Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сезон 1972 - превью

Как всегда по четвергам пост про историю автоспорта. С этой недели рассказ про сезон 1972 года в Формуле 1 и сегодня пост обзорный про составы команд, болиды и общие изменения.  Знаменитые черные Лотусы, возвращение Гран При Аргентины, усиление мер безопасности, последняя победа BRM, про все это мы будем говорить как сегодня, так и в ближайшее время.

Сезон 1972 года, 12 Гран При. Вообще должно было быть 15. Но  Гран-при США-Запад, второе Гран При в США, которое должно было пройти на трассе Онтарио близ Лос-Анджелеса, в последний момент было отменено из-за неподготовленности трека. Отменили и Гран При Голландии. ибо там не успевали переделать трек под нормы безопасности. Не состоялось и Гран При Мексики, увы не смотря на низкую цену на билеты, публика отказалась их покупать, из-за гибели Педро Родригеза интерес к гонкам в Мексике ощутимо снизился. Зато вернулось ГП Бельгии. Зато появилась Гран При Аргентины, после 12 летнего перерыва. С него то в январе 1972 года и начинался новый сезон   Формулы 1. Давайте смотреть, кто решился в нем принять участие.
Elf Team Tyrrell
Основные фавориты предстоящего сезона, понятно дело, что Стюарт в 71 году просто всех поимел , да и Север под конец поехал. Простая и надежная конструкция Дерека Гарднера. Вообще все шансы на успех, однако проблемы пришли оттуда. откуда их не совсем ждали. Но об этом чуть позже.
шасси Tyrrell 003 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
005 это было продолжение прошлогодней 003, слегка модифицированное. Модификации эти были столь не заметны простому обывателю, что и говорить о них не стоит.
Джеки Стюарт, 32 года*, чемпион мира 1969, 1971, 18 побед в Гран При
*возраст указан на 23.01.1972 т.е. на первое Гран При сезона в Аргентине.
Джеки Стюарт не только выиграл 6 Гран При Формулы 1 и стал чемпионом в 1971 году. Он ещё и принял участие в чемпионате CAN AM, где выступал на   Lola T260 -Chevrolet и смог бросить вызов непобедимым Маклаенам с Халмом и Ревсоном за рулем. В итоге на посредственной машине, он смог одержать 2 победы и занять в чемпионате 3-е место. Молодец, но напряженный сезон сильно сказался на его здоровье.

Франсуа Север, 27 лет, бронзовый призер ЧМ71, победитель ГП США 71

В 1971 году Франсуа дважды прикрыл тылы победившего Стюарта, в ФРГ и Франции, и наконец-то выиграл в США, став всего 2-м в истории французом, победившим в Гран При. Победа принесла ему третье место в чемпионате, 500 000 баксов призовых и большие надежды на сезон 72.

Scuderia Ferrari SpA SEFAC
Феррари была фаворитом в сезоне 71, но странным образом, провела тот год совершенно незаметно. Все, чем запомнился год 71 для итальянцев, это гибель Педро Родригеза в Норисринге за рулем спортивной машины класса GT.
шасси Ferrari 312B2 мотор Ferrari 001/1 3.0 B12
И при том, что в 1971 году им удалось победить лишь дважды (в ЮАР случайно и в Голландии из-за шин), в Феррари не стали ничего менять, это был все то же болид, в который Энцо очень верил, помня великолепную концовку сезона 70. Трехлетняя машина все ещё впечатляла мощностью своего движка, но не более.
Жаки Икс, 27 лет, вице чемпион 1969, 1970, победитель 7 Гран При Формулы 1, самый молодой обладатель поул-позиции
В 1971 году Жаки Икс был фаворитом, но на деле вышло, что выиграл он всего раз, в Голландии, где в условиях дождя его шины Firestone работали куда лучше чем Goodyear Стюарта. С середины сезона Феррари переключили все внимание на гонки спорт-прототипов  и подготовку к 24 часам Ле-Мана, а на попытки Икса стать чемпионом в Ф1, махнули рукой. В итоге Жаки смог все же навязать борьбу Стюарту, но было то за пределами трассы. В то время как Джеки отменял ГП Бельгии и боролся за отмену ГП ФРГ в Нюрбургринге, ибо считал их не безопасным, Икс клеймил его позором и публично называл трусом губящим спорт.

Клей Регаццони, 32 года, победитель ГП Италии 70, бронзовый призер 1970 года

В самом начале 1971 года, перед началом европейской части чемпионата, Клей выиграл незачетное Гран При Чемпионов, обставив Джеки Стюарта на глазах британской публики (а дело было в Брэндс Хэтче). Казалось вот она заявка на успех. Но увы в том сезоне у Клея было лишь три подиума и поул в Британии.  На 49 очков Клей отстал от Стюарта, так униженного им ранее.

Марио Андретти, 31 год, победитель ГП ЮАР 71, 8 место в ЧМ71

Андретти выиграл своё дебютное Гран При за Феррари и мог бы добиться за итальянцев большего, но он совмещал гонки Ф1 с гонками USAC (нынешний Индикар) и порой даже из-за контракта с владельцами американских трасс, не мог принять участие в Гран При Ф1, как это было с ГП США. Мог бы конечно плюнуть и переключится на Ф1, но в начале 70-х в USAC платили на порядок больше.

STP March Racing Team
Забавный March 711 с круглым носом и передним крылом в виде подноса, побед не принес, но стабильно финишировал в очках и Ронни Петерсон умудрился стать вице чемпионом мира. В 1972 году Марч стал выглядеть более привычно.
шасси March 721 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
На деле 721 вышел настоящей катастрофой, Роби Хёрду пришлось спешно готовить новое шасси  721G, где G означало книгу рекордов Гинесса, ибо по мнению команды, это было самое быстро разработанное и построенное шасси в истории Ф1.
Ронни Петерсон, 27 лет, вице чемпион 1971 года
Ронни Петерсон не только 5 раз финишировал 2-м, что бы стать вице чемпионом мира в Формуле 1. Он ещё всех просо уничтожил в Формуле 2, став там чемпионом. Однозначно, быстрый швед, на тот момент был самым перспективным гонщиком своего поколения.
Ники Лауда, 22 года, 5 место в чемпионате Ф2
В 1971 году Ники Лауда взял кредит 30000 фунтов в банке, под полис личного страхования,  что бы выступить в Ф2 и его выступления впечатлили Роби Хёрда, в итоге он получил место в Ф1, бесплатно, но без зарплаты. Итог его выступлений был таков, что в конце сезона Ники не знал чем отдать кредит и думал как лучше уйти из жизни, повесившись или скушав снотворного. Все это почему-то не попало в фильм   Rush.

Marlboro BRM
В 1971 году BRM оказался единственной командой, боровшейся с Тиррелл на трассе. Увы прекрасные Педро Родригез и Ио Зифферт, тянувшие британскую команду, погибли. Но меж тем, Луи Стэнли удалось получить спонсорские деньги от Мальборо , причем деньги такие, что у Луи закружило голову. В планах на 1972 год стояло участие 6 машинами! С тремя основными и темя платными пилотами. Более того было разработано три варианта шасси. Вообщем более бестолковой траты ресурсов сложно было представить.
шасси BRM P160С мотор BRM P142 3.0 V12
Тут покажем самую современную модель 160 С, автором которой был все тот же Тони Саудгейт. На ней выступал Бельтуаз, остальные довольствовались 160 В, а платники и вовсе просто 160, 1971 года а то и 153 конца 60-х.  

Питер Гетин, 31 год, победитель ГП Италии 71, 9 место в ЧМ71

Питер уже вписал своё имя в историю, выиграв самый плотный Гран При Ф1 в истории. При этом Питер Гетин не пролидировал в Ф1 и одного круга. Его итальянская победа была больше чудом, ибо в принципе всем специалистам  было ясно, что Питер гонщик не чемпионского уровня а возможно и не уровня Ф1.

Рейне Виселль, 30 лет, 3-е место в Гран При США 70, 12 место в ЧМ71

Рейне не пригодился в Лотусе, но его шведские спонсоры нашли ему место в BRM, с другой стороны, как с Гетином, с Виселлем все тоже было ясно, подиум в США 70 был его пределом

Хауден Гэнли,  30 лет, 15 место в ЧМ71
Новозеландец был лучшим новичком 71 года и это не только я так решил. Он получил приз Вольфганга фон Трипса - лучшему дебютанту года. Это к многому обязывало и если у Стэнли и были какие-то планы на развитие команды, то связаны они были с Гэнли.
Жан-Пьер Бельтуаз, 33 года, финишировал 2-м в ГП Голландии 68, Франции 69, 5-е место в ЧМ69

Сезон 1971 года, был для Жан-Пьера скомкан из-за идиотской аварии в самом начале года, когда по его вине погиб Игнацио Джунти. Француза дважды лишали за ту аварию суперлецензии, да и сам он находился не в лучшем психологическом состоянии. Но в 1972 году ему удалось найти приют в пристанище неудачников Ф1 - BRM. С британцами Бельтуаз поддерживал отношения ещё с 1970 года, когда BRM пытались помочь Матре в налаживании движка.
Ну а ещё за BRM в разных гонках была задействована то одна, то две машины, отдаваемые как правило местным парням с деньгами либо Хельмуту Марко.

team-lotus-john-player-special-2997-p John Player Team Lotus
Эксперименты с полным приводом и газовыми турбинами закончились. Колин Чепмен решил доработать шасси 72. А самое главное Лотус окрасился в знаменитые черные с золотом цвета JPS, нового сигаретного бренда от  Imperial Tobacco, вложившего в Лотус большие средства.
шасси Lotus 72D двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
72 шасси дорабатывал бывший работник BRM Тони Радд, он переделал заднюю подвеску и изменил заднее крыло.  Получилось хорошо, хоть и заняло весь 1971 год, из-за чего собственно тот сезон и был провален.
Эмерсон Фиттипальди, 25 лет, победитель Гран При США 1970, 6 место в ЧМ71
Неожиданно став лидером команды в 71, Эмо не сильно справился с новой ролью, да и команда экспериментировала с разными забавными но не эффективными штуками. Вообщем Фиттипальди не особо запомнился, но места в команде, в отличии от Виселля, не потерял.
Дэйв Уолкер, 30 лет, победитель двух чемпионатов британской Ф3
В 1971 году Уолкер участвовал в двух (из трех) чемпионатах британской Формулы 3 и выиграл 25 гонок из 32. Помимо того, что он выиграл оба чемпионата, он ещё выиграл в Монако и Сильверстоуне гонки Ф3, бывшие гонками поддержки Гран При Ф1. Само собой австралиец привлек внимание. Он дебютировал в Ф1 на ГП Голландии и управляя в дождь, полноприводным, газотубиновым Лотусом, за 5 кругов прорвался с 22 места на 10-е, пока не разбил болид.  Вообщем от него ждали многого.

Brooke Bond Oxo Team Surtees
Старина Джо Сертис, окончательно покинул кокпит, чтобы сконцентрироваться на управлении командой. Сезон 1971 был успешным, ведь все три гонщика команды (включая самого Джо) заработали по три очка. В 1972 состав выглядел даже посильнее. Быстрые Хэйльвуд и Шенкен, плюс принесший спонсоров де Адамич.
шасси Surtees TS9В двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8



болид де Адамича был красным с белым  в отличии от темносиних с белым Шенкена и Хэйльвуда
Тим Шенкен, 28 лет, 3-е место на ГП Австрии 71, 14-е место в ЧМ71
В 1971 году Тим не только финишировал 3-м в Австрии, он ещё был третьим на незаченом Интернешинал Троффи и занял 4-е место в чемпионате Ф2. Вообщем несомненно молодой австралиец рассматривался как большой талант.
Майк Хэйльвуд, 31 год, чемпион мира по мотогонкам в классе 500 1962, 1963, 1964 и 1965 годов.  Участник Ф5000, 4-е место на ГП Италии 71, 18 место в ЧМ71

"Майк - Байк", конечно не добился в автогонках таких впечатляющих результатов, как за рулем мотоцикла. Он эпизодически выступал в Ф1 в середине 60-х, за команду Реджа Парнелла и даже попал в очки в Монако. Но по настоящему интерес к автоспорту у него возник после финиша на подиуме в 24 часах Ле-Мана 69 года. А в 1971 едва вернувшись в Ф1, Хэйльвуд чуть было не выиграл первое же Гран При - Италии.
Андреа де Адамич, 30 лет

Де Адамич потратил лучшие годы на Альфа Ромео. С одной стороны легендарная марка вывела его в люди, с другой попытка присобачить движок Альфы в Макларен или Марч с Андреа за рулем, к ничему хорошему не привела и чуть было не погубила карьеру итальянца. Хорошо ещё, что небольшая фирма по производству керамики из Венеции, купила ему место в Сертис, без всяких движков от Альфы.
Yardley Team McLaren
Сезон 1971 года начинался отлично, Дэни Халм лидировал в ГП ЮАР, пока не развалилась подвеска. Увы, эта поломка так и наложила отпечаток на весь сезон. Ни Халм, не Гетин, не сменивший Гетина - Джек Оливер, побед в копилку команды не принесли. Одна радость удалось подобрать брошенного BRM спонсора.
шасси McLaren M19С двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Это все тоже шасси Гордона Копака, подготовленное для Инди 500 и переделанное под нормы Ф1 Ральфом Беллами. В 1972 Беллами его слегка модифицировал и первую половину сезона на 19С ездил Дэни Халм, Питеру Ревсону же достался прошлогодний агрегат.
Дэнни Халм , 35 лет, чемпион мира 1967, победитель 5-ти Гран При

В 1971 году Халм лидировал в ГП ЮАР, и дважды показал быстрый круг в других гонках. Но само собой для чемпиона мира это было мало а 9 очков в сезоне звучало как издевательство.
Питер Ревсон, 32 года, чемпион CANAM 71 года, 2-е место в Инди 500 71 года.
Питер Ревсон, в своё время как и Хэйльвуд выступал в середине 60-х за команду Рэджа Парнелла в Ф1, но тогда к Формуле 1, молодой наследник косметической империи Ревлон, был не готов. За прошедшие с тез пор 7 лет, Питер заработал репутацию быстрого гонщика, а не поставщика спонсорских денег, тем более, что его расходы на гонки были сильно ограничены адвокатами семьи. Интересно, что в Макларен ему пришлось рекламировать прямых конкурентов его семьи на косметическом рынке.

Equipe Matra
В Формуле 1 Матра держалась уже по инерции, на самом деле уже больше французов интересовал чемпионат спорт-прототипов а особенно 24 часа Ле-Мана, где все стало получаться.
шасси Matra Simca MS120D двигатель Matra MS72 3.0 V12
И все же не смотря на заинтересованность в спорт-прототипах, Матра стала единственным производителем, подготовившим к сезону новый двигатель. Были учтены ошибки с маслоповодом, обнаруженные в прошлом году.
Крис Эмон, 28 лет, второй призер ГП Британии 68, Бельгии и Франции 70, 4-е место в ЧМ67
В 1971 году Крис, выступая за Матру, выиграл очередное не зачетное Гран при - Аргентины. А вот в Ф1 победа снова о него ускользнула. Он был близок в Италии, где стартовал с поула, но оторванное забрало, помешало Крису. Очередная неудача вечного неудачника.
Team Williams-Motul
В прошлом году Фрэнку Уильямсу удалось в середине сезона прикупить новый болид от Марч и Анри Пескароло смог на нем заработать очки. В 1972 болид Мача остался, плюс при поддержке итальянского производителя игрушек удалось собрать собственное шасси. Таким образом штат команды подрос до двух машин.
шасси March 711 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

шасси Politoys FX3 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Политойс это производитель игрушек из Италии, давший денег на разработку просил. лишь об одном, что бы болид носил их имя. Уж лучше бы они это не делали. Болид был разработан бывшим работником гоночного отделения Форда - Леном Бейли. Бейли в своё время работал над Фордом GT40 для Ле-Мана и над раллийными фордами, но вообще-то был больше специалистом по тормозам и подвеске. Он правда наловчился строить болиды на Ф5000, но Формула 1 это все же немного другое. В итоге вышла отвратительно управляемая машина.
Анри Пескароло, 29 лет, бронзовый призер ГП Монако 70
Спонсорство Мотул, позволяло сохранить место в Ф1, но вот команда Фэнка Уильямса в те годы, была не лучшим местом для гонок.
Карлос Пасе, 27 лет, участник Ф2
Современник братьев Фиттипальди. Карлос следом за ним поехал в Европу и в 1970 стал чемпионом одного из британским чемпионатов Ф3. Это позволило ему оказаться в команде Фрэнка Уильмса в Ф2, где правда Пасе не набрал очков, но Фрэнку приглянулся и сел за руль второй машины в Формуле 1 в следующем сезоне.
Team Eifelland Caravans
Немец Гюнтер Хейннеих имел солидный бизнес по производству трейлеров. Родился он в горах Эльфейль не далеко от трассы Нюрбургринга,в честь которых и назвал свою фирму. Его брат близнец - Хайнц, потерял на войне руку, но до войны считался одним из самых талантливых молодых немецких гонщиков и даже установил в Нюрбургринге рекорд круга. Жена Гюнтера так же была гонщицей. Поэтому в  Формуле 1 он видел отличную платформу для рекламы своей фирмы. Так в Ф1 появился немецкая команда.
шасси Eifelland 21 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Немецкий конструктор Луиджи Колани, был в первую очередь известным дизайнером мебели, но в конце 60-х, его интересы распространились на все, от шариковых ручек, до телевизоров. У него был самобытный стиль дизайна. Вообщем когда Колани дали шасси Марч, от него не требовали создать быстрый автомобиль. Машина должна была быть запоминающейся. Получилось.
Рольф Штоммелен , 28 лет, третий призер ГП Австрии 70
В 1971 году Рольф разругался с Джо Сертисом и остался без места в Ф1, поэтому с радостью схватился за любую возможность в ней остаться, пусть и такую авантюрную.
Motor Racing Developments
Недолгая авантюра конструктора Рона Торонака по владению собственной команды Ф1 подошла к концу. Рон быстро понял, что его бюджета не хватает на полный сезон. В конце 71 года, он продал команду, все ещё носящую название Брэбэм - бывшему менеджеру Йохена Риндта -  Берни Экклстоуну, при этом оставшись конструктором команды. Правда уже в начала 72 года, мужчины крепко разругались и Рон команду покинул, обидчивый Берни выкинул из команды всех, кто поддерживал Рона, в частности Тима Шенкена и оставил тех, кого Рон как раз планировал уволить, типа молодого конструктора Гордона Мюррея.
шасси Brabham BT37 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Последняя наработка Торонака для команды, которой он посвятил 10 лет своей жизни.
Грэм Хилл, 42 года, двукратный чемпион мира - 1962, 1968, победитель 14 Гран При Формулы 1
Казалось, что Грэм так и не отошел от аварии в ГП США 69, но в бывшего чемпиона мира все ещё верили, да и он верил, что все наладится.

Карлос Реатерманн, 29 лет, вице чемпион Ф2 71 года.
Карлос привлек к себе внимание ещё в 1970 году, когда в первой же своей гонке в Европе, в Хоккенхайме, обогнал Риндта. Само собой Берни, как менеджер Риндта, взял этот факт на заметку. Ну аж, когда аргентинец стал вице чемпионом Ф2 через год, сам бог велел его забрать в Ф1.
Уилсон Фиттипальди, 28 лет, участник Ф2
Старший брат Эмерстона, в Европу приехал впервые ещё в 1966, что бы выступать в британской Ф3, но разругался с командой и вернулся на родину. В 1970 после успехов Эмерстона, он снова приехал в Европу, провел несколько неплохих гонок в Ф3. А в 1971 году финишировал вторым на этапе Ф2 в Валлеоунге, следом за Севером. Это позволило попасть в Ф1, но на прошлогоднюю машину.

Martini Racing Team
Детище братьев Педерцани начиналось с производства карингов и постепенно доросло до Формулы 2. В 1970 Клей Регаццони за рулем Текно стал чемпионом Формулы 2. Вообщем, когда братья решили штурмовать Формулу 1 в Италии их многие поддержали , а особенно граф Росси, владелец тех самых спиртных напитков от Мартини.  Так наряду с JPS в Ф1 появился ещё один знаковый бренд.
шасси Tecno PA123 двигатель Tecno Series-P 3.0 B12
Ничем не приметное шасси, разве что, тем, что в Ф1 появился ещё один производитель движков. Дигун Текно напоминал по строению Феррари, но был значительно менее мощный. Примечательно, что уволенный из Брэбэм Торонак пытался довести эту машину до ума.
Нанни Галли, 31 год
Галли, ещё один итальянец, наряду с де Адамичем, чья карьера застопорилась из-за попытки приучить движок Альфы Ромео к Ф1. Иногда мог быть быстрым. Он наприме финишировал 4- в 24 часах Ле-Мана 1968 года.
Clarke-Mordaunt-Guthrie Racing
В 1972 году продолжились попытки Майкла Батллера и его "голубых" друзей покорить Формулу 1. Хотя были тут и профессиональные парни из бывшей команды Роба Уолкера.
шасси March 721 двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Майкл Баттлер, 31 год


Scuderia Scribante - Lucky Strike Racing
А это сильнейшая команда южно-африканской Формулы 1 решила попробовать свои силы в Ф1
шасси Lotus 72D двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8



Дэйв Чарльтон, 35 лет
Дэйв, во второй раз подряд стал чемпионом ЮАР по гонкам класса Ф1. Он периодически выступал в Европе и знал тамошние трассы, плюс новый болид от Лотус, внушали оптимизм.
Darnvall Connew Racing Team
Питер Коннью в своё время лишился работы, из-за того, что поехал смотреть ГП Италии, не отпросившись у начальства. Он же в 1970 году начинал работать с Джо Сертисом но быстро с ним разосрался. В итоге со своей философией, что чем проще машина, тем она эффективней, Питер решил создать собственную команду с собственным  из алюминия,шасси. Строил он шасси в помещении техникума, с помошью местных студентов. И машина умудрилась попасть в заявку Ф1 и даже вышла на старт.
шасси Lotus 72D двигатель Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Кстати сразу видно, что машина похожа на прошлогодний Сертис.
Франсуа Миго, 27 лет, участник 24 часов Ле-Мана.
До этого о Франсуа мало кто слышал, но видимо он был отчаянно смелым малым, раз решился выступить на болиде, собранном школьниками.
На этом все, сами гонки уже через неделю.
Tags: 1972, Формула 1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments