Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Стратегическая развязка сезона

Как всегда по четвергам, пост про историю Формулы 1. Сезон 1974 года заканчивался. Оставалась одна гонка, меж тем на чемпионскую корону претендовало сразу три человека. Некогда сорви голова, человек которого даже отстранял от гонок, за аварийность - Джоди Шектер. Именно, здесь, в американском Уоткинс-Глен, год назад Джоди изменил своё представление о жизни и гонках, когда вытаскивал из обломков погибшего Франсуа Севера. Теперь это был угрюмый и сконцетриванный на безопасной и безошибочной езде пилот. Клей Регаццони, любимец всего паддока, большой поклонник выпивки и женщин, прирожденный талант, просто наслаждающийся жизнью и не думающий о титулах и наградах. И Эмерсон Фиттипальди, вечно улыбающийся и добродушный бразилец, внешность которого была обманчива, на самом деле там был скрывался жесткий прагматик, очень умело просчитывающий ситуацию. Понятно и жалко, что мы теперь знаем,  чем закончилась эта битва и кто стал чемпионом мира в 1974 году. И все же давайте вспомним как оно было.    

А было так, что чуть было не было.... Не было Гран При США. Ещё в первый день тренировки, в пригороде Нью-Йорка, было ветреная и морозная погода, периодически с неба падал снежок и собственно речь зашла об отмене Гран При и объявлении лидирующего Фиттипальди чемпионом.
Но к радости любителей спорта ветер улегся, выглянуло солнце и стало тепло. И пилоты стали тренироватся.
Из изменений составов отметим появление Тима Шенкена на третьем Лотусе. Экс пилоту Brabham и Surtees, проведшему 74 год за рулем ужасного Trojan, доверили запасную машину, но в случае если у основных пилотов возникнут проблемы, Тим должен был свой автомобиль отдать.

Вместо Дерека Белла в Surtees должен был поехать француз Жозе Долем - двоюродный брат вице чемпиона мира 82 года Дидье Пирони. Долем уже пытался пройти квалификацию на ГП Франции и в Монце и вот третья попытка.
Две недели между Гран При гонщики проводили по разному. Патрик Депайе из Tyrrell к примеру поучаствовал в последнем этапе Формулы 2, где он в борьбе с пилотом March Хансом-Йохеном Штуком, выиграл таки титул чемпиона. А вот в Феррари решили потестировать технику в Уоткинс Глен на следующий год. Да по замершей трассе. И не нашли ничего умнее, чем задействовать в тестах Клея Регаццони. Претендента на чемпионский титул. Претендента реального ибо у них с Фиттипальди было одинаковое количество очков и бразилец был лидером чемпионата лишь из-за большего числа побед. Как итог Регаццони разбивает на тестах болид и получает сильнейший ушиб ноги. За 5 дней до решающего Гран При! Клей был допущен до участия в гонке, но нога болела.
Ну а в первый день официальных тренировок выбыл из борьбы Жан-Пьер Бельтуаз. Холодная и грязная трасса, подъем, вылет на прямой и результат - оскольчатый перелом лодыжки, поставивший крест на карьере победителя ГП Монако 72.
А вот результат квалификации. Brabham под конец года, поехали просто отлично. Удивляет результат Марио Андретти. Но тут надо вспомнить, что свой первый Гран При  Марио провел именно в Уоткинс-Глене и с ходу завоевал поул. Он вполне мог стартовать с поула и сейчас, да разбил в субботу свой болид в том же повороте, где и Клей с Бельтуазом.
2
Джеймс Хант
Heskrth Ford
1
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
4
Карлуш Паче
Brabham Ford
3
Марио Андретти
Parnelli Ford
6
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
5
Ники Лауда
Ferrari
8
Эмерсон Фиттипальди
McLaren Ford
7
Джон Уотсон
Brabham Ford
10
Жан-Пьер Жарье
Shadow Ford
9
Клей Регаццони
Ferrari
Эмерсон пострадал от проблем с электроникой. Регаццони мучился ногой. Таким образом Джоди Шектер, которому для чемпионства нужна была только победа, располагался лучше других претендентов на титул.  Патрик Депайе лишь 13-й. Лотусам совершено не подошла трасса Икс -16, Петерсон-19, бедняга Шенкен и вовсе не прошел квалификацию.
Не большой любительский фильм о квалификации и подготовке к старту.

Итак 25 машин выстроились на сетке, даже 27, ибо Жозе Долем и Тим Шенкен готовы были стартовать, если у кого то из квалифицированых на старте возникнут проблемы (было такое правило). И Долем был вознагражден. Кумир местной публики Марио Андретти задымился и остался на стартовой прямой. Механики дотолкали его до боксов, где машину оживили. Увы, это один черт означало дисквалификацию за постороннюю помощь.
Первый круг уверенным лидерами окончили Рётеманн и Хант, идущие слетанной парой.

Далее Паче, Лауда, Шектер и Фиттипальди с солидным отрывом от Регаццони, Уотсона, Депайе, Лаффита, Жарье и Мерцарио. Дуэт лидеров быстро ушел в отрыв, Хант держался за Карлосом как приклеенный, хоть и не предпринимал попыток обгона. Паче начал отставать. Лауда был больше занят обороной от Шектера и Фиттипальди. Эмерсон мудро держался за Джоди, понимая, что тот может вырвать у него титул, если победит, а сам Эмо финиширует на 5 месте и ниже. Клей Регаццони уже в расчет не брался ибо боли в ноге не позволяли швейцарцу ехать в полную силу. Швейцарец шел лишь 9-м и даже пропустил вперед Мерцарио и Жарье.
Ну а на десятом круге, случилось то, о чем я подробно рассказал неделю назад. В том же месте, где разбились Регаццони и Бельтуаз с Андретти, вылетел с трассы и погиб Хельмунт Койнигг. Четвертого мощного удара за неделю, ограждение не выдержало и будучи вырванным из земли, оно срезало австрийцу верхнюю  часть тела.


Обломки Surtees и того, что осталось от гонщика, оперативно закрыли листом жести и гонка продолжилась дальше. Хельмут так и пролежал в болиде до победного шампанского на подиуме.
Гонка шла своим чередом. Тройка лидеров не менялась. Лауда по прежнему сдерживал Шектера и Фиттипальди. Мерцарио быстро нагнал Уотсона. Масс и Петерсон упорно прессинговали Регаццони. Швейцарец шел уже 15-м без всяких надежд на титул. А ведь ему достаточно было финишировать на позицию выше Эмерсона. Дурацкие тесты, глупая травма.

И Феррари попробовали исправить хоть что-то, зазвав Клея на пит-стоп и поставив ему свежую резину. Не помогло, проехав пару кругов, Клей запарковался в боксах.


Следующим парнем повеселившим местную публику стал Артуро Мерцарио. "Ковбой Мальборо" устав наседать на Джона Уотсона, просто легко подтолкнул ирландца и развернув коричневый болид, поехал дальше.

Провал Лотуса в квалификации продолжился и в гонке. Жаки Икс  на седьмом круге задел барьер и повредил подвеску. Ронни Петерсон страдал от избыточной поворачеваемости и его мучения окончились на 53 круге с поврежденным топливоприводом.
А вот у Brabham наоборот не было никаких проблем и все шло идеально. На 45 круге Карлуш Паче вышел на второе место, после того, как у Джеймса Ханта начались проблемы с топливом. Обрадованный проблемам британца Паче даже побил рекорд трассы. Джеймс терял скорость, но смог сохранить третье место впереди Эмерсона. Да мудрый бразилец отсиделся позади Шектера, контролируя, что бы тот не вышел в лидеры Гран При. И в итоге дождался, когда у Шектера началась утечка топлива и тот на 45 круге сошел. Ники Лауда сошел ещё раньше со сломанной подвеской.
Пятым оказался Уотсон, так как у его обидчика Мерцарио, из-за короткого замыкания, сработал огнетушитель, причем сработал прямо в лицо итальянца.



1. Carlos Reutemann
2. Carlos Pace+ 10,735
3. James Hunt+ 1: 10,384
4. Emerson Fittipaldi+ 1: 17,753
5. John Watson+ 1: 25,804
6. Patrick Depailler + 1: 27,506
Сотая победа для славного двигателя Cosworth Ford. Последняя гонка для Грэма Хилла и Дэни Халма.

Джоди Шектер потом, после гонки утверждал, что мол нарочно сдерживал Фиттипальди, надеясь, что тот попытается его обогнать и ошибется.  Но Эмо пилот немного из другого теста. Это был первый чемпионский титул команды МакЛарен, основанной за десять лет до этого Брюсом МакЛареном и Тедди Майером для участия в серии Тасман. Второй чемпионский титул  для Фиттипальди, свой первый титул 72 года, он выиграл примерно в такой же "стратегической" манере. И снова возникли вопросы к системе начисления очков. Как вышло, что выигравшие по три гонки Лауда, Петерсон, Рётеманн не участвовали в борьбе за титул, в то время как чемпионом мог стать человек, выигравший всего одно Гран При - Клей Регаццони.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Эмерсон Фиттипальди -55
2. Клей Регаццони -52
3. Джоди Шектер -45
4. Ники Лауда -38
5. Ронни Петерсон -35
6. Карлос Рётеманн -32
7. Дэнни Халм -20
8. Джеймс Хант -15
9. Патрик Депайе -14
10. Майк Хейльвуд -12
10. Жаки Икс -12
12. Карлуш Паче -11
13. Жан-Пьер Бельтуаз -10
14. Жан-Пьер Жарье -6
15. Джонн Уотсон -6
16. Ханс-Йохен Штук -5
17. Артуро Мерцарио -4
18. Грэм Хилл -1
18. Том Прайс
-1
18.
Витторио Брамбилла -1
1. McLaren Ford-75
2. Ferrari-65
3. Tyrrell-Ford -52
4. Lotus-Ford -42
5. Brabham -Ford -35
6. Hesketh-Ford -15
6. BRM -10
8. Shadow-Ford -7
9. March -Ford -6
10. Williams (Iso) Ford-4
11. Surtees-Ford-3
12. Lola-Ford -1
И в конце можно было подвести какие нибудь итоги года. Но мне хотелось бы рассказать ещё про одного гонщика с недолгой карьерой в Ф1, чья фамилия часто звучала, когда мы вспоминали 1974 год. Итак типичный представитель британских пилотов того времени Майк Уайлдз
Mike Wilds
Майкл Уайлдз родился 7 января 1946 в пригороде Лондона – Чизвике, Англия. И на судьбу этого парня повлияло удивительное соседство. Прямо под окнами дома Уайлдзов располагалась авто-мастерская, специализирующаяся на починке гоночной техники -  Chequered Flag. Chequered Flag, это те самые ребята, что в 1974 году профинансировали Яна Эшли и помогли тому, проехаться на прошлогоднем Brabham в Северо-Американских Гран При, обслуживая его болид. Т.е. это все равно, если бы ваше детство прошло по соседству с офисом Минарди, например. Вообщем Майк с детства слушал звук моторов, был в это дело влюблен. И в 18 лет, взял кредит на покупку болида Формулы 1600.

И хотя уже третью свою гонку Уайлдз выиграл, денег, спонсоров и продвижения по гоночной лестнице это не принесло. Болид вскоре пришлось продать, дабы погасить кредит. Майк перебирался случайным участием, подменяя приболевших пилотов и надолго застрял в Ф1600 без шансов оттуда выбраться. Но зато появился шанс заработать деньжат. Майка пригласили как тест пилота в Firestone тестировать шины для младших классов, и по прежнему подменять более богатых, но приболевших да травмированных. Наконец отец одного из таких получивших травму пареньков, поверил в Уайлдза и оплатил ему полный сезон в Ф1600, а затем и в британской Формуле 3 . В 1973 Майк окончил один из британских чемпионатов на третьем месте. И все тот же спонсор, которого звали Джек Кэвилл, оплатил Уайлдзу сезон в Ф5000. Уайлдз особого ничего не показал, но Ф5000 это уже особая спецлицензия, позволяющая участвовать в Ф1. А 1974 год, как вы помните это год, когда команд в Ф1 было пруд пруди. И одна из таких Dempster International из Ф5000 решила стартовать в ГП Британии. Пилотом же её был Уайлдз.

 И снова Майк не особо запомнился, не смог пробиться на старт,  но вот ему продолжает везти. Команда Ensign разругалась со спонсором и Верн Шуппан, выступления которого спонсор оплачивал, из команды вылетел. И Уайлдз занял его место. Как раз на ГП США он впервые прошел квалификацию.

Это позволило Уайлдзу в 1975 году стать пилотом BRM.
Увы BRM к тому времени был безнадежно мертв и загнулся не дожидаясь конца сезона. Я думаю, я не был самым быстрым пилотом Формулы 1 и в защиту могу сказать, что и за рулем самой быстрой машины Формулы 1 я не был. Поэтому, когда в самом начале 75 года BRM покинула чемпионат, места мне не нашлось.

Уайлдз подался в серию Аврора (это британский чемпионат Формулы 2), где стал чемпионом в 1978 году и перебрался в гонки спорт-прототтипов. Семь раз участвовал в Ле-Мане, в 1986 стал чемпионом мира в своём классе. Мне больше нравились одноместные формульные болиды, но в гонках на выносливость я очень полюбил командный аспект - работа с другими пилотами, членами команды. Я думаю, участие в гонках спорт-прототипов, было для меня золотым временем.
А вот так Майк Уайлдз выглядит сейчас. Он работает пилотом вертолета и обучает молодых летчиков в летной школе. И иногда гоняется в исторических заездах.
Со следующей недели год 1975, увидимся.
Tags: 1974, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребятки, новинок на этой неделе не так много, но зато выпуск получился на удивление приятным Lost Frequencies, отличный Boy Harsher. Все там,…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Diplo и Imanbek. А в целом ровный, хороший выпуск, есть что послушать. Все там, под катом Chris Lorenzo -…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня очень спокойный выпуск, ничего особо запоминающегося ушедшая неделя не принесла, обычный набор разных музык. Все там, под…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments