Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Профессионал

Как всегда по четвергам, пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Ф1. Сезон 1971 года катился к своему логическому концу. Джеки Стюарт уже давно был чемпионом, Tyrrell выиграл кубок конструкторов. И единственное, что мешало "летучему шотландцу" по настоящему насладиться своим полным доминированием, было Гран При Голландии 71 года. Что случилось в Голландии? Спросите вы. Да все довольно таки просто. Голландия стала единственной дождевой гонкой сезона и Джки Стюарт её безнадежно слил, приехав за пределами очковой зоны. Вот на это и стали указывать недруги Стюарта, дескать на супер машине да по сухой трассе, до финиша доедет каждый, а во в дождь, где все решает не мотор с крыльями а личное мастерство гонщика, во тут то Феррари и Жаки Икс были на голову сильнее. Вообщем Джеки нужна была ещё одна дождевая гонка, что всем все доказать. И такая гонка состоялась в Канаде.
На 24 места на старте претендовало 27 пилотов. BRM привез в Канаду даже не 4 машины, как на 2 предыдущих Гран При а пять. Зифферт, триумфатор ГП Италии Питер Гетин, Гэнли и Хельмуд Марко управляли новым BRM P160, запасную машину Ио Зифферта - старый Р153 отдали местному пилоту Джорджу Итоту, год назад бывшему основным пилотом команды, но ничего интересного не показавшему. Все эти 5 болидов фактически заняли почти половину боксов и произошла даже словесная перепалка между менеджером BRM Тимом Парнеллом и владельцем Brabham Роном Торонаком, которому не хватило в боксах места.
March также было аж 5 штук, но два из них частных. К Петерсонноу и Галли (на Марче с движком от Альфы), добавился ещё и Майкл Баттлер, до этого выступавший на прошлогоднем болиде, купленным его "нетрадиционными" друзьями (на этом болиде должен был выступить местный гонщик Джон Кэнон, но сделка сорвалась). Плюс частник Скип Барбер, уже выступавший в Монако и Голландии, на своем Марче с не покрашенным носом.И традиционный Анри Пескароло из команды Фрэнка Уильямса.
McLaren приехали одной машиной - Дэни Халма ибо второй болид на котором катались Питер Гетин/ Джеки Оливер, они продали команде Роджера Пенске. Роджер перекрасил болид в темно-синий цвет и усадил за руль американца Марка Донохью.

Отметим что у обоих машин была поставлена задняя подвеска на рычагах, схема, провалившаяся ещё на BRM в 1964 году.
У остальных изменения были не столь глобальны. Вернулся в Matra после дисквалификации Бельтуаз. Появилась команда Evergreen на прошлогоднем Brabham с британцем Крисом Крафтом за рулем.Крис неплохо показал себя в одной из незачетных гонок и нашел себе спонсора, производящего маринованные овощи. Бывший пилот Лотуса (аж в 1959 году), американец Пит Лавли, выставил в гонку свой собственный Лотус 49, на котором Грэм Хилл выступал в 68 году в Формуле2! Пит поставил движок Cosworth для Формулы 1, поменял радиаторы, но, как позже выяснилось, забыл заменить бензобак, в итоге топлива на всю гонку ему не хватило. Ну и отметим, что Феррари было тремя машинами, ибо Марио Андретти нашел таки время выступить.
Все два дня квалификации, стоял приятная солнечная погода, что позволило пилотам позабывшим трассу Моспорт, хорошо её изучить и посоревноваться в скорости. Так выглядела первая 10 стартующих

3
Francois Cevert
Tyrrell 002
Ford Cosworth
2
Jo Siffert
BRM P160
1
Jackie Stewart
Tyrrell 003
Ford Cosworth
5
Chris Amon
Matra Simca MS120B
4
Emerson Fittipaldi
Lotus 72D
Ford Cosworth
8
Mark Donohue
McLaren M19 А (Penske)
Ford Cosworth
7
Reine Wisell
Lotus 72D
Ford Cosworth
6
Ronie Peterson
March 711
Ford Cosworth
10
Danny Hulme
McLaren M19 А
Ford Cosworth
9
Howden Ganley
BRM P160

Отметим полный провал Феррари и успех, проводившего свою первую гонку в ф1, Марка Донохью. Для Анри Пескароло гонка закончилась, так и не начавшись, оба движка команды сгорели в квалификации, а запасной болид Анри уничтожил в тренировке, повредив при этом шею. Не смог стартовать и Крафт, у которого сгорел двигатель.

Ну а когда пилоты проснулись в воскресенье утром, стало ясно, что гонка буде очень сложной. Лило как из ведра. Старт гонки отложили на два часа. Дело в том, что в гонке поддержки произошла авария напомнившая аварию Жюля Бьянки. Гонщик Формулы Форд Уэйн Келли, не удержался на трассе и влетел в машину скорой , оказывающий помощь ранее пострадавшему пилоту. Бедняга, имевший за плечами опыт выступлений в Европе, погиб на месте. И трек был перекрыт из-за работы полиции, фиксировавшей данное ДТП (такие в Канаде были правила).
Тут можно оценить круг по Моспорту. что бы понять, что ждало парней. Просто добавьте к картинке дождь.

Пилотам дали 5 прогревачных кругов, что бы они привыкли к трассе. Но даже на формирующих кругах аварий избежать не удалось. Марио Андретти резко приормозил и пытавшийся избежать с ним столкновения Хауден Гэнли, впечатался в ограждение. Тут же в толкучке Грэм Хилл из Brabham сломал переднее крыло об Криса Эмона и поехал в боксы.
Наконец с опоздание в два часа, гонка стартовала. Само собой преимущество получил обладатель поула Стюарт, ибо все остальные просто исчезли в водяных брызгах. И первой жертвой этих брызг стал стартовавший вторым Ио Зифферт. В третьем повороте, кто-то его подтолкнул и швейцарец вылетел на обочину, обделавшись с ног до головы грязью и само собой скатившись в конец пелетона.

Итак, лидером первый круг закончил синий Тиррелл Стюарта.Далее, удачно прорвавшийся Петерсон.Ещё более было удивительно видеть Бельтуаза на третьем. 4-м шел Донохью. Потом Фиттипальди, Север, Икс, Визелль, Сертис, Эмон, Андретти, Халм, Регаццони и все остальные. Из всех остальных настоящей катастрофой гонка выдалась для Brabham. Как вы помните Хилл ещё на прогевачном круге сломал нос и из-за ремонта в боксах отстал от остальных. На первом круге сошел Тим Шенкен, вода попала в электронику. А на 2-м Грэм Хилл пытаясь догнать остальных, вылетел с трассы и пробил бензобак, к счастью без большого взрыва.
А вообще на трассе, будто Аннушка масло пролила, гонщики постоянно скользили, разворачивались и теряли позиции. На 4-м круге Бельтуаз обогнал Петерсона, но через три круга попустил шведа назад и сам оказался под атаками Донохью. Марк к тому времени солидно оторвался от Икса, Фиттипальди, Визелля и Севера. На 8 круге Клей Регаццони, вылетел из-за отказа электроники и впечатался в барьер. В машине что-то перемкнуло и она загорелась. Самого Клея в ней правда не было ибо он уже шел к боксам Феррари, выслушивать маты Энцо. А Энцо было от чего матерится. Жаки Икс проиграв борьбу за титул, совершенно не хотел выкладываться и был совсем не похож на себя в Зандворте. Ну а Марио Андретти, масло попало на тормозные диски, что сильно испортило ему гонку.
Стюат и Петерсон ушли в отрыв. Бельтуаз в попытке их догнать, на 15 круге, зацепил обочину и повредил подвеску. В итоге Донохью, даже после заезд в боксы для смены очков (он был единственным пилотом в данной гонке, выступающим в открытом шлеме), переместился на 3-е место.
На 18 круге, Рони рискнул выйти за пределы сухой траектории и обошел, явно не ожидающего это, Стюарта.

Далее более 10 кругов Стюарт ожидал ошибки Рони, следуя за ним вплотную. Стоило на 31 круге Рони чуть раньше снять ногу с педали газа, как Стюарт его обошел и был таков. К этому времни, только Донохью оставался в круге с лидерами. Вышедший на 4-е место Икс отставал на круг. Далее шел всегда плохо выступающий в дождь Халм, а за ним два Лотуса - Визелля и Фиттипальди.
Все надежды на интригу в гонке убил Джордж Итон. Когда Стюат с Петерсоном готовились обойти канадца на очередной круг, Джордж легко пропустив Джеки, видимо не подумал, что швед так близко и закрыл Рони калитку, щелкнув Петерсона по носу. В итоге машина Рони получила повреждения и её даже начал догонять Донохью. На 35 круге Икс стал терять скорость, его обогнали Халм и оба Лотуса. К тому времени дождь давно прекратился и трасса начала подсыхать. Однако на пригород Торонто стал опускаться туман и вскоре маршалы стали докладывать, что не видят друг друга. Так как 60% гонки уже прошло и какого либо значения для итогов чемпионата она не имела, её решили прекратить досрочно с начислением всем полноценных очков. Ту повезло Фансуа Северу, успевшему на последнем круге обогнать Икса и Фиттипальди и попасть на 6-е место. Ну а для Петерсона это было уже четвертое 2-е место, причем три из них, прямо за Стюартом.
Если щелкнуть на фото машины Итона после вылета с трассы, то можно посмотреть небольшой видео отчет о гонке.

Джеки Стюарт же в очередной раз, все всем доказал.

1. J. Stewart 4. D. Hulme
2. R. Peterson 5. R. Wisell
3. M. Donohue 6.  F. Cevert
Зачет пилотов
В зачет идут лучшее 9 результатов сезона
Кубок конструкторов
в зачет идет только один самый лучший результат  команды на финише каждой гонки
1. Джеки Стюарт -60
2. Ронни Петерсон -29
3. Жаки Икс -19
4. Франсуа Север -17
5. Эмерсон Фиттипальди -16
6. Ио Зифферт -13
7. Марио Андретти -12
8. Клей Регаццони -11
9. Питер Гетин -9
10. Педро Родригез -9
10. Крис Эмон -9
12. Дэнни Халм -9
13. Рейне Виселль -9
14. Тим Шенкен -5
15. Марк Донохью -4
16. Анри Пескароло -4
17. Майк Хельвуд -3
18. Джо Сертис -3
18.
Рольф Штоммелен -3
20. Грэм Хилл
-2
21 Хауден Гэнли
-2
22. Жан-Пьер Бельтуаз -1
1. Tyrrell - Cosworth -64
2.
Ferrari -32
3.
BRM -30
4. March-Cosworth -30
5. Lotus - Cosworth -21
6.
McLaren - Cosworth -10
7. Matra -9
8. Surtees - Cosworth -8
9. Brabham-Cosworth -5

Марк Донохью своим дебютон на подиуме, доказал, что он професионал с большой буквы. Впрочем, об этом многие и так знали.
Mark Donohue


Download Rod Stewart Maggie May for free from pleer.com

Внешне этот спокойный парень мало походил на гонщика. Этакий увалень, явно страдающий избыточным весом, лишь в последние годы связавшись с Ф1 Марк стал сидеть на диетах. А так, внешне он больше был похож на средней руки, адвоката, каким был, например, его отец.
Марк родился 18 марта 1937 года в Саммите, штат Нью-Джерси, США. Отец - адвокат по потентному праву, был очень набожным человеком и воспитывал Марка и двух его сестер правильными католиками. В шесть лет маленький Марк заболел полиомиелитом, но не то молитвы отца, не выплаты врачам, вообщем Марка удалось поставить на ноги. В 1959 году Марк окончил со степенью бакалавра в области машиностроения Университет Брауна. Но с образованием у него вышло примерно тоже самое, что у Брюса Макларена с его дипломом "инженера-проектировщика мостов". Марк честно пытался устроиться по специальности и даже не по специальности (он торговал пылесосами Кирби). Но не то Марк не любил работу, не то она не любила его. союз не состоялся.
Да и какому работодателю понравится, что главным развлечением его сотрудника, является езда по встречке. При этом особенно Донохью любил наблюдать перекошенные лица пассажиров и водителей встречных машин. Довольно быстро Марк понял, что он адреналиновый наркоман. Ещё будучи студентом, Донохью начал участвовать в уличных гонках. Тоже быстро надоело. На последнем курсе, Марк, заявился в чемпионат США по горным гонкам. Гонялся на двух-летнем Корветте.

В 1961 году, уволившись с очередной работы Донохью, заявился на кубок Америки по гонкам на стандартных спортивных авто. Сражался не с кем нибудь а с будущим победителем Гран При Ф1 Питером Ревсоном и даже выиграл, но толку от этой победы не было. Денег на продолжение карьеры не накопилось. Через три года мытарства, Марк наконец устроился работать в тюнинговое ателье Гриффит. Донохью было уже 27 и собственно понятно было, что перспектив то толком у него нет и просто парень пытается держаться рядом с гонками из любви к спорту.

Но были люди, которые считали Марка волшебником. Например будущий пилот Ф1 - Улот Хансген. Уолт тоже участвовал в том самом кубке и пообщавшись с Донохью быстро понял, что ценность Марка не сколько в его скорости (а он не был никогда по настоящему быстр), а в умении подбирать настройки. В 1964 Хансген выступив в паре Гран При Ф1, решил переключится на гонки спорт-прототипов и веря в то, что правильная настройка авто, есть ключ к усеху, он позвал в напарники Марка. В 1965 их экипаж назвали новичками года в гонке 12 часов Себринга. В 1966 Донохью и Хансген попали в заводскую команду Форд. Третии в Дайтоне, вторые в Себринге. А потом Уолт погиб на тестах в Ле-Мане, врезавшись в будку судей. По иронии судьбы на похронах Хансгена, Марк познакомился с другим экс пилотом Ф1 - Роджеолм Пенске.

Роджер Пенске Марк, как известно, имел методический подход к гонкам, и он был готов взять на себя обязательство работать для меня полный рабочий день, ибо рассчитывал на многое. В первую очередь на удачное выступление в ультра-модном CAN-AM. Там балл правили Макларены. Там выступали Макларен и Халм, Дэн Гарни и Парнелли Джонс. Марк понимал, что эти парни на голову опытнее и быстрее его, ту нужен был особый подход, что бы их победить. Настройки, психологические игры. В них Марк был дока. Он например любил делать вид, что протягивает сопернику руку, а в последний момент, пожать руку стоящему рядом или просто отвести ладонь. Не бог весть что, но срабатывало и люди злились.  В 1967, 1968 годах Донохью выступая за Пенске, становился чемпионом США в гонках спорт-протитопов. В 1967 он поехал в 24 часах Ле-Мана в одном экипаже с Брюсом Маклареном. Довел Брюса до белого коленья спорами о настройках, но они смогли финишировать 4-ми.

В 1967 они с Пенске также дебютировали в TRANS AM, чемпионате США для серийных авто. Роджер Пенске и Марк экспериментировали с машиной Шевроле Камаро, на которой они выступали в серии и доэксперементировались до того, что погрузили раму автомобиля в кислоту, после чего она стала значительно легче. Машина оказалось настолько быстрой, что у соперников повылазили глаза на лоб. Естественно машина оказалось легче нормы и победы Донохью был лишен. Но тут вмешался Пенске, который пообещал, что поднимет скандал и шевроле вообще уйдет из серии. В итоге победу Марку и его напарнику Томи Кенндаллу вернули и появилось правило о взвешивании автомобиля перед стартом. В 1968, Пенске и Донохью продолжили эксперименты с кислотой и в иоге их 4 раза дисквалифицировали в гонке за недовес. В 1969 Пенске и Донохью дебютировали в Индикаре.

Тут само собой вишенкой на торте карьеры Мака стала победа в Инди 500, 1972 года. К этому времени Марк был уже смертельно уставшим человеком. Пенске забил свою команду в слишком многих сериях и в каждой Донохью приходилось выступать. Развод с женой не дававший видеться с детьми. Пару раз было, что Марк просо засыпал в боксах от усталости. Он начал давать сбой. Накопились неоплачиваемые счета (он своему юристу принес их две коробки из под обуви). Роджер Пенске был занял налаживанием своей гоночной империи и стареющий водитель уже был не очень нужен. Зимой 1973 года Марка наняли в Porsche для тестов и доводки спорт-прототипа. Донохью разработал более эффективную систему охлаждения тормозов, но как раз она и отказала на тестах в Роад-Америке. Машину занесло на скорости 240 км/ч, она стала нестабильной, её закрутило и несколько раз ударило об асфальт. Переднюю часть автомобиля полностью оторвало и Марк остался сидеть привязанным в кресле свесив ноги наружу. К счастью Донохью отделался только переломом ноги и пока Марк лечился его подменял Джордж Фоллмер. Джю Фоллмер Он не чувствует себя хорошо. Видя другого человека, за рулем своего автомобиля, автомобиля который он знает досконально. Я думаю он чувствует тоже самое, как если бы увидел другого человека в постели со своей женой Марк вернулся, но затем в Инди 500, погиб талантливый американец Швед Сэвидж. Авария была жуткая сам Марк сказал, что, от страха, от увиденного, у него жопа сжалась до размеров серебряного доллара. Через несколько недель Донохью заявил об уходе из гонок.
Роджер назначил Марка президентом команды. Теперь ему не надо было сидеть за рулем, хотя решения по настройкам и прочим техническим фокусам, принимал по прежнему Марк. У Донохью появилось свободное время, он купил лодку. на которой поселился со светской львицей из Атланты, на семь лет моложе его. Познакомились они в госпитале, где Донохью лежал после аварии на тестах Порш, а его пассия лечила сломанную на горных лыжах ногу. Зимой 1975 года они поженились. Но ещё ранее Донохью вернулся в Формулу 1.

Роджер расширял свою империю и решил застолбить команду в Формуле 1. Но свободного пилота для этой серии у него не было. Он и предложил Марку, не хочет ли тот попробовать погонять ещё раз. В 1974 Донохью провел две последние гонки. А на 1975 он был заявлен полностью на весь сезон.

Увы это была катастрофа. 38 летний "новичок" был самым старым пилотом в паддоке. Очки были, но далеко не те, что должны были быть у команды, победителя Инди 500. Ближе к концу сезона Донохб и Пенске перестали разговаривать друг с другом. на тренировке перед ГП Австрии на машине Марка лопнула шина и американец вылетел с трассы в повороте Hella Licht, пробил барьер и ударился об рекламный шит, в аварии погиб маршал, сам Донохью не смотря на травмы головы не сильно пострадал.Он вернулся в боксы, отшутился, что голова то побаливает и узнав о смерти маршала, уехал в гостиницу.

На следующий день, придя в боксы, Марк, еле ходил и пояснил, что голова по прежнему сильно болит и тут же рухнул на пол. Его спешно доставили в госпиталь, но спасти Марка Донохью уже было нельзя. Сильнейшее кровоизлияние в мозг, шансов не оставило.

Его смерть сделала его жену богаче на 12 миллионов долларов, отсуженных у компании Goodyear, доказав, что причиной гибели была некачественная покрышка. Правда на все эти судебные дрязги ушло 10 лет. Марк оставил после себя сына - Дэйва Донахью, победителя 24 часов Дайтоны и книгу Несправедливое преимущество, в которой подробно рассказал все фокусы, что он делал с гоночными машинами.
Tags: 1971, Инди 500, Канада, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

  • Конкурс знатоков кинов

    Легенда мирового хоккея Владимир Путин забросил в Сочи сразу 8 шайб. Хорошо, что этот величайший человек не участвует в конкурсе знатоков кинов а то…

  • Конкурс знатоков кинов

    Друзья, в сегодняшнем конкурсе у каждого есть шансы победить. Все просто, ведь наделенный большими знаниями человек, он склонен рефлексировать и…

  • Конкурс знатоков кинов

    В Каменск-Шахтинском мужик увел своего задержанного друга из отдела МВД, просто притворившись полицейским. Ты можешь притвориться знатоком кино и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments