Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Конец для Монжуик парка

Я думаю, что некоторые заметили, что не всегда посты про историю автоспорта выходят по четвергам, бывает, что они случаются по пятницам. Итак   Формула 1 Сезон 1975 года продолжался и продолжался он в Испании прямо по улицам Барселоны. В городском парке, часть дорожек ограждали барьерами и металлической сеткой и получали что-то типа Монако для бедных. Оставшийся не удел Жан-Пьер Бельттуаз, возглавивший профсоюз пилотов, прошелся по трассе и посчитал её пригодной для соревнований. Синоптики обещали хорошую погоду, появились новинки от команд и изменения в составах. Вообщем все шло к хорошей гонке, но на самом деле, уже во всю над этим автодромом слушались тучи. И 1975 год стал в Ф1 для Монжуик парка последним.
А проблемы пошли от человека, которого организаторы гонки изобразили на своем плакате. Эмерсон Фиттипальди, отдыхал в своём домике в Швейцарии, когда его застали журналисты. На вопрос какую трассу он, Эмерсон, считает самой опасной, действующий чемпион ответил, что это Монжуик парк. Сравнивать эту трассу с современными трассами вроде  Поль Рикар или Нивель, невозможно. Это все равно что сравнивать восхождение в Альпы с прогулкой по сельской местности. Вот что сказал Эмерсон и добавил, что он против проведения Гран При на этой трассе. Трасса, действительно была довольно сложная и опасная. Можно вспомнить, как в 1969 год, тут разбились Лотусы и Йехен Риндт сломал нос. Но в последующем в 71 и 73, каких то громких аварий не было.
Само собой высказывания бразильца многих в Испании возмутили. Тут же пошли полные сарказма статьи, мол мы его тут на плакатах рисуем а он смотрите ка, зассал и нас критикует. И Эмерсона, как говорится, припекло.
Но сначала о новинках. Новый болид FW / 04 представил Фрэнк Уильямс.
Изменилась форма кабины, воздухосборники, сам болид стал легче и меньше, уменьшился и кокпит. Худой и миниатюрный Артуро Мерцарио пожаловался, что в новую машине не помещается даже он. Его напарником стал Тони Брайз, пилот из Формулы-Атлантик, для которого это был дебют в Ф1. Тому достался прошлогодний болид.


Грэм Хилл решил наконец сконцентрировался на руководстве командой и уйти из гонок (впрочем в любимом Монако, он все же сядет за руль). Его место занял бывший пилот BRM - Франсуа Мижо. Новый болид привезла для Джеймса Ханта и команда лорда Хескета. Старую машину продали бывшему автогонщику Харри Стиллеру, создавшему команду при помощи Роба Уолкера и посадившему за руль Алана Джонса. Для австралийца, отлично проявившего себя в незачетном Интернешинал Трофи, это был дебют в Ф1. Внезапно вернулась в Ф1, вроде бы как померевшая команда Мориса Нанна - Ensign. Голландские спонсоры, производители сигнализации усадили за руль голландца Рулофа Вундеринка.
Ну а теперь Эмерсон Фиттипальди

Существует "городская легенда", что мол Эмерсон хотел попозировать на защитном барьере и тот под тяжестью бразильца упал, после чего Фиттипальди отказался гонятся на трассе. Это не больше чем легенда, причем если задуматься, бредовая,и гуляет она почему-то только среди российских журналистов. Было же на самом деле так. Эмерсон, лично прошелся по трассе и начал проверять как закреплены барьеры. А закреплены они были плохо. Надо понимать, что Испания 70-х это полунищая страна, поэтому организаторы Гран При  экономили на всем, в том числе на квалифицированных рабочих и на болтах. Где-то болты оказались не докручены, где-то они были не того размера, где-то вместо трех болтов, был прикручен один, вообщем почти все эти временные барьеры были собраны наспех и кое-как. Эмерсон продемонстрировал эти косяки журналистам, напомнил, что такой же, вылетевший из земли барьер убил Хельмута Койенинга  и заявил, что гонку проводить нельзя. Все гонщики члены профсоюза пилотов Ф1 его поддержали. Организаторам предложили заново перекрутить примерно 500000 болтов и креплений.

Первый день квалификации начался с того, что пилоты засели в трейлере Texaco и стали обсуждать, что делать дальше. Надеясь, что гонщики одумаются, организаторы перенесли квалификацию на 4 вечера, но до 4-х ничего не решилось. Наконец Жаки Икс, который давно вышел из профсоюза, покинул собрание со словами "Много говорят, да ничего не сказали". Икс выехал на трассу и проехал её в среднем темпе. Вскоре к нему присоединился Брамбилла. Третьим хотел стать Регаццони, но Лука ди Монтедземоло его не пустил. На этом первый день закончился.
Всю ночь небольшая группа рабочих пыталась перетянуть болты, но их сил явно не хватало. Утром к ним присоединились механики команд, представители спонсоров, некоторые журналисты и даже Кен Тиррелл, Колин Чепмен и Макс Мосли. Солидные господа, засучив рукава и вооружившись гаечными ключами, стали докручивать болты.

К 16 часам 90% трассы было готово.  Икс, Боб Эванс и Рулоф Вундеринк проехались по трассе. Эванс предложил начать квалификацию, а в местах, где барьеры доделать не удалось, просто вывесить желтые флаги, что бы пилоты были аккуратнее. Но остальные парни продолжали сидеть в трейлере. Пауза затянулась.
Вот Жаки Икс в черных очках позирует фотографам и раздает интервью в духе "Моя профессия гонщик, а чем занимаются остальные я не знаю". Вот кто-то из организаторов послал к владельцам команд юриста, с разъяснением, что есть контракт на проведение гонки, который, они, владельцы не выполняют, а значит в счет погашения убытков их имущество может быть арестовано прямо здесь на трассе. Вот кто-то из владельцев заявил, что сейчас своих парней сюда за волосы притащит. Вот, наконец с хмурыми лицами появились гонщики.

Последним под свист и мяуканье толпы появился Эмерсон. Здесь, на этой трассе, два года назад, он влюбил в себя местную публику, выиграв гонку за рулем Лотуса, на спущенной шине, героически решив не ехать на последнем круге в боксы. Тогда ему рукоплескали, сейчас обзывали сосунком и трусом.   Он сел в болид, очень медленно проехал свой круг, вышел из машины (обязательство считай выполнил) и уехал домой в Швейцарию.
 Все остальные бросились показывать хоть какие-то времена. В этой суматохе, вылетел и разбил свой болид Депайе. Барьер выдержал удар и не рухнул. Потом в суматохе кто-то перепутал Феррари и одно и то же время прохождения круга было приписано и Лауде и Регаццони. Конфуз этот тогда скрыли (итак уже счетчик претензий к организаторам зашкаливал) и к радости фанатов обе Феррари поставили на первую линию. Вот как выглядели первые десять мест
1
Ники Лауда
Ferrari
2
Клей Регаццони
Ferrari
3
Джеймс Хант
Hesketh Ford
4
Марио Андретти
Parnelli Ford
5
Виторио Брамбилла
March Ford
6
Джон Уотсон
Surtees Ford
7
Патрик Депайе
Tyrrell Ford
8
Том Прайс
Shadow Ford
9
Рольф Штоммелен
Lola (Hill) Ford
10
Жан-Пьер Жарье
Shadow Ford
Рётеманн 15-й, Паче -14, Brabham не успел подобрать настройки. Шектер 13-й, Петерсон -12. Герой Икс 16-й.
За ночь рабочие практически доделали все, что надо было сделать ещё во вторник и гонку можно было начинать. Правда не у всех было желание гонятся. Сразу же на первом круге, в боксы в знак протеста уехали Уилсон Фиттипальди и Артуро Мерцарио. Но все остальные решили устроить триллер.

Первым на взмах флага среагировал Лауда, он и вышел лидером к первому повороту на подъем. Позади Ники был Регаццони, справа пытался обойти Андретти а Брамбилла по наружному радиусу слева. В шпильке Лауда слишком поздно затормозил и сделал это слишком резко с блокировкой, в итоге Андретти подсунул под заднее колесо Ники нос. Австриец подпрыгнув влетел в Регаццони и ударил по пути Уотсона, вызывал всеобщую толкотню.





Хант увидев просвет, нырнул туда и стал лидером гонки. За ним Андретти, Уотсон, Штоммелен и Брамбилла. Лауда сошел с раскуроченной подвеской, Клей похромал в боксы, где ему сменили нос и он вернулся на трассу с 4 кругами отставания. У Андретти было повреждено правое переднее крыло и оказалось согнутым рычаг  левого заднее колеса. Эти две неисправности любопытно выровняли друг друга и я быстро научился новому управлению, хотя на прямых автомобиль приподнимался как краб.

Догнать Ханта при таких условиях Андретти не мог но и позади него конкурентов то особо не было. Третьим шел Уотсон, для которого это был предел мечтаний с учетом формы Surtees. Далее аналогичный Штоммелен, Брамбилла и только Паче с Петерсоном можно было отнести к гонщикам представляющим опасность.
Пыль от аварии в первом повороте ещё не осела, как пилоты снова решили проверить надежно ли Кен Тиррелл прикрутил барьер. У Джоди Шектера взорвался движок полив прямую на выходе из поворота маслом. И пилоты стали красиво уходить в занос на этом месте. Алану Джонсу и Марку Донохью выйти из заноса не удалось. Рётеманна развернуло, но ударивший его в колесо Вундеринк вернул аргентинца на прежний курс.
Только убрали разбитый болид Донохью, как в тот же барьер влетел лидер гонки Джеймс Хант.

В лидеры вышел покалеченный Андретти. Для американца все складывалось неплохо, позади был не очень опытный Уотсон. Джон попытался атаковать Марио, но перестарался, резко затормозил и оквадратил шину. В результате болид стало трясти и не разобравшийся Уотсон поехал в боксы, посчитав, что у него разваливается колесо, в которое он получил удар на старте от Лауды. Так, по глупому Уотсон выбыл из очковой зоны.  На второе место вышел Штоммелен, далее Паче с Петерсоном, Брамбилла (так же посетивший боксы для проверки после замеса на старте).
Красивая езда Андретти закончилась, когда согнутый рычаг левой задней подвески окончательно поломался, колесо оторвалось и Марио заскользил вдоль барьеров.
Это вывело в лидеры Рольфа Штоммелена! Удивительное дело.

 Видя такое удивительное дело Петерсон начал жесткие атаки на Паче, понимая, что Карлуш его сдерживает и есть все шансы гонку выиграть.
У аутсайдеров тоже была своя борьба. Бойню устроили Мижо, Брайз и Прайс. Франсуа, впрочем, вскоре поехал в боксы менять поврежденный нос. А Тони Брайз в азарте налетел на Тома Прайса. На 24 круге трио лидеров нагнало вернувшегося из боксов Мижо. Рольф и Паче прошли француза нормально, а Ронни Петерсон умудрился налететь на Франсуа и разбить себе подвеску. Теперь третьим стал Масс, четвертым Икс потом шли Рётеманн и Жарье.

Штоммелен продолжал лидировать и к 26 кругу, с Паче на хвосте. Когда они слетанной парой проезжали на скорости под 300 км/ч мимо боксов у Лолы Рольфа вдруг развалилось заднее крыло. Болид резко дернуло влево, он ударился в барьер (выдержавший удар) и отлетел обратно на трассу прям перед машиной Паче.

Карлуш отчаянно тормозил, но избежать столкновения не смог, получив дополнительный удар для ускорения, болид Рольфа вылетел за пределы трассы

Получилось, что роковая авария была на подъеме и в результате барьер был несколько ниже чем на остальной трассе. Немец перелетел через барьер и смяв проволочный забор приземлился на место где стояли зрители и пожарный. Пять человек погибло, сам Рольф получил очень тяжелые переломы.


Для быстрого проезда скорой помощи было принято немедленное решение остановить гонку. На тот момент лидировал Жаки Икс, но он обошел Масса на 29 круге, зачет же был по 28. Таким образом Йохен Масс одержал свою первую победу. В очки, хоть и половинчатые, попала Лелла Ломбарди. А где-то в Швейцарии у телевизора радостно засмеялся с криком "я же говорил" один бразильский товарищ, хотя барьеры свою работу выполнили на отлично.






1. Jochen Mass
2. Jacky Ickx + 1,1
3. Carlos Reutemann + 1 Круг
4. Jean-Pierre Jarier+ 1 Круг
5. Vittorio Brambilla+ 1 Круг
6. Lella Lombardi+ 2 Круга
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Эмерсон Фиттипальди -15
2. Карлуш Паче -12
3.
Карлос Рётеманн -12
4. Йохен Масс -9,5
5. Джоди Шектер -9
6. Джеймс Хант -7
7.
Клей Регаццони -6
7. Патрик Депайе -6
9. Ники Лауда -5
10. Жаки Икс
-3
11. Жан-Пьер Жарье -1,5
12. Витторио Брамбилла
-1
13. Лелла Ломбарди -0,5
1. Brabham -Ford -21
2. McLaren Ford-20,5
3. Tyrrell-Ford -11
4. Ferrari-8
5. Hesketh-Ford -7
6. Lotus-Ford-3
7. Shadow-Ford-1,5
8. March-Ford-1
Перед Грэмом Хиллом возникла проблема кого усадить за руль, пока Рольф Штоммелен отдыхает в больнице. В Монако Грэм повел машину сам (этим и было вызвано появление Грэма на легендарной трассе, а не вовсе любовью к Монте-Карло) а в Голландии Hill уже представлял молодой британец Тони Брайз. Чья карьера оборвалась на самом взлете.
Tony Brise

Энтони Уильямс Брайз, у него в крови было стать автогонщиком. Его отец - Джонни Брайз был чемпионом мира в гонках Стоккаров. Это такие полу любительские соревнования для тюнинговых машин, но все же. Добрался Джонни и до британской Формулы 3, но был уже в довольно солидном возрасте, что бы рассчитывать на дальнейшее продолжение карьеры. К тому же у Джонни уже была семья и сынишка Тони родившийся  28 марта 1952, что тоже скорости не прибавляло. Поэтому все свои не сбывшиеся амбиции в автоспорте, Джонни Брайз решил реализовывать через сына. В восемь лет Тони Брайз уже во всю гонялся в картинге и считался вундеркиндом.
В 1969 он стал чемпионом Британии в картинге. Затем последовали многочисленные победы в Ф-Форд, хотя выступал он на весьма посредственных шасси. В 1972 году Тони перебрался в британскую Ф3, где стал одним из немногих, бросивших вызов Роджеру Уильмсону и пытавшихся сразится с ним на равных. С уходом Уильямсона в Ф2, Брайз заменил его в юниорской команде Brabham и выиграл два  из трех британских чемпионата Ф3. Финишировал вторым в Гран При Монако Ф3. И тишина....
Каким-то непонятным образом на парня, давно заслужившего право быть в Ф1, попросту не обращали внимания. Ни владельцы команд, не спонсоры. Он попытался протиснуться в Формулу 2, но средств не хватило и Тони перебрался в Ф-Атлантик. В 1974 Тони выступал лишь на отдельных этапах и казалось. что хорошей карьере пришел конец, но ему, наконец-то, удалось найти спонсора на полный сезон в 75. И начал Том впечатляюще, просто уничтожив всех соперников. Пять из шести первых этапов выиграл Брайз. Его вместе с Томом Прайсом пригласили проехаться в Гран При Монако Ф3 и Брайз снова заставил о себе говорить. Стартовав с последних рядов, он прорвался до лидера гонки Алекса Рибейру и бразилец выбил Тони с гонки захлопнув калитку в Мирабо. Вообщем Тони делал все возможное, что бы попасть в Ф1 и попал, когда у Жака Лаффита произошла накладка ГП Испании с этапом Формулы 2.

Тони всех разгромил в Формуле Атлантик. Так что мне было очевидно, что парень особенный. Вспоминает Фрэнк Уильямс. Он был очень общительным и с ходу понял машину. Он впервые принимал участие в Гран При, но при этом совсем не волновался и считал себя большим талантом. Это было так по англиски, это было здорово. И Брайз справился отлично, пускай и в задних рядах, он устроил красивую дуэль с Томом Прайсом, увы окончившуюся столкновением и посещением боксов для смены носа. Гонку Брайз окончил седьмым. Дело было сделано. Лаффит вернулся в Williams, но Грэм Хилл с радостью заменил молодым соотечественником Рольфа Штоммелена.
Я. Флакс (механик) Он впорхнул в команду, излучая уверенность в себе и на три часа опоздал на подгонку кресла. Он даже не извинился за это, и мы оставили его сидеть в кокпите, зажатым в стынущей пене, а сами гурьбой ушли на обед.  И все же Брайз потенциально был большой звездой. В первой же гонке в Бельгии он квалифицировался 7-м впереди Фиттипальди и Петерсона. В Швеции Брайз прорвался до 5-го места, пока проблемы с коробкой не отбросили его назад.
Фотограф Джефф Хатчинсон Он согнул переднее крыло на первом круге, и оно болталось всю гонку до самого финиша, но тем не менее он поехал фантастически хорошо. Тони просто перестроил стиль управления будто машина была с  плохой избыточной поворачиваемостью. Он управлял болидом как  Дженсон Баттон делает это сегодня - так же спокойно и полностью уверено. Это не был сумасшедший быстрый пилот типа Петерсона, это был очень грамотный стратег и мастер.
Он попал в очки, там в Швеции. Ещё дважды финишировал на грани очковой зоны в Голландии и Франции. Он полностью унизил своего нового партнера - Алана Джонса. Параллельно Брайз выступает в Ф-Атлантик где его соперники - Марио Андретти, Эл Анзер старший и Брайан Редман, но именно Тони стал чемпионом. На этом фоне слова Грэма Хилла о том, что Брайз это новый чемпион мира, уже не выглядят пустым звуком.

Мать Тони Брайза Пэм Брайз  Когда Тони был совсем молодым и учился в колледже, он только и говорил о том, каким он будет гонщиком и его считали высокомерным. Возможно справедливо. Но удивительно, что чем дольше он был в Формуле, чем больше его называли новым чемпионом, тем менее высокомерным и более раскованным он становился. Как человек у которого все идет по плану и мечты сбываются. Он был хорошим человеком. Прекрасный парень, очень вдумчивый, глубокий мыслитель, как его отец. У него было глубокое знание машин, которые ему пришло от отца. Он был умным парень, на самом деле. И очень любил летать, он летал на самолете на каждую гонку, даже когда выступал в младших классах.
Большие планы были у Тома Брайза на 1976 год. Грэм Хилл решил по примеру Хескета, строить команду вокруг одного пилота. Спонсоры из Embassy раскошелились на очень солидную сумму. Одна  беда, на проведенных в конце октября тестах на Поле Рикард, новая машина уступила прошлогодней почти 2 секунды. В мыслях о том, как бы исправить ситуацию команда возвращалась из Франции домой в Британию. Возможно об этом думал и Грэм Хилл, когда в тумане направил свой самолет вместо огней аэропорта на огни поля для гольфа.
Tags: 1975, Испания, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Coldplay, Nine Inch Nails и The Wallflowers, альбом от Royal Blood. Ну и в честь прошедшего праздника начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске старый-новый The White Stripes, свежие Royal Blood и ДДТ, ну а начнем мы с напоминания, что понедельник день тяжелый…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments