Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Сезон 1968 - итоги

Традиционно, о четвергам, пост про историю автоспорта. Формула 1, сезон 1968 года, каким он был, этот один из самых интересных сезонов? Появление антикрыльев и команды Tyrrell. Возвращение титула Грэму Хиллу  и гибель 4-х действующих пилотов. Вообщем, есть что вспомнить.

Пилот года
Грэм Хилл
Да, если бы не гибель Джима Кларка, возможно Грэм Хилл в 1968 году, так и остался бы подносчиком снарядов к более быстрому соотечественнику. Да, если бы не сломанная рука Стюарта в начеле года и сломанная  нога Икса в конце, то, возможно, в 1968 чемпиона звали по другому. Но это все если бы да кабы, а Грэм Хилл, доезжал до финиша, даже когда машина уже не ехала, скребя жопой по асфальту, как это было в Канаде или с разболтанным рулем, как это было в США и уже только за это, свой титул, он заслужил. Да и общими заслугами перед автоспортом, заслужил тоже.

Болид года
Honda RA301

Особой логики в этом нет. Просто язык не поворачивается назвать болидом года Lotus 49, ибо это было разваливающееся ведро с гайками. Matra MS10 ? Ну если бы не шины Dunlop и талант Стюарта - вполне заурядная машина. McLaren M7A? В принципе подходит, но его время ещё не пришло. Поэтому Хонда, и не за болид даже, а в целом за попытку разнообразить пелотон, веселыми, японскими лицами. Увы, попытка создать три, разных болида сразу и гибель Жо Шлессера, привели к тому, что в 1969 году, красивых, белых с красным, машин, на стартовом поле уже не было.

Прорыв года
Грэм Хилл
И снова он. Просто, после провальных двух последних лет, Грэма откровенно списали в архив. На фоне ярких выступлений Джима Кларка, Грэм Хилл смотрелся блекло и выглядел потухшим. На первом ГП ЮАР 1968, Грэм тоже всю гонку наблюдал задницу Кларка, да и ту вдалеке. Казалось, вот тебе и 10 лет в Формуле 1 и пора бы уходить. И кто бы мог подумать, что в конце года  Грэм Хилл снова станет чемпионом?

Гран При года
Гран При Бельгии
Гонка в Спа была и в меру интересной со множеством сходов и сменой лидера по нескольку раз. Но самое главное это конечно же первая победа команды McLaren. Сам Брюс Макларен посчитал, что механики его разыгрывают, ибо не заметил, как лидировавший Стюарт, на последних кругах, поехал заправляться. Начало, большой, хорошей истории было положено.

Авария  года
Жо Шлессер – ГП Франции

Джим Кларк, Майк Спенс, Людовико Скарффиотти - эти парни погибли за пределами Формулы 1. А единственным погибшем в Формуле 1, был пожилой француз Жо Шлессер. дядя короля Дакара - Жан-Луи Шлессера, друг Ги Лижье. Он проводил свою первую гонку за рулем болида Формулы 1. Не  справился с управлением. На его беду, Хонда в его руках, была болидом экспериментальным, магниевым и горела здорово и долго.  Кадры, как пилоты, едут мимо дымящегося трупа, вошли во все сборники фатальных аварий на гонках. Итог - уход Хонды и Ги Лижье всем своим болидам давал индекс JS в честь Жо Шлессера

Провал года
Cooper

В 1960 команда Купер в одни ворота выиграла чемпионат мира и кубок конструкторов. В 1966 году Джо Сертис и Йехан Риндт, в чемпионате уступили лишь Джеку Брэбэму.  В 1967 году Педро Родригез, на Купере смог выиграть Гран При ЮАР, пускай и из-за сходов. В 1968 же Купер выдал самую тихоходную баржу чемпионата, пускай и надежную и даже прочную, например Брайан Редман на ГП Бельгии (на фото), улетев под машину маршалов отделался лишь сломанной рукой. Увы этот провал имел большие последствия - двукратные победители кубка конструкторов, вслед за Хондой и проектом Дэна Гэрни, ушли из Ф1.

Эпик фэйл года
Антикрылья Lotus
К самому появлению атикрыльев претензий нет никаких. И не важно у кого они появились первыми у Lotus, Ferrari или Brabham. Но Колин Чепмен сделал, пожалуй одну из самых уродских конструкций за всю историю Формулы 1. После того, как в одной из квалификации, антикрыло отвалилось при попытке двойного обгона, Чепмен посчитал, что безопаснее его поднять выше потока воздуха от соперников. Может быть оно и так, но в итоге Лотусы стали напоминать машину с книжной полкой. Хорошо ФИА вовремя прикрыла этот полет фантазии.

Крэшер года
Джонни Серво-Гавин
Француз был безусловно парнем быстрым. Тому пример - второе место в квалификации ГП Монако, но увы, на всю дистанцию его не хватало и он теряя концентрацию, разбивал машину . Так было и в Монако, где он лидировал, но разбил свою Матру и в северо-американских Гран При и во Франции, где Серво-Гавин выступил за Cooper. Но зато он финишировал 2-м в Италии. На полноценный контракт на следующий год этого не хватило, но в резерве Tyrrell он остался.  Одно печально, серия аварии продолжилась и в следующем году, что в итоге привело к проблемам со зрением.

Дебют года
Tyrrell
Ну конечно то была не полноценная команда Кена Тиррелла, а некий союз Матры, команды Кена Тирелла из Формулы 2 и производителей двигателя Cosworth - обозванный Matra International. Но это вполне можно считать дебютом команды Тиррелл в Формуле 1. Дебют получился славным и Джеки Стюарт, прозябавший последние годы в BRM, снова вспомнил вкус побед и чуть было не выиграл титул, не помешай ему в этом кусок краски, забивший бензонасос. 

Потеря года
Джим Кларк

Тут наверное ничего комментировать не надо. Величайший пилот 60-х. Наверняка стал бы чемпионом мира и в 68, в третий раз. Думается, что и к антикрыльям он привык бы. И стиль вождения у него был аккуратнее и бережнее к технике, чем у Хилла. Сезон начал с победы. А потом, этап Формулы 2 в Хоккенхайме, где Кларк участвовал больше для поддержки гоночной формы. Неудачный старт. 8-е место к 5-м кругу. Дождь. Медленный прокол. И глупое деревцо росшее на обочине. Мир Формулы 1 лишился одного из лучших своих пилотов.

Таким он был. Сезон 1968. Впереди нас ждет 1969 год, не очень богатый на зрелища и сенсации. Но все равно, будем вспоминать.

Эпоха джентльменов на этом закончилась. Не ясно в какой момент. Не то в тот, когда на бок Лотуса наклеили первыую рекламную наклейку. Не то, когда король 60-х Кларк, понесся боком к немецкому дереву. Может быть, когда Джек Брэбэм посмотрев гонки CANAM решил, что и в Формуле 1 нужны антикрылья. А может, когда Джон Купер объявил о том, что уходит из Формулы 1 не найдя денег на продолжение.   Как бы там не было, она закончилась и начались новые времена, но об этом, через неделю.
Tags: 1968, Формула 1
Subscribe

  • Ответ на загадку

    Ну что, ребята, давайте узнаем правильные ответы на вчерашний, полу-литературный конкурс Гусарская баллада 1962. Пожалуй самый легкий из…

  • Конкурс знатоков кинов

    Губернатор Саратовской области Радаев побывал в селе Моршанка. Местная жительница сообщила, что сельчанами приходится покупать морковь по 150 рублей…

  • Кислотная среда

    Привет ребятки. Неделя пустая, каких либо интересных новинок нет. Поэому слушаем по желанию. Все там, под катом FR3SH TRX - IT BURNS ME…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments