Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Горести Феррари

Как всегда по четвергам пост про историю автоспорта в целом и Формулы 1 в частности. Давно пошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. Продолжаем вспоминать сезон 1972. Через две недели после каменистого ГП Франции, чемпионат перебрался в Великобританию на трассу в Брэндс-Хэтче.
Не все команды успели восстановить порушенную во Франции технику. Фрэнк Уильямс, к примеру, не досчитавшийся после Франции двух новых Марчей, выставил диковинный болид Politoys, названный так в честь спонсоров - итальянских производителей деревянных игрушек. Детище конструктора Лена Бейли. Болид сей пробовал ещё Крис Эмон в одной из незачетных гонок и счел его неудачным. Уильямс был полностью согласен с новозеландцем, но March восстановить не мог, ибо главный конструктор этих болидов Робин Херд, с сильной температурой отлеживался дома.
Фрэнк Уильямс и Анои Пескарло рассказывают Бельтуазу и Фиттипальди  о своей новой машине
Пилот Феррари Клей Регаццони так же по прежнему лечил сломанную по пьяной лавочке ногу. Подменявший его во Франции Нани Галли вернулся в Tecno и поэтому за руль красной машины сел другой итальянец - Артуро  Мерцарио. Питер Ревсон вернулся в стан McLaren из Индикара.  Да в BRM беднягу Марко, оставшегося во Франции без глаза, заменил бывший пилот команды Джеки Оливер, нашедший окно в своих выступлениях в серии CAN AM.

Другие пилоты BRM Рейне Висель и Хауден Гэнли  в Британию не приехали, ибо на восстановление их болидов у команды не оказалось финансов (более бестолкового расходования денег Мальборо, над ещё поискать). Тем более не понятно, зачем за руль садить не имевшего опыта вождения этого болида Оливера. Вообщем BRM всеми силами приближал свой конец.
Помимо Politoys в Британии дебютировала ещё одна марка. Connew, необычный, оранжевый болид с новичком из Франции Франсуа Мижо, принял участие в первом дне тренировок, но его подвеска оказалась слишком хрупкой и команда снялась с Гран При.

А так выглядела первая десятка стартующих.
2
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
1
Жаки Икс
Ferrari 312B2
4
Джеки Стюарт
Tyrrell 003 Ford
3
Питер Ревсон
McLaren M19А Ford
6
Жан-Пьер Бельтуаз

BRM P160 С
5
Тим Шенкен
Surtees TS9B Ford
8
Ронни Петерсон
March 721G Ford
7
Майкл Хейльвуд
Surtees TS9B Ford
10
Карлос Рётеманн
Brabham BT37 Ford
9
Артуро Мерцарио
Ferrari 312B2
Отметим провал Севера и Халма они стартовали 12 и 11 соответственно. Оливер показал 14 место. В отличии от Франции не впечатала новая Матра, Эмон лишь 17. Ну и игрушечный Politoys с Пескароло за рулем, стартовал последним.


 Тут на видео старт и первые 4 круга

Икс выиграл старт у Фиттипальди и остался лидером. Но ещё лучше старт удался у Бельтуаза с третьей стартовой линии, француз вышел на 3 место впереди Ревсона, Стюарта и Шенкена.  Где-то позади, в толкотне, повредил носовой опеткатель и пробил переднюю шину Нани Галли.

В конце второго круга Феррари и Лотус уже сделали хороший отрыв от Бельтуаза, который явно сдерживал остальных. Но   Брэндс-Хэтч в плане места для обгона, был не самой лучшей трассой, а то, что Жан-Пьер мастер отбивать атаки, он показал ещё в Монако. На третьем круге Стюарт обошел Ревсона, но уперся в Бельтуаза, а Икс и Фиттипальди уходили все дальше. На 4 круге сошел Гетин (BRM) и где в одном из поворотов вылетел де Адамич (Surtees).
На 7 круге Стюарт наконец смог обойти Бельтуаза и бросился догонять лидеров. Через круг француз уступил и атакам Ревсона. К 10 кругу Икс и Фиттипальди просто ехали без всякой борьбы друг с другом, в то время как Стюарт их не догонял и расстояние между пилотами не менялось. На этом же 10 круге, Politoys показал свою ужасную управляемость и Пескароло оказался в барьере. Болид даже загорелся, но Анри не пострадал.
Участников стало 22 . Тим Шенкен обошел было Бельтуаза, но ошибся и тут же пропустил того обратно. Первая шестерка выглядела так Икс, Фиттипальди, в пределах видимости Стюарт, и в далеке Ревсон, Бельтуаз и Шенкен. Затем Хейльвуд, Север, Петрсон, Рётеманн, Паче, все очень плотнтой группой, буквально ноздря в ноздрю. Далее Оливер, Мерцарио и Халм и все остальные ещё дальше.

Долго ничего не происходило, Оливер правда ошибся и пропустил вперед Мерцарио и Халма. Да Фитти близко приблизился к Иксу и пару раз попробовал атаковать, да бросил это дело. Просто он увидел, что от болида Икса бьет тонкая струя масла и понятно было, что сход бельгийца это лишь вопрос времени, главное, что бы это время не пришлось на после финиша.
На 20 круге ощутимо упала скорость у Бельтуаза, француз не понимая в чем дело, прополз ещё два круга, а потом поехал на пит-стоп, это просто казалось медленным проколом.
На 30 круге Фиттипальди пошел в атаку на Икса и ошибся. Ту же мимо проехал Стюарт. Вся тройка буквально ехала колесо в колесо несколько кругов, а потом Эмо все же смог обойти Стюарта обратно.

В то время, вышедший было на 6 место Хейльвуд, начал испытывать проблемы с коробкой и поехал в боксы. В боксы поехал и Мерцарио где-то пробивший колесо. На 40 круге столкнулись Рётеманн и Паче и оба поехали в боксы проверять технику. Развалилась подвеска у Оливера. Постепенно в одном куге с лидерами осталось 8 машин. Икс продолжал быть впереди Фиттиальди и Стюарта. На безопасном расстоянии от них 4-м шел Ревсон, с неопасным Шенкеном на хвосте. Потом Север и Петерсон и дальше еле ехал Халм.

На 47 круге Фиттипальди предпринял очередную атаку на Икса, когда тот на круг обходил Халма. Жаки отбился, при этом чуть не выбив с трассы попытавшегося сунутся Стюарта. Наконец на 49 круге (а всего их было 76),  потеря масла дала о себе знать. Жаки пропустил Фиттипальди и Стюарта вперед. Для столько лидировавшего бельгийца это был удар, но передачи, из-за отсутствия масла стало сложно переключать и сопротивляться уже не было сил. Вскоре он и вовсе сошел.

Со Стюартом позади Фиттипальди чувствовал себя спокойно, Джеки никогда не отличался методом "пан или пропал" и если Эмо не допустил ошибок, вряд ли стал его активно атаковать, предпочитая стабильно набирать очки, нежели вылететь, выбив соперника. Ревсон вышел на похвально 3-е место.

А вот Тиму Шенкену не повезло. Не долго он был 4-м, в одной из шпилек у него заглох двигатель. К счастью дело было на спуске и двигаясь накатом Тим смог движок перезапустить. Но мимо уже проехали Север, Петерсон и Халм.

Следующие 20 кругов превратились в вопрос выживания. Гонщики просто доезжали, ну кроме Атуро Мерцарио, который увидев, что его на круг готовится обогнать Ревсон, прибавил газку. На 60 круге в одном из поворотов не удержал болид Грэм Хилл и впечатался в барьер.  Через круг, в том же месте широко вышел из поворота Франсуа Север. и его Tyrrell впечатался в барьер рядом с болидом Грэма Хилла. В итоге Ронни Петесон вышел на 4 место. Далее оказался Халм, Эмон, чья Matra не ехала и Шенкен с поврежденной подвеской.

На 75 круге все закончилось для Ронни Петерсона, за круг до финиша! У него стал кончаться бензин и заклинило коробку на нетралке  и швед приехал точно в болид Франсуа Севера. В итоге он был квалифицирован, но 7-м. Под шумок, на последнем круге Эмон обошел Халма. Ну а Эмерсон Фиттипальди в своей спокойной манере, выиграл очередной Гран При.






1. Emerson Fittipaldi
2. Jackie Stewart + 4,1
3. Peter Revson+ 1: 12,5
4. Chris Amon+1 круг
5. Danny Hulme+ 1 круг
6. Arturo Merzario+1 круг

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерстон Фиттипальди -43
2. Джеки Стюарт -27
3. Дэнни Халм -21
4. Жаки Икс -16
5. Питер Ревсон -10
6. Жан-Пьер Бельтуаз -9
7. Франсуа Север -9
7. Крис Эмон -9
9. Клей Регаццони -7
10. Ронни Петерсон -5
11. Майкл Хельвуд -4
12. Марио Андретти -3
12. Андреа де Адамич -3
13. Карлуш Паче -3
14. Тим Шенкен -2
14. Брайан Редман -2
16. Грэм Хилл -1
16. Артуро Мерцарио -1
1. Lotus - Cosworth -43
2. Tyrrell - Cosworth -33
3. McLaren - Cosworth -27
4. Ferrari -20
5. BRM -9
6. Surtees - Cosworth -9
6. Matra -9
8. March-Cosworth -8
9. Brabham - Cosworth -1

Артуро Мерцарио закончил дебютную гонку в очках, из-за совсем забарахлившей техники Тима Шенкена. В дебюте редко кому удается попасть в очки и как правило такие гонщики потом делают хорошую карьеру. Но Артуро больше запомнился своей ковбойской шляпой и тем, что он спас Ники Лауду. Тоже впрочем неплохие факты.
Arturo Merzario


Download I Giardini Di Marzo for free from pleer.com

Артуро Мерцарио, человек уникальный, даже в своих невезениях он умудрился стать единственным в своём роде. Начать с того, что имени Артуро в итальянском языке нет. Но  11 марта 1943 в провинции Комо, где он родился, было неспокойно. Война как ни как, то партизаны, то чернорубашечники. Поэтому когда Артурио в местном ЗАГСе (или как он у них называется) записали как Артуро,его отец, богатый строительный подрядчик, не стал требовать переписать свидетельство, лишь бы быстрее вернутся в свой охраняемый особняк. Так Мерцарио стал единственным в мире человеком с имением Артуро. Уникум!

Мальборо Мэн, он выкуривал по 5 пачек Мальборо в день и носил белоснежный Стетсон. Смешное чудачество? Однако нашив на шляпу рекламу любимых сигарет, Артуро неплохо заработал на рекламе. Уникум.

В гонках Артуро оказался довольно поздно. В 1969 (в 27 лет) он стал чемпионом Италии для малолитражных машин, управляя заряженным Фиатом Абатом. Это позволило ему попасть в программу Феррари, в гонки легковых авто. Но за два года Мерцарио ничем себя не проявил и вернул в Фиат. В 1972 году, когда Феррари его внезапно пригласила принять участие в Британском Гран При, Артуро лидировал в самом младше классе, в европейском кузовном чемпионате. Феррари же его использовала в гонках спортпрототипов и там "маленький Арт" проявил себя очень неплохо. Выиграл 1000 км. Спа и Тарго Флорино. А тут ещё и в дебютной гонке приехал в очки. Вообщем, когда в 1973 году Энцо решил избавится от раздолбая Клея Регаццони, Мецарио показался очень подходящей кандидатурой.

Увы, Феррари 73 года, был одним из самых паршивых в истории, Энцо в середине сезона даже снял команду с соревнований, сосредоточившись на гонках спортпототипов. Плюс Арт не нашел общий язык с Жаки Иксом. Икс был политиком. Я, например был быстрее его в спортпрототипах, но он специально просил настраивать машину, что бы она мне не подходила. Если я просил что-то у команды, Икс просил этого не делать. С Энцо у меня сложились неплохие отношения, беда была с его окружением.  Окончательно с Феррари он разругался после 1000 км. Нюрбургринга. Икс выступал в экипаже с Редманом, Мерцарио с Паче. Менеджер команды, приказал Артуро прикрывать тылы Икса, но тот решил, что он быстрее Жаки и начал на него наседать. Все это чуть было не привело к столкновению и дикого Мерцарио, команда на время отстранила от гонок. Он планировал сосредоточится на сезоне 74 в Формуле 1, много тестировал новую машину, но вместо него взяли Ники Лауду.

Хорошо, что Мальборо в то время, спонсировало несколько команд, в том числе и команду Фрэнка Ульямса и Арт оказался там. И в первой же гонке Арт квалифицировался 3-м и финишировал 6-м! И дальше так и было, отличная квалификация и как правило сход. Мерцарио даже стал брать с собой в гонку сигареты, что бы покурить после очередного схода.

И все же, пожалуй те годы в Williams были самыми успешными. Он решил уйти из команды в конце 1975 года, когда к нему в напарники на 76 год решили позвать Жаки Икса. Далее был оплаченный спонсорами год в  March. Потом собственная команда, о которой Артуро сейчас не люби вспоминать. Не любит он вспоминать, как на ГП ФРГ он выташил из горящей Феррари Лауду. Не любит, потому что журналисты вспомнив что именно Ники подсидел Артуро в Феррари, раздули из этого очередную сенсацию и городскую легенду. На самом деле Лауду вытаскивали три гонщика. Но сейчас помнят только Арта.

Н. Лауда Я, разумеется, был, остаюсь и всегда буду ему безмерно благодарен, что он спас мне жизнь, но это не стало поводом к тому, чтобы мы сдружились. А. Мерцарио Да поздравительными открытками мы явно не обмениваемся.

В начале 80-х Артуро, и-за финансовых проблем,  ушел со своей командой в Ф2 и Ф3000. Затем снова вернулся за руль и выступал в гонках спорт-прототипов вплоть до конца 90-х. Сейчас он работает в гоночной академии, помогает гонщикам GT. Белый стетсон  валяется дома, реклама сигарет нынче запрещена. Да и сам Артуро уже лет пять как не курит.

Современная Формула 1? Да, где-то около 1985 или 86 года, Формула 1 закончилась,как вид спорта и стала бизнесом, вы понимаете, сейчас  это сводил с ума.  И так во всем, не только в Формуле 1.
Tags: 1972, Формула 1, британия, пилоты Ф1
Subscribe

  • Про бокс

    Вряд ли ещё кому-то удасться в этом году повторить тот триллер, что устроили в третьем бою Фьюри-Уайлдер. Но уже сегодня глубокой ночью, в Сан-Диего…

  • Про бокс

    Один из самых ожидаемых боев на этих выходных. Третья часть мерлезонского балета, под названием Тайсон Фьюри против Донатея Уайлдера. Встречались…

  • Про бокс

    Образовался перерыв в свежих боях, а значит снова есть возможность повспоминать как он было в супер-тяжах некоторое время назад. 2005 год мы…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments