Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Шведский триллер

Четверг,  это значит, что снова давно позабытые Гран При Формулы 1 в ваших лентах. История Формулы 1 и людей в ней выступавших. Сезон 1973 года продолжается. Как ни почитаешь авто-спортивную прессу тех лет, так многие проблемы прям как сейчас. И рост бюджетов людей пугал. И мол сама Формула уже не та, что раньше (основная претензия была как ни странно, что машины перекрашены в цвета спонсоров и людям приходится болеть за сигареты и производителей косметики/бензина, а не за команды). И трассы появляются в странах не имеющих гоночных традиции. И сами трассы не интересны, а  старые "ламповые" трассы убивают. Вот много бурчания возникло и с появлением в календаре нового этапа - Гран При Швеции.

По сравнению с красочным Монако, что было за две недели до этого, шведская трасса поражала свои контрастом. Вместо множества поворотов,  длиннющие прямые, соединенные поворотами под углом в 90 градусов, что обещало ад для тормозов. Вместо домов, отелей, яхт и миллионеров, шведская глушь. Небольшой городок Андерсторп, виднеющийся где-то на горизонте, песчаные холмы, редкие сосенки, унылый пейзаж и трасс вписанная во взлетные полосы действующего аэропорта, отсюда собственно и столь впечатляющая длина прямых.


Кочующая труппа пилотов прибыла на гастроли в Швецию с минимальными изменениями в составе. Не было второго пилота Феррари Мерцарио, и Икс представлял итальянцев в одиночку. Не прибыли  де Адамыч с третьим Brabham, Эмон с Tecno. Нани Галли, пилот Williams, после разочаровывающего начала сезона, завязал с гонками. Ему на замену новые спонсоры Фрэнка Уильямса из Мальборо (они стли сотрудничать с ГП Швеции) пытались позвать датчанина Тома Белсо из Ф5000, но что-то там не сошлось по деньгам и команда Фрэнка оказалась представленной одной машиной. Так и не появились дебютанты из Ensign. Не было и Пёрли с Хантом, дебютировавших в прошлом Гран При. Зато  экс пилота Lotus, местный гонщик - Рейне Визелль, взял в аренду March у Дэвид Пёрли, перекрасив его в желтые цвета (чем стал похож на Майкла Батллера, на March, в такой же окраске)

А таковы результаты квалификации. Интересно что, квалификация проходила в два дня, но не в две сесии а в четыре, утром и вечером. Впрочем в субботу время мало кто улучшил и все основные быстрые круги были показаны уже в пятницу, благо трасса простая.  Зато гонщикам удалось проехать хорошую дистанцию, практически полностью равную дистанции гонки.
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
2
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
3
Джеки Стюарт
Tyrrell 006 Ford
4
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
5
Карлос Рётеманн
Brabham BT42 Ford
6
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
7
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
8
Жаки Икс
Ferrari 312 B3
9
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 E
10
Майкл Хейльвуд
Surtees TS14A Ford
55 тысяч зрителей, в главе с принцем Бертилом собрались смотреть, самое крупное спортивное соревнование в Швеции со времен Чемпионата мира по футболу 58 года.  Однако намеченного на 13:30 старта не состоялось. Профсоюз пилотов посчитал,  что место отведенное на трассе для фотографов слишком опасно. Пока Дэнни Халм (как глава профсоюза) согласовывал новое место для фотографов, прошло 20 минут.

Наконец начался прогревачный круг, по ходу которого Рейне Визелль, сломал арендованную машину. Желтый Марч покатился в боксы с погнутым рычагом подвески. Пелотон начал терять участников в ещё не начавшейся гонке. 20 оставшихся  участников с ревом стартовали по отмашке флагом.

19 вошли в первый поворот, ибо на стартовой прямой остался Shadow команды Грэма Хилла с самим Хиллом за рулем. Он смог завестись, но позже сошел из-за проблем с зажиганием.
Первый круг лидерами закончили пара Лотусов с Петерсоном во главе, затем пара Тиррелов с Севером впереди, Рётеманн и Халм. На втором круге Уилсон Фиттипальди (Brabham), зацепил бровку в шпильке и влетел в земляную насыпь, сломав носовое оперение и пробив радиатор.



Остальные же, медленно (на 2,5 секунды медленнее, чем в квалификации) продолжали наматывать круги. Петерсон немного опережал Фиттипальди. Франсуа Север, неожиданно обогнавший Стюарта  пытался нагнать Лотусы, а Халм смог опередить Рётеманна. Далее  Икс (Феррари), Ревсон (McLaren), Хейльвуд (Сёртиз), Бельтуаз (БРМ), Паче (Сёртиз), Гэнли (Уильямс), Лауда (БРМ), Жарье (марч), Оливер (Shadow), Фоллмер (Shadow), Регаццони (BRM) и Баттлер (марч). У Клея Регаццони довольно быстро начались привычные проблемы с резиной  и он уже сто раз пожалел, что купился на деньги Мальборо и перешел в БРМ. Как и Бельтуаз, которого механики BRM зазвали знаками в боксы, увидев, что бак с маслом протекает. Бак заклеили синей изолентой и француз поехал дальше (но во второй половине гонки его двигатель взорвался). У Карлоса Рётеманна начались вибрации его Брэбэма и он подотстал.

По причине сильных вибраций шин, не сложилась гонка и у Surtees. Таким образом картина гонки выглядела так: два Lotus, два Tyrrell и один McLaren, все с одинаковым косвордовским движком и на одинаковых шинах Goodyear.
На 33 круге Стюарту надоело плестись за Севером, тем более начинались круговые, в обгоне которых Франсуа не был силен и шотландец обошел напарника. Джеки стал стремительно нагонять слетанную пару Лотусов. В это время у Дэни Халма внезапно закусило заслонку дросселя  и новозеландец заглох. Он смог перезапустить двигатель, но потерял на этом секунд 15.
На 41 круге Стюарт уперся в Лотусы и повис у них на хвосте, не стал британец спешить с атакой, а решил подождать, когда у  парней Чепмена начнутся технические проблемы. Меж тем Север что-то совсем приуныл и вскоре его догнал  Халм. Далее на большом расстоянии шли Рётеманн, Икс и Ревсон.

 На 55 круге Халму удалось обогнать Севера, у лидеров же ни происходило нечего. Вскоре они догнали на круг Питера Ревсона. Американец стал усиленно делать вид, что он не видит синие флаги, не давал себя обогнать на круг и в результате, его напарник Дэнни Халм, смог нагнать лидеров. Ревсона с горем пополам все же прошли, а вот Север такого чудить не стал и Лотусы, для Стюарта не сдерживал. Икса так же прошли без каких либо проблем. Жаки вообще всю гонку был незаметен.

За 11 кругов до финиша Эмерсон Фиттипальди внезапно резко отстал от Петерсона. Масло из коробки передач, протекло и стало попадать ему на задние тормозные диски. Мгновенно его обогнал Стюарт. Через круг бразильца прошел и Халм, было это на 70-м из 80 кругов. Лидеры уже скрылись с пределов видимости Фиттипальди, коробка которого стала заедать и на 73 круге, его обошел Север, выйдя на 4-е место.

На следующем круге мимо Лотуса проехал Рётеманн. Фиттипальди отчаянно цеплялся за последнее очко и в это время, проблемы, уже ожидаемо, начались у его партнера Петерсона. То же самое, от чего пострадал Фиттипальди в Испании, у Ронни стала спускать задняя левая шина. Эмо тогда смог дотянуть до победы, вот и Ронни начал жестко блокировать Стюарта, не давая себя обойти.
Вообщем последние круги превратились в отличный триллер. Стюарт осторожно пытался  продавить оборону трехколесного Петерсона, сзади на них наседал Халм. В это время, наконец-то сдохла коробка передач у Фиттипальди и он остановился возле финишной прямой, не дотянув три круга до конца.И буквально тут же, внезапно замедляется Стюарт и Халм его обгоняет.

У Джеки, как оказалось, треснул задний левый тормозной диск. Ну а Дэнни Халм, нагнав на своей здоровой машине, больной Лотус Петерсона, обошел того за круг до финиша и был таков.






1.  Denny Hulme
2.  Ronnie Peterson + 4.039
3. François Cevert + 14.667
4.  Carlos Reutemann+ 18.068
5. Jackie Stewart+ 25.998
6.  Jacky Ickx +1 круг
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -41
2. Джеки Стюарт
-39
3. Франсуа Север -24
4. Дэнни Халм -19
5. Питер Ревсон -11
6. Ронни Петерсон -10
7. Артуро Мерцарио -6
7. Жаки Икс -6
9. Джордж Фоллмер -5
10. Андреа де Адамич -3
10. Карлос Рётманн -3
12. Жан-Пьер Бельтуаз -2
12. Ники Лауда -2
14. Уилсон Фиттипальди -1
14. Клей Регаццони -1
14. Крис Эмон -1
1. Tyrrell - Ford -49
2. Lotus - Ford -47
3. McLaren - Ford -26
3. Ferrari -10
5. Brabham - Ford -8
6. BRM -5
6. Shadow -Ford -5
8. Tecno-Ford -1
Вот вроде и не было на ГП Швеции дебютантов, но они были. Сама трасса Андерсторп, тогда называемая Скандинавское гоночное кольцо. Дебютант же

Культовой эта трасса не стала, но для 70-х, в принципе, это было неплохое и интересное кольцо. Построено оно было ещё в 1968 году, на месте высушенного болота и частично задействовала взлетную полосу местного аэродрома.

Уже в 1968 году хотели провести Гран При Швеции, ибо, как раз в 1968 в чемпионате появилось много новых трасс, типа ГП Испании или Австрии.   Но тогдашнее формульное начальство решило, что начинать старт гонки на короткой прямой,  где часть пилотов стоят в повороте и не видят, что происходит впереди, это не есть хорошо и рекомендовало шведам перенести стартовую линию на длинную прямую, ту самую, которая была сделана на взлетно-посадочной полосе.

Казалось бы в чем проблема? Но это означало, перенос вышки судей, отслеживающих процедуру старта/финиша и перенес самых комфортных и дорогих трибун, а главное боксов. Сооружения эти, уже были построены  и перенос было бы делом хлопотным и дорогим, владельцы скандинавского кольца на это не пошли. Казалось на этом все, но в Формуле 1 появляется Ронни Петерсон, фигура культовая в Швеции до сих пор. Человек собирающий толпы фанатов по всему миру и само собой провести гонку в Швеции стало делом выгодным.Про короткую и опасную стартовую прямую сразу же забыли.

Помимо длиннющей прямой и прямоугольных поворотов, что ставили для инженеров команд интересую задачу, трасса в  Андерсторпе запомнилась ещё и необычным расположением пит-стопа.

Как видим въезд на пит-стоп находился прямо на выходе из поворота Каруселль. Необычная вообщем трасса и машины тут побеждали в основном необычные да уникальные. Ну например единственная победа шестиколесного болида Формулы 1 была именно здесь, или первая победа Brabham пылесоса.
Увы в 1978 году Ронни Петерсон погиб, трагически оборвалсь жизнь и другой восходящей звезды шведского автоспорта - Гунара Нильссона и интерес к гонкам в стране резко упал. Уже в 1979 году ГП Швеции выпало из календаря. Весьма средние выступления Стефана Йоханссона, интерес к Формуле 1 шведам не вернул, а больше и не было от этой страны никого, центр скандинавского автоспорта переместился в соседнюю Финляндию.  До 1990 года на этой трассе, проходили этапы Мото ГП, после чего кольцо полностью перешло в пользование местным чемпионатам.
Трасса неплохо сохранилась и сейчас, пускай и нет тут современных, широких зон безопасности. Проведенный здесь в 2007 году этап WTCC, показал, что  Андерсторп вполне годится для международных соревнований. Увы этот же этап снова выявил ту же проблему, без Рони Петерсон, шведы готовы смотреть лишь ралли и кокей. 
Tags: 1973, Формула 1, Швеция
Subscribe

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие WALK THE MOON и SABATON с Тараканами! Альбом Modest Mouse и вообще много музыки всякой, разнообразной. Iron…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске свеженькая Билли Айлиш, кавер на Нирвану и альбом Сургановой. А начнем с напоминания о том, что понедельник день…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments