Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Медвежонок подрос

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Формула 1, давно прошедшие Гран При и люди в них выступавшие. Сезон 1974 года продолжается. Не смотря на явное доминирование пилотов Феррари, в чемпионате лидировал экс чемпион мира - бразилец Эмерсон Фиттипальди. Пилот McLaren был более стабилен. Предстояло Гран При Швеции. Короткая трасса с хорошей и длинной прямой, казалось должна была подойти Феррари. Но на самом деле на передний план вышла совсем другая команда.

Но, сначала начнем с изменений в составах. Артуро Мерцарио поучаствовал в гонке спортивных авто в Имоле и сломал палец, в итоге в Williams его подменил Ричард Робартс, уволенный в начале сезона из Brabham. Ханс-Йоахим Штук, участвовал в борьбе за кубок Формулы 2, этап которой совпал с Гран При Швеции, поэтому немца в March заменил бывший пилот Lotus, швед Рейне Визель

Ну и Брайан Редман, пилот Shadow и ветеран Формулы 1 откровенно заявил, что современная Ф1 ему не нравится и вернулся в Ф5000. Там у меня всегда найдется время повалятся в ванной или посидеть вечерком с товарищем в кафе. Формула 1 превратилась в крысиные бега с бешеным ритмом. Мне не нравится эта атмосфера. Мне больше нравится выигрывать на маленьких болидах с двух литровым движком, чем финишировать шестым, седьмым в Формуле 1. Будем честными я никогда не стану вторым Джеки Стюартом.   Его заменил швед Бертиль Росс.

Росс большую часть своего времени жил в США и участвовал в CAN-AM, на автодромах европейского типа, поэтому был знаком руководству Shadow, но даже в родной Швеции он был мало известен. ГП Швеции 74 так и осталось его единственной гонкой в Ф1
BRM не привез третьий болид для Мижо. Не было многих новичков-команд вроде Trojan или Token. Зато снова появился финн Лео Кинунен на старом Сертисе

Квалификация проходила в два дня -4 сессии. В первую сессию лидировал (традиционно) Лауда, Петерсон был вторым и Шектер показал третье время. Клей Регаццони поймал забор. Вторая сессия была испорчена начавшимся дождем, правда Клей Регаццони успел показать второе время прохождения трассы. Суббота так же началась с дождя и гонщики откровенно приуныли. Но за час между сессиями вышло солнце и стало прогревать трассу и все бросились показывать времена. Вот тут то пролетели ребята из Феррари, будучи уверенными, что поул в руках у Лауды, они затеяли замену редукторов на обоих болидах. И в результате красные болиды пролетели мимо 4-й сессии.

В итоге Лауда скатился на 3-е место. Клей был четвертым. А первую линию заняла команда, болид которой неожиданно хорошо подошел к этой трассе. Tyrrell, причем это был первый поул Патрика Депайе. Забавно, что Феррари впервые использовала в этом Гран При версию информационного электронного табло, с табличками (остальные просто по старинке рисовали мелом, устаревшие данные с секундомера). Табло Heuer автоматом фиксировало расстояние в секундах между болидами, нужно было лишь вручную подставлять номера впереди и позади идущей машины. Это сейчас используют скрашенную фамилию гонщика, а тогда были заготовлены таблички с номерами.  И у Феррари не оказалось таблички с номером 4 - Патрика Депайе. Никто в Скудерии от француза такой прыти не ожидал.
2
Джоди Шектер
Tyrrell Ford
1
Патрик Депайе
Tyrrell Ford
4
Клей Регаццони
Ferrari
3
Ники Лауда
Ferrari
6
Джеймс Хант
Hesketh Ford
5
Ронни Петерсон
Lotus Ford
8
Жан-Пьер Жарье
Shadow Ford
7
Жаки Икс
Lotus Ford
10
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
9
Эмерсон Фиттипальди
McLaren Ford
Неудачниками оказались: Ричард Робартс, которому пришлось отдать свои болид Тому Белсо, показавшему лучшее время в квалификации. У Тома развалилась подвеска во время воскресной тренировки. Таким образом вместо Робартса 25-м стартовал Лео Киннунен, ставший первым финном стартовавшим в Ф1. Ну и Верн Шуппан не прошедший квалификацию, был на стреме, ибо по тогдашним правилам, если на старте у кого-то возникли проблемы, Верн мог бы занять его место.  Шуппан  стартовал позади пелотона и не дождавшись проблем у кого-то на старте,  решил ехать дальше. Австралиец провел полную дистанцию гонки и в итоге лишь через несколько часов после финиша был дисквалифицировал.

Что касается старта, то Патрик Депайе перенервничав его провалил. Он пропустил вперед и Шектера и отлично стартовавшего Петерсона.



В конце первого круга загорелся движок у BRM Пескароло. На втором круге сошел Росс с поломанной коробкой передач а через круг в боксы поехал Бельтуаз (BRM) с потерявшим мощность движком.  Шектер шел перед Петерсоном, Депайе, Лаудой, Регаццони, Рётеманном, Хантом, Жарье, Иксом, Фиттипальди,Хейльвудом и Халмом.
Шестой круг Хейльвуд закончил по инерции, ибо у него оказалась утечка в топливной системе. На девятом круге сошел местный кумир - Ронни Петерсон со сломанным задним приводом. Это вывело в лидеры пару Тиррелл и Депайе предпочел оборонять тылы своего напарника.
Пелотон разделился на две части. В первой шло шесть признанных асов и профессионалов с примкнувшим к ним, отлично ехавшим Брамбиллой (March). Вторая из вечных неудачников и аудсайдеров, как и в первой группе, впереди здесь шли пилоты одной команды - Hill. Их атаковали Масс, Белсо и фон Опель. Первая группа стала редеть прямо на глазах. Вот Рётерманн поехал в боксы ибо всю заднюю часть его болида была залита маслом из пробитого маслопровода. Вот в боксах паркуется Икс с электрическими проблемами. У Феррари Регаццони летит коробка передач. Колесо Лауды подвернулось под неправильным углом из-за поломки подвески. Он некоторое время сопротивлялся, но все же должен был сойти.

С уходом со сцены Феррари, конкурентов у Тирреллов просто не осталось. Хант неплохо смотрелся в поворотах, но на прямой его болид очень сильно отставал. McLaren почему-то были очень медленными и еле отбивались от Брамбиллы. Их нагонял Жарье, Жан-Пьер начудил на старте, он ошибся с передачей и зачем-то включил у себя в кокпите огнетушитель, но сейчас стремительно исправлял накасяченное. Интересная борьба шла за девятое место между Визелем и Уотсоном. Но была она недолгой, Уотсону пришлось менять шины а у Рейне развалилась подвеска. Жертвами подвески стали и Масс с Халмом.
На последних кругах Хант приблизился к паре Тирреллов, но сделать с ними он ничего не мог. Шектер уверено контролировал гонку и сбросил скорость дабы поберечь технику. Ну а Депайе очень грамотно вел машину и ни дал Джеймсу не единого  шанса.

Ну а на последнем круге не повезло Виторио Брамбилле. у него взорвался движок и итальянец не успел докатится до финиша в очковой зоне.
Ну а Джоди Шехтер выиграл своё первое Гран При и принес первую победу в Формуле 1 для пилотов из Африки. Для победы ему понадобилось 13 гонок и резкое изменение стиля пилотирования с быстрого и агрессивного на выверенный и очень точный. "Медвежонок" (так Джоди называли, когда он в Макларене выступал с Дэнни "Медведем" Халмом) вырос


1. Jody Scheckter
2. Patrick Depailler+ 0,380
3. James Hunt+ 3.325
(номер на воздухосборнике в Швеции был черным)
4. Emerson Fittipaldi+ 53,507
5. Jean-Pierre Jarier + 1: 16,403
6. Graham Hill + 1 Круг

Вот неплохое любительское кино, которое вроде бы как снял, кто-то из членов команды Лео Киннунена

Интересно, что сам Кен Тиррелл, когда был гонщиком, свою первую победу одержал именно в Гран При Швеции,  правда там участвовало 5 машин. Для чествования победителей организаторы гонки сняли большой концертный зал, но они почему-то не предупредили об этом команду Тиррелл (победы которой видимо уже никто не ждал). В итоге Шехтер и Кен уже хотели уезжать с трассы, так и не дождавшись подиума и кубков с шампанским, когда их нашли и сопроводили в большой концертный зал с шикарной люстрой. Кен заприметил рояль и сыграл на нем  мелодию Рахманинова. После чего начался праздничный банкет, с возлиянием и выпивкой и Шехтер по шумок забросил на люстру свою кепку.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -27
2. Клей Регаццони -22
3. Ники Лауда -21
3. Джоди Шектер -21

5. Дэнни Халм -11
6. Ронни Петерсон -10
7. Жан-Пьер Бельтуаз -10
7. Патрик Депайе -10
9. Карлос Рётеманн -9
10.
Майк Хейльвуд -9
11. Жан-Пьер Жарье -6
12. Ханс-Йохен Штук -5
13. Жаки Икс -4
13. Джеймс Хант -4

15. Карлуш Паче -3
16. Артуро Мерцарио -1
16. Джонн Уотсон
-1
16. Грэм Хилл -1
1. McLaren Ford-40
2. Ferrari-30
3. Tyrrell-Ford -25
4. Lotus-Ford -13
5. Brabham -Ford -10
6. BRM -10
7. Shadow-Ford -6
8. March -Ford -5
9. Hesketh-Ford -4
10. Surtees-Ford-3
11. Williams (Iso) Ford-1
11. Lola-Ford -1

Том Белсо получивший машину из рук бедолаги Робартса, финишировал 8-м, позади Гая Эдвардса, и впереди фон Опеля. Сегодня был бы в хороших очках, но тогда только первая шестерка очеи получала. Для самого Белсо это стал лучший результат в его недолгой карьере в Ф1.

Если уж я вспомнил, что Киннунен был первым финном в Ф1, то Тому Белсо выпала честь стать первым представителем в королевских гонках датчан.
Том Belsø
Том родился 27 августа 1942 года в Копенгагене, в обычной, рабочей, далекой от гонок и автомобилей семье. 1. Интерес к гонкам у меня возник в 12 лет. Мои дядя был дальнобойщиком и часто брал меня в поездки и очень скоро я выучил все марки машин, что нас обгоняли. Кумиром моим был Стрилинг Мосс, потому что он ездил за Мерседес и Мазерати а это были самые быстрые машины на дороге. В то время Формула 1 казалась мне далекой мечтой, но с каждым классом  она казалась мне ближе. Окончив школу, Том  устроился механиком в гоночную команду, датского кузовного чемпионата  Собственно перед нами стандартная, но исчезающая к 70-м годам история безденежного механика выросшего с низов до пилота Формулы

В 20 лет Том подменил  пилота и выиграл первую же гонку, в которой участвовал. Ну наша команда досрочно стала чемпионами и в последней гонке мне разрешили поучаствовать, я её и выиграл. Это была моя самая первая гонка. Интересно, что Том выступал с поломанной ногой, которую он сломал в боксерском поединке. В те времена, как-то не модно было, что бы гонщик следил за своим здоровьем, но я быстро понял, что для гонок нужна выносливость, поэтому я выбрал бокс для поддержания формы. Следующие 8 лет, выступая на Вольво Том был одним из постоянных лидеров датского чемпионата. А в 1969 он выиграл кузовной чемпионат Скандинавии. Сделал он это за рулем Форда Эскорта и кто-то из маркетологов Форда задумал, что продажи Фордов в Дании пойдут вверх, если Форд поддержит лучшего датского пилота.
В 1970 году при финансовой поддержке Форда Том оказался в гонках на открытых колесах. Интересно, что дебютировало он в Ф-Форд не где ни будь, а в Бразилии. Там чемпионат проходит зимой и перед началом европейского турне Том здорово потренировался и понял что это такое. В итоге в дебюте на кольце Том занял 4-е место в чемпионате Европы. Теперь Форд предложил Тому место в Формуле Атлантик. Белсо к тому времени было почти 30, он был женат и являлся успешным бизнесменом с сетью автомастерских своего имени. Ему было что терять но Том решил все же рискнуть. Он продал бизнес и с семьей перебрался жить в Англию. И это сработало Белсо стал бронзовым призером серии. А дальше была Формула 2.
И вот тут уже и техника нужна была хорошая и соперники были серьезны. Белсо выступал за некую команду Викинг, на болиде Брэбэм пятилетней давности. Тут впору удивятся, как он умудрился приехать в очки в одной из гонок. Но, Форд 17 место по итогам чемпионата не впечатлило и Том остался без поддержки концерна. 1973 год Белсо провел в Ф5000, но тоже со слабыми результатами. И вот на Гран При Швеции у Фрэнка Уильямса после ухода Нанни Галли освободилось место в Ф1 и Том связался с Фрэнком, что бы выступить в ГП Швеции, увы, спонсор найденный Белсо не перевел команде денег и Том на старт не вышел. Но в 1974 году у Уильямса с деньгами из-за усилившегося спонсорства Мальборо было получше и Фрэнк вспомнив энтузиазм Белсо предоставил тому место за более низкую цену.
Увы одного желания и опыта скандинавских кузовов оказалось не достаточно. Том провалил начало сезона и к ГП Швеции он лишь раз смог пройти квалификацию, в ЮАР, где сошел из-за сцепления на первом круге.  Ну и после ГП Швеции Уильямс Белсо уволил, заменив на более опытного ван Ленепа.

Том вернулся в Ф5000, где в принципе выступал неплохо (был шестым в 1975 году), затем была британская Формула 1. Но в и речи о возвращении в Королеву Австоспорта больше не было. Да и датчан в Ф1 мы не увидим ещё 20 лет.
Ну а Том Белсо смог оправится от постигшей его неудачи. Он остался жить в Англии и основал фирму по производству сухих завтраков.
Tags: 1974, Формула 1, Швеция, пилоты Ф1
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Минстрой разрешил жить в ветхом жилье, если оно «ограниченно годное». Друзья, теперь комментарии в кокурсе где не будет указан год выхода…

  • Конкурс знатоков кинов

    Вчера актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко с космодрома Байконур отправили в открытый космос. Россия постепенно избавляется от…

  • Конкурс знатоков кинов

    Университет Вашингтона создал отдельное жилье для черных студентов. Добро пожаловать в 1953 год, черный друг. Сегрегация возвращается. Ну а пока мы…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments