Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Все по братски

Четверг, а значит самое время вспомнить, давно минувшие Гран при Формулы 1 и пилоты в них выступавшие. Продолжим вспоминать год 1972 и сегодня у нас третье Гран При сезона - гонка в Испании на медленном кольце в Хараме. Сегодня сложно себе такое представить, но в начале 70-х,такое ещё было возможно, гонка проходила в понедельник. 1 мая в Испании был национальный праздник, народ не работал три дня подряд, во и решили организаторы, что на третий день гуляний, толпа, заскучав, хлынет на трибуны. Идея хорошая, да вот погода подвела. 1 мая 1972 года в Мадриде с утра лил дождь, а с гор задул холодный ветер.

Ну а два дня квалификации, пришедшихся на субботу и воскресенье, привели к неожиданному результату. Много народу покрасовалось на первом месте, даже Андреа де Адамич, на своей получастной Surtess, но все же последнее слово осталось за парнями Феррари. Итальянцы отказались от широкого носа аля Тиррелл, что они использовали на ГП ЮАР и от этого прибавили в скорости.

А так выглядели первые 4 стартовых ряда.
1
Жаки Икс
Ferrari 312B2
2
Дэнни Халм
McLaren M19A Ford
3
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
4
Джеки Стюарт
Tyrrell 003 Ford
5
Марио Андретти
Ferrari 312B2
6
Крис Эмон
Matra Simca MS120C
7
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160B
8
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
9
Ронни Петерсон
March 721Х Ford
10
Рейне Виселль
BRM P160B
Отметим не очнь удачное выступление Севера, он только 12-й. Команды Surtess (лучший де Адамич, стартовал 13-м). Ну и герой прошлой недели Дэйв Уолкер стартовал из последнего ряда на запасной машине, ибо его болид отдали Эмерсону, разбившему машину в квалификации. Не прошел квалификацию Майкл Баттлер, чей новый March, подвел своей топливной системой. Ну и гонка должна была стать первой, где на старт вышли сразу два родных брата. Уилсон Фиттипальди заменил в Brabham Карлоса Рётерманна, сломавшего в гонке Формулы 2 лодыжку.

Старт гонки был намечен на полдень, но все утро лил дождь, помноженный на холодный ветер. К 12 часам дождь стих, но в воздухе витала влажность и пилотам дал несколько формирующих кругов, почувствовать трассу и машину. Наконец машины выстроились на стартовой прямой. Судья стартер постучал лидерам по носу и как-то медленно  плавно махнул флагом. Возможно Фиттипальди и Икс ждали резкой отмашки флагом и не поняли, что произошло ибо на взмах флага среагировал только лидер чемпионата Халм.   Конечно все внимание зрителей привлек этот странный старт, в то время как сзади происходили ещё более драмотические события. Ронни Петерсон, пытался прорваться по внешней стороне, но увидев замешкавшихся лидеров, швед решил вернутся в общий поток и столкнулся бортом с Бельтуазом. В итоге красный March развернуло, что вызвало массовое помешательство у стартующих сзади.
Увернутся удалось всем, но старина Грэм Хилл, видимо так испугался, что сильно дернул рулем и Brabham заглох.
Конечно эти беды пока мало волновали лидеров, коими после первого круга являлись. Халм,  затем Стюарт, Регаццони, Икс, Э. Фиттипальди, Андретти, Бельтуаз и Виселль. Остальные уже успели поотстать, во многом из-за переключения с Петерсоном. Но вскоре, неудача Хилла повлияет на борьбу за первые места.
Супер старт Халма, не принес ему больших дивидендов, довольно быстро Стюарт, Икс  и Фитипальди смогли его догнать. В самом конце 5-го круга Стюарт вышел в лидеры гонки и стал отрываться. Халм, Фиттипальди  Икс же занялись увлекательной борьбой между друг другом. Вскоре эта кучка догнала уже на круг отстающего Грэма Хилла, Грэм посторонился  пропуская Стюарта. И тут на него налетела троица Халм, Икс, Фиттипальди. Внезапное, столь ранее появление кругового, вызвало некоторую панику в этой "могучей кучке", чем и воспользовался Эммо, выйдя на 2-е место, пока соперники уворачивались от белого Brabham британца. Через круг в этом же месте, улетел с трассы местный гонщик Сойер-Роуч, на BRM, которого быстро забыли, ибо на трассе происходили вещи более удивительные и доселе не виданные.

Комментаторы, глядя на унылое лидирование Стюарта, опять стал вспоминать 1971 год и полное доминирование этого пилота над соперниками. Вспоминания длились ровно 4 круга. В конце стартовой прямой Эмерсон, выскочил как черт из табакерки и обогнал зазевавшегося Стюарта. На 15 круге шотландец пал под атаками Икса. В итоге растановка сил выглядела так: Фиттипальди (Lotus), Икс (Ferrari), Стюарт (Tyrrell), Халм (McLaren), Андретти (Ferrari), Регаццони (Ferrari), Эмон и сюрприз  - итальянец де Адамич (Surtees), постепенно отрывающийся от Фиттипальди старшего (Brabham)  и Хельвуда (Surtees).  Андретти вскоре обошёл Халма и казалось чемпион Индикара, сейчас начнет удивлять европейскую публику, но нет. Буквально тут же у Марио сгорел движок. За это же время пелотон потерял все BRM (а их было аж 5), сошёл Хельвуд. Стюарт все дальше отставал от Икса, тот в свою очередь держался в 5 секундах от Фиттипальди.

На 25 круге над автодромом снова закапал дождь, но не на столько сильный, что бы все поехали в боксы менять резину. Но пользуясь подмокшей трассой и не совсем уступчивыми круговыми, Икс приблизился к Эммо. Казалось вот сейчас то начнется борьба, но холодный ветер унес тучи и воду с трассы и все вернулось на круги своя. Разве что Халм стал отставать от Стюарта, ибо у него начала выпадать 5 передача. На 49 круге мучения новозеландца закончились, издевательств не выдержал движок. Дэни аж расплакался от неудачи, явно лидерство в чемпионате будет утеряно. Из-за коробки сошёл на 66 круге и Крис Эмон. Эти сходы позволили подняться на 4-е место Регаццони, далее ехали де Адамич и Север. Но праздник у молодого француза был недолгим. Тут же его подвело зажигание. Только механики сообщили сошедшему в боксах Франсуа, что его напарник идет в гонке 3-м, как Стюарт появился в боксах сам... Где то шотландец, успел зацепить обочину и пробил радиатор, механики попробовали оживить его машину, но тщетно.

Тем временем Эмерсон можно сказать, бросил ехать и стал экономить топливо. Как выяснилось не зря, его напарник Дерек Уорик за два круга до финиша сошёл как раз потому, что кончился бензин (и это при том, что у Уолкера в отличии от Эммо, была машина с дополнительным топливным баком на 4 литра!).  Повода волноваться за первое место у него при этом не было, так как Икс сбросил скорость, в тех же целях, ещё больше Наконец финишный флаг и Фиттипальди одержал свою вторую победу в Ф1.

Вылезший из кокпита победитель, оказался залит какой-о херней. Как оказалось, ещё на 2 круге в кокпите Эммо внезапно сработал огнетушитель, забрызгав бразильца пеной.





1. Emerson Fittipaldi
2.  Jacky Ickx + 18.92
3.  Clay Regazzoni + 1 круг
4. Andrea de Adamich1972sur_TS9B+ 1 круг
5.  Peter Revson +1 круг
6.  Carlos Pace rc 61 + 1 круг

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Дэнни Халм -15
2. Эмерстон Фиттипальди -15
3. Жаки Икс -10
4. Джеки Стюарт -9
5. Клей Регаццони -7
6. Питер Ревсон -6
7. Марио Андретти -3
7. Андреа де Адамич -3
7. Ронни Петерсон -3
10. Тим Шенкен -2
11. Грэм Хилл -1
11. Карлуш Паче -1
1. McLaren - Cosworth -17
2. Lotus - Cosworth -15
3. Ferrari -13
4. Tyrrell - Cosworth -9
5. Surtees - Cosworth -5
6. March-Cosworth -4
7. Brabham - Cosworth -1

Старший брат Эмесона, Уилсон Фиттипальди в своей дебютной гонке, добрался до финиша 7-м, проиграв братцу два круга. Не в первый раз в Формуле 1 выступали братья, но в первые они пересеклись в гонке. Первой парой братьев были Питер и Гари Уайтхеды. Питер в начале 50-х был довольно известным пилотом, зарабатывал очки, его младший брат Гари пришел в Ф1 через год, после ухода оттуда Питера. ничем не запомнился. Позже участвуя в ралли Гари вылетит с моста, на беду штурманом в машине был Питер, погибший на месте. Печально закончилась и история братьев Стюартов. Да у Джеки Стюарта был старший брат Джим, в 1953 году стартовавший в ГП Британии, а потом в 24 часах Ле-Мана. То, что у Джеки Стюарта в гонках все вышло в разы лучше, сильно повлияло на Джима и он начал пить, став для семьи Стюартов настоящей головной болью. Можно вспомнить ещё историю Луиджи Виллорези, чей брат погиб в довоенной гонке, не добравшись до Ф1. Историю Марио Андретти, чей брат близнец, сильно разбился в одной из первых своих гонок и карьера на этом его закончилась, а говорят не меньше таланта был парень. Были братья Шехтеры наконец.  Вообщем, если не считать заокеанских братьев Анзеров, единственной нормальной парой братьев остаются Шумахеры, да и то, конечно Михаэль Ральфа сильно затмил. У братьев Фиттипальди история вышла схожей, как у Михаэля и Ральфа. Уилсон правда гонок не выигрывал, но и Эмерсон 7 раз чемпионом не был, так что пропорции несколько сохранены.
Wilson Fittipaldi
Отличный он был парень! Вспоминает Гордон Мари, конструктор Brabham. Большой шутник и мог быть очень быстрым – когда соберется. Вот только очень был тяжеловат. Да возможно проблема с излишним весом и не позволили Уилсону Фиттипальди в должной мере себя раскрыть.
Про семью Фиттипальди я уже подробно рассказывал, когда говорил про Эмерсона (по тегам 1970 года или чемпионов мира, можно найти). 25 декабря 1943 года родился наш герой, в славно городе Сан-Пауло, в семье спортивного журналиста, чья жена была наполовину русской. Впервые о Уилсоне услышали в 1966 году, когда спортсмен из экзотической Бразилии, приехал покорять Британию, а точнее одну из младших Формул - Формулу V.  Окончилось все это тем, что высокого бразильца выгнали из команды, когда он подрался с менеджером. Уилсон вернулся домой.
Ну а потом в Британию поехал его младший брат Эмерсон, с которым разница то у них небольшая - три года. В бразильском картинге они выступали вместе и на равных выигрывали все, что можно. Поэтому, когда Эммо вдруг поехал в Британии, да так, что буквально за год стал чемпионом британской Ф3 тест пилотом Лотуса, Уилсон понял, что скандальный характер надо на время умерить и нужно снова ехать в Британию.

В 1970 году Эмерсон вышел на старт своего первого Гран При Ф1, а потом через пару месяцев выиграл первое Гран При. Уилсон же только готовился штурмовать Ф3. Весь 1969 год он потратил на обучение в гоночной школе Джимма Рассела. Это помогло. Придя в британскую Ф3, он на равных сражался с теми же Дейвом Уолкером и Карлосом Паче. Выигрывал у Ник Лауды и Джеймса Ханта, ближе к концу сезон Фиттипальди одержал две победы, что позволило ему перебраться на 1971 год в Формулу 2.
В 1971 году в Ф2 Уилсон провел пару неплохих гонок, особенно в Валлелунге, где Фиттипальди долго сражался с Франсуа Севером и уступил приглашенной звезде Ф1, буквально на финише, оказавшись вторым. Вообщем Берни Экклстоун к нему присмотрелся и в 1972 году пригласил выступить вместо Грэма Хилла на незачетном ГП Бразилии, состоявшимся в промежуток между ГП ЮАР и ГП Испании. На родной трассе Уилсон выступил отлично, финишировав 3-м, позади Рётеманна и Петерсона. Ну и когда Карлос в  гонке Ф2 сломал лодыжку, с его заменой все было ясно. Увы в то промежуток времени что аргентинец лечился, Фиттипальди старший очков не заработал, но показал себя в целом неплохо и получил приглашение на 1973 год.

В 1973 году Уилсону удалось заработать всего 3 очка, у Рётерманна было не намного больше  часто Уилсон аргентинца опережал. Но он внезапно объявил об уходе из гонок и уехал в Бразилию. Это было несколько неожиданно,но Уилсона был очень хитрый план.
В те времена в середине 70-х в Бразилии образовалась пустота связанная с уходом из футбола Пеле. Не было кумира и таким кумиром быстро стал Эмерстон Фиттипальди. Есть бог, Пеле и Фиттипальди говорили тогда в Бразилии. С фамилией Фиттипальди можно было с ноги открывать любую дверь. Чем Уилсон и занялся. Он раскрутил самого крупного, на тот момент, поставшика сахара в мире, на создание бразильской команды в Формуле 1. С заводом в Бразилии, с видом на Интерларгос. С бразильскими гонщиками и спонсор раскрутился. Дж. Рамирес (менеджер Copersucar) В те дни он походил на мальчишку, получившего от родителей новую игрушку. Такой же возбужденный и счастливый.

Через 7 лет братья Фиттипальди сидели в пустом заводском помещении, где отключили свет за неуплату. Можно много говорить о причинах, почему у них не получилось. Тут и плохое качество бразильских материалов и отдаленность поставщиков, и объединение с канадской командой Wolf, в результате чего парни из двух команд, просто разделились на два враждующих лагеря. Но главной причиной были конечно братья Фиттипальди. Эмерсон, был просто раздолбаем, понимающим, что болиды не ахти и поэтому не сильно выкладывающимся. Ну а Уилсон, это Уилсон..
Дж. Рамирес (менеджер Copersucar) Его способ управления состоял в том, чтобы стоять в боксах и орать дурным голосом. Уилсон просто не создан для руководства. Я не знаю сколько платил ему Copersucar, но я хорошо знал, сколько денег проходило через гоночную команду. И этого было явно недостаточно.  И когда команда остро нуждалась в средствах, Фиттипальди продолжали вести расточительный образ жизни. Зато Уилсон смог вернутся к карьере гонщика. Он участвовал в бразильском кузовном чемпионате, потом перебрался в гонки грузовиков. Занимался делами своего сына Кристиана, карьера которого столь много обещала, но толком не сложилась.
Сейчас у него большая сеть по продаже гигантских яхт и он является представителем Мерседес в Бразилии.
Tags: 1972, Испания, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • И в судьбе моей все по прежнему

    Итак, по итогам вчерашнего поста есть два вывода, что уже не плохо. Первый, большинство не работает, ведет праздный образ жизни и им лишь бы конкурсы…

  • Планы, пожелания и организационные моменты

    Привет, ребятки. Так хорошо отдохнул от ЖыЖо и интернетов, что даже как-то непривычно видеть сейчас редактор поста. Но, зато действительно отдохнул,…

  • С наступающим !

    Ну что, пришло время и мне подвести итоги года. Да отличный был год, как раз из таких годов, про которые люди говорят, верните мне мой 1947 ну и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments