Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Category:

Кажется что-то загорелось

Как всегда по четвергам пост про историю Формулы 1. Продолжим разбирать сезон 1970 года. Сегодня второе Гран При сезона, что проходило в Испании, а конкретно в Хароме.   Гонка эта запомнилась эпической огненной аварией и наглядно оказала насколько далеко ушла современная Формула 1 в плане обеспечения безопасности.


Итак Гран При Испании, которое состоялось через 6 недель после Гран При ЮАР. За это время произошли кое-какие изменения. Ну во первых прошла незачетная гонка чемпионов, которую более чем уверено выиграл Джеки Стюарт. В купе с тем, что Джеки выиграл поул в ЮАР, все это наводило на размышления об очередном скучном сезоне, где Стюарт будет всех рвать как это было в 1969. Наконец-то явил миру свой новый болид Колин Чепмен. Лотус 72 -клиновидная машина с боковыми радиаторами, более подробно про неё я рассказывал две недели назад.
Менеджер BRM, толстяк Тим Парнелл, был плохим руководителем  и ещё более плохим гонщиком, но вот в поисках спонсоров и способностях продать снег эскимосам, равных ему ещё надо было проискать. Команда со свистом слившая прошлый сезон, смогла найти крупных спонсоров и с ГП Испании окрасилась в бело-коричневые цвета косметической фирмы Yardley. Ну и March, удачно начавший сезон, смог продать свою машину братьям Гранателли, владельцам нефтяного холдинга STP, они то усадили за руль кумира всей Америки - Марио Андретти.
В середине апреля на Испанию опустилась страшная жара. В этих, непростых условиях поул завоевал лидер сезона Джек Брэбэм. Рядом с ним стояли Дэни Халм (McLaren) и Джеки Стюарт (Tyrrell). Вторую линию старта оккупировали  Жан-Пьер Бельтуаз (Matra) и Педро Родригез (BRM). На третьем ряду стояли Крис Эмон (March), Жаки Икс (Ferrari) и Йохен Риндт (Lotus) - новинка пока не работала. Из 22 заявленных машин до старта допустили 17. Но Пирс Каридж с утра угодил в аварию, разбил единственный болид команды Фрэнка Уильямса и в гонке не стартовал (он должен был стартовать 13-м). За бортом квалификации остался Ио Зифферт из March, чем конечно сильно опечалил своих фанатов. Квалификация никак не была связана с малыми размерами стартовой рещетки или ещё чем, просто организаторы Гран При согласились оплатить стартовые деньги только 17 гонщикам.

Пилот Феррари Жаки Икс
Перед стартом гонки
Старт гонки отложили, судьи посчитали, что команда Роба Уолкера, слишком поздно поставила болид Грэма Хилла на стартовую решетку и приказала его убрать. Грэм и Роб отказались это делать. Причем дело чуть было не дошло до драки с вмешательством  полиции. Похоже, толком правила не понимает никто, а организаторы гонки - вообще меньше всех, как потом написал один из журналистов. Наконец после долгих переговоров с участием всех пилотов Грэма Хилла до старта допустили.  Со старта быстрее всех ушел Стюарт,  далее произошло страшное. Джеки Оливер из BRM, , вместо того, что войти в поворот со всеми, срезал его по газону и впечатался в бок Жаки Иксу. Оба болида моментально вспыхнули.

Оливер успел выбраться из машины, а вот Икс немного замешкался.
Правда Жаки все же смог выбратся из горящей машины, но он получил несколько довольно серьезных ожогов. Оливер вернувшись в боксы BRM, рассказ, что руль просто провернулся и машина поехала прямо (поломка поворотной цафы ). В итоге в BRM на всякий случай сняли с гонки и Педро Родригеза, не смотря на то, что мексиканец ехал в тот момент 4-м.
Ну а сама гонка первый десяток кругов проходила в интересных условиях. Само собой никаких пейскаров в те времена не знали. Да даже желтых флагов не было. И болиды сначала  проезжали мимо горящей техники.

Кто-то запросто попал в струю от огнетушителя, которым тушили то что осталось от Феррари и БРМ. Потом остатки масло смывали водой и тоже порой окатывали гонщиков.
Вообщем наблюдать все это современному зрителю было бы странно.  А тогдашним вполне привычно. Можно вспомнить, что на ГП Франции 68, гонщики вообще чуть было не проехали по трупу сгоревшего Жо Шлессера и никто гонку и не думал останавливать.

Обратите внимание на Грэма Хилла
Его с ног до головы окатило огнетушителем
В гонке уверено лидировал Стюарт. Некоторое время его преследовал Дэни Халм из McLaren. Но на 10 круге новозеландец сошел из-за проблем с зажиганием. Ещё ранее по тем же причинам сошел Риндт. На второе место выскочил Брэбэм. Но Джек будучи окутанным водой из шланга , ошибся и развернулся, пропустив вперед себя Жан-Пьера Бельтуаза.

Впрочем с французом случилось то же самое,но он сориентировался  быстрее австралийца и никого вперед не пустил. Какое-то время Бельтуаз и его партнер Анри Пескароло, шли 2-м и 3-м. Но, обоих подвел двигатель Матра. Сказалась жара.
Вот тогда на второе место вышел Джо Сертис, уже забывший, когда он так высоко поднимался. Увы и англичанину была не судьба подняться на подиум - подвела коробка передач.

Все что осталось от Феррари
Каким образом Оливер и Икс почти не пострадали, загадка
На второе место вернулся было Брэбэм, но и его движок приказал долго жить. Вообщем лишь один пилот не знал проблем в тот день и звали его Джеки Стюарт.

Следом за ним оказались отставшие на круг Брюс Макларен и Марио Андретти, для американца уже имевшего в активе поул, это стали первые очки в Формуле 1. Всего же до финиша доехало 5 машин.

Это кино от американских телевезионщиков из ESPN на 20 с чем-то минут с интервью пилотов  наиболее значимыми моментами гонки, вообщем рекомендую, довольно интересный фильм.

И можете сравнить с тем, как видели все это немецкие телезрители.

1. Jackie Stewart (Tyrrell)
2. Bruce McLaren (McLaren)
3. Mario Andretti (March)
4. Gram Hill (Rob Walker)
5. Johnny Servoz-Gavin (Tyrrell)

Зачет пилотов Кубок конструкторов
1. Джеки Стюарт -13
2. Джек Брэбэм -9
3. Дэнни Халм
-6
3. Брюс Макларен -6
5. Марио Андретти -4
6. Грэм Хилл -4
7. Жан-Пьер Бельтуаз -3
8. Джон Майлз -2
8. Джонни Серво-Гавин -2
1. March - Cosworth -13
2. McLaren - Cosworth -12
3. Brabham - Cosworth -9
4. Lotus - Cosworth -6
5. Matra -3

Ну и совсем коротко можно рассказать и про саму трассу Харама

Автодром Харама, находится в пригороде Мадрида и это творение Гельмана Тильке 60-х, - Йона Хугенхольца - автора автодромов в Затворде и Сузуке. Находится он в пригороде Мадрида и был построен на месте высушенного болта в 1967 году.
9 раз сюда приезжала Формула 1 и каждый раз гонки превращали в небывало скучное зрелище. По сути обгонять тут можно было только в одном месте - в конце прямой, которая была довольно коротка. Все остальное это были жесткие, извилистые повороты, в которых обгонять не было никакой возможности.

Формула 1 сюда впервые приехала в 1968. Тогда в гонке, участвовало совсем мизерное число народу (связано это было с гибелью Кларка и Спенса в перерыве между Гран При) и победил Грэм Хилл. До 1976 года Харама чередовалась в приеме Гран При Испании с опасным  Монжуик-Парком. После того, как Штоммелен угробил в 75 году в парке 5 человек, Гран При Испании окончательно перебрался в Храму.

Tags: 1970, Испания, Формула 1
Subscribe

  • Про бокс

    Друзья, вот она, история супертяжей в боксе, снова с нами. Год 2003 начался с весьма странных вещей. Тяж Рой Джонс, разгромил Джо Руиса, взял пояс…

  • (no subject)

    Как-то давно, писал, про это, но без подробностей. Никто в семье не воевал у меня. По маминой линии один дед был из раскулаченных. второй из…

  • Про бокс

    Ждем, ждем финал супер серии, но он через пару недель, если снова коронавирус не помешает. А пока, снова история супертяжелого веса. Год 1977, в мире…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments