Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Титул, сообразим на троих

Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Вот собственно и подошел к концу сезон 1968 года в Формуле 1, о котором я начал рассказывать ещё в том году. Люди более-менее знающие историю автогонок, конечно знают кто по итогу стал чемпионом. Ну, думаю далеко не все помнят обстоятельства, как это произошло. А может кто-то и не знает, тем будет интереснее. Итак последняя гонка 1968 года и три претендента на одну корону.

Три претендента на титул в последней гонке, это конечно случай особый и уникальный. До 1968 года, такое случалось дважды и в обоих случаях выиграли пилоты Феррари. В 1956 году Питер Коллинз, поняв, что ему не светит титул (для чемпионства нужна была побед и быстрый круг), отдал свою Феррари Фанхио, у которого сломалась машина (тогда ещё так было можно), аргентинец приехал в очки и стал чемпионом, а Коллинз стал легендой. В 1964 году Лоренцо Бандини, второй номер Феррари выбил с трассы претендента на титул Грэма Хилла, а потом пропустил на трассе, вперед напарника - Джо Сертиса и тот стал чемпионом, так как третий претендент - Джим Кларк сошел из-за движка. Последний   случай как раз и произошел на Гран При Мексики. Собственно из участников тех событий в борьбе за чемпионство нынче участвовал лишь Хилл. Бандини и Кларка уже с нами не было. А Джо Сертис находился в жуткой депрессии, мало того, что его Хонда объявила о временном уходе из Формулы 1, так ещё и запретила Сертису в следующий год участвовать в гонках, так как контракт с ним сохранялся. Не было в борьбе и пилотов Феррари, Жаки Икс долго претендовал на титул но сломал ногу. Он кстати к удивлению многих, вернулся спустя 6 недель после перелома за руль Феррари (прогнозировалось, что он на три месяца выбыл из строя). Увы нога толком не зажила и Икс должной скорости, в этой гонке, не показал.
А остались у нас следующие парни: Дэни Халм из McLaren-Cosworth (на фото вверху), действующему чемпиону мира, достаточно было приехатьь вторым, если остальные двое сойдут или выиграть, если Хилл финиширует 4-м и ниже. Грэм Хилл из Lotus-Cosworth, наверное больше всех заслужил титул, ведь он был чемпионом один раз, в 1962, зато в 63,64,65 был вице-чемпионом мира, да и в этом чемпионате, он лидировал почти что с самого начала, лишь раз разделив лидерство с Халмом. Для победы ему было достаточно финишировать выше соперников. Однако у букмекеров больше котировался Джеки Стюарт из Matra-Cosworth. Он на три очка отставал от Хилла, но в случае равенства очков, чемпионом становился бы Джеки, как обладатель большего количества побед-  три против двух. Плюс шины Dunlop наконец-то поехали не только в дождь, а с появлением крыльев Матра оказалась не медленнее Лотуса. Последнюю гонку Стюарт выиграл в одни ворота, в то время, как Хилла опять замучили технические проблемы. Вообще Стюарт выглядел сильнее.
Тем удивительнее, что квалификацию выиграл совсем другой пилот.  Победитель Гран При Британии этого, 68, года - швейцарец Ио Зифферт, давно славился, тем, что порой мог выдать очень быстрый круг. На этом году, быстрый круг пилота частной команды Walker пришелся на  квалификацию. Крис Эмон из Феррари показал 2-е время. Третий Грэм Хилл - Зиффет выставил меня на посмешище , 4-й Дэни Халм Проблем то у меня не возникло, если не считать, что я на 4 секунды отстал от Зифферта.  Где Стюарт? Он лишь седьмой ибо второй день квалификации потерял из-за поломки кардана.
В боксах McLaren, готовятся к старту
Брюс Макларен стартует 9-м
Старт прошел ровно,если не считать, оставшегося на прямой Лосьена Бьянки с отказавшим топливным насосом. Зифферт стараясь избежать пробуксовки, перемудрил со сцеплением и в итоге старт полностью провалил. В лидеры же, после небольшой борьбы с отлично стартовавшим Сертисом вышел Хилл. Далее шли  Стюарт, Эмон, Халм, единственный представитель BRM и местный любимец - Педро Родригез, Йехен Риндт из Brabham и наконец Зифферт.
На втором круге Стюарт прошел Сертиса и бросился в погоню за Хиллом и вскоре его обошел. Интересные интересности начались. На 3-м круге заглох движок Риндта, через круг тоже самое произошло с Иксом. Высокогорье - движки просто не выдерживали разряженного воздуха, что тоже вносило интригу.
На 5-м круге Дэни Халм, обошел Сертиса и тройка лидеров чемпионата возглавила гонку. На 6 круге Грэм Хилл красивым маневром вернул себе лидерство. Затем Ио Зифферт смог поэтапно пройти Сертиса, а следом и Халма и выйти на 3-е место.
На 10 круге одним претендентом на чемпионство стало меньше. У Денни Халма произошла поломка амортизатора, когда он проходил бэнкинг, и последовал очень сильный удар об ограждение. Болид проскользил поперек дороги по направлению к боксам, затем Денни сумел выровнять его, но топливная трубка разорвалась от волочения по асфальту и оставила за собой топливный след, который воспламенился от искр, высеченных скребущимся по трассе шасси. Невредимый Денни быстро выбрался из болида, по какой-то неизвестной причине бак не взорвался, и спустя несколько минут пожар был благополучно потушен. Это означало, что у нас будет новый чемпион мира.
Крис Эмон выбыл из гонки из-за поломки водяного охлаждения. У Сертиса перегрелся движок и он сошел. Таким образом позади тройки - Хилл/Стюарт/Зифферт ехали Дэн Гэрни на собственном Макларене, Джек Брэбэм на машине имени себя и француз Джонни Серво-Гавин, партнер Стюарта по команде, и ещё далее Брюс Макларен.
На 17 круге Ио Зифферт обогнал Джеки Стюарта, а поскольку команда Walker покупала машины у Лотус, Грэм Хилл мог передохнуть, швейцарец Зифферт вряд ли стал бы атаковать, а вот прикрыть спину, был готов.

Но рассказы про контракт и поставку новых Лотусов для команды Роба Уокера в целом и Ио Зифферта в частности, то были рассказы, ибо швейцарец про все это забыл и на 22 круге, воспользовавшись обгоном кругового, вышел в лидеры. В принципе Хилла устраивало и второе место, но Ио обгонял очень опасно.А на 25 круге Зифферт поехал в боксы с заглохшим движком, возможны маты Хилла были услышаны и испортили швейцарцу карму. После краткого ремонта он вернулся на трассу с 2 кругами отставания, снова развил хорошую скорость и смог финишировать 6-м, в очках.  В то время сходят - Гэрни - сломалась подвеска, Серво-Гавин - сломался движок и Брбэм - давление масла.
А что же Джеки Стюарт? Смог ли он догнать Хилла? А Джеки Стюарт начиная с 10 круга начал понемногу терять скорость. Сначала немного, но начиная с 35 круга отрыв от Хилла начал сильно расти. На 39 круге Стюаот даже заглох, но смог завестись. Начиная с этого момента, шотландец постоянно глох на торможении и терял 3-4 секунды на круге. На 51 круге Стюарт скатился на 4 позицию (его обошли Макларен и ещё не сошедший Брэбэм). А на 58 круге двигатель окончательно встал. Несколько позже, выяснилось что виной всему стал кусочек краски (меньше 50 копеек)  попавший в впрыск топлива и его забивший. Как он оказался в моторе, не ясно. Двигатель переставляли с запасного болида, накануне квалификации. Вообщем не суть, ведь в этот момент, чемпионом мира стал этот парень.    
Грэм Хилл, заслуженная победа, мастера настройки. Это был последний чемпионский титул людей эпохи гонщиков-джентльменов. Кларк, Гэрни, Сертис, Фил и Грэм Хиллы, Джек Брэбэм, Ио Зифферт и Брюс Макларен, их эпоха уходила. Культурные. начитанные, остроумные гонщики с аккуратным, выверенным стилем вождения. Ходившие в смокингах, с аккуратной прической,  от них пахло дорогим одеколоном, сигарами и лакированными туфлями. Они предпочитали играть в гольф, а собрание пилотов проводить лежа на траве. Они не заключали соглашения, их слово было дороже любого договора. Лохматый и устраивающий бойкоты Джеки Стюарт, был уже из другого поколения. Как и капризные Йехен Риндт с Жаки Иксом. Это были талантливые ребята, но уже другие. Как и другими стали болиды и сама Формула 1. На пороге стояла эпоха крыльев, рекламы, скандалов и двигателя Cosworth - буйные и смертельно опасные 70-е.      
 Ну а ГП Мексики? Грэм Хилл его уверено выиграл, вторым финишировал Макларен, что позволило молодой команде занять 2-е место в кубке конструкторов. Джеки Оливер, партнер Хилла, в кои веки, доехал до финиша (он свой дежурный Лотус уничтожил в квалификации) и был 3-м. Местный любимец Педро Родригез добрался до финиша 4-м. Он обошел было Оливера на последнем круге, но Грэм Хилл, опережавший обоих на круг замедлился  перед мексиканцем и Джек Оливер смог отыграться.

Ну и в заключении хочется немного рассказать про тот самый автодром имени Рикардо Родригеза, что во второй раз стал ареной для схватки.
Трасса это была построена в 1962 году и в том же году там был проведен не зачетный Гран При. Организаторами Гран При выступили  Хавьер Веласкез и Карлос Бранифф - между прочим члены сборной Мексики по парусному спорту и участники Олимпиады, ну и конечно же  Ромуло О'Фаррилл - мексиканский телемагнат, владелец нескольких телеканалов и центральных газет. В своём роскошном загородном особняке он и устраивал перед Гран При вечеринки для гонщиков. Увы первое Гран При на новой трассе окончилось смертью. В том самом не зачетном Гран При Мексики 1962 года, погиб один из самых талантливых молодых пилотов того времени - гонщик Феррари Рикардо Родригез. Напомню, что в своей первой гонке в Формуле 1, он в квалификации показал 2-е время. А было это в Монце, между прочим. Именем, рано погибшей мексиканской звезды трассу и назвали. А позже она стала называться именем братьев Родригез, когда и Педро Родригез ушел на небо, проведать младшего брата.
Трасса находится в государственном парке на юго-востоке Мехико. На тот момент, это был один из самых современных автодромов, особенно по части удобства в боксах. Столь просторными боксами не могла похвастать ни одна другая трасса. Плюс трасса была довольно простой и носила несколько мест для обгонов. Пилотам, так же нравилась атмосфера праздника, что старались дарить им организаторы. Например, здесь не вручали призы пилотам сразу. Для этого проводили отдельную церемонию, на отдельном стадионе, перед которой устраивали корриду.

Пожалуй самым интересным местом на трассе был последний поворот Рeraltada, он чем то напоминал Параболику в Монце, но благодаря некоторому наклону, скорость прохождения этого поворота была выше чем в Параболике. Именно, тут и погиб Рикардо Родригез, переоценивший свои силы. А ещё одной изюминкой была высота нахождения трассы - 2285 м. Разряженный воздух заставлял пилотов быстрее уставать, но ещё быстрее, чем пилоты, как правило уставали их движки.

Но, даже не это было основной проблемой трассы. Мехико сейсмоопасный район, поэтому зачастую асфальт могло покорежить, буквально накануне гонки. Но если эту кочковатость ещё можно было выдержать, то местное население нет. Мексика того времени, не самое, мягко скажем, богатое государство, поэтому, стремясь извлечь выгоду, организаторы продавали билеты по маленькой цене и как говорится перестарались. Люди были по всюду, на трибунах, в боксах, возле трассы, на ограждениях трассы. Мало того, что они создавали километровые пробки. из-за которых пилотов на трассу доставляли вертолетом, так в конце концов это было не безопасно и дико раздражало. В 1971 году волевым решением, Гран При Мексики из календаря убрали. Оно вернулось в 1986, но в 1993 году Мексику снова выкинули из календаря ради Гран При Европы. Все же Европа поспокойнее.

Сейчас на автодроме братьев Родригез гоняется Наскар и Индикар.  В рамках трассы был построен бейсбольный стадион, где проводятся концерты. Не раз заявлялось, что Формула 1 вот вот вернется на этот автодром, но пока воз и ныне там.
На следующей неделе, подведем итоги 1968 года.  
 
Tags: 1968, Мексика, Формула 1
Subscribe

  • От Франкенштейна до бегущего

    2008 год в кино-научной фантастике, выдался насыщенным. Фильмов было много, в основном правда, это марвеловская ерунда и псевдо комедийное барахло,…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Ничего не поделаешь, но обзор Sci-Fi фильмов из 2007 года, придется заканчивать. Хотя хороший был год, не так много фильмов, но почти все добротное,…

  • От Франкенштейна до бегущего

    Научная фантастика 2007 года сама себя не разберет, поэтому давайте продолжим, узнавать, что же такого наснимали режиссеры в жанре Sci-Fi в этот, уже…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments