Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Горилла из Монцы

Сегодня четверг а значит самое время погрузится в историю Формулы 1. Сезон 1974 года продолжается и сегодня мы поговорим про третью гонку сезона, прошедшую в ЮАР. Гонка эта могла и не состоятся и не потому, что ФИА был обеспокоена апартеидом и прочими притеснениями негров (ФИА в этом вопросе держалась до последнего) а постаралось родное африканское правительство. Оно запретило автомобильные соревнования в которых используются бензиновые моторы, только дизель. А виной всему нефтяной кризис, бушевавший в те дни. Но организацией Гран При ЮАР занимался Алекс Блигнаут, сам в прошлом гонщик и владелец команды, он имел очень хорошие связи в правительстве и крепость пала. Закон о запрете гонок был отменен.  Гран При ЮАР состоялось и очень быстро многие пожалели, что Блигнаут оказался таким настырным.
Дело в том, что буквально первая же тренировка, первый же выезд на трассу, окончился трагедией.


Наследник косметической империи, один из опытнейших парней в пелотоне, лидер Shadow,  человек достигший гоночного расцвета, американец Питер Ревсон погиб во втором  повороте Барбекю

Организаторы сменили там тройной сетчатый забор на один ряд современного барьера. В итоге Питер влетел в этот барьер под углом в 90 градусов. Будь там прежний тип ограждений, возможно Питер остался бы жив.

А так, без дополнения в виде старых шин, барьеры далеко не всегда были действенной мерой, но до шин, пока ещё не додумались.

Вот в таком, мрачном настроении команды, без снявшейся Shadow, после двухмесячного перерыва вернулись к гонкам.  За два месяца само собой появились и изменения в составах и технические новинки. Лотус представил миру электрическое сцепление, правда только на болиде Ронни Петерсона, Жаки Икс, опробовав новинку, не вдохновился и предпочел старый вариант. Хауден Генли покинул March, что бы присоединиться к японскому проекту  Maki. В итоге Ханс-Йохен Штук, только что одержавший победу в первом этапе Формулы 2, стал лидером команды а к нему в напарники перевели итальянца Витторио Брамбиллу из Ф2. Витто привел с собой спонсоров - производителей инструментов Beta. В Феррари сделали более просторным кокпит. BRM привез новую модель P201, усадив в неё Бельтуаза, остальные пилоты, пока пилотировали прошогодний вариант.  Появились новые спонсоры у команды Джо Сертиса. В Williams вторым пилотом Мальборо усадили датчанина Тома Белсо.
Местный чемпионат представляли Дэйв Чарльтон на прошлогоднем McLaren в цветах Лаки Страйк. Два прошлогодних Лотуса, в оранжевых цветах команды Gunston ведомые Яном Шехтером и Падди Драйвером

Ну и был друг Алекса Блигнаута - Эдди Кейзан на прошлогоднем Тиррелле.  Особого чего-то от этих парней ждать не стоило, ибо в силу запрета гонок в стране, они уже полгода не гонялись

Квалификация в ЮАР проходила в те времена в среду и четверг, так как сама гонка состоялась в субботу. Но в связи с гибелью Ревсона и необходимостью замены куска барьера, квалификация в среду была отменена. Поэтому остались две сессии в четверг. И в обоих лидировал Ники Лауда. Это означало, что впервые с ГП ФРГ 72, Феррари завоевала поул, итальянский жеребец снова оживал.
Так выглядела первая десятка.
1
Ники Лауда
Ferrari
2
Карлуш Паче

Surtees Ford
3
Артуро Мерцарио
Williams Ford
4
Карлос Рётеманн
Brabham Ford
5
Эмерсон Фиттипальди
McLaren-Ford
6
Клей Регаццони
Ferrari
7
Ханс-Йохен Штук
March Ford
8
Джоди Шехтер
Tyrrell Ford
9
Дэнни Халм
Mc Laren Ford
10
Жаки Икс
Lotus Ford
Квалификацию Ронни Петерсону испортили различные поломки нового сцепления, в результате он прыгал с болида с электро-сцеплением на традиционный, на котором подтекло масло, как результат лишь 16 место на старте.  Отметим удивительные времена показанные Паче и Мерцарио.
Интересно, что не смотря на отмену запрета гонок, в ЮАР остался ещё один запрет, с вечера пятницу по утро понедельника было запрещено продавать бензин. Нефтяной кризис, страны, обложенной со всех сторон санкциями, коснулся особо остро. И народ соскучился по гонкам. Уже со среды все окрестные холмы были заняты болельщиками, всего было продано более 92 тысяч билетов. Вся эта толпа и без того накалила жаркую атмосферу.

В ЮАР старт давался после прогревачного круга и пилотам четко было приписано, стартовать с прорисованных на асфальте линий. Вообщем, вполне привычная для нас сцена, но это были 70-е, времена дикие и прекрасные. Плевать гонщики хотели на предписания, в итоге четко по линии встали лишь Паче и Лауда, т.е. первый ряд. А вот дальше почти все кто на пол корпуса, кто не много, но за линию заехали. Пока стартеры решали что делать Лауда и Фиттипальди стали махать руками о том, что у них начинают греться движки и решено было дать старт.
Отличный старт удался Рётеманну, заехавшему за линию почти на половину корпуса. Он удачно обошел Паче и вырвался в лидеры, хотя тут же был съеден Лаудой. Ники в первый поворот вошел на пол корпуса впереди, следом шли Регаццони и Шехтер.  А позади Ронни Петерсон обнаружил, что его дроссельная заслонка застряла и единственный человек, об которого он сможет затормозить, это его напарник Жаки Икс. Так оба Лотуса столкнулись в первом повороте, улетев в забор. Там же Йохен Масс поддел BRM Анри Пескароло и сломал носовое оперение своего Surtees. Другой Сертис - Карлуша Паче почти развернулся, заставив резко оттормозиться Дэнни Халма.
Первый круг окончился с Феррари (Лауда и Регаццони) на первом и третьих местах, между ними был белый болид Рётеманна. Четвертым шел  Джоди Шектер, впереди Ханта, Фиттипальди, Хейльвуда,  Мерцарио, Депайе, Паче и Уотсона с остальными. Замыкали процессию парни Лотуса, смогшие вернутся на трассу, но их болиды были сильно повреждены и гонку Икс с Петерсоном не закончили.

За несколько кругов Лауда так и не смог создать преимущество от Карлоса Рётеманна. Более того аргентинец постепенно съедал отрыв и в конце первого поворота, смог обойти Ники на позднем торможении и выйти вперед. После этого пилот Brabham мгновенно довел своё преимущество до секунды. Правда Ники смог стабилизировать отрыв и пара стала отрываться от всех остальных. Третьим шел Регаццони надежно прикрывавший тылы молодого партнера и отрывающийся от Шехтера. А вот Джоди находился под атаками Ханта, Фиттипальди и Хейльвуда. От этой группы отстал Мерцарио и прорвавшийся после проваленного старта Штук.

На 13 круге Шехтер вздохнул было свободно, когда у Ханта полетел приводной вал. Но место британца тут же занял Фиттипальди и атаки на африканца стали ещё более интенсивными. У Джоди сильно вибрировали задние шины и на 21 круге он все же под натиском атак Фитти сдался. Потом его прошел и Хейльвуд и вот уже на Шехтера насел собственный партнер Депайе. Патрик правда не торопился лезть в атаку и в итоге их нагнал Бельтуаз на новом BRM. Он за один круг прошел оба Тиррелла и замаячил в зеркалах у встревоженного Хейльвуда.

У маков тоже начались сильные вибрации шин. Фиттипальди даже по такому случаю пропустил Хейльвуда вперед. Но обоих пилотов McLaren обогнал разъехавшийся Бельтуаз. Француз, на 63 круге, вывел BRM на 4-е место.  А затем настало очередь Феррари.
На 66 круге  Клей Регаццони потерял лидерство в чемпионате, когда заметил падение давления масла. Швейцарец поехал в боксы, что бы там и остаться. Едва Феррари пережило это разочарование, как в боксах заметили. что Лауда сильно отстал от Рётеманна. Возможно из-за обгона круговых, решили в боксах, в конце-концов Бельтуаз далеко, а до финиша чуть более 10 кругов. Но 67 круг на втором месте окончил Бельтуаз, а Ники запарковался на обочине со сломанным движком.
Ну а Карлос Рётеманн, наконец-то подтвердил прекрасную форму показанную Брэбэмом с самого начала сезона и одержал свою первую победу

Вторым был Бельтуаз, подаривший BRM надежду на хорошее будущее. Третьим оказался Хейльвуд, ставший единственным пилотом, набиравшим очки в каждой гонке сезона.

Ну а для Аргентины это стала первая победа в Ф1 со времен "маэстро" Фанхио. Первой она оказалась и для Берни, с тех пор как тот купил Brabham

1. Carlos Reutemann
2. Jean-Pierre Beltoise+ 33.94
3.
Mike Hailwood + 42.16
4.
Patrick Depailler + 44.19
5.
Hans Joachim Stuck+ 46.23
6.
Arturo Merzario + 56.04
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Клей Регаццони -10
2. Дэнни Халм -9
2. Эмерсон Фиттипальди -9
2. Карлос Рётеманн -9
5.
Майк Хейльвуд -9
6. Жан-Пьер Бельтуаз -8
7. Ники Лауда -6
8. Жаки Икс -4
9. Патрик Депайе -4
10. Карлуш Паче -3
11. Ханс-Йохен Штук -2
12. Ронни Петерсон -1
12. Артуро Мерцарио -1
1. McLaren Ford-22
2. Ferrari-12
3. Brabham -Ford -9
4. BRM -8
5. Lotus-Ford -4
6. Tyrrell-Ford -4
7. Surtees-Ford-3
8. March -Ford -2
9. Williams (Iso) Ford-1
Проблемы с шинами у McLaren привели к тому, что лидером чемпионата все также остался Клей Регаццони с большой группой догоняющих на хвосте.


Боевитую гонку провел дебютант Витторио Брамбилла, бывший тест пилот Tecno. Он сражался с Джоном Уотсоном и Яном Шехтером и финишировал 10-м. Довольно пожилой для дебютанта, итальянец вскоре станет грозой паддока с прозвищем "Горилла из Монцы" Уж больно грубоват он был и на трассе и в жизни.
Vittorio Brambilla

Такие, отчаянно смелые парни из Италии с коренастой фигурой борца, и совершенным бесстрашием, отлично смотрелись за рулем Альфа-Ромео, Феррари и Мазерати в первых послевоенных гонках. К 70-м казалось их время безнадежно ушло, но Витторио принес вдруг на трассу аромат старой гоночной школы.
Он действительно родился в Монце 11 ноября 1937 года. В семейной авто-мастерской Брамбиллы можно было услышать звуки гонок с трассы. Начинал Витторио как мотогонщик и даже в 1957 был чемпионом Италии в классе 125 кубов. Тут то Брамбилле и прорываться в чемпионат Мото ГП, ему было 20 лет, самый расцвет, но у него был старший брат Эренсто "Тино" Брамбилла, так же мотогонщик. Денег семьи на двух гонщиков сразу не хватало, а Тино считался более быстрым и некоторыми тогда назывался приемником Нелло Пагани и прочих мото звезд Италии 50-х. Вообщем Тино перешел в мото ГП, где в 1961 замкнул первую десятку в королевском классе по итогам года. А Витто все это время торчал у него в боксах и помогал в качестве механика.
Когда Эрнесто разочаровавшись в мотоциклах подался в итальянскую Формулу 3, Витторио пошел следом за ним, опять механиком. На досуге правда гонялся в картинге, но возобновил карьеру гонщика Витто лишь через 10 лет, после своей последней победы в мото чемпионате Италии. К тому времени Эрнесто, стал чемпионом итальянской Ф3,  и отдал свой болид брату, так как его позвали в тест-пилоты Феррари. Постепенно Брамбилла младший стал побеждать в гонках и в 1970 и провел пару гонок  в Ф2. В своей дебютной гонке он устроил настоящий бой самому Клею Регаццони, да спалил сцепление.
За агрессивную манеру езды, бывший механник получил своё прозвище "Горилла из Монцы". Ну не только за езду конечно он и внешне напоминал гориллу и повадки у него были зачастую обезьяньи. Он например любил здороваться за руку так, что у неподготовленного человека, начинали хрустеть пальцы.  На прощанье же он одарял гражданина хлопком по спине и с хохотом уходил. Но, такие простоватые манеры снискали ему популярность среди простых людей. Ибо Витторио, не носился со своим статусом звезды Формулы 1, охотно общался с механиками, фанатами и был довольно простым и неприхотливым человеком. Питер Бриггс, главный механик  Surtees Его все любили. Он жил в многоквартирном доме, они с Тино, арендовали место в подвале и там возились с движками. Когда они запускали движок, весь дом трясло, но соседи не жаловались ибо любили Витто.

В 1972 году Витторио стал чемпионом итальянской Ф3, что дало ему спонсорский контракт с производителями инструментов BETA. Это был отличный рекламный ход, вот мол гоняющий механик выбирает инструменты Бета. Спонсоры купили Брамбилле болид у Марч.  Брамбилле на тот момент уже было 35, он был отцом трех детей и владельцем процветающей мастерской, собственно он уже подумывал завязать с гонками, думая, что титул чемпиона Италии это потолок. Но вдруг он стал регулярным пилотом Ф2, одержал две победы и в первый полноценный сезон, занял 4-е место. Но в команду Формулы 1 попал, не набравший очков, но более молодой Штук. И лишь неожиданный уход Гэнли, подарил Витторио шанс.
Робин Херд Он никогда не входил в рейтинги. Мы никогда не могли понять, почему. Я думаю, что снобизм был тому виной;. Человека отустили, потому что он был механиком из Италии С моей точки зрения, его понимание гоночного автомобиля, как с ним работать,  сделали его большим спецом. Он был одним из лучших тест-пилотов, что у нас были. Правда.. он не знал страха, а иногда и  слишком много рисковал в гонке - но он был серьезный, хороший водитель У него был фантастический контроль машины, особенно в дождь, как оказалось.

М. Мосли Beta финансировала всю программу 1975 года для Брамбиллы. А мы платили ему разумный гонорар. Но, конечно, Виторио и близко не получал тех астрономических сумм, к каким привыкли тогда лидеры. И тем не менее именно Брамбилла стал первым пилотом, выигравшим для march Гран при Ф1. Случилось это в дождливой Австрии 75 и сразу после финиша Витто радостно поднял обе руки и разбил болид. Ещё ранее он выиграл поул в Швеции, позже, правда,  выяснилось, что один из членов команды «помог» своему пилоту, перекрыв информационной доской световой луч системы хронометража чуть раньше, чем автомобиль закончил круг. Р. Херд Это был действительно хороший болид. Просто болид F2 с Косвордовским движком сзади - но он был небольшим, легким, быстрым на прямой и хорошо сбалансированным. У нас не было денег, чтобы сделать его способным проходит гоночную дистанцию в полном гоночном темпе; у него были  тормоза от Ф2, и поэтому я любил избыточную поворачиваемость, с которой Витторио атаковал повороты.
Увы на следующий год Брамбилла совершенно потерялся на фоне пришедшего в команду Петерсона. Многочисленные аварии, драка с Лаудой, вот все, чем он запомнился в 76.  Р. Херд Я не думаю, что его трудности начались с попыток угнаться за Рони. Просто это был его стиль жизни и вождения. Ему было почти 40. Он любил выпить стакан другой вина, прямо перед гонкой. Макс не думал, что это лучший допинг и пытался его остановить. В одной из гонок Витторио спрятался под транспортером Ferrari и там налакался. Но мы хотели с ним работать дальше.
Но в 1977 March получили выгодную сделку с BMW в Формуле 2 и сконцентрировались на этом чемпионате. Брамбилла же поспешил перейти в Surtees. Дж. Сертис Мне понравилась его итальянская жизнерадостность. Плюс Витторио был тем водителем, что мог время от времени обеспечить нужный результат, а это было нужно моей команде. Но если в 77 все было более менее нормально, Брамбилла регулярно попадал в очки. То в 1978 болид вышел неудачным и Брамбилла боролся за места во втором десятке. К тому времени у него в кармане уже был контракт с Alfa Romeo, которая планировала вернутся в Ф1. Джо Сертис. Я думаю он все делал, что бы я его поскорее уволил, что бы быстрее заняться тестами Альфы. Но уволить Брамбиллу Сертис не успел. На печальном Гран При Италии 78, где погиб Петерсон, Брамбилла получил удар колесом в голову и впал в кому.

Восстанавливался Виттторио очень медленно, но к счастью он не был забыт Альфой. Брамбилла провел последнее Гран При 1979 года. И заменил погибшего Депайе в конце 1980 года, но скорость Витто увы ушла.  Для Брамбиллы его персональная сказка в Формуле 1 кончилась. А спустя 20 лет, в 2001 году он умер от сердечного приступа, когда решил подстричь газон перед домом. Тихая, спокойная смерть, для человека, которому многие предсказывали помереть на трассе.

Джо Сертис Он был пилотом с большим сердцем, которому не обязательно надо было думать, что бы ехать хорошо. В гонках, как правило, его эмоциональная сторона, брала вверх и позволяла проявить лучшее что у него было.
Tags: 1974, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Вторник, а значит пришло время восхитительных историй. Научная фантастика в кино, год 2006 и все что он нам подарил в этом жанре. А подарил он не…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • От Франкенштейна до бегущего

    2005 год, вроде было недавно, а уже минуло 16 лет. Ну в принципе любой кино пост про научную фантастику можно начинать с таких вот крылатых цитат…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments