Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

70-е начинаются

Как всегда по четвергам, пост про историю автоспорта.  Формула 1, 1970 год. Новое десятилетие, первая гонка сезона. Если 50-е  Формулу 1 можно сравнить с фильмом о пиратах или вестерном, настолько там была разнообразной публика,техника и повадки некоторых персонажей. 60-е это английски детектив - эпоха джентльменов, тонкий юмор Грэма Хилла, благородство, доминирование  британцев, неспешное развитие событий.  70-е же это классический боевик про грабителей в духе Гая Ричи - яркие краски, обаятельные негодяи, сумасшедшие, красивые женщины, легкие деньги, наркотики, бешеные скорости,  все этим наполнилась Формула 1 в 70-е. И первым Гран При новой эпохи стало Гран При ЮАР.
И сразу было видно как сильно изменилась стартовая решетка. Ярким красным пятном засверкала новая команда March, сделавшая свой болид за 2 месяца. Грэм Хилл после своей аварии в США 69, ещё не мог ходить, но уже оказался за рулем, правда уже не Лотуса,  а частника Роба Уолкера. Джек Брэбэм показал свой первый болид с кузовом монокок, машина австралийца была традиционно зелено-желтой,  в то время как его партнер-дебютант  Рольф Штоммелен, выделялся машиной белого цвета. Феррари уверено смотрели в будущее, прикрыв тылы Фиатом. В Лотусе ждали дебюта чудо-болида 72, а пока стартовали на пенсионере 49-м. Но в квалификации удивил совсем другой парень. Поул, выиграл действующий чемпион мира - Джеки Стюарт.

Ну, то что чемпион мира выигрывает  поул, это вполне нормально,  ненормально что сделал он это на том самом болиде March, что строили всего два месяца  и что Кен Тиррелл купил от безысходности и безденежья. Ну, ладно спишем все это на талант Стюарта, но ведь второе место также занял March. Вечный неудачник Крис Эмон на заводской машине. Вообщем Макс Мосли и Робин Херд довольно потирали ладони, а все те, кто придумывал смешные расшифровки названию команды, подзасунули язык в жопу.
Третьим стартовал Джек Брэбэм, он и замыкал первый ряд стартового поля. На втором ряду оказались: Риндт в ожидании нового Лотуса и  вернувшийся в Феррари Жаки Икс. Третий ряд: Брюс Макларен, Джо Сертис - создавший свою команду и прикупивший у Макларен болид и Жан-Пьер Бельтуаз на победителе кубка конструкторов - Матре.

Со старта вперед умчался Стюарт, в то время как Риндт попытался протиснутся мимо Эмона с Брэбэмом. Привело это к  тому, что Йохен вцепился в первом повороте с Крисом и обоих развернуло. За ними застрял Джек Брэбэм, в то время как мимо проехали Икс, Бельтуаз, Джеки Оливер (BRM) и Брюс Макларен. Возможно Джека это сильно разозлило ибо дальше он помчался как ошпаренный.

К шестому кругу Брэбэм вышел на второе место . На 20 круге, благодаря отличной атаке Брэбэм обошел чемпиона и вышел вперед.  А ещё через 13 кругов Джеки Стюарт уступил напору Дэни Халма. Благодаря многочисленным техническим сходам в очки также попал Бельтуаз, Джон Майлз из Лотуса и Грэм Хилл, который ещё толком ходить то не мог. Происшествий в гонке было мало,запомнился разве что прокол у африканца Дэцва Чарльтона, да отличный вылет Пирса Кариджа (Williams) из-за поломанной подвески. Пирса потом едва не вынесло на Жаки Икса (он даже слегка поддел бельгийца), Икс гонку продолжил, но затем сошел из-за поломки двигателя. Дебют боксера B12 от Феррари не удался.
Ниже кино, где можно посмотреть краткие интервью с пилотами знающими английски (первые 10 минут), ну а потом гонка. Стартовое столкновение Риндта и Эмона в кадр не попало, как и большая часть обгонов, но вылеты Чарльтона и Кариджа в кино есть.  

Удивительный Джек Брэбэм, уже два года как, собирающийся забросить карьеру пилота, начал сезон 1970 с победы.

Понятно, что основная борьба должна была развернутся в Европе, да с дебютом Лотуса 72, но пока ветаранище лидировал. Земля тебе пухом, Джек.

                Гран При ЮАР 1970                                                 Зачет

1. Jack Brabham       1. Джек Брэбэм -9
2.  Denny Hulme        2. Дэнни Халм -6
3. Jackie Stewart        3. Джеки Стюарт -4
4. Jean Pierre Beltoise 4. Жан-Пьер Бельтуаз-3
5. John Miles                5. Джон Майлз -2
6.  Gram Hill                                                                     6. Грэм Хилл -1

В то время как Джек Брэбэм праздновал победу, его партнер, немец Рольф Штоммелен, впервые стартовавший за рулем болида Формулы 1, сошел по вине закипевшего на жаре двигателя. А ведь он был чертовски быстр, этот очкарик. Когда стало ясно, что Курт Аренс и Герхард Миттер звездами в Формуле 1 не станут, все надежды Германии оказались связаны с ним - Рольфом Штоммеленом, первым со времен фон Трипса, немцем, ставшим постоянным пилотом Формулы 1.
Rolf Stommelen
Рольф Иоган Штоммелен родился 11 июля 1943 года в пригороде Кельна - городке Зиген. Семья Штоммеленов, была отнюдь не бедной. Папаша его был отличным бизнесменом, начинавшим с автомастеской, к началу 60-х, он владел сетью автомастерских и открыл в Кельне автомобильный прокат. Единственное, что печалило Штоммеллена старшего, так это его сын. Рольф не смотря на интеллигентную вещность, довольно посредственно учился в школе и едва получил неоконченное среднее образование. Спортом он тоже не занимался. Единственное, что его интересовало, так это устройство двигателей и автомобилей. Вот тут бы батяне радоваться, что сын станет хорошим автомехаником, да вот руки у Рольфа как выяснилось росли из жопы и тогда отец просто поставил его в один из своих магазинов, продавать запчасти.
   
Работая продавцом, Рольф заодно обучался в одном из ПТУ при заводе Мерседеса и получил мирную профессию слесаря. Все изменилось, когда отец отдал ему поддержанный, гоночный Порш, что должны были разобрать на запчасти. Рольф должен был их продать, но вместо этого, он заявился на этом атохламе на соревнования в Нюрбургринге. Тут конечно должен быть рассказ, что молодой Рольф всех порвал, но это не так, он финишировал 3-м. Просто Штоммелен наконец-то нашел то дело, в котором он мог бы добиться успеха. До 1964 года, он выступал в недорогих "горных гонках", где тогда тон задавали как раз немцы. Постепенно начались победы и в 1965 году, один из богатых участников горных гонок, предложил Штоммелену разделить с ним частный Порш в 24 часах Ле-Мана.   А уже через два года, молодого немца сделали заводским пилотом Порш в гонках спорт-прототипов. Вот тут и пошли успехи.

В 1967 году в паре с экс.пилотом Формулы 1 Полом Хокинсом, Рольф выиграл Тарго Флорио. В 1968 году Рольф выиграл в 24 часах Дайтоны, финишировал 3-м в 24 часх Ле-Мана, потом правда сезон оказался потерянным из травм полученных в аварии. Но в 1969 Рольф прибыл на трассу в Ле-Мане и всех порвал. Он стал первым человеком развившим на прямой этой трассы скорость больше 350 км/ч. Выиграл поул, но в гонке его Порш остался без масла и немец сошел. В том же году Рольф принял участие в Гран При ФРГ, правда за рулем болида Формулы 2, что тогда делали массовость на немецкой трассе. Рольф запомнился разве что тем, что финишировал в горящей машине, точнее в дымящийся, ибо движок приказал долго жить и Штоммелен финишировал накатом. Как бы то не было, стало понятно, что немец очень быстр и немецкий автоспортивный журнал  Auto Motor und Sport, купил ему место в Brabham, за два двигателя Форд .
В принципе дебютный сезон в Brabham, Штоммелен провел неплохо. Он например финишировал 3-м в Австрии, прорвавшись с 18 места и замкнул 10-ку лучших гонщиков сезона по итогам. Но в 1971 году окончательно хозяином Brabham стал своенравный конструктор Рон Таранак, страдающий тяжелой формой австралийского патриотизма и мечтавший открыть миру нового Джека Брэбэма. Штоммелен в такую концепцию не вписывался и журнал купил ему место в команде Сертис. Увы, болиды той были не ахти.
В 1972 году Рольф и вовсе пустился в авантюру, решившись выступить в  чисто немецком проекте Eifelland, и если в квалификации Штоммелен был традиционно быстр, то до финиша эта чудаковатая машина просто не доезжала. Два неудачных года, снизили к Штоммелену интерес, тем более что он лишился спонсоров. В следующие разы Рольф появлялся на трассах, когда надо было кого-то заменить. В 1973 он подменил сломавшего ногу де Адамича в Brabham, в 1974 травмированного Эдвардза в команде Грэма Хилла. С Хиллом они сдружились и Грэм предложил Рольфу выступить за его команду в 1975. Закончилось все это эпической аварией
    
Благодаря сходу нескольких пилотов во время ГП Испании, на 17 круге, Рольф захватил лидерство, и на протяжении 8 кругов без видимых усилий отбивал атаки Карлоса Паче.  Однако заднее антикрыло не выдержало тряски. На скорости почти 250 км/ч машина ударилась об отбойник и отлетела обратно. Преследовавший Паче не успел увернуться и автомобиль немца, как от трамплина оттолкнувшись от Brabham, продолжил полет к правому краю трассы. Там зацепив край защитного рельса, Рольф перевернулся в воздухе и наконец ударился об фонарный столб. Пять человек, оказавшихся на пути машины, погибли, а сам немец получил серьезные повреждения.
Рольф смог восстановится, но следующие три года, он выступал лишь на ГП ФРГ, да ездил за Альфа Ромео в гонках прототипов.   Лишь в 1978 году немецкие пивовары купили Штоммелену место в команде дебютанте - Arrows. Но время Рольфа уже к тому времени ушло, к машине он так и не приспособился. Штоммелен вернулся в гонки спорт-прототипов. В 1979 году, он выиграл в 24 часах Дайтоны, в паре с Полом Ньюменом. Случилось это в сильный дождь и само собой победа эта целиком заслуг Рольфа, ибо Пол все же (при всем уважении) ездил медленно.
Память о себе в Ф1 Рольф конечно оставил, и не только аварией в Испании 75, но и  в виде анекдотов о разбитых прокатных машинах. Например в дебютный Гран При ЮАР, Рольф арендовал в прокате Форд и утопил его в реке. Вообще-то в компании проката, сказали, что я могу оставить машину в любом месте, а они потом заберут. Отшутился Рольф, правда, потом у него были большие трудности с поиском прокатных авто в Африке. В США, он как-то на прокатном автомобиле, врезался в мотель. Но ещё более курьезный случай с ним случился в Аргентине.

С известным немецким журналистом, Рольф был приглашен на обед в знатную аргентинскую семью, где была молодая, красивая дочь, так же присутствовавшая за столом. Вообщем во время обеда, Рольф обратился к своему другу журналисту, по немецки "Мужик, ты только погляди какие сиськи" Девица рухнула под стол от смеха, ибо выяснилось, что она обучалась в Германии и отлично знала немецкий.

24 апреля 1983 года, во время гонки 6 часов Риверсайда, на Порше Рольфа оторвало заднее крыло. В той гонке, он не должен был участвовать, но основной партнер Дерека Белла - Йохен Масс получил травму и Рольф его подменял. В июле ему должно было исполнится 40 лет и он обещал жене уйти из гонок. Не успел. Повторилась точь в точь ситуация Испании 75, только теперь вместо журналистов и зрителей, погиб сам Рольф. Скорость у этого парня была, только совладать с ней у него не всегда получалось.  
Tags: 1970, Формула 1, ЮАР, пилоты Ф1
Subscribe

  • Колесо невезения

    Ближе к концу сезона 91 Алену Просту пришло время задуматься о будущем. Впервые со времен своего дебюта в McLaren 1980 года, у француза нет ни одной…

  • Молчание трибун

    2 сентября 1991 года в своих мастерских на Сильверстоуне, Эдди Джордан, Ян Филиппс и адвокат команды, ждали гостей. Йохен Неерпаш, Вилли Вебер и…

  • Гонка полна неожиданностей

    13 августа 1991 года, бельгийский автогонщик Бертран Гашо, прибыл в Лондон, что бы предстать перед судом, за нападение на таксиста с применением…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments