Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Немного испанского безумия

Четверг, а значит самое время для истории автоспорта. Давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие.  Сезон 1974, после трех первых гонок выявивших неожиданное доминирование по скорости Карлоса Рётеманна на Brabham, чемпионат перебрался в Европу. А Европа это уже своя атмосфера, проверенные трассы, это дебют новых команд и новых моделей болидов у признанных лидеров. Все это должно было поставить выскочек из полностью лишенного рекламы  Brabham на место.  В этих условиях Берни решил уволить, не впечатляющего на фоне Рётеманна, Ричарда Робертса и заменить его на более опытного и богатого Рики фон Опеля.

Гран При Испании, трасса  Харма к северу от Мадрида. Узкий автодром с множеством поворотов, такие трассы тогда называли трассами для Микки-Мауса.
На 25 стартовых мест было подано 30 заявок, но одну пришлось снять по печальным обстоятельствам. Сильвио Мозьер, швейцарец, в конце 60-х со своей командой, пару раз попадавший в очки, решил вернутся в Ф1, но не успел. Мозьер погиб в гонке спорт-прототипов 1000 км. Монцы. Он стал отстегиваться при въезде на пит-лейн, что бы поскорее покинуть автомобиль, отвлекся на это дело и врезался в ограждающую боксы от трассы, стену.
А другой заявкой вышел и вовсе анекдот.

Испанец Хорхе де Багратион, наследник того самого маршала Багратиона, что французов из России гнал, подал, как положено, заявку на участие в Гран При и даже купил прошлогодний Surtees по случаю. Он, кстати на тот момент, считался сильнейшим пилотом Испании с опытом участия в Ф2 и гонках спорт-прототипов. Но каково же было его удивление. когда прибыв в пятницу на трассу он не обнаружил себя в списках. Оказывается, убиравшая кабинет президента автофедерации Испании, уборщица, выбросила заявку вместе с черновиками. На следующий год болид Хорхе совсем устарел и больше шансов принять участие в Гран При у него не было.
Из новинок конечно же стоило отметить новый болид Феррари B3

В Феррари настолько были уверены в силе своей новой машины, что в четверг, пока все остальные пыхтели на трассе в тренировке, люди из Феррари, в пиджаках и при галстуках, ходили по боксам и наблюдали новинки других команд. И как только началась квалификация Ники Лауда задал первым же кругом такой темп, что все рты пораскрывали. А движок фон Опеля от расстройства взорвался и залил трассу маслом. На этом первая квалификация закончилась (их в то время было аж 4), ибо на масле вылетели Брамбилла и Халм, повредив свои болиды.
И все остальное время доминировали Феррари, если бы не одно НО и звали это Но - Ронни Петерсон. Швед, по совершенно неизвестной причине показал один отличный круг, который разбил пару Феррари. Многие правда отметили, что Ронни выехал за пределы трассы (белой линии, всеми 4 колесами), когда устанавливал сей рекорд скорости, но каких либо санкций не последовало.
Свои страсти кипели и в борьбе за попадание на старт. Сначала отсекся Брамбилла (March), уничтоживший в квалификации два болида, ему просто не на чем было стартовать. В аналогичную ситуацию попал Франсуа Мижо из BRM, но там механики смогли собрать из остатков двух машин - одну и француз    в гонке участие принял. Ну а по скорости отпали датский пилот Williams Том Белсо и дебютант из команды Грэма Хилла - Гай Эдвардс
Так выглядела первая десятка
2
Ронни Петерсон
Lotus Ford
1
Ники Лауда
Ferrari
4
Эмерсон Фиттипальди
McLaren-Ford
3
Клей Регаццони
Ferrari
6
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
5
Жаки Икс
Lotus Ford
8
Дэнни Халм
Mc Laren Ford
7
Артуро Мерцарио
Williams Ford
10
Джеймс Хант
Hesketh Ford
9
Джоди Шехтер
Tyrrell Ford
Неплохо показавшие себя в первых гонках Карлуш Паче (Surtees) и Ханс-Йохен Штук (March), были лишь 14-м и 13-м соответственно.
Ну а утро воскресенья встретило гонщиков дождем


Едва упал стартовый флаг, как в лидеры выскочил Ронни Петерсон, оставивший не удел и Лауду и Регаццони.

В пелене дождя, первый круг швед окончил лидером затем красные с белым Феррари Лауды и Регаццони, Икс, Фиттипальди, Шектер, Мерцарио, Рётеманн, Хант, Жарье (Shadow), Халм и все остальные. Не смотря на пелену брызг, столкновений удалось избежать и лишь Бельтуаз (BRM) сразу выбыл из гонки по причине поломки двигателя.  Пилоты осторожничали, разбились на маленькие группы и ехали друг за другом. без попыток обгона. Разве что заменивший в Shadow погибшего Ревсона - Брайан Редман, соскучившись по Формуле 1, совершил пару обгонов, но и он застрял на 14-м месте позади Хейльвуда.

А вот кто неуютно чувствовал себя под дождем, так это Карлос Рётеманн, один из лидеров чемпионата, уступал позиции и скатился в середину пелотона. После 10 кругов Петерсон все ещё оставался лидером держа в задних зеркалах Лауду, позади немного подотстал Регаццони, Жаки Икс одиноко ехал на 4 месте. Джоди Шехтер смог обойти Эмерсона Фиттипальди, у которого из строя вышел один из цилиндров, в дождь это было не так критично, но скорость у бразильца упала. Далее красовался Мерцарио на новом Williams он возглавлял группу из Халма, Жарье, Штука, Ханта, Масса, Хейльвуда и Редмана. На 11 круге для урегулирования задней подвески в боксы заехал Халм. Потом Жарье (Shadow) поздно затормозив, повредил нос об BRM Мижо и поехал его менять. И с утечкой масла сошел фон Опель.

А затем Лауда атаковал Петерсона и удачно его прошел, но это уже не имело значения ибо на 17 круге дождь кончился, появилось солнце и трасса стала сохнуть на глазах. И тут в боксах началась паника, стало ясно, что нужно переходить на сухую резину, но дело в том, что никогда ещё в Ф1 не проводились пит-стопы с заменой всех 4 колес (меняли как правило одно, пробитое колесо и все). Более того, боксы просто не были предназначены для столь массовой волны пит-стопов. Первыми сориентировались в March. Шедший 8-м Штук заехал в боксы и вернулся последним, но поехал очень быстро. Тогда в боксы ныряют Эмон (на собственной машине), Уотсон и Регаццони. Ну а на следующем круге начался хаус. Про хаус мы поговорим попозже, а пока после волны пит-стопов стало ясно, что на первых местах идут парни Феррари и рядом нет никого.

У Петерсона ещё до волны пит-стопов началась утечка воды из радиатора, он успел сменить колеса, но почти тут же остановился и вернулся в боксы пешком. Недалеко уехал и так хорошо сориентировавшийся Крис Эмон, у него отказали передние тормоза и он разбил свой Amon. У Мижо взорвался движок. Отказали вторая и четвертая передачи у Масса.  Остальной же пелотон выглядел так. Где-то далеко впереди два Феррари, затем Фиттипальди, движок которого успели починить по ходу пит-стопа. Потом Ханс-Йохен Штук, столь удачно проведший пит-стоп, следом Халм. Вот тут было совсем не ясно. Дело в том, что по ходу массовых пит-стопов запутались хронометристы, и само собой проведший два пит-стопа Дэнни Халм не мог находится столь высоко. Как и совершенно не понятно, почему Брайана Редмана записали как отстающим на круг.
На фоне этого всеобщего безумия осталось не заметным, как на 38 круге Артуро Мерцарио вылетел с трассы (сломалось переднее крыло, поврежденное в столкновении с Жарье) и перелетев через барьер покалечил двух фотографов.

Сам итальянец не пострадал. Далее вся гонка пошла в совершенно спокойном и скучно режиме. Ибо Харама при обычной погоде это скучная и тупая трасса с небольшой возможностью для обгона.
В гонке было запланировано 90 кругов, но вскоре стало ясно, что из-за медленного дождевого начала, пилоты не вписались в 2-х часовой лимит. По истечении 86 круга гонка была остановлена, тут очень повезло шедшему в очках Джоди Шехтеру, у которого, как раз на этом круге развалилась подвеска.  И все это означало, что свою первую победу заслужено отпраздновал вот этот паренек.














1. Niki Lauda
2. Clay Regazzoni + 35.61
3. Emerson Fittipaldi+ 1 Круг

4. Hans Joachim Stuck+ 2 круга
5. Jody Scheckter+ 2 круга
6. Denny Hulme+ 2 круга
Отличное кино, но скачет звук

Не отличное кино, но есть кое-какие не попавшие в первый ролик кадры


Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Клей Регаццони -16
2. Ники Лауда -15
3. Эмерсон Фиттипальди -13
4. Дэнни Халм -10
5. Карлос Рётеманн -9
6.
Майк Хейльвуд -9
7. Жан-Пьер Бельтуаз -8
8. Ханс-Йохен Штук -5
9. Жаки Икс -4
10. Патрик Депайе -4
11. Карлуш Паче -3
12. Джоди Шехтер -2
13. Ронни Петерсон -1
13. Артуро Мерцарио -1
1. McLaren Ford-26
2. Ferrari-21
3. Brabham -Ford -9
4. BRM -8
5. Tyrrell-Ford -6
6. March -Ford -5
7. Lotus-Ford -4
8. Surtees-Ford-3
9. Williams (Iso) Ford-1

Итак, первая в истории Формулы 1 массовая волна пит-стопов прошла столь эпично, что заслуживает отдельного рассказа. Для понимания, как далеко за 40 лет ушел автоспорт. Для самой совершенной автогоночной серии того времени оказалась совершенно невозможно сделать простейшую вешь - поменять на машине 4 колеса. Единственной командой, кото сделал это без проблем и быстро, стала Феррари, отсюда и громадные отрывы от остальных на финише . А секрет прост. Феррари долго совмещала участие в Формуле 1 и в чемпионате спорт-прототипов. Страдала от такого совмещения как правило Ф1. К середине 70-х перед Энцо стал непростой выбор выбрать что-то одно, ибо стоимость обоих чемпионатов росла и итальянцы уже не тянули две серии. В Феррари предпочли Формулу и многие из механиков спорт-прототипов перебрались в формульную команду, отсюда и колоссальный опыт проведения пит-стопов, чем больше никто похвастать, среди участников, не мог.

А вот у всех остальных возникли проблемы. До появления солнца основным конкурентом итальянцев был Лотус.

И если пит-стоп обреченного Петерсона прошел более менее нормально, хоть и медленно. То с Жаки Иксом, шедшим 4-м, парни Колина Чепмена намудрили. Иксу только собирались поставить одно из задних колес, когда главный механик махнул бельгийцу что бы тот ехал. В итоге домкрат, колесо и механики разлетелись в разные стороны. Икс поехал с незакрепленным колесом, остановился, колесо покатилось дальше, чудом никого не убив. Жаки причем остановился прямо напротив боксов дебютантов из  Trojan, где как раз ждали Тима Шенкена. Рон Торонак, громко и на матах пояснил, все что он думает о Иксе, после чего механики обоих команд стали толкать Лотус обратно. Будто этого было мало, Икс вместо сцепления нажал на кнопку огнетушителя и все исчезли в облаке белого порошка.
Ещё одним ярким примером команды просравшей все полимеры, оказалась Shadow

Ханс-Йохен Штук из March смог попасть в очки, ибо Макс Мосли и ко вовремя зазвали его на пит-стоп. Но кругом ранее на пит-стоп заехал и Жарье, для замены помятого носа. Процедура эта в те времена была долгая и за это время вполне можно было и сменить колеса, видя что трасса подсыхает. Но нет, Жарье выпустили на трассу, что бы тот через круг снова заехал на пит-стоп на этот раз для смены резины, но там в этот  момент резину меня Редман и Жан-Пьер проехал мимо, что бы снова заехать через круг, а потом заехать ещё раз, ибо одно из колес закрутили не до конца и оно стало болтаться.

Ну и конечно хронометристы, совершено упустившие нить гонки, из-за которых достоверно нам известно лишь два первых места. Все остальные вызывают сомнения в том числе и третье место Фитттипальди. А ведь эти очки, потом оказались очень важны при распределении мест по итогам года.
Tags: 1974, Испания, Формула 1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребята, отличный выпуск сегодня, давно так не было. ILLENIUM, Swedish House Mafia, deadmau5, чудные JON + LARSEN и даже ожившие Brooklyn…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • Кислотная среда

    Задалась неделька ребята. Хорошие новинки. Сегодня в выпуске хороший Tiësto, отличные Ben Böhmer да и просто много музыки разнообразной и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments