Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Молодо-зелено

Четверг, а значит пришло время истории автоспорта. Формула 1, сезон 1972, потихоньку подходил к концу. Уже на ГП Италии пилот Lotus Эмерсон  Фиттипальди мог стать чемпионом мира, ибо шел от всех остальных с большим отрывом. Стюарт ещё мог его догнать, но для этого нужны были победы Джеки и провал Эмо, в последних 3 гонках. В борьбу за титул мог вмешаться ещё один фактор. Монцу за год переделали.

После памятного ГП Италии 71, стал ясно, что надо что-то делать. Да когда пять машин борются в поворотах колесо в колесо, на скорости за 300 км/ч, это интересно. Но, будь ребята менее удачливее или менее мастеровитее, все этого могло закончится страшной трагедией. Да и ранее кончалось. Вспомнить бедолагу фон Трипса и Италию 61.
Так Монца выглядела в 1971

Так в 1972

Приглядываемся и обнаруживаем 2 шиканы. Одна в середине стартовой прямой,другая напротив неё. Шиканы эти были временными и сделаны с помощью двух плинтусов со скошенными краями и соломенных тюков. В итоге пилотам на максимальной скорости, приходилось нажимать на тормоз ибо в шикану по ширине входил лишь один болид. Изменения нужные, ибо, например в мотогонках использовали трек без временных шикан и в итоге в 73 году в массовом завале тут погибло два пилота. Но, тогда в 72, эти шиканы вызвали обширное бурление говен.
У меня слезы стоят в глазах. Писал тогда, редактор Motorsport Сначала они убили Спа, теперь уничтожили Монцу.  Да из храма скорости, Монца вдруг превратилась в храм хороших тормозов, уж очень резкими был эти торможения. Это особенно должно было беспокоить Matra, ибо на их болиде тормозные колодки, были самыми маленькими.
Само собой, первыми новую трассу попробовал в Феррари. Поэтому Икс и Регаццони с примкнувшим к ним Андретти добродушно посмеивались, смотря как соперники пытаются угадать с торможением, они то эту трассу уже хорошо знали (ну за исключением Марио, тот кстати одним из первых в шикану  и не вписался ), что не могло не сказаться  на результатах квалификации.
Вот первая десятка
1
Жаки Икс
Ferrari 312B2
2
Крис Эмон
Matra Simca MS120D
3
Джки Стюарт
Tyrrell 005 Ford
4
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
5
Дэнни Халм
McLaren M19 С Ford
6
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
7
Марио Андретти
Ferrari 312B2
8
Питер Ревсон
McLaren M19 С Ford
9
Майкл Хейльвуд
Surtees TS9В Ford
10
Рейне Виселль
BRM P160 С
Отметим, что в последний раз в своей карьере, на старт Гран При вышел чемпион мира 64 - Джо Сёртис. Он вывел на старт 4-ю машину своей команды.

Ну и два пилота оказалось за бортом квалификации - Дерек Белл на второй Tecno (за рулем первого болида был Галли) и Анри Пескароло, в очередной раз в ходе квалификации уничтоживший болид.
Интересно, что первые 2 ряда, являлись зеркальным повторением результатов квалификации Монцы 71. Тогда Эмон опередил Икса, третьим же стартовал Джеки, опередивший Регаццони.
Старт удался без проблем. Но буквально через 10 метров, машина Стюарта стала терять скорость и практически встала. Полетела коробка передач. На этом борьба за чемпионат мира кончилась. Чемпионом мира стал Эмерсон Фиттипальди. Что до Стюарта, то Джеки повезло. Дело в том, что кто-то из лидеров зацепил обочину и поднял облако пыли. В этой пыли, разглядеть резко замедлившегося Стюарта, было сложно. Но обошлось, хотя тот же де Адамич (Surtees), еле увернулся от Джеки.   Вообщем, впервые в истории Формулы 1 мог бы произойти стартовый завал, но на этот раз обошлось (бывали завалы на первом круге, как в Монако 50, но классических, любимых стартовых завалов, ещё пока не случалось).

Ну а дальше, вспоминая Монцу годичной давности и смотря теперешнюю, болельщик стал плеваться. Никакой борьбы борт в борт на скоростях. Гонщики старались выстроится паровозиком, лишь бы войти в эти чертовы шиканы, об обгонах никто особо и не думал. Помимо Стюатра, первый круг не смог закончить Ники Лауда, камешек перебил ему дроссель. Первый круг закончился в таком порядке - Икс, Регаццони, Фиттипальди (Эмерсон само собой),, Андретти, Эмон, Хейльвуд, Халм, Рётеманн (Brabham), Ревсон, Хилл (Brabham), Виселль, Гетин(BRM) и остальные. 
На втором круге Ревсон отыграл одно место, а через круг его подвиг повторил Хейльвуд. Пять кругов гонка предоставляла лидерство двух Феррари, затем в отдалении Фиттипальди, Эмон и Хейльвуд, который активно прессовал Криса и Эмо. И подальше Андретти и Халм которых прессовал Ревсон. Замыкали же пелотон, отстающий на три круга Лауда (он смог починится в боксах) и де Адамич, проведший ранний пит-стоп (на старте, уворачиваясь от Стюарта, он сильно повредил резину)

На 7 круге Тим Шенкен (Surtees) показал чудеса смелости, когда, прямо перед входом в шикану, на позднем торможении смог обойти один из BRM, в группе которых он оказался.
На 14 круге Жаки Икс, решил поберечь топливо и снизив скорость, пропустил вперед напарника. К тому времени сошли из-за двигателей Галли и незаметный всю гонку Север (Tyrrell), не смог закончить последнее Гран При Сёртис. На 17 круге, лидировавший и выходивший из шиканы Регаццони, обнаружил на траектории развернувшегося Паче. И вот что вышло


Загорелась масло в коробке передач. Так что Регаццони практически это ничем не угрожало. В лидеры вернулся Икс в отдалении от него ехали осторожный Фиттипальди, Эмон и Хейльвуд. В конце 19 круга у Майка отлетает корпус воздушного коллектора двигателя. Движок стал терять в оборотах, нарушилась аэродинамика и балласт шасси. Любой другой, нормальный гонщик поехал бы в бокс. но мотогоночный асс, Майкл Хейльвуд. просто не понял что произошло и спокойно поехал дальше.
Меж тем, гонка дошла до экватора, пилоты стали терять концентрацию и шиканы стали собирать жертв. Вот разваливается от удара подвеска у Шенкена, вот едет  с раскуроченной подвеской, в боксы Рётеманн а следом за ним Уилсон Фиттипальди.  Вот пробивают колеса Андретти, Виселль и Гэнли.
На 29 круге 4-ка лидеров стала обходить круговых, воспользовавшись этим, "раненный" Хейльвуд, попытался обойти Эмона и выйти на 3-е место, но мощности движка не хватило и Крис отбился.  В это время Питер Ревсон попытался перед входом в шикану обойти вышедшего на отличное 6-е место Грэма Хилла. Но не тут то было Хилл грамотно перекрывался, Ревсон чуть было не впечатался в бодюр и чудом не пропустил, попытавшегося пролезть мимо него, Питера Гетина.
К концу 37 круга Фиттипальди сократил отставание от Икса и повис у него на хвосте.
В это время, предсказуемая беда с тормозами стала творится у Эмона. На 39 круге с дымом из под колес, Крис поехал в боксы. Механики ещё пытались что-то сделать, но все было бесполезно, фатальный просчет конструкции. А на 46 круге, напряжения гонки не выдержала  Феррари. Жаки Икс медленно поехал в боксы, передавая лидерство новоиспеченному чемпиону мира. Где-то в сложной электро-системе Феррари произошло короткое замыкание, убившее аккумулятор.

Теперь Фитти мог не так атаковать и сберечь тормоза ибо позади него и довольно далеко, ехал на травмированной машине Хейльвуд. Далее уверено ехал Халм. 4-м Хилл, 5-м Ревсон, 6- Гетин. За пять кругов до финиша Грэм Хилл обнаружил, что и у него тормоза стали ссыпаться. Ветеран сбросил скорость, чем воспользовался Ревсон.
Наконец гонка закончилась. Оставила она странное впечатление. Ужасно скучно по сравнению с валедолиным Гран При 71. Если бы не шум моторов, можно было бы и уснуть. В то же время, бестолково сделанные шиканы не оставляли впечатление, что Монца стала безопасней, скучнее да. Как сказал Хейльвуд. Да, результат в гонке у меня лучше чем год назад, но сама гонка хуже, я разочарован.
Кстати Эмо одержал победу на болиде образца 70 года, ибо два новых болида команды, пострадали при перевозке. Поэтому, кстати, неудачник Дерек Уолкер и вовсе не вышел на старт.


Тут первые 6-7 кругов и финиш.

Тут небольшой фильмец с парой хороших моментов, но увы без звука.

1. Emerson Fittipaldi
2. Mike Helwood + 14,5
3. Danny Hulme + 23,8
4. Peter Revson + 35,7
5. Graham Hil + 1: 05,6
6. Peter Gethin+ 1: 21,9

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерстон Фиттипальди -61
2. Дэнни Халм -31
3. Джеки Стюарт -27
4. Жаки Икс -25
5. Питер Ревсон -17
6. Майкл Хельвуд -13
6. Клей Регаццони -13
8. Крис Эмон -11
9. Жан-Пьер Бельтуаз -9
10. Франсуа Север -9
10. Ронни Петерсон -9
12. Брайан Редман -4
13. Хауден Гэнли -4
14. Грэм Хилл -4
15. Марио Андретти -3
15. Андреа де Адамич -3
17. Карлуш Паче -3
18. Тим Шенкен -2
19. Артуро Мерцарио -1
19. Питер Гетин
-1
1. Lotus - Cosworth -61
2. McLaren - Cosworth -39
2. Tyrrell - Cosworth -33
3. Ferrari -29
4. Surtees - Cosworth -18
5. BRM -14
6. March-Cosworth -12
7. Matra -11
9. Brabham - Cosworth -4

Эмерстон Фиттипальди, стал на тот момент самым молодым чемпионом мира. Поскольку дебютантов на ГП Италии 71 не было, а буквально завтра в Гран При дебютирует сверх молодой гонщик - Макс Ферстапен. О рекордах молодости хочется поговорить.
Ну начнем эволюции рекордов. Поехале, первое Гран При Формулы 1, собрало в основном взрослых великовозрастных дядек, многие из которых прошли войну, кто-то ещё до войны, начинал гонятся. Самым молодым в этой пестрой компании был Джефф Кросли

Этому механику и гонщику любителю, стартовавшему на самостоятельно собранном болиде, на тот момент было 29 лет и 8 дней. Нынче в таком возрасте многие с Формулой 1 завязывают. В силу слабой техники Кросли ничего особого не добился и рекорд его держался не долго.
Выиграл ГП Британии Нино Фарина

Нино Фарина стал первым самым молодым победителем Гран При  первым самым молодым обладателем поула ну и собственно по итогам года - самым молодым чемпионом. Ему было 43.
Уже в следующем Гран При, его рекорд побил аргентинец Хосе-Флориан Гонзалез

Бывший футболист, толстяк Гонзалез в первом своём Гран При попал в стартовый завал и получил ожог жопы. Но тем не менее Гонзалез стал самым молодым дебютантом Гран При
А самым молодым победителем стал, его партнер по сборной Аргентины, маэстро Хуан-Мануэль Фанхио

Фанхио было 38 лет. Уже через год, он побьет рекорд Фарины, как самого молодого чемпиона мира
Поскольку гонки Инди 500 50-х все же официально входят в зачет Формулы 1 (хотя это не правильно на мой взгляд), первые реальные рекорды молодости были установлены там. В Инди 500 1950 года, дебютировал Трой Раттмен, молодой человек 20 лет и 80 дней отроду


Выиграл же ту гонку Джонни Парсонс, которому был 31 год


Рекорд Пасонса, держался до ГП Британии 51 года, когда первую победу для Феррари в Формуле 1 принес уже засветившийся здесь Гонзалез

Гонзалезу было 28 лет. Он же стал самым молодым победителем квалификации

Через год, рекорд Гонзалеза пал

Трой Раттмен, сделал невозможное. Он выиграл Инди 500 в возрасте 20 лет 80 дней. Этот рекорд самого молодого победителя Гран При в 20 веке так и не будет побит. На конец сезона 52 Раттмену принадлежал рекорд самого молодого участника и самого молодого победителя. Жаль весь талант Трой убил виски и рулеткой. В том же 1952 пал ещё один рекорд, самого молодого чемпиона. Им стал Альберто Аскари, которому было 34 года.


В 1955 году пал рекорд молодой поул-розиции. Джерри Хойт, в возрасте 26 лет, стартовал с поула в Инди 500

Через 2 месяца Хойт погиб.

Через пару месяцев его рекорд поула побил на ГП Бельгии Эугенио Кастеллоти, которому было 24.

Кастеллоти это помогло перейти в Феррари, где он через год погибнет на тестах.

В 1958 году, Майкл Хоторн, стал самым молодым чемпионом мира. Ему было 29 лет, смертельно больной гонщик (у него отказывали почки), погиб в ДТП на зимних каникулах, сразу после  победы в чемпионате.


Через три года, на ГП Италии 61 был побит рекорд самого молодого гонщика Формулы 1

Мексиканец Риккардо Родригез, 19 лет 38 дней. В первой же гонке, показал в квалификации 2-е место. Родригез должен был стать чемпионом мира, но в 1962, молодой талан погиб во внезачетной гонке.

В 1963 году, самым молодым чемпионом мира, стал Джим Кларк

Кларку было 27.

В 1967 появился новый самый молодой победитель поула

Иксу было 23.

В 1972 самый молодой чемпион мира - Эмерсон Фиттипальди

Эмо было 25 лет на тот момент.

В 70-х возраст пилотов Ф1 снова подрос и молодые рекорды, Родригеза, Икса и Фитти (про Раётманна ввообще помолчим) стояли долго. Первым пал рекорд самого молодого пилота. Когда на ГП Канады 80, Tyrrell выставил 3-ю машину, с молодым новозеландцем Майком Тэкуэллом за рулем, тот был на 18 дней младше Родригеза

Увы, кроме возраста, Майк в Ф1 более ничем не запомнился.  19 лет, 182 дня.

Через 2 года, пал рекорд Икса. На ГП США - Запад, поул выиграл  Андреа де Чезарис,

Вошедший в историю как "де Крэшеис" Андера на тот момент достиг 22 лет, 308 дней .

Потом, после того, как карьера Тэкуэлла и де Чезариса не пошла, к молодым пилотам снова стали относится с прохладой. Через 12 лет, пал рекорд де Чезариса.

Да, всем хорошо знакомый Рубенс, в 22 года и 97 дней, стал самым молодым обладателем поула. Было то в Бельгии 94.

А затем наступает эра Феранандо Алонсо

В 2003 году, совсем молодой человек, сначала в Малазии бьет рекорд Баррикелло, затем в Венгрии на 54 дня бьет самый долгий рекорд в истории Ф1, рекорд молодой победы Троя Раттмана, державшийся с 1951 года!

А ещё через 2 года, Алонсо утер нос Эмерсону Фиттипальди, улучшив его показатели более чем на год. Чемпионом Алонсо стал в 24 года, 58 дней. Правда Алонсо не долго радовался

Через три года, нашелся чемпион помоложе


А потом нашелся и более молодой и более быстрый.  Мальчик с пальчик

Себастьян Феттель. Самый молодой победитель поула (21 год, 72 дня), победитель Гран При (21 год, 73 дня) и чемпион 22 года, 121 день.

Самым молодым пилотом Ф1 до этих выходных пока является, Диджей Хайме Альгерсуари

Он дебютировал в Ф1 в 19 лет 125 дней. Кстати самым молодым обладателем призовых оков является наш Квят, думаю и этот рекорд Ферстапен младший побьет.
Tags: 1972, Италия, Формула 1, победители Гран При
Subscribe

  • Про бокс

    Ощущение сильно затянувшегося воскресенья не оставляет. Меж тем грядущие выходные у нормальных людей, несут нам интересный бой Канело Альварез против…

  • Про бокс

    В эту субботу, очень поздно ночью, так поздно, что у меня это будет день восресенья, уважаемый Деметриус "Бу Бу" Андраде встречается с…

  • Про бокс

    Итак, на этой неделе. Карл Флэптон, чья карьера сильно застопорилась, поднялся в более тяжелые веса и попробует отобрать пояс WBO у Джермелла…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments