Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Смутные времена

Сегодня не четверг но куда я денусь с подводной лодки))) Пост про историю автоспорта есть!. Формула 1 сезон 1973 года, который постепенно подходил к концу. Сегодня сразу два Гран При, которые подарили миру трехкратного чемпиона мира, скандал в Лотусе и первый в истории пейс-кар.
В 1972 году изменения коснувшиеся Монцы (появилось две медленных шиканы) сделал гонку скучной и сама трасса тогда разочаровала. А вот 1973 год подарил весьма интересный Гран При , ставший одним из лучших в карьере Джеки Стюарта, но обо всем по порядку. Поехале...
Когда 1000 км. Монцы в 1973 году провели без шикан,в сердцах фанатов затеплилась надежда, но нет... В Гран При Италии шиканы вернулись. Интересно, что половина пилотов считали трассу с шиканами более опасной и несколько инцидентов по ходу уикенда, вроде бы их правоту подтвердили ибо подвесок там было сломано не мало. Но, скорости росли и быстрая без шиканная Монца была смертельно опасна, что подтвердил этап Мото ГП, где погибло сразу  два гонщика - Ярно Салонен и Ренцо Пазолини.
Но все же  небольшие поводы для радости нашлись. Например в полном составе вернулась Феррари. В Австрии новый болид показал себя если не быстрым, то хотя бы надежным и Энцо выставил два болида. При этом договор с Иксом уже был расторгнут и Скудерия наняла его обратно на один этап.
Вернулся за руль и бедолага Лауда, сломанное запястье больше его не беспокоило.
Зато было объявлено об окончательной смерти проекта Tecno. Они вроде бы даже подали заявку на участие в Гран При и даже двумя машинами, с Эмоном должен был дебютировать Виторио Брамбилла. Но по факту на трассу приехал лишь грузовик с голым шасси, которое через два дня купил себе Фрэнк Уильямс на опыты.
Ну и Джеймс Хант. Он приехал, он участвовал в квалификации, но, как раз в шикане Джеймс, в первый же свой выезд на трассу разбил болид и повредил монокок. В принципе, в Hesketh успевали его спешно починить, но команда решила не рисковать а отправить болид в Британию для более тщательного ремонта и подготовки к северо-американскому турне.

А так выглядела первая десятка по итогам квалификации.
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
2
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
3
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
4
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 Е Ford
5
Карлуш Паче
Surtees TS14A Ford
6
Джеки Стюарт
Tyrrell 006 Ford
7
Артуро Мерцарио
Ferrari 312B3
8
Майк Хейльвуд
Surtees TS14A Ford
9
Рольф Штомеллен
Brabham BT42 Ford
10
Карлос Рётеманн
Brabham BT42 Ford
Отметим хорошую квалификацию Surtees, команда явно последние гонки была на подъеме. Север 11-й, Икс лишь 14 и явно просто отрабатывал номер
Взмахом итальянского флага был дан старт итальянского Гран При и Лотусы отлично среагировали. Фитти оказался следом за Петерсоном, далее McLaren и Паче. А вот Хейльвуд, ошибся с передачей и потерял разом 12 мест. В конце первого круга  два черных с золотом болида Лотус были впереди с Петерсоном о главе. Их преследователей возглавлял Халм, Стюарт и Ревсон с Мерцарио  на шестом месте. Потом Север, Паче, Бёттлер, Рётеманн, Икс, Бельтуаз и остальные. Артуро Мерцарио радовал публику недолго. В шикане он зацепил бордюр и выбил правое колесо.

Понятно было, что нас ждет повторение истории Австрии, что Ронни пропустит Эмерсона вперед, а сам будет сдерживать Стюарта, благо Джеки наседал на Халма и вот вот должен был его пройти.  Но, вдруг, Джеки стал отставать. На восьмом круге его обошел Ревсон и Стюарт поехал в боксы, где у него в левой задней шине нашли воткнувшийся в неё болт. Ещё бы немного и колесо разорвало бы. После смены колес, Джеки вернулся на трассу 19-м.

Джеки вернулся на трассу вовремя, что бы увидеть, как ошибся со скоростью вхождения в шикану Халм. Его McLaren подпрыгнул двумя колесами на бордюре и чуть было не приземлился на бок. Ревсон был вынужден резко оттормаживаться и парни Чепмена уехали далеко (а Халм уехал в боксы).

К 20 кругу Петерсон стабильно отрывался от Фиттипальди (между ними ещё застрял, вернувшийся из боксов и отстающий на круг Халм). Третий Ревсон, четвертый Север, пятый Рётеманн. Майк Хейльвуд, после всех своих неприятностей на старте смог обойти Икса и выйти на седьмое место, позади Паче. Но бразилец вскоре сошел из-за взрыва шины и Майк оказался в очковой зоне. Однако все внимание было приковано совсем к другому персонажу. Джеки Стюарт проводил, как он сам потом сказал, своё лучшее выступление с "туманного Нюрбургринга 68".

Почти на каждом круге он кого-то обгонял и сейчас уже шел на 8 месте.Понятно было, что все его усилия были напрасны, ведь Ронни достаточно было показать напарнику что бы тот проехал мимо и борьба за титул тогда бы переместилась в Канаду. Но все же....
К тому времени уже сошли все BRM, особо красиво в  Parabolica сошел Лауда, у которого это была уже вторая тяжелая авария за месяц, к счастью без последствий.
На 30 круге потерял часть радиатора Икс и через три круга Стюарт стал седьмым. На 37 круге, он без проблем проходит Хейльвуда.

Следующим стал Рётеманн, аргентинец отчаянно оборонялся, но тем не менее Стюарт смог его обойти. Меж тем в стане Лотусов какой либо рокировки не происходило. Эмерсон приблизился к Петерсону, но размена позициями все не было.
За семь кругов до финиша Стюарт обошел, само собой, не сопротивляющегося Севера.Теперь, что бы остаться в борьбе за титул Фиттипальди надо было только выиграть. И потом, одержать победы в оставшихся двух гонках, с учетом того, что Стюарт там сойдет. Тогда у них было бы равное количество очков, но у Эмо было бы больше побед и он остался бы чемпионом. Развитие событий мало вероятное, но попробовать стоило.

В боксах в напряжении ждали, когда же Петерсон уступит или уже сам Фитти пойдет в атаку. Но команды из боксов не было. Сам Ронни пояснил, что думал уступить перед финишем и даже сбросил газ, но  последний момент передумал ифинишировал первым . Когда же взбешенный Фитти после финиша прибежал в боксы, Колин Чепмен сказал без обедняков, что шансов на титул у того не было и доброе имя команды ему важнее.

Ну а дядюшка Кен вернул своей команде чемпионский титул, и если судить по Италии 73 вполне заслуженный.



1.  Ronnie Peterson
2.  Emerson Fittipaldi+ 0.8
3.  Peter Revson+ 28.8
4.  Jackie Stewart+ 33.2
5.  François Cevert+ 46.2
6. Carlos Reutemann+ 59.8

Любой знаток автоспорта скажет, что главная проблема ралли в том, что, надо ждать пока все проедут, что бы понять после сложения результатов, кто все же победил. В те славные времена ожидание это длилось часами. И Формула 1 в этом плане конечно же выгодно отличалась, все было ясно и понятно, как божий день, пока не наступило Гран При Канады 73.

Хотя все начиналось вполне прилично. Сельский трек в 100 км. от Торонто.  Моспорт Парк, трасса ухабистая, асфальт которой сильно страдал от суровой канадской зимы. Денег на починку его, как и на общее содержание трека у организаторов особо не было. Автодром жил исключительно за счет Гран При Канады и этапа CAN-AM. Но к 1973 CAN-AM уже потерял свою привлекательность и интерес к нему падал. А суровые канадские погоды и отсутствие местных пилотов, отпугивало народ с трибун в Гран При. В 1973 собралось жалкие 40 000 зрителей, в Австрии было в три с половиной раза больше. Но в целом это был неплохой трек, похожий чем то на Нюрбургринг, со своей атмосферой и гонщики сюда приезжать любили.

Правда в 1973 году в Канаде царила атмосфера скандала. И дело даже не в Лотусе и отношении между Фиттипальди и остальной командой.
Например в BRM объявили, что Клей Регацонни переведен в тест-пилоты. Человек, напомню, выиграл для команды поул в первой гонке сезона. Да дальше, из-за проблем шасси пожирающих резину, все пошло не так, Клей не оправдал надежд и стал худшим из трех пилотов команды. Но, как то намекнуть о своём недовольстве можно было и более мягким способом. А то человек прилетел в Канаду а в его болид посадили Питера Гетина. Каких успехов можно было ожидать от команды с таким подходом к делу? Тут больше жалко даже Гетина, который и в политику ввязываться не хотел и погонятся ему хотелось. Увы, Питер хорошо ехал, только когда было вдохновение. На не знакомом болиде, за год отсутствия в Ф1, да ещё испытывая проблемы с тормозами, показать что-то приличное было нелегко.

В Феррари окончательно объявили о разрыве отношений с Иксом и команду представлял один Мерцарио. В Tyrrell появился третий болид, в него усадили Криса Эмона, которому после ужасного сезона в Tecno, надо было доказывать свой статус суперзвезды, талантом не ниже Стюарта.

Впервые с Сильверстоуна, вернулся за руль McLaren, нашкодивший в Британии Шехтер. Наконец в стане Уильямса вторым пилотом на это Гран При стал Тим Шенкен. Бывший пилот Brabham и Surtees, год не выступал так как искал деньги на постройку собственного болида.

А вот в стане Лотуса как ни странно царила отличная атмосфера. В этом конечно была заслуга Эмерсона и его легкого отношения к жизни. Конечно осадок на душе у него остался, не случайно же, на следующий год он так легко убежал в McLaren. Но, отдадим должное, виду, что он как-то обижен, Эмерсон не показал, улыбался, шутил и был готов помочь команде в кубке конструкторов.
2
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
4
Карлос Рётеманн
Brabham BT42 Ford
3
Джоди Шехтер
McLaren M23 Ford
6
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
5
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
8
Ники Лауда
BRM P160 E
7
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
10
Уилсон Фиттипальди
Brabham BT42 Ford
9
Джеки Стюарт
Tyrrell 006 Ford
Эмон - 11-й, Хейльвуд -12-й, Бельтуаз -16-й, Мерцарио и вовсе 20-й, но он  пятницу уничтожил болид.

А вот погода в воскресенье не порадовала. Ужасно холодно, температура была чуть выше 10 градусов. Будто этого было мало, с неба капало.Хорошо хоть не было тумана, чуть было не сорвавшего квалификацию. Но буквально перед стартом с неба не то что дождь пошел, а полило как из шланга. Было дано три прогревачных круга, за которых дождь стих. Наконец с опозданием в полчаса дали старт. Стартовали все на дождевой резине, кроме Бельтуаза. Жан-Пьер надеясь на то, что трасса подсохнет, выбрал промежуточные шины. Француз ещё по Монако 72 получил звание "человека дождя" так что это могло сыграть. Плюс шины Firestone, всегда хорошо смотрелись при мокрых условиях

В пелене брызг гонщики смогли избежать столкновений и без проблем прошли первый круг. Лидировал Петерсон, за ним шел Шехтер, следом Лауда, Фиттипальди стал четвертым, Стюарт был уже пятым впереди Rётеманна, Ревсона, Севера, Оливера, Уилсона Фиттипальди,Ханта и Паче.
Но, однозначно это была гонка Лауды. Паренек, чей ярко-красный шлем было хорошо видно в брызгах, творил историю. На третьем круге, в первом повороте он прошел Шехтера, а на следующем впервые в карьере вышел в лидеры гонки.
После 10 круга Ники уже на 4 секунды опережал ближайшего конкурента и начал обходить круговых! Позади Петерсон и Шехтер вели борьбу за 2-е место, Стюарт и Фиттипальди боролись за 4-е. Не смотря на ужасные условия сходов долго не было. Лишь Мерцарио поехал в боксы с поврежденным носом да из-за отказа движка сошел Гетин.

Но к 15 кругу трасса все же (как надеялся Бельтуаз) стала сохнуть и это изменило позиции. Петерсон, казалось, достаточно прочно закрепился на втором месте с Фиттипальди на третьем.  Четвертым был Паче только что обогнавший Шехтера. Оливер был шестым, в то время как за ним шли Стюарт и Север. Рётеманн был девятым опережая Шенкена, Ханта с Гэнли и Хейльвудом.

На следующем круге Петерсон потерял концентрацию, подпрыгнул на бордюре и влетел в бордюр. Удар был не сильным. Ронни вернулся на трассу, проехал пару поворотов и запарковался на пригорке, шасси оказались поврежденными.

Меж тем Оливер на своём Shadow одним маневром опередил Шехтера и Паче и вышел на третье место.
На 18 круге, первым не выдержал Паче, трек сох так стремительно быстро, что дождевые шины просо разваливались кусками.

Карлуш поехал в боксы и ему поставили слики. На 20 круге его примеру последовал Лауда, он вернулся на трассу 8-м на промежуточной резине. Фиттипальди теперь был во главе с Оливером, Ceвером, Шехтером и Стюартом. Гэнли  был шестым впереди Рётеманна, Лауды, Ревсона, Эмона и остальных.

Следующие 10 кругов Фиттипальди наматывал круги оторвавшись от Оливера на 15 секунд. А на 31-32 кругах вдруг все смешалось в доме Обломских. Сначала в боксы нырнул Фиттипальди и помимо шин ему стали менять ещё и настройки на сухие. Тут же  боксы свернул Оливер, чей пит-стоп длился меньше, так как он менял только шины. Следом в боксы помчались почти все. В этот же момент Север бросился в атаку на Шехтера, Джоди прикрыл калитку и оба болида полетели в барьер.
Бросившимся на помощь маршалам Север сообщил о том, что его ноги зажало. И вот тут то, впервые в Формуле 1 на трассе появилпоявилась машина скорой-помощи (с Севером все оказалось в порядке и освободившись, он даже побежал в боксы пиздить Шехтера).

После трагедии Уильямсона появление таких машин на трассе было разумным шагом, а вот что бы  скорую никто не врезался, организаторы придумали пейс-кар как на старте Инди 500, что бы он сдерживал гонщиков. Желтый Porsche 914 под управлением экс пилота Ф1 Эппи Вицеса, стал такой машиной. Интересно, что офицально пейс-кары признали лишь через 20 лет, в 1993. А до этого они появлялись лишь в Канаде и США.

Все хорошо, но только с многочисленными пит-стопами организаторы совсем потеряли нить гонки и не могли понять, кто же собственно сейчас лидер. По всем раскладам выходило, что Оливер, который провел пит-стоп быстрее Фиттипальди. Но лидером, вдруг назначают Хаудена Гэнли, Гэнли один из последних заезжал на пит-стоп и провел его очень быстро, но он вроде бы должен был проигрывать круг, а может быть круг уже успел отыграть. Вообщем никто ничего понять не мог. С большей вероятностью, лидером просто назвали того, перед кем пейскар выехал.

Что бы как-то выкрутится из данного конфуза, было решено что к отрывам после гонки буду прибавлены те отрывы, что были за два круга до пейс-кара. Это идиотское правило действовало до середины 90-х.
Пейс-кар через 10 кругов ушел а парни стали пытаться что-то изменить. Вот Гэнли уверовав, что он лидер, 8 кругов сдерживает Фиттипальди и Стюарта, проходя каждый свой круг на три секунды быстрее чем он ехал в квалификации. А вот Джеки Оливер думает что он лидер, пропустил вперед Бельтуаза и Ревсона,дабы не рисковать.
 За десять кругов до финиша волнение достигнуло пика, и казалось, как будто Фиттипальди может просто обойти Оливера. Большинство в боксах, в том числе в Макларене подсчитали, что Ревсон третий, так же по общему мнению, Бельтуаз был четвертым Стюарт пятым и шестым Гэнли.
За два круга до финиша Фиттипальди обогнал Оливера и оба они прошли Бельтуаза.

Наконец финишную черту первым пересекает Фиттипальди. Колин Чепмен радостно подбросил вверх кепку, но судья финишер даже не сдвинулся с места. Флагом он махнул лишь когда черту пересекла большая группа машин, лидером которой был Гэнли. Неужто безумные канады решили принести первую победу Фрэнку Уильямсу?
Нет, победителем стал ехавший за ним Питер Ревсон. В дальнейшем многочисленные подсчеты, подтвердили, гонщик, не пролидировавший в гонке и круга, во второй половине взял такой темп, что выиграл гонку.

Остальные позиции вызвали споры, например вышло, что Бельтуаз провел пит-стоп не потеряв мест, что физически быть не могло. Многие считали моральным победителем Фиттипальди. Многие жалели Лауду, который мог бы попасть в хорошие очки, но у него полетела трансмиссия не задолго до финиша. Как бы то не было, один из самых странных Гран При в истории Ф1, закончился.



и любительская съемка

1. Peter Revson
2. Emerson Fittipaldi+ 32,734
3. Jackie Oliver+ 34,505
4. Jean-Pierre Beltoise+ 36,514
5. Jackie Stewart+ 1 Круг
6. Howden Ganley+ 1 Круг
Интересно, что тогдашняя подруга Гэнли, отслеживающая в команде хронометраж, подала протест, утверждая, что по её расчетам Хаудэн все же выиграл. Но видимо в это верили лишь она да сам Хауден, они кстати потом поженились.
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Джеки Стюарт -71
2.Эмерсон Фиттипальди -54
3. Франсуа Север -47
4. Ронни Петерсон -43
5. Питер Ревсон -36
6. Дэнни Халм -23
7. Карлос Рётеманн -12
8. Жаки Икс -12
9. Жан-Пьер Бельтуаз -9
10. Джеймс Хант -8
11. Карлуш Паче -7
12. Артуро Мерцарио -6
13. Джордж Фоллмер -5
14. Джеки Оливер -4
14. Андреа де Адамич -3
15. Уилсон Фиттипальди -3
16. Ники Лауда -2
16. Клей Регаццони -2
17. Крис Эмон -1
17. Гийс ван Леннеп
-1
17
Хауден Гэнли -1
1. Lotus - Ford -83 (87)
2. Tyrrell - Ford -82 (86)
3. McLaren - Ford -55
4. Brabham - Ford -19
5.
BRM -12
6. Ferrari -12
7. Shadow -Ford -9
8. March-Ford-8
9. Surtees-Ford -7
10. Iso-Ford-2
11. Tecno -1
Tags: 1973, Италия, Канада, Формула 1
Subscribe

  • Что пошло не так?

    Выигравший пять гонок подряд в 1992 году, Найджел Мэнселл подходил к ГП Монако с насторожённостью. Да, с одной стороны он здесь фаворит, с другой…

  • Дай пять!

    За несколько дней до Гран При Сан-Марино в Маранелло приехал сам Рон Дэннис. Что это? Может быть готовится сведение двух непримиримых соперников? Но…

  • Вопросы , вопросы

    В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments