Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Австрийские напевы

Как всегда по четвергам пост про историю автоспорта. Формула 1, сезон 1970 года. Сегодня поговорим о Гран При Австрии, проходившем на родине лидера чемпионата - Йохена Риндта Шесть лет не было Гран При Австрии в календаре. Тогда, в далеком 1964 году, оно прошло на поле аэродрома в Цельтвеге , поломало немало подвесок и принесло единственную в карьере победу  Лоренцо Бандини, погибшему через три года в Монако.
За 6 лет австрийцы смогли построить новый, компактный автодром -  Остеррхайринг, изобилующий подъемами и спусками. Чудесная и шикарная, для того времени, трасса, собравшая кучу народу понаблюдать победу своего любимца - Риндта, уже выигравшего 4 гонки подряд.    
Из изменений на стартовой решетке отметим появление австралийца Тима Шенкена, сменившего в Williams, неудачно вернувшегося в Ф1 Брайана Редмана (британец вернулся в гонки спорт-прототипов). Феррари, решившая проблемы с движками, выставила сразу три машины Регаццони и Джунти, ранее чередовавшие  друг друга, вышли на старт вместе с Иксом. Зато в гонке не было Грэма Хилла, команда Walker решила что Лотус 49 сильно устарел (и это так), но новый Лотус 72, купить не успела. Не стартовал и Ронни Петерсон у команды  Antique Automobiles не нашлось денег на новый движок от Cosworth.
Стив Маккуин в окружении журналистов
Известный актер мог бы стать автогонщиком, но продюсеры прикрыли его начинание
Поул позицию к радости собравшейся публики взял Риндт. Рядом с ним расположился продолжавший удивлять Регаццони. Жаки Икс стартовал с 3 места, рядом с действующим чемпионом - Джеки Стюартом на Марче команды Tyrrell. Третий ряд - Джунти, показывающий, что Феррари действительно сильно прибавила с начала сезона и Крис Эмон (March). Четвертый ряд - Бельтуаз (Matra) и Джек Брэбэм.
Вот тут можно посмотреть первые 5 кругов гонки.
Увы к разочарованию местной публики Риндт старт провалил и пропустил обе Феррари вперед. Некоторое время он шел третьим, потом и вовсе свалился на 6-е место. Однако вскоре сошел Стюарт (у болида Джеки разорвало топливопровод и шотландец даже в боксах отмывался от залившего его бензина). А затем Риндт смог обогнать Джунти и вернуть себе третье место. Вот он последний гоночный обгон мастера


Через пару кругов (на 22 круге) Риндт сойдет из-за движка и в сердцах обматерит Лотус в одном из интервью, мол уж больно не надежный болид. Колин Чепмен же в другом интервью скажет, что в его машину можно посадить обезьяну и она выиграет гонку. Хрупкий мир между Колином и Риндтом снова оказался нарушен, правда перед Италией они примерились, но как знать, не эта ли размолвка послужила тому, что Риндт переступил черту разумного риска, пытаясь что-то доказать Колину.
В гонке же, после схода Риндта и Стюарта ничего не происходило.
Жаки Икс как в конце первого круга обошел Клея, так и шел с швейцарцем на хвосте. Они так и финишировали с разрывом менее секунды друг от друга.
Третьим долго шел Жан-Пьер Бельтуаз, но его движок как оказалось, отличился повышенным поглощением топлива. Жан-Пьеру пришлось ехать в боксы, дозаправляться. В итоге в очки он попал, но мимо подиума пролетел.  
А на подиуме оказался отлично проведший гонку - Рольф Штомеллен. В то время как его партнер Джек Брэбэм, пробил камнем радиатор, немец смог избежать технических проблем и заработать первый и увы единственный подиум.

А тут наиболее интересные моменты гонки в HD качестве (но все равно ч/б), плюс интервью со Стюартом, Риндтом  (одно из последних) и Иксом.
1.  Jacky Ickx         4. Pedro Rodriguez  
2. Clay Regazzoni 5. Jackie Oliver        
3. Rolf Stommelen                                                                6. Jean Pierre Beltoise
Зачет пилотов Кубок конструкторов
1. Йохен Риндт -45
2. Джек Брэбэм -25
3. Дэнни Халм -20
4. Жаки Икс -19
4.  Джеки Стюарт -19
6. Крис Эмон -14
7.
Педро Родригез -13
8. Клей Регаццони -12
9. Жан-Пьер Бельтуаз -10
10.
Анри Пескароло -8
11.
Рольф Штоммелен -8
12. Грэм Хилл -7
13. Брюс Макларен -6
14. Марио Андретти -4
15. Игнацио Джунти -3
15. Эмерсон Фиттипальди
-3
17. Джон Майлз -2
17. Джонни Серво-Гавин -2
17. Джеки Оливер
-2
20. Джо Сертис -1
20. Дэн Гарни
-1
1. Lotus - Cosworth -51
2. March - Cosworth -33
3. Brabham - Cosworth -33
4. McLaren - Cosworth -27
5. Ferrari -25
5. Matra -17
6. BRM -14

Новобранец Williams Тим Шенкен, в отличии от Брайана Редмана, смог пройти квалификацию (британцу это дважды до этого не удалось). Стартовал он 19-м, но до финиша не добрался - подвел мотор. Ну а сама карьера этого парня  совершено не сложилась, а ведь такие надежды подавал. С другой стороны, она сложилась совсем в другом русле, неожиданном для пилота Ф1.
Tim Schenken


Download Up Around the Bend for free from pleer.com
Родился Тимоти Шенкен 26 сентября 1943 года в Сиднее и любовь к автоспорту  у него появилась странным образом. Я родилась в Сиднее, потом мы переехали в Мельбурне, когда мой отец получил повышение  в компании, где он работал. Когда я учился в школе, там был мальчик, отец которого участвовал в горных гонках. Я часто приходил к ним домой, поиграть, и именно там я увидел автомобиль.В нем было что-то такое, что очаровало меня. Я начал копить, чтобы купить AUTOSPORT , Motoring News , и тому подобное - все журналы про автоспорт, что я мог получить на руки - все, что в те времена прибывало в Австралию на кораблях. К тому времени, когда они прибыли сюда, в Австралию, всем им было приблизительно 5 или 6 недель, и я покупал их в магазине технической литературы (он сейчас к сожалению закрыт). Когда же я стал работать в центре, то каждый день приходил в этот магазин что бы не пропустить поставку.
Став большим знатоком автоспорта через журналистику Тим понимал, что весь автоспорт растет из Британии. Проведя несколько лет в австралийском кузовном чемпионате, в 1965 году, 22-летний австралиец приехал в Британию, что бы стартовать с самых низов вместе с 15-17 летними пацанами. В 1968 году он выиграл чемпионат британской Формулы Форд, попутно выиграв и в одном из чемпионатов  британской Формулы 3. В тот год я провел 48 гонок, звучит как сумасшедшее количество, но на деле я просто участвовал в 3-4 гонках в один день. В 1969 году Тим стартовал в британской и  участвовал в некоторых европейских чемпионатах Ф3, при этом  умудрился выиграть французский.  Вообщем успехи впечатляли и Тим вроде бы считался парнем команды Brabham, однако Джек полагал, что Тим ещё к Формуле 1 не готов и в 1970 году Шенкен оказался в Ф2, где бездарно провалился. И вот тут то подвернулся шанс стартовать в Ф1.
Когда Пирс Кридж погиб в Зандворте, в июне того же года я говорил с Фрэнком Уильямсом, как и многие другие, о получении места в его команде. Это звучит жестко, но я  выиграл британскую Формулу Форд и Формулу Три два года назад, я был участником европейской Ф2, но я пролетел мимо Формулы Один. И я был полон решимости туда попасть. Мы все были. Так что я был в контакте с Франком после аварии в Зандворте и он подписал меня на последние несколько гонок в том году. Это не был крутой автомобиль и никогда не было каких либо денег; по-видимому, Фрэнк использовал ежегодное спонсорство , чтобы оплатить счета за предыдущий год. Во всяком случае, я сошел в Австрии, Италии и Америке, но нам удалось добраться до финиша в Канаде. Так я попал в Формулу Один при весьма трагических обстоятельствах.
Я был в Монце, когда Йохен Риндт погиб.  Он был моим героем, и это было все очень запутанно. Я был там, делал то, о чем я всегда мечтал, а затем происходит эта трагедия. Мне не с кем было поговорить в те выходные, и я просто ходил кругами в изумлении. Конечно, как только я вернулся в кокпит, все это  отложилось в сторону - мы все считали, что подобное никогда не случится с нами.
В 1971 году Тим наконец-то оказался в Brabham.
Увы в не самый хороший для команды период. Джек Брэбэм уйдя из гонок ушел и от руководства а Рон Торанак (слева на фото), был неплохим конструктором, но руководить столь большой командой не смог. Это было не так уж плохо;. Мы получили шестое место в Нюрбургринге и третье место на Остеррхайринге, там я был на подиуме с Ио Зиффертом и Эмерсон Фиттипальди И Brabham был далеко не самым быстрым. Но в конце года в команду купил Экклстоун.Это было интересно, потому что Берни хотел подписать меня на два года. Но я не был так уверен в будущем команды под его руководством, и я просто хотел однолетний контракт. История покажет, что мы не могли согласиться на его условия, поэтому я покинул команду и присоединился к Surtees на 1972 год. На самом деле, суть даже не в том, что Шенкен сомневался в Берни, он хотел большего, чем просто быть пилотом Ф1. Он хотел поучаствовать в конструировании болида, в его доводке, ему это было интересно. В этом и заключалась причина его провал в Surtees.
Ну, я предполагал, что что нибудь, никогда не будет работать, а Джон имел совсем другие собственные взгляды на это. Я думаю, что его идеал водителя был один, это парень  который только что появился, поехал и сразу же ушел домой. Джон всегда делал большую часть испытаний, но и я намотал много кругов в Гудвуде, и этой ролью я наслаждался . Я хотел быть сложнее, чем, надо, быть более тесно связанным с командой.Мы с Джоном оказались двумя противоположностями. Я знаю, что я, конечно, не единственный Гран-при водитель пострадавший от этого! По идее вы должны восхищаться человеком, учитывая его достижения на двух и четырех колесах, а с ним просто было невозможно иметь дело, когда доходило  до доводки и разработки одного из его гоночных автомобилей. Он просто за тот год вытряс из меня всю душу.
Я также выступал  за команду Рона Денниса в Формуле Два, и он просто поразил меня своим виденьем построения автомобиля. Рон собирался перейти в Формулу 1 поэтому я решил бросить все это  дело с Сертисом и связаться  с Роном Деннисом. Но, как оказалось на его планы потребовалось некоторое время, чтобы они увенчались успехом, и я так и не получил у Рона место в Формуле 1.
В 1973 году Тим не найдя себе места ушел в гонки спорт-прототипов, где в Феррари, был партнером Рони Петерсона.  Вместе они выиграли гонки в Буэнос-Айресе и Нюрбургринге. А вообще в тот год Феррари в чемпионате спорт-прототипов доминировало.
Великие были дни и это было фантастикой, что я  разделил эту машину с Ронни. Он был совершенно удивительный. Он знал только две передачи -... Как-то мы заночевали  в гараже на одну ночь в Дайтоне, поужинали и Ронни вдруг предложил, покататься на прототипе вдоль пляжа.  Конечно, мы это сделали, промчались по шоссе на огромной скорости и прошли боком всю дорогу вниз к краю океана. К сожалению,мы не заметили, что все это происходило прямо перед полицейской машиной. Ограничение скорости, помимо всего прочего, был 25 миль в час, а мы должно быть  сделали   80 миль в час, когда мы попали на пляж. Они сопроводили нас в отделение полиции, бросили нас в клетку с пьяницами а там мы останавливались, пока мы так или иначе не убедили их разрешить Ронни вернуться к отель, чтобы он привез наши документы, удостоверяющие личность. Ну, а Ронни  был очень зол  и покинул парковку в облаке дыма от задних колес. Копы оказались не  впечатлены и настроили  дорожные блоки, чтобы поймать его, что они и сделали, и он вернулся в камеру, при этом Ронни был очень напуганным. В конце концов, Питер Скетти, менеджер Ferrari, забрал нас. На следующий день в гонке, нас ждал очень холодный прием.
С Шенкеном и Петерсоном связана ещё одна забавная история. Вспоминает Дэйв Броди, журналист Ронни и Барбара Петерсоны только что поженились и уединились от всех друзей. Однажды, вечером Тим  и я подумали, что заедем  к Ронни домой на чашку чая. Это было пол первого ночи. Мы остановился возле дома и аккуратно погудели, но он предпочел игнорировать нас. Тим предложил покрутить пончики, чтобы Ронни обязательно открыл дверь. Через 15 оборотов было так много дыма от шин, что невозможно было увидеть входную дверь. Вся улица выглядела, как будто на ней начался пожар, ничего не было видно и Тим предложил уехать, пока не нагрянула полиция. И вот  мы собираемся сдаться, вдруг Ронни  выбегает на крыльцо, и кричит непечатные выражения. Тим и я решили, что мы можем обойтись без чая и мы слиняли, оставляя за собой массивный столб дыма от шин.
В конце 1973 года Рон Таранак, консультировавший Williams, пристроил Тима на одну гонку к сэру Фрэнку.А в 1974 году Рон создал собственную команду в Ф1 - Trojan, за которую выступил Шенкен. Увы это было совершенно безнадежный проект. С Формулой 1 Тим на этом завязал, далее он выступал в гонках спорт-прототипов за Ягуар. Да, это забавно, как все получилось. Это был 1977, и моим механиком на Ягуаре оказался Найджел Степни Он был просто совсем пацан. Я думаю, что это была его первая подходящая работа в гоночной команде. Это был отличный автомобиль, но у нас были всякие неприятности с его  двигателем, который  всегда страдал от впрыска топлива. Но к этому времени я хотел прекратить гоняться и перейти к работе в  команде, стать конструктором.
Вместе со своим приятелем и бывшим пилотом BRM Хауденом Генли, они затеяли проект по строительству спорт-прототипа Tiga. Ну, как Хауден, так и я быстро поняли, что мы никогда не получим такую же сумму награды, которую мы инвестируем  в такой проекте, как этот. Часто мы приходили  в офис в шесть утра, и мы  не выходили до десяти вечера. Хауден и я, начинали самостоятельно с чертежником, а затем мы начинали работу по найму людей для сборки автомобилей и так далее. Но мы также увидели возможность работать с гоночными командами, и я взялся за эти операции после первого года. В основном там были водители, что  приходили  со спонсорами, и мы продавали им машины. Это было разочарование во многих отношениях, потому что мы также были пилотами, у которых было шаром покати, в то время были другие, с большим количеством денег, которые могли бы позволить себе купить место в гонках, но у них не было навыков и амбиций, чтобы стать успешным. Они были просто мечтатели, и это, казалось совершенно чуждо мне. Я помню, как однажды получив жалобу от одной команды, что их машина плохо управляется, и я приехал в Сильверстоун и проехал круг на пять секунд быстрее, чем смог их водитель. Две десятых долей секунды в автоспорте это как день и ночь, но пять секунд было просто смешно.

И тем не менее в 80-х эти прототипы были довольно успешны и выигрывали в своём классе множество гонок, включая даже 24 часа Ле-Мана. А затем Тима увлекли новые идеи. Сейчас он директор набирающего популярность австралийского кузовного чемпионата V8. Плюс он глава австралийской авто-спортивной федерации, директор ГП Австралии и помогал в организации первого Гран При Сингапура. Так же он счастливый муж и отец троих детей (сын и дочери близняшки)
Кто из пилотов 70-х был сильнейшим? Это должно было бы быть Ронни. Его управление автомобилем было просто фантастическим. Его баланс, его чувство баланса автомобиля, было невероятно Но это смешно, он был жалок на теннисном корте. . Он  с трудом мог отбил мяч, он не мог нормально двигать руками и ногами.. Страшно было смотреть. Но когда вы видели его в гоночном автомобиле, это было замечательно, у него было такой красивый контроль автомобиля. Йохен Риндт был почти такой же. Но Ронни всегда был так не зависим от всего этого, успехи никогда не кружили ему голову.
Tags: 1970, Австрия, Формула 1, пилоты Ф1
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments