Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Очень необщительный чемпион

Ну вот и подошел к концу очередной сезон Формулы 1- 1972. Осталось последнее Гран При сезона - гонка в США, самая выгодная для пилотов в денежном плане. Поэтому, что гонщики, что команды с охотой туда приезжали. Ну а зрителям оставалось смотреть не напряженную тактическую борьбу за очки и титулы, а расслабленную, за победу и большой куш. Что возможно было даже интереснее.
В те годы Уоткинс-Глен был не только выгодной гонкой для пилотов, но он приносил не хилую прибыль организаторам. Это был самый посещаемый Гран При сезона. Чему способствовала традиционная любовь американцев к домикам на колесах. Благодаря этим домикам, народ с четверга жил в окрестностях трассы, отовариваясь жратвой, алкоголем и сувенирной продукцией, а владельцы лишь успевали подсчитывать выручку. В Европе не то, что до такого не додумались, просто не было площадей для тех же кемпингов. Ну а возвращаясь к денежному довольствию. Первые 21 пилот по итогам квалификации получали 6000 баксов только за выход на старт. Первые два призера гонки получали на двоих 100 000. Это цены 72 года, которые смело можно умножить на 10.
Вообщем не стоит объяснять, почему, на старт заявилось аж 35 машин. 4 заявки правда отклонили, но 31 машину до старта допустили. Тут был и третий McLaren с никому не известным южно-африканцем Джоджи Шектером за рулем и вернувшийся в Lotus Дэйв Уокер, за рулем третьей машины.И Марио Андретти на третьем Феррари, и Тиррелл предоставил 3-й болид Патрику Депайе. Тут можно было ожидать массового наплыва BRM, чей босс ещё в начале сезона говорил, что не видит проблем в том, что бы в конце сезона привезли в США 9 машин. Но проблемы оказались. Всех денег Мальборо не хватило, что бы сделать надежным движок. В США еле добралось 4 болида, один из которых выступал с 11 цилиндрами. В итоге в боксах чуть не подрались пилот команды Питер Гетин и менеджер Тим Парнелл, а Брайан Редман (бывший третий пилот McLaren, решивший выступить в США за BRM), сравнил движок своей машины с протухшим пудингом.
Ну, собственно результаты квалификации - первая десятка
3
Дэнни Халм
McLaren M19C Ford
2
Питер Ревсон
McLaren M19C Ford
1
Джеки Стюарт
Tyrrell 005 Ford
5
Карлос Рётеманн
Brabham BT37 Ford
4
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
8
Джоди Шехтер
McLaren M19А Ford
7
Крис Эмон
Matra Simca MS120D
6
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
10
Марио Андретти
Ferrari 312B2
9
Эмерстон Фиттипальди
Lotus 72D Ford

 Очень, конечно, удивил Джоди Шектер показавший в первой же своей квалификации, очень зрелый пилотаж. Да и вообще McLaren приятно удивлял в американских Гран При. Питеру Ревсону до второго поула подряд, не хватило мгновения.

Надо заметить что все два дня квалификации накрапывал дождик и пилоты осторожничали.
В воскресенье с утра все было также пасмурно, периодически моросило и кто-то даже пустил слух об отмене гонки, как это делали в таких случаях в Индикаре. Панику сеяли в основном американские журналисты, мало знакомые с европейскими правилами проведения соревнований. Болиды выехали на утреннюю разминку, которая стала катастрофой для Криса Эмона. У проводившей последнюю гонку в Ф1 Матры, отказал движок, полетел один из цилиндров, а времени для ремонта уже не было. Крис на старт гонки вышел, но стартовал с последнего ряда.
Пилоты выстроились на старте и тут перед болидом Стюарта, быстро щеткой протер асфальт один из механиков. Это имело смысл, ибо Джеки стартовал с пыльной части трассы, просто ранее до такого никто не додумался и у многих вылезли глаза от удивления.
В итоге Джеки Стюарт произвел просто идеальный старт и все его только и видели.  Позади него же, поздно затормозившая Феррари Регаццони влетела в жопу Рётерманна, зацепила Ревсона и вызвала панику на старте. В итоге все это сильно поменяло стартовые позиции.
Стюарт на 4 секунды опережал Дэнни Халма. Затем шел отлично стартовавший Фиттипальди, за ним дебютант Шектер и следом три Феррари - Икс, Регаццони, Андретти.  Рётеманн шел 8-м с сильно помятым носом.Север, Уилсон Фиттипальди (Brabham), Гэнли (BRM). Хейльвуд (Surtees), Паче (Williams-March), Бельтуаз (BRM), Барбер (Gene Mason-March) , Ревсон (в конце круга поехавший в боксы, чинить носовой обтекатель). Петерсон (March), неожиданно провалился на 17-е место и судя по темпу собирался падать ещё ниже (он серьезно разбил болид в квалификации и его толком не успели починить). В последнем повороте Джоди Шехтер, набрался смелости и дебютант обошел действующего чемпиона мира, выйдя на 3-е место.
В конце второго круга, менять нос, в боксы поехал Рётеманн, на этом его гонка можно сказать закончилась, хотя сошел он много позже, из-за движка, на 30 круге.
Меж тем Фиттипальди стал заметно отставать от Шектера, затем пропустил вперед все Феррари, Севера и поехал в боксы. Медленный прокол. Эмо заехал на пит-стоп, потом снова заехал на пит-стоп, а потом и вовсе сошел, как оказалось он где-то повредил задний амортизатор. На пит-стопе ожидали и Франсуа Севера, у которого кусок обивщики попал в заслонку дросселя и не давал той закрыться. Но прошлогодний победитель ГП США, решил, что удача на его стороне, машина едет и не стоит терять на пит-стопе время.
К 23 кругу Стюарт лидировал с преимуществом в 20 секунд над Халмом, которого начал нагонять, поймавший кураж Север. 4-м продолжал ехать Шектер, комфортно оторвавшись на 25 секунд от Икса. А вот шестым оказался Петерсон, в очередной раз показавший себя человеком -зажигалкой. Прорвавшись после проваленного старта (и квалификации), он особенно эффектно обошел местного любимца - Марио Андретти, у которого начались проблемы с управляемостью. Третье Феррари - Регаццони, плелось на 11-й позиции из-за проблем с выхлопом и скоро сошла.

К середине гонки, любимчик Уоткинс-Глена, Франсуа Север, смог найти ключ к обороне Халма и выйти на 2-е место. Позиции теперь выглядели так   Tyrrell, Tyrrell, McLaren, McLaren и Петерсон на 5-м место с Иксом на хвосте.  Через несколько кругов, вдруг в районе 1-го поворота, пошел дождь. Шел он около 2-х минут, другие части трассы не задел и внес в гонку интригу, ибо в первом повороте стало скользко.  И главной его жертвой стал неопытный Шектер

Джоди только что, полный счастья, прошел на круг небольшую группку, возглавляемую Майклом Баттлером (частный March), боровшуюся за 16 место. И тут африканца крутануло и он кормой въехал в раскисшую землю, следом за ним вылетают Баттлер и Грэм Хилл. Хилл даже слегка поддел заглохший Макларен. Два круга Джоди потратил на то, что бы перезапустить движок и выбраться с земляной ловушки. Он вернулся на трассу 15-м, позади Сэма Поузи, на частном Surtees.

Через пару кругов  взорвался двигатель у Уилсона Фиттипальди, вышедшего было на неплохую 6-ю позицию. Икс снова смог обойти Петерсона, а Андретти, с увеличением влажности, почувствовал, что его шины поехали и стал отыгрываться.
Все это мало касалось Джеки Стюарта, доведшего свой отрыв от Севера до 40 секунд. Франсуа впрочем тоже чувствовал себя вполне спокойно. Халм также не видел каких либо соперников. Единственным интересным местом в гонке, стало 4-е. На нем вроде бы должен был ехать Жаки Икс, но у того начались проблемы с выхлопом, от Феррари сыпал столб иск и вскоре Ронни Петерсон смог отыграть позицию обратно. Так они  финишировали швед на 0,4 секунды впереди Икса.
Шестым, накатом пересек черту Андретти, опередивший Патрика Депайе. Француз почти что попал в очки, хоть и закончил первый круг 19-м.
Tyrrell занял весь пьедестал, что говорило о том, что в следующем году их соперникам будет сложновато.А ещё это было пока последнее Гран При в Ф1 для шин  Firestone. В середине сезона, испытывающая проблемы, компания, закрыла свое европейское представительство и в связи с этим, решила, что реклама за счет Формулы 1, ей не нужна. С 1973 года начнется монополия Goodyear, до конца 70-х.

1. Jackie Stewart
2.  François Cevert+ 32.268
3. Danny Hulme + 37.528
4. Ronnie Peterson+ 1:22.516
5. Jacky Ickx + 1:23.119
6. Mario Andretti +1 круг
Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерсон Фиттипальди -61
2. Джеки Стюарт -45
3. Дэнни Халм -39
4. Жаки Икс -27
5. Питер Ревсон -23
6. Франсуа Север -15
7. Клей Регаццони -15
8. Майкл Хельвуд -13
9. Ронни Петерсон -12
9. Крис Эмон -12
11. Жан-Пьер Бельтуаз -9
12. Брайан Редман -4
13. Хауден Гэнли -4
14. Грэм Хилл -4
15. Марио Андретти -4
15. Андреа де Адамич -3
15. Карлос Рётеманн -3
17. Карлуш Паче -3
18. Тим Шенкен -2
19. Артуро Мерцарио -1
19. Питер Гетин
-1
1. Lotus - Cosworth -61
2. Tyrrell - Cosworth -51
3. McLaren - Cosworth -49
4. Ferrari -33
5. Surtees - Cosworth -18
6. March-Cosworth -15
7. BRM -14
8. Matra -12
9. Brabham - Cosworth -7
Отличный дебют для Джоди Шектера. А ведь он впервые за рулем формульного болида оказался всего два года назад. Удивительный парень, будущего чемпион мира. И если чемпиона мира 58 Майкла Хоторна, можно назвать самым позабытым чемпионом, то Джоди Шектера самым недооцененным.   Как то быстро про него постарались забыть, стоило только Михаэлю Шумахеру прервать проклятье Феррари и выиграть для неё чемпионский титул. До этого 20 лет, последним чемпионом Скудери был именно Джоди Шектер, один из умнейших людей, что когда либо выступали в Ф1.
Jody Scheckter
Джоди Дэвид Шектер, родился 29 января 1950 в Ист-Лондоне, что в ЮАР, в семье, неплохо зарабатывающего автомеханика. Он учился в Селборнском колледже, правда с трудом, ибо как и Джеки Стюарт, Джоди был дислексиком, правда не столь безнадежным, как шотландец, но буквы в слова Шектер складывал с трудом. В 12 лет Джоди опробовал карт, ненадолго задержался в мотогонках и, взрослея, одолел череду местных кузовных чемпионатов. Рассчитывать на прогресс можно было только в Европе, а национальная Формула Ford как раз выставила такую путевку в качестве приза победителю. Шектер этот приз и заполучил. Тогда то у него и спросили мол, хотите небось стать чемпионом мира? Да, конечно хочу, и стану чемпионом, подзаработаю на этом бабло да уйду.  Джоди Шектер всегда отличался прямотой.
В 1971 году молодой и никому не известный африканец приезжает в Британию, отрабатывать выигранный приз и осваивать британскую Ф-Форд. И он с ходу становится чемпионом Формулы 1600. При этом, всех поразила его отдача, его вождение на грани безумного, он либо вылетал, либо приезжал первым обогнав ближайшего конкурента на круг. На незнакомых трассах, в чужой стране. Никому не известный пилот. Это был очень и очень быстрый рост по карьерной лестнице. В то время,  когда я был в Формуле Форд, мне предложили два контракта  с McLaren и Surtees, и так, через несколько гонок в Формуле 3, я присоединился к команде McLaren в Формуле 2. Тогда Лотус предложил мне место  в Формуле 1. Я сказал об этом McLaren и они сказали: "Хорошо, мы посадим тебя в третий автомобиль в Уоткинс Глен" Я не помню ни одного дня тестов;. Я думаю, что первая сессия квалификации и был мои первым днем за рулем болида Ф1. Привыкание к нему и изучения трассы. И он показал в квалификации 8-е время! В гонке вы сами, только что читали, лишь неудача с мокрым поворотом, не позволила в дебюте заработать очки.

Тут то о Шектере заговорили в ЮАР. В коем веке, в этой стране, на гонках помешанной, появился быстрый гонщик.  У Джоди нашлись персональные спонсоры и McLaren решил выставлять с ним третий автомобиль на некоторые гонки. Всего была договоренность о 5 Гран При. Ну, я несильно беспокоился о том, что я выступал бы в Ф1 нерегулярно. В конце концов я в тот год выступал в американской Ф5000 и выиграл её, Can-AM и некоторых гонках Формулы 2. И тут произошла катастрофа.
Но сначала был эпизод во время ГП Франции. Джоди Шектер боролся за лидерство и вынес с трассы Эмерсона Фиттипальди. Эмерсон тогда сказал. Этот сумасшедший несет угрозу и себе и всем остальным, он не для Формулы 1. И как в воду глядел. На следующем Гран При, в Британии, Джоди устраивает стартовый завал, стоивший карьеры Андреа де Адамичу. Профсоюз пилотов выступает с резким заявлением, о том, что Джоди Шектер должен быть лишен гоночной лицензии.McLaren сами сообщили, что временно не будут выстускаь Шектера на трассы.
Вообщем за руль он вернулся лишь на Северо-Американские этапы, когда страсти поутихли и о Джоди позабыли. В Канаде шел третьим, но столкнулся с Севером. А перед ГП США, было объявлено, что он, на следующий год, напарником Север в Tyrrell и станет. Джоди Шектер оказался первым человеком, кто подбежал к болиду Франсуа Севера, после трагического вылета француза в квалификации последнего Гран При. Я подошел к кокпиту и нагнулся, чтобы отстегнуть ремень и тогда я увидел, что в этом нет никакого смысла. Это было страшно ... это было первый раз, когда я видел мертвого человека.
Шектер не хочет в этом признаться, но смерть Севера сломала его психологически. От "Дикого ребенка" как его прозвали в начале карьеры, не осталось и следа. В 1974 году в Tyrrell выступал сосредоточенный молодой человек, смертельно боявшийся вступать в единоборства с соперником. Для него главное было аккуратно довести болид до финиша. Ну я очень сочувствовал Кену Тирреллу, у него внутри все бурлило. Ты должен доезжать до финиша и прекращай делать ошибки, говорил мне он.  На парня, проведшего всего 6 Гран При упала большая ответственность. Он стал первым номером в чемпионской команде, ведь Патрик Депайе провел гонок ещё меньше. И с одной стороны Шектер с задачей справился, он выиграл два Гран При и боролся за титул. С другой стороны, с 1974 года и началось падение команды Кена Тиррелла.
Дерек Гарднер (конструктор Tyrrell). "Потеряв Франсуа, и с Джеки на пенсии, мы должны были сделать немедленные изменения.  Джоди  тестировал 006 болид, на котором Джеки и Франсуа был успешными, а он оказался не достаточно быстр. Так что,  я чувствовал, что мы нуждаемся в другой подходе.
Шектер Впечатлил ли я Кена? Я так не думаю. Скорее всего он думал, и возможно он был прав, что если бы в команде был Джеки, они бы снова выиграли титул.  И он не знал, сколько потерял в скорости из-за Патрика и меня. Я не мог настроить этот болид и у меня не было связи с командой.
Гарднер Да возможно, с Джеки мы бы и выиграли титул в 1974 году. Но Джоди очень старался и я чувствовал, что с техникой у него все в порядке. Не было только утонченности. Но мы чувствовал, что Джоди это сила, с которой надо считаться.

В 1976 Шектер снова займет в чемпионате 3-е место. На 6-колесом болиде, который он терпеть не мог. Гарднер После предсезонных тестах, я чувствовал, что Джоди не симпатичен это автомобиль который мы чувствовали, был по своей сути - если не сразу - быстрее, чем 007. Тем не менее, у меня никогда не сложилось впечатление, что он выкладывался  меньшее, чем на 100 процентов в кабине. Мне было жаль, что он уходит.

Большинство очень удивилось. что Шектер ушел в команду дебютант - Wolf. Ни вижу в этом ничего не логичного. Я изучил команду Вальтера Вольфа и увидел, что, он выполняет все мои требования и формирует команду именно под меня. Ему удалось заполучить  Харви Постлетуэйта и Питера Уорра. Действительно Вальтер Вольф выбрал 4-х пилотов, кого он хотел бы видеть в команде - Лауда, Шектер, Ронни Петерсон и Андретти, что бы построить вокруг гонщика команду. Лауда был занят контрактом с Феррари, а следующим в списке Вольфа шел Джоди и Вальтер Вольф не скупился. Итог хорош. В 1977 Джоди Шектер стал вице чемпионом мира, правда далеко от Лауды.

А в 1979 он принял новый вызов. Феррари и всеобщий любимец Жиль Вильнев в напарниках. И первые два Гран При Вильнев выступил значительно лучше Шектера. Ж. Вильнев Джоди ещё привыкает к команде, ищет свое место. У меня больше опыта в этой команде. А это опыт нельзя купить или воспринять через чьи-то рассказы – ты можешь его только накопить, только сам. Что касается скорости, то тут мы вполне совместимы. Нас разделяют лишь только доли секунды.

А затем было ГП Монако Я всегда буду помнить, как близко подошел к пределу в той квалификации. Я был так решительно настроен  победить Жиля. На моих важных квалификационных кругах, я касался ограждения в двух местах, и обод руля согнулся  от того, что  я пытался войти в повороты. Вот как интенсивно я атаковал. Я должен был сделать это. Я должен был бить его. И если бы я его тогда не обогнал бы, не обогнал бы никогда. И Шектер обогнал Жиля и в квалификации и в гонке. А потом ещё раз  и ещё.

Принято считать, что Джоди Шектер стал чемпионом мира, из-за командной тактики, что мол угробили чемпионство  Вильнева из-за медленного, но стабильного Шектера, который номинально был первым номером. Это не совсем так. Во первых командная тактика за сезон была лишь раз, в Италии, где Вильнев специально пропустил Шектера вперед, дабы в Монце у Феррари уж был бы свой чемпион. Во вторых Джоди Шектер победил Вильнева в квалификациях, а в гонках Жиль хоть и был быстрее, но был не так стабилен. Все помнят, как любил, периодически канадец излишне рисковать, за что его и любят до сих пор. Просто не всегда риск был оправдан. Ну и сам Вильнев, ещё по ходу сезона, признавал, чо может быть пока не готов активно бороться с Шектером, ибо чувствует, что немного не хватает ему опыта и что все его чемпионские титулы впереди. Думаю, между мной и Вильневым была разница. Он пытался выиграть каждый круг.
После финиша в Монце, ко мне подбежал один из механиков и крикнул, «титул пропал, машина не прошла тех осмотр и тебя дисквалифицировали», а затем «я пошутил». Я готов был его убить, настолько мне его шутка показалась не смешной.  Многие говорят, что та машина 1979 года была страшная и плоская. Не знаю, каждый раз как я вижу её фотографию, я в душе восклицаю «Какая это красавица».

Быть может, Форгьери (главный инженер) и был сумасшедшим, но в своем деле он был великолепен, и мы часто спорили. Со «Стариком» такое было невозможно. Я пытался вести себя профессионально. Я пришел туда, чтобы выиграть гонки, не более. Феррари просто не желал слышать, что его подвела машина, особенно если речь шла о двигателе. Помню, однажды я сказал ему, что Cosworth развивает на прямых участках большую мощь, чем мы. Эти слова обидели Энцо, нельзя было говорить, что его двигатели проигрывают кому-то в мощности. Помню, когда я выиграл чемпионский титул, он не сказал мне не слова. Не прислал письмо, не позвонил, ничего. Только несколько недель спустя, когда мы встретились во Фьорано, он шел позади и окликнул, «Эй, чемпион!». Это было единственное слово о моем титуле, когда либо услышанное от него. В конце сезона команда проводит ежегодный банкет и огромная толпа – механики, испытатели, инженеры, просто куча народу – получает призы. Мне достался вздыбившийся жеребец на деревянной подставке. Одна нога у него была сломана и была просто припаяна на место.
А в 1980 Феррари провалилась. Что то изменилось. Хотя я по прежнему просыпался по ночам с мыслей, о том,, что надо улучшить в машине. Я все так же выкладывался на тестах. Но, когда вы привыкаете к борьбе за победы, борьбой за 14 место, трудно  увлечься. И Шектер ушел. Ему было всего 30 и у него перед носом махали чековой книжкой парни из Рено. Но Джоди решил что хватит, возможно он вспомнил, как 7 лет назад, пытался расстегнуть ремень Франсуа Севера.

Мне нравятся итальянцы и их образ жизни. Мы с супругой сняли квартиру в Модене, и хотя я не говорил по-итальянски, чувствовал себя там почти как дома. Будучи чемпионом, ты принадлежишь этой семье. И поверьте, когда все, кто сидит за обедом, встают со своих мест и аплодируют, становиться ясно, насколько они влюблены в этот спорт. В 1981 году, Шектер совершенно неожиданно стал чемпионом Европы по десятиборью. Физическая форма у него была потрясающая. Бег, стрельба, с последней и связаны были интересы Джоди. Шектер  организовал фирму по производству стрелкового оборудования, фирма принесла миллионный доход. Она занималась производством стрелковых тренажеров для армии и спецслужб. Когда же понадобились деньги на карьеру Томаса Шектера - сына Джоди от первого брака, Шектер старший фирму продал.

Сейчас он нашел себя в другой сфере. У Шектера ферма в Англии. Элитные породы свиней и коров, экологически чистое мясо. В области мяса и питания Шектер считается лучшим экспертом в Великобритании и его часто приглашают  на ТВ как эксперта. Почему же имя его, столь редко упоминается в авто-спортивной прессе. Куда реже того же Джонса, Росберга,? Ну во первых Джоди редко бывает в авто-спортивной тусовке у него сейчас другие интересы, в этом он чем-то похож на Эдди Ирвайна. А во вторых Да, это все журналисты виноваты. Какого-то черта, три года подряд давали мне приз самого некоммуникабельного пилота. Я эти горжусь. Я не мог стать вторым Джек Стюартом, выкладываться работая на благо команды и одновременно находить время на общение с прессой. Для меня это было невозможно.
Tags: 1972, США, Формула 1, пилоты Ф1, чемпионы мира
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет, очередная порция клубных новинок и снова не плохая. Есть Illenium, Skrillex и дажке Араш для антруажу. Все там под катом. Illenium,…

  • Кислотная среда

    Ребяки, хорошие новинки на этой неделе. Особено порадовала инструменталка. Без ремиксов не обошлось, но такие нынче модные веения. В общем слушайте,…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments