Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Африканский звоночек

Четверг, а значит очередной пост, про историю автоспорта,ждет вас. Сезон 1973 года. Формула 1. Сезон, напомню, начался с двух уверенных побед Эмерсона Фиттипальди. Многие стали подумывать, что в чемпионате в принципе все понятно, тем более, что на четвертом Гран При должна была дебютировать ещё более совершенная и быстрая версия 72 Лотуса. Все оказалось не совсем так. Но, а пока третье Гран При сезона, в ЮАР, на трассе в Кальями. Гонка отделившая мальчиков от мужчин.
Гонка в Кальями всегда была популярной, хоть трасса там довольно медленная и скучноватая, отсюда памятных гонок и не припомнить. Но ГП ЮАР 73 несомненно запомнился хоть и не тем, на что рассчитывали его организаторы.
Отличная осенняя погода. Хорошие призовые, плюс обещание  Ferrari, Brabham и McLaren привезти новые болиды. Плюс обещанный дебют Shadow и Ensign. Все это привело на трибуны более 97 000 человек. Увы не все вышло. Феррари после тестов, решила, что болид ещё сырой. Новый Brabham BT42, который вроде как тоже должен был появится в ЮАР, не успели подготовить. Ну а у  Ensign и их главного спонсора - наследника семейства Опель, случились сложности с поиском помещения для производства болида, машину так же собрать не успели.
Но зато приехал замечательный новый McLaren M23, на тестах побивший рекорд круга в Гудвуде. Вообщем, в команде были уверены, что должны побеждать уже с первых гонок.
Ну и Shadow , после двух пропущенных Гран При приехали в Африку и готовились к старту.


Все остальное, это ребята стартовавшие в Южной Америке, болиды стартовавшие там же, плюс одна местная команда на старой технике из местного чемпионата.
Могу назвать всех гонщиков на фото, а ты юзернейм?

И все же изменения были. Пилот Williams Нанни Галли сломал ногу на тестах, во время обкатки новой машины от  Abarth и его заменил местный гонщик Джек Преториус, два года назад, уже участвовавший в ГП ЮАР. Местная команда   Lucky Strike Racing, принадлежавшая табачникам  и владельцу трассы Алексу Блигнауту, была представлена двумя совершенно разными,но одинаково раскрашенными автомобилями. Старый, первый Лотус 72 с Дэйвом Чальтоном за рулем и чемпион ЮАР в гонках Ф5000 Эдди Кейзан выбрал двухгодичный Tyrrell, на котором Депайе стартовал в ГП США 72.
Далее два видео:
Любительское, не о чем,но передает атмосферу

Компьютерное, но хорошо показано строение болидов и их расскраска + сама трасса

Квалификация запомнилась доминированием нового МакЛарена и сильной аварией Джеки Стюарта. Шотландец не пострадал, но болид, порвавший три линии сетчатого забора, был уничтожен.
 Так выглядела первая десятка стартующих. Отметим, что уже 8 лет выступающий в Ф1 и давно ставший чемпионом мира Дэнни Халм, выиграл свой первый поул. Потенциал 23-го МакЛарена действительно впечатлял.
1
Дэнни Халм
McLaren M23 Ford
2
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
3
Джоди Шехтер
McLaren M19C Ford
4
Ронни Петерсон
Lotus 72 D Ford
5
Клей Регаццони
BRM P160 D
6
Питер Ревсон
McLaren M19C Ford
7
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 D
8
Карлос Рётерманн
Brabham BT37 Ford
9
Карлуш Паче
Surtees TS14A Ford
10
Ники Лауда
BRM P160 D
Икс - 11-й,  Стюарт из-за своей аварии лишь 16-й, Север и вовсе последний, ибо отдал свой болид Джеки, что бы тот успел показать хоть какое-то время в квалификации.Сам Север, стартовал на, с грехом пополам, восстановленной машине Стюарта.  Вообщем у Tyrrell полный провал.

 В три часа дня, воскресенье, когда пилоты выстроились на стартовой прямой, было довольно прохладно, темно и где-то в отдалении поблескивала молния. Приближался тропический шторм. Буря в Африке характерна тем, что с неба выливается большое количество осадков, но длится это буквально минут 10. Вообщем руководство гонки решило, что надо отложить старт, дабы буря прошла. Гонщики подождали 40 минут, но так ничего и не произошло. Видимо буря прошла мимо, наконец-то кто-то догадался и пилоты заняли свои места.
Старт выиграл, окруженный Макларенами Фиттипальди. А вот полностью провалили его пилоты BRM. У Регаццони и Бельтуаза возникли проблемы с сцеплением  и они откатились назад. Так же очень плохо стартовал Икс.
Меж тем Халм смог отыграть неудачный старт и к концу первого круга он вышел в лидеры. Перед Шехтером, Фиттипальди, Ревсоном и Петерсоном. Шестой Рётерманн, а седьмым, после удачного старта оказался Дейв Чарльтон. Майк Хейльвуд (Surtees), Уилсон Фиттипальди (Brabham) и Артуро Мерцарио (Ferrari) завершали первую десятку, а Стюарт провался на 11-е место. Жан-Пьер Бельтуаз поехал в боксы, ремонтировать сцепление и в итоге там и остался.
  К концу третьего круга Халм уже а 3 секунды оторвался от Шехтера.  Потом шли Фиттипальди, Петерсон и Ревсон. Чарльтон отчаянно пытался удержать свое высокое 7 место и перестарался. В одном из поворотов его занесло и он встал поперек трассы. Ехавший следом Хейльвуд не успел разомнутся и снес африканцу нос, при этом  сам развернулся. Чарльтон покатился в сторону боксов. А в это время к месту ДТП мчался Регаццони с пробитой ранее, в толкучке с Иксом, шиной. В итоге не сработали должным образом тормоза  и Клей влетает в зад Хейльвуду. Он выбивает Майку заднее колесо, а сам его BRM разрывается, как консервная банка и загорается. Далее происходит следующее.

Хейльвуд мгновенно, выскочил из машины, а вот  Клей потерял сознание и не двигался. Оба болида объяты пламенем, в то время как судьи с огнетушителями, были в основном одеты в футболки и шорты и просто боялись подойти к огню. Видя все это, Майк Хейльвуд бросился расстегивать ремни безопасности швейцарца, при этом сам Хейльвуд загорелся. Тут успел подбежать, более, менее одетый маршал с огнетушителем и потушил обоих гонщиков. Несомненно Хейльвуд спал Регаццони жизнь.

Клей не успел бы сгореть, но тех секунд, что маршалы бы потом потратили на ремни, хватило бы, что бы он задохнутся в дыму. Как это случилось с Ио Зиффертом в 1971. Подвиг Хейльвуда был оценен и он получил медаль "Святого Георга за мужество" . Интересно, что о случившемся жена Майка узнала из газет, он, приехав после гонки в гостиницу, ей ничего не рассказал.

Все это  время большая и красивая пожарная машина, простояла в боксах вместе с пожарными в спецодеждах. На трассу она выехать не могла, ибо гонку никто не останавливал. Мал кто мог представить, что через полгода ситуация повторится, но все будет куда трагичнее и печальнее. Ну а пока Клей Регаццони отделался ожогом рук и парой синяков и уже через три дня выписался из госпиталя.
Не одни Регаццони с Хейльвудом пали жертвами ошибки Чарльтона. Уворачиваясь от столкновения, разворотил подвеску Жаки Икс. А затем, на обломках, пробил шину ....Дэни Халм, лидер гонки. Дэни поехал в боксы, едва вернувшись, снова пробил шину, снова поехал в боксы и в итоге оказался 19-м.  Таким образом, к восторгу трибун, в лидеры вышел местный мальчишка - Джоди Шехтер.

  Следом за ним шли Фиттипальди, Ревсон, Петерсон и внезапно всю эту четверку проходит один интересный пилот. Причем буквально за два круга.

Сэр Джеки Стюарт, главный борец за безопасность гонок, как только эта самая безопасность коснулась его самого, на неё же наплевал. Под желтыми флагами, Джеки дважды показал быстрейший круг!  Но ладно бы это. В том месте, где догорали болиды, возились люди и ожесточено в воздухе мелькали желтые флаги, Стюарт со спокойной душой обогнал  пилотов Лотуса и оба Макларена и вышел в лидеры гонки.  Фиттипальди возможно ошалел от такой наглости и пропустил в другом месте выпад Ревсона. Теперь два Макларена шли впереди двух Лотусов.

На шестом месте шел было Рётерманн, но медленный прокол погнал аргентинца на пит-стоп. Так впервые в очковую зону попал Ники Лауда. Радость австрийца была недолгой, ибо на 26 круге у него взорвался мотор. Так шестым стал Мерцарио, которого преследовал Карлуш Паче (у бразильца не заладилось начало гонки из-за забарахливших тормозов).
На середине дистанции Питер Ревсон обошел Джоджи Шехтера, у которого поплыли шины. Стюарт к тому времен уже давно скрылся за горизонтом.  Затем Шехтер пропустил Фитипальди, но уверено сдерживал Петерсона. На 49 круге швед поехал в боксы, сломалось управление дроссельной заслонки. Мерцарио вышел на 5-е место,но в попытке догнать лидеров, переборщил и развернулся, в итоге его обошел Джордж Фоллмер на болиде дебютанте - Shadow. Эту парочку обошел было Паче, но за десять кругов до финиша Карлуш оказался в заборе - лопнула шина на прямой.   А за 4 круга до финиша  в боксы поплелся Джоди Шехтер - двигатель приказал долго жить. Таким образом на 3-е место вышел Фиттипальди, 4-м оказался Мерцарио, Джордж Фоллер принес Shadow очки в дебюте, замкнув шестерку. А вот 5-м оказался Дэнни Халм, отыгравший круг отставания после двух проколов.

Без каких либо колебаний босс МакЛарена Тедди Майер подал протест на Сюарта за его обгоны под желтыми флагами. Протест рассмотрели, допросили пилотов и маршалов и пришли к выводу, что действительно Стюарт, обгонял в нарушение правил. Но руководству Ф1, напуганному доминированием Фиттипальди с самого начала чемпионата, так хотелось интриги и борьбы, что все, что получил Стюарт - это строгое предупреждение. Победу ему оставили. С другой стороны 24 секунды преимущества над соперником..... Это не возможно создать одним превышением скорости под желтыми флагами. Стюарт действительно был быстрее всех в тот день, просто доказать это надо был бы, более честными способами.

1.  Jackie Stewart
2. Peter Revson+ 24.55
3.  Emerson Fittipaldi+ 25.06
4.  Arturo Merzario+1 круг
5. Denny Hulme+1 круг
6. George Follmer+1 круг
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -22
2. Джеки Стюарт
-19
3. Дэнни Халм -8
4. Франсуа Север -6
4. Питер Ревсон-6
5. Артуро Мерцарио-6
6. Жаки Икс -5
7. Уилсон Фиттипальди -1
7. Клей Регаццони -1
7. Джордж Фоллмер -1
1. Lotus - Ford -22
2. Tyrrell - Ford -21
3. McLaren - Ford -12
3. Ferrari -9
5. Brabham - Ford -1
5. BRM -1
5. Shadow -Ford -1

В мире есть ограниченный клуб гонщиков Формулы 1, заработавших очки в дебютной гонке. Михаэль Шумахер туда не входит, к примеру. А вот очень пожилой дебютант Джордж Фоллмер вошел.
George Follmer

Джордж родился 27 января 1934 года в городке Финикс, что в Аризоне. Т.е. на момент дебюта в Ф1 ему было уже 39 лет. Правда и начал свой путь в автогонках Джордж довольно поздно. Подростком он работал в автосалоне Фольксвагена и гонял новые жуки по стоянке хранения. На тот момент семья Фоллмера давно перебралась из Аризоны в Калифорнию, центр авто-гоночного безумия США 50-х. И Джордж этим безумием проникся. Дэн Гарни, Филл Хилл, Ричи Гинтер, Кэрол Шэлби - ребята, чья молодость пришлась  на Калифорнию, ночные гонки, чемпионаты на серийных машинах. Где-то в этой же тусовке затесался и Джордж, но для общения с вышеперечисленными звездами он был слишком молод, а когда парни по уезжали в Европу, тусовка распалась. Фоллмер занялся карьерой, успешно работал страховым брокером и в ус не дул, но зуд скорости давал о себе знать.
В 26лет, Фоллмер заявился в клубные гонки.

Ну откровенно говоря, сие были покатушки по выходным, в свободное от работы время.  И где-то до середины 60-х Джордж выступал набегами и на полулюбительском уровне. В 1964 году Фоллмер выиграл чемпионат США среди любителей на машинах объемом до 2 литров, опередив при этом некоторых признанных мастеров. Им заинтересовалось американское отделение Порш и в 1965 Фоллмер наконец-то смог забросить работу брокера и сосредоточиться на гонках.  Чемпион США по гонкам на серийных авто 1965 года. В 1966 Фоллмер финишировал 2-м в своё классе и 7-м в общем зачете 12 часов Себринга.. Наконец в 1967 Роджер Пенске позвал его в CAN-AM, подменить травмированного пилота. Фоллмер регулярно зарабатывал очки, что позволило ему попасть в Индикар.
В 1969 году Фоллмер выиграл этап в Финиксе и выступил в Инди 500, но по большому счету серия его не впечатлила да и сам Джордж не был стабилен. Другое дело серия CAN-AM, вот тут Джордж был очень успешен. Репортеры его даже прозвали Джордж-Ам. В 1972 году, подменив ближе к середине сезона травмированного Марка Донохью в Пенске, Фоллмер стал чемпионом серии. Этим он и привлек внимание владельца конкурирующий конюшни Дона Николса, раскрутившего спонсоров на дебют в Ф1.

Главный успех Фоллмера в Формуле 1 связан даже не с дебютным очком а с следующим Гран При Испании. Там Фоллмер собрав паровозик из желающих его обогнать, финишировал 3-м. А когда Франсуа Север пытался после гонки его урезонить, что мол лидеров надо бы пропускать, Фоллмер схватив его за грудки рявкнул "Если ты такой быстрый, чего же ты меня обогнать то не можешь? " На этом его отношения с паддоком и Формулой 1 расстроились. Более Джордж ничего не показал а по окончании сезона вернулся в США.

Наскар, совсем скатившийся в Унылое Гавно - CAN-AM. В 1978 Джордж едва не погиб, когда на машине по ходу дистанции "закусило" газ. Итогом серьезной аварии стали несколько переломов. На восстановление ушел почти год, но Джордж вновь вышел на старт, чтобы завоевать еще несколько кубков. В 1986 году он умудрился финишировать 3-м в 24 часах Ле-Мана.

Джордж Фоллмер по прежнему жив (вот он в центре), полон сил  и выступает в гонках ветеранов. Многие, как правил американские фанаты, считают его один из самых недооцененных пилотов, что выступал в Фомуле 1. Не соглашусь, но мужик несомненно зачетный.
Tags: 1973, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    Вряд ли ещё кому-то удасться в этом году повторить тот триллер, что устроили в третьем бою Фьюри-Уайлдер. Но уже сегодня глубокой ночью, в Сан-Диего…

  • Ответ на загадку

    Ну что, прыгаете небось на месте от нетерпения, узнать правильный ответ на вчерашний вопрос? Как связана гифка из игры Стрит Фишер, ну так мы её…

  • Конкурс знатоков кинов

    Минстрой разрешил жить в ветхом жилье, если оно «ограниченно годное». Друзья, теперь комментарии в кокурсе где не будет указан год выхода…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments