Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Том Прайс - остров невезения

Как оно обычно бывает на страницах данного ЖыЖо по четвергам пост про историю автоспорта. Формула 1, давно прошедшие Гран При и пилоты в них выступавшие. Сезон 74 продолжается.  Через две недели после димедрольной гонки в Швеции, пелотон перебрался на прибрежную трассу в Голландии. За перерыв между Гран При случилось два заметных события. Во первых Ронни Петерсон угробил на тестах все никак не хотевший доводится до ума Лотус 76. Шасси было уничтожено, сам швед даже на время потерял сознание, но на этот раз все же избежал проблем для здоровья.

Другим событием стал разрыв отношений между Карлушем Паче и Джо Сертисом. Наметилось все это ещё в Бразилии, где Джо пригрозил организаторам гонки, что не допустит Паче до старта если не будут решены организационные моменты. Карлушу такое манипулирование не понравилось и он стал выражать недовольство машиной, по сути правильное ибо болид перестал развиваться и команда стала отставать. В Швеции Surtees провалились в квалификации и Паче в знак протеста, посоле пары кругов уехал в боксы, посчитав болид опасным.За что Сертис обозвал Паче прилюдно пиздюком. В Голландии Карлуш все выходные, демонстративно простоял посреди боксов с руками скрещенными на груди, за руль он так и не сел.      

Такой демарш Паче немного облегчил жизнь остальным 27 пилотам из которых 25 попадали а старт гонки. Вообще поведение Каруша скоро нашло своё объяснение, к нему принюхивались парни из Brabham и Карлуш хотел таким образом разорвать побыстрее контракт с Surtees. Даже появление обновленного шасси Сертис его уже не интересовало.
Из других изменений составов можно отметить появление Тома Прайса в Shadow вместо Редмана.  Мерцарио вернулся за руль Williams, хотя рука у него ещё до конца не зажила. Его напарником стал сильнейший гонщик Голландии Гийс ван Ленеп - постоянный участник родного Гран При и даже попадавший в очки.

Все два квалификации дул сильнейший ветер, поднявший над трассой кучу пыли и песка. И лучше остальных, причем намного лучше с этой проблемой справились парни Феррари.
2
Клей Регаццони
Ferrari
1
Ники Лауда
Ferrari
4
Майкл Хейльвуд
McLaren Ford
3
Эмерсон Фиттипальди
McLaren Ford
6
Джеймс Хант
Hesketh Ford
5
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
Ронни Петерсон
Lotus Ford
8
Патрик Депайе
Tyrrell Ford
7
Жан-Пьер Жарье
Shadow Ford
10
Ронни Петерсон
Lotus Ford
9
Дэни Халм
McLaren Ford
Жаки Икс лишь 18, Рётманн - 12. Порадовал Том Прайс он 11-й.Неудачниками не прошедшими квалификацию стали Тим Шенкен на провальном творчестве Рона Торонака - Trojan. И Гийс ван Ленеп, показавший почему он все же так и не вырос из пилотов спорт-прототипов в пилоты Формулы 1.

Ники Лауда с поула произвел просто идеальный старт, прям как по учебнику и оставил всех остальных далеко позади. Хейльвуд в рывке опередил Регаццони и оказался позади Лауды. А вот Хант старт проспал и пропустил многих соперников, прежде чем смог тронутся.
Пытаясь отыграть проваленный старт Джеймс кажется забыл про тормоза и прошив пелотон, тупо влетел в Shadow  Прайса. Черный болид улетел в барьер со сломанной задней подвеской,  Hesketh поковылял в боксы с аналогичной проблемой. Едва осела пыль от этого столкновения, как через два поворота в барьере обнаружили March Хас-Йохена Штука. Все это мало волновало Лауду, окончившему первый круг с большим отрывом от остальных.
Один, славный, круг Хейльвуд держался впереди Регаццои, но на торможении в шпильке Тарзан, второй красный автомобиль протиснулся вперед и все было кончено.  Лауда отрывался все дальше и дальше. Регаццони сдерживал отряд владельцев двигателя Cosworth. Феррари лидировали очень комфортно. А вот за ними была интересная гонка. В группе Косвортов лидировал Хейльвуд впереди Депайе (Tyrrell), Фиттипальди (McLaren) и Шектера (Tyrrell), в то время как Рётеманн, Петерсон, Жарье, Халм и Уотсон наступали им на пятки. Гонка Жарье правда длилась недолго, ибо у него вскоре заклинило дроссельную заслонку (стандартная поломка для песчаного Зантворда).
На 12 круге в той же шпильке Тарзан, Депайе смог обойти Хейльвуда. На 17 круге аналогично Петерсон надругался над Рётеманном. А Уотсон набрался смелости атаковать Халма, но медведь отлично контратаковал.

Хейльвуд откатился назад, на пятое место, позади Фиттипальди. За девять кругов до финиша сдох двигатель у Халма. Прекрасное третье место Депайе стало исчезать вместе с топливом в его болиде. Француз правда изменил технику прохождения поворотов, но это сделало его беспомощным против "здоровых" Фиттипальди, Хейльвуда и Шектера.   Мог бы Патрика догнать и Джон Уотсон, но у того оторвалась пластинка на заднем сполере, она торчала как антенна и явно не добавила ирландцу скорости.

На этом все. Пилоты Лотуса и Рётеманн имели проблемы с резиной и не попали в очки.  Вообще с резиной и колесами получились в этой гонке какие-то странные проблемы. У Жаки Икса открутилось колесо, когда он ехал по трассе. Верн Шуппан проскочил мимо боксов и ему шину поменяли на выезде из них, за что австралийца опять дисквалифицировали (в Швеции его дисквалифицировали за нелегальное участие).
У клиентов Cosworth против Феррари не оказалось в Голландии каких либо шансов. Это сразу подняло в прессе вопрос, а не устарел ли британский движок?



1. Niki Lauda
2.  Clay Regazzoni+ 8,25
3. Emerson Fittipaldi + 30.27
4. Mike Hailwood + 31.29
5. Jody Scheckter + 34.28
6. Patrick Depailler + 51.52

Каким-то бесподобно чудесным образом Эмерсон Фиттипальди остался лидером чемпионата. И это на фоне доминирования Феррари и периодического выстреливания то Лотусов то Тирреллов.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -31
2. Ники Лауда 30
3. Клей Регаццони -28
4. Джоди Шектер -23
5. Майк Хейльвуд -12

6. Дэнни Халм -11
6. Патрик Депайе -11
8. Ронни Петерсон -10
9. Жан-Пьер Бельтуаз -10
10. Карлос Рётеманн -9
11. Жан-Пьер Жарье -6
12. Ханс-Йохен Штук -5
13. Жаки Икс -4
13. Джеймс Хант -4
15. Карлуш Паче -3
16. Артуро Мерцарио -1
16. Джонн Уотсон
-1
16. Грэм Хилл -1
1. McLaren Ford-44
2. Ferrari-39
3. Tyrrell-Ford -27
4. Lotus-Ford -13
5. Brabham -Ford -10
6. BRM -10
7. Shadow-Ford -6
8. March -Ford -5
9. Hesketh-Ford -4
10. Surtees-Ford-3
11. Williams (Iso) Ford-1
11. Lola-Ford -1

Фредерику Янсену Ван Вууренту, неизвестному пацану из Южной Африки. было тогда 16 лет. Возможно он смотрел ГП Голландии 74 по телевизору и видел вылет Тома Прайса на первом круге. Само собой он и не догадывался, что через три года, кто-то наверху, с очень черным чувством юмора, сведет его в одной точке с лучшим гонщиком Уэльса всех времен. И эта встреча станет одной из самых страшных за всю историю Формулы 1
Tom Pryce
Томас Малдуин Прайс родился 11 июня 1949 года в Рутине, графство Денбигриш, Уэльс.  Папка его - Джек Прайс был отчаянным смельчаком. Ну а как иначе, ведь в годы войны он был наводчиком в бомбардировщике, а потом служил полицейским. Мать - медсестра. Был младший брат Дэвид, но он умер в трехлетнем возрасте. Вообщем обычная семья, еле пробивающаяся в группу среднего класса, поэтому когда десятилетий Том заявил, что он хочет быть пилотом Формулы 1, от его отмахнулись, ибо денег на такое увлечение просто не было. Но Том был фанатиком. Его кумиром был только что ставший чемпионом британской Формулы 3 - Джим Кларк. Прайс собирал с ним газетные вырезки, знал наизусть биографию шотландца и даже хранил его автограф. Так продолжалось несколько лет, все зрела мечта стать пилотом как Кларк, но тут в жизни Прайса наступил первый облом. Его выгнали со школы за неуспеваемость. Том, считавший, что в Формуле 1 выступают исключительно гении, оказался очень расстроен.
"Теперь меня буду считать дебилом" и Ф1 мне не видать. Впрочем во многом причиной, почему Тома попросили, был излишний патриотизм его родителя. Дома Прайсы общались исключительно на валлийском и поэтому в английской  школе у Тома начались проблемы. Как ни странно но эта неудача Ф1, для Тома и приблизила. Он, по совету матери, попал в сельско-хозяйственный колледж, сиречь наше ПТУ, где обучался на тракториста. Чем ПТУ выгодно отличается от школы? Наличием стипендии. Теперь у Тома появились деньги, что бы раз в месяц погонять на картинге. Мечта стала обретать реальные контуры и даже гибель Кларка, Прайса конечно расстроила но желание гонятся не отбила.
В 20 лет Прайс, насобирав гроши, смог оплатить себе обучение в автогоночной школе. Собственно на этом его карьера и должна была закончится, но как раз в 1969 году газета  Daily Express и главным призом там был болид Формулы Форд. Что бы его выиграть необходимо было показать и скорость в обычной машине на трассе и знания истории автоспорта. Вот тут то детские увлечения Тома ему помогли. Он выиграл болид.
Уже на следующий год Том в дебюте выиграл чемпионат Ф-Форд. Его менеджером становиться экс пилот Лотуса Тревонс Тейлор.  Тейлор переташил Прайса в Формулу 3. Он выиграл в гонке поддержки незачетного ГП Чемпионов, с такой лёгкостью опередив и Роджера Уильямсона и  Йохана Масса и Джеймса Ханта, что многие решили, что машина Тома была легче нормы.  Затем он принял участие в гонке Ф3 поддержки ГП Монако. В тренировке у его машины вылетел привод, Том вышел из машины, чтобы исправить неполадку и был сбит Питом Лампладом, в итоге сломал ногу, отлетев в витрину магазина от удара. Я возился возле машины, когда увидел Питера Лампладу, который несся прямо на меня. Я в это просто не мог поверить в происходяшее и замер на месте возле машины. Следующее, что я помню, это то, что я барахтаюсь в окне, куда я отлетел от удара. В том же сезоне он выиграл Ф-Вее. Я выиграл все гонки, в которых участвовал.  
В 1973 году Том отлично выступает в Формуле-Атлантик, женился на девушке, с которой познакомился на дискотеке  и в конце сезона переберется в Ф2 под крыло к самому Рону Дэннису. Тома назвали самым прогрессирующим пилотом года и даже дали приз, от которого Том отказался. Прайс ведь продолжал собирать данные по автоспорту и он обратил внимание, что обладатели этого приза до него, все как один пролетели мимо Ф1.
И показалась, что Том прав, затея Рона Дэнниса с дебютом в Ф1, внезапно провалилось. Ибо спонсоры Motul решили поддержать BRM. Остался болид и контракт с Прайсом. Все это купили два судовых брокера и на ГП Бельгии некая команда Token с Прайсом за рулем дебютировала в Ф1. Гонка для Тома окончилась на 66 круге, когда обходивший его на круг Шектер вытолкал валлийца с трассы.  Но про Прайса вспомнили. Тут же поступили предложения от   Hesketh, Уильямса и Shadow. В последних менеджером был Алан Рис, валлиец, что наверное и повлияло на решение Тома.
Он успел не много. Поул в Британии 75, победа в не зачетном Гран При Чемпионов.  На Гран При ЮАР 77 19-летий маршал Фредерик Янсен Ван Вуурен и его коллега, побежали тушить задымившуюся машину Ренцо Цорци, тогдашнего партера Прайса по Shadow. Трасса была пуста, просто Ханс-Йоахин Штук , Прайс, Жак Лаффит и Гуннар Нильссоном, оказались скрытыми от маршалов небольшим подъемом. 270 км / ч.

Ван Вууренса  смогли опознать только когда директор вызвал всех маршалов гонки, и его среди них не было. Увы в руках у него был огнетушитель, попавший в голову Тому. Через несколько месяцев, сменивший Прайса Алан Джонс выиграет ГП Австрии и перейдет в Williams что бы стать чемпионом мира.
Tags: 1974, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    На этих выходных ничего интересно, поэтому есть возможность снова сдуть пыль с сундука с историей большого бокса. Год 1999 начался с сомнительного…

  • Про бокс

    Бокс, ребятки это вам не бег, тут думать надо. На этих выходных есть Чизора VS Паркер, для любителей боксеров стремительно уходящих в тираж. Ну а мы…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну вот ребята и заканчивается обзор научно-фантастических фильмов из 1999 года. Не таким видели этот год создатели фильма Класс 1999, но что…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments