Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Великий Эммо - скандалы, интриги, без расследований

Как это заведено в данном унылом бложике по четвергам, рассказ про теплые, ламповые гонки давно минувших лет. Продолжаем сдувать пыль с сезона 1970 года и сегодня у нас на очереди Гран При Британии, что прошел в Брэндс-Хэтче и подарил нам одного, очень замечательного дебютанта.

Напомню, что в двух предыдущих Гран При не было равных австрийцу Йохену Риндту и его чудодейственному Лотусу 72, со стандартным  двигателем Cosworth. Для столь хорошо начавшего сезон Стюарта наступила полоса неудач. 12 цилиндровые двигатели пока показали себя ненадежными и единственная их победа, пришлась на самый неудачный из них от BRM. Казалось, что интрига в чемпионате утрачена и возможно, что бы хоть как-то её оживить организаторы британского Гран При, решили не ограничивать число участников гонки, это позволило топ командам заявить по дополнительному пилоту. Но по сути, единственным кто смог из них попасть на старт, стал молодой бразилец из Формулы 2 - Эмерсон Фиттипальди на старом Лотусе 49.
Для 4-го McLaren Питера Гетина и 3-го  Brabham Тима Шенкена не нашлось двигателей и в квалификации  они не участвовали.  Другой новинкой стал болид от Джо Сертиса. До этого чемпион мира 1964 года, покупал машину у Макларена.  Surtees TS7/001, был построен на заводе Джо. Довольно, простая, угловатая конструкция, алюминиевый монокок, стандартный двигатель Cosworth, вообщем ничего не особенного.
Второй болид Сертиса (который купленный ранее Макларен) должен был повести ветеран и неудачник Тревор Тейлор, но и для бывшего напарника Кларка не нашлось движка. А ещё до начала квалификации, в первой тренировке выбыло ещё два пилота. Брайан Редман повредил подвеску де Томасо вернувшейся в строй команды Фрэнка Уильямса. А Рольф Штомеллен уничтожил свой Brabham, к счастью без последствий для себя. Запасных машин для этих ребят не было и гоночный укиенд для них закончился толком не начавшись.
Джеки Стюарт, покрасовался в спонсорском комбинезоне от Dunlop
По итогам сезона британские шинники откажутся от спонсорства Джеки, а зря
Квалификацию выиграл Риндт. Рядом с ним оказался Джек Брэбэм на машине имени себя и Жаки Икс на Феррари. Второй ряд Джеки Оливер (BRM) и Дэни Халм (McLaren) . На третьем ряду Клей Регаццони (Ferrari), Джон Майлз (Lotus) и Джеки Стюарт (Tyrrell). Можно отметить провал заводских пилотов March - Эмона (17-й) и Зифферта (20-й), поигравших не только Стюарту и Андретти, но и молодым Северу с Петерсоном на аналогичных машинах. но частных команд. И не вышел на старт третий пилот Макларена - де Адамич, буквально перед стартом обнаружилась у него трещина в бензобаке.

Старт отлично удался Жаки Иксу, бельгиец подловил на торможении Брэбэма и вышел в лидеры гонки. Первый круг закончился так: Икс, Брэбэм, Риндт, Оливер, Халм, Регаццони, Стюарт, Бельтуаз (Matra) и Маилз, традиционно сдерживающий всех остальных. Обошлось без завалов, но кто-то пробил шину Андретти. А также в боксы заехал Родригез, у которого началась внезапная вибрация, устранить её не смогли, Педро вернулся на трассу, но в середине гонки вылетел не справившись с управлением (к счастью без последствии, а просто застрял в песке).
Брэндс-Хэтч трасса довольно сложная для обгонов, со множеством поворотов. Поэтому Икс довольно уверено контролировал лидерство, и даже начал успешно отрываться. На 7 круге Йохан Риндт предпринял попытку атаки на Джека Брэбэма. Поворот оба пилота прошли бок о бок и каково было их удивление, когда мимо них на обочине промелькнул красный болид Феррари. У Жаки Икса отказала коробка передач. Брэбэм видимо удивился сильнее, ибо Риндт в итоге смог его обогнать и выйти в лидеры гонки.

А дальше началась гонка, в которой ничего не происходило. Джек Брэбэм с мужественным лицом ехал следом за Риндтом, ожидая от него ошибки и не предпринимая никаких атак. В принципе 2 из 3 своих титулов, покойный "Блэк Джек" в такой манере и выиграл. Вообще это была стандартная тактика для 60-х, из которой выбивались лишь единицы типа Кларка, но на дворе уже стояли сумасшедшие 70-е и это был откровенный мовитон. То ли дело новичок Клей Регаццони, вот кто устраивал шоу, обгонял, ошибался, снова обгонял, вообщем жил на трассе. Весь остальной пелотон медленно тянулся теряя участников из-за технических проблем. Здесь особенно жаль Джеки Оливера, долго шедшего на высоком 3-м месте и в итоге сошедшего из-за движка.

 Наконец за 10 кругов до финиша, Риндт ошибся с передачей, чего хитрый Брэбэм и ждал. Моментально австралиец вышел вперед и пошел в отрыв. Публика встрепенулась, теперь уже в роли догоняющего выступил Йохан и догнать Блэк Джека он явно не мог. На трибунах пошло оживление, ну а за два поворота до финиша, наступила развязка в духе голливудского триллера. Над трассой раздались громкие маты Джека, двигатель которого , чихнул, пернул и заглох - кончился бензин. Накатом Джек смог пересечь финишную черту , но только вторым.  

Выиграл, укрепивший своё лидерство в чемпионате Риндт. Для австрийца это была уже 4-я победа в сезоне и 3-я подряд. Блистательный Клей Регаццони во второй своей гонке в Формуле 1, снова набрал очки, он финишировал 4-м, повиснув на заднем крыле Дэни Халма.

1. Jochen Rindt
2. Jack Brabham
3. Danny Hulme
4.  Clay Regazzoni
5. Chris Amon
6.Gram Hill
Зачет пилотов Кубок конструкторов
1. Йохен Риндт -36
2. Джек Брэбэм -25
3.  Джеки Стюарт -19
4. Дэнни Халм -16
5. Крис Эмон -14
6. Педро Родригез -10
7. Жан-Пьер Бельтуаз -9
8.
Анри Пескароло -7
8.
Грэм Хилл -7
10. Брюс Макларен -6
10. Клей Регаццони -6
11. Марио Андретти -4
11. Жаки Икс -4
13. Игнацио Джунти -3
15. Джон Майлз -2
15. Джонни Серво-Гавин -2
15. Рольф Штоммелен -2
18. Джо Сертис
-1
18. Дэн Гарни
-1
1. Lotus - Cosworth -42
2. March - Cosworth -33
3. Brabham - Cosworth -27
4. McLaren - Cosworth -23
5. Matra -15
6. BRM -11
7. Ferrari -10

Эмерсон Фиттипальди, в свой первой гонке, в Формуле 1, финишировал 8-м. Не фонтан конечно, но вообщем я доволен, что добрался до финиша, сказал будущий чемпион мира. И ещё один не совсем чужой для России человек оказался в Ф1, человек яркий и интересный, впрочем как почти 80% пилотов 70-х.
Emerson Fittipaldi


Download Foi um Rio que Passou em Minha for free from pleer.com
В 70-х в Бразилии про него говорили, выше только Бог и Пеле. И это так, Эмерсон вывел эту страну на совершенно новый уровень в автоспорте. До Фиттиальди Бразилия в мире скоростей, котировалась примерно как сейчас Португалия, т.е. когда то пилоты из этой страны выступали в Формуле 1 и даже очки набирали, но вспомнить то особо и некого, а про гонки что там проходят, ничего и не слышно.
Впрочем первые шаги по популяризации автоспорта в стране, сделал даже не Эмерсон а его отец. Папаша Уильсон Фиттипальди, работал спортивным журналистом, писал он про всякие там футболы и прочую легкую атлетику, но в 1946 году ему пришлось сменить специализацию. Дело в том, что сильнейший бразильский пилот того времени Чико Ланди, по примеру своего аргентинского коллеги - Фанхио, решил выступить в итальянской Миллье Милли. Уильсон же был сыном эмигрантов из Италии, отлично знал язык и поэтому поехал вместе с Ланди, как переводчик и за одно репортаж написать. И как говорится, парень попал. Он влюбился в эти полуралийные соревнования по обычным итальянским дорогам. Фиттипальди старший не только переключился в своей деятельности на автоспорт, он в середине 50-х, пробив множество  бюрократических преград, организовал подобную гонку в Бразилии. И соревнование получилось отменным, с большим количеством участником, среди которых была и уроженка Одессы  Джузи Войцеховская, ставшая Фиттипальди старшему женой. Да Эмерсон и его старший брат  Уильсон-младший, с детства кушали борщ, пирожки и слушали бабушкины, русские сказки пусть и с одесским говором. Вообщем, не чужой он нам человек и даже знает пару русских слов.  

Родился Эмерсон 12 декабря 1946 года в Сан-Пауло. Назван был так в честь американского философа и поэта Ральфа Эмерсона, особого ценимого Львом Толстым,  автора изречения "Будьте глупы. Будьте честны. Будьте добры". В принципе Эмерсон очень этому изречению которое скорее аналогично нашему "Будь проще и люди к тебе подтянутся", соответствовал. Впервые на гонках Эмерсон был замечен в 1964 году. Дело было в Интерлагосе и Фиттипальди попал в газеты, дело в том, что он... подрался c  директора гонки. Эмерсон был просто зрителем и пытался прорваться в машину скорой помощи, куда после аварии попал его брат Уильсон. Для Уильсона то была одна из первых гонок, так то они с Эмерсоном участвовали в гонках на водных катерах, но и там Уильсон младший умудрился попасть в такую аварию, что братья в испуге решили с катерами завязать. Интересно, что в ту пору у братьев были прозвища как у футболистов. Уильсон звался тигром  Эммо - мышонком.  Впрочем про Уильсона мы ещё поговорим в своё время, ну а мышонок, дебютировал в том же 64 году в картинге.
Через два года он выступил в аргентинском чемпионате Формулы 3, не очень удачно и опять на год вернулся в картинг, где на картинге построенным его братом, Эмерсон выигрывал все подряд. Участвовал он и в гонках кузовов, но перспективы Фиттипальди были весьма туманны. Первый отряд бразильских пилотов отправившийся в Европу (после долгого перерыва), вернулся ни с чем. Спонсоров особых не было, каким то чудом Эмо насобирал денег на участие в зимнем чемпионате британской  Формуле 1600, но начал он не с самого начала и в итоге, оказался 4-м. После чего Эмерсон пошел в гоночную школу Джимма Рассела. Не думаю, что бы подучится, просто главным призом там был оплаченный сезон в британской Формуле 3 (вспоминаем что так же в Ф3 попал Север). В итоге Фиттипальди приз выиграл. Сезон 1969 он начинал в британской трешке. И так получилось, что  равных Эмерсону в британской Ф3 просто не оказалось он стал чемпионом досрочно, что привлекло к нему внимание Чепмена и мышонок перебрался в Формулу 2, без побед, но для дебютанта, сезон он проводил неплохо и шел в зачете третьим за тем же Беллом и Регаццони, выступавшими уже 3-й год.

 Поэтому то Колин Чепмен и посадил Фиттиальди в третий, пускай и старый, болид. Эмо уже знал эту трассу  ещё по Ф1600 и пускай ничего особого не показал, до финиша все же добрался.   За каких-то год-полтора я оказался в Ф1, хотя готовился к длительной её осаде. Помню, как в первой тренировке, Риндт сделал несколько кругов на моем болиде  и сказал:" Автомобиль хорош для Эмерсона ". Я сделал несколько кругов, пришел и сказал Колину Чепмену, что автомобиль страдает от недостаточной поворачиваемости. Йохен подошел, наклонился к кабине и сказал:« Я знаю, как это остановить, используй правую ногу! ». Так я и сделал и с тех пор Риндт показывал мне какие-то фокусы, секреты, он взял меня под своё крыло.  Уже в следующем Гран При, управляя старым корытом 49 Эммо набрал первые очки. Годы, проведенные в Формуле-1, запомнились мне, увы, не только победами, но и трагической гибелью многих моих друзей и партнеров по команде. И всякий раз, когда кто-то рядом со мной погибал, во мне умирала и частичка меня самого, как гонщика Ф1, хотя сам я в гонках ни разу даже не покалечился, повезло. Йохан Риндт одновременно выступал и в Ф2, где у него была своя команда, на паях с Эккстоуном и в тот злополучный день в Монце, мы завтракали втроем Йохан, Берни Экклстоун и я. Они звали меня выступать за их команду в Ф2, оставаясь при этом в Ф1, в Lotus, как и сам Йохан. Только что, в 8 утра мы ещё сидели за столом, обсуждали прекрасные перспективы, а уже в 10 я стоял у его бездыханного тела. Я был просто в шоке. Это был очень тяжкий опыт для человека, ещё мало повидавшего в своей жизни и он закалил меня как личность. Моя любовь к гонкам прошла проверку на прочность. Ещё не успев добиться успеха, я оказался лицом к лицу с темной стороной Формулы1. К тому же я уже был женат, и это добавляло мне сомнений. Но тогда мне удалось психологически разделить технику пилотажа и осознание риска.

Через месяц после гибели Риндта, Эммо выиграл Гран При США, чем фактически принес титул погибшему другу и учителю. Я очень неохотно стал номером один в команде, потому что мне не хватало опыта, и это было огромное давление.  У меня была высокая температура в ночь перед гонкой, но потом все  в гонке пошло просто идеально. Я был очень рад, ведь  это означало, что он стал чемпионом мира

В 1972 году уже сам Эмерсон Фиттипальди становится самым молодым чемпионом мира. А через год, он проиграл схватку за титул и со скандалом ушел из Лотус.   Я выиграл три из первых четырех Гран При, ещё несколько раз финишировал на призовых местах, но и Стюарт побеждал в гонках и в результате отобрал у меня лидерство в личном зачете. Однако в случае победы в Монце я ещё имел шанс стать чемпионом мира. Ронни же был моим партнером и лучшим другом среди всех гонщиков, очень близким мне человеком, мы начинали вместе в Ф3, а затем в Ф2, и он часто гостил в моем доме в Швейцарии. У нас были прекрасные отношения. И мы с Колином Чепменом и Ронни, который на тот момент был явно быстрее всех, договорились, что за десять кругов до финиша, если он будет первым, а я вторым, мы поменяемся местами, чтобы я мог догнать Джеки в личном зачете. Уже со старта мы сразу оба ушли в отрыв, я был за спиной Ронни всю гонку, но за десять кругов до её окончания он даже и не подумал пропустить меня и так и финишировал первым! Я конечно был зол, поскольку теперь уже даже математически утратил возможность бороться за чемпионство. Я появился в боксах очень взвинченным и набросился на Колина с упреками и вопросами, почему не была выполнена договоренность? А он мне ответил «Извини, Эмерсон, но я не думаю, что у тебя был шанс завоевать титул». Но он у меня был. И в этот день я решил принять предложение о переходе в Mc Laren.

Здесь Эмерсон опять становится чемпионом а через год снова, внезапно покидает команду, разорвав контракт. Вообще как-то само собой получалось, что где Эммо, там жди какого нибудь скандала. Например в 1975 году, он намеревался отменить Гран При Испании, из-за того, что когда он фотографировался, под его тяжестью рухнул рельс безопасности. И не смотря на то, что Эммо оказался прав и в том Гран При погибли люди из-за плохо закрепленных рельсов, за Фиттипальди закрепилась репутация скандалиста и человека не обязательного. А уж, когда в 1976 году Фиттпальди создал с братом Уильсоном собственную команду, его репутация вообще покатилась на самое дно. (ну объективно команду создал Уильсон в 1975 году, но частично на деньги Эмо, сам Фиттипи, внезапно решил чрез год за неё выступать).
П. Винсент (старший инженер команды Fittipaldi ) Это была превосходная компания отличных парней. Большинство из них Эмерсон переманил из Mc Laren. Здесь царила замечательная рабочая атмосфера. В этом отношении Fittipaldi лучшее место, в котором мне случалось трудиться. Но иногда они с братом готовы были поубивать друг друга. В паддоке даже шутка такая появилась, люди выстраивались в очередь, чтобы насладиться спектаклем, а мы распространяли на него билеты. Проблема команды таилась не в слабой конструкции болидов,  а в доводке. У нас было две мастерские в Англии и Сан-Паулу. Не самое простое решение с точки зрения технологии. Прибавьте сюда бразильскую привычку откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И низкое качество произведенных в Бразилии деталей. Из 88 полученных колесных дисков 11 мы сразу списали в утиль. У присланных монококов отслаивался пол. Можете представить в какой обстановке приходилось доводить машину.

 Дж. Рамирес (тогдашний менеджер команды) Как то Эмо в квалификации ГП Монако показал 7 время. Этот результат пришел из ниоткуда. До этого Эмерсон проходил круги на 2 секунды медленнее и дело шло к тому, что мы вообще не пройдем квалификацию. Совершив чудо, он вернулся в боксы с улыбкой до ушей, на что я ему сказал «Эмерсон, что, по твоему ты делаешь? Мы выбиваемся из сил, занимаясь машиной, а ты ни с того ни с сего проходишь круг на 2 секунды быстрее, чем до этого». А он ответил «Да, но это был отчаянный круг, очень рискованный». И я ему сказал «Ну? И ты считаешь, что завтра сможешь тягаться с Лаудой и Хантом? Они что по твоему позагорать сюда приехали?» Думаю, он просто, не отличался от большинства пилотов. Если не было шансов на победу, Эмерсон не слишком напрягался. Возможно, это очень по человечески. Но я считал, что так работать нельзя. Дж. Хант Некоторые гонщики с возрастом начинали с успехом избегать стычек. Это сильно относиться к Эмерсону, он добивался этого, лишь немного сбрасывая газ.

 За пять лет в собственной команде Эммо добился немногого. Пара подиумов, а вот репутацию свою и так шаткую,  он основательно подмочил. В итоге, когда в конце 1980 года Эммо решил из своей команды уйти, ещё относительно молодой пилот, двукратный чемпион мира, не смог найти себе место в Ф1 (хотя в том же Макларене оно было). Я был слишком занят налаживанием работы в команде, я забыл о своём браке и личной жизни.  Я попросту потерял мотивацию. Тогда на трассы вышли машины с граунд-эффектом, а мне они пришлись не по вкусу: таким автомобилем было легче управлять, но при этом терялась обратная связь, возможность чувствовать лимит, а ошибок он не прощал, и это было очень опасно. Стоило потерять огромную прижимную силу на высокой скорости, и машина просто улетала.

Попытка просто управлять командой тоже ничем хорошим не закончилась. В конце 1982 года Бразильской команды не стало. Дж. Рамирес Думаю как и большинство гонщиков, Эмо полагал, что у хозяина команды работа гораздо легче. Ведь что делает водитель, когда не участвует в гонках или испытаниях? Валяется на пляже или считает заработанные деньги. А посмотрите на Рона Дениса, к примеру. Годы и годы он работает без отпуска по 20 часов в день. Как и любой менеджер успешной команды Ф1 – Энцо Феррари, Фрэнк Уилльямс, люди точно такие же. Здесь необходима абсолютная самоотверженность. Как раз ее-то Эмо и не хватило. Он оставался просто гонщиком – пускай и очень хорошим. Уже руководя гоночной конюшней он находил время для другого бизнеса. А так делать нельзя.
В 1984 году, несколько позабытый чемпион, оказался в Индикаре, став первым пилотом из Ф1, не американцем, такого уровня, в этих гонках. Он довольно долго осваивался. Но зато как освоился.
В 1989 году Эмо стал чемпионом серии. Одержал 5 побед и закончил в пятерке лучших каждую гонку, в которой финишировал. Особенно памятна была его победа в Инди 500. На последних  кругах ему устроил настоящий бой Эл Анзер Младший. Оба водителя шли на 6 кругов впереди Рауля Бойзела, шедшего третьим. Анзер обошел Фиттипальди после рестарта. Три круга спустя Фиттипальди воспользовавшись, тем что Анзер замешкался обходя кругового, попытался вернуть себе лидерство.  Три машины шли колесо в колесо, и Эл с Эмерсоном соприкоснулись. Анзер столкнулся со стеной, а Эмерсон смог удержать машину и финишировал. Не смотря на это инцидент, Анзер нашел в себе силы поприветствовать бразильца.

В 1993 году он снова выиграл Инди 500 и вместо традиционной бутылки молока (а молоко тут пьют с 1936 года), выпил на подиуме бутылку апельсинового сока собственной фирмы. И снова скандал и снова репутация Эмо рухнула вниз. В 1996 году ветеран угодил в аварию в Мичигане, после которой чудом не остался парализован и решил уйти из гонок. В следующем году самолет, на котором он летел вместе с сыном, обследуя свои плантации цитрусовых, рухнул в джунглях и несколько дней Эмо с поврежденной спиной пробился к людям с сыном на руках.
С тех пор он стал очень верующим человеком.
Отец пятерых детей, трижды женатый Эммо (последняя жена младше его на 30 лет). Фиттпальди нынче успешный бизнесмен.  В настоящее время является совладельцем известной фирмы Hugo Boss, апельсиновой плантации в Бразилии  и бизнесом по производству сигар.  Можно его найти и в твитере с фейсбуком.
Tags: 1970, Формула 1, британия, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Сегодня в выпуске свежие Coldplay, Nine Inch Nails и The Wallflowers, альбом от Royal Blood. Ну и в честь прошедшего праздника начнем…

  • Кислотная среда

    Привет ребята. Новинки этой недели хороши. Мне нравятся. Сегодня в программе ATB, deadmau5, Tom Novy, Black Eyed Peas и даже Руки вверх. Все там, под…

  • Нокаут

    12 октября 1990 года. Алессандро Наннини, только что приехавший на подиум в Гран При Испании, решил посетить семейный праздник. Семья Сандро это,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments