Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Что-о пошло не так

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта ибо я устал от музыки в своём ЖыЖо. Итак, Формула 1, давно прошедшие Гран При и пилоты на тих дебютировавшие. Продолжим вспоминать славный сезон 1972 года. И сегодня второе Гран При сезона, Напомню, что дебютную гонку проходившую в самом начале года, выиграл Джеки Стюарт. но больше она запомнилась поулом дебютанта Карлоса Рётеманна.

Месяц прошёл между этими событиями. Большинство команд, не стало возвращаться в Европу а привезло технику сразу же сюда в ЮАР и все оставшееся время занимались тестами. В итоге к началу квалификации, все отлично изучили и трассу и те возможности что на ней могут выдать болиды. В то же время это означало, что пилоты будут выступать на уже отъездивших своё болидах а все основные новинки ожидаются на европейских этапах.
Были изменения и в составе пилотов и в самих болидах. Tyrrell, March и Ferrari переделали форму носа, при этом нос Феррари стал напоминать Тирролловский.

В BRM, вместо испанца Сойр-Роуча вернулся за руль, пропускавший ГП Аргентины, Жан-Пьер Бельтуаз (к сожалению умерший несколько дней назад). Рейне Визелль до ЮАР тоже не добрался, ибо для него не было болида (Сойр-Роуч убил одно шасси в Аргентине). В одинокой Матре Криса Эмона, перенесли масляный бак в жопу, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха. Сам Крис сообщил, что Матра решила полностью собрать новое шасси, которое появится к ГП Франции. В Surtees появилась третья машина к выступавшему ранее Тиму Шенкену и Андреа де Адамичу, добавился чемпион мотогонок - Майк Хельвуд, уже выступавший за команду в прошлом году на ГП Италии (и приехавший в очки). В итоге Хельвуд и Шенкен красовались в сине-белых машинах а у де Адамича болид был красно-белый в честь личного спонсора - небольшой фабрики по производству керамики. Рон Таранак, ещё год назад руководивший Braham, окончательно разругался с Берни Эккоустоуном и перебрался к Фрэнку Уильямсу, помогать тому довести до ума прошлогодние March. Там же у Уильмса дебютировал вторым пилотом бразилец Карлос Паче, участник европейской Ф3 и Ф2, смогший найти хороших спонсоров. Ну а самым необычным дебютом стала вот эта машина

Немецкий  Eifelland - переделка прошлогоднего March.   Луиджи Колани был первоклассным дизайнером, но мебели. Он не имел представления об аэродинамике, да в его задачу это не входило. Eifelland не собирались побеждать и даже зарабатывать очки их задачей было просто шокировать внешним видом болида и привлечь к имени внимание, тем самым сделав рекламу  немецкому производителю автодомов. А отдуваться за все это должен был бедняга Рольф Штоммелен.

Плюс три местных пилота : Чемпион африканской Формулы 1 - Дэйв Чарльтон, на новом Лотусе 72.  Его спонсором выступили сигареты Lucky Strike и так остались довольны ростом продаж, среди местного населения, что пообещали оплатить Чарльтону три европейских Гран При. Ну и местная команда Gunston, представила ветерана Джо Лова и дебютанта Уильяма Фергюсона на технике двухгодичной давности.
Так выглядели первые десять стартовых мест, после двух дней квалификации.
1
Джеки Стюарт
Tyrrell 003 Ford
2
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
3
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
4
Майк Хельвуд
Surtees TS9B Ford
5
Дэнни Халм
McLaren M19A Ford
6
Марио Андретти
Ferrari 312B2
7
Жаки Икс
Ferrari 312B2
8
Франсуа Север
Tyrrell 002 Ford
9
Ронни Петерсон
March 721 Ford
10
Тим Шенкен
Surtees TS9B Ford
Очень плотные результаты были в квалификации, за исключением Стюарта, который как установил в первый день новый рекорд трассы, так больше никто и близко к нему не подобрался. Отметим высокое место Хельвуда. А вот африканцу Фергюсону не повезло, на его машине отказал движок, запасного у африканцев не нашлось и на старт Уильям не вышел, хотя и опередил в квалификации своего опытного партнера - Джо Лова.

Более 80 тысяч человек  собралось посмотреть, сильно разрекламированный в местной прессе этап. Страна в те годы находилась в спортивной и культурной изоляции от всего мира (из-за режима апартеида) и поэтому Гран При Формулы 1 было по сути единственным праздником для местного населения. И вся эта толпа увидела чудо старт в исполнении Дэнни Халма. Чемпион мира 67, идеально среагировал на отмашку флага. Пока Стюарт и Фиттипальди следили друг за другом, а Клей Регаццони старт безнадежно проспал, Дэнни прошел их по внешней стороне и к первому повороту вышел в лидеры гонки.


Халм и первый круг закончил лидером гонки, но буквально тут же, вкатившийся Стюарт, его смог обойти и возглавить гонку. Далее за этой парой шли Фиттипальди, Хельвуд, Север, Андретти, Петерсон, Бельтуаз (BRM), Хилл (Brabham). Почти тут же сошёл Дэйв Чальтон, у которого отказал топливный насос. Зато в гонке появился ещё один гонщик - Карлос Паче, он начинал гонку в боксах из-за таких же проблем с топливным насосом, но спустя три круга смог выехать на трассу.

Все это напоминало картину, что мы видели весь 1971 год. К 10 кругу Стюарт оторвался от Халма уже на 5 секунд, самого Дэнни по прежнему преследовали Фиттипальди и Хельвуд.  Далее уже на солидном расстоянии Север, которого вскоре обойдет Петерсон. Затем Бельтуаз, затем Рётеманн, явно не показывающий ту форму, что у него была в родной Аргентине. Регаццони и Эмон дышали аргентинцу в спину. Следом Андретти и Ревсон (McLaren). У Феррари явно гонка не задалась, ибо Икс вообще откатился в стан аутсайдеров.
Тим Шенкен выбыл из борьбы на 9 круге, когда у него взорвался движок, чуть позже отказала электроника у Питера Гетина. Жан-Пьер Бельтуаз также заехал в боксы, жалуясь на неисправность, но менеджер Тим Парнелл, чуть ли не матами погнал его обратно на трассу. В боксы заехал и Франсуа Север, ему оперативно починили зажигание, но, само собой, француз потерял на этом кучу позиций.
К счастью зрителей интерес в гонке не угасал, ибо Джеки Стюарт на определенном этапе перестал отрываться. Была интересная борьба в группе за 2-е место. У Дэни Халма стал перегреваться движок и Фиттипальди с Хельвудом его обошли. А затем бывший мотогоночный асс, помчался. Сначала он легко обошёл Фиттипальди а к 25 кругу засел на хвосте у Джеки Стюарта!  При этом он ещё показывал пальцами Фиттипальди, дескать держись меня, сейчас мы его сделаем. Все это было слишком хорошо, что бы быть правдой. На 29 круге Хельвуд обходит Стюарта, и тут же болид Майка дернуло в сторону. Срезало один из болтов задней подвески. Майк смог поймать машину, но для него все было кончено. Сам Джеки Стюарт отметил, что вряд ли смог обогнать назад британца. Сход Хельвуда принес Джеки лишь врезанное облегчение, ведь место "Майка он зе Байка" занял  Эммо.
На третье место вернулся Халм. Далее Эмон и Ревсон. Питер вообще сотворил небольшое чудо, провалив старт и закончив первый круг 19-м, он выбрался в очковую зону и ещё и сдерживал позади себя все три Феррари

Гонка подошла к середине, а Джеки Стюат по прежнему с большим трудом отбивал атаки Эмертона Фиттипальди. Сам Джеки за прошлый год забыл, что такое быть под таким прессингом. Меж тем в борьбе за 4-е место Эмон обошел Петерсона.
На 45 круге в последнем повороте, Эмерсон, поздно затормозил и вышел в лидеры, но Стюарт, лучше из поворота вышел, смог перекрестить траекторию и вернул лидерство.  Но по всей видимости это было для Стюарта последней каплей, он тут же поехал в боксы. Скорее всего болт выпавший из подвески Хельвуда побил Стюарту маслопровод коробки передач и та на жаре, встала колом.
Итак у гонки появился новый лидер. Вторым шел Халм. Далее Эмон и боровшийся с избыточной поворачеваемостью Петерсон. Ревсон и Феррари Марио Андретти, потерявшая обороты двигателя (от этого пострадали все жеребцы). И вот тут то начались проблемы у Эмерстона. Он настроил машину на избыточную поварачеваемость, как любил, но по мере того, как баки пустели и болид становился легче, эти настройки стали приводить к проблеме, болид оказался плохо управляемым. Халм, чья периодически закипающая вода, не мешала управлять, сначала на 55 круге догнал бразильца. А на 58 вышел в лидеры и ушёл в отрыв.
На 63 круге, невезучий Крис Эмон, шедший третьим, поехал в боксы, у болида появились странные вибрации. На выяснение причин ушло время и из очковой зоны новозеландец выбыл. На третье место вышел Ревсон, следом шёл Андретти, они опередили мучающегося со своим March Рони Петерсона. В очковую зону попал и Грэм Хилл с Ники Лаудой на хвосте. Маститый ветеран дал молодому да горячему австрийцу настоящий урок по искусству обороны. Ну а в боксах Макларен все скрестили пальцы на удачу. Год назад Дэни Халм тут уже лидировал, но сошёл на несколько кругов до финиша из-за поломки подвески. Вот и сейчас на финишной прямой показались клубы пыли и мелькнул серый автомобиль. Но нет, это был Джо Лов, пробивший шину и вылетевший с трассы.
Ну а Дэнни Халм принес Макларен первую победу с 1969 года, когда у руля команды был ещё живой Брюс. Триумф команды дополнил Питер Ревсон, приехавший на подиум и заработавший свои первые очки.

Офицальное видео с Гран При, обратите внимание на идиота перебежавщего трассу, придурка так  не нашли.


1. Danny Hulme
2. Emerson Fittipaldilotus-72d-f1-1972+ 14,1
3. Peter Revson + 25,8
4. Mario Andretti + 38,5
5. Ronie Peterson + 49,0
6. Gram Hill72_brabhamBT33_ghill_ZA_s+ 1 Круг
Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Дэнни Халм -15
2. Джеки Стюарт -9
3. Эмерстон Фиттипальди -6
4. Жаки Икс -4
4. Питер Ревсон -4
6. Клей Регаццони -3
6. Марио Андретти -3
8. Ронни Петерсон -3
9. Тим Шенкен -2
10. Грэм Хилл -1
1. McLaren - Cosworth -15
2. Tyrrell - Cosworth -9
3. Ferrari -7
4. Lotus - Cosworth -6
5. March-Cosworth -3
6. Surtees - Cosworth -2
7. Brabham - Cosworth -1

В то время как Эмерсон Фиттипальди приехал вторым, на подиум, его партнер по команде, на точно такой же машине, приехал 10-м, отстав от напарника на круг. Итак было весь сезон. Если посмотреть статистику за 1972 год, то кажется, что вторым пилотом в Лотусе был какой-то богатый лупень, решивший купить себе место в чемпионской команде. Но это не совсем так. Это история более похожа на истоию Алекса Занарди, когда есть талантливый гонщик, отличные достижения в других сериях, но в Формуле 1 посто все идет не так. Итак Занарди 70-х - австралиец Дейв Уолкер.
Dave Walker
Дэйв родился 10 июня 1941 года в Сиднее, Австралия. О семье сведений мало, путь в автогонках начинался в 20 лет,  с выступлениях в соревнованиях по подъему на холм (так называемых горных гонках), что были тогда популярны. Дэйву понравилось и он перебрался в Британию, выступать в тамошнем чемпионате. Особо звезд с неба не хватал, но в 1966 году Уолкер перебрался в более престижные соревнования, британскую Формулу Форд.
И тут не сказать, что бы он сразу поехал, но он набирался опыта, изучал технику и трассы и в итоге в 1969 году Уолкер выиграл чемпионат. Более того, паралельно он занял 3-е место в европейском чемпионате. Тут то на него и положил глаз Колин Чепмен и пригласил Уолкера в свою молодежную команду в Формуле 3.
Год у него ушёл на освоение а дальше Дэйв просто порвал всех в британской Формуле 3, как тузик грелку. Из 32 свох гонок в 1971, он выиграл 25, две из них были гонками поддержки Гран При Формулы 1 (Монако и Британии). Это позволило ему выйти на старт Формулы 1 уже о ходу сезона. Несколько гонок за рулем экспериментального полноприводного Лотуса конечно ничего не могли сказать о его потенциале, ибо в силу ломкой техники, он сходил в самом начале. Но многим запомнился его прорыв с задних рядов на ГП Голландии, под дождем, увы Уолкер красиво вылетел (кадры его аварии можно увидеть в известном клипе Роби Уильямса). Но Колин был убежден, что Уолкер мог и должен был ту гонку выиграть.

Вообщем в Формулу 1 должен был войти очередной мега талант. Более того, табачники John Player глядя на успех Уолкера, решились стать спонсорами Лотус, если там будет выступать Дэйв. Питер Уорр (менеджер Лотус) Мы приехали в Сильверстоун и у нас не было контрактов со спонсорами на следующий год. Дэйв провел блестящую гонку, он выиграл заезд Формулы 3, перед глазами верхушки табачных боссов и мы пообещали ему контракт на следующий год.   В JPS считали Уолкера будущим Джимом Кларком и контракт на спонсорство заключили на три года. Лотус переоделся в легендарные черные с золотом одежки а дальше что-то пошло не так.
Уолкер едет впереди Джеймса Ханта в гонке Формулы 3
Эмерстон Фитипальди стал чемпионом мира. Дэйв Уолкер не набрал в сезоне 1972 года ни одного очка!  На этом его карьера можно сказать закончилась. Уолкер попробовал выступать в Ф2, но попал в две страшнейшие аварии. В первой он отделался сотрясением мозга, а после второй его левая рука частично осталась парализованной. А какой либо карьере гонщика можно было забыть.
Так что все таки пошло не так? В чем причина. Дэйв Уолкер уверен, что ему дало мало времен на адаптацию и тесты. Lotus 72 был уникальным болидом с точки зрения его торсионной подвески, это было намного больше сложно в управлении , чем, вероятно, любой другой автомобиль Формулы 1 того времени. Мы проехались по влажному Брэндс Хэтчу в лучшем случае, полдня. И это было все время, что было у меня перед первым Гран-при. Я имел абсолютно нулевые показатели  тестирования с начала сезона до самого конца. Аналогичная проблема была у Фиттипальди в 1970 да и в 1971 году тоже. Теперь же Эммо посещал все тесты команды и наматывал круги почти на всех европейских автодромах. Уолкер же из всех трасс сезона знал только Хараму, Монако и Брэндс-Хэтч, все остальные трассы он узнавал на первой тренировке перед квалификацией.

Плюс конечно Уолкер был пилотом номер два (хоть и Уорр это яростно отметает), а значит все новинки в первую очередь ставили на машину Фиттипальди. Ян Кэмпбелл, механик Уолкера. Да это и понятно. Кому бы вы дали все самое лучшее - парню, который собирается выиграть или парню, который может быть закончит гонку седьмым или восьмым?  Попробуйте выбрать из этих двух парней, кому дать лучшее из того что осталось, более свежий двигатель, новые амортизаторы, задачка ведь простая, не так ли??  Фиттипальди и Уолкер действительно начинали сезон на одинаковых машинах, но к августу у Уолкера был болид, такой же, какой у Эммо был в мае.  Плюс Дэйву не разрешали вносить серьезные изменения в настройки. Всякий раз, когда я хотел, сделать изменения к чему-то, я получал отказ.  Мне просто категорически запретили что либо делать, мне  сказали" Все установлено так же, как у Эмерсона, и он едет на  секунду быстрее, так в чем у вас проблема? Проблема... ну  мы были два очень разных гонщика, вы же знаете! Проблема усилилась на некоторых Гран При, где Уолкер должен был стартовать на запасной машине, всегда настроенной под Эммо. Уолкеру всегда требовались более жесткие настройки.

Ну это все лирика и проблем второго пилота, она была всегда и многие с ней справлялись, тот же Ронни Петерсон через год, сменив Уолкера, поехал так, что Эмерсон убежал из команды. Так, что же все же стало причиной провала?     Многие отмечали, что Уолкер склонен ломать коробку передач (7 раз за сезон)  слишком жестко атаковал барьеры. Многие соперник его невзлюбили за то, что он любил доезжать до боксов с побитым маслопводом, поливая трассу маслом, вместо того, что встать где ни будь на обочине. Ну все это можно было списать на недостаток опыта, плохие настройки и прочее. Но самое главное Уолкер оказался просто не готов к Формуле 1.  Уорр Есть большая разница между двадцатимильной гонкой в Формуле 3 и двестимильной гонкой Формулы 1. В Южной Африке, мы просто вытаскивали Уолкера из машины, он не мог стоять. Майк Уорнер, координатор молодежного проекта Лотуса. Дэйв никак не мог понять, что можно быть успешным за пределами Формулы 1, но это не означает, что ты сел за руль Ф1 и сразу поехал.
Кэмпбелл Он был, очевидно, исключительно хороший автогонщик. К сожалению, когда он вошел в штат Формулы, он присоединился к команде, в которой Эмерсон Фиттипальди был абсолютно на пике его власти; все было сделано так, как тот хотел. Если бы Дэйв попал в команду, которая бы сотрудничала с ним, была бы более терпеливой с ним, потворствовала ему немного, я думаю, что он выступил бы лучше, потому что я думаю, что он имел возможность сделать это, и я не могу поверить, что он не сделал. Если бы вы посадили Эмерсона Фиттипальди в автомобиль F3 Дэйва в течение 1971 г. он поехался бы лучше, чем Дэйв? " Возможно, нет. Но в 1972 году, когда это действительно произошло, это было не честно: Фиттипальди нашёл золотую жилу, в то время как Уокер наткнулся на черную дыру.
Дэйв Уолкер стал единственным человеком в Формуле 1, не заработавшим очков в о время как его партнер стал чемпионом мира.
Сейчас он живет на счет небольшого чартерного бизнеса.
Tags: 1972, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Власти Харькова подарили незрячим паралимпийцам билеты в зоопарк и обычные книги без шрифта Брайля. Плохо, Но победители конкурса знатоков кинов не…

  • Конкурс знатоков кинов

    Минстрой разрешил жить в ветхом жилье, если оно «ограниченно годное». Друзья, теперь комментарии в кокурсе где не будет указан год выхода…

  • Конкурс знатоков кинов

    Вчера актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко с космодрома Байконур отправили в открытый космос. Россия постепенно избавляется от…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments