Дед Онотолий (a_simakoff) wrote,
Дед Онотолий
a_simakoff

Categories:

Неуемная энергия Супер Марио

Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Продолжаем вспоминать давно прошедшие Гран При Формулы 1. Сезон 1968 года, который практически подошел к концу. Гран При США, в очередной раз проходившее в пригороде Нью-Йорка на трассе Уоткинс-Глен. Три претендента на чемпионский пояс за две гонки до конца сезона.  Набравший отличный ход, действующий чемпион -  Дэни Халм из McLaren, обладатель самой быстрой машины, опытнейший Грэм Хилл из Lotus. Они имели  по 33 очка. На 6 очков от них отставал шотландец Джеки Стюарт из Tyrrell-Matra, но в случае дождя во время гонки, Стюарт мог вполне надеяться на победу в Гран При, ведь его шины Dunlop в дождь были на голову выше конкурентов.
В составе участников произошли минимальные изменения. Сломавшего ногу Икса в Феррари, заменили на Дарека Белла. В Lotus стартовал виче чемпион CART - американец Марио Андретти, а в BRM чемпион CART (тогда чемпионат правда назывался USAC) - Бобби Анзер. Напомню, что оба уже пытались  выступить на ГП Италии, но тогда их не допустили до старта.  Ну и Tyrrell-Matra была представлена лишь Джеки Стюартом, болид Джони Серво-Гавина сгорел буквально перед началом квалификации - что-то замкнуло.
Квалификация как всегда проходила в два дня, но по сути можно говорить, что проходила она в субботу. Ибо всю пятницу дул сильный ветер, принесший дождь, иногда прерываемый снегом. В таких условиях, само собой, мало кто выезжал на трассу. А кто решился, пожалел. Джеки Оливер в очередной раз уничтожил болид Лотуса и стартовать далее ему было не на чем. При этом после трех ударов об забор Джеки получил лишь царапину колена.
В субботу же быстрейшим оказался дебютант - Марио Андретти У нас была фантастическая машина, но ведь я выступал в роли третьего пилота команды. Моим инженером был Морис Филипп, и он нашел отличные настройки. Я просто выехал на квалификацию - и машина вела себя именно так, как я хотел. Далее расположились Стюарт и Хилл , Крис Эмон (Ferrari) и Дэни Халм. Ничего удивительного, что на старт любимца местной публики - Андретти, с первого места, собралось посмотреть почти 100 000 болельщиков.
И старт этот получился. К счастью обошлось без стартовых аварий, лишь в конце первого круга Бельтруаз (Matra), подрезал Пирса Кариджа (Parnell-BRM) и снес британцу носовой обтекатель, но Пирс продолжил гонку. К разочарованию публики, Марио Андретти стартовал не очень удачно, и его обошел Стюарт. Далее первый круг закончили 3 - Эмон; 4- Хил; 5 - Риндт (Brabham c 6-го места), Халм, Дэн Гэрни (снова выступал за McLaren), Сертис (Хонда), Брюс Макларен и Ио Зифферт (Walker-Lotus). На 2-м круге Халм обошел Йохана Риндта в борьбе за 5-е место. Стюарт и Хилл уже солидно оторвались к 3 кругу и единственным интересным моментом гонки стал прорыв Белла и Анзера из низов.  К 6-м кругу Марио Андретти  вроде бы уже готов был атаковать Джеки Стюарта, но тут случилось неожиданное, у Марио треснуло шасси.    
Та же беда, была у Грэма Хилла с таким же Лотусом в Канаде. Но если Грэм просто провис жопой, то у Андретти, без каких либо контактов с кем нибудь, часть днища повисла и начала скрести асфальт. На 13 круге Марио заехал в боксы, ему обмотали нос скотчем и он вернулся на трассу, за пределами первой десятки. Хороший дебют был испорчен. До этого, проблемы случились у Эмона, пытавшегося обойти покалеченного Марио. На 9 круге у него лопнула одна из трубок подачи воды, струя попала на задние колеса и Криса развернуло. Новозеландец смог продолжить гонку, но его развернутое Феррари успели проехать 6 машин.  По этой же причине вскоре сошла вторая Феррари - Белла.
На 16 круге, Дэни Халм, шедший третьим, наехал на масляное пятно, его развернуло, в результате новозеландец оказался 9-м. Третье место, стало проклятым. Вышедший на него Дэн Гэрни, тоже вскоре развернется.
К 20 кругу Стюарт опережал Хилла на 14 секунд, за ними вплотную шли Гэрни,  Сертис, Риндт и Зифферт. На 26 круге Дэна Гэрни развернуло на 360 градусов, но он чудом смог поймать болид, правда пропустив веред Сертиса. В борьбе за пятое место Зифферт обошел Риндта. В это время основной претендент на корону, точнее на то, что бы сохранить её - Дэни Халм, поехал в боксы - стали барахлить тормоза, гонка была для него потеряна.
На 35 круге сошел Бобби Анзер - взрыв мотора. Американец успел пробиться на 10-е место, увы это была его единственная гонка в Ф1.
На 52 круге Стюарт установил рекорд круга. К тому времен он уже солидно оторвался от Грэма Хилла. А у Хилла возникли проблемы. Его рулевое колесо стало отходить от приборной панели и возвращаться назад, причем делало это по несколько раз на круге. Я сначала пилотировал, как Нуволари, вплотную прижавшись к рулю, затем, как Фанхио, с полностью вытянутыми руками. Благодаря этому к 60 кругу Стюарт оторвался от Хилла на 30 секунд. Далее шли Гэрни и Сертис. У Дэна била небольшая струйка масла, залившая Сертиса с ног до головы. Далее Риндт и Зифферт с барахлившей коробкой.
У шедшего 8-м Педро Родригеза развалилась задняя подвеска его BRM, к счастью мексиканец не вылетел с трассы и смог остановить болид.  А на 72 круге взорвался двигатель  Риндта.  На 92-ом круге у Денни Халма полетел входной вал, когда он ускорялся перед боксами, и из-за этого болид развернулся и вылетел с трассы на насыпь напротив боксов в районе стартовой линии. Казалось, произойдет очень страшная авария, когда болид взмыл в воздух, но, к счастью, вместо того, чтобы перевернуться, он приземлился на колеса. Хотя McLaren был сильно смят и серьезно разрушен, Денни вылез из него невредимым.
Ну а на последнем круге наступила развязка. У Дэна Гэрни произошёл медленный прокол и он потерял скорость. Его обошел Сертис. Могли бы обойти и Зифферт с Маклареном, но обоим пришлось заезжать в боксы - дозаправлятся.Ну и впервые со старта, испытал проблемы Стюарт. Два идиота решило перебежать трассу и один из них замешкался. Джеки смог увернутся но по его словам, он даже успел разглядеть цвет носков придурка, настолько тот близко пробежал перед болидом.
Для Джеки Стюарта это стала первая сухая победа в сезоне. По прежнему на корону претендовали трое. Грэм Хилл с 39 очками, на 3 очка он него отстал Стюарт ну и Дэни Халм в случае неудачи британцев ещё мог сохранить титул, даже финишировав 2-м.
Mario Andretti
Наверное не все знают, но самый популярный пилот США,стал американцем, всего за три года до своего дебюта в Ф1. А ещё у него был брат близнец - тоже очень хороший гонщик. Сложись все немного по другому, могли бы меняться на гонках, как делаю это близнецы на экзаменах, но и без этого, для Марио Андретти все вышло отлично.Марио Габриэль Андретти родился вместе с братом близнецом Альдо 28 ноября 1940 года в Монтовуне, Хорватия в семье бедного итальянского управляющего фермы Луиджи Андретти . По рассказам матери, в возрасте 2-х лет близнецы доставали  из шкафа крышки от кастрюль  и бегали по кухне делая «врум, врум», таки образом они изображали гонки на машинах. А в возрасте до пяти лет они с Альдо объездили на самодельном деревянном автомобиле всё улицы родного городка.  Истрия в тот момент была частью Италии, но по Парижскому мирному договору по окончании Второй Мировой войны она отошла к Югославии. В 1948 году начался массовый исход итальянцев, к которому присоединилась и семья Андретти, осевшая в лагере беженцев в Лукке. Андретти устроился подрабатывать парковщиком на стоянку. В первый раз я завел автомобиль, ощутил вибрацию двигателя и колес приведенных к жизни моими руками, это я их оживил, я. Это чувство я не могу описать, но оно у меня рождалось каждый раз когда я садился за руль гоночного автомобиля.
В июне 1955 года  семья эмигрировал в США и осела в Назарете, штат Пенсильвания всего с 125 долларами в кармане. Но ещё за два года до переезда в США , Марио принял участие в одном из этапов итальянской Формулы 3. А ещё он побывал в качестве зрителя на Миллье Мили и стал фанатом победившего Альберто Аскари.
В Назарете братья быстро нашли работу в автомастерской дяди, приютившего бедных родственников. К своей большой радости пацаны также нашли  неподалеку гаревый рек для гонок. Заработанные в гараже дяди деньги братья несут местному спортсмену Хадсону Хорнеру, который помогает им в становлении гоночной карьеры. Они арендовали старый автомобиль Хадсона и по очереди гоняются на местном треке. Не рассказывая родителям о своём участии в столь опасных соревнованиях, каждый из них имел по две победы в 4 гонках. У Альдо и меня были победы за рулем закрытых авто. Но моей целью были болиды.  Идиллия закончилась ближе к рождеству. Альдо попал в тяжелейшую аварию, оставшись инвалидом и Марио пришлось принять на себя весь родительский гнев.
Однако даже слезы матери и маты отца, не могли оторвать Андретти от гонок. В 1961-63 годах он стартовал в гонках «миджиментов», малолитражных машинок, выглядевших карликами на фоне взрослых автомобилей, имел 21 победу в 46 гонках.  Следующей ступенькой стал чемпионат восточного побережья, но Марио выступает только в гонках поддержки. Он даже съездил в Канаду, но и там не смог найти место для участия в основной гонке. Позже Андретти переключился на гонки серии спринт. Он выиграл свою первую гонку в Спринте в Салеме.     В том же 1964 году, получивший американское гражданство Андретти дебютирует в USAC на этапе Трентоне, стартовал 16-м, финишировал 11-м. После этого он был представлен владельцу команды Клинту Бронеру. Бронер был недоволен своим основным пилотом Стэном Боуменом, другой его гонщик Дон Дэвис погиб, а заработавший очки Чак Холмс был тяжело ранен. Бронер предоставил Марио ещё один шанс в гонке в Индиане. Клинт убедился, что нашел для команды нового пилота, и эта пара просуществовала вместе 6 лет. Чемпионат Андретти окончил 11-м.
Уже в первый, полный сезон - 1965 года, Андретти  – становится чемпионом серии. Его третье место в Инди 500, принесло ему звание новичка года и так же поспособствовало титулу.  Там же на Инди 500, он встретил Колина Чепмена, приехавшего на гонку со своим пилотом Джимом Кларком. Андретти поделился с британцем своими амбиционными планами, но что Колин сказал «как только  будешь готов к Ф1, позвони мне». В 1966 году Марио удалось сохранить титул чемпиона.
В 1967 году Марио минимально уступил титул опытнейшему Эй Джей Фойту. Зато он выиграл в 12 часах Себринга и был назван гонщиком года в США. Попытался он выиграть и в 24 часах Ле-Мана, но тут произошёл курьез. Марио вылетел с трассы, зацепив по дороге ещё две машины Форда (за Форд американец выступал). Наконец в 1968, опять минимально уступив титул, на этот раз Бобби Анзеру, Андретти решил, что к Формуле 1 он готов и позвонил Колину Чепмену.

В 1969 году Марио вернул себе титул чемпиона USAC и в первый и последний раз выиграл в Инди 500. С тех пор, Марио почему-то перестало вести на "старой кирпичнице" , как впрочем и всему его семейству, есть даже легенда о том, что семью Андретти в Инди 500 прокляли. В 1970 году, Марио уже начал всерьез поглядывать на Формулу 1, американские предприниматели - братья  Гранателли, приобрели для Марио болид от новой фирмы March и Андретти стал на нем выступать в Гран При Ф1, когда те не совпадали с этапами USAC. В такой манере Марио смог финишировать 3-м в ГП Испании и через год подписал контракт третьего пилота самой Феррари.
Уже первое же Гран При в составе Скудерии Марио выиграл (ГП ЮАР), обогнав за 2 круга до финиша, забарахлившего Халма. Помимо USAC и Формулы 1, Андретти ещё и стартовал за Феррари в гонках спорт-протипов и паре с Иксом, сделал итальянцев чемпионами серии в 1972, одержав 4 победы (среди пилотов тогда титул не разыгрывался, только среди машин). А в 1973-74 Андретти дважды становился вице-чемпионом северо-американской Ф5000. Наконец к 1975 году, стал вопрос, что надо сконцентрироваться на чём-то одном и Марио выбрал Формулу 1. Тем более, что его давний приятель по USAC и сам в прошлом неплохой гонщик - Парнелли Джонс, затеял перенести свою команду из USAC в Формулу.
Увы получилось не очень. Марио смог закончить 4-м Гран При Швеции, но этих очков хватило лишь на 12-е место в зачете. Андретти под конец сезона плюнул и вернулся в USAC. Не вышло у Парнелли Джонса и в 1976, после двух Гран При, американская команда покинула Ф1, а Марио перебрался к старому приятелю Колину Чепмену.  Lotus в те времена находился в ауте, но способность Марио находить нужные улучшения в машине, сыграли свою ключевую роль. Машина стала набирать очки, Андретти  блестящее провел первое в истории  ГП Японии в котором выиграл поул и в сильнейший дождь смог финишировать первым, сезон завершил на 6 месте. В 1977, таких побед было уже три. Андретти стал первым американцем выигравшим ГП США (Лонг-Бич) и победил в Испании и Италией. Увы не смотря на лучший автомобиль, 4 победы по ходу сезона (больше всех),  по итогам сезона оказался 4-м, во многом из механических проблем и аварии.К тому моменту Марио было уже под сорок, и он перестал бросаться в борьбу при малейшей возможности и стал более рассудителен. А его товарищ по команде Гунар Нильсон соблюдал принцип субординации. Так же Андретти установил рекорд скорости в Инди 500, став первым пилотом вышедшим из 200 миль в час в квалификации.
А далее был 1978 год, где Чепмену удалось решить проблемы с надежностью и Марио Андретти стал чемпионом мира.  В США его снова назвали гонщиком года. Увы дальше в Ф1 начал царить граунд-эфект и прочие "юбки", который Андретти как и многие пилоты старой школы, типа Икса, возненавидели Болиды стали абсурдными, действительно сырыми, и не нуждались в деликатном обращении. Это было тупое вождение, без необходимой тонкой коррекции руля, машины стали чересчур просты в управлении, на много проще, чем это было необходимо.  В 1979 году Андретти потерял корону, а после провала 1980 года (всего 1 очко) был уволен из Лотуса. Год в Alfa Roneo тоже не принес успеха, Зато Андретти финишировал 2-м в Инди 500. Последним сезоном Марио в Ф1, был 1982, когда Андретти заменил тяжело травмированного Пирони в Феррари. Он выиграл поул и финишировал 3-м в Италии, но машина явно позволяла добиться большего. В итоге Андретти вернулся в USAC, что тогда уже стала называться Индикаром.

И сразу пошли победы. В 1984 году Марио Андретти стал чемпионом серии. Последующие пять лет, он выигрывал хотя бы одну гону в каждом сезоне.

Официально его карьера в CART окончилась лишь в 1994 году! Потом ещё три года Андретти пытался выиграть в 24 часах Ле-Мана, дабы сделать большой хет-трик (чемпион Ф1, Инди 500 и Ле-Ман), увы не вышло. Более того в 2003 году (в 63 года!) Андретти попробовал выступить за команду сына в серии Инди, вместо травмированного Тони Канаана. За две минуты до конца тренировочной сессии перед носом Марио оказался обломок от машины столкнувшегося со стенкой Кенни Брака. Мусор попал под болид Андретти и Марио совершил обратное сальдо на скорости свыше 200 миль в час. К счастью автомобиль приземлился колесами вверх и Андретти отделался незначительными травмами.   Это был знак свыше. За руль я больше никогда не сяду.

В настоящий момент вместе с женой Ди Энн живет в Назарете, штат Пенсильвания, возле особняка своего сына Майкла. Его жена родом из Назарета и была преподавателем английского у Марио в 1961 году.  В 2006 году он был награжден высшей итальянской гражданской наградой, в честь его гоночной карьеры, заслуг и стойкой приверженности итальянским традициям, из мира автоспорта такой награды удостоен был только Энцо Феррари. С 2007 года он является мэром «свободной коммуны Мотовун в изгнаии», ассоциации итальянских беженцев из Мотовуна.  В 2002 и 2003 годах он материально и морально поддержал гонку Роуд Америка, оказавшуюся на грани краха из-за противоречий владельцев трассы с организаторами CART, с этого времени гонка носит его имя. Его сыновья Майкл и Джефф также стали автогонщиками. В 1988 году в серии CART, так же выступал и племянник Марио-Джо, это единственный случай, когда 4 представителя одной семьи выступали в одной международной гоночной серии. А в 2006 году в серии Инди поехал внук Марио – Марко, он финишировал 2-м в Инди 500 и стал третьим представителем клан выигравшим титул новичок года.

 Марио и сейчас ведет активный образ жизни. Его часто можно встретить на корпоративных вечеринках. Часто он представлял погибшую серию CART, перед спонсорами. Андретти является вице председателем винодельни, владеет сетью автозаправок, дилерским представительством Toyota в пригороде Питтсбурга, автомойкой, автосервисом, картинговой трассой,  линей одежды и видеоигр и также производством репликаров. Он также тестирует автомобили для журнала «роуд анд трек». В июле 2006 года принял участие в автопробеге по всей Америке. Он трижды появлялся в кинофильмах. Первый раз в документальном фильме про историю команды Пола Ньюмена, затем озвучивал самого себя в комедийном фильме – пародии на его победу в Дайтоне 500 1967 года и в документальном фильме про соревнования Баха 100. Также Марио ведет свою колонку в газете Индианаполис Старс, где рассказывает про других пилотов и их машины.
На этом все. На следующей неделе трагическая развязка сезона в Мексике.
Tags: 1968, США, Формула 1, пилоты Ф1, победители Гран При, чемпионы мира
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про бокс

    Вряд ли ещё кому-то удасться в этом году повторить тот триллер, что устроили в третьем бою Фьюри-Уайлдер. Но уже сегодня глубокой ночью, в Сан-Диего…

  • Ответ на загадку

    Ну что, прыгаете небось на месте от нетерпения, узнать правильный ответ на вчерашний вопрос? Как связана гифка из игры Стрит Фишер, ну так мы её…

  • Конкурс знатоков кинов

    Минстрой разрешил жить в ветхом жилье, если оно «ограниченно годное». Друзья, теперь комментарии в кокурсе где не будет указан год выхода…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments