Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Прерванный полет веселого бразильца


Четверг, а значит пришло время очередного поста про историю Формулы 1. Сезон 1972 года продолжается. Сегодня Гран При Бельгии, вернувшийся в чемпионат, после годичного отсутствия.  И в кои веки проходил он не в Спа, а на новой трассе Нивель-Болер. Трасса участников чемпионата не впечатлила совершенно.  Короткая, всего 7 поворотов, не представляющая какой либо сложности для пилотажа. Один из британских журналистов, увидев её, даже написал, что может быть Гран При Британии теперь можно провести у него в саду. Там тоже  такая трасса поместится. И на самом деле, автодром в промышленной зоне Шарлеруа, был каким то стандартным, бездушным. Трассами для Микк-Маусов, тогда называли такие автодромы.

Одним из главных изменений в составе участников стало появление дебютантов из команды Tecno. Детище двух братьев итальянцев Педерцани, эта команда выстрелила в 1970 году в Формуле 2, построив удачный болид и приведя к победе в чемпионате Клея Регаццони. На деньги известного производителя вермута - Мартини, Tecno решили штурмовать Формулу 1 с бывшим пилотом Макларена и Марча - Нанни Галли.

А вот пара пилотов приехать в Бельгию не смогли. Рейне Визелль из BRM, сломал палец в незачетной гонке в Олтон Парке, в столкновении с соотечественником Ронни Петерсоном. Ну и конечно Джеки Стюарт.  Чемпионом мира почувствовал себя плохо, ещё в Монако, за день до начала тренировок в Бельгии, боли в животе усилились. Как оказалось у Стюарта разыгралась язвенная болезнь. Бельгию пришлось пропустить. На радостях кто-то даже стал просить перенести Гран При Бельгии в Спа, раз главного противника этой трассы нет в строю. Но, было слишком поздно.
Зато в строй вернулся новичок Карлос Рётеманн. Аргентинец столь ярко, проведший первый Гран При, затем сломал лодыжку. И вот лодыжка зажила и Экклстоун построил для него новый Brabham, позабыв про звездного Грэма Хилла. И тут буквально, перед началом тренировки, кто-то из его друзей, неудачно хлопнув дверцей автомобиля, сломал Карлосу палец на левой руке. Но мужественный аргентинец все равно вышел на старт.
Эмерсон Фиттипальди
Ронни Петерсон, квалификация не заладилась, швед только 14-й. Его партнер Лауда и вовсе последний.

Так выглядела первая 10 по итогам квалификации
3
Дэнни Халм
McLaren M19С Ford
2
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
1
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
5
Франсуа Север
Tyrrell 002 Ford
4
Жаки Икс
Ferrari 312B2
8
Майкл Хельвуд
Surtees TS9B Ford
7
Дэнни Халм
McLaren M19А Ford
6
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160B
10
Андреа де Адамич
Surtees TS9B Ford
9
Карлос Рётеманн
Brabham BT37 Ford
Стартовое поле в Нивеле, располагалось на подьеме. Поэтому преимущество на старте имели болиды с мощным двигателем. Это наглядно показал выигравший старт Регаццони. Он смог опередить Фитти и Халма, стартовавших вдобавок с пыльных частей трассы.  А вот кто старт провалил, так это де Адамич. Андре в толкотне столкнулся колесами с Питером Ревсоном из McLaren и обоим пришлось ехать в боксы менять пробитые колеса. Сразу же плохо пошли дела и у Рётеманна, у него обломился рычаг коробки передач, и ему пришлось переключать скорости обрубком.
Уже после первого круга пелотон разделился на две группы. Первая - Регаццони, Э. Фиттипальди, Икс, Халм, Север, Хейльвуд и Эмон (Matra).Вторую возглавлял Бельтуаз, далее Гэнли (BRM), Паче (Williams), У. Фиттипальди (Brabham), Петерсон (March) и Уолкер (Lotus). Так, группы и ехали пять кругов ибо в Нивеле места для обгона практически не было. Первым, показавшим, что обгонять на этом автодроме все же можно, стал Эмо. Он так сильно хотел обойти Регаццони и туда сувался и там пытался, но Клей стойко отбивал все атаки. Наконец на спуске в S образной связке, бразилец смог обхитрить своего оппонента и выйти вперед. И тут же черный Лотус пошел в отрыв. Эмерсон провел просто идеальную гонку, показывая мягкий и безошибочный пилотаж. Как будто Джим Кларк вернулся за руль. Долгое время именно такого вождения Лотусу и Чепмену не хватало (все же Риндт был уж слишком агрессивен за рулем).Фиттипальди жебыл безупречен. Единственное, чего не хватило Эмерсону в этой гонке, так это быстрого круга (тут Эмерсон уступил Эмону).

Не менее ярко выступил и Питер Ревсон. Потерявший на старте целый круг на замену пробитого колеса, американец смог не только отыграть этот круг обратно но и пробиться на 7-е место.

Но ещё больших восторгов заработал, друг братьев Фиттипальди - Карлуш Паче. Паче, проспал старт, но смог догнать вторую группу и обойти всех гонщиков,кто там были. Он даже стал приближаться к лидерам, но при обгоне на круг доктора Марко, зацепил обочину и развернулся.  Однако Карлуша это не остановило, он догнал и обошел Марко. Затем уперся в боровшихся Петерсона со Штомелленом, которые также проигрывали круг и тоже ничего кроме своей борьбы не видели. Паче смог обойти их и стал наседать на Хельвуда, но тут, ему пришлось  самому пропускать на круг Эмерсона. Майк Хельвуд же это го делать не стал, он не смотря на синие флаги, во всю упирался обгону от Фитти. И в итоге сделал прокладку в лице пилота Лотуса между собой и Паче, не получив за это наказание.
Что происходило в стане лидеров? Упустивший лидерство Регаццони, долго держался 2-м,но на 31 круге его поимел и Франсуа Север, в одиночку отстаивающий честь Tyrrell.

3-м месту Клея долго ничего не угрожало, особенно, когда его партнер Икс сошел с поломкой зажигания. А Эмон и Халм были далеко. Но на 58 круге Клей должен был обходить на круг Галли, стремившегося довести Tecno до финиша. А так как ГП Бельги 72 прославилась тем, что на круг тут просто так не пропускали, не обошлось без инцидентов и здесь. Нанни стремился догнать кого-то из соперников и в шпильке его развернуло. Клей не успел нажать на тормоз и влетел в Tecno. Галли удалось (к его счастью), тронутся  и поехать в боксы. Регаццони же в ярости выскочил из задымившейся Феррари, но гонка для него закончилась а обидчик уехал.
В итоге на 3-е место вышел Эмон, но за пару кругов до финиша ему пришлось ехать в боксы, дозаправляться и он финишировал 6-м.





1. Emerson Fittipaldi
2. Francois Cevert + 26.6
3. Danny HulmeMcLarenM19C+ 58.1
4.Mike Helwood  + 1:12.0
5.Carlos Pace +1 круг
6. Chris Amon +1 круг
Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Эмерстон Фиттипальди -28
2. Дэнни Халм -19
3. Жаки Икс -16
4. Джеки Стюарт -12
5. Жан-Пьер Бельтуаз -9
6. Клей Регаццони -7
7. Франсуа Север -6
8. Питер Ревсон -6
9. Марио Андретти -3
9. Андреа де Адамич -3
9. Ронни Петерсон -3
9. Майкл Хельвуд -3
13. Карлуш Паче -3
14. Тим Шенкен -2
14. Брайан Редман -2
14. Крис Эмон -2
16. Грэм Хилл -1
1. Lotus - Cosworth -28
2. McLaren - Cosworth -23
3. Ferrari -19
4. Tyrrell - Cosworth -18
5. BRM -9
6. Surtees - Cosworth -8
7. March-Cosworth -6
8. Matra -2
9. Brabham - Cosworth -1

Вот бывает же так. Самой сложной и спорной фамилией для любителей Формулы 1, оказались не французы Рене Arnoux и Франсуа Hesnault не аргентинец Рётеманн (ставший у нас Рейтерманном) и даже не братья Шумахеры, и не Дэни Халм, зачем-то обозванный нашими журналистами Хюльмом,  а человек с фамилией из 4 букв. Когда, я только начинал собирать информацию про Формулу 1, и копил разные вырезки из газет и справочники, уже тогда некое недоумение вызвало, что среди победителей Гран При называли то Карлоса Пейса, то Карлуша Пака. Солидный интернет справочник wildsoft, упоминает Карлуша Пасе. Но на самом деле, достаточно послушать любой репортаж бразильского ТВ тех лет, что бы понять что речь идет все же о Карлуше Паче. Будем его все же называть Карлушемм, но, что он был все же Паче, это информация на все 146% верная.
Carlos Pace
В Бразилии в те годы не было гонщика популярнее Эмерсона, но не во всей. У Сан-Пауло был свой гордый сын (хотя братья Фиттипальди тоже с этого города) Жозе Карлуш Паче или просто  Моко для близких друзей.

Он родился 6 октября 1944 года, жил в одном квартале с братьями  Фиттипальди, часто бывал у них дома, более того, учился с Уилсоном в одном классе. Собственно Фиттипальди и привили Карлушу любовь к автоспорту. В 1967 году, 23 летний Паче стал чемпионом Бразилии по картингу. В то время как братья свинтили в Европу. Карлос продолжал делать себе имя в Бразилии. В 1968 он стал чемпионом кузовного чемпионата на машинах Рено. В 1969 чемпионом бразильской Форсулы - V.

Поэтому в Сан-Пауло его и считали своим героем, ну а гоночные успехи помогли найти спонсоров. В 1970 Паче приехал в Британию и с ходу выиграл один из чемпионатов британской Формулы 3. Следующий год, отъездив в Формуле 2 и изучив трассы, Паче оказался в команде Фрэнка Уильмса и обставил своего напарника - Анри Пескарло, победителя Ле-Мана и некогда очень перспективного пилота.
На следующий сезон Паче перебрался в команду Джо Сертиса, тут с ним переключился первый подиум (ГП Австрии), но увы у Сертиса начались проблемы с машиной. Особенно ярко они проявились через год. Болид просто не доезжал до финиша по разным причинам. Уж начто Паче был спокойным человеком, но тут не выдержал и он. На ГП Франции, когда у машины начались проблемы с управлением Паче просто отказался выходить на старт и тут же был уволен из команды.

Но ему повезло, как раз в 1974 году у Brabham возникли невиданные проблемы со вторым пилотом. Кого только там не пробовали, машина не ехала, в то время как Карлос Рётеманн, на такой же машине, спокойно приезжал на подиумы. Вообщем место предложили Паче и Карлуш чуть ли не в первой гонке, за новую команду, финишировал 2-м.

Гэри Андерссон (бывший конструктор Jordan и Jaguar). Я в ту пору работал механиком в Brabham и Карлуш так и останется моим любимым гонщиком. Очень спокойный, доброжелательный парень. И это так, Паче наверное не обладал чемпионским характером, он не был фанатиком типа Сенны, технарем типа Лауды с Шехтером, мастером типа Вильнева. Он просто наслаждался гонками и обладал природным талантом,  как Хант, как Пике. Но если Джеймс  с Нельсоном стали чемпионами, а Карлуш не успел.
Одна поул-позиция, одна победа, шестой в чемпионате 75 года. После ухода из Brabham Карлоса Рётеманна,
Паче в 1977 году получил статус первого номера команды. Он начал со второго места в Аргентине, столкнулся в Бразилии. Стартовал с первого ряда в ЮАР. В той самой ЮАР, где бедолага Том Прайс сбил маршала, остатки которого раскидала по всей трассе. Случилось все это на глазах Карлуша. Паче с трудом довел машину до финиша во втором десятке и полетел в Бразилию, снимать стресс и думать, стоит ли продолжать карьеру гонщика.  Моривальдо Гонсалес, так звали его собутыльника в тот грустный вечер, Гонсалес был восходящей звездой южно-американского авоспорта и Паче как раз планировал стать его менеджером. Обсудив аварию, они решили полетать над Сан-Пауло на личном самолете Карлуша. Из полета они не вернутся..... Яркая жизнь, весельчака Карлуша Паче, оказалось довольно короткой.

У него осталась маленькая дочь. Трасса в  Интерлагосе, где Паче одержал свою единственную победу, переименована в его честь. Там же стоит ему памятник.
Tags: 1972, Бельгия, победители Гран При
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ну что, друг. Конец уже виден на горизонте, скоро, скоро закончится путешествие в историю Sci-Fi и придется подводить итоги, куда катится жанр. Ну а…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, ведь мы все здесь друзья, особенно на фоне обвалившегося фейсбука. Закончим сегодня с обзором Sci-Fi фильмов из 2008 года. В целом год…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Друзья, продолжим вспоминать, чем же пытались нас удивить кино-деятели в 2008 году и каким они видели будущее. Например наше время, да, для них, мы…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments