Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Фактор шин

Хотел тут про одного еблобея рассказать, с коим как-то пересеклись жизненные пути, когда-то давно. Да ЖыЖа тупит, не вышел рассказ и пропал куда-то. Поэтому пост про автоспорт и его историю. Формула 1, сезон 1971 года, который подошел к своему логическому концу. Все уже было решено, полное доминирование команды Tyrrell, в тот год, весьма символично, если вспомнить, что нынешние Мерседесы, это правнуки команды Кена Тиррелла.   Но, если в Мерсах есть интересная дуэль двух пилотов,двух  характеров, то  Тиррелл образца 71 это прежде всего Джеки Стюарт и более никого. Фансуа Север, воспринимался как хороший подносчик патронов, тень Джеки, этакий "Вторикелло", плюс он заработал репутацию пилота талантливого но уж слишком осторожного.  Американский Уоткинс-Глен дал ему возможность несколько подправить своё реноме.

Уоткинс-Глен любили как гонщики, так и руководители команд. Здесь были самые большие призовые, что бы компенсировать приезд и гарантировать участие даже таких смутьянов, как Энцо Феррари, в начале 60-х в США своих ребят не привозившего. К примеру на призовые за победу в США, команда могла разработать и построить новый болид! Такая там была сумма. В Европе таких денег можно было не заработать и за сезон. При этом и  владельцы гонки не оставались в накладе ибо не смотря на дорогие билеты, народу тут всегда собиралось более 100 тысяч человек. Плюс реклама. Поэтому когда профсоюз пилотов в 1970 году, обратил внимание на то. что трасса слишком узкая, короткая и ухабистая из-за чего довольно опасна, все были встревожены, не отменят ли ГП США, как это случилось с Мексикой. Не отменили, владельцы трассы, нашли денег на переделку, расширили, удлинили, добавив ещё один затяжной поворот, сменили асфальт и даже выстроили новые боксы, ибо старые уж были совсем позорными и деревянными.

тут серым обозначено, как трасса выглядела ранее.
А вот что не смогли учесть организаторы, так это, то что владельцы серии USAC (нынешний Индикар), видимо позавидовав  популярности в штатах Формулы 1, встанут в позу и не пустят на этап двух американских звезд - Марио Андрети и Марка Донохью. Формально причиной стала гонка в Трентоне, которая должна была состояться за неделю до ГП США но не состоялась по причине дождя. Этап перенесли на это воскресенье, а ведь Андретти должен был стартовать в Феррари и Донохью на Макларене Роджера Пенске. Но нет, руководство USAC пригрозило, что лишит их лецензии если те не приедут в Трентон. Печально, ибо в чемпионте досрочно выиграл Эл Анзер и если Донохью ещё мог побороться за место призеа, то Марио Андретти и в первую десятку не входил и вполне мог поехать в Уоткинс-Глен. Марио буквально молил небеса, что бы в Трентоне снова пошол дождь,Если дождя не будет, я устрою так, чтобы Мафия нагнала несколько дождевых туч Он даже лично встречался с владельцом трассы в Трентоне, моля переести гонку, но не сложилось.

Ну и без Марка с Андретти на гонку заявилось 29 человек. Феррари в итоге было 2-мя машинами. В Пенске поехал британец Дэвид Хоббс, когда-то в частной команде, пытавшийся показать себя в Ф1, но более известный по выступлениям в CANAM.

В Tyrrell на запасной машине поехал американец Питер Ревсон, тоже в 1964 выступавший в Ф1, за команду Реджа Парнелла, но в силу неопытности мало чем себя проявивший.  Но потом, он очень успешно смотрелся в CANAM  и даже стал победителем этого северо-американского чемпионата спорт-прототипов, как раз в 1971 году и первым из американцев. В BRM вместо Джорджа Итона выступавшего на 5-й машине в Канаде, поехал канадец Джон Кэнон, замеченный в нескольких незачетных гонках ранее. В Surtees заявили три машины - Джо и Майка Хейльвуда, отлично проехавшегося в Монце, плюс Рольф Штоммелен неудачно удалил зуб, в результате подхватил инфекцию и последню гонку в команде пропускал. На его место заявили двух гонщиков - Гийс ван Ленепа, победителя 24 часов Ле-Мана уже выступавшего за Сертис в ГП Голландии и Сэма Поузи, американца из Ф5000. Сам Джо Сертис сказал, что определится с третим пилотом по результатам тренировок. За руль March с двигателем от Альфа Ромео вернулся де Адамич (вместо, выступавшего в Канада Батлера), он правда тут же объявил, что в следующем году поедет за Surtees. Все остальные частники вроде Криса Крафта, Скипа Барбера, Ио Боннье и Пита Лавли перебрались с ГП Канады без потерь. Правда вот движок Лавли имел уже накат более 2000 км. а двигатель Боннье не перебирался более 2 лет.
Квалификация выявила большую проблему. Новый асфальт, плюс небывалая жара, привели к тому, что шины выдерживали не более 3-х кругов а дальше взрывались. К счастью обошлось без аварий. К счастью то были специльные, квалификационные шины.  Ну и в таких условиях 2000 $ призовых за поул получил Джеки Стюарт. Так выглядела стоовая решетка для первой десятки.
3
Danny Hulme
McLaren M19 А
Ford Cosworth
2
Emerson Fittipaldi
Lotus 72D
Ford Cosworth
1
Jackie Stewart
Tyrrell 003
Ford Cosworth
5
Francois Cevert
Tyrrell 002
Ford Cosworth
4
Clay Regazzoni
Ferrari 312 B2
8
Chris Amon
Matra Simca MS120B
7
Jacky Ickx
Ferrari 312 B2
6
Jo Siffert
BRM P160
10
Jean Pierre Beltoise
Matra Simca MS120B
9
Reine Wisell
Lotus 72D
Ford Cosworth

Отметим, что в Surtees все же предпочли, что бы в гонке стартовал Сэм Поузи, показавший неплохой 17 результат в квалификации. Рони Петерсон повалил квалификацию как раз из-за проблем с шинами, они у него взрывались аж три раза. Вообще перед владельцами и инженерами команд стала дилемма на какой резине ехать. На мягкой рискуя получить прокол или на твердой, заранее теряя в скорости.
В день гонки снова царила жара под 40 градусов и выбор резины стоял остро как ни когда. Старт обошелся без казусов, правда в хвосте пелотона заглох Скип Барбер с поломанным сцеплением. Он  смог уйти в гонку, но в дальнейшем у него трижды взрывалась шина, перегревался движок и летела коробка передач. Вообщем  лучше бы американец так и остался на стартовой прямой. В первом повороте, начались проблемы и у канадца Джона Кэнона, коробка застряла на нейтрале. Джон остановился, вылез из кокпита, перевел коробку в нужное положение и поехал дальше, да вот только забыл пристегнутся. В 1969, на этой трассе, такая забывчивость стоила Грэму Хиллу поломанных ног и скорее всего карьеры. Джону повезло больше, он просто отбил ребра, за 30 кругов, болтаясь в кокпите как некая субстанция в проруби. В конце первого круга развернуло Криса Крафта и его старый Брэбэм заглох (разворот попал на видео и там видно, как Крису повезло, что в бок ему не влетели преследователи), случилось это перед боксами и Крис дотолкал болид до механиков. Машину завели, но в последствии взрыв покрышки разворотил Крафту подвеску. Тут же, после первого круга в боксы поехал и Питер Ревсон у которого сцепление оказалось залито маслом.
Таким насыщенным на события был первым круг.  Лидировал же после первого круга Джеки Стюарт на 1,3 секунды опережавший Денни Халма, преследуемого Североми  Регаццони. Далее на небольшом расстоянии  Зифферт, Икс, Эмон, Фиттипальди, Визелль и  Бельтуаз, а затем неплохо стартовавший Пескароло из Williams.
Стюарт оставался лидером и на 2 круге, в течении которого парни обошли на круг бедолагу Кэнона а Фиттиппальди (победитель прошлого года) опередил Эмона в борьбе за 7-е место. На 6 круге потерял тормоза Рейне Визелль. Швед, чьи дни в Lotus были сочтены, боком влетел в отбойник и закончил гонку. На 7- круге Север обошел Дэни Халма в борьбе за 2-е место, а Икс обогнал Регаццони (у которого стали греться тормоза) в борьбе за 4-е.

На 11 круге на пит-стоп поехал Эмерстон Фиттипальди, закусило дроссель. Далее у бразильца поплыли шины и из борьбы за очки он выпал. Нани Галли поймал камень вылетевший из под колес Хобсса, в итоге у March оказалась сломана подвеска и даже пробит насквозь кокпит. Но глаза всех были устремлены к лидеру.
У Джеки Стюарта явно ошиблись с выбором шин или комплект резины оказался неудачным. Мягкая резина стала плыть и Джеки начал терять скорость из-за избыточного скольжения. Джеки понял что гонку ему уже не выиграть, поэтому на 13 круге без проблем пустил вперед Севера. К тому времени с ещё более поплывшими шинами вниз скатился Дэни Халм и поэтому за Стюартом оказался вернувший форму Жаки Икс. На 20 круге бельгиец, после минимального сопротивления прошел Стюарта, и бросился в погоню за Севером отъехавшим уже на 5 секунд. 4-м шел Зифферт, далее Регаццони и Халм на не совсем здоровых машинах.За 6-е место шла великолепная борьба между Хейльвудом и Петерсоном.


Страшная жара убивала шины у всех. У клиентов  Goodyear правда они убивались в разы быстрее. Здесь самым стойким и аккуратным в обращении с резиной был Север, но и у него к 40 кругу шины были убиты окончательно и француза стало заносить. При этом, в силу того, что работа механиков в боксах была в то время не отлажена, а трасса была все же коротковатой, заезжать для замены шин, было самоубийством. Что наглядно показал Халм. Он шел пятым но не смог более терпеть вибрации колес и отправился в боксы и в итоге вернулся 15-м в круге от лидера.
В этих условиях  Firestone работали на порядок лучше и Икс стремительно подбирался к Северу. К 43 кругу между ними было уже 2 секунды. Икс установил быстрый круг, ещё ближе подъехал к французу . Вот тут то должна была начаться борьба, сможет ли молодой француз удержать гоночного аса. Позади шел Зифферт но у его двигателя падали обороты, Стюарт и Петерсон с Хейльвудом, постоянно обменивающиеся местами.

И тут на Феррари бельгийца что-то хлопнуло. Как оказалось развалился генератор, при этом одна из деталей пробила маслопровод коробки передач. Масло хлынуло на трассу, судьи не успели замахать флагами как на нем подскользнулся Халм. Дэни влетел в ограждение и погнул подвеску. А затем Франсуа Север! Он тоже подлетел в этом месте, тоже зацепил бордюр и поехал дальше. Tyrrell оказался живуч и француз опережал теперь Зифферта более чем на 20 секунд. 3-м шел Петерсон, далее Стюарт и "Майк-Байк" Хейльвуд. Впрочем  Майк сначала получил медленный прокол (так и не поняв, что тот у него был), а затем выбыл с развалившейся подвеской. На 5-е место вышел Хауден Генли из BRM, которые страдали повышенным расходом топлива. На последнем круге, что BRM Зифферта, что БРМ Генли, стали глохнуть из-за нехватки бензина. Ио стал бросать болид из стороны в сторону, что бы поднять в баке волну и хоть что-то добросить до насосов. Петерсон смог за это время отыграть 9 секунд, но догнать швейцарца не успел. Тот пересек финишную черту вторым, далеко позади Севера, который даже смог позволить на финише приветствовать толпу обоими руками. Генли вообще финишировал боком, по раллийному, что бы тоже попасть остатками бензина в насос. Но тем не менее он был впереди чемпиона мира Стюарта, так и не совладавшего с шинами. Регаццони, которого развернуло из-за тормозов, был шестым.

Петерсон Шины плохо работали на старте, но вскоре они улучшились и ближе к финишу работали очень хорошо, увы не успел догнать остальных.
А тут большая и цветня версия с репортажа ГП США, которая, увы, не вставляется в ЖыЖо.  Франсуа Север стал первым, с 1958 года, французом, выигравшим в Гран При Ф1, до этого Морис Тринтеньян выигрывал дважды в Монако.  Более того Север стал пятым гонщиком, чья дебютная победа пришлась на ГП США  (до этого так было с Маклареном в 59-м, Айрлендом в 61-м, Риндтом в 69 и Фиттипальди в 70-м).




1. F. Cevert       4. H. Ganley    
2. J. Siffert        5. J. Stewart  
3.  R. Peterson  6. C. Regazzoni
Зачет пилотов
В зачет идут лучшее 9 результатов сезона
Кубок конструкторов
в зачет идет только один самый лучший результат  команды на финише каждой гонки
1. Джеки Стюарт -62
2. Ронни Петерсон -33
3. Франсуа Север -26
4. Жаки Икс -19
4. Ио Зифферт -19
5. Эмерсон Фиттипальди -16
7. Марио Андретти -12
8. Клей Регаццони -12
9. Питер Гетин -9
10. Педро Родригез -9
10. Крис Эмон -9
12. Дэнни Халм -9
13. Рейне Виселль -9
14. Тим Шенкен -5
14. Хауден Гэнли -5
16. Марк Донохью -4
17. Анри Пескароло -4
18. Майк Хельвуд -3
19. Джо Сертис -3
19.
Рольф Штоммелен -3
21. Грэм Хилл
-2
22. Жан-Пьер Бельтуаз -1
1. Tyrrell - Cosworth -73
2. BRM -36
3. March-Cosworth -34
4. Ferrari -33
5. Lotus - Cosworth -21
6.
McLaren - Cosworth -10
7. Matra -9
8. Surtees - Cosworth -8
9. Brabham-Cosworth -5


Ио Зифферт после гонки обессилел настолько что не смог дать интервью и быстро уехал с трассы. Через неделю он решит принять участие в незачетном Гран При Чемпионов, где его BRM перевернется и придавит швейцарца. Ио Зифферт умрет отравившись дымом от загоревшегося болида, хотя он не получит каких либо ожогов или серьезных травм в той аварии.



Сэм Поузи, удачно проехавший в квалификации, в гонке смог поучаствовать всего 15 кругов. Чуть ли не со старта его движок начал дымить и через 15 кругов приказал долго жить. Но Сэм был счастлив, ведь он сделал то, что хотел, попал в Формулу 1, куда в отличии от большинства своих соотечественников, всегда стремился.
Sam Posey


Download Donny Osmond Go Away Little Girl for free from pleer.com

Он родился 26 мая 1944 года в Нью-Йорке. Карьеру гонщика начинал в серии TRANSAM, это были гонки поддержки серии CANAM, но на стандартных машинах. И тут Сэму повезло встретится с нужными людьми - Роджером Пенске и Марком Донохью. Это были сумасшедшие фанаты гонок, которые только ими и жили, постепенно гонки заменили им даже семью и женщин.  В 1968 Поузи вместе с Донахью выиграли командный чемпионат. Конечно там большая заслуга был Марка, но Сэм, все же смог в одной из гонок его опередить.

В 1969 году Сэм уже смог выиграть один из этапов серии и вместе с Пенске и Донахью дебютировал в серии USAC. Далее по примеру Донохью и Пенске, Поузи стал участвовать везде где мог, - USAC, Наскар, CANAM, 24 часа Ле-МАна, Формула Атлантик, Формула 5000.

В Ле-Мане он был вообще не плох, финишировал 4-м в дебюте и был 3-м в 1971 году, выступая за северо-американское отделение Феррари. Ходил он среди лидеров Формулы Атлантик, но чемпионом так и не стал. Вообщем пилот он был довольно быстрый и самое главное разносторонний что и помогло отыграть место в последнем Гран При сезона у победителя Ле-Мана ван Ленепа.

На следующий год Сэм долго лидировал в Формуле-Атлантик, но снова упустил титул в последней гонке. Эту неудачу он компенсировал 5-м местом в Инди 500 и победой в 24 часах Себринга. И снова Джо Сертис пригласил Сэма на ГП США и Поузи доехал до финиша 12-м. Собственно после этого, его карьера пошла к закату.

Сэм в 1973 провалил сезон в USAC, через год его было не узнать в Формуле 5000. Даже выступление за БМВ в 24 часах Ле-Мана ничего не принесло. В 1975 году Сэм правда выиграл 12 часов Себринга, но это был финальный аккорд. Журналист Робин Миллер Сэм говорит и пишет гораздо лучше, чем он ездил когда-то.

Да Поузи перебрался за микрофон и стал журналистом. В 80-е это был популярнейший комментатор Наскара и Индикара. Во время комментария Инди 500 -1986, он умудрился выйти по двухстороннему радио на лидера Кевина Когана и спросил того, что тот думает о своём лидерстве. На что Коган ответил, что он сейчас немного занят. Сэм резонно заметил, что он на месте Кевина тоже бы отказался разговаривать. До 1995 года Сэм комментировал вместе с Бобби Энзером и часто разное трактованние событий на трассе приводило к разногласиям. Хотя Бобби считает что он был всегда прав, эти споры стали частью шоу. Когда в 1989 года Поузи вывели за штат, телеканал забросали мешками писем с требованием вернуть Поузи на место.

В середине 90-х Сэм перешел на Speedvision, там он снял цикл документальных фильмов про историю гонок. Кроме того он пишет статьи для ряда спортивных журналов. издал автобиографию "Мадж-Понд Экспресс" и написал книжку «Играем в поезда», про вторую страсть Поузи - детские железные дороги.

Увы, в последние годы у Сэма обострилась болезнь Паркинсона из-за которой он редко попадает в кадр, но  тем не менее, охотно дарит свой голос обзору Гран При Формулы 1 на канале  NBC Sports Network.
На следующей неделе подведем итог сезона 1971 и проаносируем сезон 1972. Пока.
Tags: 1971, США, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет ребята, отличный выпуск сегодня, давно так не было. ILLENIUM, Swedish House Mafia, deadmau5, чудные JON + LARSEN и даже ожившие Brooklyn…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • Кислотная среда

    Задалась неделька ребята. Хорошие новинки. Сегодня в выпуске хороший Tiësto, отличные Ben Böhmer да и просто много музыки разнообразной и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments