Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Времена бунта

Сегодня четверг и как того требует график выхода постов в данном унылом бложике,тут должен быть пост про историю Формулы 1. Сезон 1973 года, продолжается и чемпионат наконец-то перебрался в Европу, где все ожидали появление новых болидов и новых команд.  И первым европейскую часть чемпионата открывало Гран При Испании.

Испанская гонка, в те далекие и светлые времена, проходила попеременно то в Мадриде то в Барселоне и в 73 настала очередь Барселоны.  Парк Монжуик с декоративными садами и дворцом, располагался в южной части города, неподалеку от порта. Трасса в парке была интереснее скучной и предсказуемой Харамы, что возле Мадрида. Вообщем обещалась нам хорошая гонка, начавшаяся правда с небольшого демарша. На первую тренировку в четверг никто не приехал. Ассоциация конструкторов Формулы 1, решила не участвовать в первой тренировке в знак малых выплат от организаторов Гран При, якобы выплаты эти не покрывали расходы на все три дня тренировок. В итоге в четверг лишь Грэм Хилл, купивший для собственной команды шасси Shadow, наматывал серию кругов по трассе, пока в боксы к нему не пришли ответственные граждане и попросили не выпендриваться. Вообщем Берни, как лидер новой организации, начал показывать первые зубки и коготки.

В пятницу же, в первую квалификацию. все повываливались на трассу. Новый Lotus 72E, приехал прям с тестов в бельгийском Зольдере.   McLaren выставил сразу три новых М23-х болида.  Совершенно новая  Ferrari 312B3, была в единственном экземпляре, ибо второй болид "приуныл" на тестах. Само собой машина досталась Иксу а Мерцарио осталось лишь сидеть в боксах. У Жан-Пьер Жарье произошло наложение с гонкой в Формуле 2, где он вышел в лидеры чемпионата и поэтому француза в March временно заменил, оставшийся без места, Анри Пескароло.

Был и новый Brabham BT42, он впервые засветился в гонке Чемпионов в Брэндс-Хэтч, где машину полностью уничтожил молодой Джон Уотсон, приглашенный в команду третьим пилотом. Но Берни Экклстоун успел подготовить два болида для основных пилотов и Джон Уотсон, опираясь на костыли, грустно смотрел из боксов на езду Рётерманна и Уилсона Фиттипальди. Вместо Уотсона же, место в третьем Brabham занял, перебравшийся из Surtees Андреа де Адамич, Брэбэм правда у него был прошлогодний, но зато разукрашенный в цвета его персональных спонсоров - Керамики Pagnossin.
 Парк Монжуик меж тем, кольцо шибко напоминавшее Монако, плюс Формула 1 тут была два года назад, когда болиды были значительно уже, а многие пилоты видели вообще эту, довольно сложную трассу впервые. Поэтому демарш FOCA. по бойкоту четверговой практики, дорого вышел пилотам, им пришлось сходу окунутся в квалификацию, не имея толком представления о трассе. В таких экстремальных условиях, всех быстрее оказался невозмутимый Ронни Петерсон.  
2
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
4
Джеки Стюарт
Tyrrell 006 Ford
3
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
6
Жаки Икс
Ferrari 312 B3
5
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
8
Клей Регаццони
BRM P160 Е
7
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
10
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 E
9
Майк Хейльвуд
Surtees TS14A Ford
Не очень удался дебют в квалификации новых Брэбэмов. Лучшим был Уилсон Фиттипальди - 12, а Рётерманн и вовсе 15-й.
В воскресенье, в отличный, солнечный и теплый день, при большом скоплении народа, 21 пилот выстроились на стартовой прямой. Не хватало лишь Хейльвуда, во время утренний разминки, у него взорвался движок, механики успели поставить новый, но буквально к тому времен , как все остальные поехали на прогревачный круг и Майку пришлось стартовать с пит-лейна.  И с пит-лейна Майк наблюдал, как старт все также невозмутимо выиграл Ронни.

Первый круг парни закончили так: Уже с заметным отрывом Петерсон, затем Халм, Стюарт, Север, Бельтуаз, Фиттипальди и Лауда (BRM). На третьем круге Стюарт вышел на 2-е место,но Ронни Петерсона,оторвавшегося уже на три секунды, он был явно не в состоянии догнать. Следом была очень плотная кучка- Халм, Север, Фиттипальди. Затем Бельтуаз собрал паровозик из Лауды, Ревсона, Рётерманна, Икса, Регаццони и Фоллмера на Shadow. Если впереди все было спокойно, то в середине пелотона происходили множественные обгоны. Ревсон, Рётерманн и Фоллмер смогли опередить Икса и все три BRM.  У BRM начались и все так не решаемые проблемы с шинами, которые перегревались и быстро изнашивались в силу каких-то дефектов новой машины. На 12 круге Регаццони уехал на пит-стоп а через круг туда же направился Лауда. Хотя, возможно виноват был их агрессивный стиль, более медленный на трассе Бельтуаз, таких проблем с резиной не имел. К тому времени Петерсон уже исчез с пределов видимости Стюарта. Новый Лотус 72Е впечатлял.

К 18 кругу Петерсон уже стал обходить круговых. Далее ехал Стюарт. Потом в отдалении Халм, Север и Фиттипальди. Затем Ревсон и Рётерманн  и ближайшей борьбой была схватка колесо в колесо между Фоллмером и Иксом.

Как раз на 18 круге эпично сломалась ступица колеса у Андреа де Адамча и Brabham влетел в барьер, к счастью итальянец не пострадал.  Через некоторое время общую стабильность нарушил Халм. Разбалансировалась колесо и новозеландцу пришлось отдать третье место, уехав на пит-стоп. Пит-стоп, по тем временам, это была потеря минимум круга, так что из борьбы за подиум пилот McLaren выбыл.  На 27 круге похожая беда постигла Севера - медленный прокол заднего колеса и он поехал переобуваться. Фиттипальди остался на третьей позиции в гордом одиночестве и где-то сзади от него ехали Ревсон и Рётерманн. Фоллмер, казалось, окончательно выиграл войну с Иксом за 6-е место. А где-то далеко позади шум двигателя заглушили маты, Клей Регаццони поехал на пит-стоп во второй раз, опять поплыла резина.
На 31 круге Икс, внезапно, обогнал Фоллмера, воспользовавшись тем, что американец расслабился, но через 5 кругов пилот Феррари исчез в боксах с  перегретыми тормозами. На этом же круге у Питера Ревсона громко хлопнула выхлопная труба, возможно напугав американца, ибо он, ту же, пропустил Рётерманна на 4-е место.  На 40 круге, опять на пит-стоп поехал Халм - со спущенной шиной.
На границе  очковой зоны шли Бельтуаз, Батллер и Пескароло, но их стремительно догонял вернувшийся из боксов Север.  Вернулся на трассу и Икс, но исключительно для тестов новой машины, ибо проигрывал он пропасть даже Халму.

Ну а потом, вдруг все встало с ног на голову. На 48 круге внезапно дернувшись, поехал в боксы Стюарт. Сломалось крепление тормозного диска, заблокировал одно из колес. Таким образом шотландец оставил Лотусу победный дубль, в дебюте нового шасси. Но на 55 круге стало заметно, что Рётерманн нагоняет Фиттипальди. Причем очень заметно. Бразилец сбросил скорость, ибо почувствовал, что задняя левая шина пришла в негодность.

И вот тут то, в одном из поворотов замедлился Ронни Петерсон. Коробка передач застряла на пятой и как не дергал её швед, ни в какую. С совершенно каменным лицом, Ронни вылез из кокпита и не замечая аплодисменты публики, побрел как зомби в боксы Лотуса.
Перед Эмо же встала дилемма, ехать на пит-стоп или пытаться удержаться с медленно спускающим колесом. Он выбрал второе, хотя Карлс Рётерманн  его явно догонял. Меж ними было 44 секунды, но до конца оставалось ещё 20 кругов, а аргентинец отыгрывал по 2-3 секунды на круге. Но на 67 круге на мостике Лотуса вздохнули с облегчением, аргентинец уехал в боксы с сломанным универсальным шарниром. Тонко балансируя и мягко ведя машину Фиттипальди, в лучших традициях Джимми Кларка, смог доехать до победы, фактически на трех колесах. А вторым оказался сумасшедший Север!

Франсуа не только отыграл круг отставания, но и готовился догнать Фитти, когда уперся в Фоллмера. Зная  о проблемах Эмо, Франсуа, к своему разочарованию, очень долго не мог пройти американца. На подиуме Франсуа что-то пытался рассказать Джорджу о том, что тот новичок, что надо пропускать более быстрые машины. Фоллмер схватив француза за грудки рявкнул "Если  ты такой быстрый, что же ты меня так долго обогнать не мог?" Север растерялся и быстро сдулся.   Четвертым еле доехал Ревсон с трещиной в блоке цилиндров. Бельтуаз был достаточно медленным, что бы не убить шины и попасть в очки. Ну а шестым оказался Дэнни Халм, у которого бензин закончился прям на финишной прямой.







1.  Emerson Fittipaldi
2.  François Cevert+ 42.7
3.  George Follmer+ 1:13.1
4.  Peter Revson +1 круг
5.  Jean-Pierre Beltoise+1 круг
6.  Denny Hulme+1 круг
После убедительного дебюта Лотуса, в стане его соперников воцарилась атмосфера уныния, которая должна была развеяться  новой трассой. Пока Стюарт ездил в Ф1, никакой речи о возвращении Спа в календарь, не шло. Но бельгийскому правительству гонку поиметь хотелось. Попустив 71 год, он предложили в 72 скучнейший Невель, который мало кому понравился. В 1973 году Ф1 приехала во Фламандскую часть Бельгии, где на песчаном взморье, в окружении сосен, спрятался Зольдер. Приятная, небольшая трасса, в красивой глуши, и явно больше подходящая для гонок местных кузовов, чем для скоростных Формул.

И как и месяц назад в Испании, в Бельгии снова все началось с забастовки. На этот раз взбунтовались пилоты. После часа тренировок, выяснялось, что недавно положенный асфальт, летит из под колес комками, разваливаясь на глазах и при этом, этом калеча шины. "Гонка должна пройти в Невеле", гласила резолюция профсоюза пилотов. Лишь два человека её не подписали. Жаки Икс, как бельгийский пилот, сказавший, что владельцы трека сделают все возможное, что бы исправить. И Майкл Хейльвуд, пожавший плечами и сказавший "Давайте уже начнем, это же гонки". Вообщем ребята снова подтвердили репутацию настоящим мужиков, но немного без царя в голове, о чем впрочем все и так знали. Это было в пятницу. В субботу на трассу никто не вышел, кроме Жаки Икса.

Жаки Икс уже давно не входил в профсоюз пилотов, как раз выйдя из него, будучи недовольны политикой Стюарта, по отмене гонок. Он заявил, что даже если больше никто не выйдет на стат в воскресенье, он будет гонятся один, прекрасно понимая, что гонка в зачет ему не пойдет.  В это время пилоты были на совещании с владельцами трассы, руководством ФИА и ФОКА. Внезапно на трассу выехал ещё один болид. Это Нани Галли,опоздавший на совещание, решил, что ну его к черту и сел за руль. Возможно, выезд Галли и повлиял на других пилотов, они отступили. Квалификация состоялась в два этапа в субботу.
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 Е Ford
2
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
3
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
4
Жаки Икс
Ferrari 312 B3
5
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 E
6
Джеки Стюарт
Tyrrell 006 Ford
7
Карлос Рётерманн

Brabham BT42 Ford
8
Карлуш Паче
Surtees TS14A Ford
9
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
10
Питер Ревсон
McLaren M23 Ford
Регаццони 12-й, Хейльвуд - 13-й.
Всю ночь дорожники, клали в разбитых местах, новый асфальт, за счет чего трасса стала там скользкой. Плюс к этому добавьте проблему с морским песком, который, прям как в голландском Зандворте,любил забить заслонки дросселей. Из этого можно сделать вывод, что гонка нас ждала, богатая на сходы.
Интересно, что ещё за 15 минут до старта, не ясно было, как гонщики будут стартовать. Изначально планировалась схема
1 2 3
4 5
6 7 8
9 10
ну и так далее. Но пилоты, резонно заметили, что трасса уж очень узкая для тех машин в ряд. Более того, выяснилось, что организаторы хотят в зачет пустить лишь результат первой половины субботней квалификации. Опять споры, из-за которых стар отложили на 20 минут. Вообщем полный колхоз и деревня.

Старт уверенно выиграл Петерсон, но у шведа болид был восстановлен после аварии в воскресной тренировке и поэтому не важно управлялся. Уже в начале второго круга его опередил Франсуа Север. Француз просто поражал своей формой. На протяжении 20 кругов он все дальше и дальше отрывался от остальных. И перестарался. В шпильке Bolderburg его развернуло и он завяз в газоне. Француз смог выбраться, но а трассу вернулся лишь 8-м.
В лидеры же вышел Фиттипальди

К тому времени уже много народу сошло. Хейльвуд поймал забор в повороте Terlaemen, через пару кругов в его пустой болид прилетел Оливер (Shadow). Из-за забитых фосрунок сошел Халм, из-за тормозов Бельтуаз. В боксах уже были оба Williams, Ferrari не продержалась на трассе  и 6 кругов. Забило песком дроссель у Фоллмера. У шедшего было третьим Рётерманна, взорвался движок. Вообщем конкуренты Севера убывали со страшной силой и вскоре он снова был в очках.

Впереди шел дубль Лотусов - Фиттипальди и Петерсон. 18 кругов Ронни сдерживал Стюарта . Не сдержал, вскоре Джеки шведа прошел. На 25 круге шотландец, в первом повороте прошел Эмо и был таков, сразу уйдя в отрыв.

  К тому времени асфальт стал крошится со страшной силой. И шины перестали выдерживать. Само собой первым же пострадал на 33 круге Регаццони, поехавший на пит-стоп. Через круг лопается шина у Ревсона и Питер улетает в забор. Петерсон скатывался все дальше и дальше из-за проблем с тормозами и в конце-концов сошел. Единсвенный интерес в гонке, это был вновь порывающийся из жопы Франсуа Север. Вскоре француз догнал Фиттипальди, но особой борьбы не было, ибо у Эмо упало давление топлива и движок потерял мощность.

Франсуа потом свою ошибку при потере лидерства в гонке объяснял проблемой с тормозами. Но видимо к концу гонки проблема сама собой прошла, иначе как объяснить, что Север показал быстрый круг. Француз вторую гонку показывал удивительный прорыв. Но если в Испании он уперся в Фоллмера, то в Бельгии в Стюарта и атаковать лидера команды благоразумно не стал. В итоге двойная победа Тиррелла.
Третьим до финища еле дотянул смертельно больной Лотус Фиттипальди. Помимо движка, у него сломалась  планка заднего крыла и упав, заблокировала коробку. Эмо вышел из болида, вытащил планку и покатил дальше, тем самым сохранив своё лидерство в чемпионате.

Четвертым долго шел Лауда, но за два круга до финиша у него стало кончатся топливо. Австриец заехал на быстрый пит-стоп и пропустил вперед Андреа де Адамича. Но все равно, это были первые очки трехкратного. Самый эпохальный батл вышел неожиданно за 6 место. За последние 6 кругов там побывало несколько пилотов. Но Батллер, Жарье, Гэнли и Регаццони сошли в силу разных причин, Жарье например, подскользнувшись, влетел в стоящую на обочине пустую машину Ревсона. Обошлось без травм. В итоге одно очко урвал Крис Эмон, на впервые в этом сезоне, появивщшейся Tecno.

До финиша добралось 9 болидов, что сделало Зольдер самым разрушительным Гран При Бельгии в истории. Даже в черном ГП Бельгии 1960 сошедших было меньше.  Ужасная гонка, плохая организация, скандалы, со временем все это забыло а остался лишь ещё один шаг Стюарта к чемпионству, а как уж этот шаг был сделан, помнят лишь маньяки типа меня.


1.  Jackie Stewart
2. François Cevert+ 31.84
3. Emerson Fittipaldi+ 2:02.79
4.  Andrea de Adamich+ 1 Lap
5.  Niki Lauda
6.  Chris Amon
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -35
2. Джеки Стюарт
-28
3. Франсуа Север -17
4. Дэнни Халм -9
4. Питер Ревсон -9
6. Артуро Мерцарио -6
7. Джордж Фоллмер -5
8. Жаки Икс -5
9. Андреа де Адамич -3
10. Жан-Пьер Бельтуаз -2
10. Ники Лауда -2
12. Уилсон Фиттипальди -1
12. Клей Регаццони -1
12. Крис Эмон -1
1. Tyrrell - Ford -36
2. Lotus - Ford -35
3. McLaren - Ford -15
3. Ferrari -9
5. Brabham - Ford -5
5. BRM -5
5. Shadow -Ford -5
8. Tecno-Ford -1
Эмо удалось сохранить лидерство в личном зачете, а вот в кубке, из-за невезения Петерсона, Лотус пропустил вперед Тиррелл. Ронни пока не смотря на три поула (больше чем у всех), ни разу финиш не видел. На следующей нелдле Монако и тот самый Джеймс Хант с сексом на завтрак.
Tags: 1973, Формула 1
Subscribe

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

  • История в песнях

    90-е продолжается. Итак. Берем один год и в пять выходных вспоминаем, что в нём было хорошего, плохого, важного и не очень важного. Основные…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments