Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Большая трагедия маленького Наполеона

Четверг, а значит пришло время для традиционного поста по историю Формулы 1. Давно прошедшие Гран При и гонщики в них выступавшие. Сезон 1972 года, продолжается.  И участники приехал во Францию  трассу в Клермон-Ферране. Трасса это расположенная в горах, уже принимала три раза Гран При Франции в конце 60-х и в 1970 году. Маленький Нюрбургринг с большими перепадами высот,  очень тогда полюбился пилотам. Правда тот же Йохен Риндт говорил, что его укачивает на поворотах и только на этой трассе одевал шлем с открытым забралом, что бы не утонуть в собственной рвоте. За те два года, что Клермона не было в календаре, трассу ещё более укоротили, плюс переделали боксы и надстроили более удобные трибуны. Но наиболее серьезные изменения понес состав участников. Из 29 участников Гран При, только 8 участвовали в гонке 1970 года! Более того, более 10 гонщиков, даже ни разу не слышали о таком автодроме, ибо гонки Ф2 тут не проходили. Вот где как ни когда должен был пригодится опыт.

 Клермон-Ферран действительно был отличным автодромом, чем-то похожий на смесь Спа, Руана и Нюрбургринга, он отлично показывал истинное мастерство гонщика. Были, конечно у него и недостатки, вроде короткой прямой и ещё один более серьезный, но о нем позже.  А так, все новички расплывались в восхищении от трассы, хотя за время тренировок и квалификации немало техники было угроблено в непривычных поворотах. Тут любительская съемка с гонок поддержки Гран При, но она дает представление о трассе.

Ну немного об изменении в составах. Клей Регаццони, сломал лодыжку, по официальной информации якобы в гонке в Австрии, но на самом деле, играя пьяным с друзьями в футбол. Удивительным образом за два года, этот парень из потенциального чемпиона мира, превратился в алкоголика и дебошира. В Феррари его подменили взятым в аренду у   Tecno Нанни Галли. Это было немного странно, ибо из-за разворота Галли Регаццони как раз сошел в последней гонке. Но сам Энцо Феррари с улыбкой сказал, что чувствует, что время от времени у них должен выступать какой нибудь итальянец. Третий пилот Феррари - Марио Андретти, как и Питер Ревсон из McLaren во Францию не приехали, из-за контрактных обязательств с серией Индикар. Ревсона снова, как и в Монако, подменял Брайан Редман (заработавший в Монако очки).   У Джеки Стюарта, вроде бы язва притихла и он вернулся за руль, более того Tyrrell выставили третью, прошлогоднюю машину с местным парнем, уроженцем Клермон-Феррана Патриком Депайе.  Три машины, как и в Бельгии выставил Brabham ну и BRM пугал массовостью в виде 5 машин. Три Surtees, диковинный Eifelland с Рольфом Штомелленом. Три новых March (с учетом частника Баттлера). Плюс ещё два старых March команды Фрэнка Уильмса. Tecno с бывшим гонщиком Surtees Дереком Беллом за рулем. И частный Лотус южно-африканца Дэйва Чарльтона. Итого 29 человек, что явно много, с учетом что мест на старте 24.

Как видно, квалификация многим далась с трудом. Галли, Север, Уолкер, Редман, все они поймали барьер и разбили свои машины. Кто-то жаловался на шины, кто-то на отсутствие держака, но главное это все же то, что вся эта борьба за безопасность отучила молодежь от столь сложных трасс.В итоге, по результатам квалификации опыт победил.
1
Крис Эмон
Matra Simca MS120D
2
Дэнни Халм
McLaren M19C Ford
3
Джеки Стюарт
Tyrrell 003 Ford
4
Жаки Икс
Ferrari 312B2
5
Тим Шенкен

Surtees TS9B Ford
6
Хельмут Марко
BRM P160 В
7
Франсуа Север
Tyrrell 002 Ford
8
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
9
Ронни Петерсон
March 721G Ford
10
Майкл Хейльвуд
Surtees TS9B Ford

После аварий, в квалификации  не смог участвовать  BRM - Гетина,  просто не нашлось для него запасной машины. . То же самое произошло с Анри Пескароло из Williams, он уничтожил обе машины и основную и запасную. Икс и Редман стартовали на запасных машинах.  Белл и Чарльтон квалификацию не прошли, Дерек Белл возможно этому факту обрадовался ибо у его шасси Tecno обнаружилась трещина. У BRM Бельтуаза вылетел универсальный шарнир и французу отдали машину Гэнли, самому Хаудену стартовать было не на чем. Самого Жан-Пьера убрали в задние ряды, хотя он показал в квалификации 7-е время. Франсуа Север в квалификации сильно ушиб руку и в итоге стартовал на уколах. Но тем не менее, перед стартом, улыбчивый француз попросил Марко не мешаться под ногами, ибо он собирается выиграть.

38 кругов, при отличной погоде. на одной из самых красивых трасс в мире. С Крисом Эмоном на Матре с совершенно новым мотором на поуле. Эмон старт уверено выиграл. Далее оказались Халм, Стюарт, Икс, Марко, Шенкен, Хейльвуд, Фиттипальди, Петерсон, Север.

Таким составом они проехали несколько кругов. Эмон, Халм и Стюарт оторвались от Икса на 4 секунды, но шли очень плотной группой. Все трое очень быстро побили старый рекорд трассы, установленный ещё Джеком Брэбэмом.  Да так в таком положении и застыли ибо тут всплыла вторая проблема Клермон-Феррана. За два года, болиды стали шире, в то время, как французская трасса была довольно узкой. При грамотной обороне лидера, обгонять тут стало невозможно. Но был один гонщик этот тезис опровергший. И звали его Эмерсон Фиттипальди.

На третьем круге молодой бразилец прошел Хейльвуда, на 4-м  Шенкена, на 5-м Марко и оказался сразу за шедшим 4-м Иксом. Мало-помалу Фитти наседал на Икса, в то время как сзади к нему подкрался Петерсон, так же прошедший Хейльвуда с Шенкеном и Марко. Жаки Икс оборонялся от двух молодых монстров, очень активно  пару раз цеплял обочину, пытаясь перекрыть траекторию, а может быть и намерено, ибо тут всплыла проблема №3, очень неожиданная и ранее не проявлявшаяся. Трасса была выдолблена в скалах и на обочине во всю валялись камни. Камни вылетавшие из под колес Икса, заставили Эмо нажать на тормоз и держаться от Ферари на безопасном расстоянии.

Увы, от этого эти камни, выпав на трассу не пропали, а стали подлетать в воздухе от колес проезжавших по ним гонщиков. Пейс-каров тогда для уборки мусора с трассы не было и все это привело к беде.

Это шлем, показавшего свою лучшую квалификацию доктора Хельмута Марко. Шедший 7-м, австриец, внезапно остановился на обочине и крича от боли, выскочил из кокпита. Камень пробил забрало шлема и выбил Марко глаз. Карьера гонщика для Хельмута закончилась.
Камни же продолжали собирать своих жертв, слава богу, уже без столь ужасных последствий. На 13 круге в боксы заезжает Брайан Редман с разорванной шиной, тут же в боксах оказался Депайе, по той же причине. Не то камни были тому причиной, не то новый асфальт. На 17 круге поплыла задняя резина у Халма, чем тут же воспользовался Стюарт. Дэнни правда в боксы не поехал, оставаясь на 3-м месте, благо отбивающийся от Эмо Икс был очень далеко. А на 20 круге вздох раздался на трибунах. В боксы поехал представлявший местную Матру Крис Эмон. Левая передняя шина, оказалась спущенной.

50 секунд понадобилось для её замены. За это время мимо проехали не только Стюарт но  и Халм, Икс, Фиттипальди, Петерсон, Ceвер, Хейльвуд и Шенкен. Эмон вернулся на трассу 9-м. В лидеры вышел осторожный Джек, который тщательно выверял траекторию, что бы не наехать на камни. Те же самым знимался Фиттипальди и гонка превратилась в некий слалом. Первым такого слаломного темпа не выдержал Икс. Очередной заезд на обочину закончился для бельгийца проколом. К тому времени в боксы побывал и Халм, чьи задние шины уже просто не держали. Фиттиальди вышел на 2-е место. Его соперник Петерсон сильно отстал из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости. Стюарта догнать у Эмо шансов уже не было. Икс вернулся на трассу 12-м. И все казалось хорошо, когда вдруг появился ещё один конкурент.

Крис Эмон, едва венувшись на трассу, установил на новых шинах, быстрый круг и обогал Шенкена. Потом ещё один быстрый круг. А на 35 круге Эмон обошел здорового пилота на больной машине (Петерсона) и больного пилота на здоровой машине (Севера). Двух гонщиков за один круг на трассе, где обгонять невозможно. Потрясающая гонка. Он по 4 секунды отыгрывал от Фиттипальди, но тут Гран При кончилось. Как написали в одной газете "Браво Стюарт, спасибо за шоу Эмон".



1.Jackie Stewart 
2. Emerson Fittipaldi + 27,7
3. Chris Amon + 31,9
4. Francois Cevert + 49,3
5. Ronie Peterson march-721x-f1-1972+ 56,8
6. Mike Helwood + 1: 36,1
Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерстон Фиттипальди -34
2. Джеки Стюарт -21
3. Дэнни Халм -19
4. Жаки Икс -16
5. Жан-Пьер Бельтуаз -9
6. Франсуа Север -9
7. Клей Регаццони -7
8. Питер Ревсон -6
9. Крис Эмон -6
10. Ронни Петерсон -5
11. Майкл Хельвуд -4
12. Марио Андретти -3
12. Андреа де Адамич -3
13. Карлуш Паче -3
14. Тим Шенкен -2
14. Брайан Редман -2
16. Грэм Хилл -1
1. Lotus - Cosworth -34
2. Tyrrell - Cosworth -27
3. McLaren - Cosworth -23
4. Ferrari -19
5. BRM -9
6. Surtees - Cosworth -9
7. March-Cosworth -8
8. Matra -6
9. Brabham - Cosworth -1

У дебютанта Tyrrell и уроженца здешних мест, дебютная гонка не задалась. Проколов в стане аутсайдеров было много, но лишь Патрик пробил шину дважды. В итоге Депайе, отстал на 5 кругов и не был квалифицирован. Плохой дебют, но Кен Тиррелл его запомнил. И вскоре Патрик превратится в любимца паддока по прозвищу "наш маленький Наполеон"

Patrick Depailler
Сложно выбрать пилота более олицетворяющего свободный дух 70-х, чем Парик Депайе.  Разве что Жиль Вильнев, но Жиль был более рассудительным по жизни. Патрик Депайе был не просто бесстрашен, как Жиль, он был безумен. Настоящий адреналиновый наркоман. Живи Патрик в наше время, он наверняка бы стал известным спортсменом экстремалом, чьими подвигами был бы завален ю-туб. Но Патрик жил немного в другое время.
Он родился  9 августа 1944 года в семье архитектора. Интересно, что в детстве Патрик мечтал стать врачом. Причем не просто врачом, а дантистом. Даже ходил в какой медицинский кружок. Но он жил в  Клермон-Ферране, где построили гоночную трассу и проводили местные гонки. Однажды в Клермон-Ферране проводили этап французского чемпионата и в город приехал пилот Формулы 1. Это был гонщик Феррари Жан Бера (Крис Эмон 50-х). Он показал желающим своё оторванное ухо, переломленные ноги и руки, шрамы на лице и теле. Желающие смотрели на Беру в восхищении. Для 15-летнего Патрика Жан Бера, стал самым крутым чуваком на свете. А уж когда Жан Бера, через пару месяцев, подлетев из своей машины в повороте,  убился головой об флагшток. Патрик Депайе понял, что мир стоматологии обойдется без него.
Ник Бриттан, его давний менеджер. Когда Патрик сломал ноги, ещё задолго до того, как он узнал, что снова будет ходить, он думал о том, как он вернется за руль гоночной машины. Я бы не побоялся оказаться с ним в одном окопе. Он был как профессиональный военный - боевой солдат. Он абсолютно любил. все, что он делал, у парня гонки были в крови. Он был своего рода гоночным "наемником", таким бывалым парнем, который знает, что однажды придет тот день, когда его упакуют в мешок для трупов.
Ну не зря его менеджер сравнил Патрика с профессиональным наемником. Денег у семьи особо не было и Патрик пошел служить в армию. Лишь в 23 года он впервые оказался в Формуле 3 и в первой же гонке, финишировал 2-м. После чего, обратился к Жан-Пьеру Бельтуазу за помощью, Жан-Пьер, сам только дебютировал в Формуле 1 и особо деньгами богат не был, но он свел Патрика с нужными людьми и посоветовал гоночную школу, где Депайе сделали скидку. В результате Кен Трирелл посадил за руль не просто местного пилота, порадовать горожан а действующего чемпиона французской Формулы 3
Бывает, в жаркий день, я гоняюсь на мотоцикле в одних трусах. Чувства, прям один в один, что проехать быстрый круг по Нюрбургрингу. Я понимаю, что это кажется глупым, но ощущения фантастические.
В том 1972 он выиграл Гран При Монако Формулы 3, что позволило ему попасть в Ф2 и в По устроить дуэль с Питером Гетином. Гетин выиграл, но они с Патиком несколько раз менялись местами и разрыв на финише был 0,9 секунды. Кен Тиррелл предложил Депайе место третьего пилота на 1973 год, в европейских гонках. Увы, Депайе разбился на мотоцикле и сломал ногу (возможно как раз в одних трусах и ехал). В итоге лишь в 1974 году, он все же стал основным пилотом команды (и в тот год выиграл чемпиона Формулы 2).  К. Тиррелл Дело в том, что Патрик иногда творил такие вещи, что сводили нас с ума. У него прямо в контракте прописали, держаться от всех этих опасных штук, подальше. Ещё он любил выпить бутыль вина накануне гонки. Но он был французом и с этим я уже ничего не мог поделать.
Мне некоторые говорят, мол ты спортсмен,  ты не должен курить. Блин. Да я за рулем гоночного автомобиля и не курю сотни тысяч метров. Я знаю, что после гонки меня ждет сигарета, а если бы я сдался во время гонки, захотел бы курить и вылетел бы. А так видите, как хорошо для моего вождения, что я курю.
Его годы расцвета пришлись на годы медленного угасания команды Кена Тирелла, сложно сказать, чего бы добился Патрик, окажись он за рулем немного другой техники. Наверное главным показателем его мастерства стал 6-колесный Тиррелл, на котором команда выступала в 1976-77 годах. На этой сложной технике Депайе ничем не уступал своему напарнику Джоди Шехтеру, будущему чемпиону мира  и просто уничтожил Ронни Петерсона.

 Дерек Гарднер, конструктор Он, чувствовал себя в этой машине, как рыба в воде.  Джоди ... ну, вы знаете, вы бы видели, как он ходил с опущенной головой - он водил её, но я знал, что он делал это без удовольствия. То, за что я любил Патрика - помимо того, что он был такой хорошим парнем -это  то, что он был абсолютно привержен гонкам. Он любил гоночные автомобили - быть гонщиком было единственным, что он когда-либо хотел. Он любил все в P34. Это  очень жаль, что он не выиграл на нем гонок - он был так близко столько раз. Он  очень хорошо работал. Иногда он был бы немного взрывной- но он был французом, в конце концов! Он просто любил гонки ...

Многие помнят его удивительное сражение с Лаудой в Германии 75, где только техника помешала французу одержать первую победу. Его удивительную гонку в Канаде 76 и борьба с Хантом, где Патрик финишировал в полуобморочном состоянии. На последних 20 кругах. из-за поломки датчика,ему бензин бил в лицо. Я стал совсем пьяным,  знаете ли, - а также мой левый глаз заплыл. К счастью, жгучая боль в спине, из топлива на сиденье, было достаточно, чтобы заставить меня проснутся. Он выиграл всего две гонки. Монако 78 за Tyrrell и Испанию 79 за Ligier. Да в 1979 году Патрик решил, что верность Кену это хорошо, но годы идут и в Ligier у него больше шансов. И так оно и было, Патрик шел в чемпионате третьим, когда  он снова сломал ноги.
В отличии от Tyrrell в контракте с Ligier, не было пункта запретившего бы заниматься сторонними видами спорта. И это была ошибка, ибо Патрик тут же стал отрываться по полной. И занимался он отнюдь не теннисом. Он стал летать на дельтаплане. Это был не опасный день для полетов. Но я  был слишком близко к горе. Возникла небольшая турбулентность ну и меня швырнуло об склон. Это от недостатка опыта, как они сказали, будь у меня побольше опыта, возможно, я что нибудь сделал, что бы это предотвратить. В Ligier оказались конечно не в восторге, но вообще-то они повели себя ужасно, уперто, по отношению к человеку, который собирался жить в инвалидном кресле. Долгое время был шанс на ампутацию и я был очень напуган. Но все те пять месяцев в инвалидном кресле, я думал, как я вернусь за руль.
Команда Alfa Romeo захотела иметь с ним дело. Патрику досталась быстрая, но крайне ненадежная техника. Да и сам он в силу появившейся хромоты, стал не столь быстр. Ему даже пришлось усиливать педали. .
Некоторые гонщики, особенно Джеймс Хант, боялись общаться с Патриком, они видели на нем печать смерти, он явно эту смерть искал и мечтал погибнуть за рулем, как Жан Бера. Ники Британн Патрик любил жизнь больше, чем большинство людей - но то, что он сделал, он принял неизбежность смерти. Он знал, что Формула 1 стала слишком  мощной, слишком  быстрой, в конце концов, и я думаю, что он знал, что это произойдет в один прекрасный день. Никогда не было каких-либо вопросов  про пенсию в его уме. Я помню ужин с ним в Зандвоорте, когда я пытался поговорить с ним о том, чтобы его хаотические финансовые траты привести в  порядок.  Я сказал:" Патрик, мы действительно должны думать о будущем ". И я помню, что он улыбнулся. "Нет, нет, Ник," сказал он. "Будущее для других людей ..."
Жан Бера погиб в Германии 1 августа 1959 года. Жизнь Патрика Депайе оборвалась в Германии, 1 августа 1980 года, во время тестов нового болида.

Tags: 1972, Формула 1, Франция, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет, очередная порция клубных новинок и снова не плохая. Есть Illenium, Skrillex и дажке Араш для антруажу. Все там под катом. Illenium,…

  • Кислотная среда

    Ребяки, хорошие новинки на этой неделе. Особено порадовала инструменталка. Без ремиксов не обошлось, но такие нынче модные веения. В общем слушайте,…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Сегодня в эфире свежие Chemical Brothers, Mauro Picotto и deadmau5. Есть что послушать, все там под катом REZZ & deadmau5 -…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments