Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Громкое возвращение на родину


Четверг,  а значит снова пост про историю Формулы 1 в ваших лентах.   Сезон 1973 года продолжался. Джеки Стюарт отнял бремя лидерства у Эмерсона Фиттипальди. Удивлял дебютант Джоди Шехтер. Победил наконец Ронни Петерсон, а Формула 1 вернулась на историческую родину. Сильверстоун. Великобритания. Страна откуда родом было 80% команд, трасс, где собственно говоря все в 1950 и началось.

Трасса не изменившаяся не на метр с того самого 1950 года, и при развитии аэродинамики, шин и моторов, Сильверстоун превратился в Мекку скорости почище этой вашей Монцы.  Плюс хорошая ширина трассы и относительно плавные повороты, давали хорошую возможность для обгонов.
McLaren выставил сразу три машины. Столь понравившийся на прошлом Гран При Шехтер, окончательно присоединился к Халму и вернувшемуся из США Ревсону.

В Brabham похвастались аж 4 болидами. Вслед за Рётеманном и Уилсоном Фиттипальди, на ВТ42 модель посадили и де Адамича, а старый болид итальянца достался дебютанту Джону Уотсону из Северной Ирландии. Тому участие в Гран При купил спонсоры - дилеры подержанных авто -  Hexagon. Поэтому машина Уотсона был окрашена в цвета детской неожиданности.

Третью машину выставили и в Surtess. Участник гонок спортпрототипов - Йехен Масс, не имел спонсоров, но был быстр и Джо Сертис дал ему старый болид, белый и лишенный каких либо наклеек. В  Уильямс продолжали искать замену Нино Галли. Если во Франции выступил Анри Пескароло, то в Британии был приглашен  Грэм Макрей новозеландец из Ф5000.  4 болида March, - Хант на Марче от Hesketh, были ещё Майкл Бётллер (пропустивший Гран При Фрнции из-за аварии в Ф2), Дэвид Пёрли на болиде 72 года, оба на машинах купленных спонсорами и дебютант Роджер Уильямсон, заменивший временно в заводской команде Жарье (француз был занят подписанием контрактов на следующий год).
Феррари уже традиционно была только с Жаки Иксом. И к Британии новые машины показали в Tecno. У Tecno напомню случилась скандальная ситуация, так как владельцы  и спонсор команды наняли двух разных конструкторов для болида. В итоге было построено две разные машины, убит бюджет  а отдувался за все Крис Эмон.

А так выглядела первая  десятка стартовавших
3
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
2
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
5
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 Е Ford
4
Джеки Стюарт
Tyrrell 006  Ford
8
Карлос Рётерманн
Brabham BT37 Ford
7
Франсуа Север
Tyrrell 006  Ford
6
Джоди Шехтер
McLaren M23 Ford
10
Клей Регаццони
BRM P160 Е
9
Ники Лауда
BRM P160 Е

Рони Петерсон, показал в квалификации какое-то сумасшедшее время, на голову разбив всех, просто за один круг. Ну кому радость, кому горе. Красный от стыда Жаки Икс стартовал лишь 19-м. Самый кошмарный год Феррари, за всю её историю, даже в 1992 не было такого разгрома.
Ну а ниже, часовой, хороший фильм про ГП Британии 73, немного убитый ю-тубовской стабилизацией правда. Ну а для тех, кому глядеть лень или просто захочется чутка подробнее узнать про увиденное, для вас, под фильмом, сполер.

[вот как оно было, ребята]В отличии от Франции в Британии был прогревачный круг, на котором остались Лауда  и Оливер (Shadow), столкнувшиеся между собой, их спешно затолкали в боксы . До этого ещё был парад пилотов и механиков, они дружной колонной прошли вдоль главных трибун. Все свободные места были забиты зрителями, приветствовавшими своих кумиров.  Вообщем царила атмосфера праздника и ничего не предвещало беды. Но беда случилась...
Вот как прошел старт


немного с другого ракурса

Петерсон выиграл старт, но феноменальный прорыв показал Стюарт. В повороте Бескеттс, он вышел в лидеры и первый круг окончил уже с солидным отрывом от шведа. Затем были Шехтер,  Халм, Север, Хант и Ревсон. И тут в последнем повороте первого круга болид Шехтера слегка занесло и он не успел его поймать.

МакЛарен развернуло поперек трассы, он ударился в стенку и отскочил обратно на трассу  прямо под колеса группы преследователей.

Халм, Север, Хант и Ревсон, успели проскочить у остальных же начался ад.





Девять разбитых болидов. Кубы пыли и непонятно что произошло. Это был первый массовый стартовый завал с  Монако 1950 года. Все были напуганы и к счастью у организаторов хватило ума гонку остановить

Серьезно пострадавших не было, если не считать парня справа. Новый Brabham де Адамича оказался серьезно разбит, самого итальянца зажало, со сломанной лодыжкой. Кругом был разлит бензин и все те 40 минут, что спасатели доставали Андреа, он ждал, что сейчас все загорится и он так и останется гореть в болиде с зажатой   ногой. И эта мысль его сломала, пока он лечил сломанную ногу, его мучили кошмары, и тщательно все обдумав де Адамич решил в гонки не возвращаться.

Ну а в ГП Британии тем временем дали повторный старт, на который из-за разбитой техники не смогли выйти - Шехтер, Хейльвуд, Паче, Масс (т.е. Surtees в полно составе, чем довели Джо Сертиса до слез), Пёрли, Бельтуаз (BRM), де Адмич, Уильямсон и Фоллмер. Успели за час починить болид Хилла и появилась возможность выйти во второй раз Лауде. Ну и помимо Лауды, единственным довольным выглядел Эмерсон Фиттипальди, ведь он ещё на прошлом Гран При говорил, что Джоди Шехтер потенциально опасен,  а все над ним смеялись.
Полчетвертого вечера, оставшиеся пилоты наконец стартовали

Петерсон снова выиграл старт, а прорыв на этот раз удался Лауде, перед которым, за счет вылета Шехтера, было свободное пространство на старте. Ники умудрился прорваться на второе  место за Ронни.  Затем Стюарт, Фиттипальди, Халм, Ревсон, Ceвер, Регааццони, Хант, Гэнли, Рётерманн
На первом круге Икс, смог обогнать Гэнли, а Стюарт обошел Лауду, который явно не мог поддержать темп Ронни. Стюарт бросился в погоню за Петерсоном, а остальные застряли за BRM Никки.  На 7 круге Стюарт попытался обойти Петерсона, но ошибся с передачей, задел бордюр и в итоге влетел в траву, где заглох. Он смог вернутся на трассу, но времени было потерянно очень много.
Тем временем Фитти обошел Луду и два черных Лотуса возглавили гонку. Ревсон и Халм также вскоре прошли Лауду, а Хант прошел Севера и вышел на 6-е место. Стюарт шел 13-м, но явно собирался вернуться в очки.   Правда, вскоре ему пришлось ехать в боксы, вытаскивать траву  из радиаторов, лидерам он проигрывал уже круг и на все махнул рукой.
На 25 круге Лауда поехл в боксы, меняь шины. Можно было бы обвинить резину  Firestone, но Хант на такой же резине шел в темпе лидеров, в то время, как, какую гонку подряд, шины плыли именно у BRM

На 34 круге прошел короткий и интенсивный дождь, но он никого не напугал. Ситуация в гонке не менялась и лишь Хант,нагнавший Халам, иногда показывал себя в задних стеклах МакЛарена.  А на 37 круге на обочине остановился Эмерсон -  полетела трансмиссия. Второй сход подряд а значит Стюрт остается лидером чемпионата.
Меж тем, оказалось, что трасса все же успел подмочь и некоторые пилоты стали осторожничать, сбросив скорость. Так Хант и смог  обойти Халма  и выйти на третье место.  А самое главное Питер Ревсон обошел Петерсона.


Трасса быстро подсохла, но между Ревсоном, Петерсоном и Хантом появился небольшой зазор. Ещё больше от них отстал Халм, потом с большим отрывом Север  а следом  за попадание в очки боролись Рётеманн и Регаццони. Джеймс Хант в погоне за лидерами перестарался, он показал быстрый круг, но стер резину. В боксы британец не поехал, но Дэни Халм его обошел обратно.
Больше никаких изменений не было. Питер Ревсон спокойно довел гонку до своей первой победы.








1.  Peter Revson
2.  Ronnie Peterson+ 2.8
3.  Denny Hulme + 3.0
4. James Hunt + 3.4
5.  François Cevert+ 36.6
6. Carlos Reutemann+ 44.7
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1.Джеки Стюарт -42
2. Эмерсон Фиттипальди -41
3. Франсуа Север -32
4. Ронни Петерсон -25
5. Дэнни Халм -23
6. Питер Ревсон -20
7. Жаки Икс -8
8. Карлос Рётманн -8
9. Артуро Мерцарио -6
10. Джордж Фоллмер -5
11. Джеймс Хант -4
12. Андреа де Адамич -3
13. Жан-Пьер Бельтуаз -2
13. Ники Лауда -2
15. Уилсон Фиттипальди -1
15. Клей Регаццони -1
15. Крис Эмон -1
1. Lotus - Ford -62
2. Tyrrell - Ford -51
3. McLaren - Ford -35
4. Brabham - Ford -13
5. Ferrari -12
6. BRM -5
6. Shadow -Ford -5
8. March-Ford-4
9. Tecno-Ford -1
Победа Ревсона никак на борьбу за чемпионство не повлияла, как и само ГП Британии. Да, Север с Петерсоном получили очки, но вмешаться в борьбу они пока не могли.
Как о какой-то борьбе за чемпионство мог только мечтать дебютант ГП Британии Йохен Масс.

Jochen Mass



Download Get Down for free from pleer.com
Дж. Харрисон (гитарист The Beatles) Мне ближе такие гонщики, как Йохан Масс, который, может, никогда не станет чемпионом мира, но он очень хороший человек.
Иоахим Масс родился 30 сентября 1946 в поселке Дорфен близ Мюнхена. Когда-то его считали будущим чемпионом мира, особенно в ФРГ, где вообще считаю, что  он был гораздо более быстрее и талантливее, чем два чемпиона мира выступавшие с ним в одной команде. Но так считали лишь в Германии, а с появлением Миши Шумахера, про Масса позабыли и он вздохнул спокойно.
К автогонкам Йохен прикипел случайно. Его классный  руководитель работал маршалом на гонках и как то взял с собой на гонки учеников. И Масс попал. В 1968 году, парень дебютировал в гонках клуба любителей Альфа Ромео. В 1971 он стал чемпионом ФРГ в кузовных гонках (дедушке DTM, можно сказать), через год чемпионом Европы в кузовных гонках ( ETCC) и выиграл 24 часа Спа.
Масс никогда не выступал в картинге или младших Формулах, он был кузовщик в чистом виде. Не было у него формульного опыта. Поэтому многих удивило, что немец, решил поучаствовать в Формуле 2, ещё больше удивило, что он даже выиграл один этап и хотя не было в 1973 в Ф2 равных  Жан-Пьеру Жарье, Масс, хоть и с отрывом, занял, следом за Жарье, 2-е место в общем зачете.
Наверно, надо было ещё набраться опыта в Ф2, но Йохена позвал Джо Сертис, поверив в немца, не имевшего спонсоров для форрсировния Формулы 1. Итог интересный - массовый завал в первом же  Гран При и ноль очков в 1974 году.

Его единственная победа  в Ф1 пришлась на 1975 год, когда Йохен попал в McLaren. Он станет первым, после фон Трипса, немцем, выигравшим в Фомруле 1, займет 7-е место в чемпионате. НО... но его партнер Эмерсон Фиттипльди будет вице-чемпионом, а за победу в ГП Испании 75 Масс получит лишь половину очков, ведь гонка будет остановлена из-за тяжелой аварии Штомеллена.
В 1976 его партнером стал Хант, просто втоптавший Масса в асфальт. В это же время Масс выиграл шесть гонок чемпионата спортпрототипов. И в немецкой прессе решили что здесь что-то не так, что видимо в британском Макларене не любят немцев и специально Масса притесняют, прям как Марка Уэббера в Ред Булле. И Йохен в это поверил. В 1978 он перешел в чисто немецкую команду ATC и в первой же гонке... уступил Ханту  4 секунды на круге.
Дальше больше. В ГП Британии, Масс угодил в аварию, сломал  левое бедро, колено и лопатку. В 1979 немецкие спонсоры позвали его в Arrows. Первое, что я вспоминаю об этой машине – очень низкая посадка. Приходилось располагаться очень низко, практически лежать. Впрочем я быстро к ней привык. А вот к чему я не смог приспособиться так это к отвратительной управляемости. Причем концепция машины была правильной. Но огромную прижимную силу фактически сводили на нет недостаточно жесткие пружины. Автомобиль козлил на прямых и был совершено разбалансирован в поворотах..

Очков он набрал, столько же, сколько и его напарник - юная звезда Риккардо Патрезе, а толку 13 и 15 места в чемпионатах. Уже всем, кроме немцев,  было ясно, что Масс, хороший человек, хороший гонщик, но кузовшик, его стезя - спорт-прототипы и DTM, не подходят ему современные Формулы. Но Йохен не хотел сдаваться и на свою беду, нашел место в March на 82 год.
В March и произошла трагедия из-за которой имя Масса сейчас многие помнят. На ГП Бельгии во время квалификации в его машину врезался Жиль Вильнев, канадец погиб и хотя Масс в данной аварии не был виноват  он полностью утратил интерес к Ф1. Ещё чуть ранее, он стал единственным пилотом, открыто не подержавшим забастовку пилотов на ГП ЮАР, чем испортил отношения с многими коллегами. Ну а уж когда во Франции, после его столкновения с Бальди, пострадали зрители, Йохен ушел из Формулы насовсем.

Но не из гонок, он дважды был вице-чемпионом чемпионата спорт-прототипов. Чемпион DTM. Победитель 24 часов Ле-Мана 1989 года, кстати, на прототипе Sauber. Именно Масс стал первым наставником молодых  Шумахера, Френтцена и Вендлингера и помог Михаэлю с Карлом попасть в Ф1. В 1992 году Масс пытался пересечь Атлантику на воздушном шаре  и чуть не погиб.

Он и сейчас очень активен и полон жизни. Масс работает в команде музея Mercedes. Он постоянный участник исторических автопробегов и говорит, что будет гонятся, пока может сидеть за рулем. Хороший он человек, но кузовщик.
На этом все. Увидимся
Tags: 1973, Формула 1, британия, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments