Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Большой африканский праздник и маленькие африканские радости

Наблюдательные читатели возможно заметили, что сегодня четверг, а значит пришло время для автоспорта и его истории на страницах данного ЖыЖо. Продолжим с сезоном 1975 года в Формуле 1, начатом на прошлой неделе. Через шесть недель после первых двух Гран При, прошедших в Южной Америке, Формула 1 перебралась на третий этап в Южную Африку, из января в март. За те шесть недель само собой, опробовались новинки и команды стали принимать меры по борьбе с внезапной скоростью Shadow и ожидаемым доминированием Brabham.

Существенно поработали над геометрией подвески и изменили форму радиаторов в Tyrrell, команде местного кумира - Джоди Шектера. Машина стала похожей на Parnelli. Главное, что бы не на Лотус 76, отшутился конструктор Дарек Гарднер. Тирелл выставил три машины. За рулем третьего болида, раскрашеного в цвета местных спонсоров, сел старший брат Джоди Шектера - Ян.
Полностью новый болид появился у Феррари - 312T. Первый болид, разработанный Феррари при тесном участии финансов и ресурсов Фиата. До этого Фиат просто помогал Энцо держаться на плаву, не совсем понимая какую маркетинговую ценность несет для его Скудерия.

Другой новинкой было первое появление женщины - регулярного пилота Формулы 1. Была до этого Мария Тереза де Филипс, отличная пелотеса, но основным пилотом крупной команды она не была и ограничилась несколькими гонками. Лейла Ломбарди же была подписана командой March на весь сезон.

Год назад Жан-Пьер Бельтуаз, управляя BRM, благодаря сходам и выдерживавшим, квалификационным шинам смог финишировать 2-м. В этом году, было совершено ясно, что на повторение такого успеха не стоит и надеяться.  Но все же в  BRM попытались исправить ситуацию и поставили на полку Майкла Уайлдза, вместо него за руль сел чемпион Ф5000 - Боб Эванс.
Shadow наконец выделил новый болид и радостному Тому Прайсу. Напомню, что Жан-Пьер Жарье на новой машине завоевал два поула подряд. Penske увеличили длину шасси, стремясь побороть отвратную управляемость. Новые шасси представил и Грэм Хилл их в бой повел его напарник - Рольф Штоммелен.

И первый же день квалификации показал интересные результаты. В отличии от южно-американских трасс Shadow полностью провалился в Африке. Не хватало скорости на длинной прямой. Лучшее время Жарье позволило ему стартовать лишь 13-м. Прайс был ещё ниже. Сказка "шпионской" команды закончилась. Не то Жарье так быстро ехал, пока была угроза получить Петерсона в напарники, не то, в Южной Америке были какие-то махинации с экологическим топливом UOP, которые позволяли быстро ехать, но и так же быстро убивали движки.
Вообще же квалификация оказалась скомканной и многие не успели показать хорошее время во второй день. Дело в том, что Ронни Петерсон залил трассу маслом с взорвавшегося движка, после чего её полил ещё и Эмерсон Фиттипальди. В результате на масле разбил свой болид Грэм Хилл, вылетел Мерцарио, развернуло на скорости под 240 км/ч Ники Лауду. Австриец влетел в стену и чудом не пострадал.  В итоге Джоди Шектер и местный пилот  Гай Танмер заявили, что боксы не покинут, пока трасса не будет отмыта от масла. Квалификацию приостановили и поскольку уборка заняла время до темноты. больше её не возобновляли.
Таки образом , всю первую линию старта оккупировали Brabham.

Вот так выглядели первые 10 мест
1
Карлуш Паче
Brabham Ford
2
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
3
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
4
Ники Лауда
Ferrari
5
Патрик Депайе
Tyrrell Ford
6
Марио Андретти
Parnelli Ford
7
Виторио Брамбилла
March Ford
8
Ронни Петерсон
Lotus Ford
9
Клей Регаццони
Ferrari
10
Джон Уотсон
Surtees Ford
Эмерсон Фиттипальди разбил болид в первый день квалификации и стартовал только 11-м. Рядом с ним стоял Хант. Масс 16-й. Квалификацию McLaren провалили. А вот Грэм Хилл и вовсе не смог пробиться на старт. Ветеран разбил свой болид из-за лопнувшей шин в первый день, и уничтожил запасную машину во второй. И Уилсон Фиттипальди был слишком медленным, что бы квалифицироваться.
В субботу (а в ЮАР гонки проходили в субботу), ровно в два часа, по взмаху судьи пилоты бросились в бой.

Пилоты Brabham внимательно следили на старте друг за другом и эту дуэль нервов выиграл Карлуш Паче. Карлос Рётеманн старт безнадежно слил, пропустив не только Паче, но и Шектера с отлично стартовавшим Петерсоном.
Первый круг они закончили с лидирующим Паче, далее были  Дж Шектер, Петерсон, Рётеманн, Депайе, Регаццони, Э. Фиттипальди, Лауда, Брамбилла, Хант.  Шектер не ослаблял прессинг на Карлуша. В конце второго круга, при выходе в  Crowthorne Corner, Джоди смог обхитрить молодого соперника и вышел в лидеры.  Шектер вообще показывал в этой гонке очень зрелый и безошибочный пелотаж.
Довольно быстро на второе место вернулся Рётеманн. Ронни Петерсон никак не мог понять, что происходит с его Лотусом, ибо тот страдал недостаточной поварачеваемостью, в то время как швед очень любил избыточную. Поэтому швед быстро стал терять позиции. А Карлуш Паче пропустил напарника сам, ибо у него стала западать педаль тормоза. Махнув аргентинцу рукой, что бы тот проезжал, Карлуш принялся прикрывать Рётеманна от атак Патрика Депайе. Ненадолго правда.
После десяти кругов рисунок гонки был таким. Впереди Шектер отрывался от  Рётеманна. Карлос был впереди Депайе, на которого наседал отлично стартовавший Фиттипальди. Пара Феррари уже съела Петерсона. Далее Андретти, у которого на хвосте были Масс и Штоммелен. Из-за технических причин из гонки уже выбыли Брамбилла и Уотсон.
Жаки Икс позорно ехал среди пилотов представлявших местный чемпионат на б/у болидах. Он так же как Петерсон страдал от недостаточной поворачеваемости, но в отличии от Ронни, просто на все махнул рукой. Петерсон же заехал в боксы, сменил левое переднее колесо и изменил угол атаки крыла, после чего скорость к нему вернулась.

Многие полагали, что Шектер будет бороться за победу, но мало кто полагал, что он будет в гонке доминировать. Все же болид у Тиррелла был староват, не смотря на внесенные изменения и в Южной Америке ничего не показал. Брэбэмы были явно быстрее. Но вот Рётеманн догнал Джоди, повиснул у него на заднем крыле и даже пару раз коснулся задних колес, но сделать ничего не мог. Джоди грамотно перекрывал более быстрой машине любые попытки выйти вперед.

Была одна реальная попытка Карлоса выйти вперед на торможении,  все в том же повороте Кроуторн, но Джоди его резко пресек, после чего Карлос согласия на второе место и просто ехал за африканцем.

Эмерсон Фиттипальди отпустил Депайе, а потом и вовсе выпал из гонки. Три пит-стопа из сбоя в зажигании и Эмерсон предпочел сойти. 4-м стал Карлуш Паче, но из-за проблем с тормозами, тот отставал на прямых и лидирующей тройке не был конкурентом. Пятым шел Регаццони, который не был достаточно быстр, что бы догнать лидеров. Лауда вроде бы смотрелся быстрее, но команды из боксов о смене позиции не поступило, а сам Ники в драку лезть не захотел.
Далее были Масс и Штоммелен, за которыми ехал Ян Шектер. Увы попытка Яна обойти Рольфа в Кроуторне (видимо это было единственное реальное место для обгона), окончилась в барьере, когда Шектер заблокировал задние колеса на 56 круге.
Совершенно не заметный Жарье исчез в боксах с закипевшим движком. Где-то на трассе остановился Хант. Петерсон безнадежно пытался вернутся в очки. Карлос Рётеманн отстал от лидера на три секунды. Клей Регаццони сошел  за семь кругов до финиша со сломанным дросселем. Все это не интересовало местную публику. Ибо спустя 78 кругов после старта, первым финишную черту пересек паренек когда-то, на глаз этой публики, на этой трассе. гонявший на карте - Джоди Шектер, провел идеальную гонку. Счастливый день для местных фанатов.






1. Jody Scheckter
2. Carlos Reutemann+ 3,74
3. Patrick Depailler+ 16.92
4. Carlos Pace+ 17.31
5. Niki Lauda+ 28.64
6. Jochen Mass + 1: 03,64
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Эмерсон Фиттипальди -15
2. Карлуш Паче -12
3.
Карлос Рётеманн -10
4. Джоди Шектер -9
5. Джеймс Хант -7
6.
Клей Регаццони -6
6. Патрик Депайе -6
8. Йохен Масс -5
8. Ники Лауда -5
1. Brabham -Ford -19
2. McLaren Ford-16
3. Tyrrell-Ford -11
4. Ferrari-8
3. Hesketh-Ford -7

Гонка была мало-насыщенной на события. Поэтому выступление Яна Шектера запомнилось. Он сначала зацепил бровку и развернулся на 25 круге, но потом пользуясь хорошим знанием трассы совершить несколько обгонов и поднялся до борьбы за 7 место, пока не совершил ошибку.
Ian Scheckter
Есть железное правило, что дети гонщиков более удачливы в гонках, чем их родители. Алан Джонс против своего отца Стэна, Альберто Аскари против Антонио Аскари, Стрилинг Мосс против Альфреда, даже Жак Вильнев смог стать чемпионом мира а Жиль нет. Правда где-то со времен Дэвида Брэбэма это правило стало давать сбой и перестало работать - Майк Андретти, Матиас Лауда, младший Тамбэ, в принципе Нико Росберг, пока что Палмер и Ферстапен да и Ян Магнунсен все же в Ф1 подольше побыл, хоть до подиумов и не доехал.
Другое железное правило касалось братьев. Младшие были всегда быстрее. Все знают Джеки Стюарта, но мало кто помнит его брата Джимма. Педро Родригез был хорошим гонщиком, но его младший брат Риккардо должен был стать супер звездой если бы не погиб. Эмерсон Фиттипальди был дважды чемпионом, его старший брат Уилсон Фиттипальди дважды приезжал в очки.  Эл Анзер добился больше успехов чем его брат Бобби, хотя оба были хороши. И лишь Михаэль и Ральф смогли разорвать этот порочный круг, но это было исключение. А под правило попали почти все, включая и братьев Шектеров само собой. Хотя мрачный и угрюмый Джоди Шектер всегда смотрелся менее привлекательно, чем весельчак Ян.
Ян был на три года старше Джоди. Он родился  22 августа 1947 года. Шектер старший стал участвовать в местном чемпионате Формулы Форд и заинтересовал гонками Джоди. В первый же год Джоди Шектер проявил талант, стал чемпионом местной Ф-Форд, в которой Ян гонялся уже пару лет и поехал покорять Европу. А Джоди остался ездить дальше, он чемпионом станет на следующий год.
Так и повелось, за куда более приятным в общении Яном закрепилась репутация не плохого гонщика, но не такого быстрого как брат. И читая подобные отзывы Ян сам перестал верить в свои силы.  В 1972 году, когда Джоди дебютировал в Ф1, Шектер старший, по его следам подался в Европу. И не плохо смотрелся в Ф-Форд, за те несколько гонок что он провел, но снова начались сравнения с Джоди, который поехал сразу и Ян, разочаровавшийся и заскучавший по родине, вернулся в ЮАР . Южно-Африканская Формула 1 приняла его в распростертые объятия и первый же год Шектер смог навязать борьбу лидеру этой серии Дэйву Чарльтону.
С тех пор он так и участвовал в Южно-африканской Ф1 и заодно в Гран При ЮАР. Порой, за счет хорошего знания трассы, смотрелся неплохо, как в 75, хоть и техника в его руках была старая. Правда в том же 75 Фрэнк Уильмяс доверил Яну свою машину в двух европейских Гран При, но ничего хорошего из этого не вышло.

Наконец в 76 году, когда Чарльтон совсем состарился, Ян Шектер смог победить в африканской формуле 1. Это привлекло к нему спонсоров и на 77 год, Ян получил оплаченное место на весь сезон в команде March.
Сигаретники из Ротманс возможно перепутали братьев, иначе не понятно, чего это они решили, что тридцатилетний гонщик, совершенно не знающий трасс сможет их хорошо прорекламировать.
К этому добавите, что к 1977 году March наступил на те же грабли, что в своё время убили BRM. Предприятие Макса Мосли выставляло в гонки по пять болидов, в то время как ресурсов еле хватало на один. Понятно, что и не особо в себя верившей Ян добиться тут успеха не мог. И он не добился.

Всего дважды он добрался до финиша, само собой не в очках. И как кульминация провала, в Японии Яна с позором развернули на таможне и заставили лететь на родину не дав поучаствовать в Гран При. Как оказалась в его загран-паспорте стояла только туристическая виза (у Джоди стояла рабочая), а из-за режима  апартеида в ЮАР, въезд туристам из этой страны в Японию был запрещен.
Поездив ещё в разных африканских чемпионатах, в 84 году Ян окончательно повесил шлем на гвоздь. У него свой бизнес по сети АЗС и продаже мотоциклов. Сейчас Ян правда отошел от дел и больше увлечено играет в гольф, там то Джоди ничего не добился, поэтому играть в гольф у Яна Шектера получается хорошо.
Tags: 1975, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске новые альбомы от Билли Айлиш, Принца (!) Мельницы ну и свежий Бруно Марс. Такой вот, попсовый выпуск поэтому начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске альбомы от Джексона Броуна и Ледиси. Свежые Тайлор Свифт, Bullet For My Valentine, Лорди и BrainStorm. А начнем с…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие WALK THE MOON и SABATON с Тараканами! Альбом Modest Mouse и вообще много музыки всякой, разнообразной. Iron…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments