Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Короткое переключение гоночного пылесоса

Ну что же корпоратив успешно отгулян и пришло время для истории Формулы 1. Гран При и люди их создававшие. Гран при Швеции 78, которое ждали с интересом. После того, как Лотус 79 два последних Гран При камня на камне не оставил от конкурентов, конкурент в борьбе такой вроде бы выискался. Brabham BT46B, от Гордона Мюррея. Кто видел сей болид забыт уже не мог. Вроде бы как движок Альфа Ромео сильно грелся и с целью его охлаждения в зад машины был вмонтирован огромный вентилятор. Сей пропеллер был связан с водяным радиатором и с помощью забора воздуха помогал двигателю остужаться. Внешне все конечно выглядело жутко, но на бумаге интересно.

Но на самом деле Гордон Мюррй нескольео месяцев изучал граунд эффект от Лотуса 79  и понял. что слишком широкой двигатель от Альфа Ромео весь эффект от юбок снижает и убивает. А вот вентилятор пр взаимодействии с жестким сполером даетт эффект присоски, болид прилипает потоком воздуха к асфальту. Эффект вакуума. И если у Чепмена его граунд эффект было все рассчитано на сложности аэродинамики, граунд эффект работал при определенном радиусе подвески, подвеска же сжималась при прохождении поворотов. У Брэбэм было все гораздо проще, нажал пилот на тормоз, пропеллер закрутился, машина прижалась к земле. Чистая механика, что то подобное применялось ещё в CANAM на Chaparral 2J ... запрещенном ФИА в 1970 году!

Мюррей много лет спустя говорил, что тот Брэбэм мог запросто ехать по потолку. Само собой все это вызвало гнев других команд. Вентилятор действительно подвижный аэродинамический элемент, запрещенные правилами. Тедди Майер, Кен Тиррелл, Колин Чепмен и Джо Сёртис подали коллективную жалобу в CSI. Мюррей хватаясь рукой  за сердце клянется. что мол вентилятор только для охлаждения движка и что он не прибавляет скорости ибо тяжел. А Берни Экклстоун, это же предводитель владельцев команд. Он просто их собрал и сказал, ребята, рано делать выводы, посмотрите на результаты. И владельцы команд, скрежета зубами, согласились.
Меж тем Берни подготовил ещё одну революцию. В паддоке появился Сид Уоткинс

Известнейший британский нейрохирург, стал официальным врачом Формулы 1. Теперь вместо кучи своих специалистов, не всегда высокого уровня, нанятых организаторами гран При, на каждый этап будет приезжать постоянная команда врачей, во главе с Сидом. Уоткинс человек в мире гонок не случайный, он, до этого, обслуживал соревнования в американских младших сериях и был официальным врачом на британском этапе чемпионата мира по ралли. Пилоты довольны, организаторы Гран При опять стонут, что мол слишком дорого и вообще зачем.

из других изменений.
Исчезла команда Theodore. Болид  TR1 слишком тяжел и Тедди Йип устал от того, что команда не проходит квалификацию. Проект закрыт (как выяснилось на время), Йип решил уйти в спонсорство. И при всем, при этом, команда в этом году, каким-то чудом выиграла Интернациональное Гран При (пусть и не зачетное)
Кеке Росберг, как раз этот подвиг совершивший, перебрался в ATS. он сменил дважды не прошедшего квалификацию Коломбо
Renault Sport прибыли в Швецию морально прокачанными. Команде удалось выиграть 24 часа Ле-Мана  руками Дидье Пирони и Жан-Пьера Жусса. Теперь Рено полностью сконцентрирован на проекте в Формуле 1, и развитии турбо-двигателя.

Были другие измененя вроде нового заднего крыла у Фиттипальди, новых тормозов у Ensign. Патрик Депайе выекатил обновленный Тирелл


Итальянский журнал Autosprint сообщил, что Джеймс Хант подписал контракт с Феррари. После провального начала сезона Хант действительно готов бежать из МакЛарен куда угодно, но контракт с Феррари оказался уткой, возможно запущенной самим Хантом для того что бы подогнать свою команду. В МакЛарен тут же представили изменения в области аэродинамики у задних колес, но результатов они не принесли.

А в квалификации возникла любопытная ситуация. Берн Экклстоун, Херби Бланш, Гордон Мюррей, Ники Лауда и Джон Уотсон прекрасно понимали, что их болид просто на голову быстрее всех остальных и даже у Лотуса выигрывает по 2 секунды на круге. И поэтому были справедливые опасения, что по результатам квалификации, кому то из них побьют морду лица разгоряченные конкуренты. В связи с этим Берни настоятельно просил пилотов любой ценой избежать поула.  Миссия оказалась выполнимой Андретти и Лотус выиграли третий поул подряд с отрывом от Брэбэм не вызвавшим вопросов.
2
John Watson
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
1
M. Andretti
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
4
R. Peterson
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
3
Niki Lauda
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12
6
J. Scheckter
Wolf WR5
Ford Cosworth DFV       3.0 V8
5
R Patrese
Arrows FA1
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
8
C. Reuterman
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12
7
Villeneuve
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12
10
J.P. Jabouille
Renault RS01
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T
9
Alan Jones
Williams FW06
Ford Cosworth DFV      3.0 V8
Далее Деайе и Лаффит. МакЛарены только на 7 строчке: Хант пострадал от утечки топлива, Томба попал в аварию. Кигану, Лангеру и Иксу квалификационный барьер пройти не удалось.

После поломки подвески на утренних тестах Лаффит вынужден стартовать на старом Лижье JS7.

Кино, ниже раскадровка, поехале..

1.00 Король Швеции Карл XVI Густав и его жена королева Сильвия выполняют почетный круг в открытом автомобиле.
14.00 Старт. Андретти реагирует куда лучше Уотсона, в итоге Лауде удается выскочить на второе место, но по внешней он не может обойти Марио. Уотсон третий. Патрезе смог обогнать Петерсона. Кеке Росберг показал хороший старт, отыграв сразу несколько мест.



После первого круга
1. Андретти Lotus
2. Лауда Brabham
3. Уотсон Brabham
4. Патрезе Arrows
5. Петерсон Lotus
6. Шектер Wolf
7. Рётеманн Ferrari
8. Джонс Williams
9. Вильнев Ferrari
10. Депайе Tyrrell
16.00 Патрезе поравнялся с Уотсоном в первом повороте и финишной прямой обошел ирландца.

Лауда и Андретти стали быстро отрываться от остальных. Позади борьба поинтереснее будет. Уотсон и Шектер постепенно уступали позиции, но все это за пределами трансляций.
к 5 кругу
1. Андретти Lotus
2. Лауда Brabham -1,6
3. Патрезе Arrows -4,3
4. Петерсон Lotus-4,8
5. Уотсон Brabham -5,3
6. Рётеманн Ferrari -7,3
7.  Шектер Wolf -10,2
8.  Джонс Williams -10.8
9. Вильнев Ferrari -11
10. Депайе Tyrrell -11,5
11. Жабуй Renault -11,8
Вообщем Брэбэм пока старательно маскирует свою личину.

26. 00 На выходе из кривой Сёдра, Виторио Брамбилла зацепив обочину развернулся и отравил в нокаут, ехавшего за ним Дидье Пирони. Начало заноса попало в кадр, но режиссер не прочухал момент. Итальянец оказался в ограждении, Дидье поехал в боксы с проколом.

28. 00 До боксов победитель ле-Мана не доехал, ибо пострадала и подвеска. Француз остановился на трассе.

30.00 Петерсон смог обойти Патрезе обратно. к 10 кругу позиции выглядят так
1. Андретти Lotus
2. Лауда Brabham -0,8
3. Петерсон Lotus -10,8
4. Патрезе Arrows -11,5
5. Уотсон Brabham -11,7
6. Рётеманн Ferrari -13,3
7. Джонс Williams -16
8. Вильнев Ferrari -17,6
9. Жабуй Renault -21,8
10. Шектер Wolf -22,4

Продвижение Петерсона длилось недолго, вскоре он получит прокол и после смены колес вернется на трассу 16-м, позади  Клея Регаццони.  А лидеры разбились на две интересные группы. В первой Лауда наседал на Андретти, во второй Уотсон не дает расслабится Патрезе.

40.00 Джоди Шектер в боксах - разрыв водопроводной трубы. Пятый сход в восьми гонках.

42.00 Джон Уотсон продолжает наседать на Патрезе но тот прекрасно отбивается. На выходе из кривой Хоппа Джон вроде бы вышел вперед и проходит Риккардо с внешней стороны. Но ирландец зацепил бровку и его Brabham развернуло. Джон стал боком на трассе,  в поднятой им пыли, в него каким-то чудом никто не въехал. Жиль Вильнев свернул в гравий в последний момент. Уотсон вернулся но далеко позади всех. Его радиатор забит пылью, гонка для Джона Уотсона закончилась.

43. 00 Патрик Депайе в боксах - смена задней шины.

Андретти и Лауда проходят круговых. Петерсон уже обошел Регаццони, Ханта и Фиттиальди и вошел в первую десятку. Следующая цель это Лаффит и Томба.
Тем временем шины Мишлен поплыли у Рётеманна. Вскоре Джонс и Жиль Вильнев пройдут аргентинца.
25 круг
1. Андретти Lotus
2. Лауда Brabham -0,9
3. Патрезе Arrows -35,1
4. Джонс Williams -44,1
5. Рётеманн Ferrari -47,2
6. Вильнев Ferrari -47,8

52.00 В боксах Росберг. Лауда на хвосте у Андретти в ожидании ошибки американца

57.00 А ошибка волне возможна ибо перед лидерами возникла большая группа круговых.

59. 00 Клей Регаццони не дает себя обогнать Андетти и Лауда тут же поравнялся с американцем. Эту атаку Марио отбил.
Жан-Пьер Жабуй сошел с взорвавшимся движком, полив на прощанье трассу маслом. Со сходом Жабуя Петерсон прибавил в скорости, на свежих шинах и вскоре обошел Вильнева, выйдя на 6 место. а на следующем круге и Рётеманна.
Но операторы заняты не менее интересной борьбой Лауды с Андретти. Ники наседает, Марио отбивается. Снова наседает, снова отбивается.
1.08 Андретти скользит в последнем повороте на масле Жабуя. Лауда тут как тут, машины поравнялись и Ники вышел в лидеры гонки.

Ники сразу скрывается в даль, показывая на что действительно способен brabham с пропеллером. Через два круга отрыв от Андретти уже в три секунды и на круг позади остались обе Феррари.

1.16 Феррари борются друг с другом за 6 место. Вильнев пока впереди. Карлос вскоре поедет на пит-стоп менять свою истерзанную резину.

1.18 В боксы уезжает Патрик Депайе - сломана подвеска. Это первый двойной сход Тиррела в этом году. Тем временем Алан Джонс попытался атаковать Патрезе. Риккардо захлопнул калитку и Алан оказался на обочине в клубах пыли. Джонс смог вернутся на трассу, но Петерсон проехал мимо него.

А события на трассе развиваются стремительно
1.20 Сразу после пересечения финишной линии остановился Марио Андретти в облаке дыма. Впервые в этом сезоне американца подвел двигатель и даже с небольшим пожаром.

1.23 Алан Джонс заезжает в боксы. Столкновение с Патрезе стоило ему поломки колесного подшибника.

Жиль Вилнев так же свернул на пит-стоп. На трассу он вернулся 10-м позади Рётеманна.
1. Лауда Brabham
2. Патрезе Arrows -1 минута 10 сек.
3. Петерсон Lotus
4. Лаффит Ligier -1 круг
5. Томба McLaren
6. Регацони Shadow
7. Хант McLaren
8. Фиттиальди Fittipaldi
9. Рётеманн Ferrari
10. Вильнев Ferrari
1.36 Патрик Томба нагнал Жака Лаффита и начал его прессинговать. В Лонг-Биче их сражение закончилось столкновением. Чем закончится в Швеции?  Пока ничем Жак успешно отбивается и к парочке подъехал Регаццони.

1.44 Вильнев догнал Рётеманна и обошел его, увы, для фанов Скудерии, это борьба за 9 место.

1.52 Петерсон догнал Патрезе. Лотус само собой быстрее, но Риккардо решил применить тот же прием, что он испытал на Джонсе. Блокировка, смена траектории и захлопывание калитки.

1.54 Жак Лаффит заглох на финишной прямой, он смог перезапуститься, но Томба, Регаццони и Фиттиальди прошли мимо него.

1. 56 Последний круг. Ники Лауда снявший ногу с педали газа под конец, принес первую победу за Brabham. Ронни Петерсон опередил Патрезе но уже после взмаха флага.
1.  Niki Lauda
2. Riccardo Patrese +34.019
3.  Ronnie Peterson +34.105
4.  Patrick Tambay + 1 круг
5. Clay Regazzoni +1 круг
6. Emerson Fittipaldi +1 круг

 У Arrows первый подиум. Лучший результат в этом сезоне у Томба. Фиттипальди впервые в очках с ГП Бразилии. Седьмой неудачник Лаффит. Он обошел обе Феррари, Штука, Ребаке, Масса, Штомеллена и Росберга. Артуро Мерцарио впервые довел до финиша колымагу собственного производства, но не был квалифицирован. Ну и первая победа двигателей Альфа Ромео с 1951 года.

Итак скорость Brabham вроде не сильно впечатлила. Половину гонки Лауда провел за Андретти, и вроде бы победил благодаря его сходу.  И так и не ясно, не то хитрый Берни просил сдержать пока коней, не то особой прибавки в скорости пылесос не давал. Андретти прямо заявил, что конструкция не закона, ибо для охлаждения двигателя, столь гигантского вентилятора не требуется. А Петерсон наоборот сказал, что Лауда выиграл вполне справедливо и Марио просто привычно ноет. Правда Ронии отметил, что вентилятор собирает с трассы и выбрасывает  в позади идущих все камни что есть на его траектории. И поплакал в адрес Патрезе, дескать негоже защищаться так вот, на грани фола.
В чемпионате ожила интрига. Благодаря сходу Марио, Петерсон к нему подобрался близко. А Ники Лауда поднялся на 3-е место.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Марио Андретти -36
2. Ронни Петерсон -30
3. Ники Лауда -26
4. Патрик Депайе -23
5. Карлос Рётеманн -22
6.  Жак Лаффит -10
7. Джон Уотсон -9
8. Риккардо Патрезе -8
9. Эмерсон Фиттипальди -7
10. Джоди Шектер -7
11. Дидье Пирони -5
12. Джеймс Хант -4
12. Патрик Томба -4
12. Клей Регаццони -4
14. Алан Джонс -3
14. Жиль Вильнев -3
1. Lotus Ford-49

2. Brabham  Alfa Romeo-32

3. Tyrrell Ford-25

4. Ferrari -22

5. Ligier Matra -10

6. Arrows Ford-8

7. Fittipaldi Ford -7

8. Wolf Ford -7

8. McLaren Ford- 7

10. Shadow Ford -4

11. Williams Ford -3
Символично что последний герой  исторических постов этого года это папа нового чемпиона мира.
Keke Rosberg

Для того что бы добиться успеха в Формуле 1 нужно всего две вещи. Много таланта или много тяжелой работы. Нельсон Пике, например, никогда не хотел много работать, но у него был большой талант. Айртон Сенна был особенным, у него был талант и он много работал. Что касается меня, у меня не было таланта. Было много тяжелой работы.
Это говорит человек в 1985 году, в квалификации ГП Британии, установивший абсолютный рекорд скорости для машин Формулы 1 в 20 веке. Человек выигравший на дерьмовом Theodore дождливую гонку - Интернешинал троффи.
В тот день  я думал, что я добился всего. Я видел застрявших в грязи Петерсона, Лауду, Ханта. 20 кругов за мной висел Эмерсон Фиттипальди, но я финишировал первым. Казалось пришло моё время. Но я был молодым и наивным. Я не знал, что в Формуле 1 все работает немного не так. Вас помнят не больше 2-х недель, до следующей гонки. У меня заняло 4 года, что бы выйти на хорошую команду и приличный автомобиль.
Кейо Росберг родился 6 декабря 1948 года в Стокгольме, Швеция, в семье студентов медицинского колледжа. Батя его, правда был финном, поэтому Кеке и выступал под финским флагом. Его отец учился на  ветеринара в Швеции, так как в Финляндии этому не обучали.  Мать была химиком, и оба родителя выступали в ралли.  Семья вела бродячий образ жизни, так как отец постоянно менял места работы.
Родители мои, выступали в ралли, но вскоре отказались от этого, ибо не могли себе позволить гонки финансово. Я начал заниматься картингом в 16 лет и сам оплачивал своё выступление. Возил одежду и двигатели из Италии и их продавал.  Стал чемпионом Финляндии несколько раз, потом занял 5-е место на чемпионате мира в Париже. Мы с отцом отравились во Францию с одним шасси и одним двигателем. Спали в палатке. Против меня выступал Ханс Хайер с 6 механиками, тремя шасси и 28 двигателями. И я лидировал в первом финале с поула, но ублюдок двигатель удумал сломаться.
Я хотел поступить в университет, на медика, но проспал главный экзамен. Зубрил до 5 утра. Моя цель была стать богатым, что бы позволить себе гонки в качестве хобби. Я никогда не думал, что бы стать профессиональным гонщиком, как и не мечтал стать космонавтом. Вообщем я устроился в одну компьютерную фирму, программистом, женился, и мой коллега выступавший в  Формуле Vee, уговорил меня попробовать. Я нашел старый Veemax, внес за него  треть его цены и финишировал в первой гонке третьим. Тогда я взял кредит в банке на оставшуюся треть и часть суммы занял у отца. Батю это не волновало. Он просто сказал, что если ты выберешь  гонки, то ты все разрушишь в своей жизни и сказал, что перестанет со мной разговаривать, пока я ему не верну долг. Я вернул все в конце сезона.
На второй год, в 1973, я купил новую формулу Vee и выиграл почти всё в Северной Европе. Жена от меня убежала, она решила, что я сошел с ума, раз трачу все время и деньги на гонки. У меня даже не было автомобиля. На работу я приезжал в своем гоночном транспортере, в костюме и галстуке. В компьютерной компании я работал по ночам, не как дополнительный заработок, а что бы днем было время для гонок. Я выиграл чемпионат Европы Формулы Vee, и считалось, что я должен был перейти в Формулу 3. И тут меня в Британию пригласили March, для того что бы предложить работу в 1974 году. Я подумал, это здорово, Росберг на пути к успеху.  Первое, что они у меня спросили, сколько у меня денег. Их вообще нет, ответил я. На этом разговор закончился и я вернулся в Финляндию. Так я немного начал понимать, как все работает в автоспорте.
Так что я уехал в Австрию, в Вену в чемпионат Формулы SuperVee. Я выиграл пять гонок и стал третьим в чемпионате Европы. Там то я и столкнулся с парнем из мира моды, которому хотелось создать свою гоночную команду. Мне удалось его убедить, что я знаю, как заставить его команду хорошо выглядеть, так что я впервые заработал денег на участии в гонках. На первый гонорар я полетел в Англию. где купил себе   Jaguar XJ6 и гоночные перчатки Леса Лестона (Пилота Ф1 50-х). Команда была из Гамбурга и мне пришлось переехать в Германию. Это было, наверное, самое сложное время в моей жизни. Я ни слова не знал по немецки и мне было очень одиноко. Но я выиграл чемпионат Германии и большой чек.
В том же 1975 году Кеке удалась ещё одна удивительная сделка. Американский дилер гоночных авто Фред Оперт, выпросил место для Бертиля Росса в Shadow, на ГП Швеции, Росс выступал для Оперта в США и тот ему так отблагодарил. Я не знал Оперта, для меня, он был все равно, что человек на луне, но я подумал. что парень может оказаться полезным и написал ему письмо. Фред пригласил меня на гонку Ф-Ви в Утокинс-Глен. А в 1976 он пристроил меня в Формулу 2.
Конечно то была не заводская March или Chevron. но это была Формула 2. Болид и в правду был не очень хорош. (журнал Автоспорт обозвал болид Toj громоздким а Росберга храбрым, но слишком рискованным и без результативным) И Фред меня ещё пристроил и в Новую Зеландию, в их гоночную серию, которую я выиграл. В 1977 Фред меня использовал по полной - Новая Зеландия, европейская Формула 2, аргентинская Temporada, Formula Atlantic в Северной Америке, F2 в Японии, Гран при Макао - 42 гонки в год, на пяти континентах. Фред не платил мне. Его работа была найти машину и команду, моя работа была найти спонсоров и украсить их наклейками комбинезон. В конце года мы вернулись в Новую Зеландию и я опять стал чемпионом.
Первая попытка попасть в Формулу 1 для Росберга была, когда Вилли Каузен купил несколько японских болидов Kojima (участвовавших в ГП Японии 77) и попытался их заявить на сезон 78. Росберг тестировал эту технику. Я тестировал  Kojima  на трассе в Фудзи. Это был мой первый болид Формулы 1. Но задумка Каузена не осуществилась. Затем в 1978 году Тедди Йип пришел в Формулу-1 с Theodore. Эдди Чивер сделал первые два Гран При для них, но он не смог пройти квалификацию. Он сказал им, что их болид говно. Так что я сказал им, что это был самый замечательный болид Формулы 1, который я когда-либо видел. Так, внезапно у меня появилось место в Ф1, и я полетел в Южную Африку. На Кальями состоялась моя первая встреча с Тедди и его ирландским менеджером команды Сидом Тейлором. Боже мой, какой это был характер. Я помню, в Хоккенхайме Берни Экклстоун устроил ад, потому что Сид постирал свои трусы и повесил их на линию в паддоке, чтобы высушить
Так Кальями стала моей первой гонкой в Ф1 и на  первой тренировке я имел самую большую аварию во всей моей карьере. Тормозная накладка выпав, улетела  в закат, и я свернул  в проволочную сетку. Столбик вошел в кабину, мне повезло, что не болид загореться. Они отранспортировали это затонувшее судно в загон, и там была огромная дыра в монококе. Таким образом, они погрузили его в грузовик и поехали  в магазин местного кузнеца. Новый шмат алюминия был прикован над отверстием, а затем обратно на грузовик, обратно в загон, повторно собрали, и я снова за рулем. В гонке топливный бак дал течь, но в остальном это было прекрасно. Через две недели мы были в Сильверстоуне в дождь, и мы выиграли.
Продолжим на следующей неделе.
Tags: 1978, Формула 1, Швеция, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Колесо невезения

    Ближе к концу сезона 91 Алену Просту пришло время задуматься о будущем. Впервые со времен своего дебюта в McLaren 1980 года, у француза нет ни одной…

  • Про бокс

    Как обычно летом в боксе затишье, правда 14 августа обещают столько разных боев, что прям не знаешь какой выбрать на анонс. Ну а пока, продолжим…

  • Ответ на загадку

    Ну что, ребята, давайте узнаем правильные ответы на вчерашний, полу-литературный конкурс Гусарская баллада 1962. Пожалуй самый легкий из…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments