Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Контуры будущего из тумана

Четверг, а знач настало время автоспортивных историй. Формула 1, давно пошедшие Гран При и гонщики в них выступавшие. Сезон 1972 подходил к концу. Оставалось два северо-американских Гран При. Чемпион мира определился ещё на Гран При Италии. Поэтому пилотам, оставалось лишь расслабится, получать удовольствие и бороться за призовые, которые в Северной Америке, традиционно были щедрыми. И в первую очередь все это относилось к Джеки Стюарту. На шотландца, за досрочно потерянный титул, набросилась вся британская пресса. Да, объективно Стюарт упустил титул, из-за затянувшегося перехода Tyrrell на новый болид и обострение язвенной болезни. Из-за недуга Джеки пропустил одну гонку, а в Испании, развернулся, вроде бы из-за внезапного приступа. Но журналисты обатили внимание, что Стюарт не особо боролся по ходу сезона, относился прохладно к тестам да и вообще больше был занят выпуском собственной книг  воспоминаний. Вообщем человек зазвездился. Ответить на слова критики Джеки предстояло на ГП Канады.
ГП Канады 72 должен был проходить на довольно интересном кольце Сант-Жови. Но владелец автодрома что-то там не поделил с автоспортивным комитетом Канады и этап вернулся в  Моспорт Парк, в провинцию Онтарио, второй год подряд. Пригород Торонто, холмистая, лесная и довольно красивая местность. Хороший автодром с одним минусом. Суровые канадский климат, быстро разрушал асфальт. Многие пилоты надеялись, что покрытие трассы успеют поменять. Но из-за этой чехарды с автодромами, сделать это не успели. Хорош, хоть, дополнительных бордюров безопасности успели понавтыкать, а то вообщем бы ГП Канады оказался бы под вопросом.
Из перестановок в составах, отметим уход конструктора Тони Саутгейта из BRM, его пригласили проектировать болид для новой команды Shadow, готовящийся к дебюту в 1973. В том же BRM, должен был выйти на старт, местный гонщик Билл Брак, уже как-то BRM здесь представлявший, в далеком 69. Ну а другой гонщик BRM Рейне Визелль, временно вернулся за руль Лотуса, заменив, полностью повалившего сезон Дэйва Уокера.
Ну а в квалификации неожиданно для всех выстрелили пилоты McLaren. Халм и Ревсон хорош знали эту трассу по серии Can-AM. Плюс, возможно шасси МакЛаена лучше справлялось с ухабами. Вообщем Питер Ревсон, внезапно выиграл первый поул в карьере.
 Как всегда первая десятка стартующих в таблице
3
Ронни Петерсон
March 721G Ford
2
Дэни Халм
McLaren M19C Ford
1
Питер Ревсон
McLaren M19C Ford
5
Джеки Стюарт
Tyrrell 005 Ford
4
Эмерстон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
8
Жаки Икс
Ferrari 312B2
7
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
6
Франсуа Север
Tyrrell 006 Ford
10
Крис Эмон
Matra Simca MS120D
9
Карлос Рётеманн
Brabham BT37 Ford
В 1971 году ГП Канады закончился досрочно, из-за невесть откуда взявшегося тумана, то в 1972 она все никак не могла из-за него начаться.  Перенесли гонки сопутствующие этапу. Сам старт перенесли на два часа. Туман все висел и висел. А меж тем толпа, побившая рекорд посещения ГП Канады, начала уже требовать вернуть им деньги за билет. К 14:30 туман немного рассеялся, Стюарт проехав круг, пояснил организаторам, что условия невозможные и начинать гонку нельзя. В это время по трассе пробный круг стал ехать Фиттипальди и чемпиона мира, неожиданно озарило солнце. Будто сам господь бог решил посмотреть, кто это стал у нас чемпионом мира и разогнал туман. Тут же было объявлено о старте гонки. Правда трасса продолжала быть сырой и итак стартовавший последним Дерек Белл, например, не смог на контрольном круге удержать свою Tecno и разбил болид, повредив подвеску. Но это были уже мелочи.

А ещё долгое ожидание старта, сказалось плохо не некоторых парнях. Иначе как ещё объяснить, что совершенно провалил старт Халм, он дернулся и заглушил мотор. Скорее всего по нему ориентировался и Ревсон, тоже старт проспавший, это позволило в лидеры вырваться Петерсону.
Более того, проваливавшие старт Макларены, преградили путь соперникам шведа и Ронии пошел в отрыв. В первом повороте, вся эта куча гонщиков, пытаясь догнать Ронни, подняла облако грязи и мелких камушков, повредив ими многим дроссельные заслонки. Дэни Халм в итоге с поднятым дросселем ехал несколько кругов. А Ники Лауда (March) и Скип Барбер (March команды Gene Mason) для ремонта, отправились в боксы, где застряли надолго. Бабер так и вовсе из боксов выехал, когда уже прошла половина гонки.   На стартовой же прямой остался де Адамич (Surtees), он смог тронутся, но через три круга сошел - коробка.

Первый круг Петерсон закончил лидером, на три секунды опережая Джеки Стюарта. Затем Ревсон, Икс, Фиттипальди, Регаццони, Эмон, Рётеманн, Шенкен (surtees) и три BRM (Гетин, Генли, Бельтуаз). Только за ними Халм, Уилсон Фиттипальди (Brabham), Паче (Williams-March), Визелль, Пескароло, де Адамич и Франсуа Север, у которого стали барахлить тормоза.  За следующие два круга, произошло одно изменение, Уилсон поехал в боксы, ибо и его дроссель пострадал от грязи.
  В конце третьего круга синий Tyrrell приблизился к красному March шведа. И в начале 4-го куга Стюарт прошел Ронни в повороте Мосс и вышел в лидеры.

Джеки сразу стал отрываться. К 10 (из 70) кругу его отрыв от Пересона составлял уже 6 секунд. В свою очередь швед хорошо оторвался от увлекательной возни происходившей между 6 машинами за 3 место. Группа из Икса, Ревсона, Фиттипальди, Регаццони, Эмона и Рётеманна держалась очень плотно, но её стремительно нагонял, прочистивший дроссель Халм.
К 20 кругу Стюарт довел свой отрыв до 15 секунд. В борьбе же за третье место, впереди оказались Ревсон и Фиттипальди, а вот Феррари Икса и Регаццони стали отставать и начали отбивать атаки со стороны Эмона и   Рётеманна. Картина знакомая по последним 4-5 Гран При. Как всегда особую неуступчивость показал Клей, чуть было не выпихнувший в траву Рётеманна. Карлос долго махал кулаками, да толку? На кочке потерял часть выхлопной трубы Крис Эмон

Болид стал терять мощность и ужасно рычать, а вскоре его обошел Халм.
К 40 кругу Стюарт довел отрыв до 18 секунд.В гонке ничего не происходило и публика стала скучать. Ревсон все так же шел третьим и Эмерсон все никак не мог подобрать к нему ключ. Правда Икс выбыл из борьбы за третье место, так как пробил колесо и посетил боксы. Таким образом за Эмо ехал Регаццони, далее Рётеманн, Халм и Эмон. Дэни Халм  несколько раз попытался обойти аргентинца, но Карлос ещё не отошел после стычки с Регаццони и довольно грубо несколько раз прикрыл пилоту Макларена калитку.
После середины дистанции закончилась гонка для Ронни Петесона. Он приблизился для обгона на круг к группе боровшейся за 8 позицию, которую возглавлял Тим Шенкен с погнутым рычагом подвески.

В этой же группе был Грэм Хилл, который решил видимо помочь Стюарту и в течении 4 кругов отказывался пропускать Ронни на круг.Отрыв между Стюартом и Петерсоном вырос до полминуты. И Петерсон потерял терпение. В 10 повороте парочка столкнулась. Ронни развернуло и он уперся носом в выезд из боксов, а Грэм невозмутимо поехал дальше. Тут швед совсем потерял голову и  поехал на пит-стоп, в боксы, против движения. Само собой, через некоторое время его дисквалифицировали.
После глупого выпадания из борьбы Петерсона, Ревсон переместился на 2-е место, так и не ощущая какого либо давления от нового чемпиона мира. Более того, на 57 круге бразильца обогнал Регаццони, после чего Эмо поехал в боксы. Оказалось у него был поврежден носовой оптекатель (где-то в плотной борьбе, он все же налетел на Ревсона, а потом повреждения усилились потоком ветра).
А за 7 кругов до финиша. На третье место, вместо Регаццони внезапно оказался Рётеманн, у Феррари возникли проблемы с управляемостью и Клей начал терять места. Теперь главной интригой было, сможет ли все же Халм обойти Карлса Рётманна.

 В итоге Стюарт, приехал к победе и 25 000 баксов призовыми (это по нынешним ценам можно умножить на 10). Через 48 секунд свой, пока, лучший финиш в карьере показал Питер Ревсон. Ну а третьим оказался Дэни Халм. Рётеманн на последнем круге стал беречь топливо, чем новозеландец и воспользовался.


1.  Jackie Stewart
2. Peter Revson + 48.2
3. Danny Hulme + 54.6
4.  Carlos Reutemann + 1:00.7
5.  Clay Regazzoni+ 1:07.0
6.  Chris Amon +1 круг

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерстон Фиттипальди -61
2. Джеки Стюарт -36
2. Дэнни Халм -35
4. Жаки Икс -25
5. Питер Ревсон -23
6. Клей Регаццони -15
7. Майкл Хельвуд -13
8. Крис Эмон -12
9. Жан-Пьер Бельтуаз -9
10. Франсуа Север -9
10. Ронни Петерсон -9
12. Брайан Редман -4
13. Хауден Гэнли -4
14. Грэм Хилл -4
15. Марио Андретти -3
15. Андреа де Адамич -3
15. Карлос Рётеманн -3
17. Карлуш Паче -3
18. Тим Шенкен -2
19. Артуро Мерцарио -1
19. Питер Гетин
-1
1. Lotus - Cosworth -61
2. McLaren - Cosworth -45
2. Tyrrell - Cosworth -42
3. Ferrari -31
4. Surtees - Cosworth -18
5. BRM -14
6. March-Cosworth -12
7. Matra -12
9. Brabham - Cosworth -7

Американец Скип Барбер, почти 60 кругов простоял в боксах, пока механики пытались вытащить камушек из дроссельной заслонки. Для Барбера это была уже 5 попытка добраться до финиша в гонках Формулы 1. До финиша, он доезжал и ранее, но каждый раз, отставал на столько, что не попадал в итоговую квалификацию. Вот и в Канаде Скип доехал, но квалифицирован не был. Да и как квалифицировать, если парень отстал на 60 кругов.  Вообщем весьма позорные результаты. И кто бы мог подумать, что имя этого человека будут знать почти все интересующиеся гонками люди, по крайней мере в Северной Америке.
Skip Barber
На самом деле Скипа Барбера звали Джоном. Он родился 16 ноября 1936 года в Филадельфии. Учился в Гарварде, получал ученую степень по английскому языку. В перерывах между приобретениями знаний о родном языке Барбер и прикипел к гонкам.  Сначала зритель, затем участник. Благо семья Барберов не бедствовала  деньги водились.

В принципе на национальном уровне Скип смотрелся неплохо. Он участвовал в чемпионате США для серийных автомобилей SCCA, где познакомился со многими будущими звездами Наскара и Индикара. В 1968 году в США завели болиды Формулы Форд и одним из первых новую для ковбоев технику, стал осваивать Скип. Барбер выиграл два из трех первых этапов серии. В 1969 году он стал чемпионом США в Ф-Форд. Через год он сделал дубль, остался чемпионом Ф-Форд и выиграл ещё и Ф-Атлантик. Вообщем, хорошие результаты, но А) в Индикар люди попадали совсем из других серии Б) Барберу было уже 35, в таком возрасте люди с гонками завязывают.
Но Скип Барбер обладал уж очень большим самомнением о собственных талантах. Решив дать в американской Ф-Форд дорогу молодым. Барбер взялся за покорение Формулы 5000. Это такой американо-британский чемпионат, из которого хотели сделать конкурента Ф1. Для целей этих, он купил новенький March 711. Здесь ему помог приятель Джим Мейсон. У Мейсона был гениальный план по перепродаже болидов March в США,  Ну а успешные выступления Барбера должны были послужить рекламой молодому бизнес проекту. И самоуверенные американцы решили дебютировать заодно и в Формуле 1, и не где либо, а в Монако! Само собой Скип Барбер не прошел квалификацию.
В 1971 году Барбер выступил также в Голландии, США и Канаде, но квалифицирован не был. Это было разочарование полное. Но в 1972 Мейсон и Барьер решили все же снова попробовать свои силы в Ф1, в северо-американских Гран При. Итог, в США, Скип все же добрался до финиша 18-м. Планы по продаже March в США разбились о суровую действительность. Скип Барбер оказался не готов к Ф1
Барбер много думал, почему так произошло. Почему у него не хватало сил, проехать всю дистанцию, почему он ничего не знал о настройках европейской техники, почему Ронни Петерсон на таком же Марче смог стать вице чемпионом, он, Скип Барбер, чемпион США, даже за первую 10-ку не боролся? Скип анализировал, сравнивал подготовку американских и европейских пилотов и пришел к простому выводу, что американцам элементарно не хватает знаний. Что в то время как, в Британии на каждом автодроме есть школа гоночного мастерства. В США есть только школа экс пилота Ф1 Боба Бондюранта, но там учат водительскому мастерству, а не подготавливают гонщиков. И у Барбеа появилась новая мысль.
В 1975 году он взял в аренду два болида Ф5000 и открыл школу подготовки пилотов. Здесь учили не только ездить, но и настраивать болид, тренировали выносливость.
Сейчас у школы Скипа Барбера более 20 филиалов по всей Северной Америке. Среди её выпускников Тонии Кааанан и Хуан-Пабло Монтоя. А ещё на паях с женой Скип владеет владеет гоночной трассой в Кентуки, неподалеку от родного дома.
Tags: 1972, Канада, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    История бокса продолжается сегодня, здесь на страницах данного бложика. Год 1992 чемпион всего и вся Эвандер Холифилд готовился к встрече с очередным…

  • Про бокс

    Нам пишут. Здравствуйте! Хочу поблагодарить вас за публикации по боксу. Знаете, благодаря этим публикациям (в том числе; здесь сыграли роль ещё…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ребятки. Планировал я полноценный пост про Sci-Fi кино 1992 года, остаточный. Но полноценного поста не вышло, ибо почти ничего из оставшегося в…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments