Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сезон 1974 - превью

Сегодня четверг, а значит самое время покопаться в древней истории автоспорта. Формула 1. Год 1974, эпичное противостояние Эмерсона Фиттипальди против Феррари. Последняя попытка Тиррелла потягаться за титул.  Очередные трагедии на трассах. И абсолютный рекорд Формулы 1 по количеству заявленных команд. Про команды и их состав мы сегодня и поговорим. Команды расставлены  по примерной расстановке сил с точки зрения болельщика из 1974 года. Т.е. в лидерах будут команды с двигателем Cosworth и на шинах Good Year, что было выигрышной комбинацией.  А Феррари пребывает на дне, ибо сезон 73 был проигран в чистую и новый состав не внушал оптимизма.
John Player Team Lotus
Кубок конструкторов 73, наличие в составе быстрейшего пилота чемпионата - Петерсона, плюс летучий бельгиец Икс, перспективы Лотуса казались очень радужными. Чемпионское шасси Колин Чепмен решил не менять.

шасси Lotus 72E двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Болид тот же да не тот. Новые правила, сформулированы зимой, порешили, что задние крылья должны быть размещены максимум 100 см позади центральной линии задних колес. У Лотуса в 73 году позади была массивная конструкция с масляным баком, отчего антикрыло находилось довольно далеко от задней оси. В результате шасси было то же, но расположение бака и аэродинамику пришлось переделывать.
Ронни Петерсон, 29 лет*, вице чемпион 1971 года, 4 победы в Гран При
*возраст указан на 13.01.1974 т.е. на первое Гран При сезона в Аргентине
Интересно, что чемпионский номер один, честно завоеванный ушедшим Стюартом, организаторы отдали Ронни, видимо намекая на то, кто на самом деле был быстрейшим пилотом 73. Четыре победы в прошлом году, больше чем у всех, но уж больно агрессивная манера вождения привела к тому, что доводить болид целым до финиша швед научился лишь к середине сезона, когда Стюарт и Фиттипальди ушли далеко вперед. Как итог третье место.
Жаки Икс, 29 лет, вице чемпион 1969, 1970, победитель 8 Гран При Формулы 1, самый молодой обладатель поул-позиции
Жаки оказался по горло сыт двигателем V12 от Феррари, над которым он бился три года. Ссора с Феррари, открыла ему дорогу в чемпионскую конюшню. Тогда казалось, что это обоюдно выгодный союз.
Marlboro Team Texaco
Гордон Коппак создавал М23 будучи в восторге от Лотуса 72 и чем то болиды были схожи, пока Макларены вышли помедленнее, но все же три победы в 73 году одержали. Это привлекло спонсоров, из BRM прибежало Мальборо, при этом Тедди Майер все ещё оставался связанным контрактом с  Yardley. Решение родилось просто. В 1974 году МакЛарен выставлял сразу три болида, два в цветах Мальборо и один в прошлогодних косметических цветах.

шасси McLaren M23 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
И как и в Лотусе, болид вроде бы прошлогодний, да ни совсем. Коппак увеличил колесную базу и расширил заднюю колею на всех трех автомобилях, для того, чтобы улучшить их сцепление с трассой.
Эмерсон Фиттипальди, 27 лет, победитель 9 Гран При, чемпион мира 1972 года,
Эмерсон выиграл три из четырех первых Гран При 73 года и казалось, что титул ему удастся легко сохранить, но Лотус перешел с модели 72D на 72E, которая Эмерсону не совсем подошла. Плюс некая обида из-за того, что Колин Чепмен отказался в конце сезона применять командную тактику. И в итоге Эмерсон легко согласился на предложение Мальборо собрать в МакЛарене чемпионов.
Дэнни Халм , 37 лет, чемпион мира 1967, победитель 7 Гран При
Дэнни в прошлом году был полностью затмен Питером Ревсом, но все же смог выиграть в Швеции. На самом деле видно было, что Дэни несколько подустал от гонок а уход из команды его приятеля Ревсона и вовсе его опечалил.
Yardley Team McLaren

                                            шасси McLaren M23 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Третий болид команды изначально находился в не очень выгодном положении ибо все обновления на него ставились в последнюю очередь. Так было прописано в контракте и Питер Ревсон возмущенный данным обстоятельством (а именно Ревсона туда хотели усадить) ушел из команды. Ему на смену пришел многократный чемпион мотогонок.
Майк Хейльвуд, 33 года, второй призер ГП Италии 72, 8-й в чемпионате 72
Майк в 1973 не смог получить очков, но зато заработал медаль святого Георгия за спасание Клея Регаццони. И конечно можно было бы сказать, что моточемпион не разобрался как управлять 4 колесами, но Майк все же был ещё и чемпионом Формулы 2 1972 года! Поэтому МакЛарен под одной крышей собрал действительно Дрим Трим.

Elf Team Tyrrell
Гибель Севера, уход Стюарта, потерянный в последний момент кубок конструкторов, один удар за другим и все же в 74 году Тиррел наряду с Лотусом и Макларен считался главным лидером чемпионата. Не смотря на начало с нуля.

шасси Tyrrell 007 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Ну не совсем с нуля, чемпионский болид был у них в распоряжении. А вот с составом беда.
Джоди Шехтер,  22 года, чемпион  SCCA  1973, участник 5 Гран При
Шехтер провел сезон 73 так задорно, что профсоюз пилотов Ф1 попросил лишить его лицензии. Столкновение во Франции с Фиттипальди, вылет в Канаде и США и массовый завал в Британии. Но на самом деле в Тиррелл пришел совсем не тот Шехтер - крэшер 73. На глазах Джоди погиб Франсуа Север и именно Шехтер был первым, кто обнаружил мертвого Франсуа, практически разорванного пополам об бордюр. С тех пор человека, безрассудно рискующего жизнью своей и окружающих не стало, в Тиррелл пришел зрелый, осторожный и не очень быстрый гонщик.
 Патрик Депайе, 29 лет,  чемпион французской Ф3 71 года, победитель ГП Монако Ф3 72 года, третий призер Ф2 73 года,  два Гран При Ф1 в 72 году.
Вопреки распространенному тогда мнению Депайе  не был навязан команде французскими спонсорами из ELF, а это был осознанный выбор Кена, знакомого с Патриком по тестам в 72 (тогда он выступил  на старом Тиррелле в двух Гран При). Тиррелл умудрился пригласить в команду двух сумасшедших. И если сумасшествие Шехтера уже сошло на нет, то у Патрика оно только начиналось. Накануне начала сезона, он умудрился разбиться на мотоцикле и сломать ногу в нескольких местах. В результате Кен внес в контракт пункт запретивший такие развлечения.
UOP Shadow Racing Team
Команда дебютант прошлого года, но от неё многое ожидали ибо целительные финансы от нефтяником из UOP способны были творить чудеса. Команда Дона Николса смогла в дебютный год попасть на подиум. А на 1974 собрала очень хороший состав пилотов. Это стало возможным благодаря деятельности нового менеджера - Алана Риса, одного из создателей March, покинувшего команду.

шасси Shadow DN3 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Шасси 73 года были неплохими, но страдали от вибраций, в результате бывший конструктор BRM, Тони Саутгейт их ужесточил. DN3 стали более длинными, более жесткими и весили на 5 кило больше.
Питер Ревсон, 34 года,  победитель ГП Британии и Канады 73 года,  5- место в 1972 и 1973 годах
Жан-Пьер Жарье, 27 лет, безоговорочный чемпион Ф2 1973 года

Питер Ревсон оказался свободным агентом, после того, как посчитал, что новый контракт МакЛарена с Фиттипальди, ущемляет его права. Рис смог уговорить, набирающего силу американца выступить за Shadow. Жан-Пьер Жарье и вовсе считался самым перспективным гонщиком того времени. В 1973 году в Формуле 2 и рядом с ним никто не стоял, настолько француз доминировал (он выиграл в половине гонок), в Ф1 не сложилось в силу слабости шасси March. С March у Жан-Пьера был четырехлетний контракт, но Алан Рис смог раскрутить UOP и они контракт француза выкупили.  
Motor Racing Developments
В 1973 году Брэбэм запомнился разве что свои треугольным болидом - первым детищем Гордона Мюррея. Но объективно после большой тройки Лотус, Тиррелл, МакЛарен, команда Бэрни Экклстоуна была сильнейшей, тем удивительнее было видеть полностью лишенные спонсорских наклеек болиды на старте первого Гран При 74. Прохиндею Берни не удалось найти спонсоров для команды.

шасси Brabham BT44 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Новый болид Мюррея был простым и изящным. Стандартная комбинация двигателя Форд и коробки передач  Hewland, шины Good Year, то что надо для того что бы доехать до финиша. Зато Мюррей вдоволь наигрался с аэродинамикой, снабдив болид красивыми скошенными боковыми юбками.
Карлос Рётерманн, 31 год, один поул, два подиума (3-е место во Франции и США 73) 7-й в 1973 году
Мрачный Карлос смотрелся в прошлом году неплохо, он стал лучшим среди пилотов, не выступавших в командах большой тройки и даже принес Берни первые подиумы.
Ричард Робертс, 29 лет,  победитель одного из чемпионатов британской Формулы 3 (разделил победу с Томом Брайсом)

Собственно за счет денег данного парня команда Брэбэм и продолжила выступления, причем парня талантливого, просто так же чемпионами Ф3 не становятся.
March Engineering
В 1973 году команда  March ни заработала в Ф1 не одного очка, но умудрилась занять почетное 5 место в кубке конструкторов за счет Джеймса Ханта и его команды Хескет, использовавшей шасси Марча. На самом деле March оказался более заинтересован в Ф2, где их шасси доминировали и охотно покупались, а команда в Формуле 1 стала считаться рекламным проектом не более.

шасси March 741 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Новое творчество Роби Хёрда, оказалось продолжением неудачных идей 73 года. Роби тупо посмотрел, как в Хескете модифицировали его шасси и скопировал идеи Харви Постлтуэйта. Опять Хёрд более был заинтересован в создании хорошего болида для Ф2, где у March намечался контракт с БМВ, и на Ф1 у него не хватило времени. В итоге машина получилась слишком широкой (Максу Мосли даже пришлось получать разрешение от владельцев других команд на допуск в гонки), с здоровенным задним крылом.
Ханс-Йохен Штук, 23 года, победитель 24 часов Спа 72 года, участник Ф2 -73
Сын довоенного героя Германии Ханса Штука (Штук старший и в Ф1 успел поучаствовать). За рулем же он оказался благодаря деньгам БМВ, сильно хлопотавшей за парня.
Хауден Гэнли, 32 года, 13-й в 1972
В 1973 году Гэнли чуть было ошибочно не был объявлен победителем ГП Канады. Это помогло найти место в March.
Frank Williams Racing Cars
Гэнли ушел в March, но история с его непризнанной победой в Канаде, помогла Фрэнку сохранить спонсорство от Мальборо. Болиды по прежнему строила компания Iso, но на этот раз они носили инициалы Фрэнка.

шасси Williams FW03 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Артуро Мерцарио, 30 лет, 12-й в 1973 году
Артуро много тестировавший и доводивший до ума безнадежный болид Феррари в 73 году, внезапно был выкинут из Скудерии. Хорошо, что Мальборо помимо Макларена спонсировала и Ульямс и нашло Артуро место в этой команде.
Том Белсо, участник Ф2 и Ф5000
Датский пилот, начнет выступать за команду с третьего Гран При, ибо в начале сезона у Ульямса был готов лишь один болид.

Goldie Hexagon Racing
Британская команда основанная Полом Майксом в 1972 для участия во внезачетных гонках Ф1 проходивших на территории Британии. Тогда за них на March гонялся Джон Уотсон и гонялся неплохо, финишировав 6-м в первой же гонке.

шасси Brabham BT42 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
На 74 год Майкс решил прикупить прошлогодние шасси Брэбэма, на котором Джон Уотсон стартовал в ГП США.
Джон Уотсон, 27 лет, участник Ф2, два Гран При Ф1
Пока все успехи Уотсона, это 6 место во внезачетном Гран При Чемпионов 72 года, но он отходил от тяжелых травм полученных в гонке Ф2 в начале 73 года.
Scuderia Ferrari SpA SEFAC
Да, Феррари в рейтинге оказалась ниже команды частника-дебютанта. Но тому виной провал 73 года, многолетние неудачи с V12 двигателем и состав не очень то себя проявивший в прошлом году в BRM.

шасси Ferrari 312B3 двигатель Ferrari 001/11 3.0 B12
312 В3, это дальнейшее продолжение мучений с 312 В моделью. Болид быстро получил название "снегоуборщик" за причудливое переднее крыло. Болид также перенес незначительные изменения в подвеске и получил высокую трубу вентиляции над головой пилота - штуку придуманную Харви Постлетуэйтом, когда тот переделывал шасси March для Hesketh
Клей Регаццони, 34 года, победитель ГП Италии 70, бронзовый призер 1970 года
Регаццони радовался возвращению в Феррари после ужасного года в BRM, в Феррари радовались возвращению Клея ибо тот был любимцем механиков и простого люда. Но возвращался Клей не один а с дружком.
Ники Лауда, 24 года, 18-й в 1973 году.

Ники отлично провел концовку сезона 73 и к нему присматривались многие. Присматривался и Энцо, решивший расспросить про Лауду Клея Регаццони. Клей, ставший с Лаудой хорошим собутыльником по ходу службы в BRM, так расхвалил парня, что Феррари уволил трудягу Мерцарио и взял на его место Ники.

Bang & Olufson Team Surtees
Команда Джо Сертиса сложно начинала прошлый сезон, но благодаря уверенным выступлениям Карлуша Паче, поправила свои дела. Бразильца удалось сохранить в команде.

шасси Surtees TS16 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Жозе Карлуш Паче, 29 лет, третий призер ГП Австрии 73, 11-й в 1973 году
Карлуш финишировал 4-м в ФРГ и был 3-м в Австрии и при этом он ещё и показал в этих гонках быстрые круги, на довольно слабой машине. Скорость бразильца впечатлила и его даже пригласили в Феррари в гонки спорт-протипов.
Йохен Масс, вице чемпион Ф2 1973 года, участник нескольких Гран При
Конечно в Ф2 Масс не смог угнаться за Жарье, но в целом ехал неплохо. Кстати, забыл в своё время рассказать, для того что бы найти денег на гонки, Масс ходил по морям, механиком на судне и даже бывал в советских портах.
Hesketh Racing
Постлетуэйт настолько удачно улучшил болид от March в прошлом году, что в 74 Лорд Хескет решил строить с его помощью собственный болид. Более того Хескет даже захотел делать собственный двигун V12, но дальше мечт не пошел.

шасси Hesketh 308 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Харви за основу взял March, но основательно переделал тому подвеску, установив двойные поперечные рычаги. Поначалу идея никак не хотела работать, но Харви в рычагах использовал туже схему, что в Японии используют в сейсмостойких зданиях. В Малазии была заказана специальная резина для рычагов подвески и болид поехал.
Джеймс Хант, 26 лет,  второй призер ГП США 73, 8-е место в 1973 году.
Джеймс выше всяких похвал провел дебютный сезон и по праву может считаться дебютантом года.

AAW Racing Team
Первая финская команда в истории Ф1, прикупила для дебюта новые шасси от Сертиса

шасси Surtees TS16 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Лео Киннунен, 30 лет, трехкратный чемпион мира по гонкам на спорт-прототипах в составе Porsche
Ну в те годы в чемпионате спорт-прототипов не было зачета пилотов, только зачет машин, так Киннунен и стал чемпионом. Но несомненно это был сильнейший финский пилот, кольцевик, того времени и первый финн в Формуле 1.

Trojan-Tauranac Racing
Троян это не вирус какой-то, а британская фирма по производству трехколесных машин. В начале 70-х они замахнулись на формульные болиды и дело пошло. В 1973 году серию SCCA (американский вариант Ф5000) Джоди Шехтер выиграл именно на Трояне. Воодушевившись Троян пригласили экс конструктора Brabham Рона Таранака и пошли штурмовать Формулу 1

шасси Trojan T103 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Тим Шенкен, 30 лет, 3-е место на ГП Австрии 71, 14-е место в ЧМ71
Тим вроде бы как уже ушел в гонки спорт-протипов, да не смог отказать старому другу Рону, плюс ему нужны были деньги и техника, на создание собственного спорт-прототипа, а Троян обвешался помочь.

Chris Amon Racing
Проект чисто поржать ибо невезение Криса Эмона было всем известно. Эмон доезжая 73 год в развалившейся Tecno, был впечатлен наработками конструктора Гордона Фоуэлла и ему стало жаль оставшегося без работы парня. В итоге заручившись финансовой поддержкой Джона Дальтона Эмон и Фоуэлл замутили собственный проект.

шасси Amon AF101 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Фоуэлл старательно скопировал Лотус 72 но расположил топливный бак между кокпитом и движком, так тогда не делалось.
Крис Эмон, 30 лет, 5 поул-позиций, 4-й в 1967 году
На самом деле Эмон не в первый раз создает собственную команду. В 1966 году будучи уволенным из Cooper в самом начале сезона,  он создал команду Формулы 2 и даже пытался на болиде Ф2 пройти квалификацию в ГП Италии. Но что ожидать от команды человека, про которого Марио Андретти сказал, что если бы Эмон работал гробовщиком, люди перестали бы умирать.
Embassy Racing with Graham Hill
Дебют на шасси Shadow оказалось не лучшей затеей из-за их проблем с их жесткостью. На 1974 год Грэм Хилл заказал шасси у Лолы, той самой, что помогала строить болиды Хонде в середине 60-х.
шасси Lola T370 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Грэм Хилл, 44 года, двукратный чемпион мира - 1962, 1968, победитель 14 Гран При Формулы 1
на ряду с Эмоном это был яркий пример того, что времена Брэбэма-Макларена, когда гонщик мог создать хорошую команду, уходят.
Гай Эдвардс, 31 год, участник британской Ф3
Папа того самого Шона Эдвардса, что будучи лидером кубка Порш, нелепо погиб два года назад.

Team Ensign
Ребенок Мо Нанна и Рикки фон Опеля,  ещё одного гонщика решившего создать команду Ф1

шасси Ensign N174 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Рикки фон Опель, 26 лет,
Team Harper-Token Racing
Тут история интересная в 1973 году Рон Денис со своей командой Ф2, при поддержке нефтяников из Motul хотел дебютировать в Ф1. Но его мечту подкосил нефтяной кризис. В итоге проект купили два гражданина - судовой брокер Тони Влассопуло и страховой оценщик Кен Гробс  из их имен и произошло название Token.
шасси Token RJ02 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Том Прайс, 24 года, участник Ф-Атлантик и Ф2, в 1973 году назван самым перспективным молодым пилотом года в Британии

Team Motul BRM
А это самое дно, некогда славный БРМ из-за дурацкого руководства лишившийся золотого дождя от Мальборо. Убежали Регаццони и Лауда. Остался лишь Бельтуаз да болид трехлетней давности.
шасси BRM P201 двигатель BRM P200 3.0 V12
Изменилась лишь раскраска. BRM щеголяли патриотичным зеленым цветом, хотя это был не гоночный британский зеленый цвет а всего лишь цвета спонсоров из французской Motul. Motul и подобрал БРМ французский состав.
Жан-Пьер Бельтуаз, 35 лет, победитель ГП Монако 72, 5-е место в ЧМ69
Анри Пескароло, 31 год, третий призер ГП Монако 70, 8-й в 1970 году

Франсуа Мижо, 29 лет, участник 24 часов Ле-Мана и Гран При Австрии 72

Все три француза, когда подававшие надежды, но карьера их застопорилась и в BRM Р201, с его проблемами с избыточным износом шин, наладить карьеру было очень сложно.
Так же в 1974 году было куча команд, стартовавших лишь в 2-3 гонках. Африканские  Scribante,  Gunston и Blignaut на старых МакЛарене, Лотусе и Тиррелле. Японская Maki, явно проект афера. Британские  Pinch, Dempster,  Chequered Flag  и Allied Polymer. Итальянская Finotto. Канадская Canada F1. Американские Parnelli Jones  и Penske. 30 команд было представлено в Ф1 в тот год. Рекорд который увы, скорее всего не будет побит.
Tags: 1974, ferrari, ford, lotus, Формула 1
Subscribe

  • Последний барьер

    Пиздец ребята, печатал, печатал и сначала гугл что-то перекосило, ибо какие-то очередные, на хер ненужные обновления, на чертову 10-ку . А потом…

  • Предупредительный выстрел Сенны

    Сезон 1991 года Формулы 1 начался с того, что Ален Прост объявил о том, что он продлил контракт с Феррари на 1992 год. Ну продлил и продлил, новость…

  • Сезон 1991 -превью, часть 2-я

    Продолжим ребятки, смотреть кто же собирался бороться за вершину автоспорта в 1991 году. Напомню, что на прошлой неделе начали мы превью и упомянули…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments