Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сезон 1973 - превью

И вроде как сегодня не четверг, но что-то просто вырубило вчера и все тут, а уже половина была написана. Вообщем пост про историю автоспорта Давно прошедшие Гран При и гонщики на них дебютировавшие. С сегодняшнего дня речь пойдет о 1973 годе. Эпическое противостояние Tyrrell против Lotus, стоившее обоим командам больших ресурсов  и чуть обоих не сгубившее. Героизм Хейльвуда и Дэвида Пёрли. Первые успехи Ханта и Лауды. Трагедии Севера и Уильямсона. Появление Гран При Бразилии и Швеции, первое появление пейс-кара. Все это впереди, ну а пока составы команд.
John Player Team Lotus
Пять побед, самый молодой чемпион в истории Ф1, отличная машина, но одна и появившаяся в середине ещё 1970 года. Делать новый болид или выжимать все соки из этого успешного?  Колин Чепмен пошел вторым вариантом.
шасси Lotus 72E двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
В 1973 году опять ужесточили требования к безопасности, на этот раз дело коснулось болидов. Теперь по бокам болидов, должны были быть деформирующие элементы, дабы смягчить удар в случае бокового столкновения. С учетом этого и появилась следующая модификация 72 модели. Более широкая с  интегрированными боковыми понтонами и новым задним крылом. Новичок команды Ронни Петерсон, просто влюбился в эту машину, считая её идеальным болидом для пилота.
Эмерсон Фиттипальди, 26 лет*, победитель 6 Гран При, чемпион мира 1972 года,
*возраст указан на 28.01.1973 т.е. на первое Гран При сезона в Аргентине.
В 1972 году Эмерсон выиграл почти половину гонок прошлого сезона, на 16 очков опередил Стюарта (могло быть и больше, но Джеки уж очень разъездился в последних гонках сезона).  Самый молодой чемпион мира на тот момент. На самой совершенной машине Lotus 72D. А вот новый 72 E ему совершенно не подошел.

Ронни Петерсон, 28 лет, вице чемпион 1971 года
Ронни несколько провалил прошлый сезон, но тому виной, больше March, сменивший по ходу сезона три варианта болида. А так швед уже давно завоевал право выступать в топ-команде.

Elf Team Tyrrell
Прошлый сезон, вроде бы как не вышел из-за язвы желудка Стюарта. Однако болид появившийся в конце сезона, показал очень хороший потенциал.
шасси Tyrrell 006 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Это слегка модифицированная версия 005 от Дарека Гарднера. Совсем небольшие изменения, опять же связанные с нормами безопасности,но внезапно болид с первых же гонок поехал весьма неплохо. Уже во втором Гран При, управлявший этим болидом Север доехал до финиша вторым. Потенциал у машины был хороший, но в первых гонках Стюарт предпочел стартовать на поверенной технике.
Джеки Стюарт, 32 года, чемпион мира 1969, 1971, 22 побед в Гран При
В 1972 году Стюарт много чем занимался: болел гастритом, выступал в Формуле 2 и Европейском Тюнинге, возглавлял профсоюз пилотов, писал книжку. Все это дало почву для разговоров о том, что Джеки уж слишком распыляется.
Франсуа Север, 28 лет, бронзовый призер ЧМ71, победитель ГП США 71
В 1972 году француз лишь три раза оказался в очках, правда два из них на подиуме.Связано это было со старым болидом, доставшимся ему от Стюарта. А вот 73 год Франсуа сразу начинал на новой, изученной на тестах технике. Ну а самым ярким воспоминанием о 72 годе, для него станет 2-е место в 24 часах Ле-Мана.
Yardley Team McLaren
В Маках наметилось улучшение. Первая, за полтора года, победа (Халм в ЮАР), уверенное выступление Ревсона. Отличный дебют Джоди Шехтера. Состав удалось сохранить, плюс совершенно новый болид был представлен на 73 год.
шасси McLaren M23 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Детище Гордона Коппака,при участии Джона Барнарда. В основе этой конструкции был болид штурмовавший в начале 70-х Инди 500 с тем же Ревсоном и Марком Донохью за рулем. По сути это и был индикаровский болид, в который всунули движок Формулы 1. Не самое совершенно решение, но успех оно принесло.
Дэнни Халм , 36 лет, чемпион мира 1967, победитель 6-ти Гран При
Халм, повел чудесный сезон. У него сложились хорошие отношения с Ревсоном. Он выиграл в ЮАР и незачетное Гран При в Олтон-Парке и в итоге занял третье место. Вообщем ветеран показывал, что со счетов его списывать рано.
Питер Ревсон, 33 года,  второй призер ГП Канады 72, один поул, 5- место в 1972 году

От Питера Ревсона, не смотря на его успехи в Индикаре, особо ничего не ждали,помня о его провале в Формуле 1 в 64 году. А он внезапно оказался неплох, особенно когда привык к машине.
Джоди Шехтер,  22 года, (день рождень на следующий день,после первого Гран При сезона), участник Ф-Форд
В первом же Гран При Ф1, талантливый южно-африканец долго ехал третьим и мог приехать на подиум, если бы не дождь. В наступающем сезоне Шехтер должен был стартовать за рулем старой машины и параллельно выступать в северо-американском кузовном чемпионате.

Team Surtees Brooke Bond Oxo
Год 72 сложился для команды отлично. Деньги спонсоров де Адамича. помогли поработать над конструкцией. В итоге Майкл Хейльвуд финишировал 2-м в Италии, все три пилота команды попали в очки и конюшня Джо Сетиса заняла престижное 5-е место в кубке конструкторов. Но де Адамич ушел, Тим Шенкен разругался с Сертисом и тоже команду покинул.

шасси Surtees TS14A двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Майк Хейльвуд, 32 года, второй призер ГП Италии 72, 8-й в чемпионате 72
В 1972 году Майкл стал ещё и чемпионом Формулы 2, вообщем с ним Джо Сертис и связывал свои основные надежды. Как ни как, два чемпиона мира по мотогонкам хорошо понимали друг друга, особенно, если Майкл не попадался на глаза Джо, пьяным.
Жозе Карлуш Паче, 28 лет, 18-й в 1972 году
В 1972 году, мало кому известный бразилец дебютировал, благодаря спонсорской поддержке в команде Уильямса и внезапно набрал очки (хотя в 1971 не смог это сделать в Ф2) и даже финишировал 2-м в одном незачетном Гран При. Вообщем парень рос на глазах и пошел на повышение.
Scuderia Ferrari SpA SEFAC
Год 1972 получился не шибко успешным. Одна победа, никакой борьбы за титул или кубок конструкторов. Виновным Энцо посчитал Клея Регаццони, некстати сломавшего ногу и шины Firestone и от обоих решил избавится.

шасси Ferrari 312B3 двигатель Ferrari 001/11 3.0 B12
За характерную форму носа, новый болид Феррари, прозвали "снегоуборочной техникой". Появилась эта техника довольно поздно, ближе к середине, полностью проваленного сезона.
Жаки Икс, 28 лет, вице чемпион 1969, 1970, победитель 8 Гран При Формулы 1, самый молодой обладатель поул-позиции
Икс, показал в 72 году, что он мастер -  выиграв ГП Германии, в "зеленом аду" Нюрбургринга, сдерживая позади себя самого Стюарта, на более лучшей машине. Все это сильно напомнило времена Фанхио, но те времена безнадежно уходили.

Артуро Мерцарио, 29 лет, участник чемпионата спорт-прототипов, победитель 1000 км. Спа и Тарго Флорио
В дебютной гонке в Ф1, Артуро финишировал в очках, увы он пришел в Феррари в наилхудшее для неё времена.
Motor Racing Developments
Первый сезон под руководством Берни Экклстоуна, команда провела насыщенно. Три болида, поул Рётерманна в дебютном Гран При. Но в целом, провал и жалкое барахтанье на грани очковой зоны. На 1973 год Берни сделал из молодого южно-африканского инженера Гордона Мюррея, главного конструктора команды. А руководителем команды сделал Херби Бланша, менеджера проекта в Формуле 2.

шасси Brabham BT42 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Первый опыт гениального Мюррея, вышел странным и каким-то квадратным на фоне конкурентов. Мюррей попал в Brabham, случайно.  Гордон приехал в Англию, в 1969 году, в надежде устроиться в Лотус, ибо имел опыт переделки Фордов под африканский кузовной чемпионат. Но, само собой, был послан. Лишь случайная встреча с Роном Торанаком, помогла ему, найти небольшую подработку в Brabham. Интересно, что он был младше всех троих пилотов команды.

Болид Андреа де Адамича, пришедшего в команду уже на европейских этапах, несколько отличался по раскраске
Карлос Рётерманн, 30 лет, один поул, 17-й в 1972 году
Благодаря сверх-мягким шинам Карлос смог завоевать поул в дебютной гонке перед родной публикой, но благодаря им-же в гонке благополучно слился. Больше его дебютный сезон ничем не запомнился. Но все же лишь ему, Марио Андретти да Жаку Вильневу, удалось выиграть поул в своей первой же гонке (Нину Фарину в расчет не берем).
Уилсон Фиттипальди, 29 лет
В 1972 году Уилсон финишировал 2-м в одной из гонок Ф2 (долго боролся с Севером за победу) и был третьим во внезачетном Гран При Бразилии. Благодаря этому Уилсон и попал в середине сезона в Ф1, правда ничего особого не показал.
Андреа де Адамич, 31 год, 17-й в 1972 году
В прошлом году де Адамич финишировал на хорошем 4-м месте в ГП Испании, Сезон 73 он также начинал в Surtees, но проведя одну гонку, перебрался в Brabham.
STP March Racing
Три разных версии шасси, и единственное заметное достижение, это третье место в ГП ФРГ для Ронни Петерсона. С учетом того, что в 1970 и 71 March боролся за кубок конструкторов, это был провал. Финансирование от STP сократилось и по сути в 73 году March выступал на машине 72 года с нелепыми переделками под новые нормы безопасности. Просто March больше сконцентрировался на болиде для Формулы 2, где был большой поток покупателей, а Ф1 больше превратилась в рекламный проект.

шасси March 731 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Жан-Пьер Жарье, 26 лет, два подиума в Ф2
Жан-Пьер Жарье дебютировал в Ф1 на легендарном ГП Италии в 1971, планировалось, что он будет лидеров в Ф2 в 72, но его команда обанкротилась и француз остался без места. В 1973 он должен был совмещать выступления в March как в Ф1 так и в Ф2.

На шасси March выступало ещё три команды
Clarke-Mordaunt-Guthrie-Durlacher

шасси March 731 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Продолжались попытки Майкла Баттлераа и его "голубых" друзей, покорить вершины Ф1
Майкл Баттлер, 32 года
Весь 72 год, британец особо заметен не был и выполнял функцию скорее статиста.
Hesketh Racing
Лорд Хескет, эксцентричный человек, средних лет, пришел в Ф1, через спонсирование гонщика Ф3  Энтони Хорсли, для которого Хескет создал команду в Ф2.. Хорсли оказался бесталантен, а вот его напарник Джеймс Хант, оказался быстрым, но очень аварийным пилотом. В середине 73 года, Хескет понял, что если немного добавить, то денег хватит и на Ф1.   А деньги они тратили неимоверно.На гонки команда приезжала на роллс-ройсах, весь персонал останавливался в пятизвездочных отелях, после каждой гонки рекой текло шампанское и бегали по этажам голые девицы.

шасси March 731 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Джеймс Хант, 25 лет, участник Ф2
В середине 72 года Ханта поперли из программы March в Формуле 2 уж слишком часто Хант попадал в аварии. Но оно получилось к лучшему, менеджер смог Ханта пристроить в команду Хескета.  И человек чей комбинезон украшала надпись "Секс - завтрак чемпиона" оказался в команде очень кстати, в виду общности взглядов на жизнь.
LEC Refrigeration Racing
Тут все просто, LEC это компания по производству холодильников. Дэвид Пёрли это сын владельца компании. И реклама есть и гоночные амбиции сына удовлетворены.
шасси March 731 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Дэвид Пёрли,  28 лет, участник европейской Формулы 3, три победы
Дэвида не стоит воспринимать как типичного рента-драйвера, он и младших классах выигрывал и в армии послужить успел и вообще, в дальнейшем  доказал своё мужество, очень наглядно для многих так называемых мачо от Формулы 1.
Frank Williams Racing Cars
Motul и Politoys отказались от своей поддержки команды сэра Фрэнка в конце 1972 года,после провального сезона. Уильямс удалось привлечь поддержку от сигаретного гиганта Marlboro и итальянского производителя спортивных автомобилей Iso Autoveicoli SpA. Однажды Фрэнк уже сильно обжегся, сотудничая с деТомасо, но других вариантов у него небыло.

шасси Iso Marlboro IR двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Детище Джонатана Кларка, внешне очень походило на March и даже расцветки были похожи.
Хауден Гэнли, 31 год, 13-й в 1972
Хауден, перебрался в команду Уильямс из BRM, где он два года ходил в подающих большие надежды, но так эти надежды и не реализовал.
Нанни Галли, 32 года
В 1972 Галли даже провел одну гонку в составе Феррари, но не впечатлил, с другой стороны он занял третье место во внезачетном Гран При Валлелунга. Вообщем периодически этот парень была быстр и тоже ходил в подающих надежды.
Embassy Racing
Старик Грэм Хилл, не довольный атмосферой в Brabham, о создании собственной команды объявил ещё в конце 72 года. Денег было откровенно мало, поэтому от идей самому строить машину, пришлось отказаться. В итоге приобрели совершенно никому не известное шасси от Shadow.

шасси Shadow DN1 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Грэм Хилл, 43 года, двукратный чемпион мира - 1962, 1968, победитель 14 Гран При Формулы 1
Понятно, что рассказы про плохую атмосферу в команде Брэбэм, это была хорошая мина при плохой игре. На самом деле, ясно было, не найти ему места на следующий сезон, а гонятся ещё желание было. Если бы  не вовремя повернувшиеся спонсоры из  компании Imperial Tobacco, возможно на этом бы, славная история гонщика Грэма Хилла закончилась бы. А так она ещё на три года затянулась.
UOP Shadow Racing Team
Ещё один странный формульный проект эпохи 70-х. Дон Николс, основатель команды, тщательно певствовал теорию о том, что он полковник ЦРУ, на пенсии. Отсюда фигуру шпиона на эмблеме и название Тень. Команда впервые появилась в конце 60-х в серии CAN-AM и отметилась разве что смешными, маленькими колесам, якобы для снижения лобового сопротивления. Ещё она активно использовала титановые детали, что позволило Джеку Оливеру, занять 8-е место в чемпионате и Николс решил, что этого достаточно, что бы дебютировать в Формуле 1. Дебюту должен был помочь менеджер Алан Рис, ушедший из March.

шасси Shadow DN1 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Конструкция  Тони Саутгейта, перебежавшего из BRM.  Алюминиевый монокок и двойные поперечные рычаги, и стандартный движок Cosworth DFV.  С ним и всплыла неожиданная проблема. Саутгейт до этого работал с движками BRM и он ожидал, что Форд столь сильно вибрирует. В итоге шасси катастрофически не хватало жесткости и от вибрации движка они разваливались.
Джеки Оливер, 31 год, бронзовый призер ГП Мексики 68, 15-й в 1968 году
Оливер, в Формуле 1 запомнился больше своими красочными авариями. А вот в CAN-Am, он считался зрелым и опятным пилотом. В любом случае "Крэшэр" Джеки Оливер возврашается и это здорово.
Джордж Фоллмер,  39 лет (день рожденье за день до первой гонки сезона), участник Индикар
Вот такой великовозрастный дебютант. Единственным заметным достижением Джорджа, была победа на этапе Индикара в Финиксе в 1969 году.
Team Ensign
Инженер и владелец команды, Морис Нанн сам конструктировал свои болиды. До 73 года он ничем интересным замечен не был, но богатый  Рикки фон Опель, уговорил его, собрать для него болид Формулы 1, благо все оплачено.
шасси Ensign N173 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Рикки фон Опель, 25 лет, чемпион британской Формулы 3 (серия Lombard)
Уроженец США, житель Лихтенштейна, правнук того самого Августа Опеля, он ещё и пилотом был неплохим, но всем воспринимался как типичный рента-драйвер.
Marlboro BRM
BRM смогли (спасибо Бельтуазу)  выиграть в Монако, но в целом 72 было совершено бестолковым сезоном. Планы по выставлению сразу шести болидов для трех платных пилотов и трех рента-драйверов, разбились об недостаток запчастей. Ссоры с гонщиками, разбазаривание огромных выплат от спонсоров. В 1973 году, под нажимом Мальборо, число машин было сокращено до трех.

шасси BRM P160E двигатель BRM P142 3.0 V12
Это была попытка выжать последнее из конструкции Тони Саутгейта.
Жан-Пьер Бельтуаз, 34 года, победитель ГП Монако 72, 5-е место в ЧМ69
Жан-Пьер наконец-то выиграл, но те очки в Монако, так и стали единственными в сезон.

Клей Регаццони, 33 года, победитель ГП Италии 70, бронзовый призер 1970 года
Один подиум за весь сезон, пропуск нескольких Гран При из-за сломанной, во время игры в футбол,  ноги. Взаимное разочарование Феррари и Регаццони усилилось, а тут ещё Мальборо пообещало баснословный гонорар яркому гонщику. И Клей ушел к британцам.
Ники Лауда, 23 года
Лауда неплохо смотрелся в Формуле 2, но в Ф1 все пока закончилось катастрофой и из March его поперли. Это так подействовало на Ники, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством. Но вместо этого взял кредит и купил себе место в BRM.
Martini Racing Team
Деньги Мартини, конструкция Рона Торанака, управление братьев Педерцани, уже приводивших команду к победе в Формуле 2.  Но что-то пошло не так. В 1972 не одного очка. В 1973  команда развалилась на две части. С одной стороны граф Росси, владелец Мартини, начал вырвать власть из рук братьев, самостоятельно пригласив в команду Эмона и гоночного менеджера Дэвида Йорка. Йорк и Росси наняли конструктором Гордена Фоуэлла, в то время как Педерцели наняли  констуктором Алан Макколла. Началась война сторон и команда по сути была обречена.

шасси Tecno E731 двигатель Tecno Series-P 3.0 B12
Крис Эмон, 29 лет, 4-й в 1967 году
Невезение Эмона продолжалось по полной. Матра из Формулы 1 ушла. Заработанные деньги Крис вложил в производство движков для Формулы 2 и пролетел. Пришел в Tecno и там началось сброд и шатание.

Вот такой большой пост вышел. На следующей неделе будет про первое Гран При, а пока все.
Tags: 1973, ferrari, ford, lotus, Формула 1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • От Франкенштейна до бегущего

    2005 год, вроде было недавно, а уже минуло 16 лет. Ну в принципе любой кино пост про научную фантастику можно начинать с таких вот крылатых цитат…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Год 2005, помнишь такой? Там ещё можно было карточку купит, по которой сотовая связь оплачивалась. Не помнишь такого? Сколько лет тебе? У меня, для…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments