Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Тони Саутгейт производитель элитных гробов


Пост про историю Формулы 1 снова в эфире. Гран При, их история и история людей делавших эти замечательные гонки. 1978 год идет полным ходом.
Сезон начинается в Монако, как тогда говорили, ибо обычно с Монако начиналась европейская часть сезона и дебютировали новые машины. Ну а пока в чемпионате шло сражение между Лотусом и Феррари, выигравшим по две гонки. Совершенно разный подход. Лотус возлагал все надежды на новые технологии, аэродинамику - развитие граунд эффекта. В Феррари ставка на стабильность и консерватизм, развитие 312 модели из 74 года и основной козырь это радиальные шины Michelin. Опытнейшие ветераны Карлос Рётеманн против Марио Андретти, по сути оба пилота не хватают звезд с неба, но оба обладают огромным опытом и стабильностью. Их партнеры Ронни Петерсон и Жиль Вильнев возможно самые быстрые люди в паддоке. Но швед сдержан контрактом второго номера, а канадцу надо для начала научиться доезжать до финиша.
При определенном везении могу вмешаться в борьбу Tyrrell - медленный, но очень надежный. Brabham - быстрый но не надежный. С McLaren и Wolf кажется уже все в этом сезоне ясно.
Лотус решили не выставлять в Монако новый 79, ибо как поведет себя переосмысленная концепция граунд-эффекта на медленной и узкой трассе не ясно. Так что новинку отложили до Бельгии.

А вот Ligier-Matra показала свой новый JS9. Жерар Дюкаруж решил противопоставить что-то гаунд эффекту. Широкий и массивный  болид по сути представлял собой огромный понтон спойлер. Заднее крыло расположено очень низко, обрамлено двумя длинными плавниками, которые достигают понтонов. Каких либо плюсов от всего этого Жак Лаффит не заметил, а вот что машина тяжела и практически не управляема, это да.

Новый Surtees TS20 пока только в руках Виторио Брамбиллы и получил новую оранжевую окраску. Простой и легкий болид, который легко доводить, пояснил Джо Сёртис. Вот правда из Виторио Брамбиллы и Руперта Кигана доводчики ещё те. Киган пока на старой машине.


Woilf представили WR5. Это виденье Граунд Эффекта с точки зрения Харви Постлетуэйта. Но, как и в Лотусе, Джоди Шектер пока решил в гонке ехать на старом проверенном WR1.


Renault установили в своей машине новый турбокомпрессор, который был построен в Калифорнии. Жабуй надеется, наконец, финишировать за рулем "Желтого чайника". Ну и АТS HS1 был несколько изменен: масляный радиатор вернули обратно.

Martini снова вышли на трассу с Рене Арну за рулем.  Ну и...

Мо Нанн желая влить в команду Ensign жизнь усадил за руль ветерана Жаки Икса. Бельгиец сменил Ламберто Леони. Стало все это возможным благодаря деньгам  американского филантропа Чака Джонса. поддержавшего команду в трудный час. Решение с Иксом спорное. Лет пять уже Жаки ничего особого в ф1 не показывает и ему более интересны гонки спорт-прототипов.

Тем временем Goodyear созывает экстренное совещание о том, как им бороться с Michelin. Были приглашены Колин Чепмен, Берни Экклстоун, Тедди Майер, Кен Тиррелл, Ники Лауда и Марио Андретти, которые должны были высказать свои идеи. А что они могли сказать? Посетовать, что Goodyear экономит на всем и установили жлобские цены и условия? Даже в МакЛарен и Тиррелл вторые пилоты получали шины хуже качества чем первые номера. Патрик Томба и Дидье Пирони вынуждены были зачастую ехать на шинах, на которых первые номера ездили в квалификации. Можете представить какое дерьмо поступало в тот же Ensign.

Как и в Лонг-Бич, в Монако за поул снова шла борьба между Brabham и Ferrari. Второй поул подряд завоевал Карлос Рётеманн.



 2
John Watson
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12 3.0  B12
1
Carlos Reuterman
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0 B12



 4
Mario Andretti
Lotus 78
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
3
Niki Lauda
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12 3.0  B12



 6
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth DFV3.0 V8
5
Patrick Depailler
Tyrrell 008
Ford Cosworth DFV 3.0 V8



 8
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0 B12
7
Ronnie Peterson
Lotus 78
Ford Cosworth DFV 3.0 V8



 10
Alan Jones
Williams FW06
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
9
Jody Scheckter
Wolf WR3
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Одиннадцатый Жабуй перед Патрезе и Пирони.  Лаффит с новым JS9 лишь пятнадцатый - проблемы с коробкой мучили его. Ги Лижье был настолько разочарован новым болидом, что в субботу вечером уехал из Монако. удалось пройти квалификацию Иксу - 16. А также Штуку, Кигану, Фиттипальди и Штоммелену. Рольф Штоммелен в субботу приложился об барьер и сломал два ребра, но героически вышел на старт.
Как и год назад стартующих двадцать. Мерцарио. Лангер, Ребаке, Арну, Дали и Росберг выбыли ещё в предквалификации. Гюнтер Шмидт был взбешен тем, что оба болида ATS не попали на старт и обвинил во всем Жарье. Жан-Пьера настолько достал вспыльчивый немец. что он тут же покинул команду.


В воскресенье перед стартом Гран При прошло ГП Монако Ф3, его выиграл молодой итальянец Элио де Анджелис, опередивший двух жителей альпийской равнины - итальянца Зигфельда Стора и швейцарца Даниэле Альберти. Алан Прост четвертый.

В воскресенье с утра прошел дождь, но к началу гонки трасса была сухой

Ну а теперь кино. Смотрим, а все комментарии к происходящему ниже.


18.00 Старт. Джону Уотсону он удался куда лучше чем Рётеманну. Более того, Карлос тут же пропустил и Депайе с Лаудой.

В Сент Дево Хант, бьется колесо в колесо с Андретти и отлетает от американца в барьер, удар вроде не сильный и британец продолжил гонку. Карлос Рётеманн же повредил в болид в такой же терке с "давним другом" Лаудой.
Так выглядит первый круг
1. Уотсон Brabham
2. Депайе Tyrrell
3. Лауда Brabham
4. Андретти Lotus
5. Шектер Wolf
6. Джонс Williams
7. Петерсон Lotus
8.  Вильнев Ferrari
9. Томба McLaren
10 Лаффит Ligier (вскоре ошибется с передачей и откатиться назад)
Рётеманн и Хант в боксах чинят повреждения.

21.00 Карлос Рётеманн выезжает из боксов прямо перед Джоном Уотсоном. Стремясь уехать от лидеров он установил быстрый круг.

24. 00 Штук и Киган столкнулись в шпильке Loews. Немцу потребовалась помощь комиссаров, что бы вернуться назад.

27.00 Пролитое топливо дымит на болиде Джонса. Алан делает вид, что ничего не происходит. Меж тем Уотсон, Депайе и Лауда уже хорошо оторвались от всех остальных.

За кадрами остался первый сход - Руперта Кигана подвела коробка передач. И ошибка Джонса в Сент-Дево, в итоге его обошли Петерсон и Вильнев. Жак Лаффит  уехал в боксы со сломанной коробкой.

37. 00 Джоди Шектер прессингует Марио Андретти. Петерсон и Вильнев нагнали эту пару.


20 круг
1. Уотсон Brabham
2. Депайе Tyrrell -0.7 сек.
3. Лауда Brabham - 3,9
4. Андретти Lotus -11,7
5. Шектер Wolf -12,5
6. Петерсон Lotus
7.  Вильнев Ferrari
8. Джонс Williams
9. Томба McLaren
10. Пирони Tyrrell

50.00 Уотсон и Депайе нагнали на круг Рольфа Штоммелена, это их несколько сдержит и позволит приблизиться Ники Лауде. Депайе продолжает висеть на заднем крыле Уотсона, но Ники Лауда уже отыграл у них 2 секунды.

57.00 В La Rascasse Штук зацепил рельс и повредил управление. Комиссары укатывают Shadow в боксы, при этом одного из них чуть не сбил Джеймс Хант.

1.00 Лауда догнал пару Уотсон-Депайе. Беда одна, это Монако, где обгон вещь крайне сложная. По этой же причине в квартете Андретти-Шектер-Петерсон-Вильнев тоже ничего не происходит.

1.03 Слишком большой оказалась утечка масла у Алана Джонса, он сходит. В боксах застрял Икс - проблема с тормозами.

1.12 Группа лидеров нагоняет на круг Эмерсона Фиттипальди. Уотсон и Депайе прошли легко, а вот у Лауды возникло небольшое недопонимание со старым соперником и в итоге снова вырос небольшом разрыв между ним и лидерами.

1.14 Лидеры догоняют на круг Жабуя и Рётеманна. Перед входом в туннель Депайе делает отчаянную попытку обойти Уотсона. Джон отбивается. Но при выходе из туннеля Уотсон смотрит в зеркала и в итоге промахивается мимо поворота и и едет прямо в лазейку (помните такую же ошибку Кимми Райконена), в то время как Депайе и Уотсон ушли в поворот. Джон смог вернутся на трассу, но далеко позади лидеров. А лидер нынче Патрик Депайе

1.16 Деайе и Лауда бьются колесо в колесо но им мешают круговые - Жабуй и Рётеманн у которых своя борьба за 11 место. В туннеле Жабй неожиданно потерял скорость и облегчил жизнь Патрику и Ники

1.18 Комиссары толкают Жаки Икса в боксы. В боксах исчез и Рольф Штоммелен - боль в сломанных ребрах он уже терпеть не в силах.

1.19  Лауда так близок к Депайе, что бьется носом об заднюю часть Тиррелла, к счастью без последствий.

1.23 Карлос Рётеманн наконец-то пропустил лидеров на круг
1. Депайе Tyrrell
2. Лауда Brabham
3. Уотсон Brabham
4. Андретти Lotus
5. Шектер Wolf
6. Петерсон Lotus
7.  Вильнев Ferrari
8. Пирони Tyrrell
9. Патрезе Arrows
10. Томба McLaren

За кадром Марио Андретти заезжает в боксы, механики тщательно пытаются сменить бензо-насос. Процедура долгая и займет несколько кругов.

1.26 Ники Лауда резко начал терять скорость - медленный прокол. Австриец едет в боксы а Патрик Депайе летит к победе. Пит-стоп Ники длился 30 секунд, он вернулся на трассу на 6 позиции пропустив вперед Уотсона, Шектера, Вильнева и Петерсона. Жертва поломки стабилизатора поперечной устойчивости, Хант покидает вставший McLaren.

1.34 лидеры чемпионата Рётеманн и Андретти борются друг с другом, увы это борьба далеко от очковой зоны.

1.42 Интересная борьба Шектера и Петерсона за 3-е место, интересна она и тем, что сзади к ним приближается Ники Лауда, на свежих шинах, установивший быстрый круг.

Меж тем вскоре все было кончено для Ронни Петерсона, он в боксах со сломанной коробкой передач, проводы старины Лотус 78 на пенсию оказались печальными

60 круг
1. Депайе Tyrrell
2. Уотсон Brabham -20 сек
3. Шектер Wolf -25 сек
4. Вильнев Ferrari
5. Лауда Brabham
6. Пирони Tyrrell
7.Патрезе Arrows
8. Томба McLaren
9.Рётеманн Ferrari
10. Жабуй Renault
1.49 Лауда догнал Вильнева

1. 54 Вильнев торчит в рельсах  на выходе из шиканы, рядом с лазейкой. Это его третья авария за пять проведенных гонок. Но в этот раз Жиль не виновен - сломалось управление.

Ну а дальше за пределами камер осталось, как Джон Уотсон снова свалял дурака и опять вместо поворота заехал в лазейку. В итоге мимо прошел Шектер а затем и Лауда

У Ники свежие шины и у того же Шектера он выигрывает по 2 секунды на круге.

2:09 Ники установил лучший круг в гонке 1'28''65  и в Rascasse прошел Шектра без всякого сопротивления со стороны африканца.

2.12 Патрик Депайе в 33 года и после 69 проведенных гонок выигрывает первое Гран При в карьере. Это первая победа Tyrrell в течение двух лет и третья для команды в Монако. После выдающейся гонки Лауда финишировал вторым, Шектер принес первые очки в сезоне. Начудивший Уотсон 4-й а позади него молодежь которая вполне может заменить неудачника в Brabham.
1.  Patrick Depailler
2.  Niki Lauda +22.45
3.  Jody Scheckter +32.29
4.  John Watson +33.53
5.  Didier Pironi +1:08.06
6. Riccardo Patrese +1:08.77
Из пяти, на тот момент, побед французов в Формуле 1, 4 приходятся на Монако (дважды Тринтеньян и один раз Бельтуаз), лишь Франсуа Север сделал исключение в США 71.

После выпитого на подиуме шаманского Депайе дал интервью Джеки Стюарту,. назвал того учителем и сказал, что очень рад, что черная кошка наконец-то ушла с его пути.


Патрик Депайе ещё и возглавил чемпионат. Последний раз французы лидировали в чемпионате в 1958, 20 лет назад, как раз осле победы в Монако лидировал Морис Тринтеньян. Tyrrell взлетел на второе место в кубке конструкторов. Кажется в чемпионате есть интрига. Но все с тоской ждут новый Лотус 79
Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Патрик Депайе -23
2. Карлос Рётеманн -18
3. Марио Андретти -18
4. Ники Лауда -16
5. Ронни Петерсон -14
6. Джон Уотсон -7
7. Эмерсон Фиттипальди -6
8. Жак Лаффит -4
8. Джоди Шектер -4
10. Дидье Пирони -4
11. Джеймс Хант -3
11. Алан Джонс -3
13. Клей Регаццони -2
14. Риккардо Патрезе -2
15. Патрик Томба -1
1. Lotus Ford-27

2. Tyrrell Ford-24

3. Brabham  Alfa Romeo-20

4. Ferrari -18

5. Fittipaldi-Ford -6

6. Ligier-Matra -4

7. McLaren Ford- 3

7. Williams-Ford -3

9. Shadow-Ford -2

10. Arrows-Ford-2
Arrows и Shadow идут ноздря в ноздрю хоть пока и в борьбе за 9 место. Оба болида сконструировал Тони Саутгейт. Чью историю мы сегодня и закончим. Остановились же мы на том, что после работы в  Lola и Brabham и самостоятельных успехов в Индикаре. Тони в 1970 году предложилди занять место в BRM, его первой самостоятельно работе в Формуле 1. О пилотах, командах и причинах ухода из Ф1 мы и поговорим
Tony Southgate
BRM было что-то другое: так как многие персонажи как буд-то играли в каакую-то свою игру. Большой Лу, Луис Стэнли, считал, что он был боссом, потому что он был женат на Жане Оуэн, сестре промышленника сэра Альфреда Оуэна, который владел командой. Стэнли нравилось думать о себе как об английском Энцо Феррари. Он был хорош до тех пор, пока все шло своим путем и выглядело хорошо. Но что мне понравилось в  BRM так это то, что все было сделано в одном месте: автомобиль, двигатель, коробка передач, многое. Было около 20 человек в конструкторском бюро. Обри Вудс - все называли его Клубничный - был  человеком двигателем. Алека Стокса, который делал коробок передач, прозвали Волнистым попугайчиком, потому что его хобби было разводить волнистых попугайчиков. Он был там с 1948 года. Тим Парнелл был менеджером команды,очень здравомыслящий человек и большим чувством юмора (Тони Саутгейт один из немногих кто хорошо отзывается о Тиме Парнелле)
Когда Джон Сёртис их покинул, чтобы сформировать свою собственную команду, Педро Родригес присоединился в качестве пилота номер 1 для 1970 года. P153 была моей первой работой в BRM, а мутный BRM зеленый цвет был заменен цветами нашего нового спонсора, Ярдли: белый с черными, коричневыми и золотыми полосами. Двигатель V12 весил столько же, сколько DFV (Ford Cosworth )и имел ту же мощность, около 430 л/с, но с меньшим крутящим моментом. Он звучал выше и был жадным, поэтому мы должны были нести 48 галлонов, тогда как Cosworth удалось работать с меньшими затратами, все это давало нам более тяжелый вес на старте Ещё у нас были некоторые проблемы с надежностью, которые мы решали улучшением масляной системы. В бельгийской ГП Педро захватил лидерство над March Криса Амона. Крис сидел позади него и ждал когда BRM взорвется, а он не взорвался. Затем Роби Херд из Марч предположил о том, что Педро имел 3,3-литровый двигатель,чем меня немного расстроил. Мы никогда бы так не сделали, потому что: во-первых, у нас не было бюджета. Как это было, мы разбирали каждый двигатель на куски после каждой гонки и, если поршни и клапаны выглядели хорошо, мы собирали их обратно.
Педро был очень популярен. У него была мистическая аура: маленький, щеголеватый, тихий, он носил английский твид и войлочную шляпу, и никогда ни с кем не разговаривал, пока не причешется гребешком. Он не был технически подкованным пилотом, он просто садился и управлял от всего сердца. Наряду с P153 мне поручили делать машину для Can-Am, -  P154. Не хватало времени, и она была наспех сделана и отправлена в Америку для механиков, чтобы разобраться в этом корыте. Она не  очень хорошо пошла в руках Джорджа Итона, так что в течение последних двух гонок мы садили Педро в неё. После  третьего заезда  в Риверсайде, он сказал мне, что это был худший автомобиль что он когда-либо водил. Это действительно смутило меня. Он всегда был очень смелым и безропотным, так что это должно было быть очень плохо. В 1971 году я модернизирована его как P167, и это было гораздо лучше. Педро хотел гонятся в июле на Норисринге, но в последнюю минуту у нас возникли проблемы с двигателем. У нас был только один двигатель, поэтому я позвонил Педро, чтобы сказать ему, что мы  не стартуем. "Не волнуйтесь," сказал он, "я предложил £ 1500 за место в одном из Феррари Херби Мюллера". Это был автомобиль, который его убил.
Ио Зифферт присоединился к BRM в 1971. Мы не относились к Педро и Джо, как № 1 и № 2, но, так как Педро пришел раньше, он чувствовал себя лидером команды. Но когда он погиб, Ио вырос  и, казалось, поехал быстрее. Он квалифицировал в тройке лидеров в каждой из оставшихся гонок, того сезона, кроме одной. Он выиграл австрийский ГП с поула, и он был вторым в Уоткинс Глен. "Тогда трагедия ударила снова. В незачетной гонке  в Брэндс-Хэтч Зифферт вылетел с трассы. Болид перевернулся и загорелся: почти невредимым, Зифферт сгорел. Позже было установлено, что взрыв шины тому виной. Но за Саутгейтом закрепилась репутация производителя гробов на колесах и он её продолжал оправдыавать и дальше.
Автомобиль 1971 года P160, был улучшеннойл версией P153. С победой Зифферта в Австрии, победа Питера Гетина в Монце и наши подиумы в Зандвоорте и Уоткинс Глен, мы закончили на  втором месте в кубке конструкторов, опережая Ferrari. В 1972 году Большой Лу решил строить пять машин, которые оказались ярмом на шее, и в течение года мы использовали 10 различных гонщиков. Помимо того, что я был конструктором в течение недели, я был гоночным инженером по выходным - у всех пяти машин. Спонсор Marlboro, и мы запустили P160B, старый P153, и новый P180. В то время как DFV развивался и имел больше мощности, мы застопорились на месте. Для того чтобы компенсировать наше отсутствие лошадиных сил я раздвинул границы с P180, и решили, что необходимо передние / задние распределение веса 33/67. Но я зашел слишком далеко, это было 30/70, и с его широкой колеей он был медленнее, чем P160 по прямой.
Бельтуаз присоединился к нам из Matra, и он одержал потрясающую победу под проливным дождем в Монако. С Жан-Пьером всегда было легко работать, он не был Примадонной. У него было ограниченное движение в одной руке, наследие плохой аварий из его мотогоночных дней, и мы должны были формировать монокок в кабине, чтобы очистить ему место под его локоть. Он возглавил гонку от начала до конца,  на круг сделал  всех, по крайней мере один раз, за исключением признанного мастера дождя Жаки Икс из  Ferrari -но и Икс был почти на 40 секунд позади.
В конце 1972 года  я думал куда бежать из BRM, потому что не было никакого бюджета для крайне необходимого нового двигателя. Джеки Оливер, с которым я работал в BRM в '69 / 70, выступал за рулем Shadow команды Дона Николса в Can-Am, и он убедил Дона двигаться в Ф1. Он предложил мне прийти к ним на борт и создать болид, dN1. Я нашел общий язык с Доном, но он всегда был загадочным. Он носил черную бороду и черную шляпу испанского образца, и любил рассказывать вам о его работе в ЦРУ. Джордж Фоллмер присоединился к Джеки, как водитель № 2. Джорджу было 39 и он никогда не ездил в F1, но он просто сел в машину и поехал
В нашей первой гонке, в Кальями, он финишировал в очках, а в нашей второй в Барселоне он попал на подиум. Это довольно разозлило Олли. С тех пор у нас были различные проблемы и сбои, и не не было больше очков, пока Джеки не был третьим в Канаде.
В 1974 Shadow рассчитывали на большее; из McLaren пришел Питер Ревсон и присоединился чемпион Ф2 Жан-Пьер Жарье. Ревви был невероятный спокойным парнем и очень хорошим водителем. Но он трагически мало был с нами . Он квалифицировался  на второй ряд в Аргентине и третьий ряд в Бразилии. Тогда он и я, наш главный механик Пит Керр и два других механика отравились в Кальями для тестирования перед ГП Южной Африки. Ревви  хорошо шел, очень был доволен машиной, а потом он не вернулся.Мы бросились к задней части трассы и нашли болид погребеным под рельсом безопасности, на внешней стороне быстрого поворота. Питер был уже в машине скорой помощи и его увезли. Я позвонил в больницу, и они сказали мне , что я должен был пойти в морг и опознать его. Когда новость вылезла, наступил ад, журналисты барабанили  в дверь моей  гостиницы, а затем адвокат семьи Ревсона приехал и взял все на себя.
Мы использовали  довольно много титана на dn3, который был совершенно новым материалом. Потом выяснилось, что титан очень привередлив, он должен быть обработан до гладкой и полированной поверхности, и шаровой шарнир, который имел некоторую грубую обработку. он то и сломался. Был только один ряд рельсов и автомобиль, вместо того, чтобы  остановился, пошел прямо и был смят до кабины. Я чувствовал свою личную ответственность. Это было очень дерьмовое время. Гламур Формулы-1 ушел, уступив место  одиночеству. Мы просто должны были работать. Конечно, я заменил все компоненты из титана на стальные перед следующей гонкой.
Из Жарье сочился природный талант, но он был ленив. Он делал быстрый круг сразу, как только хотел вернуться домой. . В ходе тестирования вы должны были разузнать, все что было необходимо в течение первых пяти кругов. Жарье порой и после гонки не мог объяснить что с машиной не так. Том Прайс присоединился к нам после того, как Брайан Редман решил не выступать больше в F1. Том был молод и неопытен, но всегда быстр: в своей второй гонке для нас, в Зандвоорте, он квалифицировался третьим, впереди Ferrari Регаццони и McLaren Фиттипальди. В 1975 году с DN5 он имел бы поул в Монако пока Ники Лауда не побил его в самом конце квалификации. Потом в Гран-при Великобритании, он получил поул и удержал его - и был лидером гонки, пока он не попал в дождь и вылетел.
Он совершал ошибки, но он быстро учился. Простой, обычный парень, очень застенчивый. Вместо того чтобы идти обратно в отель в конце дня,  он остался бы в боксах, с ребятами делать  работу. Все любили его. Если бы он перешел в другую команду он мог бы в конечном итоге стать чемпионом мира. Но он был так верен Shadow: он остался с ними в течение всей своей карьеры в Формуле 1, пока не был убит в этой странной аварии в Кальями. Два маршала побежал через дорогу с огнетушителями. Том, сбил  одного из них, получил огнетушителем в лицо. Страшная смерть.
В начале 1976 года Колин Чэпмен вызвал меня на встречу. Я был очарован Чепменом. Для меня он все еще был образцом конструктора; . Возможность работать с ним было что-то, от чего я не мог отказаться. Хитрый, умный, способностями он превосходил любого другого конструктора, с кем я когда-либо сталкивался, но он всегда ходил по краю. Он был сумасшедшим, на самом деле. Это, казалось, было требованием в Лотусе - менеджер команды Питер Уорр тоже был довольно безумен.
Я был главным инженером. Я не рисовал в то время пока был в Lotus: у них был Мартин Огилви, который был прекрасный рисовальщик и  хороший дизайнер, плюс Ральф Беллами и Джефф Олдридж, и Питер Райт отвечал за аэродинамику. В тот год  Лотос, 77, был немного сырым, но мы обрезали все его проблемы, и Марио Андретти выиграл последнюю гонку года в Японии. Марио был просто замечательный. Все, что вы слышите о нем все правда. Он любил Лотус, он любил Чепмена, и он всегда давал десять десятых без вопросов. Он выиграл в Японии, оставаясь на мокрых шинах, когда все перешли на слики. Храбрый: как говорят в Америке, железные яйца.
В 1977 году у нас был Лотус 78, со всей  его массивной прижимной силой.  На гонках Колин был гоночным инженером болида Марио  и Марио выиграл четыре Гран При; Я инженер Гуннара Нильссона, и он выиграл в Золдере. В кокпите, бедный Гуннар ненавидел когда ремни сжимали ему промежность слишком туго. Он выл в боли, но не было никакого способа, заставить его сходить к врачу в середине сезона. И  он и мы, не знали, что у него развивается рак яичек. После того, как был поставлен диагноз он перенес его с огромным мужеством и хорошим настроением, Очень печально, он умер в следующем году.
Мой контракт с Lotus, было только на 18 месяцев. Вскоре Дон Николс рассказал мне, что Shadow имеет кучу денег сейчас, Джеймс Хант собирается выступать за команду, все это.... Так что я вернулся к Дону, Джеки Оливеру и Алан Рису и начал рисовать  автомобиль 1978 года, DN9. В течение нескольких недель я понял, что это было лапша на ушах и ничего не изменилось. Тогда Олли сказал: "Это никуда не годится. Я собираюсь создать свою собственную команду. Рис уходит тоже, почему бы вам не присоединиться к нам?

Arrows была создана в конце ноября. Патрезе переехал через дорогу из Shadowи тоже, в результате чего к нам пришел  итальянский спонсор Франко Амброзио. В течение 53 дней первый Arrows FA1 был построен и вышел на тесты в Рио, и меньше чем через неделю Патрезе поехал на нем, в Гран-при Бразилии. Для ГП Южной Африки  в Каьями было уже две машины для Риккардо и Рольфа Штоммелена и Риккардо лидировал, когда его двигатель сломался за 15 кругов до финиша.
Поскольку Тони практически закончил новый Shadow DN9, перед уходом, понятно было, что почти все его идеи он использовал в Arrows FA1. Сходство было неизбежным, а конструкция шасси, подвеска просто была слизана с Shadow в чистую. И Дон Николс, потерявший большую часть своего персонала, подал в суд. Судебные тяжбы затянулись и за это время Тони подготовил другой болид, несколько измененный FA1, измененный немного, но так, что бы отличаться от Shadow DN9. Когда в понедельник после немецкого Гран При суд запретил Arrows использовать FA1 у команды уже была готова новая машина. Все что Дон Николс получил, это 1000 £ за нарушение авторских прав и 25 000 £ за потерю доходов. Но судебные издержки Arrows "были £ 250 000, так что мы были в минусе с самого начала. Затем Амброзио был заключен в тюрьму на различные финансовые махинаций. Вообщем роды у Arrows нельзя назвать легкими.
Все это время я не мог ни чем упрекнуть Патрезе. Он собрал в себе все компоненты: быстрый, умный, смелый. Люди говорили, что он был высокомерен, но он таковым не был: он был застенчив. Джеймс Хант обвинил его в аварии со смертельным исходом Ронни Петерсона в Монце в 1978 году, и все верили Ханту. Но спустя долгое время я увидел последовательность фотографий с самого начала. Риккардо ехал на крайнему правому флангу, и не трогал никого. Ронни, который двигался по диагонали через сетку после неудачного старта, столкнулся с Хантом. Они остановили гонку, и тогда Риккардо вернулся в наши боксы поставить свежую резину на для повторного старта. Эмерсон Фиттипальди увидел это и заподозрил, что бы мы изменили колеса, потому что они несли следы столкновения с Хантом. Это абсолютно не соответствует действительности.Совершенно несправедливо, Патрезе оказался изгоем, и ему фактически запретили участие в  следующей гонке.
С А2 я старался опробовать разные вещи. Я сделал некоторую серьезную работу в аэродинамической трубе и сотворил прижимную силу, на 50 процентов больше, чем обычный автомобиль, все это без использования заднего крыла. Но, чтобы получить столь низкую форму я должен был наклонить двигатель, и сделал центр тяжести слишком высоко. Болид не любил быстрые изменения направления движения, быстрые с лева направо. Если мы бы поставил очень жесткие пружины на него, как Уильямс сделал позже, это могло бы сработать.
A3 в 1980 году был обычным, красивым и аккуратным, и Риккардо был вторым в Лонг-Бич. Но проблема  была такая же, как это было в Shadow - не было денег. Джеки Оливер отчаянно пытался сохранить немецких спонсоров, Warsteiner, и он внезапно объявил, что они нанимают Густава Бруннера и некоторых немецких инженеров. Я сказал, что если он это сделает, то он будет делать это без меня, и он ответил: "Хорошо." Так что я взял свой портфель и ушел. Густав пришел туда, но не на долго, и Олли так или иначе потеряли спонсорство Warsteiner. У меня было 10 процентов акций Arrows: Джеки удалось оценить всю команду на сумму всего 50 000 £, так что я  получил только £ 5000 за мои акций. Оглядываясь назад, я считаю что  Arrows это потраченный в пустую период  моей жизни. Это было большое облегчение,  уйти от них.

Следующие два года Саутгейт провел в Theodore. Работал с Марком Зурером, Патриком Томба, Дереком Дали. Но результаты были ещё хуже чем в Arrows. В 1983 году Тони строил болид для Osella. Густав Брунннер назвал его худшим болидом в истории Ф1. Это конечно не так, но  Тони решил что с него хватит. Я никогда не принимал участие в ралли, и все критерии были разными - маневренности, дорожный просвет, ход подвески, необходимость перевозить двух человек и менять детали очень быстро в точках обслуживания.Мне понравился  этот вызов. Я выиграл контракт, и мой проект стал Форд RS200. Первые восемь машин были сделаны на Auto Racing Technology, компании что я создал с Джоном Томпсоном в Веллингборо, В конце 1986 года FIA убила группу В, но Марк Ловелл использовал RS200, чтобы выиграть чемпионат Британии.
К тому времени я перешел в TWR. Том Уокиншоу попросил меня создать автомобиль для Ле-Мана Jaguar - настоящий Jaguar, поскольку он имел правильный дорожно-автомобильный двигатель, большой кусок V12, который вы можете найти в любом старом Ягуаре XJS. Способ получить больше мощности было увеличить объем. Мы начали с 6,0 л, 7.0 и в конечном счете 7.4, и получил 740 л/с. Нам понадобилось три года для победы в Ле-Мане. Ян Ламмерс/ Энди Уоллес и Джонни Дамфриз самый веселый экипаж, что у нас был. Внешне они выглядели шутами, но были очень серьезными во всем, что касалось работы. Далее Том работал в Ле-Мановской программе Феррари, делал спорт-прототипы для Nissan. Его последним ребенком была легендарная Ауди R8 выигравшая Ле-Ман 2000 года. После этого Тони ушел на заслуженный отдых. Он вернулся в свой старый гоночный автоклуб 750, откуда все начиналось в конце 50-х и стал его президентом.

Когда я был в Формуле-1, я всегда мог сказать, кто конструктор болида: у них был свой стиль, почерк как у живописцев. Brabham и мы говорим Гордон Мюррей, Tyrrell всегда будет Дерек Гарднер, я смотрел на Lotus, и видел Мориса Филлипа , Вы не получите, это с CAD [автоматизированное компьютерное проектирование]. CAD это здорово, но это всего лишь инструмент. Теперь индивидуальность ушла, потому что каждый использует одну и туже программу - кроме Эдриана Ньюи. Эдриан по-прежнему ставит карандаш на бумагу: он, вероятно, сохранил последнюю чертежную доску  в F1.
Я счастлив, что  начинал работать в тот волшебный период  Чапмена и Броудли. Мы брали карандаш, клали лист бумаги на доску, и рисовали автомобиль. Мысли шли прямо из  мозга через карандаш на бумагу: автомобиль шел к жизни, когда мы рисовали. И, хороший  или плохой, но это был ваш автомобиль, ни чей другой
.
Tags: 1978, Монако, Формула 1
Subscribe

  • Что пошло не так?

    Выигравший пять гонок подряд в 1992 году, Найджел Мэнселл подходил к ГП Монако с насторожённостью. Да, с одной стороны он здесь фаворит, с другой…

  • Дай пять!

    За несколько дней до Гран При Сан-Марино в Маранелло приехал сам Рон Дэннис. Что это? Может быть готовится сведение двух непримиримых соперников? Но…

  • Вопросы , вопросы

    В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment