Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Бельгийский паровоз

Четверг же сегодня, а значит на страницах данного унылого бложика, продолжается повествование о истории автоспорта. Формула 1, 70-е, время отчаянных мужиков. Сезон 1974, потихоньку  подбирался к своей середине. После сумасбродного Гран При Испании, королева автоспорта перебралась к югу от Брюсселя, на трассу Нивель, чем-то напоминающую Хараму, что была на прошлой неделе.

Не хватало голубого болида Криса Эмона. Напуганный поломкой тормозов в Испании, Крис послал свою машину на доработку. Но пелотон солидно прибавил по сравнению с Испанией. Появился Том Прайс на аккуратном и симпатичном болиде Token, разработанном Рэем Джессопу.

Бельгийцу Тедди Пилету доверили третий Brabham, за денежку само собой. Интересно, что это был единственный, в том сезоне, Brabham с рекламой

Фин Лео Киннунен взял в аренду один из Surtees. Француз Жерар Лярусс привез сразу два прошлогодних   Brabham. Ну и вернулась на трассу Ensign, казалось с уходом в Brabham фон Опеля, команда лишилась финансовых ресурсов, но ей помог миллиардер из  Гонконга Теодор Ип, он перекрасил болид команды в спонсорские оранжевые цвета и усадил за руль австралийца Верна Шуппана. Ну и в Williams  не впечатлившего Тома Белсо сменил герой Ле-Мана Гийс ван Ленеп.
В общей сложности на трассу прибыло 32 пилота (их них 31 попадали на старт) и 41 болид (с учетом запасных машин) До начала официальной квалификации, команды провели ещё два дня тренировок, но все равно, казалось, что половина участников так и не разобралась как тут ездить. Пятничную клаву испортил дождь. А суббота прошла под доминирующим лидерством Феррари и Клея Регаццони. В то время как Лауда, Фиттипальди, Петерсон бились над тем как бы им выйти из 1.11, Клей один раз выехал на трассу, показал  1'09.82, пожал плечами, мол ничего в трассе сложного не вижу и под смех механиков поехал в гостиницу.
Так выглядела первая десятка
2
Джоди Шехтер
Tyrrell Ford
1
Клей Регаццони
Ferrari
4
Эмерсон Фиттипальди
McLaren-Ford
3
Ники Лауда
Ferrari
6
Артуро Мерцарио
Williams Ford
5
Ронни Петерсон
Lotus Ford
8
Карлуш Паче
Surtees Ford
7
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM
10
Ханс-Йохен Штук
March Ford
9
Джеймс Хант
Hesketh Ford
Кто так и не смог поборать ключик к бельгийсой трассе? Жаки Икс например,, он аж 16-й.  Карлос Рётеманнн, отлично начавший сезон, вообще 24. Ну а финн Лео Киннунен квалификацию не прошел и дебют Финляндии в Формуле 1 отложился.

Програму гонок открывали заезды Формулы 3 и Формулы Форд, в которых в первом повороте было немало порушено техники. Глядя на все это, асы автоспорта явно решили состорожничать. Старт прошел очень мирно и тихо, да и первые три круга вообщем-то тоже. За это время пелотон разбился на три группы. Лидирующую группу представляли
Регаццони (Ferrari), Фиттипальди (McLaren), Шектер (Tyrrell), Лауда (Ferrari), Петерсон (Lotus) и Хант (Hesketh). Вторая это Паче (Surtees), Депайеr (Tyrrell), Бельтуаз (BRM), Хейльвуд (McLaren) и третья группа с аудсайдерами. Штук на старте перекрутил сцепление и откатился назад а через шесть кругов и вовсе сошел. Депайе смог обогнать Паче и бросился в погоню за лидирующей группой. Попытка отчаянная и долго Патрик ехал в гордом одиночестве. Лауда смог опередить Шектера и заснул позади Фитти, это было единственное изменине в стане лидеров за долгое время.
Просто Нивель, это трасса очень похожая на Хараму, при нормальной погоде и если у вас движок не мошнее соперника лошадок этак на 50, обгнонять тут возможности не было.
Единственным развлечением, могли стать круговые, начавшиеся на 25 круге. И действительно при обгоне Франсуа Мижо (BRM), Лауда несколько замешкался отстал от Фиттипальди а потом пропустил обратно Джоди Шектера. Ники смог правда быстро отыграть позицию у африканца. А на 39 круге, при обгоне очередного кругового ошибся с траекторией Регаццони и его взяли в коробочку Фиттипальди с Лаудой, обойдя швейцаоца с двух сторон. Эмерсон вышел в лидеры а Ники оказался вторым.

Через круг лидирующая группа лишилась Петерсона, уехавшего менять истертую резину. А на 50 круге в траве оказался Хант - полетела шаровая. Ну и вроде бы почти догнавший лидеров Депайе исчез в боксах с неисправными тормозами. Во второй группе теперь лидировал Бельтуаз, опережавший Халма, Хельвуда и Жарье.
У дебютанта Прайса закончился бензин и он замедлился. В результате Джоди Шектер чудом от него увернулся, немного повредив переднее крыло о заднее колесо валийца. Тома от удара отбросило в траву и он сломал рычаг подвески.
Вообще с расчетом расхода топлива вышла беда. За два дня тренировок и два дня квалификаций команды так и не поняли на сколько надо заправлять болид. Ладно бы неопытные Token Прайса или Ensign с Шуппаном, аналогично провалились парни из Shadow с претендующим на очки Жарье. За три круга до финиша, остался без бензина Хейльвуд, а это уже McLaren между прочим. Ну а на последнем круге закашлялся и остался без топлива Регаццони. Клей успел пересечь финишную линию накатом, но только 4-м, Джоди финишировал чуть раньше. Ну а Эмерсон одержал вторую победу в сезоне, хотя Ники Лауда на последних метрах подобрался довольно близко.


1. Emerson Fittipaldi
2. Niki Lauda + 0,35
3. Jody Scheckter+ 45.61
4. Clay Regazzoni + 52.02
5. Jean-Pierre Beltoise+ 1: 08,05
6. Denny Hulme+ 1: 10,54

Видео короткое, но цветное

Черное-белое но более подробное

Кто-то возможно поинтересуется а где же герой первых трех гонок Карлос Рётеманн? Участвовал ли он вообще? Увы, Карлос провел гонку в своем "фирменном" стиле, если что-то с первой квалификации шло не так, аргентинец просто клал большой болт на всю гонку. В Бельгии он стартовал с конца, быстро испортил резину и сделал пит-стоп для её замены, а затем с облегчение сошел из-за движка.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -22
2. Ники Лауда -21
3. Клей Регаццони -19

4. Дэнни Халм -11
5. Жан-Пьер Бельтуаз -10
6. Карлос Рётеманн -9
7.
Майк Хейльвуд -9
8. Джоди Шектер -6
9. Ханс-Йохен Штук -5
10. Жаки Икс -4
11. Патрик Депайе -4
12. Карлуш Паче -3
13. Ронни Петерсон -1
13. Артуро Мерцарио -1
1. McLaren Ford-35
2. Ferrari-27
3. BRM -10
4. Tyrrell-Ford -10
5. Brabham -Ford -9
6. March -Ford -5
7. Lotus-Ford -4
8. Surtees-Ford-3
9. Williams (Iso) Ford-1
К счастью более в Нивель Формула 1 не возвращалась. Ну а Эмерсон одержав очередную тактическую победу, возглавил чемпионат.
Многим понравился дебют Верна Шуппана, грамотное безошибочное вождение, сход из-за опустивших баков. С другой стороны будь машина потяжелее из-за лишнего топлива, может быть Верн поехал бы и не так быстро. Вообщем от него многого ждали и он кое-что показал, но совсем не в Формуле 1.

Vern Schuppan

А от него действительно много ждали, от этого парня с фамилией и именем, в которых слышатся голландские корни. Так и есть. Шуппан вышел из буров, тех самых голандско-говорящих фермеров, что Африку с британцами делили с помощью оружия. Родился Верн 19 марта 1943 года в Булеру, Вьялла, ЮАР, но ещё совсем пацаном, с родителями перебрался в Австралию. Южная Австралия, где Шуппан старший развернулся. Он открыл там автомастерскую, потом автосалон. Вообщем впервые Верн оказался за рулем в пять лет, сидя у отца на коленях. Тут конечно можно было бы сказать, что отец воспитал с мальчике любовь к скорости и гонкам. Но как раз таки наоборот, Шуппан старший считал, что гонки это ерунда, а главное в нашем мире бизнес и преемственность поколений.
На учебу я ездил в Аделаиду и после школы записался в секцию спидвея. Но папа положил этому конец, он запретил мне иметь дело с мотоциклами, таким же глупым запретом он хотел охладить меня от картинга. В 14 лет я бросил школу и стал работать, собирал коробки передач для Формулы 3, переделывал их из фольксвагевских. А в 17 или 18 я собрал первый картинг и стал на нем участвовать в гонках и в тот же год стал чемпионом Южной Австралии.  Честно говоря, я не помню, но по моему Верн Шуппан первый пилот Формулы 1 прошедший школу карта.
В 1965 году Шуппан взял на работе отпуск и поехал покорять Британию. Но до гонок он добраться не успел. Верн решил попутешествовать перед гоночной карьерой по миру и в туристической поездке познакомился с будущей женой. Пара расписалась  Шуппан вернулся в Австралию, мечты о гонках были на два года забыты. Не желая далеко уезжать от молодой жены, Верн стал участвовать в местных австралийских гонках. В 1971 году он стал чемпионом Ф-Атлатик, что привлекло к нему интерес со стороны BRM. БРМ сказали, что раз я выиграл чемпионат, то я наверно быстр и пригласили меня на смотры Я провел две незачетные гонки в 1972 году, и они подписали меня на целый год в 1973 году, который не начался, потому что Ники Лауда приехал вместе с большой чековой книжкой и я стал тест пилотом.
У меня была цель, это быть в F1, но мне нужна была хорошая машина. Я решил, что, если хорошей машины не будет,  я сосредоточусь на других видах гонок, и это в основном то, что я делал. Я попал в хороший автомобиль  сразу, я был пятым в моей первой гонке Формулы 1, четвертым в мой второй, и я квалифицировался в одном ряду в Брэндс-Хэтч рядом Лаудой в мой третей гонке (все три гонки не входили в зачет Ф1). Но, как резервный водитель для Лауды я не мог ездить за кого-то другого, так что, в конечном итоге  весь 1973 сезон, я просидел без дела. Нахождение на скамейке запасных означало, что я был забыт. Не было приличных мест, доступных в 1974 году и Ensign был не очень хороший автомобиль. К тому времени, когда я добрался до ГП ФРГ я решил, что мне не нужна  Формула Один, что плохо быть за рулем этого автомобиля. По существу я сконцентрировался  на F5000, гонках GT и гонках на Дальнем Востоке.
Ещё будучи тест-пилотом BRM Шуппан попробовал себя в гонках спорт-прототипов и ему понравилось. В 1973 году он дебютировал за Мираж в 24 часах Ле-Мана и выступал за французов на протяжении всех 70-х. В 1981 его позвали в заводской Порш и в 1983 Верн стал первым австралийцем победившим в 24 часах Ле-Мана. Ни сэр Брэбэм ни Алан Джонс, такого совершить не смогли.

Это был очень хороший автомобиль; Я управлял таким же за год до этого и занял второе место. Новый автомобиль разбился на тестах и та машина была запасной. Я был рад водить машину, это была хорошая история, мы знали, что мы можем выиграть. Мы привели 19 или 20 часов с ней. Я думаю, что (Порше) хотелось бы что бы выиграл Икс, потому что это был бы его шестой выигрыш, но они не стал делать командную тактику, они не думали, что это было бы справедливо. Икс был доволен, он тоже не хотел выигрывать таким путем.
В 1989 он финишировал в Ле-Мане 6-м в паре с Аланом Джонсом. Вождение с А Джи  было кайфом, это было весело, он очень грубый. Мы хорошо провели время, но Джонс никогда не любил спорт-прототипы, он не хотел 24 часовые гонки. Когда у меня появилась своя команда я подошел к Алану и попросил его выступить со мной ещё раз. Я сказал:" Я знаю, тебе не нравится Ле-Ман или 24 часовые гонки "... но прежде чем я закончил, он перебил меня " Не нравятся? , Да я  их блядь, ненавижу! ".
Но пожалуй ещё более значимый след Шуппан оставил в Индикаре. Он стал первой ласточкой из пилотов Ф1, не ограничившихся одной Инди 500, а выступающих в регулярном чемпионате. Одним из первых легионеров, признавших, что серия Индикар очень интересна. В итоге в 1981 году Верн финишировал третьим в Инли 500.
То был мой собственный автомобиль.За год до этого в течение второй недели квалификации, я был на резервной машине. У меня было три попытки, чтобы готовиться, четыре круга, но я взорвал двигатель и пришлось квалифицироваться на запасном болиде. Затем начался дождь, и я не прошел дальше. Меня это расстроило и я решил в следующем году выступать на собственном автомобиле. Я купил McLaren с двигателем Cosworth.

Самое трудное было подготовить его к гонке, но это был хороший автомобиль с хорошей двигателем. Я думал, что у меня есть шанс быть в шестерке. Бюджет у меня был совсем не большой, примерно в 10 раз меньше чем  у Penske. Я подобрал команду механиков , подходящую мне по духу. Мы тренировались каждые выходные. И в итоге у нас были самые быстрые пит-стопы. Неплохо для механиков, взятых из мастерской отца.

То третье место, эмоциональней это было даже лучше победы в Ле-Мане. Физически, будто я проехал в Ле-Мане 20 часов без смены. Болид заклинило сразу после финиша, случись это на 10 минут раньше я вообще бы не был квалифицирован. В Инди надо не просто выиграть, надо установить кучу рекордов, что бы твое выступление запомнили.  Я закончил третьим Инди 500 на старой машине, с собственной командой и никаким бюджетом и это помнят до сих пор.
Именно авторитет и  личное участие Шуппана помогло провести первое Гран При Австралии, да ещё и в родной Аделаиде. Джон Митчелл пытался вести переговоры с Берни Экклстоуном, и он меня спросил, знаю ли я его. Он думали что перед ним расстелят красную дорожку, а Берни просто не отвечал на его звонки.  Я сказал им, что такой подход не произведет на Берни впечатление, ещё полдюжины городов по всему миру желают того же. Мне было предложено позвонить Берни, и я это сделал. Берни сказал: "Вы не получите его, это никому не интересно и никто не в собирается летать  в Австралию, никто не слышал об Аделаиде". Я рассказал ему, что это уличная трасса, про поддержку из городского совета и государственной власти и бюджет, и что это все  выглядит очень серьезно. В конце беседы он согласился рассмотреть этот вариант и прилетел. Остальное уже история.
Шуппан живет в Австралии и занят в куче проектов. В 94 году он пытался запустить выпуск собственного суперкара. Машина стоила 1,5 миллиона долларов США и была построена всего в 6 экземплярах. Куплено же всего было две машины, остальные отправили в Японию. Однако экономический кризис и высокая стоимость машины, убили производство. Затем вместе с Йохансоном он владел командой в Индикаре. Сейчас Верн занимается продаже недвижимости в Британии и Португалии.
Вот такой, весьма достойный пилот, которому не повезло с машиной.
Tags: 1974, Бельгия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Конкурс знатоков кинов

    Украинская сеть супермаркетов запустила в стратосферу борщ и гречневый багет. Я же запустил личную жизнь и данный конкурс лет 8 назад. Что это за…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в выпуске - Galantis, Clean Bandit, Алан Уолкер, Sigala, Marshmello, Filatov & Karas все там под катом. FISHER - Just…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Продолжается путешествие в мир научной фантастики в 2006 год, увы и ах вывалил на зрителя гору комиксово-геройских фильмов, задав в видимо тенденции…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments