Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Волшебство Монцы

Не смотря на первомай, за окном то четверг. А это значит, что пост про историю автоспорта должен быть. Итак Формула 1 сезон 1969 года. Я часто, говорил, что сезон этот был уныл до безобразия, но была там одна гонка, ставшая настоящим украшением чемпионата. И случилась она в Монце.  
Итак  перед Гран При Италии в чемпионате было почти все ясно. Джеки Стюарт имел все шансы уже здесь стать чемпионом мира, за три гонки до  финиша чемпионата. Даже во времена доминирования Джима Кларка, такого не было.
За месяц прошедший с Гран При ФРГ, каких либо изменений в пилотском составе не наступило. Вик Элфорд продолжал валятся в больнице со сломанной рукой, поэтому команда Colin Crabbe в Италию не приехала (впрочем англичанин выбыл из борьбы до конца сезона). Зато долечил свою лодыжку Джек Брэбэм и австралиец вышел на старт. В Феррари планировали выпустить две машины. Вместо ушедшего Эмона должен был стартовать итальянец Тино Брамбилла, новоиспеченный вице-чемпион Формулы 2. Увы у Педро Родригеза сломался его болид и в Феррари отобрали машину у дебютанта ради опытного ветерана.  
Тино Брамбилле не повезло, больше шансов появится в Формуле 1 у него не будет
Зато его младший брат Виторио застрял в ней надолго и даже выиграл Гран При
Поул уверено выиграл Йохен Риндт (Lotus), рядом с ним оказался Дэни Халм (Mc Laren). Второй ряд заняли Стюарт (Matra) и Пирс Каридж (Williams). Брюс Макларен  и Жан-Пьер Бельтуаз (Matra) стартовали с третьего ряда. Джек Брэбэм и Ио Зифферт (Walker). А где же главный догоняльщик Стюарта - Жаки Икс. смогший выиграть у Джеки в ФРГ? Увы, бельгиец провел наверное самую худшую квалификацию в своей карьере. Ничего ему не мешало (я имею ввиду аварию либо отказ техники), но тем не менее, он показал, ужасное время и стартовал последним. Очередную квалификацию прочел спустя рукава Грэм Хилл, он был только 9-м, без всяких шансов сохранить у себя титул.
Дэни Халм, как это часто бывало с новозеландцем, старт проспал и мимо него промчались Стюарт с Маклареном и Кариджом. Риндт же уверено вошел в первый поворот лидером. Стюарт настиг австрийца и на несколько кругов повис у пилота Лотуса на хвосте.
На 7 круге Лотус Риндта кашлянул и мимо него промчались Стюарт, Каридж, Макларен и его партнер Халм. К счастью, пока, техническая заминка у Йохена была временной. В отличии от того-же Брэбэма, замершего на обочине с вытекшим маслом и сошедшего на первых кругах Джона Майлза с его полноприводным Лотусом.
На 8 круге в лидеры вышел Халм, но не надолго, вскоре Стюарт вернул себе первое место. Гонки в Монце того времени, часто напоминали современный Наскар или велогонки тур де Франс. Когда идет группа лидеров, и то один, то другой выходит вперед, чем не особо препятствуют остальные, оставляя основную борьбу на финиш.  Так было и в 1969. На 18 круге, случился исторический момент. В лидеры вышел Пирс Каридж.

Что тут такого спросите Вы? Это историческое событие, ибо впервые в гонке лидировал пилот команды Williams. На 19 круге Стюарт снова вернул себе лидерство, за ним повисли Каридж, Риндт, Халм, Бельтуаз и Макларен. На следующем круге Риндт обошёл  Пирса Кариджа и бросился в погоню за Стюартом
Самого Джеки больше интересовало, что бы его не обогнал Брюс Макларен. Брюс шел в чемпионате 3-м, одно очко уступая Иксу. Так что в случае победы Брюса, интрига в чемпионате могла продлится на следующий этап. Жаки Икс, же явно не был в тот день конкурентом шотландцу. Он так и плелся в хвосте пелотона А на 62 круге и вовсе сошел из-за давления масла.
Следующие круги были борьбой Риндта и Стюарта, парни продолжили ту дуэль, что так понравилась зрителям в Британии. То Риндт, то Стюарт по очереди выходили веред. Был один круг, когда лидер поменялся 7 раз.
Однако у Стюарта было два преимущества. Во первых  антикрылья решено было развернуть на довольно большой угол атаки, а во-вторых, особым образом были подобраны передаточные отношения в коробке. В итоге в конце прямой, Джеки каждый раз оказывался слегка впереди.
К тому времени сошли оба пилота BRM (Сертис и Оливер) - давление масла. Давление топлива подскочило и у Кариджа (нахождение среди лидеров и поддержка бешеного темпа дали о себе знать) и он откатился назад. Третьим, следом за Риндтом и Стюартом, держался Макларен, что с точки зрения чемпионата было для Стюарта не очень хорошо.  Ближе к концу сошли ещё трое пилотов. Как я уже говорил Икс, и к нему присоединился Хилл со сломанным карданом и Зифферт со сломанным поршнем.
Ну и вот вам последний 68 круг гонки. Который лидером начал Риндт, следом за ним держался Стюарт, Но, к обоим на расстояние вытянутой руки приблизились Макларен и Бельтуаз. Все 4 гонщика имели шансы выиграть. Это Монца! Смотрите, победителя тут определяли чуть ли не фотофинишем.


Джеки Стюарт опередил Риндта на 0.08 секунды!! На 0,17 секунды отстал от партнера Бельтуаз, опередивший Макларена на 0,01 секунду! Пятым, заслужено смог финишировать Каридж. Ну и Педро Родригез смог довести Феррари в очки за 6-е место.
Через 2 года в Монце пройдет другая известная гонка с ещё меньшими отрывами и про  Италию 69 несколько не заслужено забудут.
А меж тем, пожалуй из трех завоеванных Стюартом титулов, этот был выигран самым красивым способом. Да победа, принесла Джеки чемпионский титул, идущий вторым Макларен, даже если бы выиграл все три оставшиеся гонки, догнать Джеки шансов не имел.

Autodromo Nazionale Monza
Можно долго вздыхать по поводу старой Монцы, где в период с 1967 по 1971 годы, в каждой гонке происходило обгонов больше чем за все 00-е вместе взятые! Но ... Вся эта индикаровская простота трассы, её широта, её скорость. все это стоило жизни 52 гонщикам и 35 зрителям. С этими показателями ни сравнится не старый Спа ни старый Нюрбургринг.
 
Первый автодром в лесном парке "Королевская вилла", что неподалеку от городка Монца, был построен по инициативе и на деньги клуба автолюбителей из Милана. Было нанято 3500 рабочих, в итоге автодром был построен буквально за три месяца. Удивительно быстро, даже по нынешним временам. Сложно сказать, кто был автором этого проекта - совмещенной европейской и американской трассы. Но идея многим пришлась по душе. В июле 1922 года трек был открыт, а уже в сентябре здесь прошел Гран При Италии.
 
И первую жертву Монца забрала почти тут же. В квалификации перед тем самым Гран При Италии погиб немец Георг Кун. Подробностей никаких не сохранилось, кроме того, что Кун был за рулем  Austro-Daimler. Через год в Curva del Vialone, на том же Гран При Италии погиб пилот Альфа Ромео - Уго Сивоччи. А ещё через год польский аристократ - граф Луиш Збровский, намотался на дерево в Лесмо. В 1926 погиб мотогонщик, ещё через год богатый любитель в ходе кубковых соревнований. Наконец в 1928 случился совсем страшный случай
Довольно известный гонщик - победитель трех Гран При Муджело и гонки Тарго Флорио , близкий друг Альфредо Мазерати - Эмилио Матерасси, влетел на своем собственном Талбо в толпу зрителей.

Эмилио погиб, как и 22 зрителя, что считается второй масштабной гибелью зрителей на автогонках, после кровавого Ле-Мана 1955. Желая, как-то снизить смертность, на прямой были добавлены три шиканы. Не помогло. В 1931 году в квалификации перед ГП Италии погиб бывший мотогощик - Луиджи Арканджели. Ещё более трагично закончилось Гран При Италии 1933 года.

Оперный певец и по совместительству победитель ГП Италии 31 и ГП Франции 1924, 33, вице чемпион Европы 1931 года - Джузепе Кампари, вылетел на масляном пятне в   Circuito Sopraelevato и погиб, уворачивая от его машины погиб и его партнер по Альфа Ромео Боканин Борзаччи.

А когда трупы убрали и гонку возобновили, в том же месте, вылетел и сгорел в своем Бугатти поляк - граф Станислав Чайковский. В 1938 году индикаровское кольцо решили убрать, добавили два новых изгиба.

Тоже не сильно спасло. Во время Гран При Милана, погиб очень перспективный итальянец Альдо Марацца. Он вылетел в Лесмо и от удара ему разорвало легкое. А через год на тестах погиб Эмилио Виллорези - брат пилота Формулы 1 Луиджи Виллорези. Всего до войны в Могце погибло 16 пилотов и 23 зрителя (по другим данным 27). Во время войны трек немного пострадал, главным образом, потому как до него никому не было дела (а вот африканец Джони Лав, служивший в рядах британской армии, освобождал как раз Монцу и прокатился по треку на мотоцикле, после чего решил стать гонщиком). В 1948 году его спешно отремонтировали и Монца продолжила собирать кровавую коллекцию. Уже в первой же гонке, в Лесмо погиб мотогонщик.  А в 1954 году, погиб австрийский мотогонщик - Руперт Холлаус - экс чемпион мира в классе 125. Будто этого было мало, в 1955 вернули кольцо

4 раза по такой схеме гоняли гонку Формулы 1. Дважды проводились уникальные соревнования пилоты Формулы 1 против пилотов Индикара (исключительно на кольце). К стыду асов Формулы 1, оба раза выиграли представители США. Особенно стыдно было в 1958, когда Формулу 1 представляли действительно сильнейшие (Фанхио, Мосс, Хоторн, Муссо и ещё ряд пилотов) а выиграл Джим Раттман. Организаторы поспешили соревнование закрыть, сославшись на отсутствие прибыли.
За время использования кольца, погибло 10 гонщиков. На кольце правда всего один - британец Рон Сирс, во время попытки побить рекорд скорости. А так народ в основном складывал голову в Лесмо или в Виалоне, как например, чемпион мира Аскари. В 1960 году британские команды, даже отказались приезжать в Италию, считая, что кольцо все же очень опасно. Наконец в 1961 году, это показал Вольфганг фон Трипс


Немец правда вылетел в Параболике, где до этого ничего опасного не происходило. Но снова болид улетел в толпу зрителей. Погиб и сам фон Трипс (лидер чемпионата на тот момент) и 14 болельщиков. Индикаровскую часть трассы закрыли на это раз навсегда.

Трасса на которой одержал победу Стюарт выглядела так.

Да такая конфигурация позволяла проводить отличные гонки, но скорости то росли и было понятно, что добром это не кончится. С 1962 по 1971 год, здесь погибло 8 гонщиков, в основном пилотов итальянской Формулы 3, но был и Йохен Риндт, чья жизнь оборвалась в Параболике.

После волшебной гонки 1971 года, когда судьбу гонки решило 5 пилотов в последнем повороте, организаторы, поняли, что надо что-то делать, ибо при одном неверном движении руля, все пятеро явно лишились бы жизни, ибо скорости были запредельные (было подсчитано, что на такой конфигурации трассы, современный болид развивал бы до 380 км/ч). Появились шиканы из шин в середине и начале прямых. Правоту организаторов показал мото Гран При 1973 года. Мотогонщики шиканы не использовали. В результате в массовом завале в классе 250, в Курва Гранде погибли Ренцо Пазолини и Ярни Сааринен - лидеры сезона. А ещё через пару месяцев, в той же Курва Гранде погибло три мотогонщика в итальянском чемпионате.    

С тех пор скорости удалось снизить, как и удалось снизить количество смертей. С 1974 по настоящее время погибло 9 человек, самым известным из которых был Рони Петерсон, вице чемпион мира 1971,78 годов. Последний раз смерть заходила в Монцу в 2000 году, когда обломка от массового столкновения убило маршала.

Монца по прежнему быстра. В 2004 году Хуан-Пабло Монтоя развил тут скорость в 340 км/ч. Но уже не столь опасная, хоть и не столь зрелища как в конце 60-х. Но при выборе между зрелищностью и опасностью, все же разумнее пожертвовать зрелищностью.
Tags: 1969, Италия, Формула 1
Subscribe

  • Про бокс

    Привет. Глубокой ночью в эту субботу, в Атланте, Джамел Херринг будет защищать свой пояс WBO от Шакура Стивенсона. Ну а мы будем смотреть, насколько…

  • Про бокс

    Вряд ли ещё кому-то удасться в этом году повторить тот триллер, что устроили в третьем бою Фьюри-Уайлдер. Но уже сегодня глубокой ночью, в Сан-Диего…

  • Про бокс

    Один из самых ожидаемых боев на этих выходных. Третья часть мерлезонского балета, под названием Тайсон Фьюри против Донатея Уайлдера. Встречались…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments