневым и Андретти продолжается, эта пара установила ряд быстрых кругов и уже на 12 секунд оторвалась от Лауды.

2.53 Артуро Мерцарио замер в Variante Ascari. Отказ двигателя тому виной.
 Меж тем Вильнев быстрее Андретии. У Феррари более мощный двигатель, постепенно отрыв от Марио достигает 4 секунд. Публика на трибунах вне себя от радости.

2.59. Над автодромом разносится весть о том, что Вильнев и Андретти наказаны штрафной минутой за фальстарт. Таким образом виртуальным лидером гонки становится Ники Лауда, следом за которым Рётеманн и Уотсон. Алан Джонс теряет два места из-за медленного прокола.


Уотсон накатывает на Рётеманна, ибо у Карлоса возникли проблемы с шинами и тормозами.
После 21 круга, официальное положение выглядит так
1. Лауда Brabham
2. Рётеманн Ferrari -1,1
3.  Уотсон Brabham -4,2
4. Патрезе Arrows -16,3
5. Лаффит Ligier -18
6. Джонс Williams -19
7. Томба McLaren -20
8. Дэйли Ensign -30,8
9. Пике B & S Fabrications -35
10. Фиттипальди Fittipaldi -37
Вильнев и Андретти лишь 15 и 16-й. Джеймс Хант исчез в боксах из-за поломки дозатора.

Томба обошел Джонса и вошел в очковую зону

3.09 Уотсон уже вплоную за Карлосом Рётеманном,страдающим от избыточной поворачеваемости.

Трансляция опять заикается.

3.17 Взорвался движок у Патрезе, итальянец остановился в траве у второй шиканы. Лаффит поднялся до 4-го места, его преследуют Томба и Джонс.

3.20 Уотсон, в первой шикане,  обошел Рётемнна и вышел на 2-е место. Пара Brabham лидируют.

3.22  Джонс наконец-то заехал на пит-стоп для смены своей спустившейся шины. И в очки попал Фиттипальди с самого старта ехавший с полетевшим сцеплением.

После 32 круга
1. Лауда Brabham
2. Уотсон Brabham -4,0
3. Рётеманн Ferrari -5
4. Лаффит Ligier -25
5. Томба McLaren -28
6. Фиттипальди Fittipaldi -42

3.27 Андретти в Параболике проходит Вильнева, между прочим это уже борьба на грани очковой зоны. Марио и Жиль идут далеко впереди всех и по скорости уже переместились виртуально на 7-8-ю позиции.

3.29 Андретти проходит на круг Джонса

3.36 Марио Андретти пересекает финишную черту. Скорость набранная им на последних кругах, позволила опередить по времени Эмерсона Фиттипальди и занять 6-е место. И хотя возникла путаница в связи с тем, что именно Марио первому взмахнули флагом. победителем стал Ники Лауда. Это его третья победа в Италии и первый дубль для Brabham с 1974 года.
1.  Niki Lauda
2. John Watson +1.48 сек.
3.  Carlos Reutemann +20.47 сек.
4.  Jacques Laffite +37.53 сек.
5.  Patrick Tambay +40.39 сек.
6. Mario Andretti +46.33  сек.
Феррари и Лотус конечно подали протест против наложенного штрафа. И забегая вперед можно сказать, что протест тот ни к чему не привел. Де-Юре Марио не хватило одного очка, что уже в Италии стать чемпионом мира. Де факто чемпионом мира он стал на самом первом круге этого трагического Гран При, когда Джеймс Хант повернул свой руль уворачиваясь от Патрезе.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Марио Андретти -64
2. Ронни Петерсон -51
3. Ники Лауда -44
4. Карлос Рётеманн -35
5. Патрик Депайе -32
6. Джон Уотсон -25
7. Жак Лаффит -19
8. Эмерсон Фиттипальди -15
8.  Джоди Шектер -14
10. Риккардо Патрезе -8
10. Джеймс Хант -8
10. Жиль Вильнев -8
13. Дидье Пирони -7
13.  Патрик Томба -7
15. Алан Джонс -5
16. Клей Регаццони -4
17. Ханс-Йохим Штук -2
18. Эктор Ребаке -1
18. Виторио Брамбилла -1
1. Lotus Ford-86

2. Brabham  Alfa Romeo-54

3. Ferrari -40

4. Tyrrell Ford-36

5. Ligier Matra -19

6. Fittipaldi Ford -15

7. Wolf Ford -14

8.  McLaren Ford- 14

9. Arrows Ford-8

10. Shadow Ford -6

11. Williams Ford -5

12. Surtees-Ford-1


Ронни Петерсон за 20 минут до старта ГП Италии
В это время вертолетами Брамбилла и Петерсон были доставлены в больницу Милана. Виторио все ещё находился без сознания. Петерсон же отвечал на вопросы, все прекрасно понимал  и держался на обезболивающих. У супер-шведа были незначительные ожоги и сломаны обе ноги, руки. Ронни сказал, что надеется выйти на старт уже в следующей гонке, в США. Чепмен позвонил Барбаре Петерсон (она в это время была в Монако) и попросил её не приезжать в Милан.
Вообщем все больше беспокоил на тот момент Брамбилла, получивший тяжелейшее сотрясение мозга с кровоизлиянием. По прилету в Милан Виторио был помещен в искусственную кому. Петерсона отвозят на рентген. У него насчитывают 27 переломов. Особенно пострадала правая нога, сломанная в восьми местах. Переломы не смертельные, но главная опасность была в том, что кровь очень плохо циркулировала и Ронни рисковал потерять правую ногу в результате ампутации. Решался вопрос о том, перевозить ли Петерсона в Швецию либо Швейцарию, где были в ту пору ведущие хирурги, либо оперировать Ронни на месте. Менеджер Петерсона дал добро миланским хирургам. Ронии Петерсон, приняв обезболивающее мирно дремлет в окружении Андретти. Чепмена и своего приятеля Рейне Визелля (бывшего пилота Лотус). В 21:00 начинается операция, под надзором Сида Уоткинса. Кровь перелита, переломленные кости поставлены на место, Петерсон переведен в реанимацию. В это время, какой-то неизвестный позвонил Барбаре Петерсон и сказал, что итальянские врачи убили её мужа.  Кто это был, не установлено до сих пор. Но Барбара спешно вылетает в Милан.
В 23:00 врачи проводят пресс конференцию, где поясняют, что жизнь Виторио Брамбиллы под вопросом, в то время как Петерсон успешно прооперирован и месяцев через два будет ходить. Увы с этим заявлением, как и с проведением операции врачи поспешили. В это время Ронии Петерсон. вопреки ожиданиям, все никак не просыпался после наркоза.  Жировая эмболия, редкая штука, возникающая при тяжелых травмах. Говоря, языком обывателя, организм среагировал на болевой шок тем, что закупорил артерии сгустками жира, что затруднило насыщаемость крови кислородом. Петерсону срочно провели искусственную вентиляцию. Но на самом деле Ронии уже был мертв, слишком долго кислород не поступал в мозг. В 9.11 Петерсон официально объявлен мертвым.
Погубили ли его итальянские врачи? Скорее всего нет. Жировая эмболия штука практически смертельная и в наше время. Даже если бы на место аварии сразу прибыл Сид Уоткинс и начал оказывать помощь Петерсону, вряд ли бы он там на месте её диагностировал. Был бы шанс, что в клинике в Швейцарии, если бы Петерсона отправили туда, смогли бы её диагностировать, но смогли бы спасти Ронни, большой вопрос. Но шанс несомненно был.

Кто был виноват во всем этом? Ну вот Колин Чепмен лишний раз показал, что великий человек и мудак за частую одно и тоже. Он спешно объявил, что виной всему сам Петерсон проваливший квалификацию, что если бы тот не стартовал так плохо, то избежал бы трагедии. Плюс он обвинил механиков Петерсона, в том, что те плохо подготовили машину.

После длительных споров, причины трагедии Петерсона были названы две. Это ошибка стартера. Уже ранее в этом году в ФРГ и Голландии, старт давали так же поспешно и оба раза это заканчивалось завалом. Но тогда трагедии удалось избежать. В Монце нет.  Это была основная причина. Второй стали итальянские врачи, слишком поспешно проведшие операцию.

"Супер швед" был любимцем паддока, человеком не имевшим врагов. Да, он был лентяем, ничего не понимал в технике и настройках и говорил всегда то, что он думал. Но это был природный талант.  Пять тысяч человек пришли на похороны в его родной Эребру. Даже, уже смертельно больной Гуннар Нильсон, прилетел. Близкие друзья  Ники Лауда, Джоди Шектер, Эмерсон Фиттипальди и Джеймс Хант несли гроб. Были Колин Чепмен, Берни Экклстоун, Кен Тиррелл, Алан Рис, Фрэнк Уильямс, Тедди Майер, Йохен Непраш, Вальтер Вольфn и Джон Уотсон.  С учетом формы МакЛаренов следующих двух лет, Ронни Петерсон вряд ли стал бы чемпионом мира, но для многих он был больше чем чемпион он был самым быстрым пилотом 70-х. И это так.

Виторио Брамбилла пришел в себя, через три дня после случившегося и перенесенной операции. В это же время Джеймс Хант нашел виноватого в итальянской трагедии. Но про это уже на следующей неделе.
Tags: 1978, Италия, Формула 1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Новинки этой недели хороши. Мне нравятся. Сегодня в программе ATB, deadmau5, Tom Novy, Black Eyed Peas и даже Руки вверх. Все там, под…

  • Воскрешение

    В середине июля, во время частных тестов на Хоккенхайме лидер чемпионата Ален Прост давал интервью немецкому журналу Auto Sport. Немецкие журналисты…

  • Новые хорошие песни

    Ну немного вчера занят был, поэтому пост выходит сегодня. Ну лучше позновато чем никогда-то. Сегодня в выпуске свежие Chevelle, ROB ZOMBIE, Royal…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments