Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Путь длиной в 17 лет

Так ребятки, простите за задержку. Ну у нас в ЖыЖо как больше любят .Что бы там картинка и подпись доброе утро и тогда все топы твои. А тут, когда много текста прям пишут, мол идите на хер Анатолий Александрович, слишком большая запись. В итоге вчера сокращал, сокращал и вышло ерунда, херня и нелепость. Так что рассказ про Риккардо Патрезе будет в двух частях. Вторая на следующей неделе.
История Формулы 1 и людей в ней участвовавшей продолжается на пыльных страницах данного ЖыЖо. Сезон 1977 и самое элитное из Гран При - Гран ПРи Монако. В 1977 году, гости, журналисты и спонсоры ещё могли свободно гулять по паддоку и даже поесть в компании пилотов. Если вы видели, что где-то в кастрюле кипит спагетти болоньезе  значит рядом боксы Феррари. Запахло вином и сигаретами это Лижье. Кипит чайник и люди пьют чай, значит это боксы Ensign. Где-то там должен манерно отодвинув мизинец пить чай Клей Регаццони. Кстати о чайниках. В Монако было объявлено что  RS01, желтый автомобиль от Рено, появится в Британии. Тот самый "желтый чайник" с турбо-движком.Это уже приметы нового времени, как электросветафоры подающие старт. Человек с национальный флагом канул в прошлое. Один из таких человеков - Раймонг Рош умер накануне ГП Монако. Раймон Рош, сам до войны выигрывал ГП Франции, а потом был его стартером.  И как красиво он подавал знак к старту. Так красиво, что большинство пилотов мечтали его сбить, а Жан Бера пару раз даже пытался это сделать. Раймон Рош первым придумал призовой фонд в 100 бутылок шампанского, выиграв которой Дэн Гарни и стал им поливаться. И вот старое время уходило.
Из изменении в паддоке отметим пропажу Ренцо Цорци. Косвенный виновник трагедии в ЮАР потерял доверие своих спонсоров - макаронной компании  Ambroso у которых появился новый любимчик - чемпион Европейской и итальянской Формулы 3 Риккардо Патрезе.
Клей Регаццони тоже недолго пил свой чай. Он поучаствовал только в пятничной квалификации и улетел в США, где проходила квалификация к Инди 500.  Швейцарца временно заменил Жаки Икс. Икс полностью сконцентрировался на чемпионате мира гонок спорт-прототипов, и в Монако приехал как турист, но согласился помочь Мо Наану.

Джеймс Хант разочаровался в новом МакЛарен М26 и пока решил стартовать за рулем М23. Его разочарование все большеи растет

Williams, LEC и BRM благоразумно решили в Монако не приезжать. RAM выставил всего один болид - Боя Хайе. А Брайан Хентон совсем почувствовал себя хозяином собственной команды и решил усадить за руль Жан-Пьера Жабуя. Сделка сорвалась и британец так же в Монако не приехал.
и к вопросу о вкуснопожрать в паддоке


Круг по кольцу от Парика Депайе, за одно посмотрите как работала шести-колесная штуковина.

Монако распологало к тому, что фаворитами квалификации будут Лотусы с их граунд-эффектом, но нет. Все два дня шел дождь, черные болиды безбожно скользили и в лидерах оказались совсем другие люди. В четверг лучшим был Штук, но в субботу у немца сгорел двигатель и жестко атакующий повороты Джон Уотсон взял свой первый поул. Для Альфа Ромео это тоже первый поул с 1951 года! Отметим 4-е время Петерсона, швед всегда был в Монако хорош и это пока его лучший результата в этом сезоне.
1
John Watson 
Brabham BT45
Alfa Romeo 115-12 3.0 B12


2
Jody Scheckter 
Wolf WR1
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
3
Carlos Reuterman 
Ferrari 312 T2
Ferrari 001 3.0 B12


4
Patrick Depailler 
Tyrrell P34
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
5
Jans-Juhan Stuck 
Brabham BT45
Alfa Romeo 115-12 3.0 B12


6
Niki Lauda 
Ferrari 312 T2
Ferrari 001 3.0 B12
7
James Hunt 
McLaren M23B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8


8
Ronnie Peterson 
Tyrrell P34
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
9
Joсhen Mass 
McLaren M23B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8


10
Mario Andretti 
Lotus 78
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Нильсен 13-й, Разочаровал Лаффит он только 16-й. Дебютант Патрезе 15-й. Хайе, Мерцарио, Эртель и Регаццони (он же ездил в пятницу) квалификацию не прошли. Как и оба заводских March. И Рибейру и Ян Шектер разбили свои болиды и более того Ян снова травмировался - он сломал ребро.  Таким образом, впервые за многие годы в гонке не было болидов March.

А тут можно оценить стартовую решетку и общую пассмурную атмосферу Гран При.

Старт!

После первого круга ситуация выглядела так
1. Дж. Шектер
2. Уотсон
3. Рётеман
4. Штук
5. Петерсон
6. Лауда
7. Хант
8. Депайе
9. Андретти
10. Масс

Шектер стал потихоньку отрываться. Ну а поскольку обгоны в Монако дело хлопотное, все сохраняли свои позиции.

На 10 круге сошел Петерсон из-за отказа тормозов. Его плей-лист по очкам в этом сезоне пока так и остался девственно чист.
У Джоди Шектера в "зоне ДРС" если бы такие были в 77 году, висел Уотсон но все остальные к 20 кругу уже отстали на 9 секунд.  Как раз на 20 круге замкнуло проводку у Штука и его Brabham даже загорелся. Это открыло простор для Лауды.  Далее, поскольку Уотсон все не решался атаковать Шектера интерес публики переметнулся к паре Феррари, где Лауда стал наседать на Рётеманна.

Спортивный директор Феррари Роберто Носетто стал покрываться холодным потом ибо все это грозило в любой момент кончится столкновением. В СенетДевоте Лауда наконец смог обойти напарника, в очередной раз показав, кто в команде на самом деле второй номер. Ники вышел на третье место. На Карлоса уже было стал надвигаться Хант. Но чемпион тут же припарковался, ибо двигатель подвел.
30 круг
1. Шектер
2. Уотсон
3. Лауда
4. Рётеманн
5. Масс
6. Депайе
7. Андретти
8. Джонс
9. Брамбилла
10. Лаффит
 Ники Лауда постепенно догонял пару лидеров, по крайней мере от "лидера Феррари" он уже оторвался почти на 10 секунд. А у Джона Уотсона стали барахлить тормоза и он Джоди отпустил. На 45 круге Ники Лауда его обошел на стартовой кривой. До Шектера 10 секунд..
На 47 круге отказала коробка у Депайе. А ещё через два круга сдался Уотсон. К проблема с тормозами добавилась коробка передач и северо-ирландец решил уйти в боксы.
50 круг
1. Шектер
2. Лауда
3.  Рётеманн
4. Масс
5. Андреттти
6. Джонс
7. Брамбилла
8. Лаффит
Разрыв между Лаудой и Шектером вырос до 30 секунд и догнать африканца уже не представлялось возможным. На 58 круге правда Джоди уперся в кругового Руперта Кигана. Британец очень устал и не смотрел в зеркала и на синие флаги. В итоге Шектер ехал за ним целый круг и Лауда 20 секунд отыграл.  Но австриец в свою очередь уперся в британца.  За десять кругов до финиша Ники выиграл ещё пару секунд, когда Шектер поднял ногу с педали газа, стараясь сохранить болид.

Андретти к последнему кругу догнал Масса, но атаковать немца не стал.
Лауда сократил к последнему кругу, отрыв до 3 секунд, но догнать в тот день Wolf и его кучерявого водителя было не возможно. Джоди Шектер выигрвает ГП Монако

Интересный факт и очень редкий для 70-х. В 77 во время Гран При Монако, не было ни одного столкновения с рельсами безопасности. Все сходы были связаны с отказом техники.


В отличии от Аргентины, где все было связано со сходами, вторая победа Вальтера Вольфа и Джоди Шектера вполне заслужена. Уже никто и не вспомнит, как Шектер бил болиды и устраивал массовые завалы в  самом начале карьеры и что пилоты голосовали что бы выгнать его из Формулы 1. Сейчас Джоди Шектер самый аккуратный пилот пелотона с очень мягким стилем вождения. Кстати, почти сразу после победы Шектер с женой перебрался жить в Монако. И чемпионская корона кажется уже наметилась на его курчавую голову.

Ещё кино.

И это, кстати, была 100 победа двигателя Cosworth.
1. Jody Scheckter
2. Niki Lauda +0.89 (как видим Шектер совсем сбросил скорость)
3.  Carlos Reutemann+32.80
4.  Jochen Mass +34.60
5. Mario Andretti +35.55
6. Alan Jones +36.61
Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Джоди Шектер -32
2. Ники Лауда -25
3. Карлос Рётеманн -23
4. Марио Андретти -22
5.  Джеймс Хант -9
6. Эмерсон Фиттипальди -8
7. Йохен Масс -8
8. Патрик Депайе -7
9. Карлуш Паче -6
10. Гуннар Нильссон -4
11. Клей Регаццони -1
11. Ренцо Цорци -1
11. Джон Уотсон -1
11. Жан-Пьер Жарье -1
11. Ханс-Йохен Штук
-1
11. Алан Джонс -1
1. Ferrari-40

2. Wolf - Ford -32

3. Lotus Ford-24

4. McLaren Ford- 15

5. Fittipaldi Ford-8

6. Brabham  Alfa Romeo-8

7. Tyrrell Ford-7

8. Shadow Ford-29. Ensign Ford -1

9. Penske Ford-1

Вот и начинаются люди, которых видел живьем на трассе (ну по ТВ в смысле). Чемпионат мира Формулы 1 я начал смотреть несколько раньше, чем большинство российских граждан, ибо жил в конце 80-х начале 90-х в Польше, где Формулу 1 целиком стали показывать по-моему в 89. Т.е. я конечно пытался посмотреть с отцом ГП Венгрии 86 показанное по советскому ТВ. Но в силу малолетства и потому как это было ГП Венгрии и скучный Хунганоринг, само собой мне это было не интересно. А вот в 1990 я уже сел смотреть Ф1 целенаправленно и первым моим любимым пилотом стал он - Рикккардо Патрезе. Победитель Гран При Сан-Марино 90, первой гонки отсмотренной от старта до финиша. Так что я в Фомуле 1 уже 26 лет)
Riccardo Patrese


17 лет в Формуле 1. Высокомерный, дикий, опасный и совершенно безголовый в самом начале пути. Пилот, которого просили не допускать в гонки. И  думающий, добродушный, очень приятный в общении и уважаемый всеми коллегами в конце своей карьеры. Это был нелегкий путь, длинной в 17 лет.
Рикардо родился 17 апреля 1954 года в Падуе, Италия, в семье поклонников автоспорта. Довольно образованная семья. мать так вообще  преподаватель итальянского языка в университете. Риккардо отлично учился и при этом ещё и занимался спортом. Член городской сборной по плаванью, кандидат в юниорскую сборную страны по горным лыжам. Но карьеру будущего лыжника сгубил картинг. Мой отец Марио и брат Альберто были горячими поклонниками автоспорта. Дома, насколько я помню, всегда только и говорили что о гонщиках и машинах. Мой брат начал заниматься картингом, когда мне было шесть или семь лет. В 9 лет и я сел за руль. И в картинге пошли успехи ещё большие чем в лыжа и когда в 12 лет пришлось выбрать что-то одно Патрезе остановился на 4-х колесах. . Куча национальных титулов и выигранных гонок. В 1974 году Патрезе стал чемпионом мира, выиграв финал в Эшториле и победив в финале Эдди Чивера.
Конечно, как только я стал чемпионом мира, моя мама- профессор языка, очень обрадовалась. Теперь я мог поступить в университет и стать обычным мальчиком. Но парни из Формулы-Италия видели меня в картинге и вышли на связь с моим отцом, предлагая машину. Мама стала несчастной ибо знала, что моё образование снова пострадает. Но отец сказал "Ещё год, а потом он поступил в университет". Я провел сезон в Ф-Италия и занял второе место. Бруно Джакомелли победил меня, у него было больше опыта. Но у меня было больше поулов и я выиграл пару гонок. Вообщем на этом я решил остановиться. Встал вопрос о том, что делать мне дальше. Отец начал уговаривать меня, сказав «Что ж, раз у тебя получается, продолжай». И хотя маме автогонки казались слишком рискованным занятием, вдвоем мы сумели её уговорить. «Да ладно, мам гонки – это же классно, к тому же машины не такие уж быстрые, так что это совсем не опасно! Я проезжу ещё сезон, а там посмотри» успокаивал я её. Наконец она сдалась, и мы с отцом снова стали колесить по гоночными трассам.
На меня вышел Пино Тривеллатто. Он только что начал концессию компании Chevron в Италии и решил, что если предоставить болид Ф3 молодому пилоту а тот выиграет несколько гонок, он сможет продать несколько автомобилей. Моя первая гонка Ф3 была на старом Нюрбургринге, 23 километра, и я никогда не видел его раньше. Мы прибыли во вторник, чтобы изучить трассу на нашем, дорожном автомобиле. Но трассу арендовали под тесты шин, и нам не разрешили на неё выехать. Поэтому я сказал: "Хорошо, давайте посмотрим на первый поворот." Мы с другом пошли вниз от первого холма и до другой стороны. Я записывал заметки обо всем, как в ралли навигатор. И мы продолжали идти. Через четыре часа мы сказали: "Теперь мы должны вернуться. Но тогда оказалось, что быстрее идти вперед, чем вернуться назад, так что мы пошли дальше. Я думаю, что на круг у нас ушло около восьми часов. Потом я лег спать и перед сном читал свои заметки, снова и снова. Это сработало, выступив против ассов Формулы 3, Риккардо занял 3-е место в квалификации и вышел в лидеры гонки, но из-за дождя занял 3-е место. Зато уже следующую гонку в Зандворте Патрезе выиграл. В том же году Патрезе стал чемпионом европейской Ф3 и  итальянской Ф3.

1977 Патрезе начинал в Ф2. В первой гонке он сошел из-за поломки, будучи лидером. Вторую гонку в Нюрбургринге Риккардо начинал с поула и финишировал вторым, проиграв только приглашенному гостю из Ф1 - Йохену Массу. В это время в Shadow не знали как быть дальше. Основной спонсор   Франко Амброзио требовал итальянского пилота, но Ренцо Цорци оказался очень медленным и был морально подавлен после ЮАР. И тогда Джеки Оливер и Алан Рис вышли на Патрезе. Это был четверг, и Алан говорит:" Вы хотели бы попробовать Формулу 1? У нас есть  один день тестов на Поль Рикар в понедельник. Я сделал около 200 километров по Рикару, но половина из них  была на влажной трассе. Тогда они говорят: "Хорошо, в эти выходные мы едем в Монако. Немного усилий и сделаешь свою первую гонку  там. Сейчас, пожалуй, это было бы невозможно: я шел вперед  благодаря результатам, показанным в младших классах. Теперь, даже если побеждаешь, у тебя должен быть внушительный денежный мешок, без которого невозможно получить сколько-нибудь конкурентоспособную машину .    В квалификации Патрезе не на много отстал от Джонса а в гонке смог финишировать 8-м. Достойнный результат

Я  был 23-х летним, застенчивым и  очень замкнутым. Я плохо говорил по-английски, и мне было трудно общаться с людьми из Ф1 и с журналистами. Это застенчивость была воспринята многими как высокомерие, чего, по факту не было. И хорошо зарекомендовавшие себя водители пытались запугать меня. В первый уик-энд в Монако, каждый раз, когда один из старших шел близко, что я должен был замедлится и дать им проехать, и когда они проезжали мимо, каждый показывал мне средний палец. Они не любили молодых новичков. Когда я провел в Ф1 долгое время и новый пилот приходил к нам, я всегда старался быть дружелюбным с ним, что бы он чувствовал себя, как дома. Но в  1970-е годы все было не так.

Параллельно Риккардо продолжал выступать в Ф2. Я заработал очки в ГП Японии, после чего сразу выступил на этапе Ф2 в Донингтоне, после чего сразу прилетел обратно в Японию на этап местной Ф2. где я выиграл, потом в Мокао, где я снова выиграл. В конце года мама замахала белым флагом, поняв, что я не собираюсь учится.

А потом Джеки Оливер разругался с Доном Николсом и создал Arrows, куда перебрались Тони Саутгет и Алан Рис и где первым номером стал Патрезе.

Все произошло очень быстро. Я не был осведомлен о политике. В то же время Фрэнк Уильямс планировал свою собственную машину на 1978 год, и подошел ко мне и Алану Джонсу. Мы с Аланом говорили о том, что должно было случиться, было ли  лучше остаться с Шадоу, или идти с новой командой Джеки, или рискнуть с Фрэнком, который бы боролся за бюджет. В конце концов Джеки взял меня, потому что я был моложе, и Алан пошел к Фрэнку. В течение трех лет он стал чемпионом мира. Я тоже попал в Williams, но это было 10 лет спустя! В Arrows должны были быть я и Гуннар Нильссон, но бедный Гуннар заболел, и он никогда больше не водил машину, так что моим напарником стал Рольф Штоммелен.

Первый Эрроуз был построен в течение семи недель, и когда мы прилетели в первую гонку в Бразилию,  он ещё ни разу не повернул руль, потому что Сильверстоун был под 10 см снегом. На практике в Рио топливо не поступало , если бак не был наполовину полон, так что я квалифицировался с тяжелыми баками, а в гонке я должен был оставлять больше топлива, но я закончил 10-м. Таким образом, мы знали, что, когда мы наладим топливную систему этот автомобиль будет быстрым. И это было так. Вторая гонка, ГП Южной Африки, на 27 круге я был в лидерах. Это был фантастический день, потому что это была только вторая гонка команды. Я остался впереди, пока, за 14 кругов до финиша, двигатель не взорвался. Очень большое разочарованиеонечно, было ужасно обидно, но я тогда был ещё слишком молод, у меня все получалось и казалось, что выигрывать в Ф1 так же легко, как и в младших Формулах. Я был очень уверен, что ещё чуть-чуть – и я обязательно окажусь на вершине. Боже, как я был наивен.
Патрезе набрал первые очки для Arrows в Лонг-Бич. У меня был бой в конце с Ронни, и я заходил со своим болидом очень широко, чтобы удержать мою позицию. Ронни пожаловался на меня впоследствии, говоря, что он был быстрее,, и я намерено болтался по трассе, мешая обгону. Он был хорошим парнем, и он на самом деле был расстроен. Но мои проблемы начались с этой гонки. Три месяца спустя была Монца.
В ту пору старт гонки давал не специально обученый для этих целей человек, а представитель автомобильной федерации. И в Италии этот чиновник поторопился дать старт, когда задние пилоты ещё только заканчивали прогревачный круг. В итоге задние ряды быстрее набрали скорость и догнали впереди стартовавших прямо на входе в узкое горлышко первой шиканы. Катастрофа была неменуема  она состоялась Джеймс Хант влетел в эту пробку и разметал болиды как шар в кегли. Авария стоила жизни Ронни Петерсону а Хант стал утвержать, что потерял управление после удара от Патрезе. Риккардо и ранее был замечен в повышеной аварийности и хотя факт столкновения Патрезе и Ханта не былд доказан ни фото не видео, нужен был крайний, кто понесет отвественность.  В итоге на следуюшем ГП в США, Джеймс Хант , Марио Андреттти, Джоди Шектер, Ники Лауда и Эмерсон Фитипальди заявили, что отказываются выходить на старт, если в гонке будет участвовать Риккардо Патрезе. И Патрезе само собой с гонки сняли.
Они хотели, чтобы меня наказали, потому что они сказали, что я был слишком агрессивным в течение всего года. Я приехал в Уоткинс-Глен, чтобы участвовать в гонке, и Берни Экклстоун сказал мне: "Смотри, некоторые из водителей злятся на тебя, так что ты должен сказать, что ты был неправ, извинись". Так вот, я сел в одном из автодомов с пятью пилотами, и я попытался сказать, извините. Самое сложное было с Марио. Он был очень близок с Ронни, и он на самом деле думал, что я был причиной его смерти, потому так говорил Хант. Я сказал, что я извиняюсь за то, что я сделал в Андерсторпе, и я попытался объяснить, что в Монце я был перед аварией, и я  никого не коснулся. Я пошел туда со смирением, надеясь, что они примут то, что я сказал. Но они этого не сделали, и они снова сказали организаторам, «Если Патрезе едет, мы не едем". Они были чемпионами, Андретти был на своем домашнем Гран При, а я не был никем. Так что я пошел в город Уоткинс Глен, подал иск местну судье  и завел дело. Судья постановил, что никто не может запретить мне делать свою работу, и дал мне листок бумаги.где это было прописано. Когда я вернулся  на трассу Джеки Оливер сказал: «Риккардо, мы новая команда, мы находимся под некоторым давлением здесь. Таким образом, мы отозвали свою заявку". Это означало, что я не мог стартовать. Через неделю, в Монреале, никто не ничего уже не говорил. Я занял четвертое место. Гонка в Монце едва не поставила крест на моей карьере. После этой истории я на какое-то время стал замкнутым и мнительным
Когда кто-нибудь гибнет в Италии, итальянцы проводят юридический процесс, и так я и стартер, Джанни Рестелли были  обвинены в умышленном убийстве Ронни Петерсона. В моем случае этот процесс продолжался в течение трех лет. Это было очень неприятно, но в конце концов, судьи сказали, что не было никакой моей вины. Некоторые другие фотографии были найдены позже, которые были сделаны из верхней части башни в Монце, и они показали очень ясно, что я был далеко впереди, когда произошла авария. Но Джеймс Хант никогда не изменил свое мнение обо мне. Когда он работал в качестве телевизионного комментатора, он всегда говорил плохие вещи обо мне. Я как-то шел с Берни по автодому, это было почти 10 лет спустя, и Хант попался нам на пути. Берни сказал: «Джеймс, пришло время помириться с Риккардо. Джеймс сказал: «У меня нет ничего, чтобы сказать ему", и развернулся и ушел.

После того, как я лидировал в Кальями, Ferrari вызвали меня в Маранелло, и Энцо подписал опцион на меня на 1979 год. Конечно, как у любого итальянца, это было мое самое дорогое желание ездить за Ferrari. Тогда же Берни предложил мне контракт на один сезон на 1979 год, с возможностью после этого продлить его на два года. Но я все еще надеялся на Ferrari, так что я отказал  Берни. Я думаю, что некоторые люди в Ferrari не хотели Жиля Вильнёва, потому что у него было много аварий, но Энцо конечно всегда любил Жиля, а затем тот выиграл в Монреале в конце года, поэтому он попал в пару с Шектером в 1979 г. Энцо отказался от варианта со мной и я остался с Джеки Оливером, правда Феррари извинились.
Ну а про дальнейшие переключения Патрезе, читайте на следующей неделе. Товарищи.
Tags: 1977, Монако, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Власти Харькова подарили незрячим паралимпийцам билеты в зоопарк и обычные книги без шрифта Брайля. Плохо, Но победители конкурса знатоков кинов не…

  • Ответ на загадку

    Ну что, прыгаете небось на месте от нетерпения, узнать правильный ответ на вчерашний вопрос? Как связана гифка из игры Стрит Фишер, ну так мы её…

  • Конкурс знатоков кинов

    Минстрой разрешил жить в ветхом жилье, если оно «ограниченно годное». Друзья, теперь комментарии в кокурсе где не будет указан год выхода…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments