Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Маленький принц Формулы 1


К Гран При Британии 77 ситуация с интригой в чемпионате выглядела великолепно. На дворе стояла середина сезона а Ники Лауда всего на одно очко опережал Марио Андретти и Джоди Шектера и на четыре Карлоса Рётеманна. Это, пост про историю Формулы 1 и людей её делавшую. Сезон 1977 добрался до экватора.
Итак, конечно же главным фаворитом в этом квартете выглядел Марио Андретти, постоянный победитель квалификаций, человек находящийся в волшебном Лотусе с его Граунд-Эффектом. Джоди Шектер, после трех сходов подряд сник и уже не напоминал того парня. казавшегося схватившим удачу за хвост, каким он выглядел в начале года. Главным противником Лотуса смотрелись парни из Феррари, но Лауда и Рётеманн больше были заняты войной друг с другом, красные жеребцы же имели проблемы с управляемостью и то, что Лауда лидировал, было возможным исключительно благодаря его стабильности.
Конечно ещё были Уотсон и Штук из Brabham. Но   BT45B строился под стиль и инженерное чутье Карлуша Паче, столь рано ушедшего. А движок Альфа Ромео  несомненно сильно прибавил по сравнению с 76 годом, но надежности ему по прежнему не хватало.  Джеймс Хант кажется смирился с тем, что титул от него уплыл. Он на 20 очков отставал от Лауды. С другой стороны перед ГП Британии 76 Джеймс отставал от Ники ещё больше, но там были особые обстоятельства, помогшие отыграть отрыв. Хант в 76 в Британии выиграл, но ту победу потом у него отобрали судьи. То было в  Брэндс-Хэтче, сейчас же Британия проводилась в Сильверстоуне, трассе нежно Хантом любимой и он рассчитывал повторить свой успех.
Ещё, конечно, можно вспомнить парней Кена Тиррела, но Р34 кажется в своей концепции с шестью колесами,  зашел в тупик.
Таков был расклад. А теперь к новинкам. Само собой, главной новинкой этого Гран При стало появление команды Рено.

Жан-Пьер Жабуй за рулем. Самое главное, чем мог похвастать RS01 это конечно же турбо движок объемом 1,5 литра. Причем авторами его были не парни из Рено, как ни странно, а ребята из ELF топливного партнера французов. Этот турбонаддув работает путем извлечения энергии из выхлопных газов. Энергия приводит в движение турбину, соединенную с другой турбиной или компрессором, который подает сжатый свежий воздух в каждый цилиндр.  Вообще турбодвижки уже вовсю гонялись в Индикаре, спорт-прототипах или CAN AM, но для Формулы 1 это было диковинкой.

Франсуа Кастен и Андреа де Кортанц были авторами болида. За рулем действующий чемпион Ф2 Жан-Пьер Жабуй, так же помогавший в доводке и конструкции болида. ГП Британии рассматривался как полноценный тест, ибо полностью Рено должно было вкатиться уже в следующем году. Вместе с Рено в Ф1 дебютировали и шины  Michelin.
Рено и её турбоджвижок прибывают в детском возрасте. Блок двигателя отлит из чугуна, чтобы выдержать давление и в итоге тяжел, сама турбина запаздывает с откликом и ломается.  В итоге, уже очень скоро Рено обзовут "желтым чайником" за характерный дымок от очередного отказа.
F1CA сначала хотела вообще это дело запретить, но прозорливый Берни настоял на своём, понимая, что новая заводская команда привлечет внимание к Ф1. Так, сам того не подозревая, он немного вырыл яму для собственного Brabham.

Из других изменений Ларри Перкинса в Surtees сменил другой австралиец Верн Шуппан.
Появился Ensign выкрашенный в белые цвета команды Theodore  миллиардера Тедди Йипа из Гон-Конга. За рулем француз Патрик Томба

Бронзовый призер Формулы 2 76 года, не смог насобирать денег на Формулу 1, но при помощи французских журналистов и привлеченных ими небольших спонсоров, Патрик оказался в серии CANAM в команде Карла Хааса и проявил себя очень здорово. В итоге уже к середине 77 года его поддерживали ELF и  Marlboro, а Йип видел в нем чемпиона мира.

В МакЛарен на М26 усадили обоих пилотов, а старый М23 решили сдавать частникам. Одним из первых частников стал молодой уроженец Квибека Жиль Вильнев

ДЖеймс Хант, имевший удовольствие сразиться с Жилем в Ф-Атлантик, настоял на его приглашении в команду. За неделю до ГП Британии Жиль провел тесты в Сильверстоуне и впервые сидя за рулем столь мощной техники, показал отличные результаты.

Вообще 40 пилотов было заявленно на это Гран При. Помимо традиционных и привычных участников это были. RAM с финном Мико Козаровтцки и Энди Сатклиффом.

Умирающий BRM заявился на домашний Гран При, заменив шведа Андерсона на опытного Гая Эдвардса

Команда Брайана Хентона выставила две машины. Одну дл самого Хентона, другую для бельгийца ДеДривера. Победитель Ле-Мана Дерек Белл управлял старой Пенске команды  Hexagon. Тони Триммер на старом Surtees команды Melchester Racing. И наконец друг Алана Джонса - австралиец Брайан МакГуайр, купил себе  Williams FW04 74 года, внес кое какие изменение и назвал сей болид собственным именем. МакГуайр на нем и погибнет через неделю после ГП Британии (где он не прошел предквалификацию)

Да, в силу большого числа участников среди временно прикомандированных была назначена предквалификация. Вильнев, Томба, Жарье из ATS и опытный Брет Ланджер и куча вышеперечисленного народа, должны были сначала, пройти мини квалификацию, для участия в основной. Первым отсекшимся оказался Дерек Белл. Победитель Ле-Мана, бывший вице-чемпион Ф2 и участник Ф1 с 70-го года, так и заявил, что мол негоже человеку с его достижениями гонять против школьников и богатых любителей "кроликов" и от участия отказался. Далее разбил свой болид Козаровитцкий. Ну а потом случилось и вовсе страшное.

Бывший десантник Дэвид Пёрли на собственном болиде LEC, в этом году уже доказал свою состоятельность, долгое время идя в тройке лучших на ГП Бельгии. Но ему все равно приказали проходить предквалификацию. И в Becketts  Пёрли по прямой ушел в стену.

Болид сжался на 70 см.Болид, точнее то, что осталось, до сих пор хранится в музее Сильверстоуна.  Пёрли получил тяжелейшие переломы ног и костей таза, его шлем лопнул и англичанин ещё и получил перелом костей черепа. По дороге в больницу его сердце останавливалось несколько раз, но он выжил. Чтобы попасть в книгу рекордов Гинеса, как выживший после самой ужасной аварии, и через 10 лет разбиться  на самолете.

В ятницу и субботу же уже проводилась полноценная квалификация, в которой вдруг "поехали" Феррари, решившие проблемы с управляемостью и МакЛарены. Лидеры команд, прям как год назад, боролись за поул, правда в итоге между ними влез Уотсон, показавший лучшее время субботы. Очень впечатлил Вильнев. Жиль на старом МакЛарене был 9-м в то время как Масс, на новом болиде 11. Но тут наверное помогла как раз предквалификация, помогшая хорошо изучить трассу и подобрать настройки.

2
John Watson
Brabham BT45
Alfa Romeo
1
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth
4
Scheckter
Wolf WR1
Ford Cosworth
3
Niki Lauda
Ferrari 312 T2
6
Andretti
Lotus 78
Ford Cosworth
5
G. Nilsson
Lotus 78
Ford Cosworth
8
Brambilla
Surtees TS19
Ford Cosworth
7
Stuck
Brabham BT45
Alfa Romeo
10
R. Peterson
Tyrrell P34
Ford Cosworth
9
Villeneuve
McLaren M23B
Ford Cosworth
Катастрофа для Рётеманна, тот так и не решил в отличии от Лауды, проблем с управлением и в итоге только 14. То же самое с Депайе, он 18, а ведь в начале года мечтал о чемпионском титуле. Томба 16. Жабуй 21. А вот Клей Регаццони квалификацию пройти не смог из-за проблем с движком (как и Рибейро, Хентон и де Вилота)

В воскресенье небо слегка затянуло, но сотни тысяч британцев пришли болеть за своего кумира стартующего с поула. Каких либо других пилотов, кроме Ханта, для Британии не существовало, даже Уотсона, его партнера о первой линии. А уж все остальные освистывались и сопровождались гулом. Свистками и гулом была сорвана презентация Рено, фанаты не дали пресс-атташе толком зачитать речь. Все ждали старта и что Джеймс проснется и снова вклинится в борьбу.
Но, как обычно, старт Хант проспал, а вот мастер стартов Джон Уотсон выскочил вперед.

В первый поворот Хант вошел лишь 4-м пропустив вперед помимо Уотсона ещё и Лауду с Шектером. В Copse Руперт Киган столкнулся с Мерцарио и развернулся с оторванным колесом. В Стоу Джейм Хант попытался обойти Шектера, но безуспешно.
1-й круг окончился так
1. Уотсон
2. Лауда
3. Шектер
4. Хант
5. Нильссон
6. Андретти
7. Вильнев
8. Масс
9. Брамбилла
10. Петерсон

На третьем круге движок Петерсона отказал и для шведа все кончилось. Вскоре из-за проблем с зажиганием сошел Томба. Все остальные же шли очень плотной группой. Уотсону не удалось оторваться. Андретти обошел Нильссона и готовился атаковать Ханта. Испуганный Джеймс сам атаковал и прошел в Стоу Шектера младшего. Одновременно, в сетке ограждения разбил свой Марч брат Джоди - Ян Шектер. А из-за разрыва тормозной магистрали развернуло Рётеманна.
Жиль Вильнев увидел, что приборы показывают о закипании воды и поехал в боксы. На самом деле это сломался датчик и Жиль вернулся на трассу. Если бы не эта поломка, наверняка канадец получил бы очки в дебюте.

Лауда все больше настойчив позади Уотсона. Лотусы наседают на Шектера. Хант занял выжидательную позицию. И дождался. К двадцатому кругу у Лауды начались проблемы. Он вдруг потерял контакт с Уотсоном и снизил скорость. Хант опробовал пройти его в  Woodcote, но Ники закрыл калитку. Однако через два круга маневр удался в том же месте и Джеймс вышел на вторую позицию. И англичанин бросился догонять Уотсона, оторвавшегося уже на три секунды.

После 30 круга все выглядело так.
1. Уотсон
2. Хант (-1,5 секунды, отыгрался)
3. Лауда (-8)
4. Шектер
5. Андретти
6. Нильссен
7. Масс
8. Брамбилла
9. Лаффит
10. Штук
Хант постепенно подбирался все ближе и ближе, но довольно медленно все же. На 40 круге Джона дважды чуть чуть повело и Хант приблизился к нему вплотную. Далее они настигли кругового Верна Шуппана на Surtees. И пока Уотсон обходил австралийца, Хант решил совершить двойной обгон. В своём любимом Woodcote. Но Уотсон полностью держался на своей траектории и избегая столкновения Хант свернул в траву, погоню пришлось начинать заново.
Лауда уже отстал на 15 секунд. Шектер держался обособленно от всех и страдал из-за тормозов. Нильссен и Андретти устроили разборки за 5-е место. Брамбилла пробил колесо и потерял 4 места.

А на 50 круге Хант внезапно легко прошел Джона и Уотсон тут же уехал в боксы. Осечка стоившая ему победы во Франции сыграла и тут но более серьезно, если там двигатель заглох на мгновение и один раз, то в Британии конкретно начал икать и то работал то нет. Продолжать гонку не имело смысла. Фатальная поломка системы впрыска. Механики правда долили бензина, но северо-ирландец ушел на трассу лишь 12-м Он показал второй по скорости круг, стал догонять, но вскоре окончательно сошел.

Теперь когда Хант и Лауда шли в спокойном темпе, экономя топливо, весь интерес оказался прикован к Гуннару Нильссену.

Швед прошел своего партнера Андретти и стал нагонять Шектера. Впрочем на 60 круге у Джоди встал движок и Нильссену перешло его третье место. А ещё через два круга взорвался двигатель и  Андретти. В очки входят Масс и Лаффит. Гуннар же бросился догонять Лауду, сократил расстояние до трех секунд, но не успел. Гонка кончилась. Джеймс Хант выиграл перед родной публикой и отомстил за прошлогоднюю дисквалификацию.



Конечно же радостный Джеймс тут же заявил, что ещё поборется за титул
















Но на деле конечно же, единственным доехавшим из лидером был Ники "компьютер" Лауда и что бы догнать его в чемионате Ханту нужно было чудо. Ну или новая авария австрийца
1.  James Hunt
2.  Niki Lauda +18.31
3. Gunnar Nilsson +19.57
4.  Jochen Mass +47.76
5. Hans Joachim Stuck + 1:11.73
6. Jacques Laffite +1 круг

Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Ники Лауда -39
2. Марио Андретти -32
2. Джоди Шектер -32
4. Карлос Рётеманн -27
5. Джеймс Хант -22
6. Гуннар Нильссон -20
7. Йохен Масс -17
8. Жак Лаффит -10
9. Патрик Депайе -10
10. Джон Уотсон -9
11. Эмерсон Фиттипальди -8
12. Карлуш Паче -6
13. Ронни Петерсон -4
14. Ханс-Йохен Штук -4
15. Алан Джонс -3
15. Виторио Брамбилла -3
16. Клей Регаццони -1
16. Ренцо Дзорци -1
16. Жан-Пьер Жарье -1
1. Ferrari-56 (58)

2. Lotus Ford-47

3. McLaren Ford- 34

4. Wolf - Ford -32

5. Brabham  Alfa Romeo-19

6. Tyrrell Ford-14

7. Liigier-Matra -10

8. Fittipaldi Ford-8

9. Shadow Ford-4

10. Surtees Ford-3

11. Ensign Ford -1

11. Penske Ford-1

Удивительно, но сумашедший Жиль Вильнев, последний романтик Формулы 1, "сорви-голова" и человек легенда, в первой гонке показал  совершенно для всей своей последующей карьеры несвойственные вещи. Он постарался не угробить болид и привел его в боксы, опасаясь, что взорвется движок. Тим Майер как-то не особо обратил на это внимание, будучи занятым победой Ханта. В итоге год Вильнев заканчивал год в Феррари и стал легендой. А славу МакЛарену будут ковать другие парни и уже без Майера.
Gilles Villeneuve


Если я чего и боюсь, так это разбить машину. За себя я не боюсь. Иногда я попадаю в сложные ситуации, все летит кувырком, но мне удается спасти машину. Когда такое происходит, я говорю себе «Только что ты избежал крупных неприятностей». Или, как в Японии 77, в те доли секунды я успел сказать себе «Пара месяцев в больнице тебе обеспечены». Иногда я думаю, что попаду в аварию и покалечусь. Но о смерти не думаю никогда.

Он родился 18 января 1950 года в Шамбли, Канада, в семье настройщика роялей. Отец, кстати, научил маленького Жиля играть на рояле и тот порой радовал игрой своих коллег по гонкам. А ещё молодо выглядевший Жиль почему-то стеснялся своего возраста и всегда называл цифры года на два -три младше.  Жена Джоан Он всю жизнь оставался мальчишкой и думаю проживи он до ста лет, в душе всегда остался бы молодым.
А начиналось все, что в 17 лет у Жиля был старый Форд Мустанг и он вошел в клуб владельцев мустангов, которые устраивали гонки друг с другом. Полупрофесиональный уровень гонок Жилю быстро наскучил, а вот гоняться понравилось и окончив гоночную школу Джимма Рассела Жиль Вильнев дебютировал в чемпионате Квебека по гонкам на серийных авто. В 1969 он стал чемпионом провинции и на этом все закончилось.
Денег на продолжение карьеры у Жиля и его родителей не было. И в начале 70-х Жиль появился в чемпионате Канады по гонкам на снегоходах. В 1973 он стал чемпионом Канады. В 1974 участником чемпионата мира! Вид гонок не самый доходный, но затянув пояс и живя в доме на колесах, Вильнев смог наскрести денег на Ф-Атлантик. С побед в чемпионате мира, можно было оплатить участие, но Жиль в середине чемпионата, неудачно упал со снегохода и сломал ногу. Мой первый сезон в Ф-Атлантик обошелся мне в 20 тысяч $. Я наделся, что смогу заработать эти деньги зимой 73-74, гоняясь на снегоходах. Но ничего не получилось. Увы. У меня был большой американский дом на колесах, который мне пришлось продать, что бы расквитаться с долгами. Так что у меня возникла небольшая проблема. В двух или трех гонках Ф-Атлантик мне пришлось выступать со сломанной ногой – в гипсе. Нога почти не двигалась, и сцепление я выжимал с трудом. В общем, неудачный был сезон. А гонки на снегоходах   научили меня контролю во время вождения. И видимость была страшная. Если вы не лидировали, вы нечего не видели, всё было в снегу. Хорошая реакция, вот чему я научился, так что позже дождевые гонки не доставляли мне проблем.

Жиль продолжил идти намеченным курсом и в 75 и в 76. Зимой он побеждал в гонках снегоходов, где в Канаде ему не было равных и он считался одним из лучших пилотов мира. Летом же он все заработанное тратил в Ф-Атлантик, где изредка ему удавалось побеждать. Но одна такая победа, круто изменила всю его жизнь. Он смог выиграть у  Ханта Это была просто обычная гонка. Я знал, что в ней участвовали Хант и ещё пара гонщиков. Но, справедливости ради, надо отметить, что для них это было единичное выступление, поэтому им было трудновато. Конечно, если бы Джеймс к тому времени проехал три-четыре таких гонки, он был бы явно быстрее.
А дальше вы знаете, Хант настоял на приглашении никому не известного Жиля в McLaren. . В Сильверстоуне все прошло неплохо и я подумал, что меня возьмут в команду, поскольку Йохан был где-то занят. Но через пару недель мне сообщили, что Mc Laren не планирует со мной работать, и я могу вести переговоры с другими командами.   Но поставили условие, что я могу перейду только в Ferrari. Наверное они думали, что меня туда не возьмут и у них будет ещё год, в течении которого они будут на меня рассчитывать. Они не хотели отпускать меня просто так. Оставлять не хотели, но в тоже время не могли знать, не получат ли травмы Томба или Хант. Если бы кто-то сказал мне, что выполнит три моих желания, моим первым желанием было бы выступать в гонках, вторым выступать в Ф1, третьим выступать в Феррари.

Э. Феррари Когда мне представили этот комок нервов, я сразу узнал в его телосложении Тацио Нуволари и сказал давайте дадим этому парню.
И уже в третьей своей гонке в Ф1. Жиль Вильнев налетел на Петерсона и улител на трибуны, скашивая всех на своём пути. Жиль не пострадал, но погибли судья и фотограф. Конечно погибли люди это плохо. Но ведь если бы они не находились в запретной зоне, никто вообще не пострадал и не было бы столько шума. Кадры этой аварии попали во все газеты. Мне это в любом случае не нравиться, но шоу должно продолжаться.
Ну а поскольку ЖыЖо сейчас начнет ныть, про слишком большой пост. Продолжим на следующей неделе. Тем более такая яркая личность, как Жиль заслуживает двух постов.
Tags: 1977, Формула 1, британия, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Предупредительный выстрел Сенны

    Сезон 1991 года Формулы 1 начался с того, что Ален Прост объявил о том, что он продлил контракт с Феррари на 1992 год. Ну продлил и продлил, новость…

  • Сезон 1991 -превью, часть 2-я

    Продолжим ребятки, смотреть кто же собирался бороться за вершину автоспорта в 1991 году. Напомню, что на прошлой неделе начали мы превью и упомянули…

  • Сезон 1991-превью

    И хоть и писали многие уважаемые журналисты - уберите Сенну и Проста и мы получим нормальные гонки, именно противостояние этих двух личностей,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments