Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Фетиш детства


Традиционный вторничный пост про машины 80-х. Вспоминаем автомобили, оказавшиеся на вкладышах культовой жвачки Турбо. Культовой среди пацанов конца 80-х начала 90-х. конечно же

A фантики то понемногу подходят к концу. Осталась последняя вменяемая серия Турб, на которой и то, стали мелькать какие-то самолеты и прочие танки. Машин стало совсем мало, интересных ещё меньше, многие стали повторяться. Поэтому, все идет к логическому концу, до которого осталось пару месяцев, я думаю. Ну а пока один из самых редких Ягуаров на станицах данного унылого бложика. Самый быстрый автомобиль 1992 года. Конечно же не XY-220 a XJ 220.

В 1981 году , после длительного перерыва Ягуар вернулся в автоспорт. Европейский кузовной чемпионат, отец нынешних WTCC и DTM, в 1984, пилот Ягуара Том Уолкиншоу (да тот самый, нынче покойный владелец команды Формулы 1 - Arrows), стал его чемпионом. Ягуар решил замахнуться дальше и в 1987 году перебрался в чемпионат спорт-прототипов и тоже успешно. Через год, чемпионом мира в этом классе стал пилот "кошек" - Мартин Брандл, остановивший доминирование Поршей в этом виде автоспорта.

 Вообщем волшебное для имиджа марки, время. Удивительно, что через 10 с небольшим лет Уолкиншоу и Ягуар угробят свои репутации в Ф1.  Ну а пока, публика и руководство были довольны, Ягуар не вылазил с первых страниц журналов и телерепортажей, продажи росли. И лишь один человек смотрел на все это с легким чувством недоумения и досады.... Технический директор Ягуара Джим Рэндл. По мнению Джима слишком уж далеко спорт-прототипы были от обычных машин, что выпускала фирма. Как болиды Феррари Формулы 1 далеки от Фиатов, продающихся в автосалонах, общее только надпись Фиат на боку. Тут ещё и новые правила спорт-прототипов ещё дальше отодвинули их от обычных машин (чем кстати на Ягуаре также были недовольны) и Джим решил, что раз уж нельзя спорт-прототип приблизить к обычному авто, почему бы авто не приблизить к прототипу. В 1987 году, он спаял у себя в гараже макет суперкара.  Говорят внешне он был похож на спорт-прототип, но не Ягуара ..... а Порша.  Руководство Ягуар повертело сей макет в руках, да забросило за шкаф. Рэндл осознал свою ошибку, следующая модель уже была похожа на спорт-прототип Ягуара, но руководство фирмы махнуло на идею рукой. Тогда Рэндл, так и не получивший официального одобрения, собрал команду из таких же энтузиастов, работников фирмы (всего 12 человек) и стал собирать полноразмерный автомобиль, на свой страх и риск. Собирали они его после работы да на выходных и сами себя прозвали "клуб выходного дня".
Рэндл (слева) рядом с другим свои детищем и с бутылкой в руках. Ягуар так и не стал финансировать его затею, и Джимм, назвал милостыней то, что ему разрешили пользоваться запчастями Ягуара бесплатно. Вообщем история стоила ему многих нервов и в конце концов Рэндл уволился, решив заняться преподавательской деятельностью. Но, он успел, в 1988 году, показать свой концепт-кар.
Алюминиевый кузов. Центральное расположение двигателя, привод на все колеса. И название намекавшее на легендарный Ягуар ХК120, один из быстрейших автомобилей 50-х.  48-клапоновый движок V12, прямиком из чемпионата спорт-прототипов. Наводкой системы 4WD, занимался Тони Роулт, её автор и бывший пилот Формулы 1. Он известен также победой в 24 часах Ле-Мана 1953 года, как раз за рулем Ягуара. Алюминиевое шасси 4 канальный АБС. Рэндл привез своё детище под покровом ночи, на британский автосалон в Бирмингеме. Интересно, что помимо создателей, на тот момент в живую концепт-кар видели лишь глава Ягуара и глава гоночного отделения. С их согласия концепт, ночью поместили на стенд Ягуара и накрыли материей. Днем же, когда тряпку содрали народ ломанулся смотреть это чудо.
Британский автосалон 1988 года вообще был приметным. ведь там впервые показали Феррари F40. Но конечно главным хитом стал Ягуар. Никто и не не думал, начинать его производство, а на представителей Ягуар набросились с запросами. что мол. хотим купить и готовы внести предоплату. Ещё не веря в такой успех, на Ягуаре объявили что готовы продавать машину за 290 000 фунтов стерлингов. Сумма по тем временам солидная (учтите, что это ценник того времени), желающие один черт нашлись.  На Ягуаре объявили, что машина если и будет выпускаться то количеством всего 350 штук, один черт шум не утихал. В четыре раза спрос превысил предложение, даже после того, что после салона прошло три года и на Ягуаре подняли ранее заявленную цену. Ягуару уже просто некуда было деваться, пришлось машину пускать в серию.
Здесь надо понимать, что это был не теперешний Ягуар, спонсируемый Фордом. Это было относительно небольшое, британское предприятие с 2 заводами, полностью занятыми производством серийных авто. Пришлось договариваться с предприятием Тома Уолкиншоу, что бы на его базе доработать суперкар. Ответственным за производство назначили Майка Мортона, ранее разрабатывавшего раллийный Форд Сьерру. Из тех 12 парней, что работали на концептом изначально, к производству был привлечен всего один человек, правда чуть позже подтянули ещё двоих.

От спорт-прототипного движка избавились.  3,5-литровый (3498 куб.см) близнец турбонаддувого варианта двигателя Остин Rover  форсированный TWR - V64V V6, встал вместо него. Во первых он был легче, во вторых не так портил воздух. Этот движок стоял на раллийном MG Metro и разрабатывали его специалисты Cosworth. Ну а компания Уолкиншоу TWR, просто купила лицензию на его производство. В итоге от 0 до 100 км/ч машина разгонялась за 3,6 секунды. Это был рекорд самого быстрого разгона для серийных авто, который правда через год побьет McLaren F1.  Машина достигала максималки в 215 км/ч. Мартин Брандл правда разгонял до 217, но отключив каталитические нейтрализаторы. Надо отметить, что для столь быстрого движка, машина была на редкость экономной.
От полного привода также отказались в виду сложности его настройки. Машина стала задне-приводной. Снизили колесную базу (за счет меньшего движка), подправили аэродинамику. Интересно что задние фары на этом супер-каре стояли от серийного, дешевого Ровер 400.

Для производства XJ220 был открыт новый, небольшой, завод. Движки же производились на мощностях TWR. Коробку передач и задний мост делала фирма Тони Роулта.  Летом 1992 года первый Ягуар увидел свет, всего их выпускали по одной штуке в день. Последний вышел в апреле 1994, его перевезли на Астон Мартин, что бы на его базе сделать Астон Мартин DB7.

 Автомобиль заслужил очень большой похвалы от журналисткой братий, которая не уставала его нахваливать за отличную управляемость и разгонные качества.  Единственная претензия была к слишком уж роскошному салону, который в понимании журналистов на суперкаре должен быть проще и брутальнее.
САБЖ внутри

Машин было запланировано к выпуску 350, но выпущено всего 271. XJ220 прекратили выпускать досрочно в виду малого спроса. Часть леворульных Ягуаров так и не была продана даже в 1997 году и гнило на стоянке. Минуточку. А как же ажиотаж и предоплаты и заявки в 4 раза превысившее намеченный выпуск? Тут все довольно просто и не один Ягуар пал жертвой этой схемы. Макларен F1, планировался в количестве 300 штук, а вышло всего 71 и еле смогли получить прибыли лишь за счет того, что обслуживали Ф1 участвовавшие в гонках.  А все виной целая группа автомобильных спекулянтов конца 80-х, создававших ажиотаж вокруг суперкаров, в надежде потом выгодно перепродать машину или одобренную заявку

Рынок коллекционных суперкаров в середине 90-х просто рухнул. Феррари 250 GTO великий автомобиль, купленный в конце 80-х за 14,5 миллионов долларов, в 1994 году с трудом продали за 3,5.  Множество фирм типа де Томасо, Вектора, Вентури, Бугатти исчезли. Ягуар чудом спасся, благодаря Форду. Последний XJ220, пришлось продавать владельцу, с помощью судебных тяжб, за 127 000 фунтов.  А вот например Ягуар султана Брунея, в кузове от Пинифарины, уникальное авто.

Ну, что сказать? Отличная была кошка, куда более приятная, чем Макларен Ф1. Немного не в то время, вот только появилась. Ну это можно сказать почти про все суперкары начала 90-х.
Tags: 1988, 1992, jaguar, британия, фетиш детства
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    Пришло, ребята, время закончить обзор научной-фантастики, какой она была в 2005 году. Сразу можно подвести итог, год был очень неплохой, хоть и выдал…

  • От Франкенштейна до бегущего

    2005 год, вроде было недавно, а уже минуло 16 лет. Ну в принципе любой кино пост про научную фантастику можно начинать с таких вот крылатых цитат…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята, сегодня в выпуске свеженькая Билли Айлиш, кавер на Нирвану и альбом Сургановой. А начнем с напоминания о том, что понедельник день…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments