Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Повесть о настоящем мужике 2

Сериал про историю Формулы 1 продолжается на пыльных страницах данного ЖыЖо. Сезон 1975 года подходил к концу. За три гонки до конца на 18 очков всех опережал Ники Лауда  и он имел все шансы стать чемпионом уже на ближайшем Гран При. Наверное в это верили и эти симпатичные девчата (хотя я не уверен, что это фото из 1975 года). В любом случае какие ни будь австрийские девчата в это верили. Ведь австрийца Ники Лауду ждало ГП Австрии. Остеррерринг с его перепадом высот, узким паддоком и трибуной фанатов расположенной прямо над боксами. В результате чего, любой курящий фанат Ф1, неосторожно выкинув бычок, мог бы сжечь всю Ф1 к чертям.

Но сначала к новинкам. Были опасения, что после побоища ГП Британии и ФРГ не все команды выйдут на старт, в связи с нехваткой техники. Но нет, все удалось восстановится, хотя Лотус и МакЛарен не смогли привезти запасной болид. Смог восстановить технику и Джо Сёртис, а это означало, что Уотсон вернулся к британцу и в Лотусе снова поехал Брайан Хентон. Смог даже вернутся BRM с Бобом Эвансом за рулем, хотя не понятно зачем. Смогли даже вернуться двигатели Matra, коих не было с 1972 года, когда канула в лету заводская команда. И вот движок Матры стоял на болиде светившегося энтузиазмом Жан-Пьера Жарье из Shadow, Том Прайс, его партнер предпочел привычный Cosworth.

Фрэнк Уильямс нанял на гонку швейцарского гонщика Ио Вонлантена из Ф2, пилота любительского уровня, но с хорошим бюджетом. В команду Грэма Хилла вернулся, к радости всех, получивший травмы в Испании Рольф Штоммелен, он сменил Алана Джонса, чей временный контракт не продлиоли, хотя Джонс на прошлой гонке принес команде лучший финиш в истории. В  Hesketh выставили вторую машину с американцем Бреттом Ланджером за рулем. И наконец ещё один возвращенец, это конечно же ветеран Крис Эмон, для которого Ensign выставило вторую машину.

В квалификации все решила пятница, когда трассу осветило солнце. И было это не только солнце на небе, но и солнце всей Австрии - господин Лауда. Ники привычно уже побил рекорд круга. само собой установил лучшее время. После чего, показалось, что комиссары вообще утеряли интерес к остальным пилотам, ибо поступило  несколько жалоб. мол время засеченное представителями команд не совпадало, с тем, что записали комиссары. Впрочем с первым местом Лауды никто не спорил.

Ещё пятница запомнилась красочной аварией Петерсона тот вылетел с трассы уворачиваясь от кого-то из медленных пилотов. И Уилсона Фиттипальди. Старший брат Эмерсона уничтожил болид и сломал руку, в гонке он стартовать уже не мог.
В субботу же на трассу стал накрапывать дождь. В этих условиях быстрее всех оказался Клей Регаццони но его время было далеко до пятничных результатов. А стоило дождю усилится, как квалификацию и вовсе остановили. Это не спасло Брайана Хентона. Британец в пелене брызг налетел на не прошедшего квалификацию Томи Тримера из Maki и расколотил Лотус. Поскольку запчасти команды ушли на восстановление болида Петерсона, Хентону стартовать в гонке было не на чем.
2
Джеймс Хант
Hesketh Ford
1
Ники Лауда
Ferrari
4
Ханс-Йохен Штук
March Ford
3
Эмерсон Фиттпальди
McLaren Ford
6
Карлуш Паче
Brabham Ford
5
Клей Регаццони
Ferrari
8
Виторио Брамбилла
March Ford
7
Патрик Депайе
Tyrrell Ford
10
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
9
Йохен Масс
McLaren Ford
Рётеманн - 11, Жарье в квалификации обошел Прайса, что означало неплохое возвращение Матры.
Утро воскресенья радовало солнце, болельщики лечили свой бодун пивом, когда на  March (команды Пенске) Марка Донохью взорвалось колесо. Болид заскользил по ещё не высохшей траве и перелетев через барьер, смял двух стоявших за ним маршалов (один из них погиб)

Донохью отвезли в больницу, из которой американец к обеду выписался и приехал посмотреть гонку. Отшутился, что мол голова болит как с бодуна, постучал по плечу механика и потерял сознание. Кровоизлияние в головной мозг, которое тогдашняя аппаратура сразу не выявила. Марку сделали срочную операцию, но спасти его не удалось. Во вторник Донохью не стало.

Дальше была длительная и позорная судебная тяжба его вдовы с Goodyear, окончившаяся победой мисс Донохью. Все это наводит на правдивость тех обвинений, что высказывали гонщики к Goodyear, после ГП Британии и ФРГ. То, что шинный монополист подготовил шины не лучшего качества. От камней на трассе они взрывались, в дождь не держали. Про дождь все смогли убедится буквально сразу. Ибо вечером, когда стартовала гонка, трассу снова накрыл дождь. Причем начался внезапно и перед самым стартом, так внезапно, что в Brabham оперативно меняя резину на дождевую поставили задние колеса разного диаметра и узнали про это, только после гонки.
Вот фильм про те события, он небольшой на 12 минут и в начале там идет квалификация, так что не пугайтесь.

Вообще гонка должна была стартовать в два часа дня и окончится ещё до дождя, но из-за аварии Донохью старт задержался до 16:00, как раз на это время и был по всем прогнозам дождь.  Интересно что на первых кругах не было массовых столкновений и вылетов. Только Андретти не смог совладать с дождем и вылетел на первом круге. Как сам Марио сказал "что-то у меня мозги отключились" А самым уверенным пилотажем обладали Депайе и Брамбилла, сделавшие отличный стартовый прорыв.
К 10 кругу дождь прекратился Лауда стал отрываться от Ханта и казалось дело сделано. Следом, на них накатывал Брамбилла, потом в отдалении шли - тряхнувший стариной Петерсон, Штук и Депайе. Замыкал пелотон Джоди Шектер, посетивший боксы из-за прокола. Трасса стала быстро подсыхать, скорости расти и вот уже Штук, поймав мокрое пятно улетел в сетчатый забор. Но в целом все остальные стали думать, а не поехать ли им в боксы за сухой резиной.

Но на 14 круге вдруг полилось, да и дождь оказался в два раза сильнее чем был. Ники явно растерялся и Хант с Брамбиллой к нему приблизились, а на 15 круге и вовсе обошли. Через 4 круга Брамбилла, чувствующий себя на мокрой трассе как рыба в воде, уверено обошел Ханта и возглавил гонку.

Все остальные же, ехали так, словно впервые увидели мокрый трек (что опять говорит о плохих сцепных свойствах шин, скорее всего). Герой всей Австрии Ники Лауда, постепенно откатывался все ниже и ниже. Была парочка парней, показывающих скорость близкую к Брамбилле. Это Том Прайс, уверено прорывающийся сквозь более медленных ребят. И Ронни Петерсон. Швед даже заехал в босы, что бы ему надели на шлем противо -дождевой козырек, вернулся, стал обгонять и снова вошел в очковую зону.
Но самым быстрым пилотом в дождь оказался Виторио Брамбилла. Когда же на 24 круге над трассой засверкали молнии, представители МакЛарен, представитель пилотов - Дэнни Халм, а также представители Феррари и Брэбэм, обратились к организаторам с требованием остановить гонку, пока никто не пострадал. И через пять кругов. как только наступила середина дистанции, гонка была остановлена.  Брамбилла, увидав клетчатый флаг.  на радостях разбил болид.

Это остановка очень расстроила Кена Тиррелла. Оба его пилота, переоделись в более свежую мокрую резину (у остальных она сильно пострадала. когда трасса подсыхала) и стремительно ехали к хорошим очкам. Не успели.
Это была не только первая победа в Ф1 для итальянца, но и первая победа для заводской команды March (болиды March уже выигрывали, когда их покупал Кен Тиррелл). А так, кроме Тиррелла, остановка гонки устраивала всех, даже Лауду, явно готовившегося вылететь из очковой зоны. Даже МакЛарен и Брэбэм, чьи пилоты вроде бы и не набирали хороших очков, но не набирало их и Феррари. Устраивало это всех, кроме может парочки пилотов и зрителей. Да и само решение остановить гонку, в то время, как каких-то аварий, вылетов с трассы, не было, вызвало тогда большую критику в прессе. Тем более, что через 20 минут над трассой снова засветило солнце.




Ну и как в Испании пилоты получили в зачет лишь половину очков.
1.  Vittorio Brambilla
2.  James Hunt + 27.03
3.  Tom Pryce+ 34.85
4.
Jochen Mass+ 1:12.66
5.
Ronnie Peterson+ 1:23.33
6.
Niki Lauda + 1:30.28
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Ники Лауда -51,5
2. Эмерсон Фиттипальди -35
3. Карлос Рётеманн -34
4. Джеймс Хант -28
5. Карлуш Паче -22
6.
Джоди Шектер -19
7. Клей Регаццони -16
8. Йохен Масс -16
9. Патрик Депайе -12
10.
Том Прайс -7
11. Витторио Брамбилла -6,5
12. Жак Лаффит -6
13. Марио Андретти -5
14. Марк Донохью -4
14. Ронни Петерсон -4
16. Жаки Икс -3
17. Алан Джонс -2
18. Жан-Пьер Жарье -1,5
19. Том Брайз -1
19. Гийс ван Ленеп -1
21. Лелла Ломбарди -0,5
1. Ferrari-54,5
2. Brabham -Ford -50 (51,5)
3. McLaren Ford-41
4. Hesketh-Ford -28
5. Tyrrell-Ford -24
6. March-Ford-7,5
7. Shadow-Ford-7,5
8. Lotus-Ford-7
9. Williams-Ford -6
10. Parnelli-Ford-5
11. Hill-Ford -3
12. Penscke-Ford-2
13. Ensign-Ford-1
Ники Лауда еле попал в очки. Ну не мог "мастер настроек" ездить в дождь, не получалась у него. Это подтвердилось через год, на ГП Германии, где Лауду будут доставать из горящей машины, Артуро Мерцарио и Брет Ланджер. У Брета при этом будут гореть ноги, и этот эпизод навеки войдет золотыми буквами в страницы истории Формулы 1. Да я бы все отдал, что бы войти в историю не этим эпизодом, а победой. Говорил Брет.Но не судьба.
Brett Lunger
А началось все в  городке  Уилмингтон, штат Делавэр, где в 1945 году, 14 ноября, в шикарном каменном особняке. Там четвертым из пяти детей родился Роберт Брет Ланджер, в семье  Гарри Ланджера и Джейн Дю Понт. Дю Понты это одна из богатейших семей Америки, построившие свой капитал на химии, красках и пластмассе. На момент старта карьеры Брета в автогонках, капитал семьи Дю Понтов оценивался в 15 миллиардов долларов. И это по тем ценам, сейчас все это можно смело умножать на 10 а то и на 20. Вообщем понятно было, почему Ланджера все звали "золотым ребенком" при этом как-то забывая, что он все же не Дю Понт и не единственный наследник в семье.


Автогонками Ланджер так же увлекся далеко не сразу. Он обучался в престижной школе, занимался бальными танцами и весьма профессионально. Поступил в  Принстонский университет на политолога.  И тут приятель предложил ему съездить в Нью-Джерси на этап SCCA. И Брет пропал. Он быстро познакомился с одним из пилотов серии (а это были гонки на обычных серийных машинах). В 1966 году, купив Лотус Брет заявился в чемпионат с собственной командой. При этом ему пришлось подделать водительские права, так как в гонках в США в то время можно было участвовать с 21 года, а Ланджеру было 20. Особых успехов в гонках не было, но Брет в 67 попал в серию CAN-AM, где в одном из заездов, даже соперничал с самим Джимом Кларком. Вскоре Ланджер купил себе для гонок японский Datsun Z, машину в США диковинную и наладив связи с японцами, открыл автосалон Датсуна. Меж тем, времени на гонки у Ланджера почти не оставалось.Ведь помимо автосалона, он был студентом и даже писал диссертацию по вопросу Юго-Восточной Азии. Во времена хиппи и прочих студенческих беспорядков, Брет научно описывал, что война во Вьетнаме нужна, что только США остановит поступить коммунизма в Азии. И более того Ланджер в это свято верил. В 1968 году он поверг в шок родителей, заявив им о том, что бросает учебу и уходит добровольцем воевать во Вьетнам.

 В Азии стало закипать, а я был воспитан так, что если вы  гражданин Соединенных Штатов, то вы обязаны служить своей стране. И если вы собираетесь это делать, то лучшего места, чем морская пехота не найти. Ланджер приехал на призывной пункт в Северной Каролине и написал заявление на службу во Вьетнаме. Теперь тезисы своей диссертации, ему предстояло проверить делом. Они не знали, что я пришел из Принстона, или кто моя семья - если бы мой инструктор узнал бы это, он выжрал бы мне весь мозг. Во всяком случае, я прошел через учебный лагерь и в один прекрасный момент они обнаружили что я умею писать, так что я был зачислен в программу ввода в эксплуатацию. Откровенно говоря  они довольно быстро теряли офицеров , так что следующее, что я знал, что я стал младшим лейтенантом и отправляюсь во Вьетнам.
В некотором смысле я рад, что присоединился к морской пехоте, потому что Вьетнам как  ничто другое сформировал мой характер и личность, больше чем все остальное что я делал в своей жизни. Но с другой стороны я сожалею, потому что,  без сомнения, пострадала моя гоночная карьера.
Ланджер не любит рассказывать, что он делал во Вьетнаме, известно только, что он был ранен на границе с Лаосом а также заработал Пурпурное сердце, медаль, которую  дают тяжело раненым в ходе боевых действий. Ланджер. Да есть у меня эта тупая, ебанутая медаль, которую дают каждому, кто был ранен в бою, ничего особого. После выписки из госпиталя, Ланджер вернулся в США и обучал новобранцев в школе выживания. Там была программа, в ходе которой имитировался плен, лишали сна и воды, все было очень реалистично и нескольких парней она сломала. Я был близок, что бы вернуться во Вьетнам во второй раз, но я прикинул свои шансы и понял, что шансы выжить не велики. А ещё мне захотелось выступить в гонках. Я не хочу задаваться вопросом, что бы произошло. вернись я во Вьетнам. Я уволился в чине капитана, немного не дослужив до повышения.
Ланджер заручился поддержкой производителей средства от похмелья и дебютировал в северо-американской Ф5000 на собственном болиде. Всего только во второй кольцевой гонке, в своей жизни Брет финишировал на подиуме, а чемпионат он окончил на третьем месте, уступив экс пилоту Ф1 Дэвиду Хоббсу. При этом, не смотря на спонсоров и солидных родственников, денег у Брета толком не было. У меня не было денег на перелеты на самолете, поэтому на гонки я ездил в собственном грузовике. В этом были плюсы, так как я приезжал на место раньше остальных. И едва приехав в город, я начинал обзванивать газеты и местное ТВ, на предмет, не хотят ли те взять у меня интервью. Те соглашались. Вообщем моё имя было на слуху и вскоре мною заинтересовались парни из пиар-отдела L & M.
В 1972-73 годах L & M спонсирует участие Ланджера в мировой серии Ф5000 в одной команде с Хоббсом. Плюс глава пиар отдела  L & M Род Кэмбэлл, стал мечтать даже о Формуле 1.  Для того, что бы набраться опыта Брета отправили в Ф2. На незнакомых трассах ветеран смог даже набрать несколько очков. Опыт сочли удачным. В 1973 Ланджер вернулся в  Ф5000, он лидировал в середине сезона, но команда по финансовым причинам пропустила последние этапы и Брет оказался третьим, следом за Джоди Шехтером и Брайаном Редманом. Следующий сезон Брет провел в Северо-Американской Ф5000, не очень удачно из-за болида Eagle, Дэна Гарни. И в 1975 году оказался без места.
Род (Кэмбэлл) и мой брат Дэвид смогли собрать некоторые  субсидии и разговаривали с некоторыми  командами о следующем годе. Но тут у Hesketh возникли денежные проблемы и я присоединился к Джеймсу Ханту на три последние гонки сезона. Эта машина была легкой в ​​управлении и отличной на быстрых трассах. В первый раз, когда я поехал, это было в квалификации для австрийского ГП, где я квалифицировался 17-м и финишировал 13-м. В следующий раз, я был десятый в Монце, а затем разбился  в Глен в аварии.
В том же году Ланджер женился на дочке сэра Леонарда Кроссленда, бывшего представителя Ford в Великобритании и исполнительного директора Lotus. Брет использовал коттедж жены, как базу отдыха между поездками на соревнования

В следующем году я выступал за Джо Сёртиса. Люди продолжают говорить мне, что он был трудным человеком, но  я не нашел что либо такого. Он был смертельно честным. Если он думал, что ты облажался он говорил вам. Я был очень рад выступать за него. Я сделал ошибку, что не помог команде и не стал вкладывать в неё средства. Именно в 1976 и произошел тот самый эпизод с Лаудой, внесший Брет Ланджера в историю.
Он видимо разбился при выходе из поворота, зацепил стойку забора, прошелся вдоль него до спуска и вернулся обратно на трек. Эдвардс ещё смог избежать контакта обойдя Лауду слева, а я не смог, т.к. в этот момент сосредоточился на объезде обломков и тут предо мной оказался Лауда.  Следом шел Эртель, который влетел в Лауду а потом в меня. От удара у меня сработал огнетушитель, что сэкономило время на спасение. Я взял другой огнетушитель и стал тушить Феррари. Это несколько сбило пламя, но не сильно. Потом подбежали рабочие трека, которые сбили огонь, что позволило мне и Мерцарио ближе приблизится к Лауде, хотя это было небезопасно. Ники был в сознании и сам пытался освободится. Тут пожар вспыхнул с новой силой и все отпрянули в сторону. Я вскочил на нос Феррари и схватил Лауду за плечи, а Мерцарио подскочил сзади и отстегнул ремни и мы с Лаудой выпали на землю, как раз когда кабина просто взорвалась. Пока мы лежали на земле работники поливали нас пеной. Затем огонь стал до нас добираться и я оттащил  Лауду на 6-8 шагов от машины.
Я не был героем. Люди раздули все это, но это было не так. Может быть, моя военная подготовка помогла. Я был в состоянии функционировать под давлением, и война во Вьетнаме, безусловно, то, что вы там узнаете, это то, как  отфильтровать посторонние вещи. Вы научитесь делать то, что должны делать в первую очередь. Поэтому мне может не сильно помешал всплеск адреналина, я умел отключится от этого. В следующий раз я увидел Ники в боксах, в Монце на практике, его голова была вся перевязана. Он подошел ко мне, посмотрел мне в глаза и сказал, 'Тцанк Ю" с ужасным акцентом. Он развернулся на каблуках и ушел, и мне этого было достаточно. И конечно никто и не знал, что за день до той аварии у Ланджера умер отец.

В следующем году мы переехали в BS Fabrications, команду Боба Спаршотта. Он начал с того, что купил прошлогодний McLaren. Но в начале года M23 до сих пор не была доступна так что нам пришлось начинать на старом March. Когда M23 пришел это был большой автомобиль и он был лучше, чем M26, который я водил  во второй половине 1978 года.

В 1977 по 32-33 пилота боролись, что бы пройти квалификацию, и Ланджер мимо квалификации пролетел лишь один раз. А вот новый МакЛарен, купленный в 1978, ему совершено не подошел и вскоре вместо Брета за руль сел Нельсон Пике. Его последней гонкой в Ф1 было ГП США, которое он провел за Ensign и финишировал 13-м.
То, что у меня была репутация "золотого ребенка" было моим преимуществом. Даже, когда у меня не было денег, многие считали, что они у меня есть и это помогало мне заключать сделки.
Род Кэмбэлл Брет сказал что он не имел доступа к деньгам семьи, и я уверен, что это правда. Но я подозреваю, что если бы он пошел к своей матери, он мог бы многое получить в свой фонд. Я хотел, чтобы он больше инвестировал, чтобы получить лучшие двигатели, например. Я разговаривал с Грэмом Хиллом о Брете, за выступления в Embassy, и Грэм хотел миллион долларов. Вместо этого мы выступали в  BS Fabrications за 350 000. Я не думаю, что бы Ланджер  хотел потратить часть семейных денег таким образом. Он был вдумчивый и аналитический парень, но, вероятно, не достаточно безумен, чтобы все вложить в гонки. На самом деле деньгами семьи Брет смог распоряжаться, только посоле смерти матери, когда ему уже было за 50.

Я выступал, что бы стать чемпионом мира, мне это не удалось. Моя неудача была несколько на трассе, сколько вне её. Многое было сделано не так. Это профессиональный спорт. Ты не должен не на что отвлекаться, ты должен постоянно думать и готовится к гонкам. Увы, я понял это слишком поздно.
После нескольких эпизодических выступлений в гонках спорт-прототипов, Ланджер в 1982 окончательно повесил шлем на гвоздь. Мне было трудно участвовать в чем-то меньшем, чем Формула 1. Я не интересовался гонками в течение 30 лет и имел другие дела. Но я не оценил, сколько Ф1 значила для меня, и я изо всех сил отбрыкивался от её  в течении некоторого времени. Люди забывают, как это  весело водить гоночные автомобили. Я добивался успеха в бизнесе, бегал марафоны и гонялся на горном велосипеде. Я получил больше травм на велосипеде, чем в гонках. Ланджер наконец окончил учебу в университете и некоторое время писал аналитические статьи никак не связанные с гонками, потом ушел в бизнес с головой.
У миллиардера Брета Ланджера нынче солидная фирма по продаже небольших самолетов. Он и сам хороший пилот и часто совершает благотворительные вылеты связанные с перевозкой бесплатно больных детей или ветеранов Вьетнама. Пусть он не стал чемпионом Формулы 1, но он стал чемпионом по жизни. А это порой значит больше.
Tags: 1975, Австрия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске новые альбомы от Билли Айлиш, Принца (!) Мельницы ну и свежий Бруно Марс. Такой вот, попсовый выпуск поэтому начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске альбомы от Джексона Броуна и Ледиси. Свежые Тайлор Свифт, Bullet For My Valentine, Лорди и BrainStorm. А начнем с…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие WALK THE MOON и SABATON с Тараканами! Альбом Modest Mouse и вообще много музыки всякой, разнообразной. Iron…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments