Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Южно-американское начало

Четверг, а значит самое время для поста по истории автоспорта. Формула 1. Сезон 1973 начинается. Ура.

Традиционно уже сезон начинался в Южной Америке, как и в 1972 году,команды приехали в Аргентину. Южная Америка 70-х не самое благоприятное место для жизни. Сборная СССР по футболу, напомню не попала на ЧМ74, ибо отказалась играть выездной отборочный матч в Чили. Играть на стадионе, где за пару месяцев до этого был сделан большой конц-лагерь для несогласных с военным режимом Пиночета. Полыхало везде, по всему континенту, какой-то порядок пытались установить военные, и кадры как они это делали ,до сих пор входят в золотой фонд фильмов типа "Лики смерти".  Аргентина не стала исключением из этого списка. Ситуация несколько напоминала ту, что возникла пару лет назад перед Гран При Бахрейна. В стране было неспокойно, плюс к этому добавился начинающийся нефтяной кризис, из-за которого компания YPF, отказалось финансировать Гран При. С трудом удалось найти местных спонсоров. Ну а правительство выделило вооруженную охрану к плотам, ибо были слухи, что местные бунтовщики хотят их украсть.  Стюарт и Фиттипальди, как самые хорошо зарабатывающие, щеголяли с собственной охраной.  К счастью никого не украли, но одна из собак охраны, на всякий случай, укусила незадачливого механика.
Итак 96 кругов автодрома имени Оскара Гальвеза, окруженного многотысячной толпой, скандирующей и поющей лучше, чем британские футбольные фанаты, готовы были принять первое Гран При сезона. Странно, но не смотря на открытие нового сезона, в первой гонке дебютантов не было. Даже неопытный Жан-Пьер Жарье имел за плечами одну гонку в Ф1
Техника то же сплошь была прошлогодняя, за исключением  Iso команды Фрэнка Уильямса. Все новинки готовились к дебюту уже в Европе, на 4-м Гран При сезона в Испании. Surtees c BRM показали прошлогодние, но сильно модернизированные шасси. Дебют команды Shadow отложился на 2 гонки, ибо Тони Саутгейт, решил, что его конструкции нужны дополнительные тесты.
И квалификация окончилась неожиданно. Клей Регаццони всем показал, что не зря всю зиму просидел на тестах BRM.
Вот так выглядела первая десятка

2
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
1
Клей Регаццони
BRM P160 В
4
Джеки Стюарт
Tyrrell 005 Ford
3
Жаки Икс
Ferrari 312 B2
6
Франсуа Север
Tyrrell 005 Ford
5
Ронни Петерсон
Lotus 72 D Ford
8
Дэнни Халм
McLaren M19C Ford
7
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 В
10
Майкл
Хейльвуд
Surtees TS14A Ford
9
Карлос Рётерманн
Brabham BT37 Ford
Пока Петерсон оказался медленнее Эмерсона, но он пропустил пятничную квалификацию из-за поломки коробки передач.  Более 100 000 человек собралось смотреть эту гонку, из них несколько десятков тысяч были приехавшими из Бразилии. Стоит отметить также, что впервые механики команд, в день гонки, поснимали с себя грязные робы и одели фирменные, командные комбинезоны, чем вызвали приступ эрекции у зрителей и спонсоров.

19 машин вышло на старт, рванули моторы и болиды исчезли в кубометрах пыли. В первом повороте из облака пыли, первым показался синий Tyrrell.
Но то был не Стюарт, как того ожидали. Джеки зацепил край трассы и упустил несколько мест на старте. А лидером стал Север. Однако, когда француз притормозил в шпильке, мимо него, свой широкий нос, просунул Регаццони. Отличный старт также удался Майку Хейльвуду, прорвавшемуся на 6-е место, но ещё в конце первого круга британца развернуло. Первый круг закончился так:  Регаццони,  Север,  два черно-золотых Лотус Фиттипальди и Петерсона, далее Бельтуаз,Икс  и Халм. Только восьмым Стюарт, перед Рётерманном, Ревсоном и Уилсоном Фиттипальди, Лаудой, Паче, Мерцарио и Жарье а далее уже с большим отрывом Хейльвуд и Батллер. Хде Уильямсы ? А новое творение фирмы Изо, даже не закончило первый круг.    Приводной ремень слетел у Галли. Гэнли же оказался в боксах с забитой пылью дроссельной заслонкой. Проблему решили, но на это ушло три круга.   
Собственно следующие 10 кругов ничего не происходило. Уже забывший что значит лидировать в гонке, Клей, создал отрыв в 3 секунды на первых кругах и этот отрыв так и держался. Стюарт поднялся до 6 места, да Ревсон обошел Рётерманна. 10 круг кончился неудачей для команды Джо Сертиса: у Хейльауда полетел привод, а Паче поехал в боксы со сломанной подвеской.
К 15 кругу Север и пилоты Лотуса догнали Регаццони. Все дальше от этой четверки отставал Бельтуаз, с ужасом наблюдавший в зеркалах надвигающегося Стюарта. Дальше Икс, Ревсон, Халм (которому топливо пролилось на сиденье и стало разъедать комбинезон вместе с куском задницы), Далее Рётерманн, Уилсон и Лауда, остальные уже безнадежно отстали. Все надежды Аргентины умерли, когда Карлос Рётерманн поехал в боксы с заклинившей коробкой передач. Тут же Стюарт прошел Бельтуаза.

Он бросился бешеными темпами догонять 4-ку, которая явно тормозила из-за Клея Регаццони. Шины Firestone у Клея поплыли, но он ещё по прошлому году доказал, что равных в обороне ему нет и пойти швейцарца все никак не удовалось. Стюарт догнал парней и можно было ожидать отличную борьбу 5 машин, но тут же Клей не удержал свой болид и пропустил Севера, а вскоре, в течении следующих 4-5 кругов и оставшихся трех пилотов. Меж тем довольно легко  Стюарт прошел оба Лотуса, Петерсон даже при этом съехал на газон и догнал Севера.

Tyrrell, Tyrrell, Lotus, Lotus, BRM, BRM так выглядела первая шестерка к середине гонки. Каким о чудом за ними держался Икс, Феррари которого теряла мощность, пара Макларенов и Мерцарио на второй Феррари. Однако проблемы БРМ с шинами продолжились и Икс смог их обойти.  Мерцарио же, напротив, сошел из-за коробки передач.
Итак гонка подходила к логическому концу и главный вопрос был применит ли Кен Тиррелл командную тактику. Стюарт, отыгрывая проваленный старт, сильно поубивал шины, поэтому Севера он не догонял, но Фиттипальди успешно сдерживал. Стоило ли в такой ситуации давать Северу команду замедлится? С учетом того, что пока француз будет пропускать Джеки, тут же их может обойти Эмо. Кен решил не рисковать.
У Петерсона стало падать давление топлива и он сбросил скорость. На 67 круге он свернул в боксы. К этому же времени сдался и Клей, он заехал на пит-стоп и угробил на этому кучу времени, зато потом, на новой резине, поехал очень быстро. Увидев это, на пит-стоп поехал и Бельтуаз, да там и остался, заглох движок. Лауда сошел ещё раньше.
Кошки - мышки Стюарта - Фиттипальди окончились, к радости трибун, в пользу Эмо. Почти тут же бразилец побил рекорд круга и бросился догонять Севера. Догнал! Пять кругов Фансуа отбивал атаки бразильца, но на 86 круге (за 10 кругов до финиша) Фиттипальди позже затормозил при входе в поворот и вышел уже лидером. 50 кругов лидировал Север и все профукал.
Фитти спокойно пролидировал оставшиеся 10 кругов и выиграл. Победную кепку в воздух, вместо Чепмена, в этот раз подбросил Питер Уорд, ибо Колин уехал в аэропорт, решать вопросы с доставкой болидов в Бразилию. На 4,7 секунд от Эмо отстал Север. Джеки Стюарт доковылял до финиша 3-м, фактически на 3-х колесах, ибо заднюю шину спустило на последнем круге. Икс мог бы его догнать, но последние пять кругов экономил топливо. Пятым долго шел Ревсон, но на последних кругах у него отказал движок, что дало возможность заработать первые очки Уилсону Фиттипальди.



1. Emerson Fittipaldi
2. François Cevert+ 4.69
3. Jackie Stewart+ 33.19
4.  Jacky Ickx+ 42.57
5.  Denny Hulme+1 круг
6.  Wilson Fittipaldi+1 круг

Через неделю, Формулу 1, впервые в качестве официального Гран При, принимала Бразилия. Трасса Интерлагос, с 1940 года принимала у себя гонки, но весь остальной мир о её существовании узнал само собой из-за новоиспеченного чемпиона мира. Бразильские телевизионщики сняли о Фиттиальди младшем фильм, где показали и трассу, где так сказать , все начиналось. Трасса руководство Формуды заинтересовала.

Трасса извилистая как змея, была в первую очередь интересна зрителям, ибо высоко расположенные трибуны позволял видеть почти любой участок трассы. Главным же минусом было, что это унылый, промышленный пригород Сан-Паулу и по сравнению с тем же Буэнос-Айресом, окружение Интерлагоса проигрывало.
Составы команд и сами болиды не изменились. Лишь в Surtees третью машину выставили для местного пилота Луиса Буено. Какого-то отдельного рассказа, это гонщик увы не стоит. Он всю жизнь выступал в бразильских чемпионатах, неплохо смотрелся в кузовах и шанс появится в Ф1, получил уже на закате карьеры. Далее, как ни странно, интерес к Буено вырос в 00-х, когда он открыл для себя интернет и стал известным в Бразилии блоггером, но в 2011 году Луис, умер от рака.
Ну а вот так выглядели первые 10 стартовых мест на бразильском Гран При.
1
Ронни Петерсон
Lotus 72 D Ford
2
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72 D Ford
3
Жаки Икс
Ferrari 312 B2
4
Клей Регаццони
BRM P160 В
5
Дэнни Халм
McLaren M19 С Ford
6
Карлуш Паче
Surtees TS14A Ford
7
Карлос Рётерманн
Brabham BT37 Ford
8
Джеки Стюарт
Tyrrell 005 Ford
9
Франсуа Север
Tyrrell 005 Ford
10
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160 В
Очередное, неплохое выступление в квалификации Регаццони, показало, что возможно BRM вернулся в стан лидеров.
Разгоряченная толпа, было количеством меньшим чем в Аргентине, зато она была так возбуждена, что её пришлось охлаждать. В прямом смысле.  В воскресенье стояла ужасная жара и пожарные, дабы избежать солнечных ударов в толпе, поливали фанатов из шлангов.
Продолжились южно-американские переключения Williams, во время проверки ппломб на крышке бензобака, комиссия экспертов, случайно включила огнетушители в обоих болидах. Произошло это за 5 минут до старта и Гэнли с Галли стартоваои в наспех помытых машинах.
Ну а перед стартом произошел неприятный эпизод, когда местные горе фанаты,закидали банками с пивом, туристов, поднявших шотландский флаг. Хорошо, что струя из брансбойта быстро всех остудила. Но Стюарта сей эпизод настроил на борьбу.

Он рванул на старте и попытался обойти Фиттиальди справа, слева же его решил обходить, поймавший кураж на родной трассе Паче. Получилась своеобразная коробочка, но Эмо проявил железную хватку и стальные нервы, он остался в главе пелотона. Стюарт и Паче показали чудесный старт, в то время как Икс и Рётерманн его провалили.

К восторгу толпы,после первого круга гонку возглавляли уроженцы Сан-Паулу - Фиттипальди и Паче, далее был Стюарт, затем Петерсон, Икс, Уилсон Фиттипальди, Бельтуаз, Ревсона и Хейльвуд. Уилсон правда радовал толпу не долго - сорвало водяной шланг. Интересно, что все два дня квалификации, Фиттипальди старший мучился с движком.
На втором круге Стюарт прошел Паче. Петерсон оставался 4-м, а вот Питер Ревсон места потерял, отправившись в боксы. Проблема американца была в коробке передач, ибо осталось только две, верхние передачи и продолжать гонку, не было смысла.
На третьем круге Паче пал под атаками Петерсона. В это время,его партнер - Хейльвуд, стал терять мощность движка и его обошли Север с Рётерманном. Карлос, правда, радовался не долго, пришлось ехать в боксы, для ремонта регулятора подачи топлива.

Все казалось шло к двойному успеху Лотусов, ибо вот уже Ронни начал атаковать Стюата, но буквально тут же, его болид влетел в барьер, ибо прямо на прямой у него оторвало правое-заднее колесо. Связано это было с дефектом ступицы колеса от Melmag, с которым так же сталкивались в младших классах Формул. Швед вернулся в боксы целыми и невредимым. Что касается недавнего лидера Паче, то его резина Firestone поплыла и Карлуш все ниже скатывался. Все очень просто и открылся секрет успешного старта, на Surtees стояла быстрая, квалификационная резина.
После десяти кругов ситуация выглядела так: Фиттипальди в пяти секундах над Стюартом, имевшим большой отрыв от Икса.Бельтуаз комфортно 4-й, но к нему приближался Халм, отошедший от проблем с движком, что возникли на первых кругах. Север шестой, впереди Регаццони, устроившего дуэль с Мерцарио. Здесь наиболее интересная была борьба за 3 место между Иксом, Бельтуазом и Халмом. Тут в ударе был Дэни Халм, он через три круга обогнал Бельтуаза, а на 16 круге обошел и Икса. На 17 круге Север уехал в боксы чинить амортизатор. В боксы на пит-стоп поехал и Икс, он пробил колесо.

В спешке бельгийцу обули комплект Мерцарио, но за такие вещи, в те времена с гонок не снимали и не дисквалифицировали. Таким образом к середине гонки ситуации была такова: Фиттипальди и Стюарт, не мешающие друг-другу. Далее Халм, который к Джеки не приближался. Далее BRM Бельтуаза и Регаццони. На хвосте у Клея висел Мерцарио. А на 24 круге Артуро вдруг вышел на 4-е место, так как оба BRM стали барахлить. У Жан-Пьера вылетевший камень повредил проводку а у Клея, по старой, доброй традиции поплыли шины. В итоге на 5-е место вернулся Икс а за ним оказался Хауден Гэнли.

Эмерсон Фиттипальди, одержал уверенную победу, лидируя со старта. Легко и красиво, с отрывом в 16 секунд, отрыв сократился на последнем круге, когда Эмо стал приветствовать зрителей. На последнем круге, побывавший на пит-стопе Регаццон смог обогнать Гэнли и лишить Фрэнка Уильмса первых очков в кубке-конструкторов.
Первые две гонки вводил в уныние, уж очень большим был премущество Фитипальди.

1. Emerson Fittipaldi
2. Jackie Stewart+ 13.5
3. Denny Hulme + 1:46.4
4.  Arturo Merzario + 1 круг
5. Jacky Ickx+ 1 круг
6.  Clay Regazzoni+ 1 круг
Краткое содержание ГП Бразилии

А так пока выглядела турнирная таблицв
Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 6 лучших из оставшихся 7 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -18
2. Джеки Стюарт
-10
3. Франсуа Север -6
4. Дэнни Халм -6
5. Жаки Икс -5
6. Артуро Мерцарио-3
7. Уилсон Фиттипальди -1
7. Клей Регаццони -1
1. Lotus - Ford -18
2. Tyrrell - Ford -12
3. McLaren - Ford -6
3. Ferrari -6
5. Brabham - Ford -1
5. BRM -1
Tags: 1973, Аргентина, Бразилия, Формула 1
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Coldplay, Nine Inch Nails и The Wallflowers, альбом от Royal Blood. Ну и в честь прошедшего праздника начнем…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске старый-новый The White Stripes, свежие Royal Blood и ДДТ, ну а начнем мы с напоминания, что понедельник день тяжелый…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments