Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Смертельный счет продолжается

Как всегда по четвергам пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1, пилотов на них дебютировавших и продолжаем смотреть как шла борьба за титул в далеком 1970 году. Сегодня у нас Гран При Голландии первая победа вот этой машины на фото ниже, которая увы оказалась в тени очередной разыгравшийся трагедии.

Формула 1 перебралась в Зандворт через две недели после Гран При Бельгии, где остро встал вопрос о дальнейшей судьбе команды Макларен, после гибели на тестах её основателя Брюса Макларена. Однако судьба её решилась благосклонно. Менеджер команды Тедди Майер взял на себя руководство проектом, а Дэни Халм, ещё не отошедший после ожогов рук, полученных в Инди 500, взялся ему помогать и отыскал для команды двух пилотов. Давнего друга Брюса - Дэна Гарни долго упрашивать не пришлось, парни часто выручали друг друга ещё при жизни Брюса (Макларен ездил за команду Гэрни в 1967, когда у него получился провальным болид, Дэн же покупал у Брюса болид в 1968). Вторым же гонщиком команды оказался молодой англичанин Питер Гетин, чемпион британской Ф5000 1969 года  и победитель этапа Формулы 2 в По. Более того, вернули и третий болид с двигателем Alfa Romeo и итальянцем Андреа де Адамичем за рулем.
Это специально обученные гражданки из BRM
Отслеживающие время прохождения трассы
Кстати о BRM, после эпичной победы Родригеза на прошлом Гран При, эта команда вернула третий болид под управлением Джорджа Итона. Ослепшего Серво-Гавина в Tyrrell сменил молодой француз Франсуа Север из Формулы 2. Ещё одним дебютантом оказался лидер Формулы 2 - швейцарец Клей Регаццони. Другой швейцарец Сильвио Мозер привез на трассу новые шасси от  Bellasi, что то же было дебютом, увы квалификацию. он не прошел.
А это боксы команды March
А ниже так выглядел ремонт болидов в том же Марче

Помимо Мозера и американца Пита Ловли на собственном 40-м Лотусе, сенсационно квалификацию не прошел также второй пилот Brabham - Рольф Штоммелен и традиционно де Адамич на McLaren, не тянул пока движок от Альфы. А выиграл её Йохен Риндт, наконец-то решившийся стартовать на новом 72 Лотусе.
Рядом с ним стартовали Джеки Стюарт (Tyrrell) и Жаки Икс (Ferrari).  Во втором ряду стояли Крис Эмон (March) и Джеки Оливер (BRM). Третий ряд - Клей Регаццони, Педро Родригез и второй пилот Лотуса - Джон Майлз.

Бельтуаз из Matra стартовал 10-м, его опередил пилот Williams - Пирс Каридж. Лидер сезона Джек Брэбэм показал лишь 12 время. Дело в том, что в квалификации австралиец ошибся, вылетел в песчаную насыпь и его болид перевернулся. Ветеран не пострадал, но на второй день, уже нажимал на газ не столь уверено. Во второй день квалификации, кстати тоже самое произошло с Педро Родригезом и тоже без последствий, пока...
В день гонки погода была пасмурной, на грани дождя. Не смотря на это и возможные проблемы с освещением,  старт гонки  отложили на два часа. Как и сейчас, в те дни проходил чемпионат мира по футболу и как раз в то воскресенье была прямая трансляция финала из Мексики, где блистательные бразильцы во главе с Пеле, раскатали итальянцев 4:1. С учетом того, что де Адамич на гонку не пробился, это был явно не день Италии.
И не день Эмона, Крис заглох на старте - отказало сцепление. К счастью это не вызвало стартового завала, хотя Джон Майлз, резко шарахнулся от новозеландца в сторону, чем вызвал неразбериху в стройных рядах стартующих.  

Выиграл старт Жаки Икс, но как вы видели, через пару кругов Риндт смог его обойти, показав всем, какое чудо его новый 72 Лотус. Но многое конечно же зависело от водителя ещё, Майлз, например, вроде бы хорошо разобравшийся на старте, а втором круге пропустил вперед себя Родригеза.  Третий круг был закончен в таком порядке - Риндт, Икс, Оливер, Стюарт, Родригез, Майлз. На 4 круге Стюарт вышел на 3-е место, эффектно обогнав Оливера. А далее возмутителем спокойствия стал дебютант Регаццони.
Клей последовательно обогнал Бельтуаза, Кариджа и Майлза и вышел на 6-е место. Далее атаки на Майлза предпринял Пирс Каридж. Через несколько кругов, они увенчались успехом, первые очки для команды Фрэнка Уильямса в этом сезоне, казались близки. Увы в погоне за ними Каридж забыл об осторожности.    
Фотография американского военнослужащего
Сам гонщик любитель, он в увольнений посетил дважды Гран При Голландии
На 23 круге Пирс зацепил колесом бордюр, болид подскочив, влетел в песок и перевернулся. Бензин из треснувшего бензобака, хлынул на раскаленный движок. Увы, болид de Tomaso, что использовал Фрэнк Ульямс, почти полностью делался из магния. Как хорошо горят магниевые болиды, показал ещё Жо Шлессер в печальном Гран При Франции 68. Полыхнуло так, что загорелся прилегающий к трассе лес. У зажатого болидом Кариджа шансов выжить просто не было.
Гонка, как это было тогда, заведено, продолжилась в обычном режиме.  Оливера привычно подвел движок BRM. Родригез вылетел с трассы, повредил носовой оптекатель и для его смены потерял уйму времени в боксах. Икс долго преследовал Риндта, но пробил шину, пришлось ехать на пит-стоп. Это хорошо ещё, что Регаццони, пропустил его потом вперед и бельгиец попал на подиум, набрав первые в сезоне очки.
Далее два коротких отчета с Гран При. Второй не цветной, зато про войну на нем виден масштаб аварии Кариджа.


Это была третья победа Йохена Риндта и первая для Лотусов 72, но на фоне трагедии Кариджа, все это оказалось неважным.  Второй покойник за 19 дней, есть отчего придти в ужас.
Пирс Каридж не сгорел заживо, он погиб мгновенно от удара. Меж тем, среди пилотов, тогда появилась легенда, что врачи что-то скрыли и Пирс горел, запутавшись в ремнях безопасности. Многие, в том числе и Риндт, перестали пристегивать нижний ремень, опасаясь сгореть заживо, это будет стоить жизни ещё нескольким пилотам. А заживо будет действительно сгоревший гонщик, но это будет через три года, на этой же трассе и в этом же месте.

Пирс Каридж за полчаса до смерти
От этой фотографии до сих не по себе
Пирс Каридж имел в начале репутацию аварийного пилота, крэшера, но сезон 1969 года, когда благодаря стабильности он принес первые подиумы Williams, принесли ему репутацию, хорошего, надежного, пускай и не хватающего звезд с неба, пилота, могущего периодически блеснуть.  Увы, небольшая ошибка и у Фрэнка Уильмса не стало друга.

1. Jochen Rindt
2.Jackie Stewart
3. Jacky Ickx
4. Clay Regazzoni
5. Jean Pierre Beltoise
6. John Surtees

Зачет пилотов Кубок конструкторов
1. Джеки Стюарт -19
2. Йохен Риндт -18
3. Джек Брэбэм -15
4. Педро Родригез -10
5. Дэнни Халм -9
6. Жан-Пьер Бельтуаз -9
7. Брюс Макларен -6
7. Крис Эмон -6
9. Грэм Хилл -6
10. Анри Пескароло -5
11. Марио Андретти -4
11. Жаки Икс -4
13. Игнацио Джунти -3
13. Клей Регаццони -3
15. Джон Майлз -2
15. Джонни Серво-Гавин -2
15. Рольф Штоммелен -2
17. Джо Сертис
-1
1. March - Cosworth -25
2. Lotus - Cosworth -24
3. Brabham - Cosworth -17
4. McLaren - Cosworth -16
5. Matra -13
65. BRM -11
7. Ferrari -7
Гибель Кариджа омрачила дебют аж трем пилотам, самым быстрым из которых оказался на том Гран При - Клей Регаццони, третий персонаж хорошего фильма Rush - опытный, усатый партнер Лауды, что рекомендовал его в Феррари. Насколько кино было похоже на жизнь, давайте смотреть.
Clay Regazzoni
Бабник, танцор, футболист, теннисист, и в свободное время, пилот, так бы я охарактеризовал Клея Регаццони.  Блестящий, вне времени Клей, мой почетный гость, он идеально подходил для проведения различных мероприятий связанных с модой, у него был большой потенциал для обложки  женских журналов. Я связался с ним в 1969 году (...). В следующем году он выиграл незабываемый Гран-при Италии в Монце. Когда он отточил, свой стиль и темперамент, который был одним из самых смелых, он стал  большим профессионалом. Противники всегда его уважали. Энцо Феррари.
Джанклаудио Джузеппе Регаццони родился 5 сентября 1939 года в деревне Мендризио, под Лугано, Швейцария. Он жил в итало-говорящей области Швейцарии. Отец- владелец небольшого магазина, зато дядя, крупный бизнесмен, занимающийся строительством недвижимости. Работая помощником у дяди, Клей близко познакомился с одним из его заказчиков - Сильвио Мозером, будущим пилотом Формулы 1. Мозер то и рассказал Клею, как можно обойти запрет на автогонки,  что действует на территорий Швейцарии. В 24 года, Клей бросает все и уезжает жить в Италию, ибо там то, гонки не запрещены.  В том же 1963 году Регаццони дебютировал в горных гонках.
Через два года, бестолковых выступлений, он перебрался в  итальянскую Формулу 3.  Тоже не очень удачно, лишь в 1966 году, он привлек к себе внимание выиграв поул в Сиракузах. После чего, великовозрастный пилот получил место в сильнейшей команде Tecno, что позволило ему выиграть выездную гонку в испанской Хараме. В конце года Клей представлял Швейцарию на кубке Европы в Хоккенхайме и финишировал вторым.
Через год  Регаццони принес Швейцарии кубок. Вообще год 1968 выдался для него насыщенным. Сначала Регга чуть было не погиб в гонке пилотов Ф3 в Монако. Там только хорошие инстинкты спасли ему жизнь. На трассе только только появились бордюры, которые, оказались слишком высоки, для низких машин Ф3. Под один из таких бордюров Клей и залетел, он успел в кокпите, сместиться ниже и бордюр прошелся над его головой. А затем случилась трагедия в Зандворте, где Клей уже участвовал как пилот Формулы 2.
Швейцарец столкнулся с молодым британцем, Крисом Ламбертом, который, от полученных в аварии травм, погиб. Многие обозреватели признавали Клея виновным в этой аварии, именно он обороняясь, заведомо вытолкал Ламберта, за приделы трассы. Крис не справился с управлением и врезался в опору мечта. Регаццони был полностью оправдан в ходе дознания, но слухи по этому поводу ещё долго муссировались. В течении пяти лет отец Ламберта писал жалобы во все возможные инстанции и таскал Клея по судам.
Результаты же в Формуле 2 до поры до времени, расстраивали. К 30 годам, Клей помимо кубка стран среди пилотов Ф3, мог похвастать лишь 4-м местом на этапе Ф2 в Энне. Вообщем, в 1970 году у него был пожалуй последний шанс, хоть как-то заявить о себе и Клей им воспользовался.  Так совпало, что Tecno 70-го года, идеально подошла агрессивному стилю вождения Клея. Он выиграл 4 из 8 гонок чемпионата Формулы 2, правда из-за странной системы начисления очков, всего на очко опередил экс пилота Феррари Дерека Белла в чемпионате, но стал чемпионом. В том же году, он проехался за Феррари в 24 часах Ле-Мана, на старой машине, но все же. Правда в гонке Клей налетел на медленно ехавшего Рене Визелля, но Энцо дал ему ещё один шанс и не где ни будь а в Формуле 1 (забегая вперед, скажу, что в отличии от почти всех остальных гонщиков, Клей не сильно любил гонки спорт-прототипов, он в них стартовал до 1973 и то, из-за контракта с Феррари и одержал 2 победы).
То, как Клей дебютировал в Формуле 1 было удивительно. Человек провел всего 4 гонки, выиграл ГП Италии и занял в чемпионате 3-е место. Да, во многом помогли обстоятельства, но все же. Более удачного дебютного сезона, надо ещё поискать (Хэмильтон, Жак Вильнев были лучше, но они выступали на чемпионских машинах и самого начала года). Вопросов о продлении с ним контракта и не стояло, само собой, да вот следующие два года болид у Феррари был не ахти и если Икс ещё выигрывал в любимом Нюрбургринге, то Клей остался без побед. В 1973 году Клей решил пойти первым номером в BRM, тем более, что Энцо требовал от Регаццони участия в гонка спорт-прототипов, а Клею. как отцу двоих дочек, этот лишний риск был не нужен и неинтересен (он то и в Ле-Мане стартовал всего один раз). Плюс, посреди сезона 72, Клей умудрился сломать ногу, играя с друзьями по пьянке в футбол. Вообщем Энцо было отчего рассвирепеть.
Он успел выиграть поул-позишин в Аргентине, но на ГП ЮАР влетел в развернувшегося после столкновения с Чарльтоном Хейльвуда, машина загорелась, Клей оказался в смертельной ловушке и неизбежно погиб бы, если бы не самоотверженность Майкла, вытянувшего Клейя из машины, в итоге швейцарец ограничился ожогами и снова обманул смерть. Сезон 1973 стал самым худшим в карьере Регги. Но, в фильме Rush была показана истинная правда, выступая за BRM Клей близко сошелся со своим молодым напарником Никой Лаудой и порекомендовал того в Феррари. Накосячили создатели лишь в том, что якобы Ники уделывал Клея как стоячего, когда они выступали за BRM, это не так. На самом деле из 13 совместных квалификаций Ники выиграл лишь две, а в гонках их обоих уделывал их третий напарник - Бельтуаз. Но как бы то не было, Энцо разругался с Иксом и позвал Клея обратно, а Регаццони, предложил себе в напарники Ники, ибо тот реально мог помочь с настройкой машины.

В 1974 году Клей становится вице-чемпионом мира.  Перед последним  ГП США он сравнялся по очкам с Фиттипальди. Но на тренировке Клей попал в серьезную аварию и повредил колено. Мужественный гонщик вышел на старт, но проблемы с подвеской, вынудившие его трижды посетить боксы, и сделали чемпионом бразильца. Если бы Феррари с самого начала применяла командную тактику, швейцарец стал бы первым. Я никогда не думал о том, как стать чемпионом мира. Я просто день за днем участвовал в гонках. Ники [Лауда] в каждой гонке стремился стать первым. Он сделал победу в чемпионате главной целью всей жизни. А мне нравился сам процесс. Жить и гоняться – этого мне было достаточно.   
Следующие два года, пока Лауда боролся за титул, Регаццони ограничивался одной победой в сезоне. Его больше интересовали женщины и танцы.  Он ждал что Феррари продлит с ним контракт на 1977 год и даже отказался от места в Brabham и McLaren, но буквально перед последним ГП Клею объявили, что контракт с ним не продлен.   Будучи обиженным на Ferrari, за это, на последнем ГП,  в Японии, он без проблем пропускает борющегося за титул с Лаудой Ханта, что позволило британцу выиграть чемпионат. На тот момент Клей был рекордсменом Феррари по количеству проведенных сезонов.

Следующие два года Клей прозябал в маленьких командах Ensign и Shadow. Интересно, что ему место в Brabham предлагал сам "Берни", но Клей послал того к черту, сказав, что ему хочется иметь дело с более приятными людьми. Приятным парнем Клею показался и Фрэнк Уильямс, в который раз возрождавший свою команду.

   Увы ту команду строили вокруг Алана Джонса, поэтому, когда после схода Джонса, Регга выиграл ГП Британии и принес Williams долгожданную первую победу, эту победу Фрэнк воспринял не однозначно. Клея в конце сезона из команды попросили заменив на Карлоса Рейтерманна, уже однажды подсидевшего Регаццони в Феррари. Пора было бы и уйти, ведь Клею шел 5 десяток, но Я люблю Формулу и люблю гоняться на спортивных автомобилях. Так почему я должен остановиться, если я чувствую себя хорошо. В 1980 Клей вернулся в Ensign.

Во время ГП США в Лонг Бич в конце прямой на машине Клея заклинило акселератор и Регаццони на полной скорости врезался в припаркованный у обочины Brabham, который почему-то не убрали вовремя с трассы. Врачам удалось каким-то чудом спасти ему жизнь, но в  спешке не был зафиксирован позвоночник, и Регаццони навсегда оказался прикован к инвалидному креслу. Я ударил Зунино и отскочил в барьер. Примерно на 10 минут я потерял сознание. Помню только страшную боль в бедре.

Сначала он впал в депрессию, выходить из которой предпочел с помощью работы комментатором. Клей даже подал на организаторов ГП США в суд, но дело проиграл.  Не смотря на инвалидность швейцарец жил полноценной жизнью, и активно помогал инвалидам. Клей работал комментатором на швейцарском телевиденье, разрабатывал механизмы ручного управления для автомобилей, открыл автошколу для людей с ограниченными возможностями, участвовал в ралли Париж-Дакар и в 12 часах Себринга, на специально подготовленном для него автомобиле. В 1994 году он даже принял участие в одном из этапов CART. О своей жизни в 1982 им написана автобиография «Это вопрос сердца». Клей стал примером для Алекса Занарди и Джейсона Уотта, которые тоже будучи инвалидами вернулись в автоспорт.  В последние годы он крайне негативно высказывался о современной Ф1, считая что там стало больше денег, чем спорта. В своё время он также негативно высказался о Лауде Если вы меняете автомобили и команды, как женщин, вам некогда не стать великим.
15 декабря 2006 года Клей погиб в дорожной аварии на скоростном шоссе. Его Chrysler Voyager влетел в заднюю часть грузовика. Не смотря на слухи, вскрытие опровергло версию, что причиной аварии явился сердечный приступ. Просто у Клея всегда были проблемы с более медленными соперниками.
Tags: 1970, Голландия, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Кислотная среда

    Привет, очередная порция клубных новинок и снова не плохая. Есть Illenium, Skrillex и дажке Араш для антруажу. Все там под катом. Illenium,…

  • Кислотная среда

    Ребяки, хорошие новинки на этой неделе. Особено порадовала инструменталка. Без ремиксов не обошлось, но такие нынче модные веения. В общем слушайте,…

  • Новые хорошие песни

    Привет ребята. Новинок мало, на радость молодежи есть свежие Билли Айлиш и Twenty One Pilots. Ну а людям предпенсионного возраста есть Counting…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments