Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Эль Лопе, прирожденный пессимист

Как всегда, по четвергам, пост про историю автоспорта. Гран При Формулы 1, давно прошедшие и пилоты на этих Гран При дебютировавшие. Не было этого поста на прошлой неделе ибо гребанная жизнь вне ЖыЖо заставляет бегать и крутиться. С сегодняшнего дня у нас начинается сезон 1972 года. О составах команд мы говорили две недели назад, поэтому сразу к гонки и перейдем.

Аэродром на окраине аргентинской столицы был один из самых современных  в ту пору (ну разве что Поль Рикард мог похвастать более современностью, но Риккард был уныл). Эта трасса уже принимала гонку сопртпрототипов 1000 км. Буэнос-Айреса (ту самую, где по вине Бельтуаза погиб Джунти) и незачетное Гран Пр Ф1, в прошлом году,которое выиграл Крис Эмон. Спонсировал его строительство нефтяной аргентинский концерн  YPI, который за одно и стал спонсором Brabham, купив место в составе для пилота Ф2 - Карлоса Рётеманна. Команда напомню из рук Рона Таранака перешла к Берни Эккелстоуну, менеджером команды стал бывший пилот Ф1 - Кит Грин (не очень успешный), конструктором Ральф Беллами, перебравшийся из McLaren. И команда Берни начала так, что у всех раскрылись рты. Карлос Рётеманн, воспользовавшись хорошим знанием трассы, выиграл поул, в дебютной гонке в Формуле 1!

Все это конечно гарантировало, что в воскресенье на трибунах соберется уйма народу, поддерживать "нового Фанхио" И вряд ли эта толпа знала, что  Goodyear привезли в Аргентину 5 типов резины (в отличии  Firestone, довольствовавшегося одним). И что хитрый Берни, стремясь заполучить побольше денег с нефтяников, выбрал самый мягкий комплект, который выстрелил бы в квалификации, но определено сдох бы в гонке, с учетом того, что синоптики обещали жару. Отсюда чудо Карлоса, на 22 сотых опередившего Стюарта и совершено унизившего своего партнера - чемпиона мира 68 Грэма Хилла.
А так выглядела остальная решетка (точнее первые 10 мест).
2
Джеки Стюарт
Tyrrell 003 Ford
1
Карлос Рётеманн
Brabham BT34 Ford
4
Дэнни Халм
McLaren M19A Ford
3
Питер Ревсон
McLaren M19A Ford
6
Клей Регаццони
Ferrari 312B2
5
Эмерстон Фиттипальди
Lotus 72D Ford
8
 Жаки Икс
Ferrari 312B2
7
Франсуа Север
Tyrrell 002 Ford
10
Ронни Петерсон
March 721 Ford
9
Марио Андретти
Ferrari 312B2

Под несмолкаемые крики "Аргентина, Аргентина" и "Эль Лоле, Эль Лоле"  (прозвище Рётеманна), машины выехали на прогревачный круг. Который не все закончили. Крис Эмон должен был стартовать 12-м, но тут же поехал в боксы, как выяснилось, вылетело сразу три передачи и участвовать в гонке смысла не было. У Марио Андретти уже на прогревачном круге стал чихать и кашлять мотор. Ревсон и Петерсон, выступали с температурой и прямо перед стартом выпили антибиотики, сидя в кокпите.  Президент Аргентины лично взмахнул огромный аргентинским флагом и гонка стартовала.

Казалось Рётеманн уверено выиграл старт, но буквально тут же у Карлоса слегка заклинило вторую передачу и его обошел Стюарт.

Проблемы с техникой возникли и у других пилотов. Сначала толпа оттеснила в повороте Грэма Хилла, Brabham, развернуло и вынесло на грязный газон, но англичанин смог вернутся. На первом же круге заклинило дроссель Рейне Виселля (BRM) и сменившего шведа в Lotus Дэйва Уокера. Если Рейне сразу поехал в боксы, то Дэйв затупил. Он остановился возле барьера отделявшего боксы от трассы, перепрыгнул через барьер, взял в боксах молоток и баллончик с сжатым воздухом. Вернулся обратно, освободил дроссель и поехал, что бы быть дисквалифицированным за обслуживание машины вне пределов трассы и использование инструментов не входящих в комплект машины.
Но само собой, все же не к несчастьям этих неудачников было приковано внимание публики.

Стюарт и Рётеманн, затем Халм, Фиттипальди, Регаццони, Петерсон. Север и поваливший старт Ревсон, вот кто были основными претендентами на победу и ехали такой группой уже несколько кругов. Что же касается неудач. В начале второго круга заклинило дроссель у испанца Алекса Сойер-Роуча. Тот не успел среагировать и разбил BRM в повороте Аскари. Почти тут же у ещё одного BRM, Питера Гетина, вышел из стоя маслоповод и электроника, видимо после удара от кого-то сзади. Таким образом BRM потеряло сразу две машины за круг, а третья -Виселля, стояла в боксах, где ей выпрямляли дроссель. Жан-Пьер Бельтуаз, помятуя о трагедии годичной давности (и боясь уголовного преследования) в Аргентину не приехал. Но у BRM оставалось ещё 2 болида - Марко и Ганли.


В стане лидеров Рётеманн пару раз пытался вернуть себе первое место, но Джеки Стюарт не потому дважды становился чемпионом мира, что бы во так отдать победу дебютанту. Фиттипальди на пятом круге прошел Халма и бросился догонять Карлоса. А вот Регаццони от этой четверки несколько отстал и собрал позади себя паровозик из Петерсона, Севера, Ревсона и пилота Surtess - Тима Шенкена. Далее нагонял эту группу, проваливший старт Икс. У третьего Феррари - Андретти, как начались на старте проблемы с движком, так они и продолжились. Пять раз американец побывал на пит-стопе и в  конце концов был снят с гонки, так как периодически из его выхлопной трубы  показывалась струя пламени. У Хилла полетел топливный насос, колом встал двигатель у де Адамича (Surtess). Ну а потом стали таять аргентинские надежды Карлоса Рётеманна- сверх мягкая резина стала брать своё. Сначала его на 8 круге оттеснил Фиттипальди, потом, на 11 круге,  прошел Халм.

Все внимание теперь было приковано к Эмерстону Фиттипальди, который стал нагонять Стюарта, но Джеки сигнализировали из боксов и он взвинтил темп. К 20 кругу Стюарт оторвался от Эммо на 4 секунды, далее держался Халм. 4-м удерживался Рётеманн, но на него очень активно наседал Регаццони и рядом держались Север с Иксом. Далее с трудом ехал Петерсон потерявший 4 передачу. Группу замыкал Ревсон.  Шенкен отстал, ибо сломал рычаг коробки передач и переключал передачи огрызком. На 30 круге угроза в виде Фиттипальди от Стюарта ушла, ибо у бразильца начались проблемы с 4  передачей. На 35 круге Эмо уступил второе место Халму.

На 45 круге Фансуа Север обошел Рётеманна на совершенно изношенной резине. Карлос не выдержал и поехал в боксы, к тому времен его правая задняя шина была стерта до корда.  В гонку Карлос вернулся 14-м. В это же время, из под колес Петерсона в сторону Ревсона вылетела груда камней, Питера развернуло, плюс у машины пробило радиатор и американец сошел.

К 48 кругу (половине дистанции) Джеки Стюарт очень уверено лидировал в гонке. Фиттпальди с поломанной коробкой держался 3-м, отбивая атаки Севера. Пятое и шестое место занимали гонщики Феррари, при этом Икс был впереди Регаццони , ибо у Клея на радиатор налипла газета и болид стал перегреваться. Вскоре правда для швейцарца все нормализовалось ибо порывом воздуха в газете побило дыру. В самой жопе пелотона сражались австрийцы Хельмуд Марко и Ники Лауда. Будущий руководитель Ред Булл, так был увлечен этой борьбой, что в какой то момент перепутал Лауду и его напарником Петерсоном, шедшим 7-м и проходившим Хельмуда на круг. Марко захлопнул шведу калитку, того развернуло и машина заглохла. Петерсон завелся но обе Феррари уже скрылись вдали, а самого Ронни прошел Шенкен.
К 60 кругу гонка лишилась ещё двух участников. У Франсуа Севера полетела коробка. А Эммо поехал в боксы с погнутой штангой задней подвески. Скорее всего подвеска была повреждена ещё до гонки, при транспортировке, не смотря на это, бразилец заявил, что машина управлялась куда лучше, чем в прошлом году. За 30 кругов до финиша Стюарт опережал Халма более чем на 20 секунд.

Далее шли Феррари и Шенкен с Петерсоном. Интересно, что как и в начале гонки, сразу за Стюартом ехал Рётеманн, но шедший 7-м аргентинец уже проигрывал круг. За оставшееся время позиции в гонке не изменились. Стюарт в итоге опередил Халма на 26 секунд, чем напомнил о доминировании прошлого года.


1. Jackie Stewart  71voi-tyrrell003

2. Danny Hulme mclaren-m19a-c-f1-gp-1972+ 25,96
3. Jacky Ickx ferrari312b2_71+ 59,39
4. Clay Regazzoni + 1: 06,72
5. Tim Schenken surtees-ts9b-f1-1972+ 1: 09,11
6. Ronie Peterson march-721-f1-1972+ 1 круг

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Джеки Стюарт -9
2.  Дэнни Халм -6
3. Жаки Икс -4
4. Клей Регаццони -3
5. Тим Шенкен -2
6. Ронни Петерсон -1
1. Tyrrell - Cosworth -9
2. McLaren - Cosworth -6
3. Ferrari -4
4. Surtees - Cosworth -2
5. March-Cosworth -1

Карлос Альберто Рётеманн в первой же гонке в Формуле 1 выиграл поул. До этого, подобное удавалось лишь Марио Андретти (если не считать Нину Фаину в первом Гран При). Но Марио на момент первого Гран При был уважаемой величиной, звездой, победителем Инди 500. Карлос же запомнился разве что своими стабильными но не яркими выступлениями в Формуле 2. И  тут такой успех, само собой о парне заговорили как о потенциальном чемпионе мира. И он им почти стал, но сам отдал титул. Итак знакомитесь, один из самых сложных и странных  характеров за всю историю Формулы 1.
Carlos Reutemann
Карлос Альберто Рётеманн родился 12 апреля 1942 в Санта-Фе. Отец его был сыном эмигранта из Швейцарии, мать итальянкой. Ему было 16 лет, когда один из величайших гонщиков всех времен - аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио заявил об уходе из гонок. Ему было 23, когда у него появились первые деньги на автоспорт. За это время в Аргентине гонщиков не то что уровня Фанхио, просто уровня международных гонок, не стало. Аргентинцы варились в собственном котле, участвуя в местном кузовном чемпионате. Там то и оказался Рётеманн и так бы видимо и остался бы в кузовах, если бы в стране не решили проводить собственный чемпионат Формулы 2. Идея витала в воздухе, ибо уже давно на списанной технике Ф1 проводились чемпионаты ЮАР и Австралии, поэтому списанные, старые машины Ф2 пригодились в Аргентине. Просуществовала серия Тепорада недолго, но Карлос Рётеманн стал один из первых её чемпионов.
"Эль Лопе", как его прозвали в Аргентине, тут же получил спонсорскую поддержку крупного аргентинского химического концерна. Концерн, просто купил для Рётеманна команду в Формуле 2, в сезон 1970 года. Его первая же гонка в Европе началась с курьеза, Карлос попробовал обойти приглашенную звезду - Йохена Риндта, машины столкнулись и случился завал с участием 5 гонщиков. Всегда не сдержанный на язык Риндт высказался очень обидно. Мне кажется индейцы не должны вылазить из джунглей. А ещё он сказал, что мол хотел бы обсудить с Карлосом аварию. да вот беда, тот ни слова не знает по английски. Таким образом покойный чемпион мира, возможно стал первым человеком забившим кирпич в небольшой фундамент  неуверенности аргентинца в себе, фундамент этот начал постепенно расти и вырос в целый небоскреб. Карлос действительно плохо владел основным гоночным языком, поэтому стеснялся общаться с журналистами и коллегами. В итоге вскоре укрепился стойкий миф, что Рётеманн, этакий угрюмый и необщительный тип, вечно погруженный в себя. Хотя на самом деле он был интересным собеседником с отличным чувством юмора, но не давались парню языки.
В 1971 году Карлос девять раз финишировал на этапах Формулы 2 3-м, один раз 2-м, что позволило занять в чемпионате почетное 2-е место, следом за шведом Ронни Петерсеном. Сам швед примерно таким же образом занял 2-е место в чемпионате Ф1, в тот год. Вообщем это вице-чемпионское звание не впечатляло. Но за Карлосом стояли большие деньги аргентинского бизнеса, а к руководству в команде Brabham пришел прирожденный бизнесмен Берни Экклстоун. Зная скверный характер Берни, можно было бы предположить, что он угробил бы аргентинского рентадрайвера. Но Карлосу повезло взять поул на родном автодроме, который он знал как свои пять пальцев. А дальше снова неуверенность в своих силах и Карлос на старте ошибся с передачей. Более в том сезоне Рётеманн ничем не запомнится.

Но Берни этот первый успех его команды пришелся по душе и он не уверенного в себе аргентинца поддерживал. Как ни странно именно Экклстоун стал чуть ли не единственным человек нашедшим к сложной натуре Карлоса ключик. Я не променяю этого парня ни на кого другого, говорил Берни.  Карлос стал отвечать взаимностью. В 1974 он принес Берни первые победы в Гран При, как руководителю. В 1976 Карлос стал в чемпионате 3-м, хотя в борьбе за титул не участвовал. Вообщем все было хорошо, но уже тогда наметилась тенденция, что Карлос мог блестяще провести гонку, две а дальше несколько Гран При он просто проваливал, обычно это случалось, если гоночный уикенд начинался как-то не так, например он не мог угадать с настройками. Все, можно было ожидать, что все Гран При Карлос провалит, ибо желания выступать у него не будет.    П. Уиндзор (журналист, экс менеджер Williams) По части манипуляции динамическим весом автомобиля и грамотного обращения с шинами Карлосу не было равных. Круга три он проезжал медленно и задумчиво, а потом сразу выстреливал. Карлос с презрением относился к гонщикам, которые нащупывали свою скорость долго и мучительно. Он считал, что подобный метод проб и ошибок имеет мало общего с настоящим гоночным искусством.
Конечно гоночное искусство в чистом виде, это здорово. Но к середине 70-х, техника Ф1 была уже слишком сложной что бы за три круга к ней подобрать ключик. На первые роли выходили технари вроде Лауды и Шехтера, тщательно, методом проб и ошибок, подбирающие настройки. Brabham 76 года, оказался Карлосу не по зубам, так и не найдя к нему подход, где-то в середине сезона Рётеманн просто махнул на все рукой.   Эта машина ведет себя на трассе как баба, она безнадежна.  Ту уже не выдержало сердце Берни. Да, может быть болид не позволял бороться за победы, но за очки вполне. Тот де Карлош Паче,партнер аргентинца, доезжал на нем до подиумов. Вообщем между боссом и пилотом пробежала кошка. Тут как раз разбился и обгорел Лауда и Карлос выплатив со своих денег неустойку Берни, убежал в Феррари, подменять австрийца и остался его напарником на будущий сезон.
В 1977 он регулярно поддавливал Лауду и австриец, выиграл титул, решил, что в следующем году, Карлос, освоившись станет быстрее, и покинул команду. Итогом выступлений в Феррари для Рётеманна стало два третьих места по итогам сезона и дружба с Жилем Вильневым, одиним из немногих людей, разделявших подход Карлоса к гонкам и нашедшим с аргентинцем общий язык. Мне нравился Жиль и я ему очень сильно завидовал, потому-что он действительно принадлежал миру Формулы 1 В 1979 Карлос перебрался в чемпионский Lotus но и там не задержался. Brabham, Ferrari, Lotus, где бы не выступал Рётеманн, везде он практически не общался с командой и убивал всех своим пессимизмом. То же самое произошло в Williams, где Карлос в 1980 стал напарником австралийца Алана Джонса, балагура, рубахи-парня и любимца команды. В 1980 году Алан стал чемпионом мира, чем конечно ещё больше приобрел симпатий и плюсов в карму от персонала и руководства. Но в 1981 болид куда лучше подошел именно Карлосу.
Рётеманн  отлично начал чемпионат - две победы (Бразилия, Бельгия), два вторых места (США-Запад, Аргентина) и одно третье (Сан-Марино). Победу в Бразилии он одержал проигнорировав приказы из боксов, после чего взбешенный напарник Джонс даже не пришел на церемонию награждения.    Когда я подписывал контракт с Фрэнком, там была оговорка насчет «семи секунд». Если я лидирую с преимуществом не менее семи секунд, я имею право победить. Если же Алан подтянулся ко мне ближе, чем на семь секунд, я обязан его пропустить. Мы начали гонку в Бразилии под дождем, и честно говоря я особо не гнал. Фрэнк показал мне положение третьего гонщика, и, поверьте, я и подумать не мог, что Алан так близко сзади. Круга за три или четыре до финиша Фрэнк дал сигнал, что я должен поменяться с ним местами, чему, я, естественно, был совсем не рад. Да, я видел этот сигнал круга за три до финиша. Но в той ситуации передо мной встала дилемма. Я почувствовал, что если подчинюсь указаниям команды, то больше никогда не смогу гоняться. Просто брошу все после этой же гонки и уеду к себе на ранчо в Аргентину.   Уильямс не заплатил Карлосу призовые за эту победу, Рётеманн не возражал. Ш. Тинн (коммерческий директор Williams) Тот факт, что Рётеманн так и не поинтересовался невыплаченными деньгами, доказывает, насколько он умен. Мудрые никогда не вступают в драку, где их ждет поражение. Джонс, начинавший сезон в ранге фаворита, никак не отреагировал на выходку аргентинца– тем более, что затем Карлос заметно прибавил и возглавил спор за титул.

Вообщем Карлос настроил против себя команду и Джонса, но к середине сезона, он лидировал в комфортным отрывом от всех на 17 очков (почти две победы). И вот тогда-то Карос начал нервничать Шесть гонок до конца, это очень длинный путь, говорил он. Все складывается уж слишком хорошо на самом деле. И это меня беспокоит. На самом деле, я чувствую себя очень одиноким.  Будь в то время в команде Williams психолог, возможно история Формулы 1 была бы немного другой. С точки зрения оборудования мы дали Карлосу все тоже самое что и  Алану вспоминал Фрэнк Уильямс. Но Карлосу необходимо было больше психологической поддержки, чем большинству водителей, и я признаю, что мы не понимали этого тогда.

К последнему Гран При сезона от всего преимушества аргентинца осталось одно очко. Но он мог бы стать чемпионом мира, для это надо было просто финишировать впереди Нельсона Пике. Гран При началось для Рётеманна неплохо. он выигал поул. Вторым стартует Джонс. Алана спросили, будет ли тот помогать Карлосу Ну что вы, ответил Джонс, нам, представителям Британского содружества, не достойно заниматься командными такиками. Нельсон Пике стартовал 4-м. Карлос начинал гонку без поддрежки команды и напарника. И все это напомнило его старт на первом Гран При в далекой Аргентине 72. Карлос старт провалил. Джонс. чуть не впечатав его в стену, вырвался в лидеы, следом прошли Вильнев, Прост и Бруно Джакомелли. На 17 круге, Карлос выезжал из боксов на 7 место, и тут впритирку обошел Пике, когда Карлос рано затормозил. На следующем круге его прошел Андретти. В это время Пике вышел в очки, посоле схода  Уотсона. А Карлос, он так и финишировал 8-м и отдал свой титул Нельсону Пике.
Я просто в шоке. Сразу заявил Жиль Вильнев Карлос на голову сильнее Пике. Все решили, что Карлос не угадал с шинами. Сам Рётеманн заявил, что у него вышла из строя коробка передач. Но Фрэнк Умльямс осмотрев болид, заявил, что с коробкой все в порядке. Я не пойму, что там было, продолжал удивляться Вильнев. В конце-концов он просто мог вынести Пике с трассы и стать чемпионом, кто-бы потом вспомнил, как он им стал? Скорее всего, Карлос просто так и не смог поверить, что он может стать чемпионом мира. Просто паталогическая неувереность в собственных силах и писсемизм. Стань он бы чемпионом и собственный, годам нааботанный шаблон разорвался и внутренний мир рухнул бы.

Он остался в Williams  на следующий год. Но сезон 1982 начался с многочисленных скандалов по поводу технического регламента и забастовки пилотов из-за контрактов. Проведя одно Гран При и аффинировав 2-м Карлос ушел из гонок. Якобы из-за начавшейся войны за  Фолклендские острова, он посчитал некрасивым оставаться в британской команде. Фигня все это, опровергает Патрик Хэд На самом деле у него уже душа к гонкам не лежала. Напомню, что его партнер Кеке Росберг стал в 1982 чемпионом мира.

С 1980 года Карлос принимал участие в ралли Аргентина и стал единственным гонщиком, заработавшим в один год очки в Формуле 1 и чемпионате мира по ралли (Вик Элфорд выигравший в 1968 ралли Монте-Карло и заработавший очки в Ф1, не в счет, ибо чемпионата мира по ралли ещё не было).В 1985 году Рётеманн окончательно повесил шлем на гвоздь. В 1995 при открытии ГП Канады, он проехал за рулем Ferrari демонстративные 14 кругов и показал такое время, что мог бы в гонке стартовать с 11 позиции. Б. Экклстоун Дайте ему немного времени и он без проблем квалифицируется в десятке сильнейших. Если ты делал это раньше, то уже некогда не разучишься – и Карлос действительно не разучился. Но Карлоса интересовали уже другие вещи.

После гонок популярность Карлоса привела его в Хритстанско-католическую партию. Рётеманн выиграл выборы и с 1991 по 95 годы был губернатором Санта-Фе. Губернатором этой области он является и сейчас. П. Уиндзор Рётеманн гений, художник в своем жанре, он сделал успешную политическую карьеру на родине в Аргентине, и сегодня пытается улучшить жизнь соотечественников. В 2011 году партия попросила его выдвинуть кандидатуру на пост президента, Карлос отказался, ибо посчитал свои шансы малыми. Все же если человек пессимист, это уже не исправить.
На этом все на сегодня. Не будьте пессимистам, увидимся.
Tags: 1972, Аргентина, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Что пошло не так?

    Выигравший пять гонок подряд в 1992 году, Найджел Мэнселл подходил к ГП Монако с насторожённостью. Да, с одной стороны он здесь фаворит, с другой…

  • Дай пять!

    За несколько дней до Гран При Сан-Марино в Маранелло приехал сам Рон Дэннис. Что это? Может быть готовится сведение двух непримиримых соперников? Но…

  • Вопросы , вопросы

    В 1992 году Гран При Испании, снова, как в середине 80-х вернулось в начало сезона. Связано это конечно было с Олимпийскими играми в Барселоне.…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments