Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

День когда все пошло как по маслу

Продолжим разбирать историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и людей принимавших в них участие. Сезон 1974 года подходил к концу, но прошедший Гран При ФРГ, так и не внес ясность в вопрос кто из четверки - Лауда, Регаццони, Шектер, Фиттипальди достоин короны чемпиона мира, ставшей вакантной после ухода Стюарта. Забегая вперед, можно сказать, что Гран Пр Австрии внес в сей вопрос ещё больший беспорядок. Но, обо всем по порядку.
Но для начала подправим косяки прошлого поста, ибо был он без видио с ГП ФРГ 74, а меж тем оно есть. Особо правда смотреть там не на что,аварии и обгоны в эфир не попали, о есть интервью с Лаудой и Массом.

Ну а теперь Австрия. Начнем с изменений в составах. Ну во первых Майк Хейльвуд после Зеленого Ада, как известно оказался в больнице и в сером МакЛарене (в цветах Yardley) его сменил Дэвид Хоббс. Это такой опытный британец, в 67 проведший пару гонок в ф1, но в основном более известный по своим выступлениям в США и в частности в Иди 500.


Изменении и новых лиц вообще было как никогда много. Hesketh разродились второй машиной и в поддержку Ханта появился Ян Шектер, старший брат одного из лидеров чемпионата. Сёртис сдал в аренду одну из машин звезде кузовных гонок - австрийцу Дитеру Квестеру. Йохен Масс, кстати, следом за Паче покинул команду дядюшки Джо и вместо него должен был поехать один из лидеров Формулы 2 - Жан-Пьер Жабуй. А в Surtees грустно заклеивали белой изолентой лейблы персональных спонсоров немца. У Гая Эдвардса из команды Грэма Хилла, снова разболелось травмированное в начале сезона запястье и вместо него поехал опытный и быстрый немец  Рольф Штомеллен.

 Итальянцы из Finotto вместо Жерара Лярруса усадили в свой старый Brabham молодого австрийца Хельмута Койнингга.   Шеф Ensign Мо Нанн разругался со спонсором из Гонконга и вместо Верна Шуппана за руль сел британец Майкл Уайдз.   И печальные парни из BRM привезли всего одну машину для Бельтуаза, у Пескароло и Мижо не оказалось готовой техники.
Немного кадров с квалификации, там есть уникальное интервью с Хельмутом Койниггом.

А вот результат
2
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
1
Ники Лауда
Ferrari
4
Карлуш Паче
Brabham Ford
3
Эмерсон Фиттипальди
McLaren Ford
6
Ронни Петерсон
Lotus Ford
5
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
8
Клей Регаццони
Ferrari
7
Джеймс Хант
Heskrth Ford
10
Дэнни Халм
McLaren Ford
9
Артуро Мерццарио
Williams Ford
Очевидно, что простая и скоростная австрийская трасса  идеально подошла Brabham ибо выстрелил не только Рётеманн но и Паче.  Карлуш наконец-то преодолел свои психологические проблемы и кажется пришелся ко двору в этой начисто лишенной спонсоров команде. Команде полостью выступавшей на деньги Берни, введшего жестокую дисциплину. Как раз накануне гонки, он уволил одного из механиков за то, что тот постоянно ходил в грязной одежде. Патрик Депайе 14. Жаки Икс всю квалификацию метался между 72 и 76 моделью и в итоге лишь 22.

Не прошли дальше: Шектер старший (взорвался движок), Белл, Киннунен, Жабуй (подвел движок), Уайлдз (разбил машину) и Койнигг. Получается, что оба заводских пилота Surtees в гонку не пробились, в то время, как арендовавший третий болид Квестер, это сделать смог.

В прекрасный солнечный  и очень жаркий день (старт даже из-за жары перенесли на три часа дня) 25 гонщиков выстроились на стартовом поле. Точнее 24, ибо Жак Лаффит на установочном круге пробил колесо, которое механикам никак не удавалось снять и вообщем француз старт принимал в боксах.
Ну а выиграл старт Карлос Рётеманн, уверено на подъеме опередивший Ники Лауду.

Первый круг окончился в таком порядке: Аргентинец уверено в лидерах, далее Лауда, Паче. Регаццони, Хант и Шектер. Клей быстро проскочил на третье место, позади напарника и красная махина начала своё давление на Рётеманна. Феррари настигали Карлоса на торможениях,но ничего не могли сделать с Brabham в поворотах. Тройка быстро оторвалась от всех остальных, хотя в целом гонка была не очень скоростной.


На девятом круге из гонки тихо пропал Шектер младший, чей движок не выдержал того, как африканец пробился на 4-е место. На 13 круге Хант, а на 14-м Уотосон спешо уехали в боксы менять шины. Но наиболее важной, для трибун, вещью, стало то, что на 13 круге в боксах исчез и Лауда. Три круга ему меняли блок питания, выпустили на трассу, но вскоре Ники поехал в боксы окончательно.

Примерно в это же время, наконец-то из боксов выехал Лаффит. Он смог отыграть круг, показал отличную скорость и остается только догадываться, что бы было, не случись эта беда с колесом и стартуй Жак со своего законного 12 места.
К 20 кругу Рётеманн по прежнему безопасно шел в лидерах, ибо позади него Регаццони был больше занят обороной от Фиттипальди.

Следом шли Петерсон и Паче. Потом Депайе, Халм и Икс с Брамбиллой, после чего большой перерыв и Хант с Уотсоном пытавшиеся отыграть свои пит-стопы.
На 38 круге что-то затрещало в движке у Фитти и он выбыл из гонки. А на 40 круге в зеркалах заднего вида Рётеманна оказалась отличная картинка, ибо после схода Эмерсона, переместившийся на третье место Паче, удачно обошел Регаццони и стал вторым.  Потом, мимо Реги проехал и черно-золотой Лотус Петерсона и стало ясно что и с последним, оставшимся в гонке, из четверки лидеров чемпионата, что-то не так.

Радость же Паче на втором месте длилась не долго. Через два круга он остановился с опустившим бензобаком - сломался топливопровод. Где-то далеко позади Жаки Икс прошел Халма и приблизился к Депайе. Патрик, явно устал, иначе не объяснить, почему его занесло в одном из поворотов. Пытаясь быстро вернутся на траекторию, француз въехал в бок Жаки Иксу. Оба сошли.
На следующем круге Клей Регаццони поехал в боксы. У него был медленный прокол, швейцарец надеялся дотянуть оставшиеся 9 кругов, но скорость стала падать стремительно, ибо шина стала разваливаться. И как пятой точкой швейцарец чувствовал, что заезжать не следовало. Во время пит-стопа, движок перегрелся и заглох. Ему удалось быстро завестись, но драгоценные секунды на этом были потеряны.
К 45 кругу Рётеманн на 61 секунду опережал Петерсона и Халма, затем шли Хант. Брамбилла и Уотсон. Ну а на 46 Карлос расслабился окончательно ибо у Ронни Петерсона полетел карданный вал. Теперь оставалось лишь молить, что бы за оставшиеся 9 кругов ничего не сломалось у самого аргентинца. И его молитвы были услышаны. Сразу после клетчатого флага, Карлос остановился, что бы не искушать судьбу. Это был тот самый редкий день, когда у него все сложилось идеально и настрой и техники не подвела.
 Поскольку Лауда рано сошел и Феррари в целом провалилась, толпа быстро разбежалась и Карлос праздновал свою победу, почти при пустых трибунах.

Последний из четверки лидеров - Рега, после пит-стопа поехал как ошпаренный, в надержде урвать хоть какие-то очки и уперся в Джона Уотсона. Молодой бородач, показал мастерскую оборону и отбивался очень грамотно. И тут им повезло. За три круга до финиша, ои оба смогли пройти Брамбиллу и Клей ещё немного увеличил свой отрыв в чемпионате.

1. Carlos Reutemann
2. Denny Hulme+ 42.92
3. James Hunt+ 1: 01,54
4. John Watson+ 1: 09,39
5. Clay Regazzoni+ 1: 13,08
6.
Vittorio Brambilla+ 1: 13,82
И в чемпионате опять совершенно ничего не ясно. Вот уже и Петерсон и Рётеманн могу вмешаться в борьбу за корону, а до финиша осталось всего три гонки.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Клей Регаццони -46
2. Джоди Шектер -41
3. Ники Лауда -38
4. Эмерсон Фиттипальди -37
5. Карлос Рётеманн -23
6. Ронни Петерсон -22
7. Дэнни Халм -18
7. Майк Хейльвуд -12

9. Жаки Икс -12
10. Патрик Депайе -11
11. Жан-Пьер Бельтуаз -10
12. Джеймс Хант -8
13. Жан-Пьер Жарье -6
14. Ханс-Йохен Штук -5
15. Джонн Уотсон -4
16. Карлуш Паче -3
17. Артуро Мерцарио -1
17. Грэм Хилл -1
17. Том Прайс
-1
17.
Витторио Брамбилла -1
1. Ferrari-59
2. McLaren Ford-57
3. Tyrrell-Ford -45
4. Lotus-Ford -29
5. Brabham -Ford -24
6. BRM -10
7. Hesketh-Ford -8
8. Shadow-Ford -7
9. March -Ford -6
10. Surtees-Ford-3
11. Williams (Iso) Ford-1
11. Lola-Ford -1
Бедолага Жак Лаффит в итоге отстал на 17 кругов и не был квалифицирован. Ещё одним не попавшим в %, оказался отставший на 8 кругов Ян Эшли, пилотировавший бывшую машину Тома Прайса - Token.

Ян Эшли мог бы потеряться на фоне других, созвучных британских фамилий, хлынувших в Ф1 в те годы - Эванс, Эдвардс, Эдрюс, Эттвуд. Но Ян умел так красиво разбивать машины, что фанаты его запомнили и даже вместо Ян Эшли стали называть его Ян Крэшли ибо "крэшер" он был отменный.
Ian Ashley

Ян Хью Гордон Эшли родился 26 октября 1947 года на военной базе   в Восточой Вестфалии, что в Германии.  Отец у него был военным летчиком, быстро получившим место второго летчика испытателя компании Конкорд. Странно, но я никогда не  думал о полетах, что бы стать летчиком. Моей мечтой был гоночный Мини. И когда, в 17 лет, я пошел в гоночную школу Джимма Рассела, отец все пытался мне доказать, что мои мечты глупые. Это был своего рода вызов отцу. Я выиграл три гонки и бабушка купила мне Остин.
А своё замечательное прозвище он получил там же в  школе Д.Мы учились вместе с Джеймсом Хантом и были таким друзьями-соперниками. Хант перебрался в Формулу 3 и там много поразбивал шасси, ну и я на заре моей юности, так же был в этом плане нестабилен. И наш общий друг прозвал нас сладкой парочкой "Крэшер и шутник". Потом пара моих финишей в кустах и как то про шутника все забыли, а меня так и стали звать сначала Крэшером, потом Крэшли.
 Затем было два бестолковых года в британской Формуле 3, ибо взятого кредита хватило лишь на слабые команды. Скатывание в Формулу-Форд. И наконец чемпионат Ф5000. Этот нынче забытый чемпионат, как раз в первой половине 70-х цвел и пах. В те времена Ф5000 была как сейчас Индикар и я был там самым быстрым парнем. Моим соперниками были Питер Гетин, который был значительно старше, Дэвид Перли, Гай Эдвардс и Боб Эванс. Многие из них уже выступали в Ф1, а Гетин там даже выигрывал на ГП Италии 71 и я оказался быстрее их всех.  

В августе 74-го я только что выиграл гонку F5000 в Брэндс-Хэтч за рулем ShellSport  команды Джеки Эпштейна, когда кто-то из Токена подошел к моему другу и менеджеру Майку Смиту поговорить о возможном выступлении на Гран-при Германии.  Команда начинала с Томом Прайсом, но он не смог пройти квалификацию, а потом ушел в Эрроуз (на самом деле в Шадоу) затем были Дэвид Пёрли и другие и все они не могли пройти квалификацию. И Пёрли, который не мог участвовать в ГП ФРГ, спросил меня не хочу ли я попробовать и я подумал, почему бы и нет, я ведь всего неделю назад выступил на Нюрбурринге в Ф5000 и этот опыт мне помог. Мне это удалось. В первой квалификации на третьем круге у меня взорвалась шина. Вторую квалификацию мне успешно саботировал механик, неправильно установив верхнюю передачу. В утреннюю тренировку Рэй Джессоп, попросил меня быть осторожным ибо они хотели проверить как поведет себя болид с полными баками. Я так и поступил, но снова взорвалось колесо и я приехал в боксы на одном ободе и с поломанным передним крылом с права. Рэй был обеспокоен тем, что колебания могли дать трещины верхних передних поперечных рычагов, поэтому их изменили в рекордно короткие сроки. Но не было никакой замены крыла, они просто приклеили его скотчем, чтобы оно держалось  на месте, увеличили с левой стороны переднее крыло и уменьшили заднее крыло. Рэй пожелал мне удачи.


Я помню, Джеки Стюарт бродил по стартовой сетке. Когда он, наконец, дошел до моей машины он посмотрел на несколько чрезмерной  развал / схождения и перевязанное правое крыло,  потом покачал головой и улыбнулся!
Затем на старте, ещё не пересекая стартовую линию стакнулись два МакЛарена Фиттипальди и Халма. Через два поворота столкнулись Лауда и Шехтер а в следующем повороте в канаву улетел Депайе. В общем когда закончился мой первый круг, я по-прежнему шел последним, но отыграл шесть мест. Я ехал все быстрее и быстрее и поднялся до 8 места. Но быстро износилась резина. Мы тогда не знали, как это опасно, и за два круга до финиша одно из колес взорвалось. Меня развернуло на 180 градусов, я заехал в боксы, где не было даже нужных инструментов и колесо снимали с помощью молотка и в итоге финишировал 12-м или 14-м, что-то в этом роде. Тоже самое было в Австрии, я обошел оба Лотуса в квалификации, всю гонку ехал за Хиллом, поднялся до 8 места, затем проблема с колесами и я снова 14 или 12.  
Конец сезона – ГП США и Канады Яшли провел в  частной команде Chequered.

Сёртиз позвонил на следующий день. "Вы можете закончить у меня сезон - Монца, Моспорт и Уоткинс-Глен. Я попросил два дня, чтобы подумать, так как я был по контракту ся был связан с F5000. Я не знаю, что сказать, чтобы ибо мой друг Грэм Уорнер приобрел старый Brabham Джона Уотсона и хотел что бы я выступил на нем. Я знал, что смогу выступить хорошо и что Brabham потенциально хороший автомобиль, поэтому я позвонил Сёртису и отклонил его предложение. Он не был впечатлен!

На деле этот Брэбэм оказался белым слоном. Берни Эккоустон прислал нам совершенно разболтанную машину у которой все 4 амортизатора были разными. Это была дьявольская машина. я так и не смог пройти квалификацию. И это была соль на мою рану, ведь когда я приехал в Уоткинс-Глен, я был встречен с известием, что погиб мой отец. Оглядываясь назад, я, вероятно, должен был принять предложение Сёртиса, но парень, которого он взял, Хельмут Койнигг, разбился и погиб в Глене. Так, что мне надо было благодарить Бога.
В 1975 Эшли припринял участие в ГП ФРГ за Фрэнка Уильямса и сломал ноги.


Я должен был выступить в той гонке за Лотус, но у меня не было достаточно денег. Тогда в Лотусе спросили «Как на счет Уильямс?» Я сказал, что у меня нет контракта. Они решили эту проблему, в то время у Уильямс была проблемная машина и один постоянный пилот Лаффит. Я неохотно согласился. В квалификации заклинило дроссель, его не удосужились проверить. Я даже не был на быстром круге, когда машину закусило и я сломал лодыжку, а так показанное мною время было в районе 9-12 места. Одна из нижних опор двигателя лопнула я врезался в стену, никто не понял, что случилось. В итоге я пропустил гонку Ф5000 а на ГП ФРГ и в последующем в Лотус стартовал Джон Уотсон, а на его месте должен был быть я.    
 В 1976 году Эшли подписал контракт с BRM  и провел одну гонку и тут команда обанкротилась.

BRM спросили не хочу ли я провести за них ГП Бразилии, они были очень уверены в себе. Хотя в команде была смешная ситуация, в тренировках у них сгорело три двигателя. Все были уверены что дело в электронике, на самом деле все дело было в искривлённом шифте . Они нашли проблему буквально перед стартом и в итоге на 24 круге мой движок сгорел. А затем они объявили о том, что замораживаю проект, когда все места, даже в Ensign были заняты. Поэтому я пришел к Лоле и стал тест пилотом их болидов для Ф3, это было ужасно.  Я оставался в тестерах и на начало 77 года, но я просто выл от этой нестабильной машины.
Наконец в 1977 был заключен полноценный контракт с Hesketh.

Перед ГП Великобритании я поехал к Сертису в поисках места на следующий сезон и тут меня перехватил мой менеджер, и сказал, что может меня познакомить с Лордом Хескетом. У меня был перерыв в тестах. Команда собирается проверить меня, затем Эктора Ребака (я был третьим членом)  и протестировать Кигана, но Эктор отказался, так что после меня никто  машину не тестировал, так что я в конечном итоге, тоже не тестировал ее. Мы должны были решить, буду ли я в  гонке или нет, поэтому мы предполагали, что все будет хорошо, но я был всего лишь третьий член команды. "У нас было всего один механик, чтобы ухаживать за мной, и у нас не было подогрева шин или что-нибудь в этом роде, и оказалось, что мы не получили шины достаточно горячим. Мой стиль вождения, как правило, довольно гладкий, и он стремится, чтобы не быть  очень трудным для шин, и это хорошо, если у вас мягкие шины. Firestone же шины, и у них не было никакой конкуренции, так что у них только было несколько вариантов, и  не было мягких шин. Я не понимал, что я не разогрею их до температур. Мы не знаем, почему, и я не прошёл квалификацию и я был в унынии. Затем была Голландия, где снова были те-же проблемы с шинами, но я хотя бы смог показать нормальное время. Я поговорил с инженерами, мы нашли проблемы. Затем на прямой у меня отвалился нос, на скорости в 120 миль в час, детали носа попали под болид и приподняли его, в итоге тормоза не помогли я вылетел в траву и та самая деталь пролетела над моей головой. Когда я вернулся в боксы, раздались смешки. «усталость метала, извини". Мне поставили новый нос, и после серии тестов мы поехали в Америку.  Америка- снова были электрические проблемы нв квалификации, и я был 22 или что-то. Но это было нормально, у нас было, что скорректировать, и мы хотели бы участвовать в квалификации на следующий день. К сожалению, это был проливной дождь, и никто не вышел на трассу. Так что я был двадцать вторым на стартовой решетке, а дождь все не кончался.. Так что я настроил болид, как в F5000, к большому негодованию F1 механиков, и я помчался с 22 до 8-го или 6-м, я не помню, в 18 кругов на мокрой дороге.

Прошел каждого, Жарье, Петерсона, разных пилотов.. Я был позади Лаффита, и, как я только приближается к боксам случился разворот и я подумал, что у меня прокол задней шины, так что я бросился в боксы, и оказалось, что левое заднее колесо было плохо закреплено . К сожалению, они 4 круга с ним возились. А так я мог бы быть 4-м или 5-м. Я закончил 12-й или 14 или что-то, 4 круга позади победителя.. "Роб Уокер был очень впечатлен в своем обзоре, что было очень приятно. Затем мы перебрались в Канаду, и я был шестым в первой сессии. . Я только что была в поставить немного больше заднее крыло н, и в конце главной прямой я прошел Лаффита, но там была кочка. Я подскакаивал на этой кочке 20-й раз , и вот в очередной раз задне крыло отлетело и я поднялся на 30 футов в воздух, сделал два с половиной назад сальто. Жак шел за мнойя, и он сказал, что он поднял голову и моего шлема уже не было. Болид рухнул, с разорванным двигателем и коробкой передач с, а также колеса. Он отскочил назад 30 футов в воздух снова.  Существовал постамент  для телевизора - это было в пятницу утром, в первую практику, и не было возле телевизора людей (это было 30 футовая подставка для телевизора), не было зрителей именно там. Это было в обратном направлении, с ног на голову, просто монокок и 40 галлонов топлива. Он запылал, а затем врезался в подставку для телевизора.  Затем болид  похронился на  10 дюймов в землю, и мои ноги зарылись  в конце монокока. Им понадобилось 45 минут, чтобы достать меня, рычаг переключения передач проткнул и разбил мое запястье, и мои лодыжки были раздроблены до колен - моя правая была  сломана в 13 местах, и моя левая в 5.  Врач команды Фиттипальди помог вытащить меня, как и все механики, они боялись, что у меня сломана шея. Через 45 минут вертолет отвез меня в госпиталь. Это было в октябре, в апреле 78 стартовал этап Ф1 в Лонг-Бич а врачи все не разрешали мне вернуться за руль. Это был конец.

Я тогда сожительствовал со стюардессой компании TWA и она мне сказала, а почему бы тебе не стать пилотом самолета. К концу года я имел лицензии на вождение всеми видами самолетов. И стал пилотом пассажирского боинга. Мои друг Фиттипальди, он покинул Ф1 ради гонок CART и он мне говорил, что мне стоит попробовать в них участвовать, что мол это тоже самое что Ф5000 и мне понравиться.  
В 1985 году Эщли внезапно со штурвала самолета, возвращается в автоспорт, в серию Индикар.

Итак после восьми лет творческого отпуска", Эммо "убедил меня, чтобы взглянуть на Инжикар. Он сказал, что это также  просто, как F5000. Я вернулся в ноябре '85 в финальном туре в Майами и квалифицировался хорошо, но я был заменен в гонке Джимом Кроуфорд. Я сделал несколько гонок, в том числе одну в Иди 500, но я не мог попасть в хорошую команду. В этом не было отличия от Ф1 Это были очень дорогие гонки, мне они нравились, но очень дорого.. Я говорил с ребятами тех авиакомпании за которые я летал, но никто не хотел меня спонсировать. Затем в конце 87-го я, посетил несколько Superbike школ с тем, чтобы гарантировать, что я сохраню мою голову на плечах. Вскоре после этого, и чисто случайно, я был попал в клубные мотогонки. Я выиграл, и это было все, что потребовалось. Мне особенно понравилось делать гонки на выносливость по всему США.
Далее гонки на мотоциклах с коляской, британский тюнинг (BTCC), множество клубных гонок.

Эшли-Крэшли в строю и сейчас, он постоянный участник исторических гонок. Плюс он пилот и постоянно летает небольшим самолетом на Аляску.
Знаете, мне невероятно повезло с полетами, что так много удивительных возможностей представили себя. Все давалось все легко, но я не ценил это. В автоспорте  была другая история. Я должен был выстрелить в Формуле 1, как мои современники. Этого не произошло, но я все еще здесь, и я прекрасно провожу время в гонках. Пенсия? Я не зню этого слова.
Tags: 1974, Австрия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну что, друг. Конец уже виден на горизонте, скоро, скоро закончится путешествие в историю Sci-Fi и придется подводить итоги, куда катится жанр. Ну а…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, ведь мы все здесь друзья, особенно на фоне обвалившегося фейсбука. Закончим сегодня с обзором Sci-Fi фильмов из 2008 года. В целом год…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, продолжим вспоминать, чем же пытались нас удивить кино-деятели в 2008 году и каким они видели будущее. Например наше время, да, для них, мы…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments