Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

СуперШвед

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. А именно про Формулу 1, давно прошедшие Гран При и пилотов в них участвовавших. Продолжим разбирать чудной сезон 1970 года и сегодня это Гран При Монако, третий этап сезона. Гонка вошедшая в золотой фонд лучшим моментов за всю историю Монте-Карло.
Кирк Дуглас одобряет.

После Гран При Испании казалось, что болиды от дебютантов из March, это новое слово в развитии автоспорта. Дешевые, простые, они пока рвали всех и вся. Стюарт стал лидером сезона. Крис Эмон сразу после Гран При Испании выиграл незачетную гонку - Интернешинал Троффи, оставив с носом пилотов Лотуса на их новом 72 болиде. Колин Чепмен был так расстроен этим фактом, что спешно забрал 72 на переделку а на ГП Монако выставил всем хорошо знакомый 49 болид.

Квалификация же  ГП Монако, снова показала небывалую мощь March. Первую линию старта заняли именно пилоты на этих болидах. Действующий чемпион мира, лидер сезона и пилот Тирелла - Джеки Стюарт и заводской гонщик Марч - Крис Эмон. Далее Дэни Халм из McLaren и Джек Брэбэм на своем изумрудном болиде. На третьей строчке единственный представитель Феррари Жаки Икс и пилот Матры - Бельтуаз. Йохен Риндт стартовал лишь 8-м, он приплыл в Монако на яхте своего дружка - Берни  Экклстоуна и не то столь мощно они с Берни напились, не то Йохен пострадал от морской болезни,вообщем все два дня, что шла квалификация, Риндт безудержно блювал. Добавим к этому, что Лотус выставил старый болид и станет понятно, почему Риндт явно не излучал оптимизм. Шансов на победу у меня нет, задача одна - доехать.  Но в принципе Риндт ещё показал неплохое время. Его партнер Джон Майлз и вовсе не смог пройти квалификацию. Как и пилот Brabham Рольф Штомеллен, Итон, де Адамич. Не смог её пройти и партнер Стюарта - Джонни Серво-Гавин (справа)
  Травма глаза полученного зимой при покатушках по лесу на снегоходе, не позволила французу достаточно хорошо управлять  на узкой улочке Монако, где он два года назад показывал чудеса. Раздосадованный француз, тут же объявил об окончании карьеры автогонщика. Далее его ждет алкогольный запой и полубомжеватое жилье в рыбацкой лодке.
А вот кто приятно удивил, так это дебютант Ронни Петерсон из частной команды Antique, использующей болиды March и известной по прошлому году и  выступлениями за неё Вика Элфорда.

Победитель гонки Формулы 3 в Монако, гонщик из далекой Швеции, не только квалифицировался 12-м, но и добрался до финиша.
Вот как прошел старт. Тут в принципе можно посмотреть первый круг и дальше видео вырубить, ибо долгое время в гонке ничего не происходило.

Стюарт уверенно выиграл старт и отрывался. Следом за ним шли Эмон, Икс, Брэбэм, Бельтуаз, Халм, Пескароло (второй пилот Матры) и Риндт.


На втором круге Брэбэм обошел Икса, а Риндт обогнал Пескароло.  и около 10 кругов  в гонке ничего не происходило.

Пока на началась волна сходов. Открыл которую Жаки Икс на 12 круге с полетевшим шарниром. Ну а дальше смотрите сами.

На 22 круге Бельтуаз сходит из-за поломки коробки передач. Брэбэм обходит Эмона и выходи на второе место. Ситуация в корне меняется, когда через 5 кругов Стюарт уходит на длительный пит-стоп.

У него начались перебои в зажигании. Пока их исправляли мимо промчались Брэбэм, Эмон и Халм. Стюарт на трассу вернулся. но через некоторое время сошел окончательно. Счастье Дэни Халма тоже длилось не долго

Его коробка передач начала капризничать в итоге его обошли Риндт, Пескароло и Ио Зифферт (второй пилот March) А на 61 круге срезало болт задней подвески у Криса Эмона. Столь отлично начавшаяся для March гонка закончилась полным провалом. Джек Брэбэм комфортно лидировал и где-то позади от него (в 13 секундах) шел Риндт.

А вот дальше начинает происходить интересное. На 77 круге Джек натыкается на кругового - Ио Зифферта. У швейцарца закончилось топливо и он медленно тащился в боксы на дозаправку. Синих флангов тогда не было, а сам швейцарец многим был памятен, как пилот не смотрящий в зеркала заднего вида. С матами и взмахами кулаков Джек Ио обошел но потерял на этом круговом довольно много времени. Преимущество над Ринтом сократилось с 13 до 5 секунд.

Следующие круги Брэбэм проходит за 1 минуту 24 секунды, но Риндт, летел, как ошпаренный, он проходит круг в Монако за 1,23, что на три секунды быстрее чем он ехал в квалификации. На последнем круге разрыв растаял до 2,4 и тут происходит следующее.

Кстати обратите внимание, как неласково обратились монакские копы с Чепменом. Почему-то у Колина были постоянные терки с полицией, всю жизнь.
Это была моя самая большая ошибка за все 15 лет в Формуле 1. Пытаясь сдержать натиск Риндта, я решил обойти Кариджа – зацепил отбойник и проиграл гонку. Много позже, вспоминал Джек. Опустошенный "Блэк Джек" даже не пришел на церемонию награждения, а остался сидеть в болиде.

Риндт же был на церемонии как в трансе. Какие там ставки были на мою победу? Семь к двум? И нашелся-ли какой нибудь придурок, что на меня поставил?
Небольшой отчет в цвете.

За кадрами обоих трансляций остался забавный эпизод. Возможно вы обратили внимание, что на финише машина Джека Брэбэма была сильнее повреждена, чем это было, когда он стукнулась в барьер. А случилось вот что. Некий маршал выскочил за барьер что бы оттолкнуть машину Джека. Если бы намерения этого человека, воплотились бы в жизнь, Брэбэма бы дисквалифицировали за постороннюю помощь на трассе. В итоге Джек резко выжал заднюю скорость и отъехал от маршала, который от неожиданности упал и сломал ему одно из передних крыльев.
1. Jochen Rindt
2. Jack Brabham
3. Henri Pescarolo
4. Denny Hulme
5. Graham Hill
6. Pedro Rodriguez
Зачет пилотов Кубок конструкторов
1. Джек Брэбэм -15
2. Джеки Стюарт -13
4. Йохен Риндт -9
5.
Дэнни Халм -9
6. Брюс Макларен -6
7. Грэм Хилл -6
8. Марио Андретти -4
8. Анри Пескароло -4
10. Жан-Пьер Бельтуаз -3
11. Джон Майлз -2
11. Джонни Серво-Гавин -2
12. Педро Родригез
-1
1. Brabham - Cosworth -15
2. Lotus - Cosworth -15
3. McLaren - Cosworth -15
4. March - Cosworth -13
5. Matra -7
6. BRM -1
В этой убойной гонке шведский дебютант Ронни Петерсон довел свой желтый March до финиша, пускай и не в очках. На это внимание обратили, но в тот год, в Формуле 1 была такая россыпь талантов-новичков, что Ронни на их фоне немного потерялся. Но очень скоро мир увидит одного из быстрейших пилотов не только 70-х, но и всей истории Формулы 1. Увы в 70-х для того что бы стать чемпионом, одной природной скорости уже было не достаточно.
Ronnie Peterson


Download El Condor Pasa for free from pleer.com

Родился самый успешный гонщик в истории Швеции 14 февраля 1944 года в городке Эребру, в семье кондитера Бенгта Петерсона и его жены Бритт. Бенгт Петерсон всю жизнь хотел стать гонщиком, но судьба его забросила на местную пекарню, где он делал торты. Меж тем, он участвовал в местных автогонках на каких-то смешных, самодельных машинах и даже добился неких региональных успехов.

 Вообщем возможностей стать пилотом Формулы 1 у Петерсона старшего не было, поэтому, как это часто бывает, он решил воплотить свои мечты в сыне. Ронни же к гонкам был совершенно равнодушен. Зачастую Бенгту под неодобрительные  взгляды жены, приходилось всего заплаканного сына, тащить в авто-спортивную секцию силой. Без толку.

Ронни с детства проявил своё основное качество - он был ужасный лентяй.  Со спортом не сложилось. С учебой тоже. В 15 лет Ронни выперли со школы, за прогулы и он пришел работать на хлебозавод отца, следил за исправностью элеватора. Понравилось шведу возится с механизмами. В 18 лет, он пришел в свою авто-спортивную секцию, механиком, ремонтировать новомодные карты, что тогда появились в Европе. Заодно Петерсон решил вспомнить уроки отца и выступить за рулем этих машинок. И снова понравилось. Из первых 10 гонок Петерсон выиграл 8.

Следующие 5 лет Ронни провел в карте, становясь призером страны в разных классах. В 1967 году он стал третьим в чемпионате мира по карту, но на самом деле он мог быть и выше, но провел в чемпионате всего три гонки. Финансов не было. Спонсоров тоже. Лишь отец верил в то, что его сын будет первоклассным пилотом. В 1966 году, с приятелем Бренгтт собрал машину класса Формулы 3. Машина оказалась говном, как и купленный семьей на последние деньги  старый Brabham. В итоге Ронни взял в банке кредит, указав в графе цели "На покупку дома и типа того" и приобрел свежую машину Ф3 от Текно. В итоге чемпионат шведской формулы 3 1969 года превратился в захватывающий триллер, войну между Ронни Петерсоном и Рене Визеллем (тоже будущим пилотом Ф1). Народ повалили на трибуны и говорят до сих пор это был самый прибыльный с точки продажи билетов чемпионат. Из 24 гонок Ронни выиграл ровно половину и стал чемпионом.      

В остальной Европе же о Ронни узнали, когда он выиграл турнир пилотов Формулы 3 в Монако, 1969 года. Это заметная победа, открыла ему путь в Формулу 2. Увы, на первых же тестах, Ронни зацепил тюк с соломой, болид перевернулся и загорелся, Петерсон получил ожоги и контракт с ним не заключили. Но зато коллекционер старых автомобилей Колин Краб, решивший снова выставить машину в Формуле 1 (а он уже выставлял команду в 1969, но тогда все закончилось сломанной ногой Вика Элфорда на ГП ФРГ). Решив, что раз уж в Монако Петерсон был так силен, то его и стоит посадить за руль, приобретенного March.

И результат получился неплохим. Пожалуйста напишите, что Ронни был фантастическим, но не говорите ему об этом , сказал после Гран При Монако конструктор Марч Роби Херд. Увы, особого бюджета у Петерсона и команды не было, в итоге тесты фактически не проводились и в очки Петерсон не доехал. Но на 1971 год его пригласили в заводской March. Он был единственным пилотом из всех, кто понимал, как мы рискуем, подписывая трехлетний контракт с абсолютно неопытным гонщиком. Вспоминал потом Макс Мосли.

И снова получается чудесный результат. Серия стабильный финишей, приводит Петерсона на 2-е место в чемпионате по итогам сезона!!!! Далеко от Стюарта и без единой победы, но все же. После провального сезона 1972 года (там неудачная машин вышла), Ронни перебрался в Lotus с большими надеждами. Я мог бы остаться, если бы машина показала себя более конкурентно способной с самого начала. В March я всегда чувствовал себя как дома.

К тому времени он уже заработал прозвище "СуперШвед", его агрессивный стиль вождения с заносом, по раллийному, заработал ему любовь фанатов по всему миру. В том числе его фанатом стал и Колин Чепмен. когда в 1973 году в борьбе за титул сошлись два пилота Лотуса против Стюарта, в своей поддержке Чепмен предпочел Петерсона Фиттипальди. Не сложилось.


 М. Мосли Хотя Ронни дал многое для понимания нашей машины (March), до уровня Фиттипальди, Лауды, Андретти в смысле технического анализа поведения формулы ему далеко. В этом была основная проблема Петерсона, где-то в душе, он все ещё оставался тем самым, плачущим пацаном, которого папа насильно привел на трассу. Он все ещё оставался большим лентяем, ему было лень отрабатывать на тестах. Особенно не до тестов стало ему, когда Петерсон женился на красотке Барбаре, секретарше из его родного города.

В 1975 году Барбара сделала Ронии отцом

К тому времени у Петерсона возникли большие проблемы. Не обладающим талантом доводчика, он не смог ничем помочь Лотусу, когда там появилась новая машина. Более того, его агрессивный стиль, приносящий большие дивиденды в квалификациях, зачастую не позволял довести болид до финиша. Со всеми этим аэродинамическими примочками, болид требовал более нежного обращения. Меняться Петерсон не хотел, работать на тестах тоже, а зачем, ведь есть же чистая скорость. В итоге сам разочарованный Колин Чепмен назвал Петерсона с его партнером Иксом - группкой гонщиков, еле выкладывающихся на 90%.
В 1976 году Петерсон вернулся в March и его возвращение в команде назвали "возвращением старой любви" . Он выиграл Гран При Италии и ушел по окончанию сезона, разругавшись со всеми.
Даже после победы в Монце я не испытывал сожаления, что снова решил уйти. Не было конца проблемам или даже знака что с проблемами этими удастся справиться. Тестов не хватало, вести сразу 3-4 машины для команды оказалось задачей непосильной. В Монце мне просто повезло – было холодно и дождь пошел как раз вовремя, что бы охладить наши очень ненадежные шины. Да и вообще, Херд должен больше внимания уделять Ф1, ведь он способен сделать чемпионскую машину, если полностью на этом сосредоточится. Мосли? Да, он прекрасный бизнесмен. Но лучше бы он делал деньги а не руководил командой.   Затем был Tyrrell, где Петерсон потерялся. В 1978 году спонсоры из Олимпуса, купили Петерсону место в Лотусе(!) в пару к Марио Андретти.

Он часто финиширует вторым следом за Марио, что наводит на грустные мысли о командной тактике в том сезоне.  Петерсон был мастером дождевых гонок, но в этом году дождь приходился исключительно на квалификации, но даже в них он проигрывал Марио. Пошли слухи, что командная тактика распространилась и на квалификации. Но к чести Ронни, тот не стал поддерживать эту информацию а честно признался, что американец быстрее него. Но Ронни смог одержать две победы, он шел в чемпионате мира вторым, вторым он и остался, посмертно.

Гран При Италии.  Через несколько секунд после старта над первым поворотом взметнулась огромная стена дыма и огня. Перед выходом в «бутылочное горло» Arrows Патрезе толкнул McLaren Ханта, и тот, пролетев поперек трассы, врезался в Lotus Петерсона. Автомобиль Ронни отскочил к правому отбойнику, зацепив по дороге Surtees Брамбиллы. Из двадцати четырех машин десять угодили в завал. Машина шведа загорелась, но Хант и Регаццони помогли Ронни вылезти, спасая от ожогов. Они положили его на трассу, но уже было понятно, что ноги шведа сильно повреждены. Хант даже запретил Петерсену смотреть на них.

В то время больше опасении вызывал Брамбилла, которого ранило колесом в голову и он находился в коматозном состоянии в своей машине (позже он выздоровел и выступал в Ф1 до 1980 года).  Ронни доставили в медицинский центр, он был в сознании, но у него были раздроблены ноги (одна нога была сломана в 7 местах, другая в 3-х)  и немного обожжены плечи и грудь. Было сделано переливание крови. Однако ночью неизвестный позвонил жене Петерсона – Барбаре и представившись доктором заявил, что врачи убили её мужа. А на утро Ронни действительно стало хуже, он начал задыхаться. Как оказалось крошечные сгустки крови и жира закупорили его кровеносные сосуды. Эта редчайшая реакция организма на стресс, в результате которой жировые сгустки перекрывают кровеносные сосуды, и по сей день ставит медиков в тупик.  Через несколько часов мозг Петерсона перестал функционировать.  Его жизнь скорее всего можно было спасти, если бы ему стали оказывать помощь немедленно, а так около 10 минут к нему не подходили врачи и ещё 20 минут его везли до больницы.

Марио Андретти, ставший в тот день чемпионом мира. Это так несправедливо, что день который должен быть самым счастливым для меня, оказался связан с трагедией. Я не мог праздновать, но я знал, что трофей будет вечно со мной и что Ронни был бы рад за меня.
Ники Лауда. Он мастерски управлял машиной, но редко оказывался в нужное время в нужной команде.

Барбара Петерсон так и не отошла после смерти мужа. В 1987 году, эта женщина, превратившаяся в конченого алкоголика, утонула в ванной, смешав перед этим транквилизаторы с виски. Петерсон старший умер в 1999 году, через год умерла и мать Ронни. Сейчас в их доме живет Нина Петерсон, дочь Ронии, названая так в честь Нины Риндт, подружки Барбары. Она о образованию ландшафтный дизайнер и мать двоих сыновей.  
Tags: 1970, Монако, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При
Subscribe

  • Ответ на загадку

    Некоторые спрашивают, а каков же правильный ответ, а точнее ответы, на прозвучавшие вчера вопросы Итак вчера были загаданы следующие фильмы…

  • Ответ на загадку

    Ну вот оно самое время, узнать ответ на вчерашний, не простой, как оказалось вопрос. Мне казалось, что первая же подсказка про закрытое мужское…

  • Ответ на загадку

    Ну что, прыгаете небось на месте от нетерпения, узнать правильный ответ на вчерашний вопрос? Как связана гифка из игры Стрит Фишер, ну так мы её…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments