Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Череда страшных случайностей

В связи с производственной занятостью,  пост про историю Формулы 1 сегодня, а не как это принято в четверг. Давно прошедшие сезоны, гонки и пилоты в них выступавшие. Сезон 1973 был в самом разгаре. Джеки Стюарта и Эмерсона Фиттипальди разделяло всего очко. В пределах одной победы от них находился Франсуа Север. Но все это оказалось мелочью по сравнению с трагедией одного и мужеством другого пилотов, которое выявилось в ходе "черного" Гран При Голландии 73.

Гран При Голландии в 1972 году, пала жертвой борьбы за безопасность. Следом за Мексикой, Спа и большой части французских трасс. И если у бельгийцев альтернатива Спа нашлась, то у голландцев, кроме Зандворта  ничего больше и не было и трассу бросились спешно переделывать. Ну как, спешно? Когда в 1973 команды прибыли на трек, механики не смогли попасть в боксы, ибо там  ещё что-то доделывали строители (боксы увеличили и в третий раз в истории трассы перенесли).  Переделки на самом деле были масштабны, вместо сетчатых заборов везде поставили отбойники, поменяли ряд поворотов, подальше перенесли часть песчаного пляжа, что был рядом с трассой и обильно её засирал.

После массового побоища в Сильверстоуне, в Голландию  команды приехали в усеченном составе. Во первых McLaren от греха подальше, на всякий случай решили не выставлять накосячевшего Шехтера. Де Адамич из Brabham, все лечил свою сломанную лодыжку и думал стоит ли возврашаться в гонки. Таким обрзом этим команды были представлены привычными двумя болидами вместо трех. Куда интереснее было отсутствие Феррари.  Энцо Феррари было настолько разочарован сезоном, что решил не выставлять команду в гонки, пока не появится новый болид.
Из новинок - Роджер Уильямсон выступил в March вместо Жан-Пьера Жарье, француз в это время штурмовал рекорды в Ф2. И в Williams  в напарники  Гэнли,пригласили местного гонщика ван Ленепа, который, внезапно поразил журналистов   энциклопедическими знаниями в области истории Ф1.

Всю пятницу дул сильный ветер с дождем, поэтому на трассу никто не выезжал (Ревсон и Стюарт, правда проехали пару кругов). Поэтому вся борьба за поул переместилась на субботу, когда светило солнце. И в субботу из борьбы этой выбыл один из фаворитов. При выходе на прямую, отлетело колесо у Эмерсона Фиттипальди, Лотус крепко приложился в барьер, бразилец отделался сильным ушибом ноги,  квалификация была провалена, да и участие в гонки было под вопросом.
  А так выглядела первая  десятка стартовавших
3
Франсуа Север
Tyrrell 006  Ford
2
Джеки Стюарт
Tyrrell 006  Ford
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
5
Карлос Рётерманн
Brabham BT37 Ford
4
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
8
Карлуш Паче
Surtees TS14A Ford
7
Джеймсон Хант
March 731 (Hesketh) Ford
6
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
10
Джеки Оливер
Shadow DN1 Ford
9
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 Е

Лауда - 11-й, Регаццони -12-й, Фиттипальди, который Эмерсон,лишь 16-й. Формально квалификацию не прошел Майкл Хейльвуд (Surtees), у которого в самом начале субботней сессии загорелся движок,но конечно "Майка-Байка" до старта допустили.
В воскресенье снова все небо затянуло, с моря несло сыростью и вообще царила унылая атмосфера, усиленная тем фактом, что  в Голландии было запрещено шуметь и организовывать мероприятия  в воскресенье до часу дня, поэтому на трассу никого не пускали. У Эмерстона опухла лодыжка и ему было больно нажимать педаль тормоза, но на кону был титул и бразилец вышел на старт. А вот фон Опель на старт не вышел, Рикки показал в квалификации отличное 14 время, но увы, утром в Ensign обнаружили трещину подвески и решили мудро сняться с гонки.
В 2;30 гонка наконец стартовала
Петерсон уверенно выиграл старт. Хауден Гэнли легонько подтолкнул BRM Лауды. Австриец, заскользил внутрь поворота и увяз в грязи. Его обидчик поехал в боксы менять передок. Петерсон, Стюарт, Паче (феноменальный порыв) и Север стали отрываться от стаи уже к концу первого круга.
Остальную стаю возглавлял Хант. В начале второго круг Shadow Джеки Оливера, плавно заскользив, уткнулась носом в отбойник. Интересно, что прямо за отбойником стоял конструктор команды Тон Саутгейт. Тони в отчаянье махнул рукой и поплелся в боксы, следом за ним побежал Оливер рассказывать, что у него закусило дроссель.
Тут же в боксы заехал и Фиттипальди младший, все же боли в ноге не давали безопасно управлять болидом.
К пятому кругу все было примерно ясно. Петерсон и Стюарт лидировали. Чуть поодаль шли Паче, Север, Хант, Халм и Рётеманн. После, с небольшим отрывом, шли Ревсон, Регаццони и Бельтуаз, потом Уилсон Фиттипальди и ван Леннеп, голландец был хорош в его только втором Гран-при.  Потом Уильямсон и Пёрли в очень тесной компании, а затем Грэм Хилл впереди Фоллмера, Лауды, Эмона и Хейльвуда, Ники показал хороший прорыв после полета в грязь.  А вот Гэнли после пит-стопа ехал где-то далеко позади.
Ну а на восьмом круге случилась беда.

Роджер Уильямсон, не удержал свой March и разбился на глазах у Пёрли. Не смотря на сильный удар он был жив, но его прижало болидом. А дальше смотрим и понимаем,что как бы мы не ругали современную Ф1, таких сцен к счастью мы теперь, к счастью, не видим.

О причинах и подробностях произошедшего чуть ниже. А пока вернемся к гонке, ибо она остановлена не была. Пилоты продолжали наматывать круги, пока рядом умирал их товарищ. Лишь Дэни Халм сбросил скорость и показывал руками, что гонку надо остановить. Ревсон, Регаццони и Бельтуаз бысторо его нагнали. Столь же быстро их догнал Лауда, не обращавший внимание на желтые флаги.  Его потом спросил насчет флагов и Ники необдуманно ответил,что мол, ему платят не за то, что бы он останавливался в гонке. Вопрос был забыт  вот ответ запомнился и вскоре стало считаться, что Ники так ответил на вопрос, почему он не остановился помочь Уильямсону.
Меж тем из-за взрыва колеса сошел Рётерманн (он где-то наехал на обломок). Разболталось колесо у Паче и бразилец стал проигрывть позиции.  Пришлось ехать на пит-стоп, стартовый рывок оказался испорчен.

Петерсон отрывался все дальше и дальше а Стюарт, очевидно, и не пытался его догнать, держа на хвосте Севера. Хант был стабильно четвертым, с Халмом позади него, с последующими Ревсоном и Бельтуазом; потом Регаццони с Лаудой , и среди них был Паче, вернувшийся в гонку, но с одним кругом отставания. Халм не мог догнать Ханта, и на 31 круге ничего не мог сделать вообще, ибо его двигатель взорвался, и он курсировал в боксы, чтобы сойти. По истечению 40 кругов было небольшое изменение на сцене,  Стюарт начал догонять Петерсона, так как Лотос стал терял скорость.

Регаццони исчез в боксах, как всегда из-за проблем с шинами. У Лауды стал барахлить его топливным насос. К 45 кругу стало ясно, что с Лотусом Петерсона очевидная беда. Его быстро обошли оба Тиррелла. Может быть мог бы обойти и Хант, но у того ушло сцепление и он переключал передачи без его помощи. В свою очередь Ревсон и Бельтуаз были так далеко позади, что Петерсону и Ханту ничем не угрожали.

У Рони Петерсона вылетела передача, а на 66 круге швед уехал в боксы, Cosworth не выдержал изнасилования своей коробки. В итоге Стюарт довел гонку до победы.


1. Jackie Stewart
2. François Cevert + 15.83
3. James Hunt + 1: 03.01
4. Peter Revson + 1: 09.13
5. Jean-Pierre Beltoise  + 1: 13.37
6. Gijs Van Lennep + 2 круга
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Джеки Стюарт -51
2. Эмерсон Фиттипальди -41
3. Франсуа Север -38
4. Ронни Петерсон -25
5. Дэнни Халм -23
6. Питер Ревсон -23
7. Жаки Икс -8
8. Карлос Рётманн -8
8. Джеймс Хант -8
10. Артуро Мерцарио -6
11. Джордж Фоллмер -5
12. Жан-Пьер Бельтуаз -4
13. Андреа де Адамич -3
14. Ники Лауда -2
15. Уилсон Фиттипальди -1
15. Клей Регаццони -1
15. Крис Эмон -1
15. Гийс ван Ленеп
-1
1. Lotus - Ford -62
2. Tyrrell - Ford -60
3. McLaren - Ford -38
4. Brabham - Ford -13
5. March-Ford-8
5. Ferrari -12
6. BRM -7
6. Shadow -Ford -5
9. Tecno-Ford -1
9. Iso-Ford-1
Победа Стюарта, его отрыв в чемпионате, все это померкло на фоне ужасной смерти Роджера Уильмсона и попытки Дэвида Пёрли его спасти. Всегда любил документальное кино про авиакатастрофы, где рассказывают про случайное стечение факторов, приведших к катастрофе, кто-то где-то поторопился, где-то не докрутили, там не досмотрели, тут не дозаправили, дождь, снег, плохое оборудование и большой самолет падает убивая всех своих пассажиров. Не будь хотя бы одного из звеньев катастрофы и большой беды можно было бы избежать. Совершенно все это можно применить и к Роджеру Уильямсону.
Roger Williamson


Download David Bowie Life On Mars for free from pleer.com
М. Мосли Меня очень расстроила гибель Роджера Уильямсона. Он выступал на одной из наших машин, и мы так и не узнали причину случившегося. Извещать его отца пришлось мне: это было ужасно.
Необычайно талантливый парень, по воспоминаниям тех кто его знал. Роджер Уильямсон родился 2 февраля 1948 года в Лейчестере, Англия. В восемь лет Роджер впервые оказался за рулем, папкиного Мини. Папаша евойный был мотогонщиком, участвовал в спидвее и даже побил рекорд одного трека. Плюс у Доджа Уильямсона руки росли оттуда, откуда надо, поэтому первый картинг для своего сына он собрал сам.

Чемпион Великобритании по картингу 1966, участник соревнований на Мини Куперах. В 1971 он перебрался в британскую Формулу 3, показал отличные результаты. В 1972 году Роджер выиграл два из трех британских чемпионатов Формулы 3. Несомненный талант. Но тут карьер Уильямсона застопорилась и запустилась цепь случайностей, которая и приведет к его гибели.

 В 1973 году Роджер должен был стартовать в BRM. Тестировал болид в межсезонье. Но команда сократила число машин и выборе между Уильямсоном и Лаудой, победил кошелек Ники. Все хорошие места оказались заняты и Роджер нашел себя в Ф2. Правда была договоренность с Tyrrell по поводу третьей машины, но у Кена третьего болида все не появлялось, да и дела в Ф2 пошли не очень хорошо. Там на фоне Жарье в тот год вообще все смотрелись бледно и чемпион британской Ф3 не стал исключением. И Роджер испугался, что за счет этого неудачного года, про него могут забыть.

На Гран При Британии Роджер с помощью владельца трассы Брэнч-Хэдс, взял в аренду March, для участия в Ф1. Ничем его выступление не запомнилось, но в March на него обратили внимание. Поэтому, когда в очередной раз этап Ф2 совпал с Гран При Ф1, на замену, ставившему рекорды Жарье, пригласили именно Роджера. Так Уильямсон и оказался в Голландии, где 8 кругов боролся с Дэвидом Пёрли.

Уильямсон не получил каких либо повреждений в столкновении с барьером, но уже была запущенна та самая цепочка событий. Барьер Армко, новый, которым оборудовали трассу. Жуткое дерьмо, не выполнившее свою работу. Если бы барьер устоял, March  не перевернулся бы и Роджер выскочил бы из загоревшейся машины. Но барьер рухнул.

Маршалы не были обучены, что делать в такой ситуации.Они не были одеты в спец. одежду не имели огнетушителей.  Единственный огнетушитель был в машине у Пёрли. Единственное, чем они могли помочь, это быстро перевернуть болид Роджера, но они растерялись. К болиду пытались прорваться зрители, слышавшие, как Уильямсон зовет на помошь, но их не пустила полиция. В итоге сил одного Пёрли оказалось недостаточно.

Через дорогу, в соседнем повороте стояла пожарная машина. Но законопослушные пожарные стали что-то делать, только после команды. Более того, им прошлось проехать трассу целиком, ибо двигаться навстречу движению было запрещено. В результате их работа особо и не понадобилась.

Ну и главный, волновавший многих, вопрос. Почему из гонщиков только Пёрли пытался что-то сделать? Ещё бы два-три пилота в их огнеупорных костюмах явно бы Роджера спасли (вспомним Лауду в 76). Но, увы, почти все гонщики проезжая мимо не поняли что произошло. В том месте боролись лишь Пёрли и Уильямсон. Остальные были либо далеко впереди или сзади. Никто, кроме Дэвида, из гонщиков, аварию не видел. Дэвид Пёрли припарковал свой черный болид в тени, поэтому гонщики выезжая из поворота и видя Пёрли возле горящего болида, думали что он пытается потушить собственную машину. И никто не остановился.

Уильямсон не сгорел заживо. Хоть в чем-то ему повезло и он погиб задохнувшись в дыму. Почему он вылетел с трассы, так установлено не было, все решили, что это была ошибка пилота. Каких либо выводов из этой трагедии так же сделано не будет. Нас ещё ждет ЮАР 77, Италия 78. Единственное, маршалам дали огнетушители, да гонщики, наслушавшись дерьма в свой адрес, стали более охотно бегать, помогать друг другу. Это и спасло жизнь Ники Лауды.
Tags: 1973, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске альбомы от Джексона Броуна и Ледиси. Свежые Тайлор Свифт, Bullet For My Valentine, Лорди и BrainStorm. А начнем с…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие WALK THE MOON и SABATON с Тараканами! Альбом Modest Mouse и вообще много музыки всякой, разнообразной. Iron…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске свеженькая Билли Айлиш, кавер на Нирвану и альбом Сургановой. А начнем с напоминания о том, что понедельник день…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments